Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Учебные модели в процессе формирования музыкального опыта учащихся-подростков Воронцова, Оксана Витальевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Воронцова, Оксана Витальевна. Учебные модели в процессе формирования музыкального опыта учащихся-подростков : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Воронцова Оксана Витальевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2009.- 174 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/726

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Современная практика музыкального образования в массовой школе характеризуется устойчивыми тенденциями поиска новых способов и средств обучения, содействующих интенсификации познавательной деятельности учащихся и обогащению их музыкального опыта.

Знакомство с философской, музыкально-педагогической (Э. Б. Абдуллин, М. Э. Фейгин, Л. В. Школяр и др.), искусствоведческой литературой (В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Г. А. Орлов, А. П. Шаховской и др.) свидетельствует о том, что музыкальный опыт, имея многокомпонентный состав, формируется и обогащается в процессе общения человека с музыкой на протяжении всего его жизненного пути. Начавшись в раннем детстве, этот процесс продолжается и на этапе школьного обучения. Особенно интенсивно формирование музыкального опыта осуществляется у подростков, что связано с особенностями психофизиологического развития человека в данный период. Подростковый возраст, по мнению ученых (Г. С. Абрамова, Р. Берне, С. Л. Старобинский, Б. П. Юсов, П. М. Якобсон) -время самоопределения, становления характера, постепенной и активной психологической и физиологической эволюции человека в сторону зрелости. В этот период у подростков активизируется развитие теоретического и формально-логического мышления, что оказывает непосредственное влияние на особенности учебной деятельности учащихся во всех сферах, в том числе и в области музыкального образования.

Именно в это время у ребенка формируются музыкальные предпочтения и интересы, которые постепенно приобретают известную устойчивость, предопределяя направленность ценностных ориентации учащихся и оказывая непосредственное влияние на особенности их музыкального опыта. Приобретенный в подростковом возрасте, этот опыт накладывает отпечаток на формирование идеалов и эталонов красоты, ориентация на которые может определять в дальнейшем субъектность человека - его мотивы, выборы и поступки.

Вместе с тем следует отметить, что процесс накопления музыкального опыта в подростковом возрасте ещё не завершен и находится в стадии становления, что обусловливает необходимость создания специальных условий, поиска путей, средств и методов осуществления учебно-воспитательного процесса, которые обеспечивали бы решение задач его формирования.

К числу средств, способствующих накоплению и обогащению музыкального опыта можно отнести учебные модели.

Анализ учебно-методической литературы свидетельствует о том, что применение моделей и моделирование в разных областях человеческой деятельности (включая и педагогическую) в XX - начале XXI веков приняло всеобщий характер. Изучению теоретических основ моделирования в педагогической практике посвящены исследования Э. Б. Абдуллина, Л. М. Зельмановой, И. И. Ильясова, М. В. Кларина, И. Я. Лернера, А. П. Панфиловой, Н. Ю. Русовой и др. В трудах этих ученых модели используются для анализа и прогнозирования различных педагогических явлений, а моделирование рассматривается как ответственный этап проектирования педагогического процесса.

Вместе с тем круг педагогических исследований, посвященных формированию музыкального опыта учащихся подросткового возраста с использованием учебных моделей, сравнительно невелик.

Исследования в области педагогики музыкального образования (Т. П. Королева, Е. Д. Критская, А. И. Лагутин, И. П. Манакова, Н. В. Панова, Б. С. Рачина, Н. Г. Салмина и др.) свидетельствуют о том, что для достижения учебно-воспитательных целей, связанных с решением задач формирования музыкального опыта учащихся, в музыкально-педагогической практике широко применяются различные вспомогательные средства обучения (схемы, нотные таблицы, ритмические рисунки, графические изображения, упражнения для формирования исполнительской техники и др.), выступающие своеобразными учебными моделями, помогающими ребенку активизировать слуховое восприятие, понять содержание музыки, осмыслить её выразительные средства, проследить и оценить совершающиеся в музыке интонационные процессы.

Однако научному исследованию проблемы моделирования и использования моделей в практике музыкального образования до рубежа XX-XXI веков не уделялось должного внимания. Вместе с тем следует отметить, что моделирование в музыкальном образовании имеет глубокие исторические корни и до настоящего времени широко используется в музыкально-педагогической практике. Обращение к учебным моделям обнаруживается в педагогической деятельности ряда отечественных педагогов-музыкантов, которые применяли эти вспомогательные средства для обучения исполнительским приемам, а также в целях облегчения процесса музыкального восприятия и осмысления выразительных средств музыки (Н. Ю. Афонина, Л. А. Ба-ренбойм, Е. В. Назайкинский, С. И. Танеев, В. А. Цуккерман и др.).

На рубеже XX-XXI веков активизировалось теоретическое осмысление процесса моделирования в музыкальном образовании. Интерес в данном контексте представляют учебно-методические и научные работы педагога-музыканта А. И. Исенко, посвященные исследованию музыкального моделирования в фортепианном обучении.

Изучение моделирования как метода научного познания, анализ эволюции вспомогательных средств фортепианного обучения и процесса композиторского творчества в аспекте моделирования позволили автору этих трудов определить контуры музыкального моделирования как нового метода системной организации и оптимизации начального обучения игре на фортепиано.

Исследованию проблемы моделирования в музыкальном образовании посвящены работы Л. Н. Комиссаровой, выявляющей роль моделей в формировании музыкального восприятия у дошкольников. Опираясь на установленную в ряде психологических трудов (А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Вен-гер) возможность применения метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста, педагог-музыкант разработал систему моделей музыкальной речи, помогающих ребенку понимать смысл средств музыкальной выразительности.

Фрагментарно метод моделирования в аспекте психолого-педагогических проблем музыкального образования исследован в трудах Т. А. Барышевой, В. И. Петрушина и др.

Отдавая должное вкладу педагогов, ученых в исследование проблемы использования моделей и моделирования в музыкальном образовании, следует вместе с тем обратить внимание на то, что до сих пор вне поля зрения специалистов остается ряд основополагающих вопросов. К их числу в первую очередь относятся следующие: в чём выражается сущность учебных моделей как средств интенсификации познавательной деятельности учащихся подросткового возраста; какие учебные модели являются наиболее целесообразными и эффективными с точки зрения накопления музыкального опыта у подростков; в чем специфика и каковы технологии использования учебных моделей в музыкально-образовательном процессе. Представляется, что получение ответов на эти вопросы, имеющие по своей сущности не только методический, но и методологический характер, будет способствовать разработке теоретических и методических основ использования учебных моделей в музыкальном образовании с целью формирования музыкального опыта учащихся.

Таким образом, существующее противоречие между объективными потребностями теории и практики музыкального образования в осмыслении роли учебных моделей в формировании музыкального опыта учащихся - с одной стороны, и недостаточной разработанностью информационного обеспечения данного процесса на современном этапе развития музыкального образования - с другой позволило сформулировать проблему данного исследования, заключающуюся в выявлении возможностей учебных моделей как средств формирования музыкального опыта школьников.

В исследовании данной проблемы внимание было сосредоточено на подростковом возрасте учащихся как важном периоде в становлении личностных качеств человека в процессе его общения с музыкой.

Все изложенное явилось основанием для выбора темы исследования: «Учебные модели в процессе формирования музыкального опыта учащихся-подростков».

Цель исследования состоит в научном обосновании роли учебных моделей в практике общего и дополнительного музыкального образования и разработке на этой основе комплекса теоретико-методических рекомендаций, способствующих оптимизации процесса формирования музыкального опыта учащихся подросткового возраста.

Объект исследования - процесс формирования музыкального опыта учащихся-подростков в системе общего и дополнительного музыкального образования.

Предмет исследования - учебные модели как средства формирования музыкального опыта учащихся-подростков в системе общего и дополнительного музыкального образования.

Гипотеза исследования - использование учебных моделей в формировании музыкального опыта учащихся-подростков будет эффективным, если:

методика использования учебных моделей в музыкально-образовательном процессе разработана с учетом структуры музыкального опыта учащихся-подростков;

применение учебных моделей в образовательном процессе основано на взаимодействии зрительной и слуховой наглядности с собственно музыкальной деятельностью детей - художественной по содержанию и теоретической по уровню мышления;

в музыкально-образовательном процессе будут учитываться особенности подросткового возраста, а именно: способность к абстрактно-логическому мышлению, стремление самостоятельно мыслить, потребность в активной исполнительской деятельности;

взаимодействие субъектов образовательного процесса основано на принципе сотрудничества, который содействует полноценному развитию учащихся-подростков и является контекстом развивающего обучения.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать научную, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

  2. Выявить специфику учебных моделей как средств интенсификации познавательной деятельности учащихся-подростков.

  3. Определить психолого-педагогические условия и границы целесообразности использования учебных моделей в формировании музыкального опыта учащихся-подростков.

4. Разработать методику использования учебных моделей в формировании музыкального опыта учащихся-подростков, экспериментально проверить эффективность её применения в системе общего и дополнительного музыкального образования. Методологической основой исследования явились:

- теории моделирования, раскрывающие сущность понятия
«модель» (А. Д. Арманд, М. Вартофский, Г. Клаус, А. Н. Кочергин,
Я. Г. Неуймин, Е. В. Никитин, Г. А. Орлов, А. В. Славин, А. И. Уемов,
А. П. Шаховской, В. А. Штофф и др.) и специфику моделирования в
музыкально-образовательном процессе (А. И. Исенко, Т. П. Королева и

др);

психолого-педагогические концепции развития человека как субъекта деятельности (Б. Г. Ананьев, Дж. Брунер, Л. С. Выготский, А. Л. Готсдинер, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. В. Суслова, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и др.);

труды по теории и методике преподавания музыкальных дисциплин, раскрывающие специфику музыкального образования в единстве содержательной и процессуальной сторон обучения и воспитания (Ю. Б. Алиев, О. П. Радынова, Б. С. Рачина, Н. А. Те-рентьева, Г. М. Цыпин и др.);

концепции музыкального образования и преподавания искусства, выявляющие сущность художественной деятельности как процесса общения с духовными ценностями (Б. В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Б. М. Неменский, Б. П. Юсов, В. Н. Шацкая и др.).

Для решения поставленных задач в работе использовался комплекс методов: 1) теоретические (анализ исследуемой проблемы на основе изучения философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы); 2) методы эмпирического уровня (педагогическое наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, обобщение передового педагогического опыта и др.); 3) методы статистической обработки результатов исследования.

Научная новизна исследования:

конкретизированы сущностные характеристики учебных моделей как средств интенсификации музыкально-познавательной деятельности учащихся-подростков;

педагогически обосновано значение учебных моделей в формировании музыкального опыта учащихся-подростков;

разработана методика использования учебных моделей в процессе формирования музыкального опыта учащихся подросткового возраста и обоснована эффективность ее применения в системе общего и дополнительного музыкального образования.

Теоретическая значимость исследования:

обогащен понятийно-терминологический аппарат педагогической науки: уточнены понятия «учебная модель» и «музыкальный опыт», что позволяет использовать их в качестве исходных теоретических положений в музыкально-образовательном процессе;

представлены и охарактеризованы разновидности учебных моделей, способствующие формированию музыкального опыта школьников подросткового возраста;

раскрыта сложносоставная структура музыкального опыта учащихся-подростков;

обоснована эффективность использования учебных моделей в процессе формирования музыкального опыта учащихся подросткового возраста;

выявлены психолого-педагогические условия, предложены принципы и определены границы целесообразности использования учебных моделей в формировании музыкального опыта школьников-подростков.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в практике преподавания музыкальных дисциплин в системе общего и дополнительного музыкального образования.

Предложенные методические рекомендации по использованию учебных моделей в музыкально-образовательной практике могут быть востребованы педагогами общеобразовательных школ, школ искусств, музыкальных школ с целью формирования музыкального опыта учащихся-подростков.

Разработанная и апробированная в процессе исследования методика использования учебных моделей в формировании музыкального опыта подростков способствует совершенствованию образовательной практики с применением наглядно-зрительных и эмоционально-образных средств обучения.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологией исследования, адекватной его специфике, целям и задачам; использованием широкого круга научной литературы, связанной с проблематикой исследования и послужившей фундаментом для его основных теоретических положений; применением комплекса методов, адекватных цели, предмету, задачам и логике исследования; оптимальным сочетанием теоретического, эмпирического и экспериментального аспектов исследования; внедрением в практику и апробацией полученных результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Учебные модели в системе общего и дополнительного
музыкального образования рассматриваются как наглядно-зрительные
и эмоционально-образные ориентиры, регулирующие и направляющие
процесс осмысления музыкального искусства и освоение различных
видов музыкальной деятельности в единстве рационально-логического
и художественного мышления. С помощью учебных моделей у
учащегося-подростка формируются основные компоненты его му
зыкального опыта: интонационно-слуховой, когнитивный, деятель-
ностный.

2. Эффективность использования учебных моделей в формировании
музыкального опыта подростков определяется психолого-педаго
гическими условиями, адекватными возрастным особенностям
учащихся подросткового возраста и отвечающими эстетической
сущности музыкального искусства, что предполагает:

осмысление специфики музыкального опыта подростков и назначения учебных моделей в его формировании;

организацию изучения музыки подростками как художественной деятельности по содержанию и теоретической - по уровню мышления;

комплексный подход к применению учебных моделей, основанный на взаимодействии зрительной и слуховой наглядности с собственно музыкальной деятельностью учащихся.

  1. Применение учебных моделей в процессе формирования музыкального опыта учащихся при благоприятных психолого-педагогических условиях способствует развитию творческого потенциала подростков, формированию их положительной мотивации в общении с музыкой и другими видами искусства.

  2. Педагогическая целесообразность методики использования учебных моделей в формировании музыкального опыта подростков обусловлена её соответствием специфике художественной деятельности и особенностям музыки как вида искусства.

Экспериментальная база и этапы исследования Исследование осуществлялось в период с 2005 по 2009 годы и включало три этапа. На первом поисковом (констатирующем) этапе опытно-экспериментальной работы (2005-2006 гг.) изучалась философская, психолого-педагогическая, научно-методическая литература, анализировалось и оценивалось современное состояние исследуемой проблемы, разрабатывался научный аппарат исследования, проводился констатирующий эксперимент на базе общеобразовательной школы № 2 г. Глазова и детской хоровой школы искусств г. Воткинска Удмуртской Республики.

На втором основном (формирующем) этапе опытно-экспериментальной работы (2006-2007 гг.) разрабатывалась и апробировалась методика использования учебных моделей в формировании музыкального опыта учащихся-подростков.

На третьем (заключительном) этапе (2008-2009 гг.) систематизировались и обобщались результаты исследования, разрабатывался комплекс теоретико-методических рекомендаций для педагогов-музыкантов, оформлялся текст диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: а) на заседаниях лаборатории эстетики и психологии творчества при Глазовском государственном педагогическом институте им. В. Г. Короленко и заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования РГПУ им. А. И. Герцена; б) на региональных, Всесоюзных и международных научно-практических конференциях (2004, 2005, 2006, 2008 гг.); в) в публикации исследовательских материалов в городах Глазов, Красноярск, Пенза, Москва, Санкт-Петербург; г) в ходе опытно-экспериментальной работы в общеобразовательной школе № 2 г. Глазова и детской хоровой школе искусств г. Воткинска Удмуртской Республики.

Объем и структура диссертации. Диссертация (175 с.) состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 229 источников и 9 приложений.

Похожие диссертации на Учебные модели в процессе формирования музыкального опыта учащихся-подростков