Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народная музыкальная культура: состояние и тенденции развития Седухин Борис Васильевич

Народная музыкальная культура: состояние и тенденции развития
<
Народная музыкальная культура: состояние и тенденции развития Народная музыкальная культура: состояние и тенденции развития Народная музыкальная культура: состояние и тенденции развития Народная музыкальная культура: состояние и тенденции развития Народная музыкальная культура: состояние и тенденции развития Народная музыкальная культура: состояние и тенденции развития Народная музыкальная культура: состояние и тенденции развития Народная музыкальная культура: состояние и тенденции развития Народная музыкальная культура: состояние и тенденции развития
>

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Седухин Борис Васильевич. Народная музыкальная культура: состояние и тенденции развития : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 : Москва, 2004 131 c. РГБ ОД, 61:04-24/76

Содержание к диссертации

Введение

Первый раздел: Генезис и структура народной музыкальной культуры 8

Второй раздел: Функциональность народной музыкальной культуры советского периода 53

Третий раздел: Трансформация народной музыкальной культуры в постсоветский период 90

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 118

БИБЛИОГРАФИЯ 122

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Судьба России свидетельствует о том, что в процессе ее становления и развития имели место резкие смены курса, сопровождавшиеся не только существенными переменами в политической, экономической и культурной подсистемах общества, но и включавшие ее социальные трансформации в целом. Они происходили в связи с крещением Руси и татаро-монгольским игом, реформами Петра Великого и октябрьской революцией. В этой связи Н.А. Бердяев писал, что мы видим разные России: Россию киевскую, Россию татарского периода, Россию московскую, Россию петровскую, императорскую, советскую Россию. Подобного рода цивилизационные изменения и прерывность превращали историческую судьбу русского народа в несчастную и страдальческую[8, с.7]. Именно с этими фактами живущие ныне поколения соприкасаются сегодня — в процессе последней из социальных трансформаций, начавшейся после распада советского государства с августа 1991 года.

Для восстановления стабильности и необходимой устойчивости в подобных кризисных, катастрофических ситуациях важно иметь надежную точку опоры, обладающую глубинными корнями и поддерживающую дух народа. Одним из подобных факторов для всех россиян и в том числе русских является их этнонациональная культура - феномен сложноорганизованный и многокомпонентный.

В отечественной культурологии к категории доминантных составляющих, при анализе специфики русской культуры, относят культуру музыкальную. Она, с одной стороны, способна достаточно полно отражать и аккумулировать особенности русского менталитета. С другой, - в силу естественности функционирования, развитости своих форм и видов, является всепроникающей - входящей в досуг и труд, в массовые и локальные праздники, в разнообразные формы повседневной жизнедеятельности.

В качестве культурного феномена музыка была и остается предметом специального изучения. С древних времен о ее природе размышляли не только

специалисты, непосредственно занимавшиеся музыкальной деятельностью. Она была объектом философской рефлексии Платона [99, с.11, 121, 135] и Аристотеля [4], Гегеля [20, с.13-14] и Ф.Ницше [92], Н.А. Радищева [107] и А.Ф. Лосева [72]. Музыку исследовали физики [6; 18; 46], в нее погружались психологи [25; 88; 97; 112; 134], ее приводили в математическое соответствие [13; 17; 148]. Ее используют с древнейших времен как средство психотерапии [3, с.367-368, 376; 43; 62; 98; 100, с.188; 108].

В культурологии, эстетике и искусствоведении принято в границах общего культурного пространства выделять оригинальность и самобытность народной музыкальной культуры по этнонациональному основанию. В административно-территориальных образованиях, где проживает преимущественно русское население, она также имеет, хотя и менее заметную для непосвященных, региональную специфику. Эта специфика находит отражение в природной «привязанности» образного мышления и своеобразии исполнительской манеры, ладовом устройстве народных музыкальных инструментов и особенностях обрядового использования. В этой связи, определенный научный интерес представляет народная музыкальная культура каждого края и области, в том числе -Смоленской. Однако опыт бытования и законы функционирования региональной народной музыкальной культуры не стали предметом специального рассмотрения, позволяющего наиболее объемно и разносторонне раскрыть ее адаптивно-экологический, этноидентификационный и художественно-гуманистичный потенциалы, которым придается особенное значение в метана-учной культурологии.

Потребность в оптимизации использования этих потенциалов народной музыкальной культуры определила выбор темы настоящей диссертации, являющейся актуальной как в теоретическом, так и в политико-практическом отношении.

Степень научной разработанности проблемы. Народная музыкальная культура чаще всего лишь косвенно является объектом научного исследования. Однако народная музыкальная культура не являлась предметом самостоятель-

4 ного исследования как явление самодостаточное в культурологическом понимании. Ее изучению посвящены работы Э.В. Быковой [12], З.И. Власовой [15], Н.Г. Михайловой [84], В.А. Полякова [102], Л.А. Тульцевой [140], эпизодически обращающих внимание на народную музыкальную культуру как часть художественной культуры. Региональный ракурс в ее анализе в некотором роде выделяют М.А. Некрасова [90], Л.И. Михайлова [83], Н.М. Волокитин [16].

Народная музыка была и остается объектом этнографических исследований. Предметом рассмотрения в музыкальной этнографии является выявление локально-исторических и национально-художественных особенностей народной песни и инструментальной народной музыки, которое осуществляется путем непосредственных наблюдений и точных документированных описаний, записей конкретных образцов народной музыки с их последующей расшифровкой (переводом в нотную форму). В трудах известных этнографов В.Н. Добровольского [37; 38], С.В. Максимова [80], А.А. Коринфского [53], П.В. Шейна [146] народные музыкальные творения исследуются с позиции бытования его в повседневной среде. Объектом их наблюдений являются конкретные образцы народного художественного творчества, запечатленные в фольклорной форме.

Внимание искусствоведов к народной музыкальной культуре, в особенности к фольклору, проявляется в том, что они рассматривают этот предмет как национальное достояние, которое дает неисчерпаемый материал для профессиональной деятельности. Особенность их работ заключена в «погружении» внутрь художественного процесса. Так в трудах Р.И. Грубера [30], Т.Н. Ливановой [67], О.Е. Левашевой [64; 65], В.В.Стасова [131; 132] исследуются некоторые аспекты построения музыкальной речи (ее мелодика, голосоведение, особенности аранжировки), специфичность процессов функционирования фольклора, его форм и жанров. При искусствоведческом подходе народная музыкальная культура рассматривается как феномен, обладающий определенной художественно-эстетической ценностью.

Однако сложившиеся направления исследования народной музыкальной культуры недостаточно отражают ее широкую социальную значимость, функ-

5 циональность, особенности временного и пространственного распространения и ряд других аспектов, входящих в предметное поле культурологического дискурса.

С позиций культурологии народная музыкальная культура предстает в широком контексте как явление духовной культуры, которое, находясь в пространстве народного творчества, способно оказывать существенное воздействие не столько на профессиональное искусство и художественную жизнь региона, сколько на жизнедеятельность локального социума, его самоидентификацию. Благодаря мега-, макро- и микроуровню культурологической рефлексии возможен продуктивный анализ генезиса народной музыкальной культуры, выявление особенностей ее функционирования, а также создание современной модели культурной политики, обеспечивающей ее сохранение при неизбежной модернизации традиционных форм бытования.

Методологической основой исследования является системный поход, присущий метанаучнои культурологии, позволяющий целостно осуществлять разносторонний анализ народной музыкальной культуры. Теоретические позиции диссертанта сформировались под воздействием этико-философских и социально-психологических положений отечественных и зарубежных исследователей, раскрывающих закономерности общественного и культурного развития. В основу исследования положено представление о народной музыкальной культуре как специфической реальности, в которой человек способен отразить посредством музыкально-художественной образности свое этнонациональное самосознание, а также познавательно-оценочное представление о природе и обществе, правилах и нормах поведения.

При написании диссертации, автор опирался на труды ученых по фольклористике и педагогике, в областях социально-культурной и досуговой деятельности, по теории и практике культуры: В.Е. Гусева [33], А.С. Каргина [47], И.В. Кондакова [51] Ю.Г. Круглова [57], Ю.А. Лукина [74; 75], В.М. Межуев[81], В.Я. Проппа [103], В.В. Савельева [118; 119; 120], Е.А. Сергеева [123], Ю.М. Соколова [128], В.М. Чижикова [143; 144], а также работы, посвя-

щенные теории и истории народной музыки — Е.А. Герцмана [21], В.Н Грачева [27; 28], JLIL Зарубиной [42]. Изучить динамику народной музыкальной культуры, познать ее содержание и функции, выявить региональные особенности помогли труды смоленских историографов и этнографов Л.С. Журавлевой [40], Я.Р. Кошелева [55;56], В.В. Ильина [44], А.Я. Трофимова [139].

Объектом исследования является русская народная музыкальная культура.

Предмет исследования - состояние и современные тенденции развития русской народной музыкальной культуры. В качестве эмпирической базы для анализа избрана народная музыкальная культура Смоленского региона.

Цель исследования: определить условия, место и роль народной музыкальной культуры в оптимизации жизнедеятельности населения.

Исходя из поставленной цели, диссертант должен был решить следующие задачи:

выявить истоки народной музыкальной культуры и ее роль в формировании великорусского этноса;

предпринять попытку культурологического дефинирования народной музыкальной культуры;

изучить современное состояние народной музыкальной культуры, выявить условия самосохранения и тенденции ее развития в постсоветский период;

наметить некоторые пути оптимизации бытования народной музыкальной культуры, программные способы ее поддержки.

Эти задачи, с одной стороны, вытекали из цели, а с другой, определили содержание и структуру работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Обозначены первоистоки русской народной музыкальной культуры.

  2. Раскрыты особенности ее функционирования и оптимальные условия сохранения.

  3. Диагностировано состояние народной музыкальной культуры россий-

7 ского общества на рубеже XX и XXI веков. -- 4. С позиций культурологического дискурса:

предложена авторская дефиниция «народная музыкальная культура»;

уточнено соотношение понятий «этническая», «региональная», «народная» и «национальная» культуры;

дифференцирован феномен музыкального творчества, в котором выделены традиционный, самодеятельный и профессиональный компоненты.

Теоретическая и практическая значимость исследования: Проведенное исследование позволяет:

осмыслить и в значительной мере углубить представление о роли и месте народной музыкальной культуры в жизни общества, ее влиянии на духовно-нравственную и социальную атмосферу;

определить современное состояние народной музыкальной культуры и предложить пути оптимизации ее функционирования;

использовать положения и выводы диссертации для разработки и включения специального курса о народной музыкальной культуре в проблемное поле культурологии;

внести предложения по включению потенциала народной музыкальной культуры в работу образовательных учреждений и вузов культуры и искусств.

Апробация работы. Основные положения работы обсуждены на заседании кафедры гуманитарных наук Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма. Полученные данные использовались в учебном процессе в Смоленском государственном институте искусств, отражены выступлениях на конференциях и в научных публикациях общим объемом 2,5 п.л.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, трех разделов, заключения и библиографии.

Генезис и структура народной музыкальной культуры

Народная культура является частью общероссийской культуры и истории. В ней отражен житейский опыт от раннего этапа общественного развития до настоящего времени. Вместе с тем народная культура отдельных регионов сохранила и черты своей самобытности, неповторимости, те ценные качества, которые отличают ее от других региональных культур [106, с. 118].

Объектом данного научного анализа избран важный и сложный компонент культуры - русская народная музыкальная культура, которую предлагается лишь условно отделить от целого, исходя из цели и задач исследования.

В рамках избранной темы необходимо конкретизировать понятия и категории, трактовки которых в современной научной теории и практике неоднозначны и многоаспектны. Это касается, главным образом, таких категорий, как «этнос», «традиция», «преемственность», «искусство», «творчество», а также тех понятий, которые находятся в прямой зависимости от этих категорий: культура - народная, музыкальная, этническая, традиционная, региональная; творчество - профессиональное, народное, самодеятельное, индивидуальное, коллективное; искусство - народное, профессиональное.

Наиболее близкое задачам исследования понимание категории «этнос» содержится в работах Л.Н. Гумилева. В частности, он пишет: «...говоря об этносе, мы будем иметь в виду коллектив людей, который противопоставляет себя всем другим таким же коллективам, исходя не из сознательного расчета, а из чувства комплиментарности - подсознательного ощущения взаимной симпатии и общности людей, определяющего противостояние "мы - они" и деление на "своих" и "чужих"» [31, с.11]. И далее он определяет категорию «этнос» следующим образом: «Этнос - естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как система, исходя из ощущения комплиментарности» [31, с.332].

В этих определениях важны акценты на комплиментарность и оригинальность поведенческого стереотипа, где усматривается комплексность самобытности групп людей, которых Гумилев назвал коллективом, и эта комплексность накладывает в каждой из таких групп свой отпечаток на жизненный уклад и культуру. В связи с этим ученый приходит к выводу, что «обособление наций -естественный продукт этногенеза, но расхождение стереотипов поведения - неизбежное его следствие»[32, с.496]. Здесь имеет место уточнение, что каждому этносу свойствен стереотип поведения, то есть каждый этнос в целом и каждый представитель этого этноса в отдельности обязательно фокусируют в себе определенный менталитет, и этот этнический менталитет следует понимать как «совокупность специфических, одинаковых для всех членов этнической общности культурных и психических установок на мир и бытие»[2 с.8].

С категорией «этнос» достаточно близко соотносятся категории «народ», «нация», которые, в зависимости от содержания и уровня обсуждения темы, могут трактоваться иногда равнозначно, а иногда в самостоятельном более узком значении. Согласно воззрениям Н.А. Волокитина следует признать, что абсолютно жестких границ в сопоставлении значимости этих слов практически не может быть, а скорее, наоборот, существует определенная степень их взаимного перекрытия[16, с.14], все же в интересах исследования становится важным конкретизировать принципиальные различия между этими категориями.

Если категорию «этнос» рассматривать как наиболее частную, то категория «народ», находящаяся в непосредственной понятийной близости к первой, несет в себе более обобщающую смысловую нагрузку и обладает меньшим составом признаков социальной общности, находясь в адекватном родстве с категорией «население». В свою очередь, по отношению к категории «народ» в такой же понятийной близости, но с еще более обобщающей смысловой нагрузкой выступает категория «нация», для которой показательно наличие значительной территории (в отличие от территории этноса) и государственность при усилении значимости этнических признаков: общность языка, культуры, бытового уклада, антропологических особенностей [10, с.87].

Заметим, что по своему этимологическому содержанию категории «этнос», «народ», «нация» могут приближаться и рассматриваться как адекватные, если речь идет о народности или этнической группе в составе этноса. Состав и степень доминирования различных признаков социальной общности в значительной мере определяют спектр смыслового значения каждой из этих категорий, а также влияют на содержание производных от них понятий.

Так важнейшими для данного исследования являются понятия «этническая культура», «народная культура», «национальная культура». Сопоставление и анализ трактовок этих понятий позволяют отметить, что каждая из этих трактовок ориентирована на свои уровни и аспекты применения.

Исходя из задач исследования, представляется близкой по определению этих понятий точка зрения В.М. Межуева, которая им изложена в одной из его работ [82]. Его взгляды нашли продолжение в трудах И.Н. Лисаковского, который, в частности, предлагает следующее определение: «Этническая культура -культура "почвы и крови" - взрастает и потребляется людьми, живущими в одном месте и связанными кровнородственными, общинно-племенными отношениями» [69, с.42]. И далее автор расширяет рамки понимания этого определения и, что для данного исследования имеет важное значение, наделяет его конкретным содержанием: «Для этнических культур характерно мифопоэтическое восприятие мира, развитая устная традиция, эпическое начало. Искусство носит обрядово-ритуальный и практически-прикладной характер: фактически все, что находится в культурном обороте, авторски обезличено, анонимно, поскольку в этом "хозяйстве" доминирует коллективное творчество, да и переходит оно, как правило, по наследству, приходя из вековых глубин» [69, с.42].

Функциональность народной музыкальной культуры советского периода

Народная музыкальная культура - это образ мира народа, способ его восприятия, склад его ума коллективные психологические установки, модели народного сознания, поведения и творчества. К основным аспектам содержания народной музыкальной культуры можно отнести: мировоззрение народа и его быт, трудовую деятельность и ремесла, народный календарь и отдых, семейные отношения и традиции, народные праздники и обряды.

Народная музыкальная культура является частью духовной культуры, которую можно дефинировать как «совокупность ценностей, идей и достижений общества в области идеологии, науки, образования, искусства, а также саму деятельность, направленную на производство, закрепление, "доставку" и восприятие, потребление этих ценностей» [76, с.8]. Функциональное поле духовной культуры наиболее характерно определено в трудах Ю.А. Лукина. Он выделяет пять важнейших функций духовной культуры: познавательная - воздействие через познание окружающего мира, себя и общества; семиотическая - производит закрепление ценностей путем их фиксации в системе определенных знаков и символов; преобразующая - способствует осмысленному преобразованию мира, общества, индивида; аксиологическая - направлена на определение и осуществление ценностной ориентации; коммуникативная - служит общению между людьми, народами, способствует взаимообмену культурными ценностями, устанавливает контакты между создателем и потребителем духовных ценностей [76, с.8]. Народная музыкальная культура в полной мере содержит в себе все эти функции духовной культуры, поскольку сама является одним из прямых и не посредственных выразителей духовных потребностей человека и общества. Однако важно обратить внимание и на то, что она предстает как самодостаточное поле деятельности, которое должно быть насыщено своим специфическим кругом функций. Поэтому становится вполне естественным признать важнейшей функцией народной музыкальной культуры ее духовность, ибо удовлетворение духовных потребностей, стремление к эстетическому и моральному совершенству - главный вектор, по которому она движется и развивается. Благодаря этой функции народная музыкальная культура тем активнее воздействует на индивида и общество в целом, чем глубже она способна проникнуть в житейскую среду, из которой она заимствует свои образы, сюжеты, символы.

Следует отметить, что, как общественное явление, народная музыкальная культура обладает и другими специфическими функциями, которые сегодня сохранили свою актуальность. Наиболее существенными и характерными для народной музыкальной культуры можно назвать следующие функции: сочетание традиции и новации; народная музыкальная культура может существовать благодаря традициям, однако постоянно нуждается в приспособляемости к постоянно меняющимся жизненным условиям, и это обеспечивается за счет внедрения новых образов, технологий, понятий; такой дуализм не противоречит логике, напротив гарантирует устойчивость этой функции в культурном пространстве, причем чем стремительнее развивается общество, тем острее оно нуждается в закреплении традиций; устойчивое сохранение этнической самобытности; этот феномен живет в веках и тысячелетиях благодаря тому, что обеспечивает свое актуальное пространство за счет коллективного творчества; действие этой функции направлено на закрепление определенных музыкальных народных образов, формул, семиотики, что как раз и способствует узнаваемости, причастности к той или иной народности, региону, территории, а это является непременным условием в освоении родовых устоев, законов, жизнедеятельности; народная педагогика средствами музыкальных народных образов оказывает мощное воздействие на формирование мировоззрения, норм поведения, эстетических позиций, моральных убеждений; диалогичность, способность к логической связи с профессиональной культурой и культурами других народов; народная музыкальная культура во все времена, а в современном пространстве особенно нуждается в постоянном обогащении, совершенствовании, которое может осуществляться за счет роста качественного уровня профессиональных коллективов и отдельных мастеров, а также и заимствования примеров из других музыкальных и художественных культур, но при этом остается важным не переступить ту грань, за которой может последовать расслоение или полная потеря собственной музыкальной идентичности, самобытности; просвещение; эта функция особенно актуальной стала в период предшествующих полутора столетий, поскольку появилась необходимость в глубоком осмыслении накопленного народного опыта, сборе и систематизации фольклорного материала, в грамотном освоении усовершенствованных музыкальных инструментов, а главное, в осознании и сохранении истоков, характера и особенностей этого уникального наследия; народная музыкальная культура - важный механизм в народном просвещении - срабатывает через систему институтов, доступных и открытых для широких масс: клубы и художественная самодеятельность, профессиональные концертные организации и театры, радио и телевидение, народные праздники и обряды.

В ходе естественного эволюционного развития общественных отношений и совершенствования жизненных условий в природном пространстве одни формы бытования музыкальной культуры уходили в прошлое, на их место приходили новые, соответствующие определенному жизненному укладу. Среди качеств народной музыкальной культуры, обладающих способностями сохранения и дальнейшего развития, можно выделить следующие:

-адаптивность, детерминирующую творческое отношение к культуре ушедших из жизни поколений;

-регенеративность как способность к восстановлению на основе «латентных» (скрытых) свойств музыкальной культуры;

-трансформируемость, осуществляющую диалог и взаимопреобразование музыкальных культур на основе диалектического единства традиционного и новаторского.

Трансформация народной музыкальной культуры в постсоветский период

Народная музыкальная культура - это постоянно обновляющийся процесс, в котором не способна остаться неизменной ни одна фиксированная, застывшая модель. Музыкальные образы пластичны, подвержены временным изменениям, обусловлены особенностями исполнительского процесса, содержащего элементы импровизации. Та народная музыкальная культура, которую мы привычно связываем с крестьянским бытом, сегодня воспринимается как нечто устаревшее. На смену ей идет другая, современная народная музыкальная культура, опирающаяся как на народные традиции, так и на новые достижения эпохи. Если культуре ушедших столетий была свойственна синкретичность, нерасчлененность, тесная связь с обрядами, хозяйственной деятельностью и окружающей средой, а в исполнительский процесс были вовлечены все присутствующие, то сегодня в народной музыкальной культуре преобладает ее разделение на две составляющие: исполнителей и наблюдателей, а сам исполнительский процесс зачастую не связан напрямую с конкретными ритуально-обрядовыми, календарными или трудовыми действиями. Авторская анонимность музыкальных произведений прошлого сохранилась, но большинство современных музыкальных произведений, ставших народными, имеют автора. Передача исполнительского репертуара изустно в последующие поколения сменилась возможностью конкретной фиксации текстов сначала в письменном, а теперь и в звуковом и в видеозвуковом вариантах. Древние народные музыкальные инструменты практически вышли из употребления, а игра на современных инструментах, изготовленных на уровне новейших технологий и снабженных тембральным разнообразием от имитации древних до искусственно созданных нетрадиционных звуковых красок, требует глубокой, зачастую профессиональной, подготовки. Само содержание народной музыки из функционально-синкретичного постепенно трансформировалось в современное состояние с его бесконечным разнообразием, насыщенным современными жанрами: эстрада, джаз, барды, с вовлечением народной музыки других стран.

То представление, которое, пусть не в полной мере, представлено в данном исследовании о былом величии народной музыкальной культуры, о ее создателях и исполнителях, позволяет сделать вывод о действительной роли этого пласта в жизни регионов как самостоятельного культурного феномена, о ее самобытности, существенной значимости в культуре великорусской.

Однако, на протяжении последнего десятилетия наблюдается процесс активного сокращения естественной социальной среды бытования традиционной музыкальной культуры в регионах и абсолютного уменьшения количества творцов, особенно в сельской местности. Причиной тому - многократные «коренные» социальные и экономические преобразования, изменения в идеологической ориентации, индустриализация, введение новейших технологий. Все это выводит жизненный уровень населения на современную ступень и организует иное культурное пространство, не замедлившее сказаться на функциональности народной музыкальной культуры.

В силу этой и ряда других причин, часть этого духовного наследия оказалась безвозвратно утраченной. Процесс невозвратимых потерь этого народного достояния продолжается и в наши дни, причем порою непредсказуемых размеров. Создавшаяся ситуация создает опасность разрушения духовной связи поколений и грозит вероятностью исчезновения и невосполнимой утраты творческого опыта наших предков. Подобный вывод вынуждает поставить в разряд первоочередных задач проблему сохранения традиционной музыкальной культуры, фольклора и связанных с ними празднично-обрядовых форм, быта, костюмов, обычаев, народных промыслов.

Прежде всего следует обратиться к истории России и вспомнить, что русская народная музыкальная культура не раз становилась под угрозой невосполнимых потерь. (В данной работе это нашло частичное отражение: петровские реформы, борьба со скоморошеством, революционные преобразования и их крушение). Но со временем проходили кризисные ситуации и оказывалось, что народная музыкальная культура оставалась жить. Политические преобразования, экономические реформы не в состоянии повлиять на нее существенным образом, решительные реконструкции общественной жизни не смогли привести к ее гибели.

В этой связи может возникнуть некоторое недоразумение по поводу роли науки в этом вопросе: народная музыкальная культура вполне самодостаточна и жизнеустойчива - следовательно, для науки не остается пространства. Да, народная музыкальная культура будет жить всегда, однако вопрос еще и в том, какими усилиями и в каком виде. Поэтому для науки беспокойство подобного рода имеет достаточные основания, а игнорация этой проблемы никогда не будет оправдана. Ответственность науки перед народной художественной культурой, говоря словами Ю.У. Фохт-Бабушкина, не только в решении вопроса о путях ее развития, но и в определении ее роли и места в формировании человека и совершенствовании образа жизни [142, с.6]. Ученый настаивает при этом на необходимости научно обоснованного планомерного подхода к созданию благоприятных условий для процветания народной художественной культуры с целью его распространения в обществе и эффективного воздействия на людей. [142, с.175].

Похожие диссертации на Народная музыкальная культура: состояние и тенденции развития