Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Молодежь в истории 16
1. Этапы формирования молодежной культуры 17
2. Молодежная культура и молодежные движения 3 2
3. Особенности молодежной культуры в России 48
Глава II. Молодежь в современной культуре 73
1. Молодежь и власть 73
2. "Неформалы" и их постепенное оформление 87
3. Массовая культура и молодежная субкультура 99
4. Парадоксы и перспективы молодежной культуры 121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131
БИБЛИОГРАФИЯ 135
Введение к работе
Актуальность исследования. Диссертационная работа представляет собой исследование феномена молодежной культуры, особенностей ее становления, современного состояния и основных тенденций, определяющих ее развитие.
Молодость как определенная ступень жизненного пути биологически универсальна, но возрастные границы молодого человека, его положение в обществе и социально-психологические особенности имеют общественно-историческую природу, обусловлены общественным строем и уровнем развития культуры. Социально-философское осмысление проблем молодежи можно проследить от античности до наших дней. Являясь продуктом истории, молодежь выполняет исключительно важную функцию, служит преемницей материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Это было понятно еще мыслителям древности. Не случайно в своих мыслях и учениях они обращались, прежде всего, к молодому поколению. И все же ясно, что молодость при этом воспринималась как вспомогательное средство, податливый материал для реализации идей и учений.
Взгляд, согласно которому молодость - это всего лишь подготовительный этап жизни, самоценность которого минимальна, сохранялся и в Новое время. Процесс акселерации существенно ускорял физическое созревание, но усложнение производства и общественно-политической жизни обусловливали удлинение сроков социализации молодых людей. Однако демократические преобразования и возраставшая активность молодежи влекли за собой переоценку ее роли в обществе. Известный швейцарский педагог И.Г.Песталоцци одним из
первых отстаивал убеждение, что молодость - самоценный этап жизни человека. Справедливость этого убеждения стала очевидной в XX веке, когда повышение социального статуса молодежи, что проявлялось в активизации ее выступлений, уже ни у кого не вызывала сомнений.
Именно в XX веке молодежь и присущая ей культура стала объектом пристального внимания со стороны ученых, особенно социологов, психологов, культурологов. Тогда же молодежью заинтересовались и политики: были заложены традиции искусственной активизации молодежи, приобщения ее к идейным движениям и политическим партиям, использования в интересах определенных режимов. По мнению идеологов, возрастная незрелость молодых людей могла с лихвой восполняться идейной (классовой) общностью. Молодежь легко откликалась на политические лозунги и призывы, усвоение которых не требовало ни умственной работы, ни жизненного опыта.
Между тем, последние десятилетия XX века показали, что своеобразие и самоценность молодежной культуры по-прежнему недооцениваются. Ускорение научно-технического прогресса и связанное с ним невероятное усложнение современного производства вовсе не исключили активное участие в нем молодежи. Оказалось, что само производство, его автоматизация и кибернетизация создали предпосылки для более раннего, в сравнении с ожидаемым, приобщения молодого поколения не только к собственно производственной сфере деятельности, но и к предпринимательской, не только к исполнительской, но и к управленческой. Наряду с этим становится очевидным, что в сфере политики активность молодежи изменилась, ее участие в политике ограничивается
профессиональной деятельностью и не выражается, как это было прежде, в формах массовых выступлений и движений.
Назрела необходимость говорить сегодня о принципиально новом понимании молодежи, исходным пунктом которого является взгляд на нее как на равноправное в ряду других поколений, особенности которого наиболее ярко выражены не в возрастных характеристиках, а в стремлении к самоопределению и самоутверждению. То есть в таких качествах, которые традиционно относят к сущностным характеристикам человека. Это тем более необходимо, что на современном этапе самоопределение молодежи происходит без ярко выраженной идеологической опеки со стороны государства и политических партий и, как представляется, без особой надежды ее на помощь старшего поколения. Последнее справедливо в особенности для российской молодежи, которая опыт предшествующих поколений рассматривает зачастую лишь символически, следствием чего стало образование самостоятельной и относительно независимой молодежной культуры.
Факт выделения ее в самостоятельный тип связан в исследовании с ее отношением к традиционной культуре. Молодежная культура изначально унаследовала основные черты, свойственные традиционной культуре. Поэтому, само различие между молодежной культурой и традиционной не всегда очевидно. Но со временем все более очевидным становится то, что специфика молодежной культуры в общих чертах воспроизводит общекультурные закономерности. В диссертации не только суммируются результаты существующих исследований молодежной культуры, но и формируются представления о единстве и многообразии ее феномена, основных элементах, закономерностях развития, языке, структуре и функциях.
Естественно, что решение данных вопросов в исследовании основано на результатах анализа исторических особенностей формирования молодежной культуры. Особое внимание в диссертации уделено своеобразию молодежной культуры в России .
Разработка теоретической концепции молодежной культуры важна и нужна не только как основа для выявления теоретических аспектов проблемы, но и как практическое основание для построения системы, ориентированной на развитие культурного (творческого) потенциала личности. Приведенные в исследовании характерные факты, положения, идеи, понятия дают возможность объяснить конкретные исторические особенности развития молодежной культуры, содействуют выявлению ее архетипов, ее многообразие (многозначность) и полифонизм. Кроме того, они позволяют описать взаимодействие различных слоев культуры - традиционной (народной и предшествующих поколений), классической, элитарной, массовой, определить роль контркультурных движений и феномена субкультуры. Более четко очертить границы этих явлений - одна из сторон вопроса.
Другой аспект проблемы состоит в следующем. Замечено, что повышение интереса к проблеме изучения ценностей происходит в период кризисов, ломки сложившейся системы и поиска новых культурных оснований и ориентации. В российском обществе кризис носит заведомо универсальный (охвативший все стороны жизни) характер. Он затронул основные сферы жизнедеятельности и имеет, конечно, исторические основания. Но кризис - это не агония. Как отмечал П.Сорокин, любой культурный цикл начинается и заканчивается радикальными изменениями образцов, ему сопутствует
7 разработка новой системы ценностей1. Разразившийся кризис не обошел стороной и молодежную культуру. Современное ее состояние необходимо осознавать как кризисное. Исследованию своеобразия феномена молодежной культуры, причин и следствий ее кризисного состояния, а также возможных путей его преодоления посвящена данная диссертация.
Цели и задачи исследования. Главной целью диссертации является анализ современного содержания понятия "молодежная культура", что позволяет, в свою очередь, по-новому взглянуть на проблему соотношения ее с традиционной культурой ("культурой отцов").
В соответствии с данной целью в исследовании выделены следующие задачи:
- определение основных характеристик и параметров мо
лодежной культуры;
выделение основных этапов становления молодежной культуры;
- сопоставление феноменов молодежной культуры и моло
дежных движений;
сравнительный анализ понятий массовой культуры и молодежной субкультуры;
- выявление основных тенденций'в развитии молодежной
культуры.
Объектом исследования является молодежная культура как подвид (субкультура) человеческого бытия, оформившаяся в XX столетии в качестве относительно самостоятельного и, безусловно, самоценного феномена. Данный объект выделен в качестве сравнительно нового и актуального для со-
1 См.: Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1.992. С. 4 28.
временности феномена, само появление которого свидетельствует о сущностных изменениях в культуре.
В качестве предмета диссертационного исследования рассматриваются характерные черты и особенности становления молодежной культуры, ее соотношение с массовой культурой, с властью, ее современное состояние, а также основные тенденции ее развития.
Необходимо отметить, что данные проблемы пока не получили должного внимания со стороны исследователей-культурологов, социологов, политологов. Достаточно сказать, что в энциклопедии "Культурология. XX век" (СПб., 1998) вообще нет статьи о молодежной культуре. Нет соот-ветствующего понятия и в тезаурусе учебного пособия для магистрантов, аспирантов и докторантов "Культурология для культурологов" (М., 2000) А.Я.Флиера - известного специалиста в области культурологии. Вместе с тем, отечественные и зарубежные исследователи выдвинули немало критериев, на основе которых становится очевидным стремление создать стройную теорию о молодежи и молодежной культуре.
Концепция исследования. Знакомство с источниками по молодежной проблематике, их анализ и систематизация, а также результаты личных наблюдений диссертанта позволили выдвинуть следующую концепцию; в современных условиях молодежная культура сравнительно быстро обретает черты автономии, самостоятельности и внутренней динамики, что обусловлено в основном новыми информационными технология- -ми, открывающими относительно простой и непосредственный доступ к любым достижениям мировой культуры. Следствием этого является своеобразное "омоложение" культуры, то есть обретение ею черт, свойственных преимущественно мо-
9 лодости - жесткости и прагматизма в решении социальных проблем, максимализма и поспешности в принятии решений, снижении духовно-нравственного уровня и дегуманизации межличностных отноше ний.
Теоретическая основа исследования. Анализ накопленного материала по проблемам молодежной культуры свидетельствует об ощутимом различии в позициях тех или иных школ и направлений, в оценках конкретных фактов, событий, явлений. В одних случаях различия связаны с особенностью избирательной стратегии исследования, в других - просматривается связь с корпоративными интересами и пристрастиями. Об этом, в частности, свидетельствует то, как по-разному порой излагаются проблемы молодежной культуры в различных источниках. Таких, например, как "Социология в России" (под ред. В.А. Ядова), в учебнике "Социология молодежи" (под ред. В. Т. Лисовского), в учебном пособии "Социология молодежи" Ю.Р. Вишневского и В.Т. Шатко, в ряде диссертационных работ, выполненных в различных городах страны. Но, несмотря на разрозненность исследований молодежной культуры, можно все же с удовлетворением отметить, что в последние годы все яснее проступали контуры комплексного подхода к проблеме молодежи. Появились даже соответствующие термины - "Юнология" или "Ювентология". Труды отечественных и зарубежных авторов в области социологии культуры и культурологии, посвященные молодежной тематике, составили теоретическую основу исследования. К числу таких авторов относятся Агеев B.C., Апарина А. В., Бестужев-Лада И.В., Бодалов А.А., Волков Ю.Г., Выготский Л. С, Галуцкий Г.М., Господинов К., Гуревич П. С, Давыдов Ю.Н., Ерасов Б. С, Здравомыслов А.Г., Иконникова С.Н.,
10 Ильинский И.М., Коган Л. Н. , Кон И. С, Куприянова Г. В., Лисовский В.Т., Лихачев Д.С., Макеева А. , Межуев В .М. , Мид М., Мосолова Л. М. , Мяло К.Г., Нехаев В.В., Павловский В.В., Родионов В.А., Райе Ф. , Сергеев С.А., Сухомлинский В.А., Харчев Л.Г., Шмелев А.А., Ядов В.А.
Методологическую основу исследования составляют прежде всего конкретно-исторический подход, методы гипотети-ко-дедуктивный и системного анализа. Естественно, что их дополняют метод обобщений и сравнительный метод, позволяющий выявить специфические черты исследуемого объекта. В ходе исследования автор нередко использовал описательный метод.
Информационная база исследования. В числе источников диссертации автором были использованы данные и сведения из монографий, журнальных статей, научных докладов и материалов научных конференций и семинаров различного уровня, статистические данные из материалов и отчетов органов федеральной, региональной и ведомственной статистики, официальные документы в виде кодексов законов, законодательных и других нормативных актов, а также результаты собственных наблюдений, исследований и обобщений.
Научная новизна исследования. Выше отмечалось, что в существующих исследованиях по молодежной культуре наметились различные подходы к определению ее характера и особенностей . В данной диссертации предложена систематизация этих подходов и впервые сделана попытка выявить сущность молодежной культуры на основе понимания ее не как промежуточной, посредствующей ступени в развитии культуры, а как ее вполне самостоятельного и самоценного этапа, обладающего внутренней спецификой и логикой становления. В
диссертации, в отличие от существующих исследований, основное внимание уделяется тому обстоятельству, что новые технологии общения и получения информации, а также распространение в области образования методов развивающего обучения способствуют опережающему становлению рассудочно-аналитических способностей индивида, в сравнении с духовно-нравственными. Вновь полученные результаты исследований свидетельствуют о том, что указанное опережение, как одна из существенных черт именно молодежной культуры, становится характерной доминантой культуры в целом конца второго - начала третьего тысячелетия.
Следствием этого, как показано в диссертации, является дискредитация ценностей, которые традиционно относятся к внутреннему миру индивида. В частности, это относится к субъективной реальности, игнорирование которой стало заметным явлением в науках о человеке. Научный вклад автора состоит в том, что черты своеобразной молодости культуры он сопоставляет не только с периодом ее раннего развития, обнаруживая в современности черты первобытности, но и с периодом зрелого - цивилизационного - развития. Это позволило обнаружить ряд сходных черт различных этапов, таких как амбициозность и агрессивность, склонность к силовому решению возникающих в культуре проблем, прагматизм и техницизм в намерениях и предпочтениях, схематизм в оценках. Развивающим ранее известные взгляды на молодежную культуру является положение диссертанта о ней как о "цивилизованной первобытности".
К числу признаков научной новизны диссертации следует отнести авторский взгляд на указанную выше проблему соотношения молодежной культуры и традиционной ("культуры от-
12 цов"). В исследовании впервые обращается внимание и анализируется факт опосредованного характера связи между обеими культурами, что обусловлено широким внедрением в повседневную жизнь новейших технологий распространения и получения информации, в особенности избыточной. Становление информационного общества обусловило собой смещение ценностей и переосмысление авторитетов. В частности, в роли "куль туры отцов" для современной молодежи выступают информационные технологии. Естественно, что это сказывается на системе потребностей молодежи. Например, витальные потребности замещаются потребностями в информации, которые становятся основным источником возбуждения эмоциональной сферы личности. Избыточность информации и соответствующие эмоции, как индикаторы степени удовлетворения потребности в ее получении, сопутствующие гедонистические настроения обесценивают мышление и влекут за собой сбои в работе высших этажей психики индивида.
К личному вкладу диссертанта в решение поставленной проблемы следует отнести анализ отношения молодежи и власти . "Омоложение" культуры, в соответствии с авторской концепцией, затронуло и властные структуры. Это выражается не только в приходе к власти молодых политиков, но и в инфантилизме самой власти, безоглядные и безответственные действия которой нередко напоминают уличное поведение подростков.
Практическая значимость исследования заключается прежде всего в том, что обобщения, положения и выводы диссертации можно рассматривать в качестве основы дальнейших исследований феномена молодежной культуры, которые, в свою очередь, могут быть использованы в области формиро-
13 вания соответствующей политики на федеральном и региональном уровнях. По мнению автора, существующее отношение к молодежи со стороны власти и различных общественных структур характерно в основном озабоченностью проблемой ее занятости, организации досуга. В диссертации обосновывается вывод, что целью молодежной политики должно быть распространение престижных норм и правил социальной активности и превращение их в образцы успешной социализации молодежи.
Кроме того, материалы исследования могут найти применение в учебных курсах по истории и социологии культуры, культурной антропологии, в программах которой, кстати сказать, сегодня отсутствует молодежная тематика, в специальных курсах, посвященных молодежной культуре.
Апробация результатов исследования. Отдельные положения диссертации обсуждались на методологическом семинаре кафедры теории и истории культуры Нижневартовского государственного педагогического института. С докладами по исследуемой теме автор выступал на региональных конференциях, посвященных проблемам городской молодежной культуры (1998), гуманизации культуры и образования (2000) и формирования единого культурного и образовательного пространства в Ханты-Мансийском автономном округе (2001). Часть материалов диссертации отражена в статье автора, опубликованной в ж. "Культурологические исследования в Сибири" (2002). Фрагменты исследования были использованы диссертантом при составлении Программы "Молодежь", а также Программы деятельности Дома молодежи муниципального образования г. Нижневартовск.
Положения, выносимые на защиту.
1. По мнению автора, актуализация молодежной тематики и, в частности, темы молодежной культуры возрастает по мере обретения последней черт относительной самостоятельности и самоценности.
2 . В истории молодежной культуры целесообразно выделить отдельные этапы ее становления, каждый из которых отражает своеобразие отношений к молодежи в обществе, является особой ступенью роста ее самосознания и самоопределения .
В стихийной форме отмеченный рост проявил себя в молодежных движениях XX века, ставших демонстрацией протеста по отношению к идейной опеке со стороны государства и своеобразно интерпретируемой "культуре отцов".
Низвержение авторитета традиционной культуры совпало по времени с широким распространением новых информационных технологий, с внедрением в повседневность доступных средств передачи и получения информации, способов глобального общения, что обусловило становление новой -информационной - культуры и появление нового авторитета.
Обособление молодежной культуры, обретение ею самоценностных характеристик влечет за собой своеобразное " омоложение" куль туры в целом и такую перестройку системы индивидуальных потребностей, когда постоянная потребность в информации, порождающая определенную зависимость от ее получения, обесценивает витальные потребности, а также потребность в живом общении и в мышлении.
Особого внимания заслуживает проблема взаимоотношения молодежи и власти. "Омоложение", испытываемое культурой, затронуло властные структуры. К власти приходят более молодые политики. Это сказывается на действиях вла-
сти, на ее отношении к общественным ценностям, к традициям, к культуре. Важным следствием изменившегося отношения является снижение интереса к сохранению традиционных ценностей, в том числе нравственных, растущая терпимость к ценностям массовой культуры.
Структура диссертационной работы обусловлена логикой исследования содержания темы и последовательностью решения поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав ("Молодежь в истории" и "Молодежь в современной культуре"), заключения и библиографии. Общий объем диссертации - 151 стр.
Этапы формирования молодежной культуры
В отечественной социальной психологии период молодости населения традиционно ограничивается определенными возрастными рамками, включающими в себя людей не моложе 14-16 и не старше 25-30 лет. А общепринятая трактовка молодежи такова: молодежь - это социально-демографическая группа общества, определяемая совокупностью возрастных характеристик, особенностями социального положения, обусловленного обстоятельствами социально-психологических свойств, уровнем социально-экономического и культурного развития, способами социализации, принятыми в данном обществе. Обычно при этом замечают, что молодежь - это внутренне неоднородная социально-демографическая группа общества. В данном параграфе предполагается осветить особенности ее становления в различные временные периоды, имея в виду, что смена поколений приводит к изменению содержания куль туры.
Необходимо отметить, что история молодежной культуры содержит немало "белых пятен", не все до конца ясно в ее истории. Есть основания утверждать, что начало цивилизации, сопровождавшееся отказом от патриархально-общинных традиций, связано с возрастанием роли молодежи в первобытных обществах. Дальнейшее развитие культуры происходило и продолжает происходить по мере того влияния, которое оказывал на нее дух молодости. У молодежной культуры, как и у всех социальных явлений, были свои периоды, этапы и циклы. В различные отрезки времени, по своей сущности, они различны. Безусловно, с изменением исторических условий, социальной ситуации, изменялось содержание, а с ним изменялась и сама молодежная культура. Сменяющая ценностная система созревает в недрах сменяемой. Одна из ключевых задач состоит в определении начальной историко-временной точки отсчета. Каковы источники возникновения молодежной культуры, заложены ли они в духовных (культурных) потребностях самой молодежи? Опираясь на исторические данные (хотя бы в характерных штрихах), описывая хронологические периоды истории молодежной культуры, необходимо произвести ее периодизацию. В хронологии молодежной культуры можно выделить наиболее значимые события общественно-политической жизни, духовно-нравственный климат, экономическое устройство конкретного исторического периода. Такой подход позволяет обнаружить некоторые характерные тенденции, описать характерные события, образ жизни молодежи, стиль эпохи. Выделение необходимо еще и потому, что эти периоды более определенно соотносятся с существующими формами согласованности духовного производства с материальным, снабжены сложившимися социальными структурами и политическими институтами. Углубляясь в историческое прошлое, мы пытаемся там найти исторические аналогии с нашим временем, чтобы верно понять родословную молодежной культуры и соотнести с современными проблемами, достаточно часто совпадающими.
Исторический взгляд на молодежную культуру - это прежде всего культурный взгляд, потому что понятия культуры большей частью зависимы от понятий истории. И все же этапы культуры не всегда совпадали с историческими этапами. Поясняя метафорически можно сказать так: культура более инертна, чем история, превращающая какое-либо культурное событие в исторический факт лишь по истечении какого-то времени. Сравнение фактов дает основание отчетливо проследить ряд последовательных этапов, в рамках которых формировалась молодежная культура. Выделяя эти этапы, можно принять периодизацию становления производства: до-индустриальный, индустриальный и постиндустриальный.
Известно, что К.Ясперс выделял четыре периода культурной истории человечества: 1) прометеевскую эпоху: возникновение речи, появление орудий труда, использование огня; 2) эпоху великих культур древности: письменность, религию, государственность; 3) осевую эпоху: формирование человека в его духовной открытости миру; 4) эпоху науки и техники: мир как единая сфера общения. Всегда ли была молодежная культура? Ответ может быть только положительным, если иметь в виду, что речь идет о сложившемся целостном явлении, основанном на всеобщих, универсальных законах культуры. Каждому историческому периоду соответствует своя молодость . Но особо насыщена ею была "прометеевская", по Ясперсу, эпоха.
Молодежная культура имеет свои исторические корни. Речь идет о социальных, культурных, политических процессах, в совокупности своей способствовавших формированию и превращению ее в реальность, благодаря исторически созревшим предпосылкам. Для определения предпосылок и причин формирования молодежной культуры как культурно-исторического явления, необходимо выделить совокупность всех тех факторов, которые в процессе своего становления и развития способствовали на определенном этапе постелен 20 ному превращению ее в конкретный тип культуры. Сам процесс формирования ее как феномена подтверждается историческими фактами. Результаты конкретных исследований также подводят к мысли о фактическом наличии молодежной культуры в системе духовных ценностей прошлого. Именно она была главным генератором социальной энергии общества.
Изначально молодежная культура складывалась как возрастная общность, объединявшая разнородные ценности, находившаяся под определяющим воздействием различных факторов, вбирая в себя смыслы и образы культуры предков. В тот период имела значение небольшая часть молодежной культуры, имевшая только словесную форму, воспринятые трудовые навыки, социальные связи. Французский философ Т.де Шарден заметил по этому поводу: "Признавая всю родовую важность наследия ушедших, для воспитания новых поколений, прогресса общества, в детях и делах остается в лучшем случае только "тень прошлого"1.
Преемственность - это явление в общественной жизни, которое обеспечивает "непрерывность в прерывном", сохранение общей направленности этого развития с точки зрения сущности и содержания общественного развития; это явление, благодаря которому осуществляется связь между различными этапами истории в различных сферах жизни общества; это явление, определяющее темпы его движения вперед; явление, позволяющее сохранить устойчивость целого, независимо от разрушений, которые происходят в его частях. Проблема преемственности поколений не является чисто молодежной, поскольку в обществе живут и действуют одновременно несколько поколений. Преемственность - процесс
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1987. С. 240. сквозной, всеобъемлющий, всепроникающий, он охватывает все слои общества. Этот процесс объективный, а во многом стихийный, постоянный и непрерывный, касающийся буквально всех сфер жизни. При этом необходимо отметить, что молодежь участвует в нем "в том числе".
Молодежная культура развивалась в орбите сложившихся традиций и была, естественно, обременена ими. Со временем у молодежи начиналось накопление собственных культурных элементов, сыгравших в последующем значительную роль в группообразующем начале. Характерным свойством простонародной жизни была статичность. Патриархальная культура тесно связана со стабильными жизненными циклами, включенными в циклы природы. Она, являясь своего рода ритуалом, способствовала созданию ритуальной культуры. А ритуал не терпит избыточности, он строго функционален. Получая некоторую возможность саморазвития, молодежь вырабатывала свои духовные ориентиры. Первой характерной чертой следует назвать ее особенную мобильность, способность откликаться на естественную человеческую потребность в общении. Познавая, молодежь овладевала собой, училась регулировать окружающую жизнь, определяя тем самым собственную судьбу. Жизненная необходимость побуждала ее формировать максимально достоверное представление об окружающем мире, систематизировать собственные воззрения, ценностные ориентации. Молодежь делала нелегкий переход к своему времени и своему культурному пространству.
Первый культурный опыт увеличивал со временем психологическую дистанцию молодежи относительно старшего поколения. Выделение молодежи в обособленную общественную группу и ее внутренняя дифференциация происходили под влиянием социокультурных причин. Духовная традиция разрушала временные барьеры, разделяющие поколения людей. Секрет старшего поколения заключался в способности хранить духовные традиции. А секрет молодежи - в умении, по прошествии времени, всякий раз воссоздавать культурное явление заново с минимальными потерями его смысла. В культурной модели исчезают традиционные начала, авторитет старших минимизируется до предела. Смена культурной парадигмы - есть смена многих представлений молодежи о смысле своей жизни, формах социального бытия, поведения, есть извечное стремление к самопознанию. А молодежная культура - это многоуровневая система ценностей, включающая в себя и ее носителя, и его влияние на окружающую действительность. Каждое новое поколение предъявляет свои требования к накоплению своего духовного бытия, демонстрируя при этом максимализм в стремлении к удовлетворению своих потребностей .
Молодежная культура и молодежные движения
Эти два понятия необходимо различать - они отнюдь не равнозначны, поскольку прямо связаны с формированием самосознания молодежи, с формированием его либо в качестве составной и самосохраняющей части культуры (субкультуры) , либо в качестве ее стихийных, разрушительных проявлений. Можно исторически обосновать, что молодежь, если она в силу каких-либо причин обосабливается, создает свой мир, творит свою "контркультуру", протестует, бунтует, становится в критическую позицию ко всему созданному прежде. Тогда возникает своего рода "молодежное" общество внутри уже сложившегося. Не раз ученые Европы приходили к выводу о наличии то "молчаливого", то "скептического", то "бунтующего" и "мятежного", то "потерянного" или "мечущегося" поколения. Многие общественные проблемы, в сущности, были рождены в молодежной среде. Это неудивительно, поскольку к проблематичности склонно более всего именно неустановившееся сознание, чему и посвящен данный параграф. Вместе с тем, в параграфе будет показан процесс прорыва молодежи от бессознательного к осознанному обособлению и утверждению.
Прогресс общества невозможен без подобной борьбы, в ходе которой нежизнеспособные традиции отбрасываются, ценные принимаются молодежью. Нас интересуют большей частью те качества и свойства, которые присущи нынешнему поколению молодежи России (Европы) в преломлении через современные социально-экономические и политические условия, во взаимосвязи с коренными изменениями в обществе, в осмыслении роли отдельных поколений, диалектики противоречий прошлого, настоящего и будущего. Она не может не отразиться на механизме общественного производства, в котором молодежи принадлежит все более самостоятельная роль. Здесь мы воспроизводим события прошлого, которые в сути своей особенно важны и в чем-то схожи с нашими днями. По прошествии и сквозь призму своего времени не всегда можно объективно оценить историческое значение подобных социальных явлений. Их осознание, следовательно, должно помочь ответить на многие вопросы, связанные с проблемами молодежной культуры и молодежных движений. Существуют теории (в частности Ф.Тенбрука, не объяснявшего, впрочем, причин противостояния поколений), согласно которым вся молодежь, как особый "класс", независимо от ее социальной принадлежности и причин, всегда противостоит всему "обществу взрослых". Английский социолог и психолог Г.Тард, основоположник и разработчик социологии конфликта, также утверждал, что и в далеком прошлом и сегодня молодые поколения всегда протестовали против власти обычаев и традиций, перестававших отвечать духу времени. По его мнению, вначале они способствуют развитию жизни, а затем на известной ступени закостенев, в форме массовых привычек, начинают тормозить дальнейшее движение вперед. Известный философ Г.Маркузе, например, вообще наделял молодежь ролью "нового революционного класса" вкупе с народами третьего мира и люмпен-пролетариями развитых стран.
Молодежь и власть
Общества без власти не существует - это аксиома. Институт власти (государство) - важнейший элемент структуры любого цивилизованного общества. Тема отношений человека и власти объемна и достойна отдельного и обстоятельного изучения1. В данном исследовании рассматривается лишь вопрос о взаимоотношении власти и молодежной культуры.
В самом общем виде сущность власти можно представить как ее способность воздействовать (влиять) на общество, на ход событий. Управлять государством (обществом) в различных аспектах (экономика, политика, наука, культура), значит управлять сознанием и чувствами людей в заданном направлении посредством набора известных штампов: "демократия", "рынок", "правовое государство", "свобода", "благосостояние народа" и т.п. Многое зависит от уровня культуры власти. Пренебрежение власти к вопросам науки, экономики, образования и культуры приводит к опасным деформациям в сфере духовного производства. Формы правления существенно зависят от культурной основы и образа жизни общества. В зависимости от типа общества, господствующих идеологий и режимов изменяются цели и задачи, принципы, формы и методы воспитания. Все зависит от взгляда власти на человека и общество, от той роли, которая отводится человеку и воспитанию в общественном устройстве.
Особые отношения молодежи и власти складывались по мере формирования самой власти. Ее отношение к молодому поколению является показателем зрелости. Объективно власть вынуждена обращаться к молодежи. Когда молодое поколение как бы вытесняется из общества, его придерживают на подступах к власти и к серьезной ответственной работе, его обходят при распределении общественных благ, тогда и власти трудно рассчитывать на взаимопонимание. Положение молодежи и ее роль в обществе, функции и виды деятельности, а также потребности, ценностные ориентации, мировоззрение, интересы и социально-психологические свойства в значительной степени обусловлены характером социально-политического строя, общественными отношениями, традициями, конкретной исторической ситуацией. Обычно молодежь безразлична к власти. Но в России вышло так, что мало кому известный В.Путин, к примеру, еще не став президентом, уже воспринимался миллионами людей, особенно молодежью, как лидер оппозиции. Его и выбрали в первом же туре как лидера оппозиции, противостоящего чиновничьему аппарату, не способному решить ни одну из российских проблем. Успех Путина - это успех современности. Молодежь всегда обладала мощным инновационным потенциалом, которым необходимо правильно управлять. Это первый и важный аргумент в пользу проведения и развития молодежной политики, особенно в современных условиях, игнорировать который не должна ни одна политическая партия. Что предлагает общество молодежи, и что, в свою очередь, молодежь привносит в жизнь общества - одна из острейших проблем. Здесь присутствует прямая и обратная связь. У молодежи, как особой социально-демографической группы общества, есть собственные интересы.
Политика возникает там, где сложились множественные отношения, она есть деятельность по управлению отношениями. Общество проводит ту политику, которую считает необходимой, какую может себе позволить, исходя из общих политических соображений и финансовых возможностей. Государственная молодежная политика должна строиться на прочном программном фундаменте. Молодежная политика - это новый тип отношений с молодежью, которые сегодня не укладываются в существующие рамки и структуры, не согласуются с прежними формами и методами работы. Все это требует коренного преобразования, коренного изменения условий жизнедеятельности молодежи. По мнению ученых, многие социальные программы непосредственно измеримы, ибо отбор показателей, определяющих степень участия в них молодежи, не является проблемой. Социальные индикаторы тесно связаны с динамикой развития общества и в полной мере отражают эту динамику. План (программа), как способ организации человеком личного времени, - одно из его древних изобретений . При отсутствии программ трудно оценивать изменения в социальном положении молодежи. От власти требуется принятие не "временных" решений (мер), а постоянное многостороннее и критическое осмысление существующего положения молодежи. Общество создает социальные, материальные и прочие условия для ее развития. Власть принимает адекватные меры, направляющие это развитие в нужное русло.
Молодежь - это часть населения страны, находящаяся в стадии социализации и включенная в процесс усвоения определенной системы знаний, умений, навыков, позволяющих функционировать в качестве полноправных членов общества. Воспитание своих граждан во все времена, являлось первейшей задачей и непременным делом любого общества, и власть выполняет в нем ряд исключительно важных функций: сохранение, воспроизводство и развитие культуры; обеспечение преемственности и смены поколений; создание условий для свободного развития личности и жизнеспособности общества в целом. Таким образом обеспечивается творческий процесс обновления. В данном процессе власть и общество - равноправные силы. Общество, вкладывая средства, обладает свободой выбора в решении приоритетных социально-нравственных проблем, поскольку культура - это не средство, а сфера утверждения сущностных сил человека.