Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретико-методические основы формирования опыта художественно-прикладного творчества учащихся во внеурочное время в образовательной системе Якутии
1.1. Опыт художественно-прикладного творчества учащихся на занятиях во внеурочное время
1.2. Педагогические условия формирования опыта художественно-прикладного творчества учащихся 37
1.3. Дидактические возможности формирования опыта художественно-прикладного творчества учащихся на занятиях по художественной обработке меховых изделий во внеурочное время 51
Выводы по первой главе 61
Глава II. Содержание, формы и методы внеурочной трудовой деятельности учащихся по формированию опыта художественно-прикладного творчества
2.1. Содержание художественно-прикладной творческой деятельности учащихся на внеклассных занятиях 64
2.2. Формы и методы формирования опыта художественно-прикладного творчества учащихся в процессе обработки меховых изделий (изготовления изделий из меха) 82
2.3. Экспериментальная проверка и анализ результатов исследования 111
Выводы по второй главе 133
Заключение 137
Литература 139
Приложения .. 155
- Опыт художественно-прикладного творчества учащихся на занятиях во внеурочное время
- Педагогические условия формирования опыта художественно-прикладного творчества учащихся
- Содержание художественно-прикладной творческой деятельности учащихся на внеклассных занятиях
Введение к работе
Актуальность исследования. В условиях социально-экономических преобразований, развития предпринимательства и возникновения конкуренции на рынке труда обществом востребованы люди, умеющие творчески подходить к решению практических задач и способные адаптироваться к меняющимся условиям жизни.
Для формирования творчески активной личности в системе образования должны быть созданы условия, обеспечивающие реализацию обучающимися своих интересов и формирование опыта творческой деятельности, в том числе и художественно-прикладного творчества учащихся.
Под опытом художественно-прикладного творчества учащихся понимается совокупность знаний, умений и навыков школьников, приобретаемых ими при изготовлении изделий. Эти изделия характеризуются художественно эстетическими свойствами, имеют непосредственное практическое применение в жизни человека и основаны на народных традициях.
Опыт художественно-прикладного творчества наиболее полно формируется во внеурочное время, где создаются благоприятные условия для полной реализации учащимися своих интересов и склонностей. Дети и подростки включаются в процесс творческого труда по созданию декоративно-прикладных изделий, имеющих потребительскую стоимость.
В последнее время наблюдается усиление интереса учителей-практиков к проблеме формирования у учащихся опыта художественно-прикладного творчества. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что современный этап развития общества характеризуется определенной мобильностью содержания трудовой деятельности.
Разработке научных основ подготовки учащихся к труду на основе включения их в практическую творческую деятельность посвящены исследования П.Н. Андрианова, А.В. Бычкова, И.П. Волкова, В.А. Горского, М.Н. Поволяевой, В.Д. Путилина, Ю.С. Столярова и других ученых.
Общеметодические и теоретические вопросы методики обучения труду, трудового воспитания и ориентации учащихся на творческие профессии рассматривались в работах П.Р. Атутова, Н.И. Бабкина, А.К. Бешенкова, В.М. Казакевича, В.А. Полякова, И.А. Сасовой, С.Н. Чистяковой и др.
Разработке содержания, форм и методов обучения учащихся отдельным видам художественной обработки материалов, применяемых в декоративно-прикладном искусстве посвящены работы Е.И. Абакумовой, К.Ж. Амиргазина, Ж.К. Даутова, Ю.П. Желтоухова, Е.Г. Кордюкова, С.Э. Маркуцкой, Н.К. Невзоровой, Е.А. Филипповой и др.
В диссертационном исследовании С.Э. Маркуцкой разработаны содержание, формы и методы обучения учащихся прикладным художественным работам в образовательной области «Технология» в аспекте рыночной экономики, определены условия эффективного развития художественных способностей обучаемых через организацию их творческой практической деятельности.
В работе Е. А. Филипповой рассмотрен процесс обучения учащихся созидательному труду через изучение художественно-прикладного творчества учащихся в условиях «Центра творчества».
Психолого-педагогические аспекты творчества исследовались Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным и др., в трудах которых процесс творческой деятельности рассматривается как один из важнейших аспектов развития личности. Как отмечают психологи, наиболее сензитивным периодом для формирования опыта художественно-прикладного творчества является средний подростковый возраст, который приходится на 7-8 классы основной школы.
Ряд исследований, посвященных проблеме формирования творческих качеств личности учащегося, выполнены на материале общеобразовательных учреждений
Республики Саха. Эти исследования, в основном, посвящены учебно-воспитательной работе сельских школ Якутии по приобщению учащихся к национально традиционным видам труда (Н.Е. Егоров, А.Д. Семенова), реализации национально-регионального компонента образовательного стандарта, развитию творческой активности младших школьников (М.А. Абрамова, Е.И. Винокурова, У. А. Карамзина).
Вместе с тем, в настоящее время в педагогической теории и практике сложились противоречия между: многообразием склонностей и способностей учащихся и невозможностью их полной реализации в классно-урочной системе; востребованностью на рынке труда творческих личностей и недостаточной разработанностью методики организации и проведения внеурочной трудовой деятельности учащихся по формированию у них опыта художественно-прикладного творчества.
Эти противоречия обусловили выбор темы исследования: «Внеурочная трудовая деятельность учащихся как средство формирования опыта художественно-прикладного творчества (на примере создания якутских национальных изделий из меха)».
Цель исследования состоит в разработке методических основ внеурочной трудовой деятельности учащихся основной школы по формированию опыта художественно-прикладного творчества.
Объект исследования: процесс формирования у учащихся 7-8 классов опыта художественно-прикладного творчества.
Предмет исследования: внеурочная трудовая деятельность учащихся 7-8 классов как средство формирования опыта художественно-прикладного творчества.
Гипотеза исследования: формирование опыта художественно-прикладного творчества учащихся 7-8 классов будет эффективным, если в процессе внеурочной трудовой деятельности:
творческий потенциал учащихся стимулируется педагогическими условиями;
- содержание творческих заданий школьников учитывает специфику народных традиций и технологий обработки материалов;
формы обучения персонифицированы при гибком сочетании индивидуальной и групповой деятельности в условиях кружка, семьи;
- методы обучения меняются от репродуктивных к творческим;
- активными участниками учебного процесса являются родители и народные мастера;
- диагностика формирования опыта художественно-прикладного творчества учащихся осуществляется по выявленным критериям и уровням.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1.Выявить педагогические условия, стимулирующие творческий потенциал учащихся 7-8 классов по формированию опыта художественно-прикладного творчества во внеурочной трудовой деятельности.
2.Разработать содержание, определить формы и методы внеурочной трудовой деятельности учащихся 7-8 классов, направленной на формирование опыта художественно-прикладного творчества с учетом специфики народных традиций.
З.Обосновать критерии оценки сформированности опыта художественно-прикладного творчества учащихся 7-8 классов в процессе создания якутских национальных изделий из меха.
Методологической основой исследования являются концептуальные положения о содержании общего образования, методах обучения, формах организации учебной деятельности (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Ю.Б. Зотов, И. Я. Лернер, М.Н. Скаткин, И.М. Чередов и др.); теория политехнического образования и соединения обучения с производительным трудом в процессе эстетического, нравственного и трудового воспитания личности (П.Р. Атутов, П.Н.
Андрианов, Н.И. Бабкин, С.Я. Батышев В.А Поляков и др.); научные исследования по психолого-педагогическим аспектам развития творчества учащихся (Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн и др.); научно-теоретические основы обучения народному декоративно-прикладному искусству (А.В.Бакушинский, И.Я. Богуславская, B.C. Воронов, М.А. Некрасова, А.Б. Салтыков); труды историков, этнографов, искусствоведов о традиционной культуре народов Якутии (Р.С. Гаврильева, П.И. Докторов, Л.Н. Расторгуева, В.Л. Серошевский, А.П. Окладников).
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение философской, психолого-педагогической, научно-методической, специальной литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение педагогического опыта по обучению учащихся художественно-прикладному творчеству; изучение произведений народных мастеров Якутии и народных технологий изготовления произведений декоративно-прикладного искусства; анализ кружковых, факультативных программ по художественно-прикладному творчеству; педагогическое наблюдение; анкетирование учащихся, учителей; педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), статистическая обработка и анализ результатов исследования.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе исследования (2000-2001 гг.) изучалась психолого-педагогическая и научно-методическая литература по проблеме исследования, были сформулированы тема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; проведен констатирующий эксперимент.
На втором этапе исследования (2001-2002 гг.) разработано содержание обучения, обоснованы методы и формы для успешного проведения занятий учащихся во внеурочной трудовой деятельности; выявлены и определены педагогические условия для формирования опыта художественно-прикладного творчества подростков во внеурочное время; разработаны критерии сформированное™ опыта художественно-прикладного творчества учащихся, проведен формирующий эксперимент.
На третьем этапе исследования (2002-2004 гг.) осуществлены обработка и анализ экспериментальных данных, формулирование выводов, оформление и публикация программ, методических рекомендаций для учителей по теме исследования, внедрение их в практику школ, оформление текста диссертации.
Научная новизна исследования заключается в:
• определении педагогических условий формирования опыта художественно- прикладного творчества, стимулирующих творческий потенциал учащихся 7-8 классов в процессе внеурочной трудовой деятельности: психолого-педагогические - возрастные, индивидуальные, анатомофизиологические, этнопсихологические особенности подростков; социально-педагогические - региональные особенности местности, где проживают учащиеся, регулярная трудовая творческая деятельность в семье, коллективный характер трудовой деятельности; организационно-методические - наличие специально подготовленных кадров, выбор социально значимых объектов труда; обеспечение учебного процесса программами, методическими пособиями для учителей, учебниками и дидактическими материалами для учащихся, материально-технической базой;
• разработке содержания, форм и методов формирования опыта художественно-прикладного творчества, которые основаны на традициях народной педагогики, технологиях обработки материалов и реализованы в условиях кружка и семьи. В ходе реализации содержания, форм и методов характер трудовой деятельности учащихся меняется от репродуктивного к творческому;
• определении содержания творческих учебных заданий, позволяющих формировать опыт художественно-прикладного творчества учащихся 7-8 классов в процессе их внеурочной трудовой деятельности: соответствие творческих заданий возрастным возможностям подростков и уровню их подготовки; подбор объектов труда, привлекательных для учащихся и доступных в изготовлении, основанных на национальных традициях, имеющих потребительную стоимость; вариативность в выборе технологии обработки материалов при изготовлении изделий; последовательное усложнение технологического процесса изготовления изделий с включением элементов старинных народных технологий, использование традиционных инструментов и материалов;
• разработке критериев оценки сформированности опыта художественно-прикладного творчества учащихся во внеурочной трудовой деятельности, основанных на персонифицированном обучении: проявление инициативы и активности учащихся при выполнении творческого задания; использование полученных знаний и приобретенного опыта трудовой деятельности при выполнении последующих заданий творческого характера; выбор оптимального технологического решения заданий; новизна и оригинальность способов и средств выполнения заданий; качество изделия.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании педагогических условий, содержания творческих учебных заданий и разработке критериев оценки сформированности у учащихся 7-8 классов опыта художественно-прикладного творчества в процессе внеурочной трудовой деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в разработке содержания, форм и методов обучения учащихся 7-8 классов изготовлению якутских изделий из кожи и меха, направленных на формирование опыта художественно-прикладного творчества в процессе внеурочной трудовой деятельности, с учетом их личных интересов, склонностей, способностей; в разработке комплектов научно-методических пособий для преподавателей и учащихся: программы кружка «Художественная обработка меха и кожи», методического пособия, дидактических материалов, которые могут быть использованы учителями технологии, изобразительного искусства, трудового обучения и черчения, руководителями кружков, педагогами дополнительного образования. Положения, выносимые на защиту:
• Педагогические условия, стимулирующие творческий потенциал учащихся в процессе формирования опыта художественно-прикладного творчества во внеурочной трудовой деятельности: психолого-педагогические — возрастные, индивидуальные, анатомофизиологические, этнопсихологические особенности подростков; социально-педагогические — региональные особенности местности, где проживают учащиеся, регулярная трудовая творческая деятельность в семье, коллективный характер трудовой деятельности; организационно-методические -наличие специально подготовленных кадров, выбор социально значимых объектов труда; обеспечение учебного процесса программами, методическими пособиями для учителей, учебниками и дидактическими материалами для учащихся, материально-технической базой.
• Содержание, формы и методы внеурочной трудовой деятельности учащихся 7-8 классов в процессе изготовления якутских изделий из меха, основанные на персонифицированном обучении при гибком сочетании индивидуальной и групповой деятельности в условиях кружка и семьи, обеспечивающие формирование у подростков опыта художественно-прикладного творчества.
• Критерии оценки сформированное опыта художественно-прикладного творчества обучаемых, позволяющие контролировать, корректировать и персонифицировать внеурочную трудовую деятельность учащихся 7-8 классов при изготовлении якутских национальных изделий из меха с учетом индивидуальных особенностей формирования опыта творчества конкретного подростка: проявление инициативы и активности учащихся при выполнении творческого задания; использование полученных знаний и приобретенного опыта трудовой деятельности при выполнении последующих заданий творческого характера; выбор оптимального технологического решения заданий; новизна и оригинальность способов и средств выполнения заданий; качество изделия.
Достоверность результатов исследования и основных выводов диссертационной работы обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, опорой на современный уровень педагогических и психологических знаний, критическим анализом и учетом состояния проблемы исследования, использованием системы методов, адекватных цели, предмету и задачам исследования; применением общепринятых статистических методов обработки данных педагогического эксперимента.
Апробация результатов. Материалы и результаты диссертационного исследования на различных его этапах обсуждались и были одобрены на заседаниях лаборатории политехнического образования и Центра технологического и экономического образования ИСМО РАО (г. Москва, 2000-2004 гг.), научно-практических конференциях молодых ученых и аспирантов ИОСО РАО: «Актуальные проблемы обучения и воспитания в общеобразовательной школе» (г. Москва, 2001 г.), «Проблемы и приоритеты современного образования» (г. Москва, 2002 г.), «Эксперимент в условиях модернизации образования» (г. Москва, 2003 г.); «Инновации в образовании» (г. Москва, ИСМО РАО, 2004 г.). На научно-практических конференциях молодых ученых и аспирантов Якутии в г. Санкт-Петербург «Молодые ученые Якутии в стратегии устойчивого развития Российской Федерации», (2002, 2003 гг.), на методических семинарах в школах республики Саха.
Внедрение результатов исследования. Разработанная программа «Художественная обработка меха и кожи», дидактические материалы, методические пособия применяются в практике работы Едейской средней школы, Намской политехнической школы №1, Намской средней школы №2, в Детском Центре «Телбе» села Намцы. Основные положения диссертации применялись в педагогической деятельности Намского педагогического колледжа, в Институте повышении квалификации работников образования Республики Саха (Якутия).
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Опыт художественно-прикладного творчества учащихся на занятиях во внеурочное время
В настоящее время вопросы творчества рассматриваются в неразрывной связи с общими проблемами развития духовно-нравственной культуры молодежи. Обществу необходима самостоятельная, инициативная молодежь, способная к «производству» идей и их воплощению в жизнь. Изменение социально-экономической ситуации в обществе приводит к смене основных ориентиров современного образовательного процесса, одним из которых является формирование и развитие творческого потенциала личности.
Проблема изучения творчества заключается в огромном многообразии человеческих способностей, вариативности их сочетаний, проявлений и применений. Для понимания сущности понятий «творчество» и «творческие способности» необходимо учесть большее количество независимых подходов к этим дефинициям.
В широком смысле под творчеством понимается деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее [27].
Философами творчество понимается как специфический человеческий вид деятельности, в котором реализуется цель, интересы, способности, воля субъекта: «творчество - созидание нового, того, что еще не было в наличном бытии» [176, 132].
Анализ философской и психолого-педагогической литературы показал, что большинство авторов трактует творчество, прежде всего, как деятельность личности, состоящей в производстве нового, оригинального (Давыдова Г.А., Кудрявцев Т.В.,. Рубинштейн С.Л, Спиркин А.Г., Шумилин А.Г. и др.).
Ю.Н. Кулюткин отмечает, что наиболее важным признаком творчества, наряду с новизной процесса или результатом деятельности, является полнота самореализации личности в деятельности. «Под творчеством понимается такой процесс, в котором личность реализует и утверждает свои потенциальные силы и способности и в котором она сама развивается» [ 81 ].
Значительный вклад в развитие теории творчества внесли Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, А.Н. Леонтьев, указавшие на важнейшее значение в творческой деятельности потребностей, интересов, мотивов, эмоций и ценностных ориентации личности.
Анализируя философскую и психологическую систему содержания творческого процесса, Я.А. Пономарев выдвинул гипотезу, согласно которой «...творчество в самом широком смысле выступает как механизм развития, как взаимодействие, ведущее к развитию» [125, 280]. Творчество не только является показателем сформированности личностных качеств, но оно воздействует на все составляющие структуры личности, тем самым способствуя ее развитию.
Исследованию проблем соотношения, взаимодействия творчества и способностей были посвящены труды Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и т.д.
Возможности человека определяются его способностями, являющимися наиболее значимыми свойствами в структуре личности. Характер способностей соотносится и проявляется в определенной деятельности, причем, успешность выполнения конкретной деятельности обуславливается наличием соответствующих способностей, то есть способности и деятельность взаимообусловлены.
В своем исследовании мы опираемся на труды известных отечественных ученых, посвященных изучению способностей и одаренности (Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Теплов Б.М.).
Различают способности общие, которые проявляются во многих видах деятельности, и специальные, которые обнаруживаются в какой-то одной области.
Под одаренностью принято понимать совокупность ряда способностей, обуславливающей особенно успешную деятельность человека в определенной области.
В работе К.К. Платонова определен термин "талант", связывающий творчество и способности. Под талантом автор понимает "способность к определенной деятельности, проявляющейся как творчество" [123, 171].
Б.М. Теплов дает наиболее развернутое определение способностей, которое в нашем исследовании является основополагающим: «Под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, причем, лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей» [163, 17]. Автор считает, что способности "не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков" [163, 16].
По Д.Б. Богоявленской, творческие способности - это есть способность к осуществлению ситуативно-нестимулированной деятельности, к познавательной самостоятельности (25).
По Б.М. Теплову, предпосылкой развития способностей являются задатки как врожденные анатомо-психологические особенности. Об этом так же говорит и Н.С. Лейтес: «...врожденные задатки являются только одним из условий очень сложного процесса формирования и развития способностей» [86, 5].
Педагогические условия формирования опыта художественно-прикладного творчества учащихся
Анализ научной психолого-педагогической литературы [53; 27; 72; 76] позволяет нам утверждать, что деятельность осуществляется при сбалансированной актуализации объективной (внешней, материальной) и субъективной (внутренней, сознательной или бессознательной, контролируемой субъектом) сторон. Соответственно, процесс формирования опыта художественно-прикладного творчества учащихся необходимо рассматривать как целостную систему специально организованных внешних условий, стимулирующих творческий потенциал учащихся.
В данном параграфе рассматриваются педагогические условия, которые, на наш взгляд, позволят формировать опыт художественно-прикладного творчества учащихся.
Под условиями понимают «философскую категорию, выражающую отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может» [176].
Педагогические условия составляют ту внешнюю среду, те обстоятельства, которые способствуют воспитанию личности в труде.
Выбору методов, организационных форм и педагогических условий, способствующих развитию творческой трудовой деятельности учащихся посвящены научные труды П.Н. Андрианова, А.К. Бешенкова, А.В. Бычкова, Ю.С. Столярова и других ученых-педагогов.
Для успешного усвоения и изучения культурно-исторического материала, формирования опыта художественно-прикладного творчества учащихся во внеурочной трудовой деятельности выделим следующие группы педагогических условий.
Во-первых, условия, учитывающие возрастные психологические и анатомофизиологические, этнопсихологические особенности учащихся при изготовлении изделий по художественно-прикладным видам работ. Во-вторых, условия учитывающие влияние социально-педагогической и географической среды. В-третьих, организационно-педагогические условия, включающие методическое и организационное обеспечение занятий (таблица 1).
Все группы условий важны при построении содержания и выборе эффективных форм и методов обучения, сохранения физического и психического здоровья учащихся.
В настоящем исследовании преимущественно раскрываются условия, стимулирующие творческий потенциал учащихся в процессе внеурочного обучения. Прежде всего, рассматриваются аспекты эффективности обучения учащихся при создании педагогических условий формирования опыта художественно-прикладного творчества.
При организации психолого-педагогических условий формирования опыта художественно-прикладного творчества школьников во внеурочное время необходимо знать возрастные особенности учащихся. В нашем исследовании — это возрастные особенности учащихся 7-8 классов (т.е. подростков 12-15 лет).
Содержание художественно-прикладной творческой деятельности учащихся на внеклассных занятиях
Основной, глобальной целью обучения является передача подрастающим поколениям основ социального опыта, накопленного человечеством на протяжении его жизни. Это подчеркивают группа отечественных дидактов во главе В.В. Краевским, И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным.
Определяя составные элементы этого опыта, они четко выделяют четыре его значения:
1. Знания о природе, человеке, технике.
2. Опыт способов деятельности (навыки, умения).
3. Опыт творческой деятельности.
4. Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к своей деятельности.
Усвоение знаний о природе, человеке, технике обеспечивает формирование в сознании учащихся объективную картину мира, вооружает его правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности.
Составляющая содержания опыта способов деятельности — это система общих интеллектуальных и практических навыков и умений, которая является основой множества конкретных деятельностей и обеспечивает способность подрастающему поколению к сохранению социальной культуры народа.
Опыт творческой деятельности требует самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известной. Этот вид социального опыта призван обеспечить готовность учащихся к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности, к дальнейшему развитию культуры.
Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к своей деятельности, т.е. эмоционально-волевая воспитанность, специфичен, так как он состоит не в знаниях и умениях, а в оценочно-эмоциональном отношении к миру и деятельности. Отношения человека к окружающей действительности, сфера его чувств не совпадают ни с содержанием его знаний об этой действительности, ни с его навыками и умениями. Это отношение проявляется в поведении человека, в деятельности практического и интеллектуального характера, это сплав знаний, убеждений и практических действий.
Все элементы содержания обучения взаимосвязаны и взаимообусловлены. Умения без знаний невозможны. Творческая деятельность осуществляется на определенном содержательном материале знаний и умений. Воспитанность предполагает знание о той деятельности, к которой устанавливается то или иное отношение, предусматривает овладение поведенческими навыками и умениями.
Усвоение учащимся социального опыта, направленного на его трансформацию в личный опыт, позволит учащимся действовать самостоятельно, успешно функционировать в обществе.
Одной из главных функций обучения является передача молодым поколениям всего содержания социальной культуры для ее воспроизводства и развития. Человек становится личностью, членом социума, именно в меру овладения содержания социального опыта. От социального опыта зависит уровень и характер мировоззрения как отдельного человека, так и целых групп людей (возрастных, профессиональных, национальных и т.д.). С этих позиций должно осмысливаться и содержание образования.
Одним из направлений совершенствования содержания трудового обучения в школе является включение в него учебного материала, отражающего социокультурные и этнические особенности местности, где проживают учащиеся, и направленного на создание художественных изделий, имеющего эстетическую и рыночную ценность. Отражение таких особенностей в содержании обучения происходит в основном во внеурочной трудовой деятельности учащихся на основе декоративно-прикладного искусства коренного для данной территории народа.