Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методические особенности обучения живописи студентов художественно-графических факультетов при изображении головы и портрета Шаляпин Олег Васильевич

Методические особенности обучения живописи студентов художественно-графических факультетов при изображении головы и портрета
<
Методические особенности обучения живописи студентов художественно-графических факультетов при изображении головы и портрета Методические особенности обучения живописи студентов художественно-графических факультетов при изображении головы и портрета Методические особенности обучения живописи студентов художественно-графических факультетов при изображении головы и портрета Методические особенности обучения живописи студентов художественно-графических факультетов при изображении головы и портрета Методические особенности обучения живописи студентов художественно-графических факультетов при изображении головы и портрета Методические особенности обучения живописи студентов художественно-графических факультетов при изображении головы и портрета Методические особенности обучения живописи студентов художественно-графических факультетов при изображении головы и портрета Методические особенности обучения живописи студентов художественно-графических факультетов при изображении головы и портрета Методические особенности обучения живописи студентов художественно-графических факультетов при изображении головы и портрета Методические особенности обучения живописи студентов художественно-графических факультетов при изображении головы и портрета Методические особенности обучения живописи студентов художественно-графических факультетов при изображении головы и портрета Методические особенности обучения живописи студентов художественно-графических факультетов при изображении головы и портрета
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шаляпин Олег Васильевич. Методические особенности обучения живописи студентов художественно-графических факультетов при изображении головы и портрета : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Омск, 2002 157 c. РГБ ОД, 61:02-13/1526-X

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы обучения портретной живописи.

1.1. Специфика формирования восприятия для изображения в живописи 14

1.2. Педагогические особенности обучения живописи портрета 33

1.3. Основные критерии оценки живописи головы и портрета 45

ГЛАВА 2. Формирование методической системы обучения портретной живописи.

2.1. Типичные пробелы в изобразительной деятельности студентов при изображении головы и портрета (констатирующий экспермент) 56

2.2. Пути активизации творческой деятельности студентов при изображении головы и портрета 74

2.3. Методические особенности обучения живописи при изображении портрета (формирующий эксперимент) 97

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 134

ПРИЛОЖЕНИЕ 147

Введение к работе

Актуальность проблемы. Проблема совершенствования подготовки высококвалифицированных специалистов в области изобразительного искусства, обладающих развитыми творческими, изобразительными и педагогическими способностями, всегда требует научных разработок, поисков систем обучения специальным дисциплинам: рисунку, живописи, композиции.

Высшая школа предъявляет к учебному процессу постоянно возрастающие требования как в части совершенствования его содержания, форм и методов обучения, так и в части его оптимальной научной организации, для которой характерна логическая и дидактическая определенность. Внимание исследователей и практиков художественной педагогики сосредоточено на поисках все более совершенных и гибких методик, которые основаны на последних научных достижениях психологии, педагогики, эстетики и методики обучения изобразительному искусству.

Методика обучения изобразительному искусству направлена на повышение качества процесса обучения студентов, оптимальную организацию их самостоятельной познавательной и творческой деятельности и требует постоянного научного и художественного совершенствования.

Предмет «Живопись» занимает особое место среди специальных учебных дисциплин, однако в системе подготовки учителя изобразительного искусства многие проблемы обучения живописи представляют собой сложную и недостаточно исследованную область художественно-педагогического образования.

В художественной практике до сих пор существуют различные подходы к процессу развития творческих способностей на занятиях живописью. Одни исследователи всю природу творческой деятельности сводят к спонтанному, интуитивному моменту, проявляют мистифицированное, иррациональное понимание сущности живописи. Эта точка зрения ярко выражена в работах выдающихся исследователей по проблемам художественного творчества:

--эстетике Б. Кроче, философии А. Камю и А. Бергсона, аналитической психологии 3. Фрейда и других авторов - и нередко поддерживается художниками-практиками.

Другие исследователи рассматривают возможность развития творческих способностей в условиях целенаправленного педагогического руководства, что предполагает научно-методическое изучение процесса изображения натуры, развитие сознательного отношения студентов к выбору изобразительных и выразительных живописных средств, при работе над учебной постановкой и творческого опыта реалистического искусства в сочетании с наблюдением окружающей жизни.

Научное обоснование методики обучения рисунку, живописи, принципов изображения было дано еще в трактатах художников эпохи Возрождения: Л. да Винчи, Ч. Ченнини, Л. Альберти, А. Дюрера. В литературе конца XVIII - начала XIX вв. необходимо отметить работы Д. Дидро о цвете; исследования И.-В. Гете об основах гармонизации в закономерностях цветового зрения, а также пособия по колористике, составленные Э. Делакруа.

В русском изобразительном искусстве методические проблемы живописи отражены в работах известных художников-педагогов XVIII-XIX вв.: С. Кирилова, И.Ф. Урванова, А.П. Сапожникова, П.П. Чистякова, В.Е. Савин-ского, Д.И. Кардовского и др.

Портретный жанр в теоретических исследованиях рассматривается в различных аспектах: специфика портрета как жанра изобразительного искусства, история его становления и развития (В. Ветцольд, Н.М. Молева, Э.М. Белютин, А.Н. Востриков), проблема схожести в портрете (Б.Ф. Виппер, Н.И. Евреинов, М.И. Андронникова), образность в портрете (А.Г. Габричевский, В.Н. Стасевич), практика выполнения портрета (А.А. Унковский, Г.В. Беда, Ю.М. Кирцер) и др.

С различных позиций анализируют отдельные стороны портретного жанра известные ученые - искусствоведы: М.В. Алпатов, И.Е. Данилова, Г.В. -Ельшовская, Л.С. Зингер, В.А. Леняшина, А.И. Морозов, Д.В. Сарабьянова, Н.М. Тарабукин, Л.А. Тома, ЯЛ. Тугенхольд и др.

Актуальные вопросы теории и методики обучения изобразительному искусству решали выдающиеся советские художники и педагоги: К.Ф. Юон, A.M. Лаптев, Е.А. Кибрик, Н.П. Крымов, А.В. Куприн, А.А. Дейнека, Ю.М. Непринцев, Н.Н. Волков, Б.И. Иогансон, Н.Э. Радлов, Д.Н. Кардовский, В.И. Яковлев и другие, - что позволило значительно конкретизировать многие понятия и представления, связанные с природой портретного жанра, и более углубленно рассматривать исследуемую проблему, учитывая специфические особенности портретного искусства. Особой педагогической направленностью отмечаются методические рекомендации художников в серии «Школа изобразительного искусства», в которых освещаются вопросы, связанные с творческой практикой и методикой преподавания живописи, где особый интерес для нас представляют статьи К.М. Максимова и С.А. Григорьева, посвященные живописи портрета.

Большой вклад в разработку теории живописи и композиции в изобразительном искусстве внес известный художник-акварелист, ученый, профессор Н.Н. Волков. Он научно обосновал и систематизировал целый круг вопросов и понятий, связанных с теорией изобразительного искусства и особенностью восприятия для изображения.

Всесторонне изучая проблему академического образования, Н.Н. Ростовцев в своих работах подчеркивает необходимость исследований особенностей живописи головы человека с точки зрения проблем, возникающих при изучении данного раздела в курсе учебной живописи, так как именно живопись головы человека, по его мнению, наименее изученная область теории и методики преподавания.

Существенный вклад в становление и развитие современной научно-методической науки внесли исследователи: Н.Н. Анисимов, Г.В. Беда, В.П. Зинченко, В.В. Корешков, B.C. Кузин, В.К. Лебедко, С.П.Ломов, Л.Г. Медведев, А.Е. Терентьев, Н.Н. Ростовцев, Г.Б. Смирнов, Н.М. Сокольникова, А.А. Унковский, А.С. Хворостов, Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов, А.П. Яшухин и другие. Несмотря на разнообразие их научных интересов, различные вопросы изображения портрета рассматривались ими в контексте исследуемой проблемы.

В учебных пособиях Г.Б. Смирнова, А.А. Унковского, Т.А. Кильпе, А.П. Яшухина, Л.А. Шитова, В.Н.Ларионова, Ю.М.Кирцера и других излагаются теоретические и практические вопросы курса живописи, подробно и всесторонне рассматриваются основные законы живописи в разных видах и жанрах изобразительного искусства. Эти учебные пособия направлены на дальнейшее совершенствование специализированной подготовки студентов художественно-графических факультетов и являются ценным методическим материалом по живописи и композиции, необходимым для успешного освоения учебно-аналитических основ живописи, однако явно недостаточны для работы над образом человека в жанре портрета.

Вместе с тем изучение специальной педагогической и методической литературы показывает, что проблемы обучения живописи и композиции портрета привлекают повышенное внимание исследователей.

Так, В.П. Климович, Д.З. Колчина, Л.И. Рындина посвятили этому вопросу свои диссертационные работы. Они предприняли попытку научно-методического обоснования комплексной системы упражнений по живописи, раскрыли дидактические и методические условия эффективного воздействия на развитие художественной наблюдательности в процессе учебной деятельности студентов по живописи портрета, разработали концепцию, структуру и содержание раздела «Композиция портрета».

Дальнейшее исследование особенностей обучения живописи головы и портрета на занятиях по академической живописи позволит выявить неиспользованные резервы развития творческих способностей студентов и, учитывая их, обеспечить дальнейшее совершенствование профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства.

-Проблема обучения живописи головы и портрета является одной из сложнейших и наименее изученных областей в теории и методике обучения живописи на художественно-графических факультетах педагогических вузов, что и обусловливает актуальность ее исследования.

Объектом данного исследования является процесс обучения академической живописи, ее теоретическое и практическое содержание в системе профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства.

Предметом исследования является методика обучения живописи при изображении головы и портрета студентов художественно-графического факультета педвуза.

Цель данного исследования: на основе анализа психолого - педагогических исследований современной художественной практики и экспериментальной работы дать научно-педагогическое обоснование содержания, форм и методов обучения раздела «Живопись головы и портрета» в курсе учебной живописи; выявить при этом особенности обучения; разработать систему специальных упражнений, способствующую эффективному освоению особенностей обучения живописи головы и портрета, формированию профессиональных умений, а также активизации творческой деятельности студентов.

Задачи исследования:

- проанализировать особенности обучения живописи при изображении головы и портрета;

- выявить наиболее типичные пробелы в изобразительной деятельности студентов при решении учебных и творческих задач в живописи портрета;

- определить характерные для этого периода изобразительной деятельности методические трудности и разработать пути их преодоления на практике;

- выявить педагогические условия, способствующие успешному обучению портретной живописи;

- определить структуру, содержание, объем и методику обучения раздела «Живопись портрета» и его место в курсе учебной живописи;

- разработать систему основных учебных задач при освоении живописи головы и специфики жанра портрета.

Методологической основой исследования являются основополагающие положения философии, психологии, педагогики, теории и методики обучения изобразительному искусству; современные психолого-педагогические исследования о художественном восприятии, представлении и отражения действительности, указывающие на специфику живописно-образного восприятия при изображении головы и портрета.

Для решения поставленных в диссертации задач применялись следующие методы исследования:

- изучение и анализ литературных источников из различных областей знания: философии; эстетики; педагогики; психологии; искусствознания; теории, истории и методики преподавания академического рисунка, живописи и композиции - с позиции темы исследования;

- анализ действующей программы по живописи и рисунку;

- педагогическое наблюдение за изобразительной и самостоятельной деятельностью студентов на академических занятиях;

- собеседование и анкетный опрос студентов, участвующих в эксперименте;

- анализ студенческих учебных и творческих работ по живописи с их последующей статистической обработкой;

- педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего и формирующего этапов.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что эффективность обучения портретной живописи значительно повысится, если:

1. Выявить специфические особенности обучения живописи при переходе от изображения натюрморта к портрету и обосновать педагогические условия, активизирующие творческую деятельность студентов в процессе изображения портрета.

2. Научно обосновать комплексную систему заданий и упражнений, обеспечивающих постепенный переход от живописи натюрморта к голове и портрету.

Достоверность полученных результатов обеспечивается теоретич-ским обоснованием диссертационной работы, с опорой на научные исследования в области философии, психологии, педагогики и теории изобразительного искусства, экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования; разработкой основных критериев оценки живописных учебно-творческих работ; апробацией исследования и практической реализацией в учебном процессе на художественно-графическом факультете Новосибирского государственного педагогического университета.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в практике преподавания изобразительного искусства предлагается научно обоснованная система обучения студентов художественно-графических факультетов педвузов академической живописи, учитывающая особенности обучения живописи головы и портрета и включающая последовательную разработку заданий и упражнений на занятиях по живописи, необходимых для совершенствования процесса подготовки учителей изобразительного искусства.

Выявлено, что качественным показателем проявления творческой активности студентов в процессе обучения живописи при изображении головы и портрета является осмысление и осознание особенностей живописного восприятия колористического единства и представления о выразительных возможностях конкретного живописного материала.

Разработаны основные критерии оценки живописных качеств, при изображении головы и портрета, что дает возможность достаточно объективно оценивать эффективность конкретных методических рекомендаций.

Выявлены педагогические условия, активизирующие творческую деятельность студентов, что способствует эффективному процессу обучения живописи при изображении головы и портрета.

Обобщение теоретического и опытно-экспериментального материала определило пути создания методической системы упражнений для формирования профессиональных умений в процессе обучения живописи головы и портрета на художественно-графических факультетах педвузов. На основе теоретической разработки, особенностей обучения живописи головы и портрета предложена система конкретных методических рекомендаций по обучению студентов академической живописи с постепенным техническим и художественным усложнением этого обучения.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что результаты диссертации позволили углубить и расширить научное представление о методических возможностях обучения живописи головы и портрета, сформулировать теоретико-методические положения, связанные с особенностями разработки целостной системы обучения портретной живописи студентов художественно-графических факультетов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации были представлены на художественно-графическом факультете Новосибирского государственного педагогического университета, на научно-методических конференциях по проблемам художественного образования и эстетического воспитания в Магнитогорске, Омске. Результаты диссертационного иследования были опубликованы в статьях, отражены в докладах на научных конференциях (апрель 2001 г.), обсуждены на Ученом совете факультета (декабрь 2001 г.), апробированы и внедрены в учебно-педагогический процесс на художественно-графическом факультете Новосибирского государственного педагогического университета.

Контрольное выполнение академических заданий по живописи студентами художественно-графических факультетов педагогических вузов показало, что использование разработанной методики в лекционных курсах и на практических занятиях обеспечивает значительное повышение качества профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

Основные положения диссертации практически реализованы в методических рекомендациях для художественно-графического факультета.

Теоретический материал целесообразно включить в курс лекций по разделу «Живопись головы и портрета» для студентов на занятиях по живописи.

Результаты исследования могут широко использоваться в учебном процессе педагогических вузов, художественных училищ, детских художественных школ, где проблема обучения живописи головы и портрета, а также активизации творческой деятельности обучаемых стоит весьма остро.

На защиту выносятся следующие положения:

Научно-обоснованная, последовательная система заданий и упражнений, направленная на овладение знаниями и умениями по живописи головы и портрета, учитывающая особенности обучения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.

Качественные показатели проявления творческой активности в процессе обучения живописи при изображении головы и портрета.

Критерии оценки живописных качеств, при изображении головы и портрета.

Педагогические условия, активизирующие творческую деятельность студентов, способствующих эффективному процессу обучения живописи при изображении головы и портрета.

Система конкретных методических рекомендаций по обучению студентов академической живописи с постепенным техническим и художественным усложнением этого обучения.

Теоретические положения и практические результаты исследования отражены в ряде научно-методических работ:

1. Формирование конструктивного восприятия формы на начальных --этапах обучения рисунку студентов художественно-графического факультета педуниверситетов // Аспирантский сборник - 2000. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000. - Ч. 4. - С.125-139.

2. К вопросу о формировании изобразительной грамоты на занятиях по живописи // Научно-методические основы обучения изобразительному искусству: Межвузовский сборник научных трудов. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. - С.42-48.

3. О влиянии освещения на восприятие цвета // Научно-методические основы обучения изобразительному искусству: Межвузовский сборник научных трудов. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000.- С.74-80.

4. Проблема формы в учебном рисунке и живописи // Аспирантский сборник - 2001. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001. - Ч. 6. - С. 232-238.

Структура и объем диссертации состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по три параграфа, последовательно раскрывающих основные положения исследования, выводов, заключения и приложения, иллюстрирующего направление и ход экспериментальной работы.

В первой главе «Психолого-педагогические основы обучения портретной живописи» анализируется специфика формирования живописного восприятия колористического единства и рассматриваются особенности выражения замысла на изобразительной плоскости. Раскрывается специфика восприятия объемных предметов натюрморта, форм головы и портрета.

Во второй главе «Формирование методической системы обучения портретной живописи» на основе экспериментальной работы со студентами различных курсов художественно-графического факультета раскрываются индивидуальные особенности восприятия студентами модели изображения, научно-теоретически обосновывается специфика воспроизведения ее на изобразительной плоскости, а также определяются особенности обучения живописи при изображении головы и портрета.

В заключении диссертации по результатам исследования формулируются выводы, в которых подчеркивается, что знание преподавателями и --студентами особенностей обучения живописи при изображении головы и портрета в процессе академической живописи позволит им в дальнейшей работе научно обоснованно подходить к проблеме развития творческих способностей студентов и школьников на занятиях по изобразительному искусству, обеспечивая формирование всесторонне развитой и социально активной личности.

Специфика формирования восприятия для изображения в живописи

Известно, что всякое познание начинается с восприятия предметного мира, представляющего собой не что иное, как «живое созерцание», органически связанное с осмыслением воспринимаемого. Учитывая, что наблюдение является методом познания явлений на основе их восприятия органами чувств с одновременной изначальной первичной обработкой получаемой информации в сознании, то восприятие в художественной деятельности рассматривается как метод познания сущности предметов и явлений окружающей жизни.

Русские ученые начала XX века (П.К. Анохин, И.П. Павлов, И.П. Сеченов), развивая исследования рефлекторной сущности познавательной деятельности, выделяют основные законы приспособления живой материи к внешнему миру, определившие ее выживание. Отбор необходимого из окружающего мира в целях выживания, характеризующийся функцией восприятия различий, с развитием жизни на земле эволюционировал. В процессе развития общественной практики восприятие выделяется как самостоятельный вид деятельности (135, т.1, с.265). В познавательной деятельности человека функция различения проявляется в чрезвычайно сложных вариациях.

Необходимое для жизнедеятельности человека адекватное восприятие предмета или явления требует прежде всего знания их различительных признаков с тем, чтобы соотнести воспринимаемое к известному познающему субъекту категории. Но для этого необходимо еще и умение находить, узнавать в воспринимаемом эти признаки, выявлять сходное и отличительное в воспринимаемом предмете по отношению к другим. Только такая различительная способность дает адекватность восприятия субъекта объективной действительности.

Процессы восприятия изучаются с разных теоретических, практических и прикладных позиций (В.А. Барабанщиков, Б.М. Величковский, В.П. Вергилис, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломов, А.Л. Ярбус и др.).

Нас интересует прежде всего гносеологическая сторона восприятия, поскольку восприятие рассматривается нами в рамках познавательной деятельности человека.

В психологии термин «восприятие» определяется как «целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств» (116, с.66).

Восприятие, будучи необходимым этапом познания, связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную эмоциональную окраску.

Благодаря развитию И.М. Сеченовым рефлекторной концепции психики и работам представителей гештальтпеихологии, показавших обусловленность наиболее важных феноменов восприятия (таких, как константность), неизменными отношениями между компонентами перцептивного образа.

B.C. Кузин, исследуя психологию художественного восприятия в изобразительном искусстве, дает следующее определение: «Восприятие - это процесс отражения предметов и явлений действительности в многообразии их свойств и сторон, непосредственно действующих на органы чувств» (85, с. 126), и указывает, что, помимо восприятия как процесса, этим термином психологи обозначают восприятие как результат, т.е. как образ восприятия.

Образ восприятия содержателен, оперативен, существует в форме и процесса и результата. Чувственный образ выполняет функции ориентации, регуляции поведения. Критерием качества образа восприятия на всех стадиях его развития является адекватность предлагаемых в нем отраженных элементов среды. Многочисленные исследования психологии развития познавательной деятельности (Д. Брунер, Л.М. Веккер, Н. Виннер, П. Гринфилд, Р. Ои-вер, И.П. Павлов) рассматривают образ восприятия (содержание внешнего мира) как частную форму информации, на основе которой осуществляется управление действиями человека.

Нередко термином восприятия в психологии обозначается также «система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т.е. чувственно-исследовательская деятельность» (123.С.204).

Педагогические особенности обучения живописи портрета

В настоящее время многие психологи и педагоги уделяют пристальное внимание проблеме повышения уровня профессиональной подготовки в высших учебных заведениях. Значительный вклад в разработку психолого-педагогического аспекта проблемы изображения внесли отечественные ученые Н.Н. Волков, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, исследования которых имеют фундаментальное значение для методики обучения как науки. Вместе с тем многие вопросы, связанные с активизацией изобразительной деятельности студентов на занятиях по живописи, требуют дополнительных исследований.

В теоретической и учебно-методической литературе живопись рассматривают с разных позиций.

С одной стороны, это академическая живопись, выполняемая с определенной учебной целью и обусловленная решением конкретных учебных задач, на основе известных знаний и закономерностей цветовосприятия. С другой - это целенаправленный процесс создания живописного произведения. При этом живопись опирается на исторически сформировавшиеся и объективно существующие закономерности построения изобразительного процесса, и принципы организации творческой деятельности.

Таким образом, живописный процесс имеет две четко выраженные специфические стороны:

- своеобразный комплекс живописных изобразительных средств, основанный на знаниях художника конкретных закономерностей и приемов изображения, что служит наиболее полному, целостному и выразительному воплощению замысла;

- творческий процесс создания живописного произведения.

Специфика преподавания живописи в педагогическом вузе определяется общей профессиональной направленностью обучения. Поэтому здесь необходимо обращать внимание, прежде всего на формирование принципов изображения, так как при подготовке педагога-художника важно, чтобы он не только овладевал практическими умениями живописного мастерства, но и ясно представлял себе возможности творческого самовыражения в процессе обучения детей. Художнику-педагогу в первую очередь необходимо овладеть рациональной методикой поэтапной работы, всеми основными звеньями процесса живописи, это необходимо ему, чтобы передавать знания и умения другим.

Особенностью обучения живописи на художественно-графическом факультете педвузов является прежде всего то, что основное внимание уделяется активной творческой деятельности студентов. Однако опыт показывает, что даже целенаправленное выполнение предлагаемых программой заданий, где главный упор часто делается на многократно повторяемые, однообразные практические действия студентов, не всегда приводит к желаемым результатам. Как правило, задания такого рода ослабляют интерес студентов к поставленной задаче, снижают умственную активность, не способствуют четкому восприятию и сосредоточенности в работе. В результате подобной организации учебной деятельности студентов происходит усвоение знаний, формирование определенных навыков, но умение сознательно использовать их в практической деятельности, в разных условиях и ситуациях не вырабатывается. Многие важные закономерности и особенности живописного мастерства осваиваются студентами не в систематической последовательности в период обучения, а уже впоследствии, в длительном процессе накопления эмпирического опыта.

На художественно - графических факультетах педвузов обучение специальным дисциплинам начинается с несложных упражнений: на занятиях по рисунку - с изображения простых геометрических тел, чтобы студенты научились грамотно изображать объемную форму, а на занятиях по живописи - с несложных натюрмортов из предметов быта. Задача таких постановок направлена на развитие цветовосприятия, изучение основ изобразительной грамоты и овладение техникой акварельной живописи. Постепенно задания по рисунку в зависимости от уровня сложности учебных задач опережают учебные задачи по живописи.

Осуществляется переход к изображению живой натуры, который осложняется еще и тем, что студентам приходится осваивать технику и технологию масляной живописи. Возникает сложная ситуация в учебном процессе, когда студенты испытывают большие психологические и практические трудности в процессе работы. По сути дела в учебном процессе возникает кризис, который особенно заметен в начале 3-го курса (5-й семестр), что показывают итоги академического просмотра.

Типичные пробелы в изобразительной деятельности студентов при изображении головы и портрета (констатирующий экспермент)

Живопись головы является качественно новым этапом в обучении студентов и представляет собой целостный процесс, обладающий определенными закономерностями построения и развития.

На этом этапе необходимо формировать у студентов умения анализировать натуру, проводить аналогии с уже изученными предметами для выявления общих закономерностей объемного построения головы, одновременно с поисками колористического решения, цветовой ньюансировки деталей и передачей основных пропорциональных отношений и характерных особенностей головы.

Прежде чем перейти к описанию экспериментальной работы, следует отметить, что на первоначальном этапе происходит активное формирование мыслительных процессов у студентов, поскольку профессиональное обучение изменяет характер и направление их восприятия. Сам процесс восприятия определяется той установкой, которая ставится перед студентом и определяет учебно-творческие задачи.

В зависимости от этого выделяются разные признаки модели: в одном случае установка направлена на выявление тонально-цветовых отношений, отвлекаясь от пространственных признаков, объемной формы; в другом - на определение размеров и пропорций. Это обычно выполняется в эскизном варианте.

Очевидно, для того чтобы получить наиболее полное представление об изображаемом, необходимо выполнить несколько форэскизов головы с различными установками на выявление силуэта, фиксацию пространства, выразительность колорита и передачу освещения и т.д.

Осмысленный анализ натуры выступает как основополагающий принцип на любой стадии познания и состоит в фиксировании суммы признаков (особенностей), характерных для целого ряда сходных объектов. При правильной методической ориентации стремление студентов к выявлению характерных особенностей натуры сохраняется как при изображении натюрмортов, так и при изображении головы и портрета.

Целью констатирующего эксперимента являлось выявление исходного уровня готовности студентов различных курсов к живописи головы и портрета.

Констатирующий эксперимент проводился со студентами 2-5-го курсов Новосибирского государственного педагогического университета, художественно-графического факультета и проходил в два этапа.

Очевидно, что в учебных этюдах головы аналитическая сторона изображения выступает на первый план, восприятие студентов направляется на изучение цветовых взаимоотношений объемной формы, характера, положения головы в пространстве, в то же время совершенствуются сформированные ранее умения отображения увиденного на изобразительной плоскости.

При оценивании живописных работ студентов необходимо учитывать, насколько студенты освоили живописную грамоту; насколько сформировано у них представление о цветовом единстве и пространственной форме модели; насколько развито умение анализировать и логически воспринимать сложные объемные формы различных деталей головы.

Первый этап экспериментальной работы заключался в выяснении того, насколько полученные на младших курсах изобразительные знания, сформированные представления об объемной форме используются студентами в процессе живописи головы.

Студентам 2-го курса было предложено написать этюд головы пожилого мужчины с ярко выраженной, характерной объемной формой головы, легко узнаваемого по силуэту, с крупными чертами лица и ярко выраженными цветовыми отношениями.

Натурная учебная постановка помещается выше линии горизонта, модель сидит в простой позе, на нейтральном фоне, вблизи от источника света (окно) и освещается дневным боковым светом так, чтобы форма головы читалась четко, а освещение подчеркивало объем и характер формы головы. Прочувствовать форму и передать ее поможет выгодное освещение головы, когда светлые места (например, лоб) светлее фона, а темные места (например, уходящая в глубь щека) - темнее фона. Фон, освещение помогают выявлению тонально-цветовых и пластических качеств головы.

Этюд выполняется на формате размером 20x30 см, время работы - 8 часов.

Материал - гуашь, с ограниченным количеством красок (белила, желтая, охра светлая, красная, синяя, черная). Это вызвано необходимостью определения умений решать задачи передачи объема и лепки формы головы минимальными изобразительными средствами.

Похожие диссертации на Методические особенности обучения живописи студентов художественно-графических факультетов при изображении головы и портрета