Содержание к диссертации
Введение
1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ШКОЛ ЖИВОПИСИ ИРАКА И РОССИИ 25
1.1 Исторический очерк развития живописи в Ираке 26
1.2. Исторический очерк становления школы живописи в России 41
2. СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ В ВУЗАХ ИРАКА И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С СИСТЕМОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВУЗОВ РОССИИ 52
2.1 Особенности развития современной школы обучения живописи в Ираке 52
2.2. Анализ сложившейся системы обучения живописи на факультетах искусств Ирака в соотношении с системой художественно-графического образования России 69
3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИРАКА..96
3.1. Основы теории живописи 96
3.2. Методическая система практических заданий по живописи с натуры на 1-2 курсах в программе 4-х летнего обучения факультетов искусств Ирака 109
3.3. Педагогический эксперимент 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 141
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 145
ПРИЛОЖЕНИЕ 153
- Исторический очерк развития живописи в Ираке
- Особенности развития современной школы обучения живописи в Ираке
- Основы теории живописи
Введение к работе
Искусство - это, прежде всего, воспитание души, воспитание чувств, уважения к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представление о прекрасном, окрыляет мечту, делает богаче душу человеческую.
Искусство - это еще и память народа. Оно связывает времена в нашем сознании, выстраивает наше прошлое, делает соучастником событий и давно минувших, и нынешних. Без искусства и вне искусства мы не сможем понять величие наших дней. Оно отражает жизнь. Родившись из потребностей жизни, оно призвано давать верное отражение действительности и отвечать эстетическим запросам человека. В художественном образе, как правило, выражаются общие черты многих явлений. Но, отображая мир, художник одновременно воплощает в произведениях и свои мысли, чувства, стремления, эстетические идеалы, дает оценку явлениям жизни, объясняет их сущность и смысл, выражает свое понимание мира. Так создаются произведения всех видов искусства, в том числе и изобразительного.
Художник должен быть человеком беспокойным, пытливым, отзываться на чужую боль и разделять радость других. Он всегда видит свое гражданское предназначение в том, чтобы зажигать сердца людей правдой, верой, любовью, состраданием.
Кто хочет стать профессиональным художником-педагогом должен постоянно обогащать свои знания об искусстве, изучать природу, уметь видеть и
5 открывать прекрасное в искусстве и окружающей действительности и передавать свое умение другим. Поэтому так важно, чтобы студенты, изучающие живопись, обладали багажом теоретических знаний, приемами и методами практической работы.
История изобразительного искусства Ирака имеет много ярких и многочисленный ряд трагических страниц. Современная живопись нашей страны практически создается заново в последние 50-60 лет.
Древнейшие художники Ирака оставили на стенах жилищ красочные рисунки, которые и сегодня поражают достоверностью изображения и оригинальностью композиции, они надолго останутся в декоративном и прикладном творчестве многих народов.
Художники еще до исламского периода для украшения стен религиозных и жилых зданий, использовали клеевые краски и мозаику. После этого художники в области культового искусства ислама оставили потомкам прекрасные миниатюры, где рисовали человека, животных и природу. В это время появилась знаменитая Багдадская школа миниатюрной живописи ХП в.
Однако, пришло так называемое «темное время» многовекового порабощения Ирака и национальное искусство практически прекратило не только развитие, но и само существование вплоть до начала XX века.
Современная школа в XX веке могла начать активно формировать свой характер лишь после второй мировой войны. Иракские художники соединили в своих произведениях современную школу изобразительного искусства с национальными особенностями родной культуры. Это стало возможным после окончания их обучения в академиях искусств Европы. Это время можно считать началом строительства новой школы живописи в Ираке.
Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ (с IX до XVH в.). В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков. Однако это время не было утрачено для становления национальной живописи. Не
случайно М.А. Врубель считал, что в России было три гениальных художника (А. Рублев, А. Иванов, Г. Семирадский) и иконописец А. Рублев первый среди них. В XVII - начале XVIII в. широкий размах приобретает формирование иконописных школ России. Иконописное мастерство стало основой быстрого (по историческим меркам) и успешного освоения светской живописи.
В России ХГХ начала XX века было удивительно много выдающихся живописцев: К.П. Брюллов, А.А. Иванов, П.А. Федотов, И.Н. Крамской, Н.А. Ярошенко, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, Г.И. Семиродский, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, А.Е. Архипов, В.А. Серов, М.А. Врубель, В.И. Суриков, К. А. Коровин, М.В. Нестеров, Д.Н. Кардовский, И.Э. Грабарь, и еще много замечательных имен, составивших славу национальному изобразительному искусству. Каждый из них, имея неповторимое творческое лицо, внес богатейший вклад и в русскую живописную школу.
Советские живописцы, продолжили традиции этой школы. Это А.П. Остроумова-Лебедева, П.П. Кончаловский, И.И. Машков, СВ. Герасимов, Б.В. Ио-гансон, А.А. Дейнека, Н.А. Тырса, А.А Пластов, П.Д. Корин, А.В. Фонвизин, Е.Е. Моисеенко, В.М. Орешников, А.А. Мыльников, Г.М. Коржев и многие другие.
Академическая школа живописи России прошла достаточно быстрое и успешное освоение светского искусства и опыта обучения молодых художников в лучших учебных мастерских Европы, поэтому она представляет для молодого художественного образования вузов Ирака прекрасный пример путей становления собственной системы подготовки живописцев.
Начинающие художники в процессе обучения должны освоить опыт художественной деятельности, накопленный предшествующими поколениями и закрепленный в произведениях изобразительного искусства, а также хранимые книгами правила и законы реалистического мастерства. Без них невозможно выразить творческий замысел в изобразительной форме. Не освоив на занятиях под руководством педагога знаний основ изобразительной грамоты, практических навыков и умений, любой начинающий живописец оказывается беспо-
7 мощным и пишет не то, что задумал, а то, что получается. Это вызывает все
усиливающуюся с возрастом скованность, неудовлетворенность собой.
Профессиональная реалистическая школа заключается в целенаправленном и разностороннем познании законов окружающего мира средствами рисунка и живописи. Рисунок и живопись с натуры являются обязательными составными элементами реалистической профессиональной школы изобразительного искусства. Только путем постоянной практики в живописи с натуры развивается чувствительность глаза к многообразию светлотных и цветовых градаций, что позволяет художнику превращать цвет, заключенный в краске, в выразительное средство живописи. В процессе натурного изображения в памяти накапливается существенный запас впечатлений от натуры, который проявляется в творческой практике как опыт эмоционального зрительного восприятия мира.
Живопись является одним из самых важных и трудных видов изобразительного искусства. Поэтому, чтобы овладеть профессиональным мастерством, необходимо изучить теоретические вопросы изобразительной грамоты, такие как: метод работы цветовыми отношениями; основы линейной и воздушной перспективы; закономерности распределения светотени, правила передачи на изобразительной плоскости объема, материала и пространства; особенности создания гармоничного цветового строя этюда и другие.
Но кроме теоретических знаний, начинающему художнику необходимо приобрести целый ряд практических умений и навыков: чувство пропорций и тончайших градаций светотени и цвета, их разнообразных оттенков, необходимо научиться «ставить» глаз на цельность профессионального видения, развивать наблюдательность, композиционное чувство и вкус, знать, чувствовать и использовать возможности живописных материалов. Все это приобретается лишь в результате многочисленных и регулярных практических упражнений в живописи с натуры.
В художественном образовании реалистическое профессиональное мастерство передачи предметов и объектов природы - главный фактор творческого развития художника любого профиля. Школа реалистического мастерства ос-
8 нована на строгих законах и правилах живописного изображения. Если эти правила и законы изучить и выработать необходимые навыки мастерства, то можно будет грамотно изображать с натуры натюрморт, пейзаж, голову и фигуру человека, обрести творческую свободу и найти собственные пути создания художественных образов.
Выдающиеся мастера западноевропейского натюрморта Хеда, Снейдерс, Сурбаран, Шарден, Сезанн - пользуются мировой известностью, хотя на их картинах изображены обыденные вещи, предметы домашнего обихода, овощи, фрукты. Но все написано с необычайным мастерством в передаче материальности и объема, цвета сгармонированы, чувствуется, что художники постигли мир поэтических взаимоотношений человека и окружающей среды, предметная среда стала для них эстетической средой, источником творческого вдохновения.
Работа с натуры имеет еще один важный аспект. Чувство прекрасного пробуждается при общении с природой. Наше зрительное восприятие отражает не просто образ объекта. Восприятие, схватывая общий облик предмета или явления и давая представление о воспринимаемом объекте, одновременно способствует его эмоциональному воздействию. Еще в детстве человек начинает чувствовать прелесть окружающей природы и его наполняет бессознательное чувство радости жизни, в нем пробуждается эстетическое чувство, которое в дальнейшем ассоциативно возникает в соприкосновении с искусством.
Изображая натуру, художник раскрывает и ее чувственно-эмоциональную значимость. Путь художника, ведущий к раскрытию эмоциональной значимости объекта, начинается с того, что в первую очередь он тщательнейшим образом изучает существенные стороны изображаемого предмета. Пройдя такой путь изучения натуры, художник стремится свой восторг и духовный подъем выразить формой, правдивым цветом, живописной гармонией. Если художник потеряет контакт с природой, перестанет писать натуру, произойдет оскудение творческой энергии, растрата художественных способностей, утрата общего языка разговора со зрителем.
9 С точки зрения школы живописи России такой акцент на теоретической
подготовке и значении работы с натуры, как основам формирования профессионального мастерства, может показаться не актуальным. Для русской системы обучения живописи это значение очевидно, тем более, что Россия имеет опыт отхода в сторону формальных (беспредметных) методов обучения и творческой работы и опыт возврата к ним. Если значение художественных достоинств произведений беспредметного искусства расценивается неоднозначно, то работа с натуры и реалистическая направленность прочно утвердились в России как главные принципы обучения начинающих художников. Во всяком случае, к такому выводу мы пришли, знакомясь с литературой по истории становления русской школы живописи, обучаясь здесь в магистратуре и аспирантуре художественно-графического факультета Кубанского государственного университета, анализируя педагогическую практику ведущих художников-педагогов Кубани, беседуя со своими коллегами из Багдадского и Вавилонского художественных факультетов, обучавшихся в Ленинградском (ныне Санкт-Петербургском) художественном институте им. И.Е. Репина.
Для системы художественного образования Ирака эта проблема не только актуальна, но и имеет возрастающее значение. Получив художественное образование в учебных заведениях Европы, многие художники-педагоги нашей страны не овладели опытом и методикой педагогической работы. Это приводит к тому, что если в своем творчестве они и придерживаются реалистической направленности, то в методах обучения все более ощутимы тенденции формалистической направленности, которая менее чувствительна к бессистемности построения учебного процесса. Поэтому теория и методика обучения живописи, четкость и ясность постановки учебных задач в составлении учебных программ так важны сегодня для системы высшего художественного образования Ирака.
Развитие интеграционных процессов в области образования между современной Россией и Ираком выходит на качественно новый уровень и дает возможность подвести некоторые итоги. В советский период художественные связи осуществлялись практически на всех уровнях и по многим направлениям.
Сразу же после революции 1958 года иракские художники впервые показали советскому зрителю свои работы (1959 г.). В последующем творческие встречи стали периодически проводиться через 3-4 года (1971,1974,1977 и т.д.).
В художественные вузы СССР были направлены молодые, талантливые выпускники Багдадского института искусств Махуд Ахмед, Махмуд Сабри, Мухамед Ариф, Шамсаддин и др. Исследованиями творчества иракских живописцев занялись не только национальные искусствоведы Низар Салим, Джебра Ибрагим, Шауката ар Руби, но и советские ученые Б.В. Веймарн, Т.П. Каптере-ва и А.А. Богданов, и другие авторы.
Было защищено несколько диссертационных работ, посвященных искусствоведческому исследованию различных аспектов изобразительного искусства стран Ближнего и Среднего Востока, в том числе и современного Ирака (Э.Р. Салманов, Э.М. Тума, Шалсаддин Фарис и др.). Однако до настоящего времени не было проведено исследования влияния российского теоретического и методического опыта художественного образования на постановку обучения живописи на художественных факультетах Ирака.
Влияние традиций российской реалистической школы живописи на современное искусство Ирака трудно переоценить. Уже первое знакомство иракских художников в далекие 60-е годы с СССР, с его музеями и особенно с системой художественного образования, позволило по новому оценить свои искания и свой небольшой изобразительный опыт.
Вся последующая история развития живописи Ирака, связана с открытием отечественных художественных учебных заведений (1939, Багдадский институт изящных искусств; 1960, Академия Художеств ) и установлением новых связей с художественно-образовательными центрами Европы, Америки и, конечно, с СССР. Выпускники советских художественных вузов, получившие высокую академическую подготовку, стали не только развивать многовековые традиции предков, но и реалистической направленностью своего творчества противоборствовать засилью формалистического абстрактного искусства.
Преобладание антиреалистических направлений живописи Ирака 50-60-х гг. XX в. обусловлено тем обстоятельством, что большинство выпускников художественных учебных заведений Ирака, продолжая обучение в институтах и Академиях Италии, Франции, Англии, выбрали ориентацию на формалистические направления и школы изобразительного искусства.
Опыт российской системы полготовки художников-педагогов в Ираке практически не известен, но может иметь огромное значение. Связано это с тем, что в художественных вузах Ирака одновременно ведется подготовка как художников, скульпторов, дизайнеров, так и учителей изобразительного искусства. Более того, на 1-ми большей части 2-го курса учебный план подготовки по живописи одинаковый для всех и только с 3-го курса начинается резкая дифференциация по специализациям. Поэтому система обучения живописи на художественно-графических факультетах России, дающая полноценную базу профессиональной подготовки так важна для становления иракской школы живописи.
Данные обстоятельства определили теоретическую основу нашей работы, которую составили труды известных теоретиков и художников-педагогов: Г.В. Беды, Н.Н. Волкова, Ю.И. Гренберга, А.С. Зайцева, Н.П. Крымова, B.C. Кузина, В.А. Лепикаша, СП. Ломова, Н. Я. Маслова, П.П. Ревякина, Н.Н. Ростовцева, Г.Б. Смирнова, А.А. Унковского, Е.В. Шорохова, А.П. Яшу-хина и других.
Фундаментальной базой формирования теоретических основ, содержания и методических установок разрабатываемой системы обучения живописи явилась докторская диссертация Г.В. Беды «Живопись как учебный предмет», его учебник «Живопись» и учебные пособия.
Обучение живописи в художественных вузах (академиях) России построено на значительно большем объеме аудиторной часовой нагрузки, чем у нас, а в учебных планах худграфов, так же как и у нас - около шести часов в неделю. Если к этому добавить, что студенты Ирака учатся четыре года, то ста-
12 новится понятным, что фактор времени в выборе ориентиров при формировании иракской школы обучения основам живописи становится определяющим.
Необходимо добавить, что в Ираке не только студенты, но и преподаватели не имеют систематизированной подготовки по теории живописи. Собственной литературы по этой проблеме просто не существует, а переводной мало и она трудно доступна. На этом фоне выбор и содержательность литературы по истории, теории и методике обучения живописи и изобразительному искусству в целом, которой располагает, на пример, только библиотека ХГФ КубТУ (более 10 тыс. экземпляров хранения), для иракского художника-педагога сегодня представляется несбыточной мечтой и позволяет осознать проблему, решению которой есть проверенный практикой пример.
Опыт художественно-графического образования России ценен еще и тем, что здесь прочно утвердилось реалистическое направление в обучении живописи и работа с натуры и по законам профессионального восприятия натуры, как прочного, проверенного временем фундамента образования.
Проблема исследования - формирование целостной научно-методической системы живописной подготовки студентов в системе высшего художественного образования Ирака. Формируемая база призвана обеспечить общие принципы обучения живописи, определить последовательность построения учебных заданий, реалистическую направленность живописной подготовки, теоретическое и методическое обеспечение обучения.
Актуальность исследования определяется потребностью высшего художественного образования Ирака в формировании школы академической живописной подготовки, построенной на общепринятых основополагающих принципах теории и методики обучения студентов.
Существующая система обучения живописи Ирака во многом субъективна. Она подчинена художественному мировоззрению и творческому методу ведущего практические занятия педагога. Основы теории живописи постигаются здесь в процессе практического обучения и ограничиваются формой пояснений к работе над натурной постановкой или композицией. Этим обусловлено отсут-
13 ствие основы для формирования учебных программ по живописи и их методического обеспечения. Существует только учебный план, определяющий самое общее направление обучения по курсам (акварель - масло, натюрморт - портрет - фигура - пленэр, композиция, современная живопись).
Сложившаяся ситуация затрудняет выработку единых, обязательных для всех требований к формированию профессиональных навыков, так как методы и направленность живописи студентов, обучающихся у разных педагогов даже одного факультета, могут существенно отличаться.
Ведущие центры художественного образования Ирака утрачивают реалистическую школу, умение и интерес студентов к работе с натуры, как основам творческих поисков художников. Это приводит к размыванию единых требований к формируемым у студентов живописным навыкам, снижению уровня их профессионализма, эклектизм, стилистические метания и попытки подражания самым модным направлениям западной культуры, захлестнувшие молодых художников.
В последние годы в высшем образовании Ирака проявилась тенденция к поиску оптимальных методов обучения, основанных на достижениях мирового опыта художественного образования и на традициях национальной художественной культуры. В этой связи тема настоящего диссертационного исследования представляется своевременной и отвечающей потребностям художественных ВУЗов Ирака.
Исследуя историю становления и развития академического художественного образования, а также систему подготовки художников-педагогов в России, мы утвердились во мнении, что этот ценнейший опыт может быть в нашей стране применим и чрезвычайно полезен.
Целью диссертационной работы является разработка целостной педагогической модели теоретического и методического обеспечения начального курса обучения живописи на художественных факультетах вузов Ирака. Эта модель должна определять содержание, формы, методы и приемы обучения живописи на 1-2 курсах. Достижение поставленной цели призвано повысить эффек-
14 тивность учебного процесса и качество живописной подготовки иракских студентов на этапе, предшествующем их дальнейшей специализации в различных областях художественной практики на старших курсах.
Учитывая, что разрабатываемая модель содержит много новых элементов в организации учебного процесса иракских вузов, в нее включена и разработка наглядных примеров выполнения всего объема рекомендуемых практических заданий по живописи с натуры. Это призвано решить проблему адаптации сложившейся педагогической практики, наглядно представив результаты новой для педагогов и студентов организации учебных занятий.
Кроме того, предлагаемая система обучения предполагает около четверти предусмотренного учебным планом времени на изучение живописи оставлять на свободный выбор преподавателя в постановке учебных заданий и их задач, исходя из его личного опыта и предпочтений.
Объектом исследования являются теоретические и практические занятия по живописи студентов 1-3 курсов художественно-графических факультетов России и 1-2 курсов факультетов искусств Ирака, закладьівающих живописную составляющую общепрофессиональной базы для дальнейшей специализации учащихся (педагогика, живопись, дизайн, керамика и т.д.) на 3-4 курсах.
Высшее художественное образование Ирака ограничено 4-мя годами обучения и присваивает выпускникам степень бакалавра.
Предметом исследования являются процессы овладения иракскими студентами профессиональными основами реалистического живописного изображения и возможности научно-методической организации данных процессов с использованием опыта российских художников-педагогов.
Гипотеза исследования исходит из того, что качество живописной подготовки студентов художественных факультетов Ирака может быть повышено при наличии научно-обоснованной системы теоретического обучения основам живописной грамоты, а также разработке и внедрении общих принципов построения методики практического обучения реалистическому живописному
15 изображению, основанных на опыте российского художественно-педагогического образования.
Решение выделенной проблемы, подтверждение гипотезы и достижение поставленной цели возможно, если будут решены следующие задачи исследования:
Исследована историческая основа становления живописи Ирака от материальных памятников культуры Месопотамии до развития живописных школ и национальных особенностей художественного образования в XX веке;
Изучена история становления Российской школы живописи;
Разработана педагогическая система, включающая основы содержания курса теории живописной грамоты, а также методику практического обучения живописи на 1-2 курсах факультетов искусств Ирака;
Сформирован методический фонд, обеспечивающий предлагаемую педагогическую модель обучения живописи;
Проведена экспериментальная апробация разработанной системы теоретического и практического обучения живописи на занятиях со студентами художественных факультетов вузов Ирака.
Методологическую базу исследования составили труды российских, иракских художников-педагогов и ученых других стран, посвященных изучению процессов живописного изображения, методологии живописи как учебного предмета, а также методы научных исследований из областей смежных наук: искусствоведения, психологии, педагогики и философии.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Аналитический метод изучения: теоретической и методической литературы по живописи, передового педагогического опыта и художественно-творческой практики живописи, учебных планов и программ обучения по данной дисциплине в высших художественных и художественно-педагогических учебных заведениях России и Ирака, архивных материалов по изученной проблеме;
Метод научного наблюдения за процессом обучения живописи в ВУЗах России иИрака';
Метод обобщения и синтеза теоретических и методических материалов исследования;
Педагогический эксперимент на художественном факультете института искусств г. Вавилона по апробации разрабатываемой системы обучения живописи;
Анализ живописных качеств учебных и творческих работ студентов ХГФ Кубанского государственного университета (Россия) и художественных факультетов вузов Ирака;
Основной базой исследования стал художественно-графический факультет Кубанского государственного университета и факультет искусств университета г. Вавилона (Ирак).
Основные этапы исследования:
I этап (1986-1999 гг.) - изучение теоретической базы и методов обучения живописи на художественных факультетах вузов Ирака и ХГФ Кубанского государственного (Россия) в период обучения автора исследования в бакалавриате (Ирак), магистратуре и аспирантуре (Россия). Сбор научно-методических материалов по проблеме исследования.
Проведение констатирующего эксперимента, давшего возможность определить основные направления организации учебного процесса на занятиях по живописи 1-2 курсов факультетов искусств Ирака; организации, основанной на опыте художественно-педагогического образования России.
П этап (1999-2000 гг.) - разработка экспериментальной педагогической системы, направленной на поиск более эффективной методики обучения живописи. Проведение педагогического формирующего (обучающего) эксперимента по апробации данной системы в учебном процессе на факультете искусств университета г. Вавилона (Ирак) и использованию научно-методических разработок исследования в педагогической практике других художественных факультетов вузов Ирака.
17 Определение на основе данного опыта оптимального для высшего образования Ирака соотношения содержания разделов предлагаемой системы с аналогичными разделами программы обучения живописи на художественно-графических факультетах России.
Ш этап (2000-2003 гг.) - проведение контрольного педагогического эксперимента на факультете искусств университета г. Вавилона с целью определения эффективности разработанной системы в обучении живописи 1-2 курсов художественных факультетов иракских вузов. Научная новизна исследования:
Впервые исследованы возможности применения теоретических и методических разработок российских художников-педагогов в практике обучения живописи студентов иракских художественных ВУЗов;
Дан анализ положительного взаимовлияния двух культур на формирование профессиональных качеств иракских художников-педагогов, обучавшихся в художественных и художественно-педагогических учебных заведениях России в период с 1960 по 2002 г.г.;
Разработана и экспериментально апробирована педагогическая система теоретического и практического обучения живописи для 1-2 курсов художественных факультетов Ирака, учитывающая опыт российской школы обучения реалистической живописи и опирающаяся на традиции иракской художественной школы;
Теоретический курс основ живописной грамоты впервые разработан и внедрен в программу обучения живописи высших художественных учебных заведений Ирака;
Впервые в художественно-педагогической практике вузов Ирака предложена целостная педагогическая модель систематизации начального этапа бучения живописи, основанная на единых принципах и требованиях к содержанию и организации учебного процесса, а также формированию живописных навыков студентов.
Теоретическая значимость работы определяется:
первым опытом диссертационного исследования в области теории и методики обучения живописи в Ираке, выполненного на основе научно-методической школы художественно-графического образования России;
результаты исследования стали основанием и содержательной базой включения в учебную программу факультетов искусств Ирака теоретического курса основ живописной грамоты.
Практическая значимость результатов исследования заключена:
в их применении в педагогической практике художественных факультетов Ирака (Вавилона, Багдада и других центров художественного образования);
в совершенствовании на основе материалов исследования учебных программ по живописи данных факультетов;
в создании научно-методической базы для выпуска первых в истории художественного образования Ирака методических пособий по живописи для студентов факультетов искусств;
в формировании первых национальных методических фондов живописи как учебной дисциплиньї;
в применении предложенных научно-методических принципов обучения живописи при составлении учебно-методических программ других дисциплин специальной подготовки;
в развитии международных связей систем художественного и художественно-педагогического образования России и Ирака.
Достоверность и обоснованность исследования обеспечена соответствием исследования основополагающим методам научной работы, соответствием методических разработок фундаментальным положениям педагогики и психологии, а также законам реалистического живописного изображения, выработанным и проверенным многовековым опытом художественной практики.
Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры живописи Кубанского госуниверситета (1999-2003 гг.), художественном факультете искусств г. Вавилона, были представлены на всероссийских научно-практических
19 конференциях художественно-педагогического образования (Краснодар,
1999 г., Ростов/2001 г., Москва 2002 г.).
В Диссертационном исследовании представлены образцы учебных работ студентов Вавилонского университета, выполненные по всему комплексу практических заданий, вошедших в предлагаемую систему обучения живописи.
На защиту выносятся:
содержание курса основ теории живописной грамоты и обоснование необходимости его введения в программу обучения живописи (1-й курс) художественных вузов Ирака;
методическая система построения практических занятий по живописи, формы и методы их организации на 1-2 курсах художественных вузов Ирака, утверждающие реалистическое направление живописи с натуры, как основы профессионального мастерства начинающих художников;
Апробация и внедрение результатов исследования в педагогическую практику.
Разработанная система теории и методики обучения основам живописи, прошла проверку в педагогической работе автора со студентами 1-2 курсов художественного факультета Вавилонского университета в 2000-2003гг.
Материалы исследования по истории и методике живописной школы России вызывали широкий интерес художников-педагогов Ирака и постоянно включались в программы семинаров преподавателей дисциплин изобразительного искусства иракских ВУЗов.
Диссертационные научно-методические разработки были использованы в педагогической практике высших художественных учебных заведений городов Вавилона и Багдада.
Объем, структура и основное содержание исследования.
Диссертация изложена на 145 страницах основного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.
Иллюстрированное приложение содержит репродукции живописных работ автора диссертационной работы, а также студентов Вавилонского факуль-
20 тета искусств, выполненных по экспериментальной системе обучения живописи и вошедших в методический фонд факультета, сформированный в рамках исследования.
В первой главе диссертации «История становления школ живописи Ирака и России» дается краткий анализ многовекового опыта становления, упадка, возрождения и развития живописи одной из древнейших культур человечества - Месопотамии. На этой территории, вобравшей в себя многие достижения многих народов, ныне располагается государство Ирак, получившее полную независимость лишь в конце 50-х годов прошедшего XX века. История развития культуры Ирака знала высочайшие взлеты и длительные периоды упадка. Период последнего кризиса культуры Ирака начался с ХШ в. продолжился до начала XX в. Эти столетия в истории страны названы «темным временем» в этот период, длительный даже по историческим меркам, полностью были утрачены традиции национальной школы изобразительного искусства. Однако сохранились прекрасные и многочисленные образцы материальной культуры и, в частности, изобразительного искусства, что дает прекрасную историческую основу для формирования собственной школы живописи имеющей национальные черты.
Однако профессиональное становление мастерства иракских художников и художников-педагогов невозможно без опоры на передовой педагогический опыт живописных школ других стран и, прежде всего, России, с которой у Ирака во второй половине XX века налажены культурные связи.
Следующий раздел первой главы посвящен истории становления искусства живописи и живописной школы России. Этот опыт важен для нас, так как Россия в свое время совершила быстрый и успешный переход к академическому изобразительному искусству, опираясь на традиции и осваивая методику школ классической живописи Европы.
Вторая глава «Современная школа обучения живописи вузов Ирака и ее соотношение с системой художественно-педагогического образования вузов России» посвящена особенностям истории становления современной школы
21 живописи Ирака в XX веке, а также анализу сложившейся системы обучения
живописи на факультетах искусств Ирака в соотношении с системой художественно-графического образования России.
Ирак во второй половине XX века начал налаживать связи с Советским Союзом, который не только поддержал политически революцию 1958 года, но и сделал все возможное для развития экономики и образования нашей страны. С появлением в художественных вузах студентов-иракцев и с проведения первой выставки художников-иракцев (1959 г.) начинается постепенного развития взаимодействия живописных художественных культур двух стран. Традиционно ориентированные на художественные ценности Востока, западную систему образования, иракские художники, да и студенты, вначале скептически относились к российской школе живописи. Нужны были годы обучения, творческих связей, изучение достижений художественного образования и сокровищ живописи художественных музеев Москвы, Ленинграда и других городов Советского Союза, чтобы не только воспринять, но и главное творчески применить достижения российских художников в своей работе. Об этой тенденции свидетельствует экспозиция второй художественной выставки иракских художников в Москве (1971 г.). Излагая исторический путь развития, художественной культуры Ирака, мы анализировали традиции изобразительного искусства страны, состояние художественного образования в настоящее время и искали пути и место использования богатейшего опыта России в обучении живописи. Необходимо было найти такой путь, который бы позволил рационально использовать этот опыт таким образом, чтобы он стал базой не только профессионального становления молодых художников и преподавателей изобразительного искусства Ирака, но способствовал развитию национальных традиций в современной школе живописи нашей страны.
Сравнивая систему современной школы начального этапа обучения живописи на факультетах искусств Ирака с системой художественно-графического образования России, во второй главе обосновывается вывод о
22 том, что именно эта система наибольшим образом подходит для основы в решении вопросов теории и методики обучения живописи иракских студентов.
Третья глава «Теоретическое и методическое обеспечение начального курса обучения живописи на факультетах искусств вузов Ирака» раскрывает содержание, формы и методы предлагаемой системы обучения живописи на 1-2 курсах художественных вузов Ирака.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, теоретическое и методическое обеспечение начального этапа обучения живописи выстраивались таким образом, чтобы при их реализации закладывались основы изобразительной грамоты иракских студентов, на базе которой можно использовать и развивать национальные традиции нашей страны.
Академическая школа живописи в первую очередь ориентирована не на национальные особенности, а на рациональные пути постижения профессионального мастерства. В известном смысле можно сказать, что она всегда интернациональна, поскольку использует опыт и передовые достижения художников разных стран.
В Ираке академическая школа живописи находится на этапе становления, причем становление начиналось практически с нулевого уровня. Искусство России прошло этап формирования школы академической живописи около 250 лет назад (если принимать за точку отсчета учреждение Академии художеств в 1757 году). За этот непродолжительный по историческим меркам срок национальная школа живописи достигла мирового признания и авторитета, сохраняет эти традиции и сегодня. Поэтому в разработке содержания форм и методики преподавания теоретического и практического курсов живописи, была взята за основу система подготовки художников и художников-педагогов России.
Современное художественно-графическое образование России, присваивает своим выпускникам квалификацию «учитель изобразительного искусства», а не «художник». Тем не менее, по нашему мнению, это образование закладывает высокий творческий потенциал, имеет прекрасную, ясно выстроенную систему обучения, включающую теорию и практику живописи, многочислен-
23 ные учебники и методические пособия для преподавателей и студентов. Не
случайно так много бывших ее студентов сегодня являются замечательными художниками. Если признать справедливым утверждение замечательного деятеля русского искусства И. Стравинского, что классика - это торжество порядка над произволом, то, с точки зрения «взгляда со стороны», опирающегося на настоящее исследование, можно сказать, что художественно-графическому образованию России присущи классические черты, которых так не хватает вузовской школе изобразительного искусства Ирака.
Кроме того, по объему часов, предусмотренных на аудиторные занятия живописью, учебные программы художественно-графических факультетов и художественных факультетов вузов Ирака очень близки, они совпадают значительно больше чем, скажем, программы художественных институтов и академий России. Все обстоятельства определили то, что в разрабатываемой учебно-методической системе обучения сохранены принципиально важные положения теории и методики начального курса обучения живописи худграфов.
Таким образом, третья глава исследования содержит:
материалы лекционного курса по основам теории живописи (1-й курс);
систему практических заданий по живописи с натуры для 1-2 курсов, в каждом из которых поставлены конкретные учебные задачи;
методические пособия, способствующие быстрой адаптации к новым учебным задачам иракских студентов и преподавателей и дающие представления о методике и результатах прохождения всей предлагаемой программы от первого задания до последнего;
кроме того, представлены наглядные пособия, составленные из работ студентов ХГФ КубТУ по темам, близким к предлагаемым практическим заданиям. Они призваны дать возможность сравнения результатов учебной работы студентов факультетов Краснодара и Вавилона.
Завершает главу изложение педагогического эксперимента по апробации в учебной практике Вавилонского университета предложенной научно-методической системе обучения живописи на 1-2 курсах иракских вузов.
)
24 Педагогический эксперимент проводился в три этапа: констатирующий
эксперимент (проводился на базе художественно-графического факультета Кубанского государственного университета и факультета искусств университета г. Вавилона), формирующий (обучающий) эксперимент, контрольный эксперимент (проводились на факультете искусств университета г. Вавилона).
Педагогический эксперимент подтвердил эффективность предлагаемой системы обучения живописи.
В заключении приводятся краткие выводы по результатам исследования, намечаются пути дальнейшего совершенствования подготовки художников и художников-педагогов Ирака с опорой на опыт, теорию и методику обучения живописи в системе художественно-графического образования России.
Список литературы, используемой в исследовании содержит 173 наименований, в том числе 101 на русском языке, 57 на арабском и 15 на английском.
Исторический очерк развития живописи в Ираке
В решении задач формирования школы живописи Ирака, важно осознание ее причастности к мировой культуре, ее истории и развитию, к художественной педагогической и творческой практике современности.
Опыт создания произведений искусства мастерами предшествующих поколений не всегда может быть прямо перенесен в методы обучения живописи, однако он всегда определяет ту культурную среду, в которой обучается и воспитывается художник. Это тем более важно, когда речь идет о художнике-педагоге.
В контексте настоящего исследования включение исторического раздела представлялся важным с учетом и других обстоятельств. Изучение и анализ литературы, написанной русскими учеными-искусствоведами по истории искусства Двуречья были сделаны в соотношении с искусствоведческой литературой Ирака. Это позволило дополнить богатый фактический, но большей частью описательно представленный материал иракских книг систематизированным знанием об искусстве Ирака, как явлении в контексте мировой культуры, т.е. взглянуть на него с новых позиций, более широко, так как это представлено в русской искусствоведческой литературе.
Искусство Двуречья, территории занимаемой современным Ираком, сохранило образы материальной культуры 5-2 тысячелетий до н.э.
Изобразительное искусство Двуречья этого времени представлено круглой скульптурой, и рельефом, и терракотой, и настенными росписями, и ювелирными изделиями.
Для Искусства раннего Шумера (периоды Урук IV - Джемдет-Наср, конец 4 начало 3 тысячелетия до н.э.) характерен отказ от условности изображаемых фигур. Наблюдается явное стремление по возможности точнее передать изображаемую натуру, воспроизведение представителей животного мира. Большинство изображений настолько точны, что можно с легкостью определить вид и породу животного; живо передаются их характерные позы и движения. Однако, все эти изображения были подчинены культовым целям, хотя, к сожалению, не всегда можно догадаться, какие культовые требования и задачи предъявлялись к изображению. «Связано это с тем, что в искусстве Двуречья этого времени такого строгого канона как, например, в Египте не было» [131. С. 61]. Для искусства период культуры Урук и Джемдет-Наср - это время художественных поисков, нащупывания собственных путей, стремления как-то использовать, воплотить в своем творчестве индивидуальные особенности натурного оригинала.
«В первой половине 3 тысячелетия до н.э. первостепенное значение придавалось религиозно-магическому смыслу изображаемого, что обусловило совершенно иную тематику и манеру изображения. В аккадский же период художественные, эстетические моменты начинают играть большую роль, индивидуальный вкус заказчика в большей степени принимается во внимание. Этот яркий расцвет аккадского искусства был сравнительно недолго (около 200 лет)» [64. С. 55].
К великому сожалению до нас не дошли произведения живописи древнего Двуречья, выполненные много тысяч лет назад, так как краска не устояла перед влиянием времени.
«Самая древняя фреска (3500 лет до н.э.) была найдена в городе Таль аль Акир, который находился недалеко от города Вавилона. В Таль аль Акире был найден храм, стены которого украшали фрески с изображениями людей, тигров, пантер и др. Эти фрески являются одними из красивейших произведений живописи» [132. С. 18].
К числу наиболее ранних из сохранившихся росписей с использованием цвета относится расписная керамика
Памятники искусства периода Халаф были найдены во многих поселениях Северного Двуречья - Халаф (Телль-Халаф), Телль-Арпачийя, Хассуна, Са-марра и других. Здесь открыто много расписной керамики многоцветной - бокалов, чаш, блюд, сделанных без помощи гончарного круга, который появился только в конце 4 тысячелетия до н.э. уже у шумерийцев. Они позволяют судить о культуре работы с цветов мастеров древности, проживавших на территории современного Ирака. «Сосуды обожжены и имеют тонкую по цвету коричневато-красную, бледно-розовую, желтоватую или желто-зеленую окраску» [135. С. 16].
Особенности развития современной школы обучения живописи в Ираке
Новая школа искусств в Ираке возродилась в начале XX века. Живопись была занятием выпускников военных османских школ, в качестве забавы, а не искусства.
Современная иракская школа искусств, несмотря на все препятствия, могла начать свою биографию после первой мировой войны и получила особенное развитие в 50-х годах XX века.
Немногим из иракских художников удалось соединить современную и традиционную школу в своих произведениях, и создать самостоятельную иракскую школу, которая имела свой стиль и национальные черты.
Образовалось несколько групп художников, каллиграфистов, архитекторов и скульпторов; профессионалов и любителей, которые совершенствовали свой опыт, чтобы отобразить то, что видели и что запомнили из жизни военных школ и лагерей. Из этого пока малопрофессионального творчества образовалось художественное движение современного Ирака.
«Значение этих художников не ограничивается их работами, которые были похожи на рисунки любителей (как художники воскресных дней в Европе, как работы Руссо)» [159. С 14]. Их значение заключается в том, что на их плечах стояло первое поколение настоящих художников, выросшее на скудной почве, замученное отсутствием свободы и цивилизации. Первые художники сеяли «цветную мечту бедуина». Кроме художников было много поэтов, музыкантов, литераторов, чей труд создал новую атмосферу культуры в Ираке. Связь между пионерами иракской новой культуры послужила толчком для их продвижения вперед. У них был дух любителя и стремление первооткрывателя.
После первой мировой войны некоторые иракские офицеры, обучавшиеся
в Стамбуле, начали заниматься живописью. Эту школу возглавляли Абд-аль-Кадр ал Расам (1882-1952 гг.) и его товарищи Мохамед Салех Заки (1888-1974 гг.) и Асим Хафиз (1886-1965 гг.). Все они продолжали работать в привычной для них манере старой европейской живописи. Необходимость выработки профессиональных навыков, постоянная потребность решения ряда чисто технических задач оттеснили на второй план идейно художественные соображения в творчестве старейших иракских живописцев европейского направления, оставшихся в целом равнодушными к утверждению темы современной жизни. Картинами старейших иракских мастеров, напротив, свойствен тот пристальный интерес к пространственным построениям цветового строя, линейной перспективе, объемной моделировке предметов, который не оставляет сомнений в западном характере их еще во многом профессионально не умелой масляной живописи.
«Близки по содержанию и манере исполнения работы М.С. Заки и А. Ха-физа, художников, подобно Рассаму сочетавших военную службу с увлечением искусством.
Академическая система была формально воспринята ими, прежде всего, как самодовлеющая школа рисунка, положенного в основу живописи и с наибольшей убедительностью проявившего свои качества в целой серии натюрмортов. Пейзажи М.С. Заки более непосредственны, они не чужды эмоциональности, лиричности и в лучших своих образцах тяготеют к поэтической трактовке природы. Не отличаясь особым разнообразием, эти пейзажные композиции повторяют полюбившиеся автору мотивы, такие как река и пальмы, восход солнца на Тигре, старые мосты, перекинутые над одним из рукавов реки в окрестностях Багдада («Тигр», 1910-е гг. и «Закат», 1930-е гг.). М.С. Заки проявляет большую свободу в выборе композиционных приемов и живописных средств, используемых им в соответствии с конкретной образной задачей» [19. С. 14-15].
Заслуга старейших художников страны видится в том, что впервые в искусстве Ирака после длительного периода средневековья с его диктатом орнаментальных и декоративных форм была предпринята попытка возрождения пластических изобразительных традиций, создания современного станкового искусства, способного отвечать целям и потребностям художественного развития в новых условиях.
Первым из этих художников, который украшал еще османские дворцы масляными картинами, был Абд-аль-Кадр аль Расам (1882-1952 гг.). Этот художник жил на свою маленькую пенсию в очень скромном доме, где рисовал всю свою жизнь. «Дом его был наполнен картинами, некоторые из которых он дарил своим друзьям, а еще меньше он продавал» [162. С. 71]. Прозвище его было аль Рассам - то есть художник.
Родился и учился аль Рассам в Багдаде, затем поступил в военное училище в Стамбуле. «Учился живописи у известных стамбульских художников» [162. С. 73]. Писал пейзажи с людьми и животными. Его картины отличались особой чувствительностью и светотеневой моделировкой. В картинах аль Рас-сама отразилась современность, особенно в пейзажах многих исторических мест. Он украсил стены одного кинотеатра в Багдаде большими масляными картинами. Художник писал так же портреты и работал до последнего дня своей жизни.
После возвращения тех студентов, которые учились в академиях искусств в Европе, на горизонте начали появляться идеи создания новой серьезной школы живописи в Ираке. Это стремление было смелое и сильное и, как в любой стране, художники хотели возродить традиции и создать иракскую школу со своей психологической и национальной окраской с общечеловеческими особенностями.
Основы теории живописи
Курс теории живописи впервые разрабатывается и внедряется в педагогическую практику художественных факультетов Иракских вузов. Эта работа представляет особую сложность, так как нет не только традиций чтения данного теоретического курса, но и какой-либо специальной литературы на арабском языке, переводной, или написанной нашими специалистами. Теория живописи - несомненно слабое звено в педагогической подготовке национальных преподавательских кадров.
Ян Амос Коменский еще в XVITT веке писал: «Все преподавание необходимо нам подкреплять доводами разума, чтобы не оставалось места ни сомнениям, ни возможностям забыть его» [46. С. 45].
Очевидно, что первый опыт теоретического исследования в этой области не мог бы стать серьезной основой построения учебной программы и самого процесса обучения студентов. Однако решение этой проблемы можно считать одной из целевых задач данного диссертационного исследования. В силу этих причин, формой построения данного учебного раздела разрабатываемой педагогической системы избрано реферативное изложение содержания курса основ теории живописи, вынесенное поэтому в приложение. Оно составлено на основе материалов российских учебных пособий по тории живописи разработанных для системы художественно-графического образования и, прежде всего, научных трудов профессора Г.В. Беды, одного из основателей и первых руководителей художественно-графического факультета Кубанского государственного университета. Методические фонды факультета хранят как особую ценность учебные пособия, подготовленные им и под его руководством другими преподавателями кафедры живописи для данного курса и вошедшие в учебник «Живопись» (М., 1986 г.).
В настоящем разделе представим лишь общую программу, определяющую основные разделы курса и их задачи.
Роль рисунка в живописи.
Начало живописи лежит в рисунке. Не умея определять пропорции размеров и объемов, передавать форму предметов средствами свето-тени, выполнять конструктивные и пространственные построения в рисунке живописец обрекает себя на неудачу, так как не может решить основных изобразительных задач.
Тональный рисунок готовит навыки решения важнейших задач живописи - умения определять и передавать тональные отношения натуры, которые во многом определяют и правильность взятых живописцем цветовых отношений.
«В живописном этюде основной задачей является выражение пластической формы, а ее понимание, т.е. чувство объемной формы, вырабатывается именно в процессе овладения светотеневыми рисунками. Поэтому такой рисунок является не только началом, но и основой обучения живописи» [15. С. 18-19].
Кроме того, тональный рисунок приучает глаз замечать и передавать силуэт цветовых пятен. Начинается формирование этих навыков с обобщенного видения большого света и большой тени. Это является очень важным компонентом профессиональных навыков живописца.
П.П. Кончаловский рассматривая значение живописи рисунка и приемов письма, писал: «Настоящий прием в живописи - это мазок, совершенно точно передающий форму» [54. С. 21].
Учитывая отмеченные обстоятельства, следует придерживаться методически важной последовательности обучения: программа обучения рисунку всегда должна несколько опережать программу живописной подготовки. Очевидно, что, не познакомившись с рисунком головы, преждевременно заниматься живописью портрета.
«В Мюнхенской школе художника-педагога Ашбе, в которую поступали люди, окончившие даже Академию искусств, обучение длительное время проводилось только по рисунку (конструктивное построение формы, тоновой рисунок, гризайль), и лишь впоследствии, когда овладевали конструктивной лепкой формы тоном, приступали уже к изображению цветом» [15. С. 19-20].
2. Цвет в живописи.
«Те, кто влюбляются в практику без науки, - очень верно утверждал Леонардо да Винчи, - подобны кормчим, выходящим в плавание без руля или компаса, ибо они никогда не могут быть уверены, куда идут. Практика всегда должна быть построена на хорошей теории, без нее ничто не может быть сделано хорошо в случаях живописи» [63. С. 124].