Содержание к диссертации
Введение
Глава ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Сущность исторического развития культурных традиций таджикского народа 13
1.2 Влияние социокультурной ситуации на культурно образовательную среду 35
1.3 Педагогическая культура как социальный феномен 54
Глава ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ШКОЛЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 80
2.1 Концептуализация деятельности школ как предпосылка повышения уровня педагогической культуры 80
2.2 Социально - культурные условия развития педагогической культуры обновляющейся школы
2.3 Становление и развитие личностного образа учителя в условиях актуализации педагогической культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 154
- Сущность исторического развития культурных традиций таджикского народа
- Влияние социокультурной ситуации на культурно образовательную среду
- Концептуализация деятельности школ как предпосылка повышения уровня педагогической культуры
Введение к работе
' Сегодня встает вопрос о формировании педагогической культуры^,-у; *- :•; " "М-7^с1тецйалйстов^ьту1ж '•'-.' необходимая ' сумма знаний, но очень низкий "уровень педагогической-':;^.::;v ;: культуры. ; ; ' .....; -,,-"_'.. :.\: . .•,.;:.. ..,;•, -,.. .;-,-:.;'..;.Х.,;,..,, .•'•'••' •:-.;./: -'^МУАУ-У В связи с этим следует признать.актуальным ••%[целесообразным^^-?^; ;• v;; культуры на основе подлинных ценностей^ мир • ;';^{;;.;:._культ^ры,:Ivv.\v •_;.• .,У-^Л^>^-/:..; '•;••'•••';'''''.•; Следует отметить, что изучение механизма влияния социалыю• ^•.''.^культурньк факторов.; на развитие педагогической культуры учителя ; ; . ранее; специально^ не проводилось. Несмотря на то, что в ряде работ по, . • педагогике высшей школы подобные вопросы ставились, однако влияние ' / социально-культурных5 факторов на формирование педагогической /;;;;; ^культуры при этом Г не рассматривалось. Обращение диссертанта к • исследований и проведению философско-культурологического анализа педагогической культуры учителя с позиций новых научных подходов, .- в связи с вышеизложенным, определяет актуальности .•"\.,;; исследования. ', . •.•.•'•.".' /•'-•-•-У:•'.-,-.'у-!Ш:Х- Л'\-Р-Х^Р^'у\ • формирования^ национального самосознания; выявления^ЬбщёзначймьШ^>;;''* ; ..•;•,;.;'; - этнокультурньрс/и общечеловеческих ценностей • ; • творческое применение классичёскргр;•." ;пёд^огическото / наследия/;;'^"' ^;-_ Востока, воплощенного в :I - : .как.Рудакй;,Фирдоусй^ .•'.•_.;•„• Камол : Худжанди, Абдурахман Джами, Ахмад Донйща, [С.Айни др;',Н^ ; :, которые дали достаточно сильный импульс; обогащению ;й углублению ^: ;Л ;:".
.-.',. новых аспектов педагогической;нау;ки.:>С началом активной;разработкй/>;'::-'- - •'.-.-'•.: культурологического направления в философий; "педагогике^ й д - ' ^
4v|;ir, психологии;; проведены. ;-исследования^^ Р:Р: ; о сторонам педагогической культуры: изучаются;/вопросы^^нравственно-.•'•:• Р;- 1 Рудаки. Девон (Диван стихов). -Душанбе, 2008; Фирдоуси. Шахнаме. - Душанбе, 1974-76; Лбу Али ИбнСина. % ',.-. • ' Избранные произведения. —Душанбе, 199 0; Насир Хусрав. Куллисг (Сочинения). Т. 1. 1991; Хафиз Ширази. Избранные •';.•:'••'••• '•".''•"• Душанбе, 1983-85 ;Абдурахман Джами. — Jliipi-iKa. М., '2001; Ахмад Дониш..Соч.': Асархои мунтахаб. -Душанбе, 1959;". • • •.:: .••>;• , : • Садриддин Айни..Избранные сочинения в 6.томах..- СПб., 1971-1975:: л , л ' '-•:\ -,' .\'-': •••'.''.:'•-:,; г •"•.': .. • ; • "• : эстетической, коммуникативной, технологической, духовной, физической культуры личности педагога.
В этих исследованиях педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры преподавателя, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности.
Проблемы образования и культуры занимают значительное место в трудах русских историков, педагогов, философов. К осмыслению сущности, функций, основных структурных составляющих этих феноменов обращались в XVIII - начале XIX вв. В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин." Для изучения вопроса о соотношении и взаимодействии образования и культуры существенное значение имеют работы сторонников креативно-деятельностной, системно-функциональной, аксиологической концепций культуры (А.И. Арнольдов, Н. Артановский, В.Е.Давидович, Б.С. Ерасов, Ю.А. Жданов, Н.С. Злобин, М.С. Каган, Л.Н. Коган, В.М. Межуев, Э.С.Маркарян, И.Н.Лисаковский, М.А.Полетаева, В.А.Ремизов, Э.В Соколов, А.Я. Флиер, Н.З. Чавчавадзе и др.) 3, а также таджикских учёных М.А. Арипова, Х.С. Афзалова, И. X. Каримовой, М.Л. Лутфуллоева, А.Н. Нурова, И.О. Обидова, Б.Р. Рахимова, Ф.Ш. Шарифова и др.
Татищев В Н История российская, В 7 т-М , 1962 1968, Ломоносов М В Древняя Российская история Карамзин НМ История государства Российского В 12 т -М , 1989-1995 Арнольдов А И Социалистический образ лизни и к у и тура -М ,1976 С 93 Ьрасов Б С Социальная культурология Т
1-2 -М ,1994, Лртановскии С Н На перекрестке идей и цивилизаций-СПб , 1994, Давидович Е В , Жданов Ю А Сущность культуры -Ростов н/ Дону 1979, Згобин НС Культурная деятезносзь — М ,1981, Каган М С Философия кузьгурыСПб,1996 Философия теории ценности - СПб ,1997, Коган Л II Теория культуры - Екатеринбург 1993, Цель и смысл жизни чеповека-М, 1984, Межуев ВМ Культура и история - М , 1980 Маркарян Э С 1еория к\ 1ьтуры н современная наука - М,1983, Соколов Э Ю Куштура и гичноегь - Л , 1972 - С 104, Флиер А Я Современная ку 1ьтурология объект, предмет,структура /ЮНС 1997 № 2 Культуролотя для ку штурологов - М.1983, Чавчавад)е 113 Человек- ку 1ьтура - ценности//Вопросы философии 1981 № 6 Арипов М А Из истории педагогической мысли таджикского народа - Душанбе, 1965, Афзалов X С Рахимов Б Р Исюрия педагогики таджикского парода -Душанбе 1994 Каримова И X Кугьгура - источник гуманизма - Душанбе 1997, Лугфул тоев Л М Независимость Таджикистана и новый эып развитии образования - Душанбе, 2006 Нуров А Н Педагошка - Душанбе, 2004, Обидов И О Развитие народного образования и пед ногическои мысли в Таджикистане за юды Советской власти -Дмшнбс 1967, Шарнфов Ф Ш Де ю учшегя - созпдагельныГпру i -Душаное, 1984 Проблемное основание исследования вытекает из противоречия между потребностью общества в специалистах с высокой педагогической культурой и отсутствием таковой на практике. Анализ показал, что вопросы влияния социально-культурных факторов на развитие педагогической культуры изучены слабо, а в данном контексте вопрос ранее не рассматривался. Все это послужило основанием для выбора темы диссертационного исследования.
Объект исследования: феномен педагогической культуры в совокупности его генетических, структурных и содержательных параметров.
Предмет исследования: степень и характер влияния социальнокультурных факторов на формирование педагогической культуры.
Целью исследования является формирование целостного научного представления о культурологической парадигме, определяющей единство ценностных оснований, сущности и структуры педагогической культуры; обоснование специфики ее формирования и реализации в деятельности учителя общеобразовательной школы.
Задачи исследования: изучить генезис педагогической культуры в контексте традиционного культурного наследия Таджикистана; выявить специфику предметного поля педагогической культуры; разработать функциональные основания педагогической культуры; рассмотреть сущность составляющих компонентов педагогической культуры (аксиологического, технологического и
личностно-творческого);
обосновать теоретические основы построения культурологической модели формирования педагогической культуры учителя общеобразовательной школы; разработать внутришкольную программу формирования педагогической культуры учителя общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что социально эффективная педагогика в наше время невозможна без четкого определения социально-культурных параметров личности, которую необходимо воспитать в процессе обучения, и выстраивания педагогической культуры учителя, направленно ориентированной на достижение именно этого социального результата.
Методологическую основу исследования составили: учение о личности как объекте и субъекте воспитания и обучения; концептуальные философские, социологические, психологопедагогические фуды о педагогической культуре личности в системе социальных отношений, о целенаправленном освоении педагогической культуры. Это позволило обратиться к принципам методологии структурного функционализма и его представлениям о культуре как совокупности институциональных способов удовлетворения интересов и потребностей людей. В данном случае речь идет о социальных и культурных интересах общества, которые удовлетворяются посредством профессиональной деятельности учителя, обладающего соответствующей педагогической культурой. Именно в ракурсе такого понимания педагогической культуры проводится исследование социальнокультурных факторов.
Методы исследования. Для достижения цели, решения поставленных задач применялась совокупность методов, взаимообогащающих и дополняющих друг друга. Основными теоретическими методами явились: историко-генетический, компаративный, Моделирования, абстрагирования, 'конкретизации; ':•/'' Среди эмпирических Методов использовались: различные виды'; .-,-.-. педагогического наблюдения, опросы, интервьюирование, беседы, д ; изучение и обобщение опыта, результатов деятельности •/ преподавательского корпуса общеобразовательных школ Таджикистана, , обобщение независимых характеристик, анализ зарубежного опыта . •: сформирования педагогической культуры;; •.;••'' у.; "•- •'• "• : ;; Научная новизна диссертационного исследования заключается в *'; .:':;•• следующем: :, . - феномен педагогической культуры .-исследован: в: проблемном полётукультурологии на основе междисциплинарного подхода; '•'''^ '''•''••'С-^ '''раскрыта характеристика аксиологического компонента педагогической культуры, представляющего собой .совокупность......
относительно'" 'устойчивых>'"\*'."'"'" педагогических "'"' ценностей: , профессиональной деятельности, овладевая которыми учитель".;..,'.', объективирует их, делает личноетно значимыми; =. . у
• предпринят анализ аксиологических у компонентой;''у у педагогической культуры, их форм и уровней существований,."---'-" у;:, разработана классификация; пед педагогической культуры с учетом особенностей уде • обоснован личностно-творческий компонент педагогической • >г- 'культуры^ -который7 обеспечивает творческое '-распредмёчимнйе' ): ценностей и технологий педагогической" -'.'"'деятельности, вызывает V 'сложный' "• синтез'"' всех 'психических*'''"'сфер: (познавательной,'; у": ./—. эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя; ;
• разработаны перспективные направления формирований педагогической культуры и самореализации учителя;
• проанализирована перспектива реформирования образования, связанная с доминированием культуротворческого подхода к обучению и изменением социокультурного статуса учителя общеобразовательной школы.
Теоретическая значимость исследования заключаешя в разрабоже базовых параметров формирования педагогической культуры учителя на современном этапе, в совокупности аксиологических, психологических, педагогических и социально-культурных составляющих.
Обосновывается необходимость формирования педагогической культуры посредством выяснения степени и характера влияния социальнокультурных факторов на этот процесс, как неотъемлемого условия.
Выявлены содержательные аспекты влияния социально-культурных факторов на формирование педагогической культуры учителя образовательной школы.
Практическая значимость результатов исследования связана с выявлением резервов совершенствования " деятельности общеобразовательной школы и анализом структурно-содержательных изменении, которые бы дали возможность целенаправленно формировать педагогическую культуру учителя общеобразовательной школы. Практическую ценность имеет разработанная в ходе исследования внугришкольная программа развития педагогической культуры преподавательского состава, а также апробированные педагогические технологии, обеспечивающие качественно новый образовательный эффект при решении проблем развития мотивации, овладения педагогической профессией и совершенствовании профессионального мастерства.
Выводы и рекомендации' диссертации" могут найти широкое применение в совершенствовании подготовки и повышения квалификации преподавательского состава школы.
.... Апробация результатов
1. Результаты исследования докладывались на международных 7 симпозиумах, конференциях; и семинарах (Душанбе, 2002, 2004, 20,06^; : ; - 2008; Ташкент, 2005; Чимкент, 2007); на республиканской научно- , практической конференции «Воспитание .современного^ культурнообразованного педагога-воспитателя» в НИИ педагогических наук; на ; конференциях в Кургантюбинском педагогическом институте (2003 г!) и Худжандском университете (2005 г.), на ежегодных научных: конференциях^ в Таджикском государственном педагогическом, университете им. Айни (2003-2008 гг.).
2. По теме диссертаций были опубликованы 5 статей. ' "•.".'.... .^/.
3. Основные положения и выводы диссертации получили внедрение ;•;.
в практике педагогической работы автора в школах №15, 23, 55, 65 г. „ ...Душанбе./ . v... ..... .._,•..,..-.'..,• •.,,'.;•• .: •\ч.-;..:.. 'С: >v: ; '. ; ••;;;;' Л ;
4. Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите; ' на заседании, кафедры культуры Таджикского; государственного у1;' университета им. Айни (протокол №10 от 30 сентября:2008 года).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Педагогическая культура есть совокупность социально и культурно обусловленных принципов'приобщения людей к социально значимым знаниям, функционирующая в рамках единого проблемного; ; поля, имеющего свой исторические корни, отражающиеся в идеалах, ; : ценностных ориентациях, традициях общества, реализация которых приводит к самоутверждению и профессиональному становлению. В ;• связи с этим проблема педагогической /культуры заключается в выстраивании системы координат, обеспечивающей современное видение образовательного процесса как процесса культуротворчества.;
2. Педагогическая культура учителя общеобразовательной школы есть системный комплекс оснований для творческой самореализации личности в разнообразных видах педагогической деятельности, направленной на освоение, передачу и создание культурных ценностей и технологий.
При формировании и развитии педагогической культуры выделяются три группы противоречий: социокультурные, общепедагогические, личностно-творческие.
3. Непосредственно социально-культурным фактором начала освоения педагогической культуры является активная динамическая составляющая, обозначаемая в культурологии, психологии и педагогике идентификацией. Идентификация - ведущий педагогикокультурный механизм, выявляющий родовую естественную связь настоящего и прошлого, сохраняющий богатейший потенциал национальной культуры и культурного прогресса.
Среди социально-культурных факторов, влияющих на формирование педагогической культуры учителя общеобразовательной школы, необходимо акцентировать зависимость формирования педагогической культуры от степени развития профессиональной свободы личности, ее творческой самореализации в педагогической деятельности, в выборе ее жизненной стратегии и тактики. Данная зависимость находит свое практическое выражение в реализации индивидуализации и дифференциации педагогической направленности целостного образовательного процесса.
4. Педагогическая культура как системное образование представляет собой единство педагогических и культурных ценностей, технологий и личностных качеств, направленных на творческую реализацию в разнообразных видах профессиональной деятельности.
5.Основные функции педагогической культуры учителя общеобразовательной школы могут быть поняты исходя из специфики его деятельности, многообразия видов отношений и общения, системы ценностных ориентации, возможностей творческой самореализации личности.
Сущность исторического развития культурных традиций таджикского народа
Ни одно общество не может видеть свою перспективу без развития и укрепления духовного потенциала, духовных и нравственных ценностей в сознании людей.
Культурные ценности народа, его духовное наследие на протяжении тысячелетий служили мощным источником духовности для народа Востока. Несмотря на жесткий идеологический прессинг на протяжении длительного периода, народу Таджикистана удалось сохранить свои исторические и культурные ценности и самобытные традиции, которые бережно передавались от поколения к поколению.
С первых дней независимости нашего государства началось возрождение того огромного, бесценного духовного и культурного наследия, которое в течение многие веков создавалось нашими предками.
Благодаря обновлению нашей общественной жизни открылись мощные пласты духовной культуры, резко изменившей народную -психологию в сторону патриотизма, национальной гордости, открытости для всего мира. Это первый признак мощи Духа народа, который настолько ярок и самобытен, что не страшится интеграции, а, напротив, стремится быть органической частицей мирового сообщества.
Не секрет, что каждое государство, каждая нация сильны не только своими подземными и наземными природными богатствами, военной мощью и производственным потенциалом, но в первую очередь - своей высокой культурой и духовностью. Чтобы понять значение этого богатства, достаточно вспомнить высказывания генерал-губернатора царской России в Туркестане М.Скобелева: «Чтобы уничтожить нацию, не обязательно ее истреблять, достаточно лишить ее своей культуры, искусства и родного языка, и она будет обречена на самоуничтожение».
Поэтому сейчас так актуален вопрос возрождения и дальнейшего развития нашей великой духовности, совершенствования системы национального образования, укрепления его национальной основы, повышения их до уровня мировых стандартов в гармонии с требованиями времени.
Никто и ничто не может сравниться с семьей в воспитании чистой и честной личности, в возрождении родного языка.
Широкую поддержку среди населения получила деятельность махалли по восстановлению добрых и красивых народных праздников, традиций и обрядов, культуры, оказанию конкретной помощи наиболее нуждающимся семьям, воспитанию гуманизма и благотворительности.
Восточной цивилизации и культуре, к которым с гордостью мы себя относим, всегда было присуще стремление нравственным, духовным образом подготовить народ к предстоящим переменам.
Человечность, доброта, милосердие и терпимость уважение и сострадание таджиков, известные всем испокон веков, образуют атмосферу добросердечности и доверия.
Основной целью всех реформ в области экономики и политики является человек. Именно поэтому дело образования, дело воспитания нового поколения, способного осуществить идею национального возрождения, должно оставаться делом государства, одной из самых приоритетных его задач.
В зависимости от исторических обстоятельств и задач эпохи изменялись характер, способы, художественные формы выражения этих и других идей культуры таджикского народа. В этой связи мы считаем нужным вкратце охарактеризовать процесс развития данной культуры на фоне исторического пространства.
Влияние социокультурной ситуации на культурно образовательную среду
Существенным моментом в повышении педагогической культуры выступает современная культурно-образовательная ситуация, анализ которой является исходным моментом во многих исследованиях, посвященных моделям развития образования на современном этапе.
Изменения, происходящие в социальной, экономической и духовной сферах общества, утрата ранее значимых ценностей и возникновение новых оказывают существенное влияние на развитие образования. Одной из ведущих тенденций развития образовательной ситуации сегодня становится переход к ценностной парадигме. Любая профессия связана с выработкой определенного кодекса профессиональной этики. Он, как правило, отражает содержание общечеловеческой этики и требований профессии, образующих во взаимосвязи нравственные ориентиры поведения и деятельности представителя той или иной профессии.
Культурно-образовательную ситуацию мы рассматриваем как совокупность условий жизнедеятельности образования, которые создаются историей, экономикой, культурой, наукой и обусловливают развитие педагогической культуры в целом. При этом нами выделяются исторический, экономический, культурный и научный аспекты культуробразовательной ситуации. С этой позиции попытаемся провести анализ этих ситуаций на основе собственных наблюдений отдельных сторон образовательной ситуации, сложившейся в Республике Таджикистан. Следует также подчеркнуть, что при исследовании этого вопроса необходимо дать, по возможности, исчерпывающую оценку процессам саморазвития образования, присмотреться к тем попыткам выхода из кризиса, тем позитивным изменениям, которые осуществляются самими участниками образовательных процессов, и закладывают предпосылки для развития педагогической культуры. Иными словами, нужно присмотреться к источникам педагогической культуры, определяющим тенденцию ее развития, что требует, использования конкретных методологий научного поиска.
Так, при проведении полевых исследовательских работ мы начинали с анализа имеющихся характеристик, описывающих культурно-образовательную ситуацию. К числу параметров, характеризующих ситуацию, относится кризис образования, что, по нашему мнению, проявляется на фоне целого ряда факторов, особую значимость из которых, на наш взгляд, представляют:
- падение престижа получения образования, в том числе высшего;
- низкий уровень оснащённости школ и вузов республики
современными средствами обучения;
- финансирование системы образования по остаточному принципу;
- понижение качества подготовки педагогических кадров;
- «утечка мозгов» из сферы образования;
отсутствие эффективных, конкурентоспособных систем распространения передовых форм и методов обучения и воспитания. Данные выводы согласуются с результатами анализа образовательной ситуации, проведенного "автором исследования. Так, в ходе его была составлена анкета-опрос для определения модели управления системой образования в новых социально-экономических условиях. Опрос проводился в школе №23 в Душанбе, среди директоров, учителей и родителей учащихся.
Концептуализация деятельности школ как предпосылка повышения уровня педагогической культуры
В данной главе мы рассматриваем развитие педагогической культуры в контексте инновационной, обновляющейся деятельности школы. Поэтому исходной позицией нашего исследования является положение о том, что основной предпосылкой развития педагогической культуры является сама обновляющаяся школа.
Наблюдение за опытом школ, вступивших на путь реформирования, показывает, что необходимым условием успешности процессов обновления системы жизнедеятельности школы является осознаваемая педагогическим коллективом, учащимися, родителями потребность в обновлении, изменении этой жизнедеятельности. Процессы обновления не могут осуществляться сверху. Они должны стать делом самих участников образовательных процессов. Существовала ли такая потребность в исследованных нами школах? Какие изменения были необходимыми и актуальными для нее? Чтобы ответить на этот вопрос, надо было осуществить конкретный педагогический анализ культурно-образовательной ситуации, сложившейся в школах к началу эксперимента.
Целостность среды индивида - это вся совокупность условий, обеспечивающих жизнедеятельность на всех уровнях развития его потребностей, установок, диспозиций; это совокупность условий, обеспечивающих реализацию витальных потребностей (воздух, пищу, жилище и др.); это условия, обеспечивающие самоутверждение, самовыражение субъекта, социальной деятельности на уровне социальных потребностей. Исследуя особенности социокультурной ситуации с позиции целостности среды в школах городе Душанбе, мы не могли не учитывать психологический аспект. Педагоги этих школ однозначно говорят о том, что психологическим аспектом целостности (единства) среды человека является то, что мы изучаем среду в ее абсолютных показателях, где выясняется кубатура жилплощади, есть ли у ребенка отдельная постель, сколько раз он ходит в баню, когда меняет белье, читают ли в семье газеты, какое образование у матери и отца. При этом учитывалось, каков его возраст и какова общая среда ребенка; бралось во внимание и то, что она означает для ребенка, каково отношение ребенка к отдельным сторонам этой среды.
Такой ценностный подход позволил руководству этих школ обосновать базовые компоненты педагогической культуры учителя, например, гуманистическая педагогическая позиция и личностные качества педагога, педагогические теории и мышление, технологии и профессиональные умения, опыт творческой педагогической деятельности.
Результат нашего исследования включает в этот комплекс следующие качества: профессиональная направленность, любовь к детям, самообладание, наблюдательность, педагогическая зрелость, высокая общая культура, эрудированность, активность, целеустремленность, ответственность, скромность, педагогический такт, трудолюбие, требовательность и др.
Гуманистическое воспитание и призвано формировать наиважнейшие свойства человека: честность, порядочность, ответственность, дружелюбие, способность действовать среди людей во благо себе и другим людям. Если таких качеств не будет у воспитателя, он не сможет развить их у воспитанника, ибо сам должен быть воспитан. Результаты исследования таюке показывают, что причиной расхождения между педагогической наукой и практикой служат такие компоненты функциональной грамотности, как, например, доброжелательность, дружелюбная воспитанность, культура общения и поведения, способность и желание следовать нормам человеческого бытия, которые составляют первую часть функциональной грамотности каждого отдельного человека.
Следующим компонентом являє іся личиостио профессиональный -качества личности, которые способствуют какой-либо определенной профессиональной деятельности, третий компонент функциональной грамотности — профессионально-технологический.
Изучение функциональной грамотности как фактора риска в современных условиях работающих педагогов Таджикистана (на примере школ г.Душанбе) показывает, что наибольшие изъяны у учителя проявляются именно в первых двух компонентах, касающихся общечеловеческих ценностей, которые несет в себе педагогическая культура, требуя от каждого учителя воспитывать у своих учеников лучшие человеческие качества своим поведением, своим отношением к жизни.