Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования культуры межнационального общения будущих офицеров внутренних войск МВД России в профессиональной подготовке 21
1.1. История изучения проблемы межнациональных отношений 21
1.2. Формирование культуры межнационального общения будущих офицеров СВИ ВВ МВД России как культурологическая проблема 23
1.3. Особенности формирования культуры межнационального общения будущих офицеров СВИ ВВ МВД России в профессиональной подготовке 35
Глава 2. Исследование культуры межнациональных отношений как фактора жизнедеятельности коллектива курсантов 58
2.1. Национальный состав курсантского коллектива СВИ ВВ МВД России в комплексе факторов, детерминирующих отношения в курсантской среде 58
2.2. Межнациональные отношения в курсантской среде с точки зрения её представителей 69
Глава 3. Этнические авто- и гетеростереотипы в жизнедеятельности курсантского коллектива, негативные проявления межнациональных отношений 86
3.1. Особенности отношения курсантов к своему и к иным народам 86
3.2. Реакция курсантов на негативные проявления межнациональных отношений 95
3.3. Материальный статус курсантов и межнациональные отношения в их среде 113
3.4. Оценка курсантами факторов полиэтничности и поликонфессиональности коллектива. Предложения по улучшению межнациональных отношений в военном коллективе 116
Заключение 128
Литература 134
Приложение № 1 147
Приложение № 2 154
- Формирование культуры межнационального общения будущих офицеров СВИ ВВ МВД России как культурологическая проблема
- Национальный состав курсантского коллектива СВИ ВВ МВД России в комплексе факторов, детерминирующих отношения в курсантской среде
- Реакция курсантов на негативные проявления межнациональных отношений
- Оценка курсантами факторов полиэтничности и поликонфессиональности коллектива. Предложения по улучшению межнациональных отношений в военном коллективе
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Говоря об актуальности исследования, необходимо обратить внимание на то, что проблема межнациональных отношений, резко проявившаяся в последние годы существования Советского Союза, и поныне сохраняет свою остроту. Напряженность в межнациональных отношениях послужила одним из факторов распада СССР и привела в 1990-е годы на грань распада Российскую Федерацию. В советское время проблема межнациональных отношений выражалась в вооруженных силах как существование землячеств – противоборствующих групп военнослужащих, созданных по этнокультурному принципу. В связи с изменением пропорционального соотношения различных этнокультурных элементов российского общества встает вопрос: будет ли возможно в дальнейшем его стабильное существование, каким факторам следует уделять первоочередное внимание, чтобы обеспечить стабильную ситуацию как в отдельных коллективах, так и в обществе в целом? Применительно к воинскому коллективу эти актуальные вопросы можно решить только при исследовании существующей в нем этнокультурной ситуации.
Степень разработанности проблемы. Современные исследования межнациональных отношений как культурологической проблемы можно подразделить на ряд групп. Первая группа – это исследования межнациональных отношений в рамках этнопсихологии. Этнопсихологическую ситуацию в нашей стране характеризуют в разных отношениях работы Р.М. Абакаровой, Р.Г. Абдулатипова, А.В. Авксентьева, Д.И. Аминова и Р.Э. Оганяна, Ю.М. Антоняна, Ю.В. Арутюняна, Ф.А. Асадуллина, А.Б. Афанасьевой, М.Б. Аюпова, П.П. Барановой, Л.Ф. Бобрышовой, Н.Н. Гасанова, С.В. Гришановой, В.В. Дубновой, Ю.Ю. Карпова, И. Кона, В.Г. Крысько, Н.Н. Левченко, В.В. Петухова, М.Р. Радовель, В.С. Магун и М.Г. Руднева, Г.И. Санжаковой, З.В. Сикевич, Е.С. Строева, А.П. Торшина, В. Трескова, М.С. Филь. В плане этнопсихологии культуры наиболее актуальной является проблема изменения социокультурных установок поведения этносов и их взаимодействия в политико-экономической реальности современной России. Решение этой проблемы происходит на пути изучения изменения ценностных приоритетов и поведения всего общества и его коллективов в целом, а также различных этнических групп, которому автор уделил место и в проведённом им эмпирическом исследовании.
В диссертации использовались нормативные акты, регламентирующие межнациональные отношения в нашей стране в целом и в воинском коллективе, в частности, исходя из этнопсихологической ситуации в современном российском обществе. Основная проблема в плане нормативного регулирования межнациональных отношений заключается в выборе оптимальных путей проведения воспитательной работы с военнослужащими в плане морально-психологического обеспечения, правового информирования, общественно-государственной и специально-методической подготовки.
Ключевое значение для темы имеет рассмотрение проблемы межэтнической толерантности. Проблеме этнотолерантности посвящены работы Г.С. Абибуллаевой, Е.А. Бобылева, О. Вялкова, Е.О. Галицких, Г.М. Гогиберидзе и А.А. Егизарьянца, Д.Н. Клокова, Н.Г. Марковой, А.А. Маркаряна и В.А. Митраховича, А.В. Перцева, В.М. Соколова, Н.Г. Степановой, П. Степанова, Е.А. Стрельцовой, В.Ю. Хотинец, Ф.А. Шебзуховой. Применительно к военному коллективу проблема этнотолерантности преломляется как вопрос динамики развития этнокультурных связей и отношений военнослужащих и в связи с социокультурной функцией вооружённых сил, а именно воспитывает ли воинская служба качества межнациональной терпимости, интернационализма или же нет, а если воспитывает, то насколько действенно и каковы пути улучшения эффективности процесса воспитания этнотолерантности? Здесь, как производный, возникает вопрос: а нужно ли существование полиэтнических воинских коллективов, или более эффективными будут воинские формирования, созданные по этнонациональному принципу (идея раздельного прохождения воинской службы представителями разных этносов)?
Третья группа – это исследования феномена межнациональных отношений, собственно в молодежных коллективах. Сюда относятся работы В.Л. Боктаевой, Н.Е. Воробьева, Д.Н. Клокова, Н.В. Кукушкина, И.А. Милюкова, Ю.В. Харлановой и др. Основное место в этих работах уделяется рассмотрению ценностей и психологии различных молодёжных групп и их отличию от видения педагогами и наставниками, следовательно, методологической состоятельности проводимой воспитательной работы и путей её совершенствования.
В качестве социологического контента работы (в качестве методологической базы, обеспечивающей корректный сбор информации) в диссертации использовались труды ведущих отечественных и зарубежных социологов (Г.С. Батыгин, И.В. Бестужев-Лада, П. Бурдьё и Ж.-К. Пассрон, А.В. Кинсбурский, Р. Коллинз, Ф. Льюис, О.Ю. Лысенко, И.М. Марковская, М. Сондерс, Ю.Н. Толстова, Э. Торнхилл, В.А. Ядов, и др.). Здесь необходимо отметить неравноценность упомянутых исследований. Суждения П. Бурдьё и Ж.-К. Пассрона носят в значительной и даже в преобладающей мере публицистический характер.
Иностранные (англоязычные) исследования проблемы межнациональных отношений в нашей стране носят, как правило, социально-политический характер и увязывают межнациональные отношения в основном с социально-политической сферой общественной жизни (A. Kappeler, Robert P. Geraci, M. Evangelista, Mark R. Beissinger и др.).
Эмпирическое исследование социокультурных факторов межнациональных отношений, проведённое в рамках данной диссертационной работы, было построено на проблемном ряде, следующем из основных направлений его библиографической базы.
Научная гипотеза исследования. Существующая система воспитания в целом может быть эффективной, так как предполагает равное отношение к обучающимся независимо от их происхождения, что оказывает положительное воздействие на них, в плане привития качеств интернационализма и толерантности. Возможно и должно иметь место совершенствование проводимой воспитательной работы с учётом, прежде всего, современных социокультурных реалий социально-экономической и социально-иерархической природы (проведения воспитательной работы по внедрению идей социального сотрудничества, максимального погружения курсантов в среду военного коллектива, и вместе с тем их в вовлечения в общественную жизнь).
Объектом исследования являются межнациональные отношения в коллективе курсантов Саратовского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Предметом исследования является динамика межкультурного взаимодействия в коллективе курсантов Саратовского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Цель работы – исследовать содержание и специфику проявлений культуры межнациональных отношений в коллективе курсантов Саратовского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели предполагается решение ряда исследовательских задач:
Исследовать проблему значимости этнонационального фактора для жизни курсантского коллектива в ряду других факторов (таких как фактор материального достатка семьи или социально-иерархических связей).
Изучить ценностные приоритеты и особенности поведения различных этнических групп курсантского коллектива, а также соответствие реальности существующих социокультурных авто- и гетеростереотипов.
Выяснить, является ли организационная структура современного воинского коллектива курсантов эффективной в плане выработки качеств интернационализма и этнотолерантности, определить, является ли полиэтничность положительным социокультурным фактором для воинского коллектива или предпочтительнее раздельное прохождение службы представителями разных этносов (реализация идеи национальных воинских формирований).
Пользуясь методом сравнительного анализа, определить эффективность работы военного института в плане воспитания и отбора обучаемых. Рассмотреть, каким образом этническое самосознание курсантов соотносится с гражданским сознанием российской молодёжи в целом. Решение этой задачи будет ответом на вопрос, кому доверяются судьбы людей и боевое оружие.
Обозначить пути формирования культуры межнационального общения в воинском коллективе.
Теоретико-методологическая основа исследования факторов формирования культуры межнационального общения у будущих офицеров внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации была определена целями и задачами исследования.
В качестве методического инструментария исследования нами изучены общенаучные, культурологические, социально-психологические, этнопсихологические, социологические методики. В исследовании также использовалась разработанная и апробированная автором анкета.
В рамках системно-статистического подхода задействованы:
исторический метод (при раскрытии стадиальной специфичности межнациональных отношений в коллективе курсантов как явления, ограниченного рамками времени и пространства культуры);
логический метод (при рассмотрении различных личных позиций и точек зрения в их взаимосвязях и выявлении общих моментов);
методы индукции и дедукции соответственно при создании общей картины изучаемого явления на основе частных фактов и при оценке теорий на основе наиболее общих черт рассматриваемого феномена;
структурно-статистический анализ при получении и обработке информации;
синтез при формулировании выводов исследования;
моделирование при рассмотрении межнациональных отношений в коллективе курсантов как их модели применительно к масштабам области и страны.
Исследование носит аналитический характер и базируется на количественных и качественных методах анализа.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Впервые было проведено исследование культуры межнациональных отношений в коллективе курсантов, основанное на изучении жизненных позиций обучающихся: на материале анкетного опроса и данных отдела по работе с личным составом, а также данных различных научных дисциплин, что позволяет определить иерархию проблем и установить верную последовательность воспитательной работы в воинском коллективе. Последние исследования этого направления относятся к 1990-м гг. и написаны в русле догматического следования марксистско-ленинской идеологии.
2. Впервые определено место проблемы межнациональных отношений в иерархии проблем ВИ. Фактор межнациональных отношений фактически находится по своей значимости для курсантов на одном уровне с фактором продолжительности военной службы, лежащим в основе дедовщины (соотв., 8 и 9%), – это уходящая проблематика, характерная для советского времени. В большей мере курсантов волнуют социально-иерархические и материальные проблемы. Причины противоречий на межнациональной почве, названные курсантами, показывают, что межнациональные отношения являются формой, в которую выливаются социально-иерархические и социально-экономические противоречия.
3. Выяснено, что национальные особенности не имеют самостоятельного значения в определении поведения курсантов. Проявления проблемы межнациональных взаимоотношений в коллективе курсантов являются производными от служебных, социально-иерархических и социально-экономических противоречий. Результаты исследования показывают, что этнические авто- и гетеростереотипы формируются в социокультурной среде под воздействием социальных факторов и информационной среды и не обязательно соответствуют действительности. Следовательно, для того, чтобы решить национальный вопрос, следует решать, прежде всего, социально-экономические проблемы.
4. Выявлено, что основной целью воинского коллектива в плане решения проблемы межнациональных отношений является сохранение существующих на данный момент достижений в области его организации. Значительное большинство курсантов отметили улучшение межнациональных отношений на службе по сравнению с периодом гражданской жизни (77%) и улучшение межнациональных отношений за период службы (также 77%), что свидетельствует об эффективности существующей социокультурной модели воинского коллектива в плане выработки качеств интернационализма и этнотолерантности.
5. Обнаружено, что в плане этнопатриотизма курсантский коллектив представляет разительный контраст с деморализованной, в целом, российской молодёжью, обучающейся в старших классах средней школы, причём это качество сочетается у курсантов с высокими этнотолерантностью и выдержкой в конфликтных ситуациях. Без преувеличения, в моральном плане обучаемые нашего военного института – элита российской молодёжи, и это означает, что будущее нашей страны – в надёжных руках достойных людей.
Результаты исследования позволили сделать ряд выводов, которые сформулированы в основных положениях, выносимых на защиту.
1. Фактор этнокультурных различий в воинской культуре является производным от социально-экономических и социально-иерархических проблем, а, следовательно, проведение воспитательной работы, направленной на посильное сглаживание социальных противоречий, актуально в большей мере, чем решение национального вопроса (хотя не следует упускать и разрешение этнокультурных проблем). В этом плане будет плодотворным внедрение идей социального сотрудничества, когда общественные группы рассматриваются как органы единого целого, противопоставление которых вредно для всех, и идей эволюционного развития общества.
2. На эмпирических материалах, характеризующих положение в курсантском коллективе, выяснено, что этнические авто- и гетеростереотипы социокультурной природы, существующие в обыденном сознании, далеко не всегда не соответствуют действительности: так, выяснилось, например, что кавказцы склонны менее жёстко реагировать на конфликтные ситуации, нежели представители славянских национальностей (автостереотип: кавказцы – «горячие», повышенно эмоциональные; гетеростереотип: кавказцы – дерзкие, жестокие); выяснилось, что курсанты русской национальности далеко не склонны к какому-то особенному национальному самоотрицанию: так, в числе немногих курсантов, негативно относящихся к своим этносам, присутствует равное количество представителей разных этнотерриториальных групп (автостереотип: «русские – разобщённые», «русские – склонны к неумеренной самокритике»; гетеростереотип: «русские – покорные, забитые, легко управляемые» и т.п.). Между тем на третьем курсе, где, как показывают данные, существовало единственное значительное противостояние на почве межнациональных противоречий, оно, предположительно, связано с доминированием именно русской этнотерриториальной группы (землячества).
Как уже сказано, национальные противоречия имеют, прежде всего, социально-экономическую природу, так как представителям различных социальных групп тех или иных этносов присущи различные особенности поведения. В качестве мигрантов в Россию приезжают представители, прежде всего, маргинальных групп кавказских и азиатских этносов, поэтому складывается негативное представление о них. Чтобы улучшить межнациональные отношения, достаточно ввести культурно-образовательный ценз для мигрантов.
3. Определено, что в социальном и профессиональном плане оптимальным является существование воинских коллективов в полиэтнической и полисоциальной организационной форме, развивающей адаптационные способности, коммуникабельность курсантов, обогащающей их познания, воспитывающей качества толерантности и интернационального сотрудничества, и в целом воспитывающей личностей, адекватных существующим социокультурным реалиям.
4. Саратовский военный институт оправдывает своё предназначение воспитывать, без преувеличения, элиту российской молодёжи, которая может служить примером высоких качеств интернационализма, патриотизма, выдержки, ответственности и неукоснительного выполнения гражданского и воинского долга. В этой связи изоляционистские идеи (раздельного прохождения воинской службы представителей различных этносов и социальных групп) являются в организационном плане разлагающими, а в планах внутренней политики, гражданской сознательности и адекватности людей реальности – вредоносными.
5. В качестве основных путей воспитания межэтнической толерантности в воинском коллективе следует определить: 1) сохранение полиэтнической и полисоциальной формы воинского коллектива, когда представители разных народов и социальных групп учатся жить в мире друг с другом и вместе делать общее дело; 2) интенсификация военной службы, когда для каждого курсанта находится дело в соответствии с его способностями, которое он сможет делать совместно со своими товарищами; 3) проведение работы в форме воспитательно-просветительных бесед, семинаров, общественно-государственной подготовки, пятиминуток о нравственности с целью разъяснения подрывной и аморальной сути националистической пропаганды; 4) развитие среднего специального образования с теми же формами воспитательной работы, как в ввузе (так как факты свидетельствуют, что гражданская среда провоцирует развитие негативных авто- и гетеростереотипов, тогда как военная, напротив, их разрушает) с целью формирования более коммуникабельных и толерантных личностей (сохранение и развитие кадетских школ и корпусов, суворовских и нахимовских училищ; для гражданского образования это может быть развитие различных молодёжных, военно-патриотических и благотворительно-социальных организаций); 5) следует практиковать вовлечение курсантов в общественную жизнь (шефство над воспитательными и образовательными организациями и т.д.) и в жизнь коллектива, воспитывающую нравственные качества интернационализма, толерантности, и вместе с тем патриотизма, ответственности, а также этнонациональной и социальной солидарности. Главное в существующих условиях – сохранить то положительное, что уже есть и совершенствовать военную организацию на его основе, а не вопреки ему. В связи с этим представляется необходимым возвращение в учебную программу военных институтов дисциплин «Культурология», «Отечественная история», «Русский язык и культура речи», знание которых не только помогает установить атмосферу взаимопонимания в воинском коллективе, но и может существенно помочь офицерам внутренних войск в их служебно-боевой деятельности, способствовать росту их авторитета как среди подчинённых, так и среди гражданского населения.
Теоретическая и практическая значимость работы. В диссертации определяется необходимость комплексного изучения факторов формирования культуры межнационального общения у будущих офицеров, рассмотрен комплекс вопросов, связанных с анализом и обобщением изучаемых факторов. Теоретический анализ, проведённый в ходе исследования, позволяет сформулировать положения, которые могут быть использованы при проведении эмпирических исследований по культурологии.
Материалы диссертационной работы могут служить методологической базой для культурологических работ, а также могут быть использованы в рамках различных спецкурсов по истории и теории культуры, прикладной культурологии и социологии культуры.
Общество – динамично меняющаяся система. Его институты постоянно нуждаются в приспособлении к новым реалиям. Сфера межнациональных отношений такова, что если пропустить возникновение в ней новых тенденций: не ослабить негативные и не поддержать позитивные, то могут появиться серьезные проблемы (во времена существования Советского Союза проблема землячеств, в основном формировавшихся по национально-религиозному принципу). Между тем командование воинских частей и подразделений, группы и отделения по работе с личным составом, заместители командиров по работе с личным составом во многом ориентированы на решение традиционной военно-социальной проблематики (сюда относятся дедовщина, землячества), характерной ещё для советского времени. Современное российское общество существенно отличается от советского, и за схожими негативными проявлениями (вымогательство, насилие, воровство) может быть уже совершенно иная социальная мотивация. Важно не проглядеть появление новых проблем, определить их иерархию, а затем своевременно и адекватно среагировать на них.
В этой связи возникают вопросы, какое значение имеет проблема межнациональных взаимоотношений? Какое место в иерархии ценностей она занимает? Каковы мотивы этой проблемы: с чем преимущественно связаны её обострения – с религиозно-культурным, социально-территориальным, социально-иерархическим, социально-экономическим или с другими факторами? На все эти вопросы отвечает данное диссертационное исследование. Его результаты могут быть использованы в работе групп, отделений и отделов по работе с личным составом во внутренних войсках МВД и в войсках Министерства обороны, заместителями по работе с личным составом при проведении воспитательных бесед, преподавателями при проведении лекций, тематическая специфика которых связана с проблематикой межнациональных отношений, а также при проведении пятиминутных бесед о нравственности в начале занятий. Результаты исследования могут быть использованы для составления методических рекомендаций по работе упомянутых должностных лиц.
Кроме того, результаты и выводы настоящего исследования могут быть использованы в следующих областях практики: а) при подготовке рекомендаций по формированию национальной и миграционной политики Российской Федерации на региональном и государственном уровнях; б) при разработке методов социально-психологической адаптации мигрантов и предупреждения конфликтов мигрантов и коренного населения Приволжского Федерального округа; в) при разработке тренингов этнической толерантности, межкультурного взаимодействия и этнокультурной компетентности; г) выводы исследования могут быть включены в соответствующие разделы курсов по социальной и этнической психологии, социальной антропологии и прикладной культурологии.
Достоверность выводов исследования обеспечивается обширной теоретической базой, представленной работами зарубежных и отечественных специалистов; использованием апробированных методик; материалами анкетного опроса, позволяющими произвести кросс-культурное сопоставление; корректным применением математико-статистического аппарата при обработке и анализе эмпирических данных.
Эмпирическую базу диссертационной работы составляет авторское исследование межнациональных отношений в курсантском коллективе Саратовского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, проведенное методом анкетного опроса.
Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, докладывались на заседаниях кафедры гуманитарных и социальных наук Саратовского военного института Министерства внутренних дел Российской Федерации, обсуждались на отечественных межвузовских и международных конференциях: «Основные направления повышения качества обучения курсантов на современном этапе развития педагогической науки» (Саратов, 2007); «Пути и проблемы подготовки офицерских кадров в процессе получения высшего профессионального образования» (Саратов, 2008); «Актуальные проблемы развития военного образования в современных условиях» (Саратов, 2009); «Классическое университетское образование для XXI века: доступность, эффективность, качество» (Саратов, 2009); «Экономика, социология, философия, право: пути созидания и развития» (Саратов, 2010).
По теме исследования опубликованы 20 печатных работ общим объемом 8 п.л.
Структура работы обусловлена задачами диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и двух приложений. Список литературы содержит 135 работ отечественных и зарубежных авторов. Общий объем рукописи составляет 162 страницы.
Формирование культуры межнационального общения будущих офицеров СВИ ВВ МВД России как культурологическая проблема
Не случайно, что вопрос межнациональных отношений в воинском коллективе рассматривается нами как культурологическая проблема: вопрос межнациональных отношений связывается именно с культурологической проблематикой. Так, отмечается, что «культурологическое измерение образования было выявлено русскими философами в тот момент, когда они вскрыли ещё в XIX веке будущий кризис западной цивилизации, стремительно несущейся к нему по пути технического прогресса и предложили другие критерии в оценке целей исторического развития. Например, сохранение национальной самобытности разных народов, выраженной в их культурном достоянии и ценностных ориентациях. В таком контексте "конус притяжения аттрактора" формирует историю народа как целостный культурно-цивилизационный процесс и скрыт в архетипах народного миросозерцания, выраженных в его культурном коде. Процесс этот свойственен для любого народа, а вот по форме он всегда самобытен и национален.
На этом фоне перед образованием стоит цель сохранения единства культурного пространства государства (региона) путем восприятия молодым поколением культурных смыслов бытия народа, выраженных в его духовных предпочтениях. Задачи образования при такой поставленной цели формулируются как патриотическое и нравственное воспитание, обращенное к идеальным установкам народа» [20, с. 185].
Сказанное предполагает, что национальное начало является одним из оснований нравственных качеств человека и делает необходимым для военного воспитателя знание религиозных и исторических основ национальных культур народов России. Если, исходя из результатов исследования, национальнокультурную составляющую воспитания можно полагать относительно статической, то изменения общекультурной ситуации - динамический компонент. Именно в их взаимодействии происходит формирование воинского коллектива как социокультурной целостности. Поэтому, военный воспитатель должен владеть, в равной мере, знаниями основ культурных различий и психологии народов нашей страны, их исторического прошлого, современной социокультурной ситуации, и, естественно, требований правовых, служебно-нормативных и иных актов, регламентирующих отношения в воинском коллективе. Перед нами, в этой связи, встают вопросы: какая ситуация в области межнациональных отношений характерна для современного воинского коллектива, какие проблемы для неё характерны и каким образом их следует решать?
Характер межнациональных отношений в нашей стране - России, определяется её основным законом - Конституцией Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) межнациональные отношения определяются статьями 19, 26, 29, 68, 69 [59]. В частности, в статье 26 отмечается: «1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. 2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества» [59, с. 7]. В статье 29 говорится: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» [59, с. 7]. В соответствии со статьей 68 «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития» [59, с. 14]. В статье 69 «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации» [59, с. 14]. Автор обязан и предпримет всё, что возможно для того, чтобы провести данное исследование в соответствии с духом и буквой Конституции нашей страны и иных нормативно-правовых актов, определяющих характер и направленность межнациональных взаимоотношений во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации. Российская Федерация в соответствии со статьей 1 её основного закона - Конституции, является многонациональным федеративным государством. Ее территорию населяют представители, как минимум, 195 народов (в состав многих из которых входят ещё и представители различных этнических групп). От культуры межнационального общения зависит успешность развития общества на различных уровнях - от федерального до уровня трудового и/или военного коллектива как в области социально-экономического развития, так и в деле его обороны. Защита России - важнейшая общенациональная, общегосударственная задача. В обеспечении надежной безопасности заинтересованы все нации и народности нашего государства.
Ныне Российская Федерация в целом переживает непростой период. В специальном докладе Р.Г. Абдулатипова Президенту Российской Федерации «О национальном самочувствии народов России. О состоянии и перспективах национальной политики» отмечается: «Достаточно тревожный характер имеют целый ряд тенденций развития этнополитических процессов России.
Во-первых, это этнодемографическая поляризация в ряде регионов и депопуляция многих этносов. Это касается русской и других этнических общностей. С одной стороны, казалось бы, за счет миграционных потоков происходит повышение численности и “удельного веса” русских в областях и краях, а с другой — увеличивается численность так называемых титульных национальностей в республиках. Есть даже попытки создания однонациональных анклавов. Существующие подходы и ориентации, прежде всего федеральных органов власти, не способны вывести данную ситуацию из нынешнего кризисного состояния.
Во-вторых, сокращение численности и ухудшение здоровья населения страны, и прежде всего представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Эта тенденция принимает угрожающий характер. Наиболее интенсивное сокращение малочисленных народов наблюдается именно на территориях их традиционного расселения, что свидетельствует как о разрушении традиционной среды обитания, так и неэффективности государственных программ поддержки малочисленных народов. Ассамблея народов России уже несколько лет добивается решения целого ряда социальных и культурных вопросов, в том числе снижения пенсионного возраста для представителей малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока с учетом их реального состояния. Коренные вопросы жизнеобеспечения малочисленных народов, сохранение среды их обитания, социальной поддержки, культурного развития и образования годами не решаются и не могут быть решены без коренного изменения практики национальной политики.
В-третьих, все более автономное сосредоточение русских в краях, областях при одновременном их оттоке не только из республик бывшего Союза, но и из ряда республик Российской Федерации, “выталкивание” представителей других российских национальностей страны из краев и областей России. И хотя в своей основе эти проблемы носят социально-экономический характер, им, как правило, придается этнополитическая окраска, что ведет к дестабилизации межнациональных отношений в регионах и в стране. Ясно, что отток русских из республик Российской Федерации прежде всего связан с прекращением работы многих предприятий ВПК. Но на этом фоне происходит и “утечка мозгов”, “вымывание” квалифицированных кадров из республик, что неминуемо может негативно сказаться на общем интеллектуальном и научно-техническом уровне и перспективах развития многих народов и регионов России. Немалое отрицательное воздействие здесь оказывает и стихия национал-сепаратизма в республиках и национал-шовинизма в центре. Ситуацию можно и нужно нейтрализовать прежде всего активизацией государственного воздействия, полным использованием созидательного влияния потенциала гражданского общества, дружбы народов России ... .
В-четвертых, сложная ситуация сложилась на Северном Кавказе, где проживают представители более 150 национальностей. Северный Кавказ перегружен комплексом как прошлых, так и нынешних ошибок и обид. Общеизвестно, что республики Северного Кавказа стоят в ряду наиболее депрессивных территорий Российской Федерации. Уровень жизни населения здесь на порядок ниже среднероссийских показателей. В регионе массовая безработица, что исключает многие традиционные способы самоутверждения людей. Следовательно, активизируется поиск виновных на стороне, среди других наций и религий» [5].
Национальный состав курсантского коллектива СВИ ВВ МВД России в комплексе факторов, детерминирующих отношения в курсантской среде
В процессе выполнения диссертационной работы было проведено исследование межнациональных отношений в коллективе курсантов СВИ ВВ МВД России методом анонимного анкетирования. Было опрошено 554 из 1019 обучающихся или 54% от списочной численности переменного состава курсантских батальонов на 2-й семестр 2009-2010 учебного года. В число опрошенных вошли курсанты, присутствующие на самоподготовке.
Курсантам 1-5 курсов были предложены 32 вопроса, охватывающие основные аспекты проблемы межнациональных отношений. В их числе место этой проблемы в ряду других проблем, вносящих противоречия в воинский коллектив (таких, как проблемы разницы уровня доходов, социально-территориального происхождения, различных религиозных традиций, разного социального положения (вопросы № 4, 5, 21, 23, 29)); сравнительный аспект отношений в воинском коллективе и в обществе гражданских лиц (вопросы № 2, 20), какими способами разрешаются вопросы межнациональных противоречий (вопросы № 6, 16, 17, 19,24-28); какова динамика межнациональных отношений за период службы курсантов (вопросы № 3, 10, 20); причины обострения межнациональных отношений (вопросы № 8, 30, 31); какова оценка курсантами межнациональных отношений в их коллективе на момент опроса (вопросы № 1,7, 9, 18), а также оценка представителей других национальностей и национальная самооценка (вопросы № 11-15,22).
Результаты опроса показывают, что курсантский коллектив СВИ ВВ МВД Российской Федерации является многонациональным при несомненном количественном преобладании представителей титульной нации - русских (набор 2005-2009 гг.)- 62,4% от общего числа опрошенных курсантов указали национальность «русский», 13,4% - «представитель мусульманских народов Кавказа», по 4,7% - соответственно, «представитель немусульманских народов Кавказа» и «представитель неславянских и немусульманских народов северной и центральной России», 3,3% - «представитель другой славянской национальности» (помимо русских), 3,3% указали национальную принадлежность «другая». Таким образом, в курсантской среде СВИ ВВ МВД Российской Федерации представлены все основные группы народов нашей страны (с учетом основных религиозных, географических, этнокультурных признаков).
Линейное осреднение полученных данных показывает уменьшение доли представителей титульной национальности среди опрошенных с уровня 74% до уровня 56%. Мы предположили, что этот результат может не являться следствием реального уменьшения доли русских в курсантской среде (так как результат может зависеть от специфики времени и условий опроса). Опрос проводился на самоподготовке и в нем не участвовали курсанты, привлекавшиеся к нарядам, слабоуспевающие, с которыми проводились дополнительные занятия на кафедрах, спортсмены, занимающиеся в спортивных секциях, сержанты, участвующие в сержантских сборах, больные. С целью прояснения ситуации мы сверили данные нашего опроса с имеющимися полными данными по национальному составу поступивших в институт, отдела по работе с личным составом (ОРЛС). Эти данные показывают, что количество русских за те годы, по которым есть материал, существенно не изменилось, что отличается от результатов нашего опроса Каковы причины такого расхождения? -Основная причина отсутствия курсантов на самоподготовке - участие в нарядах. Мы можем предположить, что имеет место следующая ситуация: на первом-втором курсе обучающиеся, не относящиеся к титульной наци ещё не достаточно адаптированы, чтобы принимать полноценное участие в служебной деятельности, зато на старших курсах они адаптируются и полнее привлекаются к службе. Отсюда становится понятной мотивация повышения числа негативных оценок межнациональных отношений на 1-2 курсах, несмотря на то, что курсанты этих курсов выше, чем старшекурсники, оценивают факторы социальных связей и материального благосостояния.
Кроме того, при ответе на вопросы нашей анкеты курсанты могли отвечать более раскованно, чем на данные официальных опросов: кто-то мог указать настоящую национальность, которую по тем или иным причинным скрывал (не номинальную, а фактическую), кто-то вообще мог указать не ту национальность, к которой на самом деле принадлежит.
По мнению профессора О.И. Скрыпникова: «При профилактике неуставных взаимоотношений следует учитывать, прежде всего, многонациональность воинского коллектива.
Выделяются три типа отношений в воинских коллективах подразделений, в которых межнациональное общение военнослужащих строится на принципиально различной основе.
Первый тип отношений — когда в подразделениях численно преобладают воины славянских национальностей. Жизнь и взаимоотношения военнослужащих в них строятся на основе национально-психологических особенностей славян. В этих подразделениях воины неславянских национальностей, внутренне сохраняя свою национальную самобытность, чаще всего принимают присущий для таких коллективов тип отношений и нормы поведения. Второй тип отношений формируется в воинских коллективах, где военнослужащие разных национальностей — территориальных групп примерно равны по численности и социальной активности. Общественно-психологические особенности этих коллективов — традиции, нормы взаимоотношений основываются уже не только на национальных чертах воинов славянского происхождения, но на чертах других, значительных по численности национальных групп.
Третий тип отношений складывается в воинских коллективах, в которых преобладающей и по численности и по влиянию выступает одна из национальных или национально-территориальных групп воинов. Такой тип отношений наиболее характерен для подразделений периферийных регионов. Общественнопсихологические особенности подобных коллективов строятся на основе национальных особенностей этой преобладающей группы.
Соответствующий характер приобретают здесь межличностные отношения военнослужащих.
В воинских коллективах с разной национальной структурой и содержанием межнациональных общений военнослужащих по-разному протекают и конфликтные ситуации, что необходимо учитывать в работе по их предупреждению» [95, с. 60]. Таким образом, мы можем сделать вывод, что отношения курсантов в Саратовском военном институте относятся к первому типу отношений согласно приведенной классификации.
Далее мы проследим, какова динамика изменения ситуации в области межнациональных отношений и связанных в ней сферах в курсантской среде СВИ ВВ МВД Российской Федерации.
Характерно, что «в подразделения связи, разведки, плавсостава и др. попадают чаще военнослужащие славянских национальностей; в хозяйственные, военно-строительные, дорожные и тому подобные подразделения — воины закавказских и среднеазиатских национальностей. Результаты такого подбора ощущаются как на уровне родов и видов войск, соединений, так и в отдельных воинских частях, на кораблях. Например, в большинстве обследованных флотских коллективов одного из соединений военнослужащие славянских национальностей составили 84%, воинских коллективов мотострелкового соединения — 53%, военно-строительного соединения — только 30%» [92]. Мы можем констатировать, что национальный состав курсантов СВИ ВВ ближе всего к национальному составу мотострелковых подразделений.
Реакция курсантов на негативные проявления межнациональных отношений
Справедливо, что «неуставные взаимоотношения между военнослужащими являются наиболее острой формой протекания и разрешения конфликтов и имеют глубокие социально-психологические корни. Они проявляются в грубом нарушении порядка, установленных правил взаимоотношений и находят свое выражение в моральном и физическом оскорблении, унижении человеческого достоинства» [95, с. 62].
В проведенном анкетировании было уделено внимание и крайним формам обострения межнациональных отношений. Не следует недооценивать серьезность сложившейся в этом плане ситуации в нашем обществе. Отмечается, что «современный молодежный экстремизм детерминируется:
а) кризисом общества и его основных институтов. И то и другое не могло не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры;
б) кризисом института семьи и семейного воспитания. Подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека со стороны родителей и педагогов, всех представителей «взрослого» мира не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к прагматизму и социальной неадаптированности (в некоторых случаях опосредованно) и к проявлениям противоправного или экстремистского характера Сами взрослые агрессивным стилем воспитания порождают агрессивную молодежь;
в) коммерциализацией средств массовой информации (в какой-то мере и всей художественной культуры), формирующих определенный «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации - семья и система образования. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается;
г) тенденцией к дегуманизации и деморализации в содержании искусства, что проявляется прежде всего в принижении, деформации и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в нарастании сцен и эпизодов насилия, в усилении их жестокости, натуралистичности (кинематограф, театр, рок-музыка, литература, изобразительное искусство);
д) отсутствием единой системы гуманитарного воспитания. Частные инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных учебных заведениях, охватывают лишь немногочисленные группы молодежи крупных российских городов. В большинстве же школ гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дисциплин и так называемой «внеучебной работой», которая не столько приобщает молодых людей к культурным ценностям, сколько отвращает от них в пользу развлекательной самореализации;
е) недостаточным вниманием к культурному развитию населения со стороны властных структур, которые не осознают того, что без этого невозможно осуществление социальных проектов, а тем самым и выход из кризиса. С другой стороны, коммерция все глубже проникает в самые разные области культурной жизни.
Нормы и ценности высокой культуры подменяются усредненными образцами массовой культуры.
Преступное поведение не находится в непосредственной зависимости от таких факторов, как образование, квалификация, структурная неполноценность семьи. Они приобретают значение, как свидетельствуют исследования, в связи с социально-психологической атмосферой семьи, нравственно-правовыми взглядами, установками, ценностными ориентациями, поведением родителей и других членов семьи» [10, с. 151-152].
Следующая пара графических схем посвящена ответам на вопрос: «Приходилось ли Вам применять физическую силу в разрешении межнациональных противоречий?». Здесь в подавляющем большинстве - негативные ответы (две трети). Здесь надо отметить, что этот результат представляет собой контраст с известными нам результатами исследований наклонностей к агрессии военнослужащих по призыву Министерства обороны. Так, «В ходе диагностической работы установлено, что к физической агрессии (использование физической силы против другого лица) могли бы прибегнуть 38 % военнослужащих; к косвенной агрессии (окольным путем направленной на другое лицо или ни на кого не направленной) — 45 %; склонны к раздражению, готовы проявить негативные чувства при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость) 49 % опрошенных; к негативизму (оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и традиций воинского коллектива) — 32 %; к вербальной агрессии (выражение негативных чувств как через форму — крик, визг — так и через содержание словесных ответов — проклятия, угрозы - 42 % юношей, призванных на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации.
Такое состояние агрессивности и проявление негативизма по отношению друг к другу у военнослужащих может быть объяснено целым рядом причин. Они относятся не столько к армейским условиям, сколько к обществу в целом: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным, морально-этическим и другим признакам и связанный с этим рост нетерпимости, религиозного экстремизма, терроризма; обострение межнациональных отношений, вызванное локальными войнами; проблемы беженцев; смена моральных парадигм: недооценка роли образования и явное пренебрежение задачами воспитания молодежи и т.д.
Все эти причины оказывают огромное влияние на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ. Транслируясь из массового общественного сознания, они определяют отношение военнослужащих друг к другу, к воинскому коллективу, выполнению воинского долга по защите Родины. В связи с этим мы говорим о необходимости формирования у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, воинской толерантности как качества личности» [80, с. 69-70].
Рассмотрим, каким оказалось распределение ответов на указанный вопрос среди сержантов и «категории риска» - представителей мусульманских народов Кавказа (жителей региона, где имеет место целый ряд этнонациональных и этнорелигиозных конфликтов). Так, на вопрос «Приходилось ли Вам применять физическую силу в разрешении межнациональных противоречий» ответили «да, часто» 11 из 83 опрошенных сержантов (13,3%) и 9 представителей мусульманских народов Кавказа из 70 опрошенных (12,9%) при 6% таких ответов от общего числа опрошенных. «Да, но это - редкие исключения» ответили 18 сержантов и 17 представителей мусульманских народов Кавказа (соответственно, 21,7 и 24,3% при 21% ответов общего числа опрошенных). Ответили «нет», соответственно, 53 сержанта и 44 представителей мусульманских народов Кавказа (соответственно, 63,8 и 62,8% при 67% от общего числа опрошенных). Таким образом, мы можем констатировать некоторое увеличение числа проблемных ответов по обеим рассмотренным категориям.
При ответе на вопрос № 6 «Как Вы думаете, может ли быть оправданным инициативное применение физической силы в разрешении национально-культурных противоречий?» «может» ответили 11 сержантов и 9 представителей мусульманских народов Кавказа (соответственно, 13,3 и 12,9% при 19% таких ответов среди общего числа опрошенных). Ответ: «может, но только в ответ на агрессивные действия» дали 28 сержантов и 15 представителей мусульманских народов Кавказа (соответственно, 33,7 и 21,4% при ответе 26% общего числа опрошенных). Ответили «может, но только в ответ на агрессивные действия», соответственно, 53% сержантов и 65,7% представителей мусульманских народов Кавказа при 41% от общего числа опрошенных. Из сопоставления ответов на вопросы № 16 и № 6 можно сделать следующий общий вывод: и сержанты и представители мусульманских народов Кавказа порой вынуцены прибегать к жестким мерам в силу сложившейся ситуации, но настроены на применение физической силы они даже менее решительно, чем вся курсантская среда в целом.
Вопреки ожиданиям, большинство негативных ответов на вопрос: «Приходилось ли Вам применять физическую силу в разрешении межнациональных противоречий?» - на третьем и пятом курсах, то есть там, где мы предполагаем наличие противоборствующих группировок и психологической напряжённости. Одно дело откровенно отвечать на вопрос «Может ли быть оправданным инициативное применение физической силы в разрешении национально-культурных противоречий?» (Прил. 2, п. 6), то есть смотреть на вопрос теоретически, а другое дело - сознаться в деяниях, которые могут повлечь за собой ответственность вплоть до уголовной. Как видим, применение различных формулировок одних и тех же по сути вопросов - может быть оправданно.
Оценка курсантами факторов полиэтничности и поликонфессиональности коллектива. Предложения по улучшению межнациональных отношений в военном коллективе
Менталитет - основа развития общекультурной ситуации, той или иной ее динамики. Итак, каковы же общие тенденции видения курсантами межнациональных проблем? -Их отражают фигуры на рисунках 3.33 и 3.34
На рисунке 3.33 представлено общее видение курсантами следствий фактора полиэтничности коллектива: негативно его оценивают в общей сложности 30% курсантов (варианты А, Б, В, Е); позитивно - 40% (варианты Г и Ж). Не ответили на вопрос - 19% курсантов. Это подтверждает ранее обнаруженную нами тенденцию к преимущественно позитивной оценке межнациональных отношений в курсантском коллективе СВИ ВВ. Эту оценку подтверждает то, что на 1 и 2 курсах, где больше представителей различных наций, межнациональные отношения заметно лучше, чем на остальных. Сама жизнь подтверждает, что полиэтничность - положительный социальный фактор, который учит толерантности все этносы социокультурной общности, повышает в ней культуру общения. Не случайно, что распад многонационального Советского Союза привел к откату российского общества по многим направлениям, в том числе, и социокультурной сфере, назад.
По рисунку 3.34 можно заметить уже отмеченную нами тенденцию: число негативных оценок межнациональных отношений, заметно возрастает на старших курсах (в особенности, на третьем и пятом). Число же положительных оценок, соответственно, снижается.
Рисунок 3.35 наглядно показывает, что, по мнению большинства курсантов, не вероисповедание (и, тем более, не какие-то иные, менее существенные особенности национально-культурного менталитета) оказывает негативное влияние на отношения в коллективе, а, с одной стороны, - неисполнение приказов (что является следствием недостатка воинской культуры), и, с другой стороны, - отсутствие воли, требовательности командиров и начальников, проявляющееся в Как уже было отмечено, многонациональность коллектива курсанты воспринимают как положительный фактор, что проявляется и в действительности. В связи с этим закономерно то, что на рисунках 3.27 и 3.28 выражена та позиция курсантов, что они, в целом, не видят воинский коллектив как моноэтнический и не поддерживают идею раздельного прохождения службы военнослужащими различных национальностей.
Все конкретные предложения курсантов (в пункте Б «другие»), не повторяющие по сути содержание пункта А, были сведены нами в таблицу. Естественно, что по сути бессодержательные ответы (галочкой, словами «да», «может быть» и т.п.) в таблицу помещены не были.
На наш взгляд общий лейтмотив ответов курсантов таков: для хороших межнациональных отношений в военном коллективе необходимо равное отношение со стороны командиров и начальников к представителям всех национальностей, но с учетом национально-религиозных особенностей. Справедливо, что «...достаточно часто воины-мусульмане, мотивируя свои те или иные не соответствующие уставным требованиям поступки, апеллируют к нормам шариата и Корана. Такие прецеденты получают всё более широкое распространение, ставя командиров перед дилеммой, как им поступать? Постепенное расширение пропаганды ислама среди россиян, официальная возможность совершения хаджа, строительство мечетей и открытие целого ряда духовных исламских центров и медресе, введение в школах некоторых республик предмета "основы ислама" говорит о том, что в войска в скором времени следует ожидать прихода религиозно просвещённых военнослужащих-мусульман.
Надо учитывать, что первичным источником регулирования отношений в исламском мире является религия, и прежде всего её фундаментальные требования, зафиксированные в Коране и суннах (сборнике высказываний пророка Мухаммеда). Традиционный российский ислам всегда был лоялен к государственным структурам и институтам власти. То же самое касается и службы в армии, которая считается необходимой и почётной для каждого мужчины- мусульманина. О том, как следует относиться к службе в армии солдату- мусульманину, хорошо сказал на страницах февральского номера журнала "На боевом посту" первый заместитель муфтия Духовного управления мусульман Поволжья, имам-хаттыб Рушан-хазрат Сайфетдинов: "Применительно к армейским условиям настоящий мусульманин должен беспрекословно подчиняться своим командирам, быть дружелюбным с товарищами, невзирая на их национальность или вероисповедание, хранить верность своей Родине и воинской присяге". К сожалению, среди мусульман России, как и в исламском мире в целом, нет единого духовного лидера, мнение которого бы безоговорочно принималось всеми членами мусульманской уммы (общины). Существует достаточное число религиозных течений и лжеучений, рассматривающих службу в "немусульманской" армии как занятие, неугодное Аллаху, и направленных своим остриём против основного армейского принципа - единоначалия. Так, один из известных в исламском мире богословов, ныне покойный Маудуди, считал, что "никому не должно быть разрешено отдавать приказы или повеления, ссылаясь на его собственное право, и никто не обязан принимать обязательств выполнять эти приказы и повиноваться таким повелениям... Этим правом облечён только Аллах". Такие и ему подобные высказывания, подрывающие авторитет командования, достаточно популярны среди населения Северного Кавказа, поэтому сбрасывать со счетов их влияние на молодёжь было бы слишком легкомысленным. Овладение офицерами внутренних войск основами традиционных религий России помогло бы избежать многих недоразумений и конфликтных ситуаций в будущем» [11, с. 20]. На взгляд автора диссертации, в случае отказов от выполнения служебных обязанностей, мотивированных установлениями религии, которые якобы воспрещают, скажем, мыть полы или убирать санузел, следует учесть, что в традициях народов Северного Кавказа проживание мальчиков- подростков только в мужском кругу как раз с той целью, чтобы они могли выполнять любую работу. Кроме того, следует учесть, что воинская служба традиционно рассматривается на Северном Кавказе как долг мужчины и влияние семьи на военнослужащего очень велико. В связи с этим, даже предложение написать письмо на домашний адрес с изложением фактов, что военнослужащий не исполняет своих обязанностей, приказов командиров и начальников, - достаточно мощный стимул для военнослужащего исполнять свои обязанности. Тем более, само такое письмо. Однако, последняя мера - крайняя, и прибегать к ней можно только в случае крайней необходимости.
Верно, что «в различных формах проявления национальной психологии представителей многочисленных народностей и народов нашей страны присутствуют элементы возрождающихся религиозных отношений. Некоторые церковные деятели начинают прибегать к мировоззренческим, политическим и иным средствам контроля за национальным сознанием народов. В республиках Поволжья, Сибири и Северного Кавказа, других регионах распространяются специфические обряды проведения собраний, митингов, манифестаций, в ходе которых широко используются религиозная символика и культовые атрибуты, насаждаются своеобразные формы массового религиозного восприятия и реагирования на события и явления.
В настоящее время руководители, социальные работники и социальные педагоги, не учитывающие подобного рода виды общения и влияния на массы, без сомнения, оказываются в затруднительном положении. Необходимы серьезное осмысление и целенаправленный учет религиозных, нравственных и воспитательных ценностей, свойственных для взаимоотношений представителей той или иной этнической общности. При этом не должно быть и бездумного потакания националистически настроенным представителям отдельных наций; требуется вдумчивое прогнозирование их поведения, в том числе под влиянием религиозных и национальных установок» [62].
Религиозное возрождение в мусульманских республиках России, во многом спонсируемое из-за рубежа, проходит в условиях религиозной неграмотности значительной части населения и кризисных явлений в социально- политической и социальной экономической сфере. Это способствует распространению ислама в нетрадиционных для нашей страны экстремистских толках (ваххабизм), к спекуляциям на религиозном невежестве людей и разжиганию межрелигиозной розни. При всем сказанном следовало бы отметить вторичность идейно-религиозного кризиса по отношению к социально- политическому, социально-экономическому и социокультурному.