Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Управление профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин Бабенко Елена Владимировна

Управление профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин
<
Управление профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин Управление профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин Управление профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин Управление профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин Управление профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин Управление профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин Управление профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин Управление профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин Управление профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бабенко Елена Владимировна. Управление профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Краснодар, 2004 170 c. РГБ ОД, 61:04-13/2221

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы управления профессионально- ориентированной аналитической деятельностью студентов народно- хорового профиля 16

1.1. Современные требования к профессионально- ориентированному обучению студентов народно-хорового профиля 16

1.2. Управление профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля: общенаучные основы 41

1.3. Психолого-педагогические аспекты управления профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля 63

Глава 2. Содержание, методика и эффективность управления профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально- теоретических дисциплин 86

2.1. Содержание и методика управления профессионально- ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин 86

2.2. Ход и эффективность эксперимента по управлению профессионально- ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин 122

Заключение 148

Список использованной литературы 152

Введение к работе

Актуальность исследования. Подготовка высококвалифицированных профессионалов всегда остается важнейшей задачей высшей школы. В связи с этим вопросы совершенствования профессионального обучения специалистов различных направлений приобретают особое значение.

Опыт и многочисленные исследования показывают, что наряду с ориентацией на личность обучающегося (его интересы, склонности и способности) наиболее продуктивной и перспективной на современном этапе развития системы высшего образования является организация учебного процесса с учетом профессиональной направленности обучения. При этом профессионально-ориентированное обучение рассматривается как система психологических, общепедагогических, дидактических процедур взаимодействия педагогов и студентов, направленная на реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям профессионального обучения и профессионально-важным качествам будущих специалистов [49. С.26].

Важнейшим аспектом профессионально-ориентированного обучения является аналитическая деятельность студентов. Проблема управления профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов, связанная с целенаправленным воздействием преподавателя на коллектив для достижения заданных результатов обучения, особенно актуальна в системе подготовки специалистов сферы народного художественного творчества, что во многом обусловлено значением народного искусства для культуры XXI века. Следует подчеркнуть, что характерными признаками социокультурной ситуации в наши дни являются понимание того как важно сохранить многообразие национальных культур и возрастание интереса к подлинным традициям, народному творчеству. «Этнический ренессанс» (Ю.В.Бромлей) 80-х - 90-х годов, получивший развитие в новом тысячелетии, с присущим ему стремлением к сохранению исторического прошлого, является мощным стимулом эстетического развития современного общества, важным средством его духовного обновления.

Народное художественное творчество, отражающее лучшие национальные традиции, духовную культуру народа, его мудрость, создавалось веками. В приобщении к ценностям народной художественной культуры ведущая роль принадлежит вузам культуры и искусств. В российских вузах данного профиля на факультетах народного художественного творчества обучаются студенты различных специализаций: декоративно-прикладного творчества, теории и истории народной художественной культуры, а также будущие руководители народного хора, оркестра народных, духовых инструментов. Главным назначением факультетов традиционной культуры является подготовка специалистов -носителей народной культуры, способных осуществлять хранение, собирание, исследование и трансляцию образцов народного художественного творчества.

Специализация «Народный хор» возникла на факультете традиционной культуры в связи со стремлением сохранить самобытное народно-певческое искусство, имеющее принципиальные отличия от академического. За время обучения в вузе студенты овладевают практическими навыками и умениями ансамблевого пения в хоре, манерой народного исполнения и специфическими приемами традиционного звукоизвлечения; знакомятся с певческими стилями различных регионов России; подробно изучают технологию записи и расшифровки народных песен, основы хоровой аранжировки и т. д.

Практическая деятельность специалиста народно-хорового профиля чрезвычайно сложна и многообразна. В соответствии с присваиваемой квалификацией (Художественный руководитель творческого коллектива. Педагог.) специалист данного профиля является исполнителем, интерпретатором, организатором, педагогом.

Важнейшим фактором творческой практики будущего руководителя (педагога) выступает аналитическая деятельность. Последняя необходима не только в подборе и изучении репертуара, но также в его редактировании, аранжировке и сценическом воплощении. Без аналитической деятельности невозможно освоение глубин музыкального творчества и реализация их в исполнительской практике, создание творческого лица коллектива. При этом особое значение имеют аналитические навыки и умения будущих специалистов, важнейшим из которых является навык комплексного анализа произведений вокально-хоровых жанров. Успешная работа руководителя народно-певческого коллектива зависит от понимания закономерностей развития народного музыкального творчества, умения рассматривать достижения народно-песенного искусства диалектически, исторически, чему способствует комплексный анализ фольклорных произведений, цель которого состоит в наиболее глубоком постижении художественного материала. Не менее значимым для студентов-хоровиков народного профиля является овладение навыками комплексного анализа профессиональной вокальной музыки, представляющей в отличие от фольклора иную художественную систему (с присущими ей литературно-языковыми нормами, средствами выразительности и т. д.), поскольку в будущей профессиональной деятельности руководителю народно-певческого коллектива предстоит решать проблему развития творческих возможностей хора, связанную с обогащением репертуара авторскими произведениями (хоровыми партитурами, песнями).

Как известно, формированию и развитию аналитических умений и навыков студентов в процессе профессиональной подготовки способствуют прежде всего дисциплины музыкально-теоретического цикла (МТД).

Однако изучение уровня аналитической подготовки студентов специализации «Народный хор» показало, что студенты слабо ориентируются в музыкально-поэтическом тексте, затрудняются делать развернутый анализ вокальных произведений с точки зрения синтеза музыки и слова, как в произведениях народного искусства, так и в сочинениях профессиональных композиторов.

Изучение содержания музыкально-теоретической подготовки студентов данной специализации, показало, что вокально-хоровая направленность не находит достаточного отражения в цикле МТД. В соответствии со сложившейся традицией в преподавании курсов гармонии, анализа музыкальных произведений вокально-хоровым жанрам отводится второстепенная роль, обучение «инструментализировано». Являясь до недавнего времени менее разработанной проблемой музыкознания, чем инструментальная музыка, теория анализа вокальных произведений недостаточно востребована музыкально-педагогическая практикой.

В контексте профессиональной направленности содержания МТД учитывалось, что для специалиста народно-хорового профиля особое значение имеют знания местных национально-культурных традиций, тенденций культурно-исторического и социально-культурного развития региона с которым связана их будущая профессиональная деятельность. В связи с этим, неотъемлемым слагаемым профессионально-ориентированной аналитической деятельности студентов избранного профиля является региональный компонент. При этом важность включения регионального музыкального материала в систему профессионального образования обусловлена историко-культурологическими (самобытность языка, обычаев, традиций, фольклора, культуры различных регионов) и психолого-педагогическими (влияние традиций родной культуры, национально-регионального опыта на восприятие обучающихся) факторами.

Вместе с тем отметим, что национально-региональный материал в обучающих курсах общепрофессиональных дисциплин используется мало, зачастую формально, основу музыкального материала в курсах сольфеджио, гармонии, анализа музыкальных произведений (АМП) составляют стилевые принципы музыкальной культуры последних трех веков европейского искусства.

Профессионально-ориентированное обучение предполагает, что будущий руководитель народно-певческого коллектива должен обладать не только эрудицией в области народного художественного творчества, но и глубоко понимать исторически сложившееся взаимодействие ф профессионального и народного искусства, осознавать пути современного развития песенных традиций. В связи с этим региональный компонент, профессионально-ориентированной аналитической деятельности (ПОАД) студентов специализации «Народный хор», следует представить традиционным и современным композиторским творчеством.

Исходя из вышеизложенного, в контексте проблемы управления профессионально-ориентированной аналитической деятельностью специалистов сферы народно - хорового творчества необходимо:

1) определить содержание аналитической деятельности студентов народно-хорового профиля;

2) обосновать введение регионального компонента в обучающие программы музыкально-теоретических дисциплин студентов народно- хорового профиля;

3) разработать методику управления аналитической деятельностью т студентов народно-хорового профиля в цикле МТД, учитывающую профессионально-направленный характер подготовки будущих специалистов, а также структуру управления ПОАД.

Степень научной разработанности проблемы. Принципиально значимыми для разработки структуры управления профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов в курсах музыкально-теоретических дисциплин явились работы исследователей Л.Д.

• Столяренко, Н.Ф. Талызиной, в которых обучение рассматривается как система управления, определены суть, задачи, условия эффективности управления учебным процессом, а также труды, освещающие вопросы организации учебно-воспитательного процесса, Ю.К. Бабанского, М.В. Булановой-Топорковой, В.А. Сластенина и др.

Основу для разработки содержания ПОАД студентов составили исследования, посвященные профессионально-ориентированному обучению.

• Сущность профессионально-ориентированных технологий обучения в высшей педагогической школе, требования к ним изложены в работах А.А. Вербицкого, Т. А. Дмитриенко, Л.В. Шкериной. Отдельные аспекты профессионализации педагогических кадров - готовность к профессиональной деятельности, формирование профессионализма личности, профессионального мастерства - изложены в исследованиях Н.В. Барабошиной, СВ. Кондратьевой, Н.В. Кузьминой, А.Б. Каганова.

Вопросы профессионализации обучения студентов вузов культуры (формирование профессионального мастерства, профессиональной направленности, мотивация профессиональной деятельности и профессионального мировоззрения) нашли осмысление в работах Л.С. Азарцевой, Н.К. Баклановой, М.Б. Бекмурадова, Л.С. Новиковой, СЮ. Рыбина, В.М. Чижикова.

В контексте проблемы диссертационного исследования принципиально важными явились труды музыковедов Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, М.К. Михайлова, Е.В. Назайкинского, Е.А. Ручьевской, С.С. Скребкова, О.В. Соколова, А.Н. Сохора, В.Н. Холоповой, Б.В. Яворского, раскрывающие содержание интонационного, жанрового и стилевого анализа музыкальных произведений.

При разработке структуры, содержания и методики управления профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля учитывалась концепция целостного (комплексного) анализа музыкальных произведений Л.А. Мазеля, В.А. Цуккермана. Существенное значение имели исследования В.А. Васиной-Гроссман, Т.И. Курышевой, А.Н. Крыловой, И.В. Лаврентьевой, посвященные методике анализа вокальных жанров, а также труды Э.Е. Алексеева, Т.С Бершадской, И.И. Земцовского, Ф.А. Рубцова, А.В. Рудневой, в которых определены особенности методов интонационного и жанрово-стилевого анализа народной песни.

Теоретическая часть музыкознания о методике осуществления анализа востребована педагогикой музыкального образования, в частности, вопросы специфики анализа музыкальных произведений как профессионального умения учителя музыки нашли осмысление в исследованиях Л.Г. Арчажниковой, Г.В. Заднепровской, Н.А. Ивановой, Т.И. НадеждинскоЙ, Г.В. Маяровской, М.И. Ройтерштейна и др.

Изучение научно-методической литературы показало, что специфика аналитической деятельности студентов народно-хорового профиля не нашла достаточного осмысления в музыкально-педагогической практике. В работах Т.Н. Агаевой, Л.А. Антиповой, С.Л. Браз, Л.В. Шаминой, В.М. Щурова раскрыты аспекты хормейстерской подготовки будущего руководителя народно-певческого коллектива, определены профессионально значимые качества специалиста, особенности и роль фольклорно-экспедиционной работы в обучении и воспитании студентов народно-хорового профиля. Метод позиционно-ролевого обучения будущих руководителей хоровых (и оркестровых) самодеятельных коллективов в курсах гармонии обоснован в исследовании О.М. Мятиевой. Важность взаимодействия дисциплин фольклорного и музыкально-теоретического циклов в системе подготовки хормейстеров-народников, роль аналитического метода работы с народной песней подчеркиваются в публикациях Т.П. Беляевой, И.В. Шпарийчук. Вместе с тем специальное исследование, раскрывающее специфику аналитической деятельности студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин, не проводилось, что, в свою очередь позволило определить тему диссертационного исследования: «Управление профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин».

Объектом исследования является учебно-педагогический процесс подготовки специалиста народно-хорового профиля в высшем специальном учебном заведении.

Предмет исследования - управление профессионально ориентированной аналитической деятельностью студентов народно- хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин.

Цель исследования - обоснование теоретических и методических основ управления профессионально-ориентированной аналитической деятельности студентов народно-хоровой специализации в курсах музыкально-теоретических дисциплин.

Объект, предмет и цель обусловили задачи исследования:

1. Раскрыть сущность управления и специфику профессионально-ориентированной аналитической деятельности студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин.

2. Разработать структуру и методику управления профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно- хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин.

3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность предлагаемых в диссертации теоретических и методических основ управления профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что целенаправленное педагогическое управление аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин с учетом профессиональной направленности будет способствовать более интенсивному формированию профессионально значимых качеств будущих специалистов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- положения, выдвинутые ведущими учеными в области общей и музыкальной педагогики, психологии и культурологии: Э.Б. Абдуллиным, Ю.К. Бабанским, Н.К. Баклановой, В.К. Белобородовой, Л.С. Выготским, Б.С. Гершунским, А.С. Каргиным, М.С. Коганом, Д.С. Лихачевым, В.И. Петрушиным, В.А. Сластениным, Э.В. Соколовым, Л.А. Тельчаровой, Б.М. Тепловым, Г.М. Цыпиным;

- работы педагогов-исследователей, затрагивающие вопросы профессиональной подготовки специалистов сферы народно-хорового творчества: Т.Н. Агаевой, Л.А. Антиповой, С.Л. Браз, О.М. Мятиевой, Л.В. Шаминой, И.В. Шпарийчук, В.М. Щурова;

- работы, в которых рассматриваются различные аспекты и особенности профессиональной подготовки специалистов разных направлений: Л.С. Азарцевой, Л.Г. Арчажниковой, Т.А. Дмитриенко, М.Т. Картавцевой, Е.Н. Ковешниковой, А.А. Майер, А.В. Мудрик, М.М. Левиной, Л.С. Новиковой, Л.А. Рапацкой, Т.И. Рейзенкинд, П.Е. Решетникова, П.А. Черватюка, О.Г. Щекалиной;

- исследования, публикации, посвященные региональным аспектам профессионального и музыкально-педагогического образования: М.М. Ахмедовой, Н.Г. Гавриловой, И.И. Горловой, А.Н. Дубковой, И.А. Закировой, И.С. Кобозевой, А.Ю. Любомудровой, М.А. Набиевой, Р.Л. Подоль, Н.В. Строковой, А.А. Тарасовой, И.К. Чирковой, Г.М. Швецовой, О.Н. Щербаковой;

- работы отечественных музыковедов, посвященные вопросам теории и анализа музыкальных произведений композиторского и фольклорного творчества: Э.А. Алексеева, Т.С. Бершадской, В.П. Бобровского, В.А. Васиной-Гроссман, В.В. Задерацкого, И.И. Земцовского, А.Н. Крыловой, Т.И. Курышевой, И.В. Лаврентьевой, Л.А. Мазеля, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, М.И. Ройтерштейна, Ф.А. Рубцова, А.В. Рудневой, Е.А. Ручьевской, А.Н. Сохора, В.Н. Холоповой, Ю.Н. Холопова, В.А. Цуккермана, С.С. Скребкова;

- диссертационные исследования по проблемам вокальных жанров: А.П. Дабаевой, Л.В. Ерохиной, О.У. Литвиновой, Н.А. Огаркова, О.Д. Степанидиной, О.Б. Хвойной;

- труды по теории стихосложения и анализу поэтического текста: В.М. Жирмунского, М.А. Панкина, Л.И. Тимофеева, Б.А. Томашевского, В.Е. Холшевникова, Н.В. Черемисиной;

- исследования, посвященные музыкальной культуре Кубани: А.М. Айзенштадта, Н.И. Бондаря, В.Г. Комиссинского, Н.Р. Туравец.

ф В исследовании использованы методы:

- теоретические - изучение и анализ научно-методической литературы по теме исследования, а также нормативных документов;

- эмпирические - изучение документов по организации учебного процесса (анализ учебных планов, программ, учебников, учебно-методических пособий), педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.

Базой исследования явился факультет традиционной культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств (КГУКИ).

Этапы исследования

Исследование осуществлялось с 1998 по 2003 год и проходило в три этапа.

На первом этапе (1998 г.), который носил поисковый характер, был • предпринят анализ психолого-педагогической, социологической,

культурологической, методической литературы, а также документов по организации учебного процесса. Разрабатывались основные теоретические положения организации профессионально-ориентированной аналитической деятельности студентов избранной специализации. На диагностическом этапе эксперимента был выявлен реальный уровень аналитической подготовки будущих специалистов народно-хорового творчества. Полученный т теоретический и эмпирический материал позволил наметить программу опытно-поисковой работы. Он был использован в качестве составляющей при разработке структуры управления и содержания ПОАД в курсах музыкально-теоретических дисциплин и для определения форм и методов.

На втором этапе - формирующем эксперименте (1999-2002 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа в соответствии с

разработанной структурой управления профессионально-ориентированной • аналитической деятельностью студентов народно-хоровой специализации в курсах музыкально-теоретических дисциплин.

Третий этап исследования - контрольный эксперимент (2002-2003 гг.) - включал завершение опытно-экспериментальной работы, анализ и обобщение полученных результатов, формулировку заключения и выводов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. Определена сущность управления профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хоровой специализации в курсах музыкально-теоретических дисциплин. Отмечено, что в ходе целенаправленного воздействия преподавания осуществляется усвоение музыкально-теоретических знаний, методов и приемов анализа, формирование профессионально значимых качеств.

2. Разработана структура управления профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хоровой специализации в курсах музыкально-теоретических дисциплин, включающая компоненты: цель - действие - результат.

3. Обосновано внедрение регионального компонента в профессионально-ориентированную аналитическую деятельность при обучении студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин.

Практическая значимость исследования:

- разработка содержания специализированных курсов музыкально-теоретических дисциплин в процессе управления профессионально-ориентированной аналитической деятельностью;

- применение структуры управления профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хоровой специализации в курсах музыкально-теоретических дисциплин;

- разработка эффективной методики управления профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин;

Ф - введение народно-певческого творчества региона и вокально-хоровой музыки композиторов Кубани в курсы музыкально-теоретических дисциплин в контексте учебного материала;

- разработка и адаптирование алгоритма комплексного анализа вокально-хоровых жанров в практику обучения.

Достоверность результатов исследования обеспечивается его методологией, адекватной цели и задачам; опорой на общепризнанные психологические и педагогические идеи; результатами опытно-экспериментальной работы; качественным и количественным анализом полученных данных; личным участием автора в педагогическом эксперименте.

Апробация результатов исследования осуществлялась:

- в выступлениях на российских, региональных, межвузовских научно- теоретических и научно-практических конференциях;

w - в процессе экспериментального обучения студентов народно-хорового профиля факультета традиционной культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств, проходившего в период с 1998 по 2003 год;

- в серии научных публикаций. Положения, выносимые на защиту:

1. Управление профессионально-ориентированной аналитической • деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин предполагает целенаправленное воздействие преподавателя на коллектив студентов, в ходе которого происходит усвоение музыкально-теоретических знаний, методов и приемов анализа, формирование профессионально значимых качеств будущих специалистов - аналитических умений и навыков, профессионально-речевой культуры, творческой активности, компетентности в области музыкальной культуры края.

• 2. Структура управления профессионально-ориентированной аналитической деятельности студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин содержит ряд взаимосвязанных компонентов: цель - действие - результат, где цель (предполагаемый результат, на который направлено управление) определена многоаспектным характером практической деятельности будущего специалиста и предусматривает формирование профессионально значимых аналитических умений и навыков, профессионально-речевой культуры, творческой активности, компетентности в области музыкальной культуры края; действие понимается как деятельность преподавания и деятельность учения, т.е. аналитическая деятельность студентов.

3. Как важнейшие характеристики одного из видов учебной деятельности -аналитической - рассматриваются: предметность, общественно-историческая природа, предполагающая процесс интериоризации (переход от деятельности, выполняемой во внешней форме, к деятельности внутренней, в ходе которой формируются психологические новообразования - знания, умения и т. д.), целенаправленность и продуктивность. Аналитическая деятельность предполагает поэтапное усвоение музыкально-теоретических понятий, методов и приемов музыкального анализа и самостоятельное применение методов и приемов анализа на различном музыкальном материале.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Современные требования к профессионально- ориентированному обучению студентов народно-хорового профиля

Непрерывно меняющейся реальной действительностью обусловлен ряд требований к современным специалистам, где наравне с предприимчивостью, инициативностью, творческим отношением к работе, важнейшими качествами признаются высокий профессионализм. В связи с этим главной целью современной концепции высшего образования является развитие личности студента - будущего специалиста, а не только формирование знаний, умений, навыков, выступающих в качестве средств этой цели.

Важнейшей задачей отечественной системы образования, определяющей государственную политику в этой сфере на ближайшие годы, является резкое повышение профессионального уровня подготовки специалистов всех ступеней и прежде всего высшей [152].

В научно-исследовательской литературе последних лет рассматривается широкий круг вопросов, связанных с совершенствованием профессиональной подготовки специалистов различных областей.

Значительное количество исследований посвящено проблеме профессиональной направленности личности. В соответствии с мнением ряда авторов (СВ. Кондратьевой, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина), отражением профессиональной направленности является активно-позитивное отношение к профессии, интерес и склонность заниматься ею. Профессиональная направленность личности находит выражение в адекватном понимании и принятии задач профессиональной деятельности, в наличии устойчивых взглядов, интересов, идеалов и убеждений, относящихся к профессии.

Необходимость формирования профессионально-педагогической направленности при подготовке учителя музыки подчеркивается в работах Л.Г. Арчажниковой [11], Г.В.Маяровской [97]. В ряде исследований проблема профессиональной направленности обсуждается на примере подготовки студентов вузов культуры [16; 111; 190]. В работе А.Б. Каганова [71] профессиональная направленность и профессиональное самосознание объединены в совокупный личностный феномен - профессиональную устойчивость. Представляя положительное, заинтересованное отношение студентов к избранной специальности, которое выражается в стремлении реализовать свои жизненные цели посредством выбора данной профессиональной деятельности, устойчивость является ведущим компонентом в структуре личности [71. С.26].

Вопросы «профессиональной готовности», «профессионального становления» нашли отражение в целом ряде исследований. При этом готовность рассматривается как целостное выражение личности, включающее ее убеждения, взгляды, отношения, мотивы, знания, умения, навыки, установки [78], а также как конечный результат профессиональной подготовки в вузе [189]. Профессиональное становление трактуется как многоуровневый процесс, состоящий из нескольких этапов, среди которых исследователи называют профессиональный выбор, обучение, активное вхождение в профессию, реализацию личности в труде [55; 56].

Широкое освещение в научно-исследовательской литературе нашли вопросы профессионального мастерства. Последние, применительно к деятельности учителя, воспитателя, получили яркое и многогранное воплощение в трудах выдающихся педагогов прошлого - А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, а также современных исследователей - Ю.П. Азарова, Б.Т. Лихачева, Н.В. Кузьминой, В.Н. Малиновской, В.А. Сластенина, Н.Н. Тарасевич.

Проблема формирования профессионального мастерства применительно к подготовке педагога-музыканта исследовалась Л.Г. Арчажниковой. Данной проблеме при подготовке работников культуры посвящены исследования Л.С. Азарцевой [5], Н.К. Баклановой [16], М.Б. Бекмурадова [20], А.Л. Майер [94].

Большинство авторов в трактовке профессионального мастерства связывают его с понятием профессионализма. Наряду с мнением, что мастерство представляет собой лишь часть, грань профессионализма [74], ряд авторов определяет профессионализм как необходимую ступень подготовки, базу, опору для достижения высокого результата в творческой деятельности, мастерства [131; 16], где профессионализм - основа, база формирования мастерства, условие творчества.

Профессионализм определяется также как качественная характеристика личности, включающая профессиональную подготовленность и общую культуру, достижение которых возможно в процессе непрерывного образования [15].

Управление профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля: общенаучные основы

Исторические и культурологические основы управления ПОАД студентов народно-хорового профиля обусловлены значением культуры в духовном развитии человека, важностью воспроизводства духовных и культурных ценностей и сохранения их в качестве ценностных ориентации общества и личности.

В профессионально-ориентированном обучении студентов народно-хорового творчества учитывалось, что понятие «культура» многогранно, в современной науке существует множество трактовок сущности культуры. Отметим несколько точек зрения. В ряде работ культура рассматривается как универсальный механизм, реализующий и направляющий поведение и деятельность личности (В.Момов, А.Г.Здравомыслов, А.В.Ядов, О.Г.Дробницкий); как совокупность материальных и духовных ценностей (В.П.Тугаринов, Ю.И.Ефимов, И.А.Громов, А.И.Арнольдов, Н.В.Чавчавадзе и др.); как способ осуществления деятельности (М.С.Коган, В.Е.Давыдович, Ю.А.Жданов, О.В.Ханова и др.); как метод творческой самореализации личности в различных сферах социальной и духовной жизни общества (B.C. Библер, Н.С.Злобин, А.Н.Леонтьев, И.А.Ильяева и др.); как степень возвышения человека, над своей естественной биологической природой, развития в нем духовного начала ( В.М.Розов, Д.С.Лихачев и др.).

Большинство ученых понимает культуру как многомерное, многофункциональное и многоаспектное явление, как тот социум, в котором происходит и развитие личности в целом, и становление ее в общечеловеческом и профессиональном плане.

Важные стороны феномена культуры в их взаимосвязи с личностью раскрывается в труде Э.В.Соколова - «Культура и личность». Анализируя внутреннюю структуру культуры, автор различает культуру отдельной личности, социальных групп, общую культуры страны, региональную, а также культуру нации или народа. По мнению Э.В. Соколова, личность вступает во взаимодействие с культурой в трех следующих отношениях:

- она усваивает культуру, являясь объектом культурного воздействия;

- личность функционирует в культурной среде как носитель и выразитель

КуЛЬТурНЫХ ЦеННОСТеЙ;

- создает культуру, являясь субъектом культурного творчества.

Исследователь подчеркивает, что личность и культура - понятия не внешние, а внутренние соотносящиеся друг с другом: «Личность живет и действует в условиях культуры, культура наполняет собой личность» [153. С.З].

Проблема формирования личности с высоким уровнем общей нравственной, эстетической культуры и приоритетом высших человеческих ценностей и идеалов особенно остро стоит в высшей школе. В современных педагогических исследованиях культурологическому подходу в профессиональной подготовке специалистов уделяется особое внимание.

П.Е.Решетников выделяет ряд факторов, которыми обусловлена важность культурологического подхода в образовании. Во - первых - это возросшие требования к подготовке специалистов, усиление творческого начала и свободы в их деятельности. Специальные исследования показывают, что успешность деятельности специалистов наиболее сложных профессий напрямую зависит от уровня их общей культуры. Особенно сказывается уровень культуры на успешности деятельности в условиях самостоятельного принятия решений, когда личность берет на себя ответственность за свои действия, когда налицо непредсказуемость и неопределенность последствий, когда отсутствует полная информация о предметной области деятельности и обратная связь о результатах решения, когда нет четких критериев выбора. Важной для нас является высказанная автором мысль о том, что «культурологические знания являются ценностно-ориентационной основой деятельности специалиста в условиях использования новых идей, технологий, систем обучения и воспитания» [135. С.124].

Во - вторых, сам процесс образования многими учеными рассматривается не только как путь овладения личностью определенной профессией, но и как способ приобщения ее к современной культуре: «Требуется такой разворот всей системы образования, при котором мы смотрели бы на студента не как на будущего специалиста, а как на будущего просвещенного человека, который хорошим специалистом, конечно, должен быть, но это только грань его целостного бытия» [79. С. 14].

В - третьих, современный специалист - это человек, обладающий системным мышлением, способный своими действиями не только достигать намеченных целей, но и обеспечивать безопасные условия жизнедеятельности; учитывать интересы общества, отдельных групп и свои личные; умеющий создавать комфортные условия для общения, жизнедеятельности, поддерживать работоспособность и устойчивость в работе различных систем. А это возможно лишь в том случае, если он обладает высокой общей культурой, системными знаниями о взаимосвязях человека с природой, обществом, государством; отчетливо представляет себе роль своей деятельности в мировом культурном процессе, в контексте народной культуры.

Содержание и методика управления профессионально- ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин

Включая в структуру управления ПОАД такие составляющие компоненты как деятельность преподавания и деятельность учения, учитывался двусторонний характер обучения, всегда содержащего взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы — преподавания и учения. Поскольку все виды деятельности всегда предметны, то есть направлены на усвоение определенного содержания, в структуре управления ПОАД были выделены музыкально-теоретические знания, музыкальный (аналитический) материал, а также методы и приемы музыкального анализа. Обращаясь к характеристике перечисленных содержательных компонентов подчеркнем, что управление ПОАД предполагает специализацию обучающих программ, ориентированных на вокально-хоровые жанры в условиях регионального вуза.

Задачи практического курса сольфеджио принято разделять на общие (развитие музыкального мышления, творческих навыков, памяти, внутренних слуховых представлений) и частные (совершенствование слухо-двигательного аппарата, выработка быстрой и точной слуховой реакции, правильное интонирование). При этом частные задачи подчинены достижению главной цели курса — воспитанию музыкального слуха студентов как орудия их будущей профессиональной деятельности.

Музыкальный слух рассматривается нами как многогранная комплексная способность, включающая мелодический, гармонический, полифонический, ритмический, тембровый, а также архитектонический слух.

Развитый музыкальный слух - важное качество успешной исполнительской, творческой деятельности специалистов народно-хорового профиля. Необходимым условием реализации воспитания гибкого, активного слуха, способного функционировать в условиях постоянного обновления музыкального языка, выступает использование художественно ценного и стилистически разнообразного музыкального материала. Включение регионального компонента в курсе сольфеджио способствует не только углубленному изучению национально-региональной культуры, но также подсознательной активизации слуха. Такое свойство музыкального слуха как историчность подчеркивалось А.Л.Островским, Б.В.Назайкинским: «...слух человека - это еще и память! Память личная, социальная, историческая...» [107. С. 177]. При использовании регионального компонента в качестве музыкального материала в процессе аналитико-слуховой деятельности студентов, учитывалось существование различных пластов народно-песенного творчества Кубани - в своем роде уникального явления, формирующегося преимущественно на культурных традициях России и Украины. Как известно, наиболее ранний пласт в песенном фольклоре составили песни станиц линейных казаков («Ой, да кому ж из нас,, казаченьки», «Не высоко и вот славный соколик»), песни Черномории («Байда», чумацкие песни, думы о казаке Голоте и Морозенко), которые были «завезены» переселенцами, принимавшими участие в освоении края запорожскими и донскими казаками, выходцами из губерний России и Малороссии - Харьковский, Орловской. Полтавской, Тульской, Воронежской, Черниговской).

Второй пласт составили песни, интонационный и текстовый колорит которых вобрал в себя черты наиболее полюбившихся русских и украинских песен. Постоянный и тесный контакт на протяжении более двух столетий украинского и русского этносов способствовал размыванию этнокультурных границ, приводил к взаимообмену песенным репертуаром, культурными ценностями. В результате в линейных станицах появились украинские песни или их варианты и переводы ( в станицах Передовой, Тбилисской - «Зэлэный дубочек на яр похылывсь», «Ой, на гори та й жынци жнуть»), а в черноморских станицах зазвучали оригиналы, или текстовые и мелодические варианты русских песен («Нету, нету коню сена, казаку квартиры» - станица Васюринская, «Ой, при луге, прилужку» - станица Старолеушковская).

Третий пласт вокально-хорового наследия составили те песни, которые возникли непосредственно на Кубани («Мы кубанские казаки, братцы, мы кубанцы», «Вознесенская станица»). Новые песни были сложены в годы гражданской войны («Все пушки, пушки грохотали», «Вперед, вы жлобинцы лихие»), в период Великой Отечественной войны и в послевоенные годы («На вольном просторе», «Шел казак на побывку домой», «Нависают в небе тучи грозовые») [109].

Похожие диссертации на Управление профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин