Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1: Социально-культурные особенности функционирования журнальной периодики 12
1.1. История становления журнала как самостоятельного вида СМИ и его культурное значение 12
1.2. Печатный журнал в условиях современности 44
ГЛАВА 2: Теоретические основания изучения молодежной культуры 75
2.1. История формирования отечественной молодежной культуры в зеркале научных исследований 75
2.2. Специфика молодежной культуры современной России 98
ГЛАВА 3: Культурообразующее значение журнала для молодых 131
3.1. Функционирование печатного журнала в молодежной культуре 131
3.2. Журнальный дискурс в конструировании молодежных практик 154
3.3. Конструирование идентичности молодежи средствами журнальной периодики 196
Заключение 221
Список литературы
- Печатный журнал в условиях современности
- История формирования отечественной молодежной культуры в зеркале научных исследований
- Специфика молодежной культуры современной России
- Журнальный дискурс в конструировании молодежных практик
Введение к работе
В данной диссертационной работе проводится исследование журнала как одного из факторов формирования культуры. Мы обращаемся к изучению "журналов для молодых", служащих своеобразным мостом между молодежной и массовой культурами и стимулирующих не голыш развитие молодежной культуры, но и изменения общекультурпого контекста.
Актуальность исследования. Сегодня вопросы молодежи, молодежной культуры и политики становятся одними из наиболее обсуждаемых в отечественной науке и мировом научном сообществе. Исследователями рассматриваются причины формирования и развития обособившейся молодежной культуры, ее структура, функции, ценности. Активно разрабатываются методы исследования этой сравнительно новой социальной общности, но по-прежнему многие результаты остаются спорными. В то же время, изучение молодежной культуры осложняется высокой степенью ее подвижности, непрерывным изменением в процессе смены поколений, се взаимосвязью с другими культурными явлениями и процессами. Сформировавшееся о ней представление как о будущем культуры делает исследование молодежной культуры немаловажным вкладом не только в знание о современности "здесь и сейчас", по и в прогнозирование и общий анализ мировой социокультурной ситуации. С другой же стороны - молодежь это уже существующее настоящее. В связи с этим, помимо изучения молодежной культуры как феномена, большое значение придается факторам, оказывающим влияние на се современное состояние, вызывающим изменения, определяющим направление динамики развития различных внутрикультурных процессов. Значительное внимание сегодня уделяется и изучению средств массовой информации (СМИ) и, в частности, печатной периодики как одного из важнейших факторов социокультурной динамики.
По результатам опросов последних пяти лет, чтение печатных периодических изданий занимает 4-5-е место в качестве способа проведения досуга1. Исследователями обращается внимание на то, что молодые читатели наиболее восприимчивы к предлагаемым в СМИ материалам. При этом не следует забывать, что как раз в раннем возрасте формируются фундаментальные ценностные установки, личностные качества человека, которыми впоследствии он будет руководствоваться и которые, как известно, наименее подвержены пересмотру.
Поскольку современное положение молодежи ставит ее перед необходимостью быстро ориентироваться и принимать жизненно важные решения уже сегодня, необходимость самоопределения в юном возрасте стала нормой современного общества и приходится констатировать тот факт,
Российская идентичность п условиях трансформации: опыт социол. анализа / Под ред. М.К. Горшкова, НЕ. Тихонова. -М.: Наука, 2005. С 195.; Петченко Т.С. Роль средств массовой информации в формировании ценностных ориентации современной российской молодежи. Дис. на соиск. уч. ст. канд. социол. наук, -М.: РГБ, 2007.
что уже не образовательное учреждение и не семья оказываются здесь доминантными. Именно система СМИ становится наиболее значимым участником в процессе выработки и освоения социального опыта, формирования картины мира и конструирования идентичности молодежи, так как именно на них возлагается задача оперативного, целостного систематического освещения текущих событий на международном уровне, обсуждения актуальных вопросов и проблемных сфер деятельности современного общества. Поэтому в данной исследовательской работе мы ставим пред собой задачу рассмотреть журнал как один из факторов формирования молодежной культуры.
Объектом диссертационного исследования является молодежная культура.
Предмет исследования - значение журнала в формировании современной молодежной культуры России.
Цель исследования: выявить специфику содержания современных журналов и определить их значение для молодежной культуры. Основными задачами являются:
" выявление исторически сложившегося культурного значения
журнальных изданий;
анализ условий, определяющих концепции и особенности функционирования современной журнальной периодики;
изучение процесса становления отечественной молодежной культуры и различных подходов к ее исследованию;
анализ современного состояния молодежной культуры;
разработка теоретико-методологического аппарата исследований периодических изданий, востребованных молодежью;
" выявление основных характеристик журналов, востребованных молодежью;
построение типологии журналов для молодых;
подготовка и проведение авторского эмпирического исследования содержания печатных журналов, выявление основных тенденций в оформлении, тематике статей;
выявление образа молодежи и представления о молодежной культуре, конструируемых журнальными материалами;
сопоставление конструируемого журналами образа и выявленного на основе современных исследований состояния молодежной культуры. Гипотеза исследования: современный "журнал для молодых"
представляет собой средство взаимовлияния глобального культурного пространства и молодежной культуры как его специфической составляющей благодаря концептуальной трансформации и воспроизведению дискурсов, определяющих социальные практики и модели конструирования идентичности.
Степень научной разработанности темы. Изучаемая нами тема, несмотря на достаточно глубокую разработанность отдельных ее аспектов в целом оказывается малоизученной. . Собственно, исследование
взаимодействия молодежи и журнала с позиций социологической пауки представлены в коллективных монографиях (У. Блюдина, Е. Омельченко, П. Старкова, X. Пилкипгтон, М. Флинн)2. Однако в данных работах имеет место иной аспект изучения вопроса, а также рассмотрено лишь одностороннее влияние периодики на молодежь и молодежные субкультуры. Большую значимость также имеют материалы, представленные в диссертационных исследованиях последних лет (Р.П. Лисеев, Т.С. Петчснко). Здесь особое внимание уделяется роли зарубежной массовой культуры в формировании российской молодежной культуры.
В связи с недостаточной разработанностью выбранной темы основную роль сыграло изучение материалов по смежным, достаточно разработанным вопросам. Исходя из цели, задач и структуры диссертационного исследования, можно выделить два основных широких тематических раздела, па изучение которых делался упор: во-первых, теория журналистики, массовой коммуникации и медиаэкономики - здесь исследовались различные аспекты возникновения, функционирования и структуры печатной журнальной периодики; во-вторых, теория молодежной куль туры и субкультур России.
В частности: исследования теоретико-методологических оснований журналистики и массовой коммуникации (В.Н. Ганичев, С.Г. Корконосенко, Т.В. Науменко, Е.П. Прохоров, М.В. Шкопдин); типология журналистики (Л.И. Акопов, К.М. Боголюбов, А.Г. Бочаров, Е.А. Корнилов, М.И. Шостак); медиаэкономика (E.JT. Вартанова); история журналистики (Л.П. Громова, Р.П. Овсспяп, В.П. Трыков, М.И. Холмов); социология средств массовой коммуникации (Л.Н. Федотова).
Вопросы молодежи, молодежной культуры и субкультур, представлены в работах следующих авторов: историографические и методологические исследования (В.Н. Боряз, Ю.Л. Зубок, В.К. Криворученко, В.А. Луков, В.И. Чупров); психологические и социально-психологические исследования (Ф. Дольто, И.С. Кон); социологическое направление и социология культуры (С.Н. Иконникова, В.И. Ильин, СИ. Лспикова, В.Т. Лисовский, Е.Л. Омельченко, Т.Э. Петрова, А.И. Шендрик); этнографическое и культурологическое направление (Т.Б. Щеианская); разработки в области молодежной политики (И.М. Ильинский).
І Іоложсния, выносимые на защиту: 1. История журнала, ориентированного на молодого человека делится на
несколько этапов, каждый из которых вызван объективными
изменениями в молодежной культуре и обладает своей спецификой.
Журнал для молодых становится "зеркалом" и, одновременно,
двигателем процессов, разворачивающихся в молодежной культуре;
Блюдина У., Омельченко Е.. Пилкингтон X.. Старкова С, Флинн М. Глядя на Запад. -СПб.: Алстейя. 2004. -278с. Другое ноле. Социологические практики / Под ред. Е.Л. Омельченко. С.А. Перфильева. -Ульяновск.: Изд-во Гос. пагчн. \чрсжл. "Срсдневолжский на\чный центр". 2000. -364с.
Задача просвещения, исторически закрепившаяся за журналом, продолжает играть значимую роль для молодежной культуры XXI века, поскольку журнал как вид СМИ сегодня, наравне с институтом образования и семьи, является одним из средств трансляции социокультурного опыта;
Журнал как явление монологичное при помощи особых коммуникативных приемов "иходит" в среду читателей и, таким образом, позиционирует себя (формирует имидж). Для этого в основу концепции журнального издания закладывается образ собеседника, в том или ином аспекте отражающий специфику читательской аудитории;
Современный отечественный журнал для молодых может способствовать сохранению специфики молодежной культуры путем воспроизведения сформированного ею жизненного стиля или изменять ее путем трансформации дискурсивного строя, определяющего социальные практики молодежи;
В молодежной культуре на современном этапе отмечаются две тенденции, приводящие к разнонаправленным, по взаимосвязанным процессам. С одной стороны - это интеграция молодежной культуры с общекультурным пространством, осуществляющаяся за счет функционирования СМИ не только на национальном, но и па межкультурном уровне. С другой стороны, этот процесс осуществляется за счет ослабления группового (например, субкультурного) и национального единства, что замедляет процесс "взросления" (инкультурации, самоидентификации и социализации) молодежи и приводит к выработке новой формы идентичности, конструируемой на основе мультикультурализма и индивидуализма. Таким образом, мы утверждаем, что журнал для молодых в соответствии с выбранной концепцией конструирует два типа моделей, определяющих молодежную деятельность: модели самоопределения и модели самовыражения.
Научная новизна. В диссертационном исследовании углублено понимание культурной значимости печатных журналов в истории общества, а также разработана и применена методология анализа российских журнальных изданий, ориентированных на молодого читателя. В работе выявлены и раскрыты качества журнала как одного из механизмов взаимодействия массовой и молодежной культур, а также показаны направления динамики изменений последней, обусловленные глобализациопным процессом. Для этого предложено новое понятие "журнші для молодых", определяющее издание, преимущественно направленное на удовлетворение интересов представителей молодежной культуры, но при этом отличающееся от изданий, позиционирующих себя как молодежные.
В работе уточнена история формирования молодежного журнала как типа издания в контексте социокультурной динамики и предложена ее периодизация. Нами выделены четыре исторических этапа формирования
данного типа издания: 1) появление детского издания как прототипа молодежного; 2) советский период, когда окончательно формируется представление о специальных молодежных изданиях и журналы обращаются к повседневности; 3) выработка концепции постсоветского типа изданий; 4) становление типа "журнала для молодых". Таким образом, мы впервые прослеживаем то, как социально-культурные процессы, происходящие в молодежной культуре вплоть до современности, отражаются в отечественных журналах,
В ходе исследования была разработана и апробирована авторская методика социокультурного анализа печатной журнальной периодики; проведен контент-анализ следующих современных печатных журналов для молодых: "Юность" (9 номеров), "Техника-молодежи" (9 номеров), "Ровесник" (9 номеров), "Yes!" (8 номеров) и "Ехперимент" (2 номера). Это позволило сформировать представление о состоянии разнотипных изданий, рассчитанных на молодого читателя, выявить спектр затрагиваемых тем и методы их освещения, а также определить степень «з<жшвлияния журнала для молодых и молодежной культуры, что в современных исследованиях оказывается слабо разработанным вопросом.
В качестве теорстико-методолгического основания работы применяется системный подход, опирающийся на историографическую и структурно-функциональную методологии исследования обозначенных выше вопросов. В частности, используются типологический метод, проблемно-хронологический метод при рассмотрении этапов становления журналистики (журнальных изданий), молодежной культуры СССР-России. При работе с эмпирическими данными применяется метол вторичного социологического анализа и контент-анализ содержания современной журнальной периодики. В целях определения степени участия журналов в формировании моделей идентичности и представлений о социальных практиках у молодежи применяются герменевтический метод и метод критического дискурс-анализа, используется тендерный подход.
Особую методологическую значимость для исследования представляют следующие работы: по теории постиндустриального информационного общества (Д. Белл, М. Кастельс, Э. Тоффлер); по теории глобализации и мультикультурализма (У. Бэк, Н.В. Тишунина, И. Феркло); по теории идентичности в современности (Я. Ассман, B.C. Жидков, В.М. Межуев, К.Б. Соколов); по теории взаимовлияния СМИ и культуры в целом (Т. Адорно, М. Маклюэн, М. Хоркхаймер); о роли журналов в истории культуры России (Б.В. Дубин, А.И. Рейтблаг); по теории массовой культуры (X. Ортега-и-Гассет, К.Э. Разлогов); но общей теории и методологии исследования современных культурных явлений (Л.Г. Ионин, М.С. Каган, М. Маффесоли, М. Мил).
Теоретическая значимость данной работы заключается в выявлении взаимосвязи и взаимозависимости современного состояния журналистики и молодежной культуры, разработке методологии анализа журнальной периодики как фактора динамики молодежной культуры, которая может
быть применена при рассмотрении и более широкого круга изданий. В работе проанализирована роль стереотипного представления о читателе в формировании концепции журнального издания для молодых. Результаты исследования позволили раскрыть образ современного молодого поколения и его отражение в СМИ.
Практическая значимость. Представленные в работе материалы могут служить в качестве основы при подготовке и чтении спецкурсов для ВУЗов о молодежной культуре и субкультурах, современных СМИ, курсов «Современная культура», «Культурология», «Социология культуры», курсов повышения квалификации для сотрудников редакций изданий для молодых, а также выступать научным обоснованием при разработке молодежной политики в области СМИ. Широта исследования позволяет использовать результаты данной научной работы в практической деятельности редакционных коллегий журналов для молодых.
Апробация результатов исследования проведена на базе Российского государственного педагогического университета им. Л.И. Герцена в ходе подготовки и чтения лекционных занятий в рамках курса "Культурология" (апрель-май 2008 г.) и разработки курса повышения квалификации "Молодежные субкультуры" (апрель 2009 г.). Основное содержание работы изложено в докладах на конференциях: Второй Российский культурологический конгресс: "Культурное мноіообразие: от прошлого к будущему" (г. СПб, 25-29 ноября 2008 г.); II Международная научно-практическая конференция "Молодежь и наука: реальность и будущее" (г. Нсвинномысск, 3 марта 2009 г.); Третье Собрания Научно-образовательного культурологического общества "Современная молодежь в зеркале культурологических исследований и проблемы ее идентичности" (г. СПб, 23 апреля 2009 г.); 5 международной конференции "Потребление как коммуникация 2009" (г. СПб, 26-27 июня 2009 г.) и в ходе телевизионного интервью (15 февраля 2009 г., РТР, программа Вести Петербурга).
Структура диссертационного исследования включает введение, три главы, семь параграфов, заключение, список литературы (содержащий 193 наименования, 14 из которых на иностранных языках) и приложения, содержащие программу и результаты контент-анализа. Общий объем работы составляет 226 стр., с библиографическим указателем и приложениями 250 стр.
Печатный журнал в условиях современности
Изучая историю журналистики, можно заметить, что по мере смены ведущих для этой сферы деятельности идей и создания условий для их реализации, видоизменялись методы журналистского сообщества, и, соответственно, изменялось отношение общества к СМИ (требования, ожидания, уровень доверия). Обращаясь к современности, о таких факторах допустимо говорить лишь с известной долей вероятности, т.к. видение общей картины с ее особенностями возможно лишь по истечении некоторого времени. Поэтому перед нами стоит достаточно сложная задача — определить и охарактеризовать те сферы социальной активности, которые оказывают непосредственное и наиболее явное влияние на журналистику и СМИ. Необходимость изучения этих факторов, на что мы ранее уже обращали внимание, продиктована прямой зависимостью типологических характеристик и самого функционирования издания от социума и сформированных им подсистем.
Приступая к анализу современных условий функционирования печатного журнального издания необходимо рассмотреть факторы трех порядков. Во-первых, мы обратимся к рассмотрению функций, которые выполняет журнал, и определим, какие из них оказываются более существенными в современных условиях. На этом уровне будет определена зависимость журналистской деятельности от экономических и политико-правовых условий, сложившихся на данный момент в данном обществе. Мы попытаемся выявить его специфику обусловленную культурной ситуацией. Во-вторых, современная система СМИ требует анализа взаимодействия различных их видов с прессой. Здесь важно определить те особенности, которые позволяют печатной журнальной периодике оставаться конкурентоспособной в сфере производства и распространения информации, а, следовательно, и значимость журнала в жизни общества на фоне других СМИ. В-третьих, важно изучить особенности функционирования журнала как определенного типа периодического издания в системе аналогичных изданий. На этом уровне нашей целью будет рассмотрение типологической системы современных печатных журнальных изданий и ее соотношение с потребностями общества. Таким образом, целью данного параграфа становится выделение общих диспозиций социокультурной действительности и определение их влияния на функционирование современных журнальных изданий. Сразу следует заметить, что мы делаем акцент именно на официально зарегистрированном печатном, а не электронном варианте журнала, поскольку последний представляет собой самостоятельный феномен, во многом отличный от изучаемого нами , так же как, например, тележурнал.
Место журнальной периодики в современном культурном процессе зависит от функций, которые выполняет данный вид СМИ. В являющихся классическими работах (начиная с "Речи..." Дж. Мильтона76), посвященных истории и теории журналистики, исследованиях массовой коммуникации, авторами подробно освещается взаимодействие государственной власти и журналистики. Широко известное исследование американских теоретиков середины XX века исходным предлагает утверждение о том, что журналистика формируется в непосредственной зависимости от государственного устройства. Речь идет о коллективной монографии "Четыре теории прессы", созданной С. Сибертом, У. Шраммом и Т. Питерсоном . Сравнивая два основных типа прессы, авторитарную и либертарианскую, и их производные, т.н. прессу социальной ответственности и советскую коммунистическую, авторы наглядно демонстрируют и анализируют политическую, экономическую и общую идеологическую зависимость типа прессы от государственного устройства. Подобный подход к изучению состояния и функционирования СМИ предполагает определенный тип устройства общества как исходный пункт анализа. В современных российских условиях весь журналистский дискурс строится исходя из представлений о свободной и ответственной прессе, хотя во многом эта позиция остается спорной, поскольку советский опыт по-прежнему продолжает играть значимую роль в социальных отношениях. Тем не менее, обсуждение вопросов этики и деонтологии проявляют
См., например: Eticnnc S. L clectronique, cst il vraimcnt l avenir de la presse ecrite? // La prcssc. Pouvoir en devenir. -Bruxelles: Revue de l Unliversite de Bruxelles, 1996. P. 294. 70 Мильтон Дж. О свободе печати. Речь к английскому парламенту. (Ареопагитика) // История печати: Антология. М., Аспект-Пресс, 2001. С. 7-64. 77 Сиберт С, Питерсон Т., Шрамм У. Четыре теории прессы. -М.: Вагриус, 1998. качественное движение в направлении социально ответственной прессы . Итак, основываясь на представлении о типе государственного устройства Т. Питерсон выделяет шесть функций прессы (совпадающие в либертарианской теории и теории "социально ответственной прессы" ): обслуживание политической системы посредством обеспечения информации, обсуждения и полемики по социальным вопросам; обеспечение прав личности, при котором пресса является сторонником по отношению к правительству (т.е. защищает интересы государства, существующего государственного устройства, а не выступает его противником); обслуживание экономической системы благодаря посреднической роли между покупателем и продавцом, товаров и услуг за счет размещения рекламы; поддержка своей собственной финансовой самодостаточности, чтобы быть свободной от давления конкретных интересов. просвещение публики с тем, чтобы она была способна к самоуправлению;
История формирования отечественной молодежной культуры в зеркале научных исследований
Именно за рубежом впервые были выявлены и изучались феномены, возникшие в молодежной среде, которые сегодня общепринято называть молодежной культурой и ее субкультурами. Однако исследования советской молодежи за рубежом появились в основном лишь после распада СССР. В этом аспекте отечественные исследования для нас оказываются более важными, поскольку они ложились в основу образовательной деятельности и социальной работы с молодежью, в значительной мере определявших тогда ее облик. Несмотря на то, что в социологии длительное время главенствовал структурно-функциональный подход, разработанный Т. Парсонсом, только после распада СССР почти обязательными стали обращения к работам западных специалистов в области исследования молодежи, таких как К. Манхейм, М. Мид, Д. Хэбдидж, Ш. Эйзенштадт, разработавших концепции, объясняющие возникновение подобной "когорты" и развитие ее культуры. Отчасти это связано и с широко распространенным мнением о том, что Россия проходит через процессы, развернувшиеся в Америке и Европе с отставанием на несколько десятилетий. Таким образом, обособление молодежи считается общемировой тенденцией, хотя ранее не редко среди отечественных исследователей это явление воспринималось как тлетворное влияние культуры капиталистических стран. Сегодня все более проявляется склонность к обособлению феномена отечественной молодежной культуры с опорой на исторический контекст ее формирования, а таюке исследования интеллигенции, студенчества, самобытных субкультур и т.д., их активности, роли в сложившейся социокультурной ситуации.
Вопрос о молодежи, молодежной культуре, различных субкультурных направлениях внутри нее и проявлении девиации в молодежной среде взволновал общественность, когда процесс обособления молодежи в общем социокультурном пространстве стал очевидным и необратимым. Именно тогда создавались первые теории, пытающиеся определить закономерности этого процесса, прояснить причины возникновения, спрогнозировать его дальнейший ход и найти пути решения выявленных молодежных проблем. Если говорить об СССР, то здесь условия исследования подобных вопросов многократно усложнялись. Руководство страны не желало признавать возможность возникновения неуправляемых социальных процессов, тем более угрожающих авторитету власти.
По мнению некоторых исследователей молодежная девиация, а в 50-е годы чаще всего именно так воспринималось данное социокультурное новообразование, была спровоцирована возникшим межпоколенческим разрывом, результатом совокупного нарастания неразрешимых социальных, политических и экономических противоречий в самой чуткой к ним составляющей социальной среды. Проблемы этого порядка разрешались на государственном уровне и, как считалось, их причины, а, соответственно, и методы разрешения должны иметь политическую основу. Существуют концепции, описывающие это явление как следствие "индустриализации", технического прогресса, развития капиталистического общества и соответствующего ему типа рыночных отношений. Так или иначе, уже с самого начала изучения молодежи, а позже - молодежной культуры, наблюдается расхождение во взглядах исследователей, формирующих в результате целый спектр различных теорий и отдельных методологических подходов к изучению данного явления не только в различных сферах научного знания, но и в каждой из них в отдельности. Сегодня можно назвать целый ряд известных отечественных исследователей - авторов научных статей и монографий, посвященных изучению молодежной среды, таких как: Ю.А. Зубок, С.Н. Иконникова, И.М. Ильинский, И.С. Кон, СИ. Левикова, В.Т. Лисовский, В.А. Луков, Е.Л. Омельченко, З.В. Сикевич, Е.Г. Слуцкий, В.И. Чупров, Т.Б. Щепанская и т.д. Поэтому, прежде чем обратиться к анализу современного состояния молодежной культуры, следует начать с истории понимания самого явления молодежи, молодежной культуры, принципов ее исследования в России.
В своей работе А.И. Шендрик отмечает три значимых периода в процессе "обособления" молодежной среды, непосредственно связанные с крупными социально-политическими переменами в стране (СССР-России): в 1920-е годы — приход советской власти; 1960-е - развенчание тоталитаризма; 1990-е - перестройка125. Наблюдающиеся в эти периоды всплески молодежной активности не могли не отразиться на ходе развития знания о молодежи. Далее мы попытаемся проследить смену вышеназванных исторических периодов и охарактеризовать состояние молодежной среды и формирование, изменения научных подходов к ее исследованию,
Первые отечественные работы, свидетельствующие о возникновении научного интереса к молодежи, принадлежали этнографам и психологам. Этот период принято считать временем формирования предпосылок исследования обсуждаемого здесь явления. Собственно, о понятии молодежной культуры как таковой здесь говорить не приходится. В работах по этнографии речь шла в основном об обычаях деревенской молодежи: сам традиционный уклад жизни не позволял и не требовал особого выделения подобной общности. Жизнь молодежи плавно перетекала во взрослую. Несомненно, вопросы детского и юношеского образования не оставались без внимания, однако их обсуждение не предполагало наличие проблем социального обособления, тому препятствовавших и требовавших решения. Процесс социализации происходил стихийно.
Специфика молодежной культуры современной России
Говоря о современном состоянии молодежной культуры, одни исследователи ориентируются на выделение отдельных сообществ, существующих сегодня в молодежной среде и определяемых как субкультуры (при этом субкультуры рассматриваются как относительно самостоятельные явления). Другие определяют ряд общих тенденций, проявляющихся в молодежной культуре по всему миру (как правило, апеллируя к зарубежным исследованиям). И в том и в другом случае упускается, на наш взгляд, такой важный критерий анализа, как социокультурный контекст. Его влияние проявляется в расхождении локальных вариантов молодежной культуры . В связи с этим, нашей задачей становится не только выявление общих тенденций в современной молодежной культуре (в глобальном контексте), но также и поиск факторов социокультурной действительности, которые формируют специфику отечественной молодежной среды, и в зависимости от которых вырабатываются ценности, нормы, формируются институты, соответствующие потребностям молодежи.
Говоря о молодежной культуре, мы подразумеваем не некую совокупность молодежных субкультур, а рассматриваем молодежную общность в целом. В этом отношении можно говорить, что молодежная культура это культура поколения, а не отдельной его группы . С другой же стороны, сегодня мы сталкиваемся с необходимостью рассматривать молодежную культуру вне зависимости от возрастных границ и соотносить последнюю с ними лишь по преимуществу. Ведь именно молодежные ценности в значительной степени обусловливают и обусловливаются культурной динамикой, становясь источником новизны для более масштабных процессов. При этом динамика выступает наиважнейшим ее качеством.
Наиболее масштабный и значимый для современности процесс глобализации У. Бек рассматривает в первую очередь как экономический, который, тем не менее, оказывает влияние практически на все стороны жизни человека, стимулируя информационную и культурную глобализацию168. Молодое поколение, формирующее свою картину мира, основываясь на окружающей действительности, не становится исключением и испытывает наиболее ощутимое влияние этого процесса. Далее если настаивать на том, что сама глобализация в России проявилась еще не в полной мере , то следует заметить, - на это обращает внимание Р. Робертсон, что изменения может привносить не столько сама глобализация, сколько глобализационный дискурс.
Один из специфических факторов российской действительности, ввиду особого ее состояния и ввиду самой специфики молодежи, связан с ней непосредственно - это информатизация. Например, исследовательница отечественных СМК, Т. Рантанен, усматривает непосредственную связь между процессом развития ИКТ и глобализацией .
И.А. Негодаев дает следующее определение этого понятия: "информатизация общества представляет собой глобальный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью повышения интеллектуального потенциала общества, его членов, обеспечивающего дальнейший прогресс цивилизации" . Однако, трудности связанные с этим процессом, заключаются не столько в самой технике, сколько в психологической адаптации и формировании умения работать с ней, о чем размышляет, например, А. Тоффлер . Умение адаптироваться к чрезвычайно быстро развивающимся технологиям наиболее отчетливо проявляется именно в молодежной среде, что в значительной степени определяет уровень участия молодежи в информационных процессах и в целом уровень коммуникативного потенциала, как ведущего условия интеграции общества и, соответственно, самоопределения. Сегодня молодые люди вступают в новую "эру Интернет" и мобильной связи, что формирует особую картину мира, в которой расстояние и время "сокращаются"173, а информационный поток принимает форму виртуальной сети. Впрочем, эта виртуальность рассматривается как достойная, а иногда и предпочтительная альтернатива реальности. Компьютерные технологии значительно облегчают и ускоряют многие виды деятельности от поиска литературы до создания собственных фильмов, музыкальных произведений, что с одной стороны порождает особое отношение к культурному продукту174, созданному в таких условиях, а с другой — значительно расширяет представления о потенциале человека, соотношении индивида и общества как уникального и множественного.
Развитие культурной индустрии и ее интеграции с медиасредой не только способствовало преодолению культурной гегемонии, но и привело, как часто замечают, к нравственному упадку; При этом сложно сказать, кто определяет содержание сообщения. Дж. Сибрук приводит в своей книге такую цитату Джуди Макграт, президента MTV: "...мы обязаны показывать его (речь идет об одной из звезд поп-культуры -КС.) нашим зрителям. Нас пугает, что музыка движется в этом направлении, но мы не можем это контролировать.
Журнальный дискурс в конструировании молодежных практик
Внешняя динамика, как уже было замечено ранее, определяет взаимодействие молодежной культуры с общекультурым пространством двух видов: локальным и глобальным. Иными словами, помимо того, что молодежная культура влияет и испытывает на себе влияние родной культуры, в рамках которой она возникла и для которой становится механизмом обновления, она также является участником межкультурного общения. Включение межкультурного вида взаимодействия обосновывается тем, что молодежная культура находится на границах культурного пространства, там, где активно происходит процесс диффузии поликультурных ценностей. Молодое поколение наиболее восприимчивое ко всему новому оказывается открытым к принятию и легитимации ценностей других культур. В то же время в ситуации мультикультурализма233 аккумуляция и трансляция инокультурных ценностей происходит не в меньшей степени и на общекультурном уровне.
Таким образом, можно отметить, что основные изменения происходят на двух крайних из четырех выделенных уровней: индивидуальном и межкультурном. Формирование индивидуальной картины мира происходит не столько за счет усвоения опыта старших поколений, который уже не соответствует требованиям современности или выработки внутреннего опыта в группах, сколько на основании собственного нового опыта взаимодействия с действительностью.
Если обратиться к структуре "я"-идентичности, предложенной Я. Ассманом, которая подразделяется на "индивидуальную" и "личную", то акцент смещается на первую, в то время как вторая, личная, претерпевает изменения234. С одной стороны это может быть обоснованно тезисом, предлагаемым B.C. Жидковым и К.Б. Соколовым, о том, что в связи с бурными темпами культурного развития значимая межпоколенческая дифференциация может быть обнаружена уже в самой молодежной среде . С другой стороны это становится результатом процесса индивидуализации, которая приводит к диверсификации среды, распада на минимальные составляющие ее элементы. Интересным в этом плане оказывается представление М. Кастельса о так называемом сетевом индивидуализме. "Сетевой индивидуализм - это социальная структура, а не собрание изолированных индивидуумов ... . Индивидуумы строят свои сети ... , основываясь на своих интересах, ценностях, склонностях и проектах" . Речь здесь идет о глубокой интеграции средств коммуникации с социальной средой, определяющей ее специфику. Автор поддерживает точку зрения о том, что связи, возникающие в этой среде, слабы и неустойчивы. Если описанная форма социальности в меньшей мере характерна для российского общества в і{елом, то, на наш взгляд, в отношении молодежной среды она применима. Кончено, здесь необходимо говорить и о границах этой применимости. По большей части акцент делается на молодежь крупных городов со средним и высшим уровнем образования и достатка.
Молодежная культура представляет собой зеркало процессов, происходящих в обществе и оказывающих наиболее значимое влияние на формирующуюся ценностно-нормативную систему. В этом параграфе мы попытались выявить основные факторы и тенденции развития, динамики молодежной среды, определить тип взаимосвязи составляющих ее элементов. Влияние культурной глобализации, коммерциализации в повседневной жизни, особенности сложившейся системы средств коммуникации, соотношение образования и профессиональных предпочтений способствуют формированию самостоятельного молодого человека, ориентирующегося уже не на общественные, а на индивидуальные потребности, способности, качества и интересы. Приоритет индивидуальной траектории развития личности в мультикультурном пространстве и приспособление к этому существующих общественных институтов не только приводят к замедлению самоопределения человека, но и скорее даже проявляют отсутствие необходимости подобного выбора. В современной ситуации целостность уже не предполагает завершенности , но постоянную диалектическую (диалогическую) подвижность, что и определяет готовность становящейся личности молодого человека к постоянным переменам, происходящим в социокультурной среде