Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ
1.1. Исторические аспекты развития методики обучения акварельной живописи в высшей художественной школе 13
1.2. Научное обоснование содержательного и технологического аспектов учебного предмета «Акварельная живопись» 37
1.3. Характеристика модели совершенствования профессиональной подготовки студентов-дизайнеров в процессе обучения акварельной живописи 60
Выводы по первой главе 68
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ
2.1. Диагностика исходного состояния подготовки студентов-дизайнеров по акварельной живописи (констатирующий эксперимент) 71
2.2. Педагогические условия обучения акварельной живописи (поисковый эксперимент) 78
2.3. Результаты опытно-педагогической работы по совершенствованию процесса обучения акварельной живописи как составляющей профессиональной подготовки студентов-дизайнеров (формирующий эксперимент) 95
Выводы по второй главе 116
Заключение 117
Библиографический список использованной литературы 124
Приложения 138
- Исторические аспекты развития методики обучения акварельной живописи в высшей художественной школе
- Характеристика модели совершенствования профессиональной подготовки студентов-дизайнеров в процессе обучения акварельной живописи
- Диагностика исходного состояния подготовки студентов-дизайнеров по акварельной живописи (констатирующий эксперимент)
Введение к работе
Актуальность исследования. Акварельная живопись занимает значительное место в профессиональной подготовке студентов в вузе. Дизайнерское проектирование не может состояться без изучения базовых художественных дисциплин (рисунок, живопись, композиция), в конечном итоге определяющих качество подготовки дизайнера. Предметы общехудожественной подготовки вырабатывают культуру визуального восприятия, пространственного мышления будущего специалиста, выполняют не только служебную, но и творческую роль в осуществлении профессиональной деятельности. Живопись является фундаментальной дисциплиной художественного образования, преподавание которой должно вестись с учётом требований, предъявляемых сегодня к профессии дизайнера по разработке предметно-пространственной среды с целью гармонизации эстетического взаимодействия человека и общества. Профессиональные знания и умения в живописи — это знания истории изобразительного искусства, связанные со становлением живописи как предмета; знания теории и технологии живописи; знания закономерностей изображения и технических приемов.
Преподавание академической живописи формирует у студента-дизайнера мировоззрение, образное мышление, живописные знания, умения и навыки, колористическую культуру, творческие качества профессионального мастерства художника, пространственное мышление, владение различными методами живописного изображения и композиционным мастерством, развивает творческую индивидуальность.
Содержание предмета «Живопись» сложилось исторически с развитием академической школы, с учётом эмпирического материала, накопленного известными художниками. Но преподавание живописи не должно сводиться к академическим, базовым знаниям. Для успешной деятельности дизайнера необходимо совершенствовать содержание специальных предметов, ориенти-
ровать их на особенности профессии, на освоение специфичного для профессии дизайна художественно-образного языка. Развитие современной системы образования стимулирует введение новых компонентов в содержание предмета, применение новых педагогических технологий, рациональных методических разработок, призванных помочь студентам получить достаточные теоретические знания и практические навыки, облегчить усвоение учебного материала, развить творческие качества, самостоятельность, инициативу, осознанный выбор социально и индивидуально значимой деятельности, развить стремление к самореализации в области профессиональной деятельности. Всё это даёт возможность определить стратегию дельнейшего становления профессиональных компетентностей. Работа в этом направлении должна быть ориентирована не только на овладение определённой суммой теоретических знаний и технических приёмов, но и на приобщение к мировому культурному достоянию и к постижению художественного наследия своего народа.
Основой для теоретической и практической части исследования послужил богатый материал, накопленный художниками-педагогами прошлых лет. Методическое наследие прошлого представлено в работах Н. М. Молевой и Э. М. Белютина, посвященных становлению и развитию педагогической системы Академии художеств и художественных школ России; в учебном пособии по истории методов обучения рисованию Н. Н. Ростовцева и др. Разработке концепции конструирования содержания учебных предметов посвящены труды ученых-педагогов Ю. К. Бабанского, В. В. Давыдова, В. С. Леднева, И. Я. Лернера, А. М. Матюшкина, М. Н. Скаткина и др. Решение проблемы по определению содержания и методики преподавания учебных предметов в области художественной подготовки представлено в трудах ученых-методистов В. П. Зинченко, С. Е. Игнатьева, В. С. Кузина, В. В. Корешкова, С. П. Ломова, Л. Г. Медведева, Н. Н. Ростовцева, Г. Б. Смирнова, А. Е. Терентьева, А. А. Унковского, А. П. Яшухина и др. Значительный вклад в конструирование содержания предметов художественно-педагогических специальностей
внесла Л. А. Ивахнова.
Значительное количество работ посвящено развитию теории, методики, техники живописи, в том числе акварельной (М. В. Алпатов, Г. В. Беда, А. В. Виппер, И. Иттен, Г. М. Шегаль, Н. Н. Волков, П. П. Ревякин, А. А. Сидоров, С. Г. Капланова и др.).
В диссертации мы опирались на исследования по разработке содержания и методов обучения декоративной композиции Г. К. Кабижановой; по развитию композиционного мышления в живописи И. Н. Тихоненко; по освоению закономерностей живописного изображения Ж. С. Кенесариной; на методику колористической подготовки А. И. Новиковой; обучение пленэрной живописи Л. А. Жадановой; положения методики обучения живописи О. В. Шаляпина, Т. М. Кожагулова, Р. Н. Шайхулова и др.
Проблема живописной подготовки специалиста занимает значительное место в трудах искусствоведов, ученых-методистов. В частности, акварель в системе подготовки художника-педагога рассматривает О. В. Шаюнова, совершенствование методов обучения акварельной живописи — Б. Г. Гагарин.
Накоплен богатый материал по проблемам обучения живописи, однако недостаточно исследованы вопросы совершенствования содержания и методики преподавания акварельной живописи в системе профессионального обучения дизайнеров. В связи с этим возникла необходимость в разработке содержания учебной программы по живописи, направленной на совершенствование подготовки дизайнеров с учетом особенностей профессиональной деятельности. Авторская методика обучения живописи включает разработку дидактического обеспечения изучения тем и выполнения заданий, форм, средств, приёмов, методики оценки работ с учётом интеграционных связей специальных предметов, современных педагогических и компьютерных технологий. Решение этой проблемы во многом определяется качеством разработки, конструирования структуры предмета по данной дисциплине.
Возникает объективная потребность в научной разработке и внедрении в учебный процесс инновационных программ по живописи, предусматриваю-
6 щих структурирование различных форм занятий, включение специальных видов практик и проведение мероприятий (выставки, мастер-классы, конкурсы, защита проектов, презентации, работы на пленэре), стимулирующих творческую активность студентов.
Анализ исследований и сложившиеся практики преподавания живописи позволили выделить противоречия между:
-требованиями к профессиональной подготовке специалистов по дизайну, в том числе живописной, и недостаточной разработанностью приёмов обучения специальной живописи;
- социальным заказом на подготовку специалиста, владеющего способами выражения проектной идеи, и недостаточной проработанностью методов и форм обучения, ориентированных на особенности объекта профессиональной деятельности дизайнера;
-потребностью в организации процесса профессиональной подготовки специалистов, обеспечивающего позитивную динамику его результатов, и недостаточной разработанностью дидактического обеспечения этого процесса.
Выделенные противоречия обусловили проблему исследования, которая заключаются в поиске условий совершенствования профессиональной подготовки студентов-дизайнеров, отвечающих современным требованиям. Обозначенная проблема обусловила выбор темы диссертационного исследования.
Цель исследования: совершенствование содержания и методики преподавания акварельной живописи в системе профессиональной подготовки будущих дизайнеров в соответствии с современным развитием педагогических и информационных технологий.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущих художников-дизайнеров по акварельной живописи.
Предмет исследования: содержание, методы и средства совершенствования обучения акварельной живописи в соответствии с системой профессиональной подготовки будущих дизайнеров.
Гипотеза исследования: совершенствование профессиональной подготовки студентов-дизайнеров в процессе обучения акварельной живописи будет успешным, если:
- содержание и методика дидактического процесса будут ориентированы
на особенности профессиональной деятельности дизайнера;
-учебная программа дидактической модели обучения живописи включает систему заданий, основанных на актуальном теоретическом материале, отражающем особенности междисциплинарных связей;
-процесс обучения живописи будет осуществляться с применением современных развивающих технологий;
-функционирование педагогического процесса организуется с учётом межпредметных связей.
Задачи исследования:
проанализировать историю обучения живописи в художественном образовании и выявить возможность и условия совершенствования профессиональной подготовки студентов в области теории и методики акварельной живописи;
систематизировать имеющиеся знания по теории и практике преподавания акварельной живописи и выявить их значение в творческой и профессиональной деятельности художника-дизайнера;
разработать и обосновать содержание и методику обучения акварельной живописи со всеми структурными компонентами;
-разработать программу профессиональной подготовки студентов-дизайнеров в процессе обучения акварельной живописи;
-экспериментально проверить эффективность разработанного содержания и методики обучения акварельной живописи и составить методические рекомендации по обеспечению профессиональной подготовки студентов-ди-
зайнеров.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют:
- ведущие положения по конструированию содержания учебных предме
тов в образовании студентов, теории управления педагогическими про-цесса-
ми (Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, Л. А. Ивахнова, В. С. Леднев, И. Я. Лер-
нер, А. М. Матюшкин, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин и др.);
-теория учебной деятельности и развивающего обучения (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, В. В. Кра-евский, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.);
- идеи интеграции в образовательном процессе (Д. М. Кирюшкин,
В. Н. Федорова, Г. Ф. Федорец, Б. П. Юсов и др.);
-исторический аспект исследований по становлению художественного образования (Н. М. Молева и Э. Б. Белютин, Т. А. Пострелова, Н. Н. Ростовцев и др.);
- теория и методика профессионального художественного образования и
становления специалиста (Г. В. Беда, Н. Н. Волков, Б. Г. Гагарин, В. П. Зин-
ченко, Л. А. Ивахнова, С. Е. Игнатьев, В. В. Корешков, В. С. Кузин, С. П. Ло
мов, Л. Г. Медведев, Н. Н. Ростовцев, А. А. Унковский, Е. В. Шорохов,
А. Н. Яшухин и др.).
Методы исследования: анализ философской, педагогической, психологической, искусствоведческой, методической литературы, методических фондов и инструктивно-методических документов, трудов, касающихся вопросов художественно-эстетического образования и воспитания, проблем живописи, цветоведения и творчества; наблюдение и анализ реального состояния процесса акварельной подготовки; беседы, анкетирование, интервьюирование и тестирование; педагогический эксперимент и обобщение данных опытно-экспериментальной работы; изучение продуктов деятельности: учебных и творческих работ студентов по живописи.
Научная новизна исследования:
-определены компоненты совершенствования содержания учебного предмета «Акварельная живопись» на основе изучения художественного и методического наследия прошлого и современных тенденций развития образования;
обоснована необходимость интеграции традиционного академического и инновационного подходов в обучении акварельной живописи как комплексному учебному предмету в профессии дизайнера;
раскрыты теоретические основы акварельной живописи с учётом особенностей профессиональной деятельности специалистов по дизайну;
-выявлены условия совершенствования акварельной подготовки в системе профессиональной подготовки дизайнеров в вузе;
-разработана модель учебного предмета акварельной живописи на уровне учебной программы с учётом профессиональной направленности и современных педагогических технологий;
-разработана методика совершенствования профессиональной подготовки студентов-дизайнеров в процессе обучения акварельной живописи;
-предложена система диагностических методик экспериментальной проверки эффективности предложенной методики акварельной подготовки будущих художников-дизайнеров к творческой и профессиональной деятельности.
Теоретическая ценность исследования:
-рассмотрена проблема совершенствования обучения акварельной живописи в истории художественного образования, и обоснована роль обучения живописи дизайнеров в системе профессиональной подготовки в вузе;
- раскрыты теоретические основы акварельной живописи и значение её
в профессиональной деятельности дизайнера;
-разработана и экспериментально проверена теоретическая модель акварельной подготовки будущих художников-дизайнеров к творческой и профессиональной деятельности;
- сформулированы положения интегративного взаимодействия аква
рельной живописи с предметами профессионального цикла.
Практическая значимость исследования:
- на базе теоретических и практических результатов исследования раз
работана типовая программа по предмету акварельной живописи, которая
внедрена в систему подготовки художника-дизайнера в вузах Казахстана;
-разработаны учебно-методические материалы для обучения акварельной живописи (учебно-методический комплекс, глоссарий, активный раздаточный материал; система оценки работы студента);
- составлены и опубликованы методические пособия для обучения аква
рельной живописи, которые могут быть использованы при составлении рабо
чих учебных программ и в дидактическом процессе по живописи в вузе;
-разработаны материалы по проведению мастер-классов по отдельным разделам предмета акварельной живописи;
обоснована взаимосвязь акварельной живописи с предметами профессионального цикла, в том числе с проектированием, композицией, техническим рисунком, цветоведением и др.;
материалы исследования могут быть использованы для модернизации программ обучения в системе среднего и высшего образования и разработки методических материалов и рекомендаций для курса живописи.
Достоверность и обоснованность основных научных результатов, полученных в исследовании, обеспечивается: методологической обоснованностью исходных положений исследования, совокупностью методов, адекватных целям и задачам исследования; качественным и количественным анализом результатов исследования; применением современных достижений педагогической науки, психологии и искусствознания, системой апробации и внедрения основных положений исследования в педагогическую практику.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на Международной научно-практической конференции (Алматы, 2004); семинаре-практикуме «Опыт внедрения кредитной системы
11 обучения (Алматы, 2006); на Международной научно-практической конференции «Дизайнерское образование в XXI веке: региональные и исторические аспекты» (Алматы, 2006); на научно-практической конференции «Динамика научных исследований - 2008» в рамках IV Международной научно-практической конференции (Алматы, 2008); на научно-практических конференциях «Августовские чтения - 2007» (Алматы, 2007) и «Научно-методические достижения «State-of-the-art» в области архитектурно-строитель-ного образования» (Алматы, 2007); Международной научно-методической конференции «Научно-методические проблемы обучения дизайнерским специальностям» (Алматы, 2007); научно-практической конференции «Августовские чтения - 2008» (Алматы, 2008).
Результаты исследования ежегодно обсуждались на кафедре графики и истории архитектуры, на факультете дизайна Казахской головной архитектурно-строительной академии.
Базой исследования явилась Казахская головная архитектурно-строительная академия.
На защиту выносятся следующие положения:
-обоснование специфики и роли предмета «Акварельная живопись» в профессиональной подготовке студентов-дизайнеров и необходимости совершенствования его содержания и методики обучения;
научно-теоретическое обоснование структуры и содержания учебного предмета «Акварельная живопись»;
модель профессиональной подготовки студентов-дизайнеров в процессе обучения акварельной живописи, характеристика её структурных составляющих: мотивационно-целевой, содержательный, организационно-методический, результативно-критериальный компоненты;
-методическая система совершенствования профессиональной подготовки студентов-дизайнеров по предмету акварельной живописи, которая включает деятельностный подход, личностно-ориентированную педагогическую технологию, модульную систему обучения, метод проектов, мастер-
класс, межпредметные связи.
Этапы и процедура исследования.
На первом этапе (1999-2001) проведён анализ состояния проблемы, изучены теоретические источники по психолого-педагогической, искусствоведческой литературе по проблеме исследования, разработаны научный аппарат, методы исследования, теоретическая модель профессиональной подготовки студентов-дизайнеров по акварельной живописи, проведён констатирующий эксперимент по выявлению уровня живописных работ студентов на основе разработанных критериев.
На втором этапе (2002-2005) проведён поисковый эксперимент, определены педагогические условия и методы работы, программа обучения акварельной живописи, в которую вошла система аудиторных и самостоятельных заданий и упражнений.
На третьем этапе (2006-2008) проведён формирующий эксперимент, направленный на реализацию разработанной структурно-содержательной модели обучения акварельной живописи для проверки и подтверждения гипотезы исследования; формулировались теоретические и практические выводы, осуществлялось внедрение результатов исследования в систему образования дизайнеров.
На четвертом этапе (2008-2009) систематизирован теоретический и экспериментальный материал исследования. Осуществлено оформление результатов исследования в виде учебно-методических рекомендаций и диссертации.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений, в которых представлены экспериментальная учебная программа по акварельной живописи для дизайнеров, таблицы к тексту диссертации; материалы по диагностике хода констатирующего и формирующего экспериментов; репродукции с работ учащихся и др.
Исторические аспекты развития методики обучения акварельной живописи в высшей художественной школе
Дизайн играет важную роль в существовании и развитии современного общества, фундаментом для которого являются не только социально-экономические процессы, но и степень развития научно-технического, культурного и образовательного процесса. Возросли требования к профессиональной подготовке студентов-дизайнеров. В этой связи становятся актуальными вопросы совершенствования профессиональной подготовки студентов в процессе обучения акварельной живописи.
Акварель - вид живописи водяными красками, самое традиционное и доступное в применении изобразительное средство живописца. Работа акварелью является одной из сложных живописных техник. По ходу работы маслом художник может допускать исправления или переписать картину, работа с акварелью требует большого мастерства и зачастую переделать её невозможно. Акварельные краски относятся к группе клеевых красок. Название «акварель» происходит от латинского слова «аква», что означает «вода», которая является растворителем для красок. Акварель - единственный вид красок, обладающий особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. Э. Делакруа [38] писал, что акварель даёт тонкость и блеск живописной работе. Её прозрачность заключается в существе белой бумаги. Свет проходит сквозь краску на поверхность бумаги и создаёт особую светимость акварели. Прелесть акварели и в мягкости, естественности переходов одного цвета в другой, в разнообразии тончайших оттенков. Это достигается не только чистотой применяемых материалов, но и высокой дисперсностью пигментов, получаемых специальным перетиранием порошков. Акварель в наше время является самостоятельным видом живописной техники.
Связующим составом красок являются растительные прозрачные клеи — гуммиарабик и декстрин, которые легко растворяются в воде. Для пластичности добавляется пластификатор в виде глицерина и инвертированного сахара. Глицерин удерживает влагу, не даёт краскам пересыхать и становиться хрупкими. В акварельные краски вводится и бычья желчь, позволяющая краскам легко ложиться на бумагу, препятствуя скатыванию красок в капли. Для предотвращения разрушения красок плесенью в них вводится антисептик -фенол.
Овладение техникой акварельной живописи является обязательным требованием в обучении живописи. Она широко применяется в учебных работах именно на начальной стадии обучения. После ознакомления с акварельной и гуашевой техниками приступают к изучению масляной живописи и смешанных техник.
Акварель, так же как гуашь, иногда включается в разряд графических техник. Однако её принято считать разновидностью живописи. Важное различие между ними заключается в том, что акварель состоит из прозрачных красок, тогда как гуашь — из корпусных, кроющих. «Самое драгоценное свойство красок - их прозрачность... Прозрачность красок - ядро живописной техники. Понять это - значит много понять», — пишет в своём исследовании П. П. Ревякин [129, с. 34]. Акварель известна с глубокой древности.
Все великие мастера, художники-педагоги рекомендовали изучать опыт предыдущих поколений. «Для успешного разрешения проблем методики преподавания и подготовки высококвалифицированных учителей изобразительного искусства необходимо использовать всё то лучшее, что было в системе и методах обучения рисованию в прошлые эпохи. Следует изучить методику преподавания в прошлом, как с практической, так и с теоретической стороны, выяснить положительные и отрицательные моменты. Используя всё прогрессивное, что было в прошлом, мы можем правильно разработать теорию художественно-педагогического образования и воспитания, положив в основу данные современной науки», - писал Н. Н. Ростовцев [133, с. 3—4]. Он утверждает, что знание истории содержит опыт предыдущих поколений, помогает получить целостную картину о педагогической системе, об учебном предмете, методах преподавания, помогает решать современные проблемы образования в области изобразительного искусства.
Акварельная живопись проникла в Китай с Запада в период правления династий Мин и Цин, с тех пор развивалась, совершенствовалась, распространялась по стране. Акварельная техника стала развиваться в Китае после изобретения бумаги во II веке нашей эры. В книге Т. А. Постреловой «Академия живописи в Китае в X-XIII вв.» рассматриваются условия создания Академии живописи X-XIII веков, её сущность, роль в развитии искусства в Китае [119]. При поступлении в Академию проводились конкурсные экзамены по живописи и некоторым предметам. Основным экзаменом считалась живопись.
Одна из задач школы - прививать молодым художникам навыки высокого классического стиля живописи и особенно техники исполнения и владения кистью. Для контроля успеваемости вводились экзамены, преподавателями привлекались высокообразованные специалисты-художники. Ведущим и основным был предмет живописи. Для проведения экзамена учащимся Академии выдавали темы, на которые они должны были придумать, а на другой день выполнить живописное произведение. Зачастую темы экзамена выдавал сам император. Темами для экзаменов служили стихи поэтов. Принимали экзамены мастера живописи и чиновники. Критерием оценки служил художественный образ, переданный в работе. К обучающимся в Академии предъявляли следующие требования: необходимость изучения натуры, совершенствование уровня техники живописи путём упражнений и копирования старых мастеров.
Характеристика модели совершенствования профессиональной подготовки студентов-дизайнеров в процессе обучения акварельной живописи
Проблема содержания образования, содержания и конструирования учебного предмета - актуальная, исторически обусловленная проблема педагогической науки. В связи с непрерывным развитием социокультурной и художественной сфер жизни общества возникает необходимость в открытии новых специальностей, в конструировании предметов, ориентированных на эту специальность. В нашем случае преподавание акварельной живописи в художественных заведениях, вузах Казахстана не новое явление, но с возникновением специальности «дизайн» появляется проблема разработки профессионально ориентированного функционального предмета. Это обстоятельство ставит перед педагогами задачу по конструированию содержания и методики преподавания акварельной живописи в системе профессиональной подготовки дизайнеров. Для её решения мы обратились к современным педагогическим исследованиям.
В разработку теории содержания образования внесли свой вклад такие ученые, как Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, В. А. Сластенин, М. Н. Скаткин и др. В изобразительном искусстве эту проблему решали многие педагоги художественных факультетов: Г. В. Беда, В. С. Кузин, Н. Н. Ростовцев, Г. Б. Смирнов, А. Е. Терентьев, А. А. Унковский А. П. Яшухин и др. Однако конструирование содержания в рамках отдельно взятой общеобразовательной учебной дисциплины исследовано недостаточно. Большой вклад в решение проблемы конструирования содержания предметов изобразительного искусства внесла Л. А. Ивахнова. В её монографии [57] обосновано утверждается, что учебный предмет состоит из содержательного и процессуального компонентов, а также разработана системы элементов конструирования учебного предмета, которая включает необходимые для любой учебной дисциплины художественного цикла элементы. В разработке содержания и методики совершенствования профессиональной подготовки студентов-дизайнеров в процессе обучения живописи мы ориентировались на эти элементы, но наполнение учебным материалом строилось с учётом особенностей акварельной живописи и объекта профессиональной деятельности дизайнера.
«Содержание образования — это содержание триединого целостного процесса, характеризующегося, во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений, во-вторых, воспитанием типологических качеств личности, в-третьих, умственным и физическим развитием человека. Ведущим видом деятельности является при этом обучение, ибо усвоение опыта - ближайшая и непосредственная цель образования» [84, с. 54]. Содержание образования в научно-педагогической литературе определено как состав, структура, логика изложения теоретических знаний, упорядочение, при котором последовательность разделов содержания является необходимым, определяющим и систематичным. Под содержанием образования в дидактике понимается система знаний, умений и навыков, которые обеспечивают развитие способностей. Знания — это результат познания действительности, отражённый в мышлении человека, это - обобщённый опыт людей, накопленный в процессе общественно-исторической практики. Умения - это возможность выполнения действий на основе приобретенных знаний в соответствии с задачами [8; 139].
Таким образом, теоретические основы и знания техники акварельной живописи должны быть включены в процесс усвоения художественных знаний, быть основой развития творчества, организованного как единство восприятия искусства и практической художественной деятельности. При этом знание структуры творческого процесса и способов, методов и приёмов художественной деятельности необходимо представить в виде обобщённых понятий.
Умения связаны с овладением приёмами (или способами) выполнения действий. Многократные повторения одних и тех же действий в одинаковых или аналогичных условиях приводят к формированию навыков.
Изобразительные умения - это умения цельно воспринимать и изображать натуру с применением законов композиции, колорита, воплощенные в изображение; владение изобразительными техниками, приёмами и способами работы; умение применять знания, полученные в процессе живописной подготовки, в работе с различными графическими программами.
Разработаны основные принципы формирования содержания образования [75] и методики подготовки студентов в процессе обучения. Это принцип соответствия содержания требованиям общества, принцип воспитывающей и развивающей функции обучения; принцип учёта содержательной и процессуальной сторон; принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях.
В разработке содержательного аспекта акварельной живописи как учебной дисциплины мы опирались на систему критериев содержания образования Ю. К. Бабанского [8]: целостное отражение в содержании образования задач формирования всесторонне развитой личности, высокая научная и практическая значимость содержания, соответствие объёма содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета, учёта международного опыта построения содержания.
Диагностика исходного состояния подготовки студентов-дизайнеров по акварельной живописи (констатирующий эксперимент)
Модель совершенствования содержательного и процессуального аспектов подготовки студентов в процессе обучения акварельной живописи явилась основой для разработки программы и методики проведения занятий в рамках учебного предмета «Акварельная живопись». Во второй главе представлены материалы к проведению эксперимента и диагностики исследуемого аспекта и его результаты.
Базой для экспериментальной работы явилась Казахская головная архитектурно-строительная академия. Опытно-экспериментальная работа состояла из следующих этапов: констатирующего (1999-2001 гг.), поискового (2002-2005 гг.), формирующего (2006-2008 гг.). Систематизация теоретического и экспериментального материала исследования осуществлялась в 2008— 2009 гг.
Цель эксперимента заключалась в разработке и опытной проверке компонентов совершенствования содержания и методики обучения акварельной живописи при подготовке будущих дизайнеров к профессиональной работе.
В ходе экспериментального исследования предполагалось решить следующие задачи:
-разработать содержание, методику и структуру учебной дисциплины «Акварельная живопись», направленные на совершенствование профессиональной подготовки студентов;
-разработать методику диагностики подготовки дизайнеров к профессии.
В задачи констатирующего эксперимента входило:
- выявление исходного уровня профессиональной подготовки и качества работ студентов по живописи;
- определение типичных недостатков;
- проведение анкетирования и тестирования студентов по вопросам знания ими художественной терминологии;
- проведение беседы по вопросам искусства и дизайна;
- разработка системы оценки работ, определение критериев;
- организация методов проверки усвоения учебного материала,
Методы экспериментального исследования: наблюдение и анализ ре
ального состояния процесса живописной подготовки студентов-дизайнеров; беседы, анкетирование, интервьюирование и тестирование; методы диагностики, анализ работ студентов по живописи, композиции. Для диагностики исходного состояния подготовки студентов по акварельной живописи
были проведены: анкетирование студентов, беседы со студентами и с преподавателями по живописи, разработаны показатели критериев оценки акварельных работ.
Критерий владения понятийно-теоретической терминологией представлен показателями: знание значений живописных терминов; понимание их смысла; знание акварельных красок их названий и свойств; владение понятиями «композиция натюрморта», «декоративность исполнения», «акварельный этюд», «цветовой контраст в живописи и способы его достижения»; способы передачи световоздушной перспективы, тональная организация изображения; передача материальных свойств предметов (керамика, стекло, дерево, металл и др.), работа на пленэре; родственная цветовая гамма; последовательность выполнения живописной работы.
Эмоционально-содержательный критерий характеризуется показателями: наличие идеи, смысла акварельной работы; выраженное в эмоционально- чувственной форме умение пользоваться выразительными средствами живописи, которые проявляются через цветовое решение композиции, организацию формы, ритм, пластику и др.; умение создавать обобщенный образ в живописной композиционной работе; осмысленность в подборе изобразительно-выразительных средств, эстетическое отношение к процессу изображения; умение достоверно отображать натуру в живописной работе.
Композиционный критерий включает: композиционную организацию изображения; умение компоновать, передавать пропорции изображённых предметов, перспективные, тоновые, объёмно-конструктивные отношения, характерные особенности формы, пластики, фактуры предметов; умение правильно определять тональные отношения, создавать ритм, использовать средства выразительности (контрасты, нюанс, форму, фактуру и др.); определять композиционный центр, равновесие и др.; умение стилизовать и трансформировать форму.
Цветовой критерий включает: умение передавать цветовые отношения, цветовые закономерности (светотень, предметный цвет, цветовой рефлекс, спектрально-пространственные характеристики цвета, теплохолодность, воздушную перспективу, освещение, контраст); умение передавать колорит, цветовую гармонию, видеть и передавать объём предметов и воздушную среду с помощью цвета.