Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание эмоционально-нравственного отношения к природе у младших школьников средствами хореографии Майстрова Людмила Федоровна

Воспитание эмоционально-нравственного отношения к природе у младших школьников средствами хореографии
<
Воспитание эмоционально-нравственного отношения к природе у младших школьников средствами хореографии Воспитание эмоционально-нравственного отношения к природе у младших школьников средствами хореографии Воспитание эмоционально-нравственного отношения к природе у младших школьников средствами хореографии Воспитание эмоционально-нравственного отношения к природе у младших школьников средствами хореографии Воспитание эмоционально-нравственного отношения к природе у младших школьников средствами хореографии Воспитание эмоционально-нравственного отношения к природе у младших школьников средствами хореографии Воспитание эмоционально-нравственного отношения к природе у младших школьников средствами хореографии Воспитание эмоционально-нравственного отношения к природе у младших школьников средствами хореографии Воспитание эмоционально-нравственного отношения к природе у младших школьников средствами хореографии Воспитание эмоционально-нравственного отношения к природе у младших школьников средствами хореографии Воспитание эмоционально-нравственного отношения к природе у младших школьников средствами хореографии Воспитание эмоционально-нравственного отношения к природе у младших школьников средствами хореографии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Майстрова Людмила Федоровна. Воспитание эмоционально-нравственного отношения к природе у младших школьников средствами хореографии : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2003 216 c. РГБ ОД, 61:04-13/587

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Потенциал хореографии в воспитании у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к природе.

1. Философские и педагогические подходы к проблеме воспитания у детей эмоционально-нравственного отношения к природе. 16-38

2. Педагогический потенциал пластических искусств в развитии культуры отношения человека к природе . 38-50

3. Психологические предпосылки применения средств хореографии в процессе воспитания у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к природе..

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование процесса воспитания у детей младшего школьного возраста эмоционально-нравственного отношения к природе средствами хореографии.

1. Организация экспериментального исследования содержания процесса воспитания у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к природе средствами хореографии. .

2. Апробация экопластических технологий воспитания эмоционально-нравственного отношения к природе у детей младшего школьного возраста. по 110

3. Условия эффективного применения средств хореографии в процессе воспитания у детей эмоционально-нравственного отношения к природе. 118—145

Заключение 146-155

Библиография156-177

Приложения 178-216

Введение к работе

На современном этапе развития российского общества и цивилизации в целом становится все более очевидной необходимость повышения эффективности формирования у подрастающего поколения экологической культуры. Это вполне соответствует прогнозам значительной части философов, связывающих возможность предотвращения человечеством глобальной экологической и гуманитарной катастрофы с переориентацией вектора прогресса на приоритетность духовных ценностей от доминирования материальных, с переходом от техногенной, потребительской культуры к принципиально новому типу взаимоотношений Общества и Природы - их гармонии, коэволюции, основанной на доминанте духовности.

Необходимость разработки проблемы формирования у детей культуры отношения к природе обусловлена также актуализацией в современном российском обществе проблем воспитания в целом и соответствует направленности происходящей сегодня модернизации российского образования на его гуманизацию и гуманитаризацию. В настоящее время в экологическом образовании продолжает доминировать сложившаяся на протяжении почти трех предшествующих десятилетий ориентация на формирование грамотного природопользователя, хотя уже неоднократно доказано, что существенного повышения уровня экологической культуры школьников можно добиться лишь в результате усиления духовно-нравственного и эмоционально-чувственного компонентов культуры личности наряду с развитием ее рационально-интеллектуальной сферы, в результате формирования у ребенка экокультурных ценностных установок.

В наибольшей степени данное положение актуально для процесса экологического воспитания детей младшего школьного возраста, психологическими особенностями которого является образно-мифологическое мироощущение, эмоциональность, наглядное, предметное восприятие окружающего мира, потребность в активной деятельности, интенсивность накопления опыта по взаимодействию с окружающим миром.

Как известно, особым потенциалом в развитии эмоционально-чувственной сферы личности, ее духовной культуры обладает художественное творчество, различные виды искусства, в частности - пластические искусства, хореография. Хореографическое искусство синкретично. Органическая связь его с музыкой, костюмом, танцевальной лексикой и рисунком, порождает проникновение в суть реальной действительности при помощи художественных обобщений, образов, вызывая у человека переживания, чувственные отклики, эмоциональное слияние с животрепещущей темой жизни на Земле. Являясь источником вдохновения для композиторов и балетмейстеров, природа часто выступает главным мотивом их произведений. Танец, движение, «выражая отношение человека к окружающему, являются внешней формой существования внутреннего духовного содержания личности...» (С Л .Рубинштейн). Смысловую наполненность, символизм движения используют балетмейстеры при создании пластического образа. Поэтому, выразительное танцевальное движение, глубоко передающее эмоциональное содержание образа, выступает и как средство общения, как знак и символ, при помощи которых осуществляется трансляция социокультурного опыта от поколения к поколению.

Анализ массовой практики творческой деятельности детских хореографических коллективов в учреждениях культуры и системе дополнительного образования показывает, что примерно каждый второй ребенок младшего школьного возраста занимается ритмикой, а примерно третья часть детей младшего школьного возраста имеет опыт занятий в профессиональных хореографических коллективах, школах искусства, танцевальных классах общеобразовательных школ. В детских хореографических коллективах учреждений культуры и дополнительного образования количество детей младшего школьного возраста значительно превосходит число обучающихся подростков и старших школьников. Этому есть объективные причины, такие как естественным образом происходящий отбор профессионалов по мере усложнения техники хореографии, но сам по себе факт доминирования младшего школьного возраста в хореографических коллективах, достаточно широкой включенности младших школьников в занятия хореографией подчеркивает наличие значительных возможностей использования средств хореографии в развитии духовной сферы личности младшего школьника.

Очевидны противоречия между значительным потенциалом хореографии в развитии духовной сферы личности ребенка и невостребованностью его в решении актуальной проблемы воспитания экологической культуры у детей младшего школьного возраста; между эмоциональностью, образностью восприятия природы младшим школьником, его потребностью в двигательной активности и практическим отсутствием невербальных технологий в практике воспитания у детей эмоционально-нравственного отношения к природе.

Анализ исследований показал, что, несмотря на значительный потенциал хореографического искусства в развитии духовной сферы личности, изучению возможностей его реализации в процессе воспитания детей младшего школьного возраста уделялось мало внимания. Исследования процесса хореографического образования нацелены, как правило, на разработку проблем формирования у детей специальных знаний и умений, освоения ими хореографической техники. В исследованиях проблем экологического воспитания младших школьников потенциал хореографии до сих пор не был раскрыт.

Таким образом, потребность современной науки и практики в разработке новых подходов, содержания и технологий воспитания экологической культуры у младших школьников, которые обеспечили бы повышение результативности процесса, недостаточная изученность потенциала хореографического искусства в формировании у детей экологически развитой эмоционально-чувственной сферы личности и нравственного отношения к природе обусловили выбор темы исследования «Воспитание эмоционально-нравственного отношения к природе у детей младшего школьного возраста средствами хореографии».

Объект исследования - экологическое воспитание детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования — воспитательные возможности хореографии в развитии эмоционально-нравственного отношения к природе у младших школьников.

Цель исследования - раскрыть педагогический потенциал хореографии в воспитании у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к природе и условия его эффективной реализации.

Задачи исследования:

Выявить педагогический потенциал хореографии в воспитании эмоционально-нравственного отношения к природе у детей младшего школьного возраста.

Определить содержание процесса воспитания у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к природе с использованием образно-выразительных пластических приемов.

Обосновать условия эффективного использования хореографии в процессе воспитания детей младшего школьного возраста.

Гипотеза. Воспитание у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к природе средствами хореографии эффективно, если: - интеграция экологического воспитания и художественного образования младших школьников осуществляется на основе коэволюционного, культурологического и креативного подходов, обеспечивающих направленность педагогических воздействий на гармонизацию взаимоотношений ребенка с природой посредством включения его в творческую деятельность по созданию и освоению экопластических образов; - методическую основу процесса воспитания у детей эмоционально- нравственного отношения к природе средствами хореографии составляет сочетание технологических приемов, учитывающих специфику образно-мифо логического восприятия природы детьми младшего школьного возраста и обес печивающих расширение эмоционально-чувственного опыта ребенка по взаимодействию с природой, стимулирующих его к самореализации в художественном творчестве и практической экологически ориентированной деятельности; — подготовка кадров позволяет педагогам овладеть способами применения средств хореографии в целях формирования у младших школьников экологической культуры, а специалистам-хореографам - освоить приемы, обеспечивающие реализацию потенциала невербальных, экопластических средств в формировании у детей культуры отношения к природе.

Методологические основы и теоретическая база исследования.

Выявлению теоретических основ исследования процесса воспитания у детей эмоционально-нравственного отношения к природе способствовало обращение к философско-культурологическим работам, обосновывающим приоритетность духовного начала для последующего развития цивилизации и раскрывающим пути трансляции социокультурного опыта взаимодействия Человека и Природы новому поколению (Швейцер А., Бердяев Н.А., Соловьев B.C., Лосев А.Ф., Вернадский В.И., Мамедов Н.М., Моисеев Н.Н., Урусул А.Д. Степин В.В., Горохов В.Г., Розов В.В и др.)

В разработке психолого-педагогических основ формирования у детей младшего школьного возраста эмоционально-нравственного отношения к природе средствами хореографии мы опирались на концепцию воспитания экологической культуры (Лихачев Б.Т., Дежникова Н.С., Цветкова И.В. и др.), в которой сформулированы положения об эмоционально-чувственной сфере личности как одном из основных компонентов ее экологической культуры, значении позитивного экологического опыта ребенка, динамике становления у ребенка нравственно-экологической позиции и др.; концепции художественного образования (Юсов Б.П., Печко Л.П. и др.), раскрывающие возможности формирования у детей эстетического отношения к природе в процессе освоения различных видов творческой деятельности, в том числе -возможности развития образного мышления в процессе обучения хореографии и его значение для формирования у ребенка нравственного, эмоционального отношения к окружающему миру (Боголюбская М.С. и др.); исследования проблем возрастной психологии, психологии творчества (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Мухина B.C., Рубинштейн С.Л., Теплов Б.М., Якобсон П.М.), концепцию этнопедагогизации педагогического процесса (Волков Г.Н.), обосновывающую потенциал фольклора в развитии личности ребенка; работы в области экологической психологии (Дерябо С.Д., Панов В.И., Сидельковский А.П., Левин В.А.), в которых раскрываются психологические основы отношения ребенка к природе, ее эмоционального восприятия детьми разного возраста; исследования проблем экологического образования и воспитания детей (Виноградова Н.Ф., Николаева С.Н., Симонова-Салеева Л.П., Южакова Т.П., Яковлева Е.В. и др.), в которых рассматриваются аспекты формирования нравственных основ взаимодействия ребенка с природой в процессе обучения, обосновываются технологии экологического образования и воспитания детей во внеурочное время.

Определению потенциала средств хореографии в формировании у детей эмоционально-нравственного отношения к природе способствовало обращение к работам выдающихся специалистов в области хореографического искусства (Голейзовский К.Я., Григорович Ю.Н., Баланчин Ж., Вайнонен В.И.. Горский А.А., Дункан А., Захаров Р.В., Тихомиров В.Д., Надеждина Н.С.), балетоведов-критиков (Слонимский Ю.И., Рославлева Н.П., Шереметьевская Н.Е.), историко-искусствоведческим исследованиям (Эльяш Н.И., Бахрушина Ю.А.), размышлениям мастеров исполнительского искусства (Уланова Г.С., Плисецкая М.М., Ермолаев А.Н., Холфина С.С.), композиторов, теоретиков в области музыкальной психологии (Асафьев Б.В., Петрушин В.И.) и др.

Выявление методических основ формирования у детей эмоционально-нравственного отношения к природе средствами хореографии и создание экспериментальной программы «Экотанцпластика», цикла экопластических этюдов и других невербальных технологий основывалось на анализе системы методических разработок педагогов-хореографов по классическому танцу (Ваганова А.Я., Костровицкая B.C., Базарова Н.П., Писарев А.А.); по народному танцу (Зацепина К.С., Климов А.А., Рихтер К.Б., Толстая Н.М., Фарманянц Е.К., Заикин Н.И.); по танцу джаз-модерн (Никитин В.Ю.); методических рекомендаций по обучению хореографии детей младшего школьного возраста (Руднева С.Д., Фиш Э.М., Бондаренко Л.А.).

Для решения поставленных задач исследования и проверки исходных положений были использованы методы, соответствующие его предмету: системно-структурный анализ, методы педагогического конструирования и моделирования; теоретический анализ и обобщение психолого-педагогических работ по проблеме, репертуарных сборников для детских хореографических коллективов, либретто хореографических постановок, методических разработок специалистов-хореографов; длительное включенное наблюдение, анкетирование, беседы, анализ детских рисунков, сочинений, созданных детьми экопластических образов, констатирующий и формирующий эксперимент.

Экспериментальной базой исследования являются возглавляемый диссертантом более 20 лет детский хореографический коллектив «Провинциалочка» п.Голицыно Одинцовского района Московской области; хореографические коллективы Москвы («Маленькая страна» и «Планета Детства»), п.Внуково Московской обл. («Россияночка»), г.Одинцово Московской области (коллектив «Маринка» и танцевальные классы Одинцовской школы искусств); общеобразовательная школа № 1 п.Голицыно и Болыпевяземская гимназия Одинцовского района Московской области; школа искусств №1 и общеобразовательная школа №7 г. Белгорода.

Исследование осуществлялось в три этапа:

Первый этап (1995-1998 гг). Изучение опыта деятельности детских хореографических коллективов, анализ программ экологического воспитания и художественного образования младших школьников, репертуарных сборников для детских хореографических ансамблей. Обоснование проблемы исследования, изучение степени ее разработанности, формирование программы эксперимента, определение направлений теоретического анализа проблемы.

Второй этап (1999-2001 гг.) Анализ воспитательного потенциала хореографии в формировании у ребенка эмоционально-нравственного отношения к природе. Научное обоснование, разработка и апробация программ и технологий. Диагностика, сопоставление данных констатирующего и формирующего эксперимента.

Третий этап (2002-2003 гг.) Систематизация и обобщение эмпирических данных, результатов опытно-экспериментальной работы, теоретического анализа проблемы воспитания у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к природе. Оформление текста диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что: - раскрыт потенциал хореографии в воспитании у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к природе, заключающийся в возможности интенсивного расширения чувственного опыта ребенка по взаимодействию с природой и реализации им нравственно- экологической позиции; - выявлены концептуальные подходы к процессу воспитания у детей эмоционально-нравственного отношения к природе средствами хореографии (коэволюционный, культурологический и креативный); разработаны содержание и технологии воспитания у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к природе средствами хореографии, учитывающие специфику мифологического восприятия детьми природы и стимулирующие отражение опыта творческого взаимодействия с окружающей средой; определены критерии сформированности у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к природе, главными из которых выделены эмоционально-чувственный опыт ребенка по взаимодействию с природой, его нравственно-экологическая позиция и экокреативность, выражающиеся в активном участии детей в творческой и экологически ориентированной деятельности; - обоснованы условия эффективного использования хореографии в процессе воспитания у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к природе, которыми являются взаимодействие семьи, образовательного учреждения и других социальных институтов в процессе воспитания; специальная подготовка педагогов к овладению экохореографическими технологиями.

Практическая значимость исследования заключается: в разработке интегрированной программы «Экотанцпластика», нацеленной на формирование у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к природе средствами хореографии и методических рекомендаций по ее реализации как в работе со специализированными детскими хореографическими коллективами, так и в процессе экологического воспитания детей в системе общего и дополнительного образования; в создании цикла экопластических этюдов, тематического репертуара для хореографических коллективов, комплекса технологий, обеспечивающих реализацию воспитательного потенциала хореографии в процессе воспитания у детей эмоционально-нравственного отношения к природе; в разработке содержания и форм подготовки педагогов к реализации процесса воспитания у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к природе средствами хореографии.

Достоверность выводов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положений; применением методов, адекватных предмету, цели и логике исследования; положительными результатами внедрения разработанного автором содержания и форм воспитания у детей эмоционально-нравственного отношения к природе средствами хореографии, программы методического семинара для педагогов, выступающих организаторами процесса экологического воспитания младших школьников, а также непосредственной практической работой диссертанта (в качестве руководителя хореографического коллектива) по авторской экспериментальной программе.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в следующих формах: а) непосредственная педагогическая деятельность диссертанта в качестве руководителя хореографического коллектива «Провинциалочка» (п.Голицыно Московской обл.), на базе которого проводилось экспериментальное изучение потенциала хореографии в формировании у детей эмоционально-нравственного отношения к природе; б) разработка методических рекомендаций по применению средств хореографии в процессе воспитания у детей эмоционально-нравственного отношения к природе и апробация их на курсах повышения квалификации; (2000 г.- в ходе Всероссийской летней экологической школы для преподавателей экологии во Владимирской области; 2001-2003 гг. - на курсах повышения квалификации специалистов в области воспитания в ГосНИИ семьи и воспитания); в) внедрение хореографических экопластических постановок (1998-2003 гг.) на экологических фестивалях в г.Одинцово Московской обл.

Результаты исследования были представлены на конференциях молодых ученых в ГосНИИ семьи и воспитания (1999-2003 гг.), Второй Всероссийской конференции по проблемам воспитания гражданственности (2001 г.), обсуждались на заседаниях методических объединений педагогов п.Голицыно

Московской обл., Белгородской школы искусств №1 (1998-2003 гг). Разработанные диссертантом технологии применялись на профильной смене в ВДЦ «Орленок» (1999 г), опубликованы в журнале «Экологическое образование», авторский цикл экопластических этюдов включен в изданное Педагогическим обществом России методическое пособие «Экологический практикум».

На защиту выносятся следующие положения:

Педагогический потенциал хореографии в воспитании у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к природе заключается в интенсивном воздействии на расширение чувственного опыта ребенка по взаимодействию с природой, его эко-креативности, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде и активной нравственно-экологической позиции.

Содержание процесса воспитания состоит в актуализации творческой деятельности ребенка в процессе создания экохореографических образов на основе реального опыта взаимодействия с природой.

Основными условиями эффективного воспитания у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к природе средствами хореографии являются: применение игровых невербальных образно-динамических технологий; взаимодействие социальных институтов в процессе экологического воспитания детей; подготовка педагогов к овладению средствами хореографии в воспитании у детей культуры отношения к природе.

Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, библиографии (232 источника) и приложений.

Философские и педагогические подходы к проблеме воспитания у детей эмоционально-нравственного отношения к природе

Обострение экологической ситуации на земном шаре является сегодня одной из острейших глобальных проблем, которые требуют безотлагательного решения и участия в этом всего человечества. С самого зарождения цивилизации отношения «Человек - Природа» существовали в ракурсе субъекта и объекта эксплуатации, что привело к глобальному экологическому кризису. Доминирование антропоцентрических установок, закрепивших за человеком право бесконтрольно распоряжаться природными ресурсами, обусловило искаженное понимание роли человека в природе. Культура, основывающаяся на ценностных установках, противопоставляющих Человека и Природу, потребительском отношении к ней, привела техногенную цивилизацию в экологический тупик разрушения собственной среды обитания, обострившихся противоречий между динамикой научно-технического прогресса и реабилитационным потенциалом природной среды.

Третье тысячелетие формирует новую мировоззренческую позицию, в соответствии с которой, человек рассматривается как биологическая система, являющаяся частью биосферы. На смену потребительскому отношению человека к природе должна прийти новая экологическая культура, ориентированная на ценности гармонии Человека и Природы. Подрастающему поколению необходимо преодолеть культуру отчуждения от природы и осознать коэволюционность (Н.Н.Моисеев) своего сосуществования с нею (122).

В связи с обозначенной проблемой считаем необходимым обратиться к_философской мысли начала XX века: появление прогрессивного взгляда на отношения природы и человека, предусматривающего идею гармонизации рационального и духовного начал.

Особый интерес для нашего исследования представляли педагогические концепции, философскую основу которых составляют идеи «русского космизма», носителями которого являются Н.А.Бердяев, И.В.Киреевский, В.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров, П.А.Флоренский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский и мн.др.

В философии «русского космизма» заложена идея о неразрывном процессе космоземного развития человека, о жизни на Земле как продукте эволюции Космоса, о предназначении личности как высшей духовно-нравственной субстанции, гармонизации взаимоотношений Человека с Космосом через новое космическое мироощущение; представление о полной гармонии личности с природой и обществом. Идея всеединства и взаимообусловленности выступает как методологическая основа для познания природы и человеческого общества в их взаимодействии Границы человеческого «Я», по мнению Холодного Н.Г., являются препятствием для гармонизации с Космосом и мешают эволюционировать. В работах Федорова Н.Ф. (198), отношение человека к природе имеют общебытийный, онтологический статус, где деятельность человека направляется нравственными критериями, в которых заложены функции гаранта сохранения и увековечения жизни. Его косморегулятивный проект предоставляет обширные возможности для самореализации человека

В соответствии с идеями представителей философии космизма человеческое «Я» должно выйти за рамки социального и проникнуть в космическое пространство, во взаимодействии, слиянии с которым и происходит одухотворение личности, развитие творческого потенциала человека, его деятельностного начала. В результате Человек в его же мировоззрении становится равновеликой ценностью с Природой, ориентируется на гармонию во взаимоотношении с ней.

Роль человеческого «Я», по их представлению, должна осуществиться через преодоление рамок личностного и проникновение в космическое пространство. По мере его заполнения, происходит одухотворение человека, развитие творческого потенциала, его деятельностного начала, слияние равновеликих ценностей, которыми являются человек и природа, находящимся в гармоническом сосуществовании и развитии.

Педагогический потенциал пластических искусств в развитии культуры отношения человека к природе

Процесс воспитания нравственного, этического отношения к окружающему природному миру, формирования у детей чувства гармонии с окружающим миром затрагивает глубинные сферы личности и психики человека. Хореографическое искусство обладает особым потенциалом, способным воздействовать на эмоционально-чувственную сферу личности, приближаясь к идеалу гармоничных взаимоотношений Человека и Природы, их коэволюции.

Теоретической базой исследования возможностей пластических искусств в формировании у детей эмоционально-нравственного отношения к природе стали работы выдающихся балетмейстеров, педагогов, искусствоведов: Ю.И.Слонимского, В.Д.Тихомирова, Р.В Захарова, А.А.Горского, Ж.Баланчина, И.В.Вайнонена, К.Я.Голейзовского и др. В них раскрыты источники творческости создателя балета, исполнителя, значение хореографического образа, музыки в формировании духовно—нравственной сферы личности, развитии эмоционально-чувственного, эстетического отношения исполнителя и зрителя к окружающему миру. Мастера Захаров Р.В. и Тихомиров В.Д. высказывают мысль об условности хореографического искусства, подчеркивают, что без «содержательности» и «одухотворенности» танец «превращается в абстрактное, холодное сочетание», механические движения являются продуктом «невежества и бездарности», но одухотворенное движение становится красноречивым. «Танец имеет обширное душевное содержание. Он откликается на внутренний и внешний мир» (72,190,131-132). В.Д.Тихомиров, для творчества которого природа являлась главным источником вдохновения, выделял нравственные основы искусства, особенности его эмоционального характера, говорил: «Природа искусства вызывает трепет сердца и восторг души человеческой» (190,133). Классический танец, как «язык» искусства, воплощается в пластической выразительности человеческого тела, имеющей безграничные возможности. «Это уже не рука, плечо, нога в их простом значении, - это уже слова, и в особенности они начинают звучать, когда тело отдалось движению» (190,150), логически выстроенным танцевальным комбинациям, являющимся характеристиками образов, в сочетании с позами, выразительными средствами жестами, мимикой», озаренными внутренним светом человеческого чувства» (72,67).

Представляют интерес сформулированные выводы о роли художественного образа в хореографическом искусстве. Балетмейстер Р.В.Захаров, характеризуя динамику проникновения во внутренний мир образа, пишет, что актеру необходимо глубоко «вжиться», проникнуть в мысли и чувства, состояние героя, события, явления, « чтобы они стали вторым «Я» актера» (72,68). О понятии образа, как единстве выразительных средств, пишет балетовед, драматург-сценарист Ю.И.Слонимский: «Образ в балете - это танец, ставший игрой, и игра, ставшая танцем. В подлинном балете танцевальные движения наполнены содержанием, настроением, смыслом, эмоциями поступков и состояний». Решение задачи, поставленной мастерами хореографии, «перевести сценические события и образы в мир больших чувств» (169,65), представлялось путем реализации комплекса небытоподобных телодвижений, рождающих правдивый эмоционально- хореографический замысел. Ж.Баланчин (американский балетмейстер- педагог, творчество которого связано с музыкально-хореографическим образом, обращался к темам природы, создал новые редакции балетов или отдельных сцен («Щелкунчик», «Лебединое озеро» П.И.Чайковского и т.д.) акцентировал внимание на сценическом образе, продиктованном музыкальным произведением. Его творения есть выразительное танцевально-пластическое прочтение образной музыки. «Думать в пластике» - кредо балетмейстера XX века Г.Баланчина. Он считал, что хореография - это не только «рычаг» в исследовании человеческих возможностей, его совершенства, но и средство для осуществления духовного полета.

Организация экспериментального исследования содержания процесса воспитания у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к природе средствами хореографии.

Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования у детей младшего школьного возраста эмоционально-нравственного отношения к природе средствами хореографии предполагало констатирующий и формирующий этапы эксперимента, а также анализ собственного опыта диссертанта в качестве руководителя детского хореографического коллектива на протяжении 20 лет. В опытно-экспериментальной работе были задействованы 820 детей младшего школьного возраста. Привлекались учащиеся начальных классов общеобразовательных школ, гимназий, не занимавшихся хореографией, воспитанники специализированных учреждений дополнительного образования (школа искусств г.Белгорода), участники хореографических коллективов.

На констатирующем этапе с участниками эксперимента проводилось: о тестирование в начальных классах хореографического отделения школы искусств города Белгорода (50 чел.), московском хореографическом коллективе «Планета детства» Кунцевского Дома творчества (30 чел.);

наблюдение: Одинцовская школа искусств начальные классы (120 чел.), Внуковская школа искусств Московской обл. - хореографический коллектив «Россияночка» (100 чел.), хореографический коллектив «Маринка» КСЦ «Мечта» г.Одинцово (60 чел.);

диагностика детей, не занимающихся хореографией, осуществлялась на базе Голицынской школы №1 (120 чел.), Болыневяземской гимназии Одинцовского района Московской области (40 чел.), Белгородской школы №7 (120 чел.).

Формирующий эксперимент проводился с 1998 по 2003 г. на базе 4-х разновозрастных групп хореографического коллектива «Провинциалочка» п.Голицыно Московской области (120 детей 6-10 лет).

В ходе экспериментального исследования апробировались авторская интегрированная программа «Экотанцпластика», тематический репертуар, цикл пластических этюдов, комплекс экопластических технологий, форм и методов подготовки педагогов к реализации процесса воспитания у детей культуры отношения к природе средствами хореографии, взаимодействия с семьей в процессе экологического воспитания.

В разработанной диссертантом программе «Экотанцпластика» нашло отражение содержание процесса воспитания у детей культуры отношения к природе средствами хореографии.

В программе «Экотанцпластика» итнтегрированы хореографическое образование и процесс воспитания культуры отношения к природе ребенка младшего школьного возраста, опирающейся на основы коэволюционного, культурологического и креативного подходов, обеспечивающих направленность педагогических воздействий на гармонизацию взаимоотношений ребенка с природой посредством включения его в творческую деятельность по созданию и освоению экопластических образов. Реализация программы была направлена на осуществление поставленной в исследовании цели: формирование культуры отношения к природе у детей младшего школьного возраста средствами хореографии при решении следующих задач: 1) развитие познавательного интереса к объектам природы, использование знаний о природе на уроках хореографии; 2) эстетическое отношение к природе, формируемое в процессе совершенствования исполнительского мастерства; 3) формирование экологически развитой эмоционально-чувственной сферы, расширение эмоционально-экологического опыта; 4) формирование нравственно-экологической позиции по отношению к природе посредством воплощения мотивов природы в сценических образах; 5) потребность в творческой созидательной деятельности в природе и по мотивам природы; 6) физическое совершенствование, развитие мышечного чувства, координации, чувства ритма, музыкальности в процессе создания образов окружающего природного мира.

Похожие диссертации на Воспитание эмоционально-нравственного отношения к природе у младших школьников средствами хореографии