Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Региональные особенности формирования гуманитарной культуры студентов технических вузов Татарстана Сахипова Завгария Музагитовна

Региональные особенности формирования гуманитарной культуры студентов технических вузов Татарстана
<
Региональные особенности формирования гуманитарной культуры студентов технических вузов Татарстана Региональные особенности формирования гуманитарной культуры студентов технических вузов Татарстана Региональные особенности формирования гуманитарной культуры студентов технических вузов Татарстана Региональные особенности формирования гуманитарной культуры студентов технических вузов Татарстана Региональные особенности формирования гуманитарной культуры студентов технических вузов Татарстана Региональные особенности формирования гуманитарной культуры студентов технических вузов Татарстана Региональные особенности формирования гуманитарной культуры студентов технических вузов Татарстана Региональные особенности формирования гуманитарной культуры студентов технических вузов Татарстана Региональные особенности формирования гуманитарной культуры студентов технических вузов Татарстана
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сахипова Завгария Музагитовна. Региональные особенности формирования гуманитарной культуры студентов технических вузов Татарстана : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01.- Санкт-Петербург, 2006.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-24/60

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Образование и культура студентов: теоретические аспекты 10

1.1. Теоретические основы культурологического анализа образования как культурного феномена 10

1.2. Основные тенденции модернизации высшего образования в культуре современной России 17

1.3. Гуманитарное образование в системе подготовки специалистов 27

1.4. Культура студентов как молодежная субкультура 49

Глава 2. Образование как процесс взаимопроникновения культур 69

2.1. Культурно-историческая динамика Татарстана как региона России 69

2.2. Национально-региональные традиции в формировании студенческой культуры в технических вузах Татарстана 86

2.3. Язык как проявление национальной идентичности 107

Заключение 121

Список использованной литературы 123

Приложения\

Введение к работе

Актуальность исследования

На рубеже XX- XXI веков активно и во многом стихийно идущие процессы реформирования российского высшего образования актуализировали ряд новых аспектов, среди которых важное место принадлежит региональному. В современной отечественной культурологии регионалистика обрела статус самостоятельного научного направления.

Татарстан один из крупных регионов культуры современной России, промышленно-экономический потенциал которого, делает республику важной составляющей общероссийской экономики. Не случайно 75% вузов Татарстана технического профиля, призванные сформировать конкурентоспособных профессионалов, обладающих глубокой и разносторонней, общей культурой. Вместе с тем в реальной практике образовательного процесса высшей школы нередко доминирует модель формирования «узкого специалиста». Татарстан представляет собой регион, где существуют многовековые традиции взаимодействия разных культур, прежде всего русской и татарской. Освоение этого опыта является необходимым условием гуманитаризации образования в республике. Произошедшие за последние 15 лет изменения в жизни России и Татарстана выдвинули на первый план задачи формирование гуманитарной культуры студентов. Реформирование образования, направленного на преодоление существовавшей прежде модели «узкого профессионала», определяет актуальность темы исследования.

Степень изученности проблемы

Заявленная проблема нашла отражение в различных публикациях. Значительный объем анализируемых исследований составили работы, посвященные изучению феномена молодежи, в частности студенческой культуры. В нее вошли работы, дающие представление о процессах модернизации образования и культуры в Республике Татарстан.

Изучение студенческой молодежи особо в широком масштабе происходит в 60 - 70-е годы XX столетия. Это было связано с проявлением политической активности студенческого и молодежного движения в Европе и Америке. Тогда советские и зарубежные исследователи занимались проблемами социальной активности молодежи (М.И. Новинская, Е.И. Косенко, и др.). Социологии молодежи были посвящены труды С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского, И.С. Кона. Различные стороны студенческой жизни представлены в работах обобщающего характера (А.А. Козлов, Б. Рубин, Ю. Колесников, Д. Константиновский, Л. Рубина, Б. Говако, А. Сукало и др.). Исследования молодежи и молодежной культуры носили в основном социологический характер.

Новые подходы к анализу молодежной культуры, в том числе культуры студентов, содержат труды А.С. Запесоцкого, С.А. Сергеева, Т.Г. Исламшиной, А.Л. Салагаева. Ценностные ориентации молодежи Юго-Востока Татарстана анализируется в работе P.M. Рахимовой «Особенности социализации и ресоциализации провинциальной городской молодежи в постсоветском российском обществе».

Проблемы образования всегда занимали важное место и в философско- культурологической мысли: уже в свое время Платон, Августин Блаженный, Аристотель, Коменский и Ж. Руссо дали осознание культурно-исторической ценности образования. Анализ философско-культурологической литературы (Э.В. Соколов, И.М. Ильинский, А.В. Миронов, А.П. Огурцов,

В.В. Платонов, Е.С. Протанская) дает возможность выявить проблемы образования, которые вовлекают многих ученых в сложную систему чисто философских размышлений.

Методологические вопросы образования получили разработку в трудах А. Леонтьева, А. Петровского, а также Г. Батищева, Н. Алексеева, Э. Юдина.

Образование человека рассматривается с позиции его творческих возможностей. В работах глубоко изучаются образовательные и воспитательные ресурсы гуманистической педагогики, рефлексивной психологии и понимающей социологии.

Проблемы высшего образования России помогли выявить необходимость его модернизации, важными и общими тенденциями которой, являются осознание кризиса системы образования, определение идеалов и целей образования, выдвигающие новые требования научно-технической цивилизации, конвергенция между различными аспектами образования и поиск новых культурологических концепций, которые могли бы служить основой системы образования и педагогической теории, и практики. Образование выступает в качестве специальной сферы жизни, создающей внешние и внутренние условия для развития индивида в процессе усвоения ценностей культуры через синтез обучения, воспитания и самовоспитания, социализации и индивидуализации.

Модернизация высшего образования России необходима для усиления региональной направленности деятельности высшей школы, т. е. формирование региональных компонентов основных аспектов образования, способствующих самореализации технических специалистов в специфических условиях поликультурного региона. Региональный компонент, как один из новых аспектов процесса модернизации российского высшего образования базируется на достижениях отечественных ученых Л.М. Мосоловой, М.С. Кагана, А.С. Кармина.

Татарстан как национально-региональная составляющая России, сегодня исследуется в трудах многих ученых республики: в историческом аспекте (Д.Н. Исхаков, А.А. Бурханов, Г.Г. Давлетшин); политико-культурном (Р.С. Хакимов); социально-экономическом (А.Н. Юзеев, Ф.Х. Мухаметшин); образовательно-педагогическом (В.А. Гайфуллин,

Г. Мухаметзянова, А.Н. Хузиахметов); искусствоведческом (Р.Г. Нугуманов) аспектах.

Проблемы использования различных сторон регионального подхода в системе образования, а также идеи включения местного материала в процесс обучения выдвигаются еще в трудах педагогов-классиков (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, К. Насыри,

Ш. Марджани). Их идеи народности, природосообразности обучения и воспитания, необходимость знания особенностей развития родного края, патриотическое воспитание молодежи не утратили своей актуальности и в современных условиях развития образования. Сегодня, проблема совершенствования высшей школы Татарстана исследуется во многих областях - в психологии, педагогике, социологии (В.И. Андреев, А.А. Емекеев, В.Г. Гайфуллин, P.M. Рахимова, и др.).

Объект исследования- культура студентов технических вузов Татарстана.

Предмет исследования - региональные особенности формирования гуманитарной культуры студентов.

Цель исследования: определить особенности формирования гуманитарной культуры студентов технических вузов Татарстана.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

Рассмотреть основные тенденции реформирования высшего образования в культуре современной России.

Показать значение гуманитарной подготовки в формировании гуманитарной культуры студентов технических вузов Татарстана.

Раскрыть истоки национально-культурных ценностей Татарстана.

Выявить значение родного языка в поликультурном регионе.

Определить роль вузовского образования в формировании гуманитарной культуры.

Методология и методы исследования

Методологической базой исследования является комплексный междисциплинарный подход к анализу историко-культурных явлений, позволяющий обосновать типологическое своеобразие Татарстана как этнокультурного региона России. Сочетание диахронического и синхронического методов позволили выявить вехи исторической эволюции Татарстана в политико-государственном, культурном и образовательном аспектах. Исследование исходило из принятой в современной культурологии концепции содержания образования (С.Н. Иконникова, М.С. Каган, Э.В. Соколов), теории культурологической подготовки современного специалиста (А.И. Арнольдов, Л.П. Буева, А.Я. Флиер), концепции диалога культур (B.C. Библер, М.М. Бахтин).

Диссертация опиралась на аксиологический принцип исследования культуры студентов Татарстана. Также применялись методы проблемно-тематического анализа государственных документов по модернизации высшей школы, научно-культурологической, исторической, психолого-педагогической и методической литературы.

Научная новизна результатов исследования исследованы различные аспекты образования как феномена культуры: основные тенденции реформирования образования; роль гуманитарного компонента в системе подготовки технических специалистов; проанализированы актуальные теоретические аспекты формирования гуманитарной культуры студентов; на основе исследования системы высшего образования Татарстана раскрыт гуманитарный потенциал национально-регионального компонента образования; раскрыты комплексные характеристики республики Татарстан как культурно-исторического и национально-образовательного региона России; - определены способы развития гуманитарной культуры студентов технических вузов Татарстана.

Положения, выносимые на защиту:

Формирование гуманитарной культуры студентов технических вузов Татарстана представляет собой процесс реализации потенциала творческого диалога культур, прежде всего русской и татарской, в котором актуализировалась потребность этнокультурной самоидентификации, конфессиональной толерантности;

Культура современного Татарстана во многом определяется взаимопроникновением ее различных пластов, прежде всего исторически богатой этнокультурной традицией, развивающейся с середины XVI века в контексте русской культурной традиции;

Гуманитарный потенциал регионального компонента образования студентов технических вузов Татарстана в условиях модернизационных процессов, определяется в первую очередь углубленным изучением родного языка (татарского, русского), как фактора адекватного постижения культурных традиций Татарстана и России;

Студенчество, будучи молодежной субкультурой, обладающей рядом уникальных характеристик: интеллектуальной отзывчивостью, социальной реактивностью, творческой открытостью- яркий показатель тенденций качественных изменений в культуре региона. Крепнущий промышленный потенциал Татарстана определяется, в частности, вовлечением в ряды студентов большого числа провинциальной молодежи, в социализации которой важное значение приобретает фактор вхождения в городскую культуру, освоения всего богатства гуманитарной культуры.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что выводы диссертации могут быть использованы для совершенствования учебно-образовательного процесса в высшей школе различных регионов России. А также для развития регионалистики как сферы культурологии.

Материалы диссертации могут найти применение при составлении лекционных курсов по «Культурологии», «Истории культуры России» «Истории культуры Татарстана», в подготовке методических разработок и учебных программ.

Апробация результатов исследования нашла отражение в выступлениях диссертанта на всероссийских, региональных, внутривузовских конференциях. В частности: «Национально-региональный компонент стандарта профессионального образования в условиях национальной республики» (Всероссийская конференция, Казань, 2002), «Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования» (Всероссийская конференция, Йошкар-Ола,2002), «Проблемы формирования гуманитарной среды в техническом вузе» (Всероссийская конференция, Альметьевск, 2002), «Организация учебно-воспитательного процесса с учетом национально-регионального компонента образования» (Региональная конференция, Набережные Челны, 2005). Диссертация обсуждалась на открытом аспирантском семинаре и заседаниях кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университете культуры и искусств (2006).

Структура и объем исследования

Диссертация состоит из введения, двух глав, внутри которых семь параграфов, заключения, списка литературы, приложения.

Теоретические основы культурологического анализа образования как культурного феномена

Образованию принадлежит существенная роль в истории человеческой цивилизации. На заре цивилизации в составе культуры проявились два отличные друг от друга начала - мифологическое и рациональное. Эти два начала дали толчок для развития двух составляющих культуры - духовной и интеллектуальной. Позже, век Просвещения высоко поднял значение интеллектуальной составляющей- разума, знания, науки. Создавая свою знаменитую «Энциклопедию», французские просветители исходили из того, что развитие знания и его распространение - основа прогресса человеческого общества, невежество - источник пороков, разум - высший судья.

Однако история человеческого общества все время возвращает нас к проблеме дилеммы духовного и интеллектуального в культуре. Человечество приходит к осознанию того, что абсолютизация одного непременно приводит к кризису другого. Так, резкое отделение знания от различных явлений духовной культуры- религии, морали и т.д., дало рациональный методологический принцип подхода к исследованию культуры, основанный на разграничении ее двух начал- интеллектуального и духовного. Но, на наш взгляд есть и философско-культурологический аспект, который позволяет сблизить знание и нравственность, поскольку именно в формах нравственного сознания человек может осмысливать себя и свое бытие среди людей и вместе с людьми, а предметом нравственности является мир человеческих отношений. Целостная картина человеческой деятельности возникает, когда имеются в наличии и учитываются обе детерминанты. В этом плане идея первенства означает лишь то, что наука, знание, а вместе с ними и образование, должны служить во благо человека, не переступать нравственного закона. Актуальность этой идеи все больше возрастает в наши дни, когда система образования России претерпевает кардинальные изменения.

Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века (Париж, 1998) провозгласила1 грандиозные задачи современного образования, требующие его радикального обновления. Это обусловлено, с одной стороны, масштабностью и темпами прогресса современной цивилизации, в которой образование выступает как компонент культурного, социально-экономического и экологически устойчивого развития человека, сообществ, наций. С другой, общество переживает тяжелый кризис ценностей, преодоление которого предполагает выход за рамки экономических и рациональных соображений в область нравственности и духовности. По определению, принятому 20-й сессией ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает сознательной зрелости и индивидуального роста2.

Именно образование как наиболее технологичная и подвижная часть культуры является важнейшей сферой формирования человеческих ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, поведенческих приоритетов и конкретных поступков. Речь идет об образовании как сфере формирования личности, не только приспосабливающейся к внешней среде, но и способной увидеть несовершенства этой среды и творчески активно участвовать в ее преобразовании.

Итак, культурологическая методология к вопросам образования, на наш взгляд предполагает разделение ее на два момента. Во-первых, рассмотрения самого образования как системы входящей в саму культуру, являющегося ее частью. Во-вторых, культурологическая методология предполагает рассмотрение проблем собственно культурологизации образования, как необходимой меры модернизации современной культуры России.

Образование и общество представляют собой единую систему культуры, уровни и элементы которой находятся в сложном процессе взаимодействия и взаимовлияния. Продуктивность практики образовательных реформ во многом определяется научно обоснованной теорией, позволяющей выделить доминирующие и периферийные направления и задачи, увидеть смысловое ядро проблемного поля, проанализировать его полифакторную обусловленность социокультурным контекстом. Подобный подход является признаком культурологического мышления, которое творчески, сочетая в себе философский, социологический, психологический, педагогический и другие аспекты познания, предостерегает от однозначных и прямолинейных решений, от поиска панацеи в преобразовании системы высшего образования, раскрывает диалектику социокультурных изменений, профессионально-экономических проблем и духовно-нравственных запросов. Не случайно опора на культурологическую методологию3 анализа образования становится в настоящее время критерием перспективного развития и теории, и практики высшего образования.

Под влиянием глобальных социально-экономических и культурных преобразований характеристика образования во многом изменилась. Большинство исследователей в настоящее время сходится во мнении, что «образование выступает в качестве специальной сферы жизни, создающей внешние и внутренние условия для развития индивида в процессе усвоения ценностей культуры через синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, социализации и индивидуализации»4. Вместе с тем не только в обыденном сознании, но и в ряде документов, определяющих политику в области образования, нередко сохраняются суженные трактовки образования, явно не соответствующие современным потребностям общества.

Основные тенденции модернизации высшего образования в культуре современной России

Проблемы развития образования, как и в целом просвещения, в современном российском обществе чрезвычайно актуальны. Духовная сфера приобретает решающее значение в движении человечества по пути дальнейшего прогресса, построения подлинно ноосферного общества. Важнейший элемент этой сферы - образование - превратился в глобальную проблему цивилизации, стал основным фактором адаптации человечества к изменяющимся условиям его существования и развития, фактором соревнования в мировом сообществе. В силу этого образование стало самым приоритетным направлением общества. Глобальный кризис системы образования соотносится с кризисом современной цивилизации в целом.

Теория постиндустриального общества, сформировавшаяся в результате всестороннего анализа качественно новой ситуации, сложившейся в 60-е и 70-е годы в развитых индустриальных странах обнаружила характерные черты рождающегося нового общества. Ее сторонники в своих научных исканиях подчеркивали, что залогом современного общественного прогресса служит быстрое технологическое развитие, основанное на превращении науки в непосредственную производительную силу, а мерой такого прогресса выступает становление всесторонне развитой личности и расширение творческих возможностей человека. По своей природе она является гуманистической теорией, поскольку не акцентирует внимания на политической разделенности мира, свойственной почти для всего XX столетия, а допускает возможность конвергенции двух полярных систем . Так, технический прогресс служил ради всесторонне развитой личности, а значит личности гуманитарной. Зарождающееся новое общество, требует формирования новых людей, людей с новым мышлением. Это в свою очередь и обозначило необходимость реформирования системы образования, в том числе и высшего.

Быстрые темпы социальных перемен в России, модернизация общества и распространение рыночных отношений в сферах материальной и духовной жизни предъявляют новые требования к системе подготовки специалистов с высшим образованием. Основные контуры новой концепции высшей школы заключаются в определении приоритетных направлений профессиональной подготовки специалистов, готовых к принятию решений в различных областях науки и практической деятельности.

Система высшего образования приобретает общие контуры, становится более открытой, преодолевает региональную замкнутость и провинциальность, создает новые перспективы в реализации межвузовских исследовательских проектов и обмена специалистами. Выработка общих и современных критериев оценки качества образования не означает унификации, абсолютного единообразия, она требует аналитического сочетания национальных традиций и инноваций.10

«Как говорил Аристотель, образование есть функция государства, осуществляемая им для вполне определенных целей. Мысль древнегреческого философа актуальна и теперь, по прошествии более 2 тыс. лет. Конечно, государство призвано иметь четкое представление о сущности, состоянии и перспективах развития образования, чтобы принимать верные политические решения для удовлетворения «вполне определенных целей» .

Культурно-историческая динамика Татарстана как региона России

Сегодня культура России это культура всех народов, проживающих на ее территории. Для понимания целостности и своеобразия культуры в целом необходимо знание культуры каждого народа, проживающего на территории государства. Только такой подход, на наш взгляд, может способствовать наиболее целостному представлению о культурной мозаичности России. Татарский этнос один из крупных этносов, проживающих на ее территории50. В истории Татарстана выделяются следующие периоды: древнейший (80-100 тысяч лет назад) и древний (IV и III тыс. до н.э.) периоды; средневековый (эпоха Волжской Булгарии; эпоха Казанского ханства- IX- середина XVI века); Казанская губерния - ядро будущего Татарстана в составе Российского империи (середина XVI - начало XX века); Татарстан в составе Советского Союза (20 - 80-е годы XX века); период реформ 1990-х годов в Татарстане и закрепления государственного суверенитета Республики Татарстан. Выявляя своеобразие культурной динамики Татарстана, кратко обратимся к истории.

Современная территория Татарстана одна из древнейших земель Евразии, в границах которой происходили исторически сложные этнические миграционные процессы. В конце IX - начале X века в Среднем Поволжье и Приуралье начинает складываться раннесредневековое полиэтническое государство- Волжская Булгария, которая становится известным центром материальной и духовной культуры волжских булгар. Основой этого государственного образования выступают как тюркоязычные, так и финно-угорские племена. Основным видом хозяйства волжских булгар было развитое земледелие. С X века в Волжской Булгарии распространяется грамотность на основе арабской письменности, причем писали не только на пергаменте, но и на бересте. Большое развитие получает металлургия, в первую очередь обработка железа, а также уделялось особое внимание строительству оборонительных укреплений, градостроительству и городской культуре. В столице страны Булгар были крупные мусульманские высшие учебные заведения. Волжская Булгария имела тесные экономические и политические связи со многими странами и народами того средневекового мира. В основе экономического процветания Волжской Булгарии лежал контролируемый государством волжский торговый путь, по которому товары поступали в государства Прикаспия и Средней Азии51. Более того, Волжская Булгария снабжала Запад изделиями из мамонтовой кости, металла, чугуна и серебра52. Волжская Булгария свое сохраняла прочное положение в торгово-экономических связях Европы вплоть до монгольского нашествия.

После монгольского нашествия Волжская Булгария была включена в состав Золотой Орды. Наличие единого государства создали благоприятные условия для развития духовной культуры Золотой Орды.

Похожие диссертации на Региональные особенности формирования гуманитарной культуры студентов технических вузов Татарстана