Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности традиционной культуры казачества Западной Сибири Бородина Елена Михайловна

Особенности традиционной культуры казачества Западной Сибири
<
Особенности традиционной культуры казачества Западной Сибири Особенности традиционной культуры казачества Западной Сибири Особенности традиционной культуры казачества Западной Сибири Особенности традиционной культуры казачества Западной Сибири Особенности традиционной культуры казачества Западной Сибири Особенности традиционной культуры казачества Западной Сибири Особенности традиционной культуры казачества Западной Сибири Особенности традиционной культуры казачества Западной Сибири Особенности традиционной культуры казачества Западной Сибири
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бородина Елена Михайловна. Особенности традиционной культуры казачества Западной Сибири : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 : Кемерово, 2004 225 c. РГБ ОД, 61:04-24/75

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Казачество как культурно-исторический феномен

1.1. Деятельная интерпретация культуры - методологическое средство исследования субкультурных общностей стр. 13

1.2. Культура сибирского казачества как субкультура национальной русской культуры стр.31

Примечания стр. 62

Глава 2. Специфика материальной культуры казачества Западной Сибири 2.1.Отличительные черты жилых и военных казачьих построек стр. 65

2.2. Характерные особенности бытового уклада жизни казаков стр. 81

Примечания стр. 103

Глава 3. Традиционная духовная культура сибирского казачества

2.1. Календарные праздники и обряды, основанные на верованиях и религиозных представлениях стр. 106

2.2. Семейные праздники и обряды как источник познания жизни этноса стр. 126

2.3. Жанровое разнообразие песенного фольклора и его специфика стр. 147

Примечание стр. 169

Заключение стр. 174

Список литературы стр. 177

Введение к работе

Актуальность темы исследования. С конца 80-х годов XX столетия и по настоящее время в России происходят глубинные политические, социальные и культурные изменения. Динамика этих изменений слабо отрефлексирована не только потому, что мы сами являемся их участниками, а значит, нет исторической дистанции в осмыслении их характера и результатов. Но потому, что нет социальной и гносеологической установки для их анализа, которая разделялась бы большинством российского научного сообщества в культурологической науке. Естественным шагом в этом плане является обращение исследователей к истории российской действительности, в частности к истории русской культуры, чтобы найти некую прочную социокультурную основу для рефлексии над процессами современности.

Данное обращение многоплановое. Не характеризуя его во всей глубине и сложности, отметим, что все большее внимание уделяется проблемам, связанным с изучением и сохранением богатейшего наследия народной культуры, мудрость и духовная красота которой сохранилась в памятниках древнего зодчества, старинных предметах быта, традиционных праздниках и обрядах. В условиях растущего национального самосознания наблюдается, в частности, живой интерес к этнонациональной и региональной культурам составной частью которого является, например конкретная субкультура российской культуры - культура казачества Западной Сибири, имеющей внутренние, родственные черты с общероссийской культурой и в то же время обладающая комплексом специфических культурных особенностей.

В плане современных динамических процессов в России исследование культуры казачества Западной Сибири имеет не только культурологическое, но и политическое, экономическое, социальное значение, т.к. затрагивается целый комплекс проблем: трактовка казачества как особого социального слоя в социально-демографической структуре российского общества, необходимости его возрождения, наличие для этого соответствующих

V;

4 политических, экономических, социокультурных условий и т.п. Культурологическое исследование указанных проблем отражает лишь один аспект данной проблематики, но он является важным для её комплексного исследования.

Казачество Западной Сибири исследовано в конкретно-историческом и демографическом аспектах. Отсутствуют исследования в собственно культурологическом контексте, что не позволяет сформировать целостный социокультурный образ казачества. Культурологическое виденье обозначенной проблематики позволяет следующим образом сформулировать проблему настоящего диссертационного исследования: каков характер взаимосвязи материальных и духовных культурных составляющих, обусловивших возникновение и функционирование традиционной культуры казачества Западной Сибири.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ состояния разработанности проблемы позволяет выделить два взаимосвязанных направления: историко-этнографическое и регионально-культурологическое. Историко-этнографическое направление позволило проследить путь возникновения казачества на территории России и зарождения его в Сибири. Так, проблема генезиса казачества, рассматриваемая автором диссертации опирается на ряд трудов Е. Савельева, Н. Костомарова, С. Соловьева, С. Платонова, Н. Карамзина, А. Гордеева позволившие: 1) рассмотреть значение этнонима «казак»; 2) проследить происхождение казачества как сословия. Основоположниками исследования Сибири и её населения, были Б. Миллер, И. Фишер, Д. Садовников, М. Геденштром, П. Буцинский, П. Висковатов, Н. Карамзин, В. Мирзоев, С. Соловьев, Б. Бессонова, Е. Савельева, Н. Костомаров, С. Платонов, А. Гордеев. Заслуга этих исследователей заключается в попытке проследить формирование, становление и развитие сибирского казачества как социального слоя на территории Западной Сибири

5 выделив этапы: 1) освоение и завоевание казачеством сибирских земель (1581 - 1618 гг); 2) становление казачьих поселений и их хозяйственное развитие (1618-1861 гг); 3) трансформирование и расширение традиций и обычаев казачества среди коренного населения и переселенцев (1861-1917 гг).

Регионально-культурологическое направление в самой культурологии как научное направление только складывается. Но в своей основе оно опирается, с одной стороны на фундаментальные положения культурологии, а с другой стороны конкретные исследования культур в регионах. В обосновании и развитии избранной тематики настоящего исследования были положены труды отечественных исследователей культуры — В.М. Межуева, В.В. Давыдова, Э.Г. Юдина, Э.С. Маркаряна, а также зарубежных ученых -Г. Гегеля, И. Гердера, Т. Куна и др.

Регионально-культурологическое направление позволило рассмотреть и изучить материальную и духовную культуру Сибирского казачества. Проблема изучения материальной культуры русскоязычного населения, в том числе и казачества Западной Сибири, повлекла за собой появление достаточно большого количества публикаций. Различные аспекты материальной культуры сибирского казачества нашли отражение в публикациях: Л. Скрябиной, Н. Емельянова, Е. Ащепкова, В. Кимеева, О.Шелегиной, В. Александрова, М. Сорокина, Ф. Кузьминой, С. Токарева, 3. Бояршиновой, П. Дочевского, А. Копылова, А. Лебедевой, В. Шункова идр. Следует выделить исследование В Кочедамова, посвященное разработке важнейшего аспекта материальной культуры казаков - жилые и военные постройки.

Таким образом, анализ научных публикаций по изучению данной проблемы свидетельствуют о том, что существующие работы ориентированы на материальную культуру русскоязычного населения в том числе и казачества. Не достаточно освещены такие аспекты материальной культуры

сибирских казаков как: ремесло, медицина, промыслы (ботничество, охота, рыболовство и т.д.). Такая постановка вопроса позволяет нам утверждать об отсутствии комплексного рассмотрения и изучения данной проблемы.

Вопрос, касающийся изучения традиционной духовной культуры сибирского казачества, достаточно долгое время не поднимался и не освещался. Лишь в начале 1990-х годов, в связи с самоидентификацией казачества в России и на отдельных её территориях, данная проблема частично стала затрагиваться в ряде научных работ. Так особый интерес для диссертационного исследования представляют работы В. Реммлера, заслугой которого стало изучение календарных и семейных праздников и обрядов, а также традиционного единоборства. Однако, отмечая проработку проблемы, касающейся комплексного изучения духовной культуры, следует отметить, что она рассматривается лишь на уровне научных статей. Так обрядово-праздничная культура частично рассмотрена в работах М. Жигуновой, Т. Золотовой, М. Плахотнюк, что в целом позволяет сказать об отсутствии работ обобщенного характера.

Проблемы песенной культуры сибирских казаков позволяющие проследить степень сохранности жанров «внешнего» быта и «внутреннего» быта рассматриваются в работах В. Логиновского, Э. Элиасова, б. Путилова, В. Сидельникова, М. Багизбаева, В. Щурова, Е. Аркина, Н. Шульпекова. Однако, отсутствие теоретического обоснования позволяющего выделить характерные особенности песенного творчества казаков Западной Сибири (строение хоровой фактуры, тип многоголосия, диалект, характер исполнения) не позволило наиболее полно отразить в диссертационном исследовании. Это привело к проведению анализа экспедиционных материалов и существующих публикаций.

Проблемой настоящего исследования является противоречивый характер адаптации казачества Сибири к современным социально-историческим условиям российской действительности, обусловленный спецификой взаимосвязи материальных и духовных составляющих

7 традиционной субкультуры сибирского казачества, сформировавшихся в процессе его возникновения и бытования в сибирском регионе.

Объектом исследования выступают культурно-исторические процессы в Сибири в период XVII - XX вв.

Предметом исследования особенности традиционной культуры сибирского казачества в период XIX - XX вв.

Цель исследования: анализ условий возникновения и бытования сибирского казачества в его социальных и культурных аспектах.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:

  1. Выявление исторических этапов формирования сибирского казачества их отличительных черт по отношению к формированию российского казачества.

  2. Проанализировать особенности сибирского казачества как субкультурного слоя в российской культуре.

  3. Рассмотреть традиционно-бытовой уклад казачества Западной Сибири в его отличительных чертах.

  4. Реконструировать и выделить специфические особенности календарных и семейно-бытовых праздников и обрядов, бытовавших в XIX - начале XX вв.

  5. Классифицировать песенный фольклор сибирских казаков в соответствии с их жизненным назначением.

6. Выявить особенности казачьей музыкальной традиции Кузбасса.
Методологическая основа исследования включает в себя

использование деятельностного подхода к изучению культурных процессов, разработанного в работах В.М. Межуева, В.В. Давыдова, Э.Г. Юдина, Э.С. Маркаряна, В. Б. Земскова, И. Смирнова и др.

Анализ этнографического и фольклорного материалов в процессе исследования опирался на привлечение элементов системного анализа. Это послужило базой в дальнейшем для применения метода классификации.

Изучение процесса возникновения как российского, так и сибирского казачества в своей основе опиралось на диалектику исторического и

8 логического, что позволило выделить основные этапы возникновения и функционирования сибирского казачества. Применение сравнительно-исторического метода дало возможность эксплицировать специфические черты в истории этого субкультурного слоя. Эмпирической базой исследования послужили результаты применения архивно-документального метода.

Метод включенного наблюдения в полевых исследованиях позволил не только собрать и выявить степень сохранности казачьего фольклора, но прежде всего классифицировать материал песенного фольклора и зафиксировать его особенности в Кузбассе.

Необходимыми научными процедурами в процессе исследования были анализ и синтез, индукция и дедукция.

В качестве нормативной методологической базы использовались научные труды крупных представителей в области культуры, фольклора, этнографии Н. Емельянова, В. Александрова, 3. Бояршиновой, Н. Миненко, О, Шелегиной, В. Шункова, А. Оксеонова, Л, Элиасова, В Реммлера и др.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. выявлены и проанализированы основные этапы становления сибирского
казачества, зафиксирована его социальная структура. Первый этап -
освоение и заселение казачеством сибирских земель, начиная с Ермака (1581)
и завершая основанием Кузнецкого острога (1618). Второй этап
хозяйственное освоение кузнецкого края казачеством в период 1618 -1861 до
отмены крепостного права. Третий этап - внедрение и расширение традиций
и обычаев казачества среди коренного населения Кузнецкого края (1861-
1917).
Четвертый этап - эволюция казачества и казачьей культуры в Кузбассе
с 1917 по настоящее время.

2. С позиций деятельностного подхода выявлено, что в многообразной
сфере жизнедеятельности доминирующим видом культурной деятельности у

9 казаков была военная деятельность - защита российских границ и территории Отечества.

  1. Доминантный вид деятельности в субкультуре казачества обусловил социальный статус казачества как закрытого социального слоя с характерным для него структурой социального управления - гражданской и военной.

  2. Специфическими чертами субкультуры казачества, включавшая в себя в качестве внутренних элементов материальную и духовную составляющие, являлись следующие: постройки, одежду, пищу, календарные и семейные праздники и обряды, песенное творчество.

  3. Реконструирована празднично-обрядовая культура казачества подтверждающая общерусское происхождение, но сохраняющая индивидуальность сословия.

  4. Классифицирован песенный фольклор казачества в соответствии с их жизненным назначением.

  5. Выявлены специфические особенности сольного и хорового исполнительства сибирских казаков жанровое разнообразие, особенности строения хоровой партитуры, тип многоголосия, признаки диалекта, исполнительские особенности).

На защиту выносятся следующие положения

1. Завоевание и освоение российским казачеством Сибири обусловлено а)
необходимостью защиты русских границ в XVI -XVII вв.; б)
неосвоенностью народонаселением природных ресурсов Сибири привело к
формированию особенных черт российского казачества и в итоге
специфического сословия в российском обществе - сибирского казачества.

  1. Основополагающий вид жизнедеятельности сибирских казаков -военный, обусловил возникновение особенного субкультурного слоя -культуры сибирского казачества в российской национальной культуре.

  2. Субкультура сибирского казачества выражалась не только в доминантном виде культурной деятельности, но и в традиционно-бытовом

укладе. Дореволюционный период отражался в а) специфике архитектуры, б) внутрисемейных и внутриродовых отношениях, которые были строго регламентированы, в) самобытности казачьей одежды - походной, праздничной, повседневной и др.

4. Реконструкция календарных и семейно-бытовых праздников и обрядов
выявила следующее:

а) черты общерусской обрядово-праздничной культуры, но с сохранением
индивидуализирующего фактора, указывающего на социальный статус
казаков, несущего в себе следующие функции: коммуникативная,
регулятивная, компенсаторская, эмоционально-психологическая,
идеологическая, нравственно-воспитательная;

б) изменение повседневной культуры, но сохранение специфических
элементов, связанных с военизированным бытом сословия - конные парады,
скачки, военно-спортивные состязания.

  1. Песенный фольклор казачества дифференцирован их жизненному назначению, выделяя две группы: жанры «внешнего» быта - условия исполнения содержания связанные с воинской службой казаков и жанры «внутреннего» быта, отражающие особенности мирной жизни и деятельности казачьей общины.

  2. Современное состояние сибирского казачьего песенного фольклора синтезирует в себе социально-культурные черты XIX - нач. XX вв. и элементы современной песенной культуры.

Теоретическая значимость видится в осмыслении и конкретизации научного аппарата культурологии в интерпретации роли и места традиционной культуры казачества Западной Сибири. Это приводит к использованию системы понятий, адекватной функциональному аспекту традиционной культуры. В ней отражаются не только коммуникативная, регулятивная, но и идеологическая функции. Тем самым материалы работы раскрывают социокультурную обусловленность взаимосвязей казачьего и коренного населения в целом и создают основу для дальнейшего развития

региональной культурологии.' Проведенное исследование способствует расширению области культурологического знания и проблемного поля истории, этнографии, фольклористики, а также обеспечивает новый теоретический вектор исследований традиционной культуры Сибири. Практическая значимость исследования. Положения диссертационного исследования могут быть востребованы при решении задач музыкального воспитания.

Возможно использование результатов диссертационного исследования при подготовке учебных курсов средних, средних специальных и высших учебных заведений культурологических и исторических специальностях гуманитарных вузов (народная художественная культура, традиционная культура, история Сибири) использованы для разработки спецкурса «Певческие стили» с целью усиления вузовского компонента при подготовке специалистов народного хорового пения. Материалы исследования опубликованы в репертуарном сборнике «Казачьи песни Кемеровской области». Анализ песенной традиции Кузбасса послужил основой для формирования репертуара концертных выступлений фольклорных ансамблей.

Апробация работы. Основные положения исследования были представлены и обсуждались на научных, научно-практических конференциях и семинарах: международной научно-практической конференции «Региональные особенности подготовки педагогов народного художественного творчества. Методика. Опыт. Проблемы» (г. Барнаул, 1999г.); IV всероссийской научно-практической конференции «Катанаевские чтения» (Омск, 2000 г.); Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых (Москва 2000 г.); Межрегиональной научно-практической конференции «Традиционная художественная культура в услоржях обновления российского общества» (Кемерово, 2001 г.); VIII региональном научно-практическом семинаре «Народная культура Сибири» (Омск, октября 1999 г.); региональной научно-практической конференции «Народное

12 музыкальное творчество в XXI век: традиции, проблемы сохранения, изучения, преемственности» (Кемерово, 2001 г.); второй областной научной конференции «Молодые ученые Кузбассу» (Кемерово, 2003г.); XXVIII научно-методическая конференция преподавателей КемГАКИ (Кемерово, 9-17 февраля 2000 г.); первой научной конференции аспирантов и соискателей (Кемерово, 2002 г.); второй научно-практической конференции аспирантов и соискателей (Кемерово 2003 г.).

Деятельная интерпретация культуры - методологическое средство исследования субкультурных общностей

Интерес к культуре в наши дни определяется многими обстоятельствами. Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад. В связи с этим культура оценивается как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник общественных нововведений. Рассматривая культуру как средство человеческой самореализации, можно выявить новые неистощимые импульсы, способные оказывать воздействие на исторический процесс, на самого ребенка (1, с. 14).

В повседневной жизни понятие культура употребляется как минимум в трех значениях.

Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом, средние специальные и высшие учебные заведения, клубы, театры, музеи и т.д., занимающие производством и распространением духовных ценностей).

Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации.

В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений (например: «культурный человек» в значении воспитанный) (2, с.11-12).

В современном языке термин «культура» употребляется очень часто, преимущественно в двух значениях - «широком» куда относятся все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни - обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику и «узком», когда - границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью (3, с. 22).

Иными словами, в широком плане в культуру включают все, что создано человеческим разумом и руками, а также все, что человек делает как существо разумное (манеру одеваться, передвигаться, трудиться, отдыхать и т.д.).

Понятие «культура» в своем исконном содержании и значении возникает лишь в XVIII веке, предполагая обработку, возделывание, облагораживание. С тех пор человечество выработало огромное множество определений культуры (4, с.4)

По классификации американского культуролога Л.Уайта тезаурус культуры, представлен следующими сферами: 1) сферой технологии (техника, сооружения, материалы, инструменты); 2) социальной сферой (образование, воспитание, отношения между людьми); 3)идеологической сферой (политика, право, этика); 4) семиотической сферой (ритуалы, естественные и искусственные языки). Культура, по выражению М.М. Бахтина, - есть единство духовного и материального (5, с.266). Она располагается на их границах. Пограничность культуры есть её внутреннее определение, не имеющее замкнутой территории. Но не смотря на то, что культура «разлита по всему социуму, она есть особый отдельный феномен, органично интегрированный в общество (4, с.4).

Первенствующее место в жизни общества занимают средства, которые сплачивают жизнь людей. По мнению немецкого философа И. Гердера, таким средством и является культура как продукт деятельности людей и, одновременно, её стимул. Важнейшим элементом культуры следует считать общественные институты, которые И. Гердер назвал термином «управление», разделив на «естественное управление первой степени» (семья) и «естественное управление второй степени» (социальное управление посредством выборов должностных лиц) (6, с. 329). Классическим считается определение культуры, которое в 1871 году предложил Эдуард Тэйлор (1832-1917).

Культура - комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. В этом определении органично соединились оба значения культуры - широкое и узкое.

Культура - совокупность символов, верований, ценностей норм и артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа - это не только образ жизни, но и его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое.

В культуру входят также социально-бытовые установки, принятые в обществе жесты вежливости и приветствия, походка, этикет, гигиенические привычки. Домашняя утварь, одежда, орнамент, фольклор - все это имеет этническую тональность и передается из поколения в поколение, образуя этнический стиль, а также далеко не всегда соответствующие нормы выражают определенную культуру, точнее субкультуру (2, с. 15-16).

Культура включает в себя материальные и нематериальные элементы.

Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (дом, храм и т.д.) и имеют определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

Нематериальную, или духовную культуру образуют нормы, правила, модели, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результаты деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом.

В свою очередь каждая их них выполняет определенные функции. Первой универсальной функцией принято считать защитную. Она состоит в том, что при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений (орудий труда, лекарств, оружия и пр.) человек неимоверно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы. Вторая фундаментальная функция культуры - креативная. Третья функция - коммуникативная. Она включает передачу информации в любом виде: устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов и т.п. С коммуникативной тесно связана сигнификативная функция культуры (в переводе с английского - знак), буквально - функция приписывания значений и ценностей. Не менее важную роль выполняет нормативная функция культуры. Она проявляется в том, что именно культура ответственна за создание норм, стандартов, правил и рецептов поведения людей. Они имеют самое разное наименование: обычаи и традиции, приказы, постановления, распоряжения, законы, манеры, нравы. Следующая функция культуры -релаксационная (от латинского — ослабление) - искусство физического и психического расслабления, разрядки (смех, плач, исповедь и т.д.) (2, с. 18-26).

Остовом любой культуры служит система норм социального поведения, поддерживающая целостность социальной группы. Культура как система норм, правил, стандартов и эталонов поведения вырабатывается веками и обретает устойчивость и прочность социокультурно-генетического аппарата, ядра культуры. Ядро культуры обеспечивает хранение и трансляцию от поколения к поколению информации, гарантирующей историческую воспроизводимость и самоидентичность социума. В данном контексте культура предстает в виде традиции, обеспечивающей напряженную связь прошлого, настоящего и будущего (7, с. 108). Содержание культуры в её историческом развитии есть формирование и реализация творческих потенций человека в материально-духовной, преобразовательной деятельности, включенной в совокупный опыт культуры. Развитие культуры предполагает внутренние императивы, систему идеалов и ценностей, которые вырабатываются и как осознание господствующих объективных форм социума, и как наложение на наличное бытие проективности интересов и деятельности человека. Под этим углом зрения видели культуру русские философы А.С. Изгоев, который писал, что «культура слагается из культуры личности, культуры духовной, культуры материальной, вещной, объясняющий весь наш быт. Основной камень культуры человеческого общества - религия. За религией в области духовной жизни следует наука и искусство. Наука, мораль, искусство черпают свою культурную силу в преемственности, в невозможности разорвать традиции мировой человеческой жизни» (8, с. 269).

Другой русский философ С. Франк видел в культуре «совокупность осуществляемых в общественно-исторической жизни объективных ценностей» (4, с.6). В идее культуры как творческой реализации во вне внутренних, духовных ценностей мы находим единство личного и общественного, субъективного и объективного, индивидуального и сверхиндивидуального начал. Культура означает для С. Франка «не учреждения или внешние формы и порядки, взятые сами по себе, а именно безграничный процесс самовоспитания коллективного человеческого духа, а также объективный результат этого процесса. Настоящая культурная производительность - производительность научной, художественной, моральной, общественной работы -невозможна без объединяющей идеи и без веры в обосновывающие это делание абсолютные ценности»(4, с. 6).

Давая свое понимание культуры Г. Гегель писал: «Без общезначимых умений никакая деятельность фактически невозможна. Неумелый всегда воспроизводит не то, что он хочет произвести, потому что он не господин над своим собственным деланием в отличие культурного производителя». Развитие индивидуальных способностей до общего «общезначимого умения» Гегель называл практической культурой. (9, с.220).

В этом же ключе современный отечественный философ В. Межуев определяет культуру как уровень универсальности, который достигает человек в какой-либо деятельности (10, с.329). Таким образом, с философской позиции культура не просто сумма идей или вещей, которую можно выделить и описать, а вся создаваемая человеком предметная действительность, в которой воплощен сам человек. Культура -есть выражение неповторимости, уникальности человеческого бытия, через его поведение, действия, запечатленное в образах, нормах, ценностях.

В рамках отечественной традиции в последние десятилетия сложилось несколько достаточно плодотворных подходов осмысления культуры: технологический (представляет собой как универсальную человеческую технологию, включающую в себя совокупность социальных средств, способов, процедур, механизмов, алгоритмов); аксиологический (ценностный); адаптивно-проектным (согласно концепции Г.С. Гудожника, культура появляется как терапевтическое средство в кризисных ситуациях); нормативно-деятельностный (совокупность образцов, эталонов, правил, норм, в которых аккумулируется опыт прошлого, делая это прошлое открытым для современников) (4, с.9-11).

Характерные особенности бытового уклада жизни казаков

В XVII веке, на начальном этапе освоения сибирского края, проблема пропитания была чрезвычайно остра. Со строительством городов и острогов, начиная с 80-х годов XVI века в Сибири, казаки нуждались, прежде всего, в хлебе и соли (18,с.55). Сибирские воеводы постоянно докучали центру своими беспрерывными просьбами прислать продовольствие, т.к. поставки производились нерегулярно, с большими перебоями (19,с.18). Правительство вынуждено было вместе с денежным жалованьем присылать хлебное и соляное жалованье. Это было сложно и дорого, поскольку сухопутных дорог ещё не было, а речной путь не всегда позволял вовремя поставлять хлебные запасы для гарнизонов: дощаники с хлебом в пути на реках тонули, осенью вмерзали в лед. Но даже и при своевременных поставках хлеба не хватало. А так как хлебное жалованье рядовому казаку было низким, то оно не позволяло полностью прокормить семью. Все это вынуждало казаков искать на местах источники средств к существованию. Таким гарантированным источником явилось земледелие (18, с. 160).

Единственно правильным и возможным в тех условиях был курс на развитие собственного хлебопашества и животноводства, на обеспечение собственным продовольствием.

Прошло совсем немного времени, и первопоселенцы убедились, что настоящее золото Сибири - знаменитые черноземы. Первая сибирская пашня была учреждена под Тюменью в начале 90-х годов XVI века. Именно с этой целью из России прислали большую партию пашенных крестьян. Однако эта социальная группа была слишком мала для Сибири и слаба. Поэтому земледелием пришлось заниматься всем слоям населения, в том числе и казакам (19, с. 18). Уже в XVII веке в Сибири были сформированы крупные земледельческие районы - Верхотуро-Тобольский, Томско-Кузнецкий (Притомский), Енисейский, Забайкальско-Приамурский (19, с.20). Используя опыт, накопленный русским крестьянством, казаки в новых условиях занялись хлебопашеством. На свой страх и риск они захватили свободные елани (луговые или полевые равнины) и распахали их. Первые опыты дали обнадеживающие результаты, и служилое население постепенно включилось в земледелие. Уезды, в которых возникла служилая пашня, находились в основном в лесной полосе, а постоянные набеги южных кочевников сдерживали продвижение русских засельщиков в южные черноземы. Все это не приостанавливало развитие земледелия (16, с.55).

По данным В.И. Шункова, в 1623 г. как у боярских детей, так и у рядовых казаков были свои пашни и займища (леса, занятые под расчистку, распашку). На один двор служилого земледельца приходилось в среднем по 3,3 десятины в поле старой запашки и 1,1 десятины в поле новой, или в общем около пяти десятин (20,с.48). Из документов, например, мы видим, что по Томскому уезду в 1637 году 20 % служилых людей являлись хлебопашцами (21, с. 186). Часть служилых людей прочно осела на жительство в деревнях. Земледелие для них стало основным занятием. С 30-х годов XVII века правительство ввело контроль по распределению земель под хлебопашество (22, с.203). В начале 40-х годов XVII века казаки были обложены налогом. Они должны были вносить в казну со своего урожая выдельной хлеб - десятую часть (21, с. 184). В отдельных случаях этот принцип нарушался. Например, в Томском уезде выдельной хлеб учитывался в размере двадцатой части урожая (22, с.203). Выдельной хлеб начали засчитывать за хлебное жалованье. Установился следующий порядок: если количество выдельного хлеба равнялось хлебному жалованью, то служилый земледелец переводился с пашни на службу; если выдельного хлеба получалось меньше оклада, то ему выдавали разницу (додаток) из хлебного жалованья; если больше, то, не получая хлебного жалованья, он излишки хлеба вносил в казну (21, с.184).Фактически казаков ставили в один ряд с прочим населением. Такая попытка, естественно, вызвала у сибирских казаков бурю негодования. На этой почве в городах произошли серьезные столкновения казаков с властями. Служилые люди пашни свои «пометали, не пахали» (19, с. 19).

Борьба казачества за свои сословные привилегии принесла, в конце концов, желаемые результаты. Учитывая исключительно сложную обстановку в Кузнецком приграничном регионе, правительство оказалось вынужденным пойти на значительные уступки, вернув казакам их былые льготы (19, с.20.).

Во второй половине XVII века служилое земледелие росло не только в старых освоенных районах, но и в новых или малопригодных для хлебопашества уездах (16, с. 18).

К концу XVII века на «государевой пашне» возделывалось около 340 десятин земли. При острогах несла службу небольшая часть казаков, рядом селились посадские, крестьяне. На подысканных для своей пашни землях они основывали заимки, вскоре превращавшиеся в деревни (16, с.56).

Таким образом, в течение всего XVII века шло развитие земледелия, которое создавалось трудом служилых людей и их потомков. Одновременно с отцами занимались хлебопашеством и казачьи дети.

В связи с ростом городов, появлением новых военных крепостей, рудников и горняцких поселков, золотых приисков резко возрос спрос на сельскохозяйственные продукцию и сырьё. Частыми гостями на Сибирской земле стали скупщики (16,с. 19).

Существовали так называемые «таможенные книги», которые регистрировали пошлины с торговых сделок, свидетельствовали о промыслах и торговле казаков. Из числа всех сделок купли-продажи, зарегистрированных таможенными книгами до XVII века, 60 % принадлежало служилым людям. Из наименований товаров можно выделить наиболее распространенные виды подсобного занятия (охота, рыболовство, сельское хозяйство). Однако с конца XVIII века служилое население в основном только покупало (16, с.21).

Сибирская тайга была богата разнообразной дичью, грибами, ягодами, всевозможными съедобными растениями, рыбными реками и озёрами. Во многих селениях рыболовство для казаков имело промысловое значение. Система рыболовства в большинстве своем была основана на естественном ходе рыбы в реках. Неводом ловили окуней, плотву, налимов. Зимой для лова рыбы казаки использовали подледные самоловы, сети, корчаги. По осени ночью лучили, укрепляя на носу лодки «козу» - железную решетку с горящими смоляными чурбаками и накалывая трехметровой острогой-пятизубцем выплывавших на свет крупных тайменей и налимов (12, с.88). Казаки, жившие на больших реках, где в изобилии водились чебаки, караси, щуки, язи, окуни, осетровые, налимы, встречалась нельма, использовали разнообразные снасти: "запоры" ("еза"), закидные (тоневые) неводы длиной до 100 м, стрежевые, ставные неводы, бредни. Кроме того, применяли мелкие ловушки: сети, вентери ("фитили"), "морды", "котцы", крючковую снасть - самоловы, переметы, "крюки", жерлицы. С наступлением темноты ловили руками щук или с помощью проволочной петли, прикрученной к удилищу. Рыбак заводил эту петлю на затаившуюся рыбу и, резко дергая, выкидывал ее на берег. Если щук ловили во время икрометания, то заготавливали много икры. В поселениях, стоявших на небольших реках, рыбы было меньше, поэтому ее привозили из рыбных мест (23, с.260). Рыба осетровых и частиковых пород как в свежем, так и копченом и сушеном виде, икра и другие продукты были предметом вывоза (15,с.128).

Следует заметить, что домашними промыслами (изделия из дерева, гончарные и пр.) казаки занимались редко, так как всё необходимое можно было купить в лавке, (магазине) или на ярмарке. Использовали только овечью шерсть, из которой женщины-казачки вязали теплые носки и варежки (23, с.259).

В 70-х годах XVIII века врач Сибирского казачьего войска Беренс предпринял первую попытку завести пчел. Пчеловодство, как вид промысла стал востребованным и дошел до Кузнецкого края. Притомье, с его многочисленными реками, целебными ключиками, с глубокими логами, заросшими цветущими, благоухающими кустарниками, с просторными лесными полянами, усыпанными дикими цветами, постепенно превратилось в крупнейшего производителя меда в Сибири (19, с.23).

Кроме того, казаки держали скот, хотя животноводство играло второстепенную роль. Размеры стада определялись достаточным количеством и качеством пахотной земли, пастбищ и сенокосных угодий. Главенствующее положение в хозяйствах с началом освоения лесостепных просторов занимали лошадь и крупнорогатый скот. Они обеспечивали земледелие тягловой силой, сносное питание семьям и давали сырьё для домашних промыслов (кожевенное производство).

Предпочтение отдавалось местной кузнецкой или бачатской породе лошадей. Низкорослые и неказистые с виду лошади отличались небывалой выносливостью и неприхотливостью к корму, с заготовкой которого из-за дождей всегда были проблемы. Встречалась также киргизская порода лошадей, кроме того, большим спросом пользовались лошади «рысистой, артиллерийско-упряжной породы». В зажиточных хозяйствах табуны строго подразделялись на рабочих, или сошных, и обозных коней (12, с.81). Кроме лошадей, в хозяйствах держали по несколько коров, овец, свиней, а также домашнюю птицу - иногда по 30-70 голов (23, с.259). Только с появлением переселенцев из центра России стали распространяться новые породы -орловские битюги, молочные коровы и тонкорунные овцы. Об улучшении продуктивности скота обычно не заботились, предпочитая увеличивать его поголовье, имея в избытке сенокосные и пастбищные угодья (12, с.87).

С начала мая и до первого снега скот держали исключительно на подножном корму. В каждой деревне обязательно была городьба из жердей для выгона скота (около 3-8 верст). Внутри неё с весны до окончания уборочной страды свободно пасся скот, который затем выпускался на поля нагуливать жирок перед зимним стойлом. С Покрова дня стадо заводилось в крытые скотные дворы, которые устраивались в виде загонов. Под открытым небом скот зимовал очень редко (24,с.38). Для дойных коров, молодняка и овец в некоторых хозяйствах строили холодный хлев (хлевок) из жердей с плоской или двускатной крышей. Зимой скот, кроме сена, подкармливали овсом, соломой или отходами от обмолота, причем раздача корма производилась простым разбрасыванием по всему двору кучами, при этом нередко значительная его часть просто затаптывалась. Какого-либо строго определенного режима кормления скотины не соблюдали. А на водопой водили даже в самые лютые морозы. Чистили стайки регулярно, вывозя навоз на санях. Позже, под влиянием переселенцев, стали его использовать для удобрения земли в огородах.

Календарные праздники и обряды, основанные на верованиях и религиозных представлениях

Традиционная культура -»явление удивительно сложное и в то же время феноменальное. Трудно выделить какую-либо сферу человеческой жизни, которая не имела бы этнических особенностей, восходящих в той или иной степени к традиционной культуре.

К традиционной духовной культуре относится вся система производственных навыков, народных знаний, традиций и обычай, различные виды искусств, народное творчество, основанные на верованиях и религиозных представлениях. Её можно назвать живой связующей нитью между поколениями, которая как древо жизни объединяет прошлое, настоящее и будущее (передавая от поколения к поколению как обязательную информацию через рассказ, показ, через существующие формы воспитания) (1,с.41).

В современной отечественной культурологии понятие культуры трактуется как способ деятельности человеческого общества, механизм его приспособления к природной и социальной среде и, одновременно, механизм приспособления последней к человеческим потребностям (2, С.20). В культуре каждого народа выделяются две сферы - профессиональная, сформировавшаяся в процессе общественного разделения труда, и традиционная (традиционно-бытовая), исторически более ранняя, но доминирующая фактически вплоть до начала XX века. Вся система народной культуры служит формой выражения философской концепции наших предков, их миропредставления (3,с.169-184).

Основу всей народной традиционной (духовной) культуры составляют обряды, представляющие собой сложное локальное явление. Обряд -совокупность обычаев или ритуалов, в которых воплощаются какие-либо религиозные представления или бытовые традиции. Обряд это традиционный порядок, совершавший какие - либо действия (встреча Нового года, свадьба или похороны). Обрядность сплачивала людей, составляла единый и нерушимый уклад жизни. В ней отразился многовековой опыт народа, своеобразная этика и эстетика. Передаваясь из рода в род, из поколения в поколение обряды составляют основу народной культуры. Принято делить обряды на календарные, связанные с определенными днями года — выгоном скота на поле, жатвой и бытовые — свадьбу, крестины, похороны, новоселье (4, с.9).

Традиционная духовная культура Сибирских казаков развивалась на основе слияния культур нескольких народов: русских, украинцев, белорусов и коренного населения. На раннем этапе усвоения Сибири казаки пытались сохранить свой культурный фонд характерный преимущественно для Юга Российского государства. Однако со временем он в отличие от материальной культуры, подвергся определенным изменениям вследствие ассимиляции традиционной культурой других этносов Сибири (5, с. 145).

Под покровом официальной православной идеологии сохранился мощный и живучий пласт бытовой философии и древних (языческих) веропредставлений. Соблюдение казаками религиозной веры являлось обязательным условием принятия в казачье братство. В результате многовекового взаимодействия христианства с язычеством нашли компромиссные формы сосуществования, которые отражались впоследствии в обрядах и праздниках казаков (2, с.22).

Праздник - день, особо отмечаемый обычаем или церковью. В жизни каждого этноса праздник играет коммуникативную, регулятивную, компенсаторскую, эмоционально-психологическую, идеологическую и нравственно-воспитательную роль (6, с. 448).

Праздники и обряды являются одним из наиболее важнейших и социально-значимых компонентов традиционной духовной культуры казаков. Праздники и обряды играют важную коммуникативную и воспитательную роль в жизни, общества, в них тесно переплетаются мировоззренческие, нравственные, эстетические начала. Каждому празднику и обряду присущи определенные ритуальные действия, в них используются специфические виды и жанры искусства, за ними закреплены конкретные произведения народного творчества (7, с. 160). Выделяются так называемые календарные праздники и обряды, имеющие закреплённость во времени и связанные с особыми, переломными событиями в жизни природы и общества. Особую группу составляют обряды жизненного цикла, или семейные (бытовые) связанные с жизнью отдельного человека. Очень характерны для казаков и войсковые праздники. Все эти праздники и обряды складывались в течение веков, аккумулируя важнейшие события в жизни человека (8, с.5-6).

Основу традиционной духовной культуры казаков составлял народный календарь. Календарные праздники, отмечая смену времён года, концентрировались вокруг зимнего (Рождество Христово) и летнего (Иван Купала) солнцестояний, весеннего (Масленица) и осеннего рождество Богородицы) равноденствий. Тесно связанные с трудовыми сельскохозяйственными циклами и синкретически взаимопереплетённые с бытовым православием, они органично вливались в фонд национальной культуры. Народный календарь, не только отразил знания о природных условиях, погоде, сельскохозяйственный опыт, будни, праздники, памятные даты, обряды и осмысление человеческой жизни, но и был энциклопедией быта, жизненного уклада казачества, инструментом его миропорядка (9, с.11, 12).

Следует сказать, что народный календарь, каким он был в XVIII - начале XX вв., представляет собой слияние языческого и христианского начал, основой которого было единство тем народной и церковной культуры -жизнь и смерть, возрождение и воскресение через смерть, гибель и т.д. Русская церковь (христианство) всегда боролась с язычеством, прежде всего с его обрядами, праздниками и игрищами (такими как Святки, Масленица, Семик, Купала и др.), однако язычество было необходимо земледельцу, оно соответствовало его практическим и духовным потребностям как рациональное, деятельное начало. Поэтому древние языческие обряды, растворившись в церковных, образовали нечто новое - бытовое крестьянское православие, со своими святцами, праздниками, трудовым ритмом и собственной эстетикой.

До наших дней уцелели очень немногие календарные обряды. Лишь где-то в глуши во время фольклорной экспедиции удается разыскать деревню, где сохранились традиции «справлять старину». Чаще всего магический смысл обрядов во многом утрачен, но осталось сознание таинственной связи человека с природой, интуитивное понимание духовной жизни своих предков (10, с 320).

Календарь сибирских казаков, имея славянские корни, был тесным образом связан с земледелием и скотоводством. Поэтому обряды и праздники сибирского казачества были в основном идентичны таковым русского населения, но в силу ассимиляции с другими этносами имели определенные особенности (11,с. 131).

Все великие праздники (Рождество, Пасха, Троица) сопровождались особым ритуалом и длились, как правило, несколько дней и назывались Господскими, т.к. были связаны с событиями Иисуса Христа (4, с. 137).

Годовой цикл праздников начинался Святками. Святки - значит святые дни. С 22 декабря (самый короткий день в году) начинается постепенное «воскресение» солнца. Праздник в честь нарастания силы солнца русские называли колядой и праздновали в конце декабря - начале января (время зимнего солнцеворота). Новый год во все времена и для всех народов знаменовал обновление мира (в связи с возрождением солнца). В эти дни, когда солнце начинало свой новый годичный путь, когда начинался новый год в природе, а значит и в жизни человека, естественно было задуматься о том, каким он будет, что он принесёт природе и человеку. В предугадывании будущего (погоды, урожая, судьбы и т.п.) проходила Коляда или Святки. Определенное поведение должно было способствовать положительному воздействию на будущее. Центральными магическими действиями, производимыми в этот период, были колядование и гадание. Святки проходили с 25 декабря (Рождество Христово) по 6 января (Крещение) (по старому стилю). Святки включены различные обряды, связанные с наступающим Новым годом, и носящие языческий характер: на древние представления о солнцевороте как о распаде старого мира, о воцарении хаоса накладывались представления о христианстве. Святочные обряды исторически древнее рождественско-крещенских церковных праздников, к которым они впоследствии были приурочены. Однако к XIX веку их первоначальная магическая основа, направленная на обеспечение обильного урожая в наступающем году, уже была полузабыта, и на первый план выдвигались эстетические, развлекательные функции и социальная проблематика (10, с.280).

Рождество Христово, открывавшее годовой цикл праздников, являлось радостным обновлением жизни и началом всех начал. Не случайно именно на святочный период приходился основной пласт обрядов, связанных с инициальной магией (лат. initialis - начальный). На Рождество ранним утром взрослые казаки и дети ходили «славить». Один из группы нёс в руках изображение звезды, символизировавшей Вифлеемскую звезду, возвестившую о рождении младенца Иисуса. Войдя в избу, ребята произносили формулы -заклинания, пели рождественские молитвы, а затем осыпали пол и всех присутствующих зерном. Такое хождение из дома в дом с посеванием овсом, ячменем, пшеницей в народном сознании отождествлялось с приходом волхвов, которых привела в Вифлеем звезда, взошедшая в момент рождения Иисуса. Славелыциков угощали булочками, яйцами, сырчиками (замороженным творогом со сметаной и ванилином), пряниками, приготовленными заранее. Иногда давали деньги.

Святки — весёлая пора для молодёжи, которая собиралась на вечерки, откупив избу у одинокой вдовы. По вечеркам и по домам ходили ряженые, или «маскированные», «наряженки». Рядились, «кто, как мог», но при этом обязательно закрывали лицо кисеей масками, мазались сажей, чтобы не узнали. Маски назывались «харями», или более ласково - «харюшками». Маска считалась колдовским предметом, и те, кто надевал такую маску, должны были потом очиститься - окропить себя святой водой или умыться у освященной священником проруби. Выворачивали шубы и шапки -получался «медведь» или «баран». Надевали волчью, лисью, собачьи шкуры - вот и «волк», «лиса» «собака». Чтобы получился «журавль», просовывали клюку в рукав шубы, а на неё надевали красную шапочку. Несколько человек (от двух до четырёх) накрывались холстяным пологом, на палку или ухват надевали сделанную из соломы лошадиную голову, надевали хомут -получался «конь», которого водил по дворам «хозяин» приказывающий «коню» плясать и веселить народ. Рядились и нечистой силой (7, с. 132).

Если ряженье животными и нечистью уходит корнями в первобытную древность, то ряженье турчанками, казашками, цыганками появилось лишь в XVII-XIX веках вследствие общения казаков с другими народами. Для одевания, например, казашками девушки заимствовали костюмы соседей-казахов. Они также вплетали в косы монетки, надевали браслеты. Ряженные с гармониками, балалайками, ухватами, метлами и заслонками, в которые стучали деревянными ложками (11, с. 132).

Похожие диссертации на Особенности традиционной культуры казачества Западной Сибири