Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОБЩЕННОГО ВИДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ЖИВОПИСЬЮ ПОРТРЕТА 12
1.1. История развития зарубежной портретной живописи и методики ее преподавания 12
1.2. Формирование школы русского живописного портрета 24
1.3. Современные системы обучения портретной живописи на художественно-графических факультетах педвузов 49
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОБЩЕННОГО ВИДЕНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ В ЖИВОПИСИ 64
2.1. Основные черты обобщенного видения как одной из ведущих художественно-творческих способностей 64
2.2. Психолого-физиологические основы обобщенного видения в живописи 71
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОБЩЕННОГО ВИДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ ПОРТРЕТА 87
3.1. Влияние содержательного обобщения на успешность обучения студентов ХГФ портретной живописи. Пробно-поисковый эксперимент 90
3.2. Разработка и внедрение экспериментальной методики формирования обобщенного видения у студентов ХГФ в процессе обучения живописи портрета. Формирующий этап педагогического эксперимента 125
3.3. Обобщенное видение как средство активизации изобразительных способностей студентов. Контрольный эксперимент 163
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 173
БИБЛИОГРАФИЯ 179
ПРИЛОЖЕНИЕ 193
- История развития зарубежной портретной живописи и методики ее преподавания
- Основные черты обобщенного видения как одной из ведущих художественно-творческих способностей
- Влияние содержательного обобщения на успешность обучения студентов ХГФ портретной живописи. Пробно-поисковый эксперимент
Введение к работе
Проблема исследования и её актуальность. Задачи совершенствования системы образования, повышения эффективности художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения требуют применения активных методов и организационных форм учебной работы в системе подготовки учителей изобразительного искусства. В условиях глубоких социокультурных изменений, коренных преобразований в обществе возрастают требования к уровню специальной подготовки педагогических кадров на творческих факультетах как проводников эстетических взглядов общества.
Способность к овладению предметом своей профессиональной деятельности является надежным залогом успешного обучения и воспитания художника-педагога, важнейший компонент профессионального мастерства которого составляет способность к профессиональному восприятию натуры и ее отражения изобразительными средствами. Профессиональное видение подразумевает способность обобщенно смотреть и изображать натуру. При этом обобщение в живописных построениях выступает как результат формирования обобщенного зрительного образа натуры анализа основных ее качеств, а также обобщенного восприятия полотна изобразительной плоскости.
Портретная живопись как учебный предмет в образовательном процессе художественных факультетов является одним из самых сложных, так как включает в себя многие знания по теории живописи и рисунка, практические навыки и профессиональную постановку глаза и руки учащихся. Здесь необходима особая точность в построении формы цветом.
Недостаточность подготовки в области портретной живописи приводит ко многим отрицательным явлениям в самостоятельном творчестве и дальнейшей педагогической деятельности.
В теории и методике обучения портретной живописи, учитывая современные разработки (Б.М. Иогансона, Г.В. Беды, А.А. Унковского, Е.В. Шорохова, В.Н. Стасевич Д.З. Колчиной, Е.И. Саяпиной и др.), нельзя не помнить о том, что система профессионального видения и изображения формировалась и выверялась в практическом опыте многих поколений мастеров (К. Брюллов, О.М. Кипренский, Н.Н. Ге, П.П. Чистяков, Д.Н. Кардовский, Н.П. Крымов, А. Ашбе, Ш. Холлоши, И.Е. Репин, И.Э. Грабарь и др.). Основанные на историческом опыте и практических навыках художников-педагогов, внесших большой вклад в развитие теории восприятия и профессионального видения в изобразительном искусстве (Р. Арнхейм, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, Н.Н. Волков, В.П. Климович, А.К. Жаксыбергенов, А.Л. Павловский и др.), методики становления обобщенного видения, внедренные на художественно-графических факультетах педагогических вузов, позволят начинающим художникам приобрести ясные и многократно проверенные ориентиры.
В настоящее время в художественной педагогике под обобщенным видением понимается комплекс способностей, образующих специфическое профессиональное качество художника, сформированное в процессе изобразительной деятельности и целенаправленного обучения, которое позволяет ему видеть объект изображения и само изображение нерасчлененным, сразу, одновременно, во всем единстве, многообразии и взаимообусловленности его пластических качеств, свойств, признаков и особенностей, при их постоянном сравнении между собой и с целым.
Учебная работа студентов в процессе освоения и формирования навыков видения и построения живописи портрета представляет собой образовательный процесс, направленный на развитие способностей студентов в умении видеть и передавать форму натуры правильно. Системность подхода к организации этого процесса с целью повышения его результативности - основа формирования у студентов профессионального обобщенного видения в живописи портрета. Эффективность аудиторной работы учащихся по живописи портрета влияет на качество всего процесса обучения будущих художников-педагогов, поэтому ее обеспечение является актуальной проблемой в методике преподавания живописного изображения портрета. Повышение исследуемых качеств портретных работ студентов - композиционное решение, схожесть с натурой, тональное и колористическое решение и т.д. - требует целенаправленной организованной учебно-методической базы, разработки новых методических приемов для начинающих осваивать теоретические основы, методов и способов содержательного обобщения в живописи портрета.
Анализ многолетней практики преподавания живописи на художественно-графических факультетах показывает, что проблемой студентов, начинающих осваивать живопись портрета, является несформированное восприятие больших светотональных и цветовых отношений при наблюдении и изображении натуры. При этом в случае отсутствия навыков обобщенного видения и воспроизведения тоновых и цветовых характеристик света и тени у студентов ХГФ на начальном этапе обучения портретной живописи в значительной мере страдает качество живописи. Это отрицательно отражается на их дальнейшей работе как художников и педагогов.
Однако в современных исследованиях проблема постановки глаза на цельность восприятия (Г.В. Беда, Е.Ф.Кузнецов, Л.И. Рындина, Р. Мизанбаев, Е.И.Саяпина, Д.А. Жуков, О.В. Шаляпин и др.) рассматривается теорией и методикой обучения живописи как самостоятельная проблема вне специфики ее разрешения в портретной живописи, поэтому методические рекомендации, которые адресованы, в часности, живописи натюрморта оказываются недостаточными при переходе в обучении студентов к живописи головы. В учебных портретных постановках нет возможности, подобно постановке натюрморта, моделировать обобщенные формы минимизировать подробность деталей. При анализе художественно-педагогической практики, научных исследований и учебно-методической литературы, выявилось, что задачи формирования навыков восприятия и построения изображения являются составной частью учебного процесса, однако, вопрос теоретического и методического обеспечения обучения обобщенному видению и построению изображения в области преподавания портретной живописи недостаточно исследован, что и определило проблему исследования.
Актуальность. Требование начинать работу над живописью портрета с обобщенного построения и завершать изображение обобщением является общепринятым. Однако его выполнение вступает в противоречие с тем зрительным образом натуры, который видит начинающий художник. В его восприятии натура состоит из многообразия деталей, с подробным отражением которых связывается адекватность изображения натурной постановке. В живописи портрета эта проблема стоит особенно остро, т.к. связана с концентрацией внимания начинающего живописца на деталях сложной формы, каждая из которых имеет свои индивидуальные особенности (глаза, губы и т.д.). Данное положение подтверждает актуальность избранной темы диссертационного исследования.
Цель исследования: решение данной проблемы, включающее теоретическое и методическое обоснование системы педагогических мер, направленных на формирование обобщенного видения и навыков достижения обобщенности портретного изображения у студентов художественно-графических факультетов педвузов.
Объект исследования - учебная и творческая деятельность студентов старших курсов художественно-графических факультетов на занятиях по живописи портрета.
Предмет исследования - способы формирования обобщенного видения и навыков построения обобщенного изображения у студентов ХГФ на занятиях портретной живописью.
Гипотеза исследования. Процесс обучения студентов ХГФ живописи портрета будет протекать эффективнее, если:
- будет выделен этап формирования обобщенного видения и построения живописного изображения портрета как самостоятельная учебная задача, имеющая специфику, методы, приемы и средства ее разрешения;
- будет использована методическая система формирования обобщенного видения у студентов, обладающая следующими качествами: закрепление устойчи вого внимания студентов к обобщающим факторам создаваемого портрета позволяющих отразить влияния данных факторов живописными средствами; обеспечение глубокого усвоения знаний, навыков и умений студентов; стимуляция активной оценочной, ориентированной на наиболее существенные качества натуры и изображения деятельности студентов специальными методами и средствами; активизация художественно-творческих способностей студентов.
Задачи исследования.
1. Изучить состояние вопроса обучения портретной живописи на художественно-графических факультетах педвузов в психолого-педагогической, философской, искусствоведческой, методической литературе с целью анализа и обобщения накопленного опыта работы, выявления типических недостатков, их причин, а также классификации существующих путей их преодоления.
2. Исследовать сущность исследуемого свойства профессионального становления личности - обобщенного восприятия и построения живописного изображения, охарактеризовать признаки и уровни функционирования (обыденный, художественный, философский).
3. Выявить педагогические условия, способствующие формированию обобщенного видения и построения изображения в живописи портрета.
4. Разработать критерии оценки и определения уровней развития обобщенного видения и построения изображения в живописи портрета у студентов ХГФ.
5. Разработать, и проверить в экспериментальной педагогической практике эффективность, целостной, методически обоснованной системы заданий, нацеленной на развитие обобщенного видения у студентов старших курсов ХГФ педвузов в процессе обучения портретной живописи.
Методологической основой исследования явились: - философские положения о ведущей роли деятельности в развитии и формировании личности (А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев и др.); - положения философии и эстетики о специфике художественного образа (Ю.Б. Борев, М.Ф. Овсянников, И.Б. Астахов, Ю.А. Лукин, В.К. Скатерщиков и др-);
- теория художественного творчества (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.П. Зинченко, В.П. Киреенко, Б.С. Мейлах, Я.А. Пономарев, П.М. Якобсон, Т.И. Артемьева и др.);
- психолого-физиологические основы специфики зрения в изобразительном искусстве (И.П. Павлов, Б.Г. Ананьев, Р.Л. Грегори, Б.Ф. Ломов, Ю.Б. Гиппен-рейтер, СВ. Кравков, А.Р. Лурия и др.);
- теория профессионального восприятия в изобразительном искусстве (Р. Арнхейм, Е.И. Игнатьев, В.П. Зинченко, B.C. Кузин, Н.Н. Волков, Г.В. Беда, Е.Ф. Кузнецов, и др.); теория и методика обучения живописи ( Г.В. Беда, Н.Н. Волков, СП. Ломов, А.А. Унковский, А.П. Яшухин и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования;
- наблюдение за учебной и самостоятельной деятельностью студентов и художников педагогов;
- педагогический эксперимент;
- анализ продуктов изобразительной деятельности студентов;
- анкетирование, тестирование;
- протоколирование;
- методы математической статистики обработки данных.
Научная новизна исследования заключаются в том, что:
- выявлены психолого-педагогические основы развития обобщенного видения как целостного интегративного свойства личности;
- дано теоретическое обоснование необходимости выделении формировании обобщенного видения и построения живописного портрета как самостоятельной учебной задачи, имеющей специфику методов и средств разрешения; - выявлены компоненты формирования обобщенного видения в живописи портрета;
- разработана эффективная методическая система формирования и развития обобщенного видения студентов ХГФ педвузов, которая включает в себя цели, задачи и содержание учебного процесса, дидактические принципы, формы, методы и приемы решения данной проблемы, средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов (наглядные пособия, ТСО и т.д.) -разработана система специальных практических заданий;
- теоретически и методически обоснованы методы, приемы и средства обобщенного построения изображения в живописи портрета.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что:
- решена значительная научно-педагогическая задача формирования обобщенного видения натуры в живописи портрета у студентов художественно графических факультетов.
- внесен вклад в теорию и методику обучения и воспитания средствами живописи;
Результаты данного исследования могут также быть использованы при проведении исследований по смежным проблемам художественного образования.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания живописи и других художественных дисциплин в вузах педагогического профиля, при разработке учебных программ, а таюке при создании учебников, учебных пособий и другой учебной литературы. Методические разработки и рекомендации исследования прошли опытную проверку на художественно-графических факультетах педвузов, показавшую, что специальные задания, на-правленые на формирование обобщенного видения, обеспечивают повышение качества портретной живописи у студентов и дальнейшее развитие их самостоятельного творчества. Исследование проводилось в три этапа:
I этап (2001 — 2003 гг.) — поисково-теоретический. В этот период осуществлялось изучение и анализ философской, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования. Определялись методологический аппарат и методика исследования. Уточнялось содержание таких аспектов теории и методики обучения живописи как «обобщенное видение», «цельность восприятия», «восприятие натуры», «психология обобщенного видения», «специфика портретной живописи». Разрабатывалась методика изучения особенностей проявления обобщенного видения у студентов художественно-графических факультетов педвузов.
II этап (2003 - 2004 гг.) - поисково-экспериментальный. На этом этапе изучались критерии оценки и уровни развития обобщенного видения как целостногоинтегративного свойства личности, пронизывающего все художественно творческие способности и придающего соответствующую направленность процессу художественного творчества. Осуществлялись поиск и разработка экспериментальной системы педагогических мер, направленных на формирование обобщенного видения и построения изображения у студентов ХГФ педвузов в процессе обучения портретной живописи.
Ш этап (2004 - 2006 гг.) - заключительно-обобщающий. Он включал обработку и анализ результатов проведенного исследования, уточнение теоретических положений, разработку методических рекомендаций по внедрению экспериментальной системы упражнений по развитию обобщенного видения, формулирование выводов и заключения.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена соответствием исходных теоретических положений основным требованием системы художественно-педагогического образования; структурой теоретического и экспериментального исследования, исходящей из теоретических положений о методах научных исследований; всесторонним качественным и количественным анализом полученных данных; опорой исследования на практическую педагогическую работу автора в вузе и длительностью проведения опытно экспериментальной работы; результативностью широкого внедрения положений исследования в учебный процесс различных образовательных учреждений.
Апробация и внедрение. Предложенные в настоящем исследовании формы и методы проведения учебных занятий, виды учебной работы со студентами, направленные на развитие обобщенного видения студентов, прошли экспериментальную апробацию на художественно-графических факультетах КубГУ, КЧГУ, филиалах КубГУ в г.г. Ставрополь, Новороссийск.
Результаты диссертационной работы обсуждались на всероссийской научно-методических конференциях в г.г. Ростове-на-Дону (2004), Краснодаре (2006). С докладами и сообщениями соискатель выступал на ежегодных конференциях Кубанского государственного университета, заседаниях кафедр живописи Кубанского государственного университета.
Разработанные методические материалы изложены в учебно-методическом пособии «Портретная живопись: этюд головы» и были использованы при чтении курса «Обобщенное видение: профессиональное качество художника-педагога» на курсах повышения квалификации ГОУ ВПО «Кубанский государственный университет».
На защиту выносятся:
- обоснование целесообразности выделения обобщенного видения и построения изображения как самостоятельной учебной задачи, закладывающей основы успешности освоения живописи портрета;
- содержание цели и задачи теоретической подготовки студентов к решению задач обобщения в живописи портрета с натуры;
- комплекс методов и приемов обобщенного восприятия натуры и построения портретного изображения в условиях мастерской и пленэра;
- система практических заданий и методических рекомендаций, способствующих формированию навыков обобщения в живописи портрета;
- комплекс наглядные средств обучения, раскрывающих студентам последовательность процесса практической работы с натуры, применение приемов и методов обобщенного видения и построения изображения в живописи портрета. Объем и структура диссертации: диссертация содержит 178 страниц основного текста, включает введение, 3 главы, заключение, список используемой литературы включает 210 наименований, приложение, включающее репродукции наглядных пособий и учебных работ студентов, 13 таблиц, 2 диаграммы, 1 схема, учебный видеофильм (DVD) по методике обобщенного построения портрета в живописи гризайлью.
История развития зарубежной портретной живописи и методики ее преподавания
Проблема формирования обобщенного видения в живописи тесно связана с развитием искусства и художественной педагогики. Еще античные мыслители в своих трудах трактовали восприятие как осязающий глаз, тем самым, показывая понимание его широких возможностей, не ограничивая простой функцией видения. «Осязающий «глаз» прекрасно владел зрительными способностями, умел извлекать богатейшую информацию и полноценно использовать ее в самых различных сферах деятельности» [74, с.31].
Портрет как один из основных жанров станковой живописи развивался на протяжении многовековой истории изобразительного искусства и достиг больших художественных возможностей в изображении человека. Особые требования к мастерству художника-портретиста заложены уже в самом определении жанра.
Портрет происходит от французского слова «portrait», которое само есть искаженная форма старого слова «pour trait» («trait pour trait» - черта в черту), означающего изображение оригинала. Глагол «portrair» (от лат. «portraher») сна чала имел значение — извлекать наружу, обнаруживать, позднее - изображать портрет. Изображение человека может считаться портретом при условии показа конкретной личности, при самодостаточности образа как объекта изображения, когда человек становится главным героем, а не выступает просто в качестве стаффажа в картине. Объектом портрета является не человек вообще, а человек конкретный с его индивидуальностью и типичностью. Многочисленные виды портрета (камерный, парадный, групповой, автопортрет, парный, исторический) говорят о безграничности возможных аспектов направлений художественной наблюдательности художника в области этого жанра. [10]
История возникновения портрета показывает, что первичными целями создания масок, скульптурных оттисков лица умершего человека, фаюмских портретов было стремление сохранить умершего живым, заменить общение с ним. Понятие о сходстве основано «на различных толкованиях похожего в природе и художественном произведении, на случайных ассоциациях, которые примешиваются к впечатлению портрета больше чем ко всякому другому созданию искусства» [39, с.2]. Тем не менее очевидно, что адекватность модели изображению создается сходством внутреннего его выражения, нежели узнаванием физических подробностей лица. В то же время, понятие схожести для художника и оригинала является порой прямо противоположным. «...Может быть, никогда художник не бывает более свободолюбив, более беспощаден, чем в портрете, когда какой-нибудь телесный недостаток своей модели, дефект его носа или форму головы, он обращает в материал для своих красочных и линейных экспериментов» [39, с Л].
Уже в фаюмском портрете (I - II вв. н. э.) на небольшом подгрудном изображении, выполненном на дереве в технике энкаустики, видно, что древнейший художник стремился передать индивидуальные черты человека.
Религиозная философия средневековья диктовала художнику свой строго определенный взгляд на искусство, а, соответственно, и на его жизненные наблюдения. Подчинение церковным догматам, пресекающим любую попытку внесения в изображение живого влияния натуры, привело к отходу от реального мира, к изображению отвлеченному и мистическому, к сужению творчества художника. Видение художника формировалось по канонизированным нормам, полностью исключая познавательную сторону его деятельности.
Это привело к тому, что средневековый художник не ставил себе задачу полностью воплотить идею религиозного сюжета, через конкретные зримые образы, да это практически и не возможно было при его неоднозначности трактовки. Использование цвета, жеста изображаемого тогда не могло быть произвольным, поскольку все выразительные средства вошли в систему символических значений средневековья. Изображения «портретов» святых через цветовой символизм (своеобразную психологию цвета) стали результатом длительного исторического отбора, обобщения огромного количества опыта переработки реальной действительности в соответствии с религиозными канонами. «Средневековый художник представляет себе мир умозрительно... Но для этого нужно закрыть глаза: зрение мешает, визуальные впечатления затемняют, разрушают цельность и закономерность общей картины» [73, с.37].
С начала XV века в художественной практике как наилучшее средство для создания живописных произведений утвердилась масляная живопись. Основоположником данной техники считается голландский живописец Ян ван Эйк, хотя история живописи маслом началась гораздо раньше. Техника масляной живописи дает большие возможности для изображения человека, выявления его внутренних и внешних черт. Масляная живопись выполняется в двух техниках: многослойная живопись и техника «a la prima». Многослойная живопись включает три основных этапа выполнения: подмалевок, прописка, лессировка. Сама техника определяет длительность работы и, соответственно многократных, повторных для уточнения наблюдений от исполнителя и обобщений на каждом этапе работы.
В эпоху Ренессанса расцвет науки открывает новое направление в развитии изобразительного искусства и в методике обучения. Педагогическая мысль эпохи Возрождения выдвигает идеи наглядности обучения, связи обучения с окружающей действительностью.
Основные черты обобщенного видения как одной из ведущих художественно-творческих способностей
В философии обобщение рассматривается как обнаружение взаимосвязи, взаимоотношения общего и единичного.
Обобщение в изобразительном искусстве, опираясь на эти общедидактические принципы, имеет свои специфические черты.
Как подчеркивает Б.М. Кедров, «обобщение здесь достигается не путем простого сопоставления признаков у отдельных предметов, что характерно для чисто индивидуального обобщения, а путем анализа сущности изучаемых предметов и явлений, их сущность как раз и определяется наличием внутреннего единства их многообразием». [101, с.23]
Обобщение рассматривается, как правило, в неразрывной связи с операцией абстрагирования. Анализ формы есть абстрагирование, и хотя бы на время, отрыв от целого явления. Эти общефилософские положения полностью согласуются с опытом обобщенного восприятия и построения изображения в живописи с натуры.
В изобразительном искусстве анализ полезен только тогда, когда он подготавливает плодотворный синтез. Поэтому эстетиками и практиками изобразительного искусства выдвигается особое требование к анализу элементов художественной формы: нельзя видеть только одно, надо видеть хотя бы два элемента, нельзя видеть два, надо видеть одновременно три и т.д. Выделение некоторого качества как общего включает его соотношение с другими качествами. Знание общего, будучи результатом сравнений и фиксирования в знаке, всегда есть нечто абстрактное, отвлечённое, мыслимое._[135]
Обобщение художественное - способность художника познавать объективную действительность, выявлять главное, существенное в объектах и явлениях, путем сравнения, анализа и синтеза, извлекая из них суть и смысл. [80]
В узкопрофессиональном понимании, обобщение - это последняя стадия процесса выполнения рисунка или живописи с натуры, следующая за детальной проработкой формы. На этой стадии работы осуществляется обобщение деталей с целью создания целостного образа натуры на основе цельного ее восприятия.
Вопрос целостного видения и повсеместного одновременного сравнения всех частей целого, как указывал Г.В. Беда, - это основной вопрос профессиональной культуры. Цветовые различия можно понять, когда видишь предметы сразу все вместе. Поэтому цельность восприятия, умение одновременно видеть различные элементы натуры и воспроизводить их согласно цельному видению -основная задача обучения живописи с самого начала. Грамотность в живописи опирается, прежде всего, на такое воспитание глаза: если студент не овладеет цельным видением, дальнейшее обучение не даст положительных результатов. Здесь полная аналогия с «постановкой голоса» у певца. Если в начале обучения музыканта или певца ему не «поставили» руку или голос, путь к вершинам мастерства для него закрыт. Умение «обобщенно видеть» отличает грамотного художника от дилетанта. [22, с. 54]
В отечественных психолого-педагогических исследованиях (В.И. Киреен-ко, А.Г. Ковалев, B.C. Кузин, В.П. Зинченко и др.) в системе художественно-творческих способностей обобщенное видение выделяется как одно из ведущих свойств, являющихся составной частью всех компонентов, формирующих эти способности.
В настоящее время общепризнанно, что ведущим свойством способности к изобразительному творчеству является художественное воображение, без которого невозможны развитие и воплощение замысла.
В исследованиях А.А. Мелик-Пашаева убедительно доказано, что между умением обобщенно видеть и художественным замыслом существует непосредственная связь.
Он указывает, что способность к содержательному художественному обобщению проявляется в том, что художник объединяет предметы и явления на основании эмоционально-оценочного отношения, возникающего в связи с восприятием их конкретного чувственного облика. Внимание к чувственному облику объектов и эмоционально-оценочное отношение к ним, выступая в неразрывном единстве, могут стать основой художественного замысла или послужить его обогащению. [136]
При этом между художественным замыслом и натурной постановкой существует некий «зазор». Замысел порождается конкретными объектами, но всегда остается избыточным по отношению к предметному миру с его наличными, объективными свойствами, и принципиально не может быть до конца реализован в самой постановке. Полная реализация замысла в постановке, будь она осуществима, сделала бы её воспроизведение на полотне излишним с точки зрения его объективной ценности и немотивированной для самого художника. Какой художник захочет писать предмет, в котором эстетическое преобразование действительности уже завершено (например, как в искусстве икебаны)? А если он возьмется за такую работу, то постарается совершить с этим, объектом вторичную эстетическую трансформацию, выразить нечто такое, что опять-таки не дано в нем в готовом виде, т.е. обобщить свои впечатления от объекта. [136, с. 17]
Таким образом, содержательное художественное обобщение подразумевает эстетическое восприятие объектов и избирательное отношение к признакам, выражающим «характер» воспринимаемого предмета или явления. Оно структурирует «мир художника», всю совокупность его жизненного опыта, особым образом, благоприятным для трансформации этого опыта в художественные замыслы. С этой точки зрения, такой тип обобщения следует рассматривать как способность к художественному творчеству.
Влияние содержательного обобщения на успешность обучения студентов ХГФ портретной живописи. Пробно-поисковый эксперимент
Пробно-поисковый эксперимент проводился в течение семестра на III курсе художественно-графических факультетов КубГУ и филиалов в г.г. Новоросий-ска, Ставрополя. Обследование именно третьих курсов объясняется необходимостью установления всего хода формирования и развития обобщенного видения в практике обучения портретной живописи.
Целью данного эксперимента являлось изучение практики преподавания курса портретной живописи, изучение существующих в теории и практике мер, содействующих решению исследуемой нами проблемы, выяснение возможностей и степени влияния сформированных навыков содержательного обобщения у студентов на активизацию учебной деятельности и повышение качества студенческих работ.
Для решения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
- установление недостатков в обучении живописи портрета, типичных ошибок в работах студентов и их причин;
- изучение деятельности педагогов, направленной на формирование обобщенного видения и построения изображения у студентов во время учебного процесса;
- изучение факторов, влияющих на активность и заинтересованность студентов в этапе обобщения портретных работ;
- поиск рациональных, более эффективных методов организации учебных занятий по живописи портрета;
- применение различных методов педагогического влияния, способствующих формированию навыков содержательного обобщения у студентов.
Основными методами сбора данных в ходе пробно-поискового эксперимента явились:
Проведенные нами опросы показали, что студенты художественно-графических факультетов считают портретный жанр наиболее трудным для самостоятельной работы. Даже те, кто прекрасно справляется с учебными заданиями во время аудиторной работы, не переносят приобретенные практические навыки в творческую деятельность. Для многих студентов натура для изображения портрета ограничивается стенами учебного заведения. Творчески работают в этой области портрета лишь считанные единицы студентов, поэтому в качестве дипломного проекта портрет избирается достаточно редко.
Это подтверждается и данными, полученными нами в процессе изучения творческой деятельности студентов старших курсов, участвовавших в студенческих художественных выставках (факультетских, межвузовских, городских, краевых, зональных, региональных), и дипломных работ.