Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки использования сравнительного анализа при работе с текстом на уроках литературы в старших классах.
1. Психолого-педагогическое обоснование эффективности использования сравнения на уроках литературы в старших классах .
2. Литературоведческие основы использования сравнительного анализа на уроках литературы в старших классах.
3. Методические основы использования сравнительного анализа на уроках литературы в старших классах.
Глава 2. Методика применения сравнительного анализа на уроках литературы в старших классах.
1. Сравнение как основа работы с текстом. Система заданий по обучению сравнительному анализу .
2. Видовая классификация сравнений. Принципы использования сравнения при анализе произведений разных жанров на уроках литературы в старших классах.
3. Экспериментальная программа по литературе (9-11 классы). 92
Глава 3. Опытно-экспериментальная проверка методики применения сравнительного анализа на уроках литературы в старших классах.
1. Изучение биографии А.С Грибоедова и ее интерпретации в стихотво-рении Д. Кедрина «Грибоедов». 9 класс. Констатирующий эксперимент .
2. Система уроков по изучению романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» с использованием сравнительного анализа. 10 класс. Обучающий эксперимент.
3. «Евангельские мотивы в произведениях русских писателей XX века (на материале произведений Л. Андреева, М. Булгакова, Ю. Домбровского и Ч. Айтматова)». 11 класс. Контрольный эксперимент.
Заключение. 171
Библиография. 178
Приложения. 196
- Психолого-педагогическое обоснование эффективности использования сравнения на уроках литературы в старших классах
- Сравнение как основа работы с текстом. Система заданий по обучению сравнительному анализу
- Изучение биографии А.С Грибоедова и ее интерпретации в стихотво-рении Д. Кедрина «Грибоедов». 9 класс. Констатирующий эксперимент
Введение к работе
Актуальность темы исследования.
Сегодня, когда на учащегося обрушивается поток информации, особое значение приобретает способность структурировать и систематизировать полученные знания. С расширением объема информации литература как учебный предмет приобретает дополнительную функцию, которая связана с формированием у школьников умения анализировать информацию. Представление ученика о целостности литературного процесса сможет сформироваться, если школьники воспринимают его как процесс, живой, подверженный влиянию извне. Поэтому при изучении школьного курса литературы необходимо показать, что ни один писатель не существует в пустоте, что взаимовлияния, отрицание старого и внедрение нового — это органичное развитие, постоянное изменение и обогащение поэтики отдельного писателя и культуры в целом. Художественное произведение изучается на уроках литературы не только как изолированный факт, но и как форма диалога пишущего и читающего, в движении, взаимосвязанности литературного и исторического процессов. Таким образом, сравнение как мыслительная операция становится основой работы с текстом на уроках литературы. При наличии множества программ, учебников, методических пособий, полярности суждений критиков по одному и тому же вопросу умение сравнивать и делать выводы позволит ученику разобраться в тексте и контексте изучаемого произведения, в многообразии чужих трактовок, а также соотнести собственное первичное восприятие текста с тем, которое постепенно формируется в процессе работы над ним на уроках литературы.
Одним из требований к уровню подготовки выпускников, сформулированных в Стандартах среднего (полного) образования по литературе, является умение соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой: раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы литературы. Формирование умения сравнивать литера-
4 турные произведения, а также их критические и художественные интерпретации, является одной из важнейших задач учебного процесса. Потребности старшего школьника в самовыражении через самостоятельность суждений, в умении сопоставлять явления действительности, синтезировать получаемые знания также могут быть реализованы с помощью использования сравнительного анализа на уроках литературы. Следует отметить, что сравнение в школьной практике до сих пор продолжает подменяться «рядоположением», хотя одним из принципов проведения сравнительного анализа является соблюдение параллельности и логической последовательности сравнения. В методике и практике изучения сравнительного анализа термины «сопоставление» и «противопоставление» используются как синонимы «сравнения», несмотря на то, что сравнение - это сопоставление (выявление общего) и противопоставление (выявление отличного). Современная методика определила место сравнения в процессе обучения и принципы сравнительного анализа, сформулировала требования к учителю и учащемуся, предложила несколько классификаций видов сравнения. К сожалению, предлагаемые классификации связаны в основном с внутритекстовыми и межтекстовыми сравнениями. Правда, последнее пятилетие ознаменовалось интересом к практике интеграции предметных областей, а также к теории актуализации внутри-предметных связей. Сегодня необходимо дальнейшее уточнение видовой классификации сравнений. Остро ощущается дефицит работ, посвященных сравнениям произведений разных жанров, не определены подходы к школьному изучению художественных произведений в их родовидовой специфике. Таким образом, актуальность исследования определяется, с одной стороны, потребностью современной методики в обогащении теории и практики систематического и целенаправленного использования сравнительного анализа в изучении курса литературы в старших классах, с другой стороны, недостаточной разработанностью методики использования сравнения как основы работы с текстами произведений одного и разных жанров.
Методологическую основу исследования составили классические труды Ф.И. Буслаева, В.И. Водовозова, В.Я. Стоюнина, В.П. Острогорского, В.П. Шереметевского, Ц.П. Балталона, Н.М. Соколова, М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова и др. Важную роль в формировании концепции исследования сыграли работы литературоведов (А.Н. Веселовского, М.М. Бахтина, Ю.Н. Тынянова, Ю.М. Лотмана, Е.А. Мелетинского и др.), посвященные проблемам преемственных связей в развитии литературы, а также работы психологов, философов, методологов и педагогов, освещающие исследуемую проблему (Л.С. Выготского, Д.А. Леонтьева, В.Ф. Паламарчук, СМ. Бондаренко и др.). Во второй половине XX столетия методика сравнительного анализа нашла отражение в трудах Н.М. Кязимова, Н.А. Соболева, А.К. Киселева, С.А. Зи-нина, Л.В. Тодорова, В.Г. Маранцмана, О.Ю. Богдановой, С.А. Леонова, В.Ф. Чертова, Г.С. Меркина, В.А. Доманского и других методистов.
Объектом настоящего исследования является процесс изучения русской литературной классики XIX и XX веков в курсе IX - XI классов общеобразовательной и профильной школы.
Предмет исследования - методика сравнительного анализа при работе с текстами произведений разных жанров на уроках литературы в старших классах.
Целью диссертационного исследования является разработка методики использования сравнения в процессе анализа произведений одного и разных жанров на уроках литературы в старших классах.
В ходе исследования была выдвинута и проверялась следующая гипотеза: последовательное использование сравнительного анализа в процессе изучения литературы способствует формированию квалифицированного читателя, позволяет учащемуся находиться в состоянии диалога с автором, учителем и самим собой; изучение жанровой специфики произведения дает учащемуся возможность оценить место и значение рассматриваемого произведения в литературном процессе, а также своеобразие творческого метода изучаемого автора в целом и конкретного произведения в частности.
Цель работы и выдвинутая гипотеза определили следующие задачи, поставленные перед исследованием:
проанализировать историю вопроса и современное состояние проблемы;
уточнить существующую классификацию видов сравнений;
разработать систему заданий, позволяющих вводить элементы сравнительного анализа на разных этапах процесса обучения;
разработать методические требования к процессу изучения произведений разных жанров на основе сравнительного анализа;
показать роль сравнительного анализа в развитии самостоятельности и критичности мышления, развитии творческих способностей учащихся и готовности к диалогу;
разработать экспериментальную программу изучения курса литературы в старших классах на основе сравнительного анализа;
разработать методику изучения курса русской литературы 9-11 классов в общеобразовательной и профильной школе на основе использования сравнительного анализа;
опытно-экспериментальным путем проверить эффективность предлагаемой методики на конкретном литературном материале;
9. наметить дальнейшие перспективы исследования избранной проблемы.
Для осуществления цели работы и решения комплекса поставленных за
дач были использованы следующие методы исследования:
анализ литературы по теме исследования;
анкетирование учителей, студентов и учащихся старших классов;
наблюдение за деятельностью учащихся в процессе опытно-экспериментальной работы;
диагностические исследования в процессе экспериментального изучения.
Исследование, включающее в себя теоретическую и экспериментальную часть, проводилось в несколько этапов.
Первый этап (1994-1998 гг.): наблюдение за процессом изучения курса литературы в старшей школе; анкетирование учителей и учащихся московских школ, анкетирование студентов филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; планирование экспериментальной работы.
Второй этап (1999-2002 гг.): анализ различных аспектов избранной темы в психолого-педагогической, литературоведческой и методической литературе; опытно-экспериментальная проверка разработанной методической модели в учебных условиях; анализ ответов и письменных работ учащихся, уточнение рабочей гипотезы и предварительные выводы.
Третий этап (2002-2005 гг.): проверка и уточнение результатов опытно-экспериментальной работы; корректировка ряда положений исследования; перспективное планирование учебного материала в рамках избранной темы.
Экспериментальные уроки с использованием методики сравнительного,, анализа проводились диссертантом в школах № 1255, 110, 1265 г. Москвы, в МИШМиК (Московской инженерной школе метрологии и качества).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
уточнена и расширена классификация видов сравнений, используемых при изучении произведений школьного курса литературы в старших \ классах;
предложена система заданий по обучению сравнению на разных этапах процесса обучения;
сформулированы методические требования к процессу изучения произведений разных жанров на основе сравнительного анализа;
разработана экспериментальная программа, основанная на последовательном использовании сравнительного анализа;
разработана методика изучения курса русской литературы 9-11 классов общеобразовательной и профильной школы на основе использования сравнительного анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выделены основные направления использования сравнительного анализа в процессе
8 изучения литературы в старших классах общеобразовательной школы на основе уточненной видовой классификации сравнений с учетом жанровой специфики литературного произведения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что автором разработаны экспериментальная программа по литературе для 9-11 классов, в основу которой положен сравнительный анализ художественных произведений с учетом их родовой и жанровой специфики, а также методические рекомендации по использованию сравнительного анализа при изучении произведений разных жанров на уроках литературы в старших классах и поурочное планирование учебного материала. Результаты исследования, представленные в диссертационной работе, могут быть использованы: в практике изучения курса литературы 9-11 классов общеобразовательных учреждений; в системе вузовского преподавания: при чтении лекционных курсов по методике, проведении практических занятий, ведении спецкурса и курсов практической методики по программе 9-11 классов; в системе преподавания на курсах повышения квалификации для учителей литературы; при разработке программно-методических материалов, учебников и учебных пособий по литературе для старших классов; при составлении тем сочинений, олимпиад и конкурсов по литературе для старшеклассников.
Достоверность результатов исследования и содержащихся в нем выводов обеспечивается тем, что работа опирается на достижения в области психологической, литературоведческой и методической науки, подкреплена длительными наблюдениями над деятельностью ученика в процессе обучения и личным педагогическим опытом автора. Выводы по исследованию базировались на результатах анализа анкетирования учителей, студентов и учащихся, а также устных ответов и письменных работ старшеклассников.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе учебно-педагогической деятельности автора (в школах № 1255, 1265, ПО, МИШМиК, лекций, конференций, мастер-классов и семинаров, проводимых на базе школы № 1265, ОМЦ Юго-Западного округа и МИОО г. Москвы для
9 студентов филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и учителей-словесников г. Москвы).
На защиту выносятся следующие положения:
I. Школьное изучение литературы с использованием сравнительного
анализа базируется на психологических основах сравнения как мыслитель
ной операции, устанавливающей черты сходства и различия между предме
тами и явлениями; на сравнительно-историческом литературоведении, изу
чающем литературные связи и отношения в их исторической обусловленно
сти; на дидактике как теории обучения, исследующей закономерности обуче
ния в разнообразии его методов и организационных форм; на теоретическом
осмыслении сравнений при изучении произведений разных жанров в методи
ке преподавания литературы.
II. Изучение курса литературы в старших классах с опорой на срав
нительный анализ приобщает школьников к активному творческому поиску,
способствует формированию у старшеклассников критического взгляда на
факты и явления литературной жизни, развитию самостоятельности мышле
ния, совершенствованию навыка сравнения, активизируя различные виды
сравнительного анализа (внутритекстовые, межтекстовые, интерпретацион
ные и интеграционные).
III. Сравнение произведений разных жанров на уроках литературы в
старших классах способствует обогащению теоретико-литературной базы
читателя-старшеклассника, формирует взгляд на жанр как на исторически
складывающийся и непрерывно изменяющийся тип литературного произве
дения.
IV. Систематическое и целенаправленное использование сравнительно
го анализа на уроках литературы в старших классах является важным усло
вием целостного изучения курса литературы в старших классах.
Психолого-педагогическое обоснование эффективности использования сравнения на уроках литературы в старших классах
Сравнение в школьной практике рассматривается в четырех аспектах: психологическом (сравнение как мыслительная операция), литературоведческом (сравнение как метод изучения литературы), дидактическом (сравнение как учебная операция) и методическом (сравнение как прием обучения).
Сравнение - одна из основных мыслительных операций. Сравнение является необходимым условием отражения объективной действительности в мозгу человека. Первые представления об универсальных закономерностях психической жизни человека связывались с принципом ассоциаций, то есть образованием и актуализацией связей между представлениями. В психологической науке при изучении мышления человека выделяются четыре вида ассоциаций: ассоциации по сходству, по контрасту, по близости во времени и пространстве, по отношению.
Одним из методов психологии является так называемый ассоциативный эксперимент, который заключается в следующем: экспериментатор называет слова, а испытуемого просят отвечать как можно быстрее первым пришедшим на ум словом. Те ответы, которые дает испытуемый, сравниваются с ответами, предварительно зафиксированными у целой группы. Таким образом, с помощью ассоциативного эксперимента можно сделать вывод о том, доминируют ли у человека типичные связи или же для него характерны отклонения от стереотипов.
В психологии также часто применяется метод классификации предъявляемых человеку объектов. Один из вариантов этого метода получил название «четвертый лишний» и заключается в следующем: испытуемому предъ 11
являются четыре предмета и дается задание: «Объедините три предмета, которые больше подходят друг к другу, и скажите, какой лишний». Неопределенность инструкции является составной частью данного метода, так как исследователя интересует, какой именно критерий классификации изберет испытуемый. Широко используется в психологии методика свободной классификации: испытуемым предъявляют целый набор различных предметов или их изображений. Испытуемых просят разложить карточки с изображениями предметов на группы - «что к чему больше подходит». Намеренно дается неопределенная инструкция, анализируется самостоятельный выбор испытуемым основания для классификации. После выполнения инструкции испытуемому предлагают укрупнить группы, объединить их. Чем более развернут поиск все новых оснований для классификации, тем более представлено самостоятельное мышление в опытах.
В одном из экспериментальных исследований давалась инструкция быть «как можно оригинальнее». Она привела к существенным изменениям в протекании мыслительной деятельности. Инструкция «на оригинальность», меняя отношение испытуемого к заданию, его установку, способствует развертыванию самостоятельного мышления в ситуации опыта на сравнение понятий.
Метод свободной классификации и «четвертый лишний» можно использовать на уроках для обучения нахождению оснований для сравнения и классификации объектов изучения. Умение выделять сопоставимые существенные признаки - основания для сравнения - одно из важнейших общеучебных умений, которое необходимо специально формировать.
В качестве способов обучения сравнению предлагаются:
1) противопоставление, то есть выделение специфики изучаемого явления;
2) задания, связанные с группировкой объектов на основании сходных признаков;
3) добавление к сравниваемым объектам третьего (23, с. 70). В книге «Учите детей сравнивать» СМ. Бондаренко выделяет следующие этапы процесса сравнения:
1) мысленное выделение признаков объектов, мысленная их классифика ция,
2) оценка признаков с точки зрения их значимости, разделение на существенные и несущественные, включение существенных в дальнейшее рассмотрение,
3) сравнение по выделенным основаниям,
4) установление сходства и различия. (23, с. 12)
«Чем больше хранящиеся в мозгу знания пронизаны разнообразными связями и отношениями, чем более разносторонни эти связи, тем лучше сохраняются знания в памяти и тем быстрее и легче они извлекаются оттуда в нужный момент» (23, с. 10)
Логико-дидактические требования к объектам сравнения формулирует В.Ф. Паламарчук: сравнивать можно только однородные объекты; общее в объектах сравнения можно устанавливать лишь в том случае, если их что-то отличает друг от друга, а устанавливать разницу между ними можно только при наличии у них определенного сходства; несложные объекты, факты сравнивать легче, чем качества, признаки, процессы или категории (141, с. 80)
Сравнение как основа работы с текстом. Система заданий по обучению сравнительному анализу
Соотнесение биографии автора с его творчеством. Отражение биографии в творчестве может быть темой отдельного урока и даже системы уроков, но может привлекаться и в качестве иллюстрации к портрету автора. Например, воображаемое интервью с писателем («отвечать» писатель может только цитатами из своих произведений). Приложение Б. Предварительная подготовка ученика к уроку. Чтение материала учебника. 1) До прочтения учебника ученик уже прочитал произведение, поэтому имеет возможность сравнить собственное впечатление от прочитанного с трактовкой, предложенной в учебнике
2) Материал учебника часто предлагает опыт сравнения, которым можно воспользоваться при самостоятельном проведении сравнительного анализа. Например, в учебнике В.Г. Маранцмана «Литература» (9 класс ) предложены темы, представляющие собой образцы внутритекстовых («Онегин в начале и в конце романа»), межтекстовых («Приметы Возрождения в русской литературе»), интерпретационных («Автор и его герои в отношении к обществу (по роману «Евгений Онегин») и интеграционных («Историческая основа «Слова о полку Игореве») сравнений. Примеры сравнений можно найти также в учебном пособии Ю.В. Лебедева «Русская литература XIX века. Вторая половина» для 10 класса («Андрей Штольц как антипод Обломова», «Островский и Гоголь», «Гроза» в русской критике 60-ых гг.», «Общественная атмосфера конца 60-ых гг. и ее отражение в идеологическом романе «Преступление и наказание» и др.). Учащимся 11 класса А.Г. Кутузов («В мире литературы») предлагает опыт внутритекстового («Главный герой и система персонажей в романе «Тихий Дон»),, межтекстового («Три рассказа на одну тему: «Суламифь», «Олеся», «Гранатовый браслет»), интерпретационного («В спорах о «Двенадцати» Блока) и интеграционного («Время природное и время историческое в романе Шолохова «Тихий Дон») сравнений.
2. Знакомство с научными и критическими статьями, посвященными произведению или творчеству в целом. Составление конспектов, сжатых и подробных планов, тезисных и цитатных планов.
1) Работа с источниками позволяет сравнить свое восприятие произведения с трактовкой ученого, критика, современника писателя.
2) Сравнение между собой нескольких критических оценок дает возможность выбрать из ряда мнений более близкое или сформировать свое, отличное от остальных. 3) Написание отзыва на отзыв помогает формированию критического мышления и собственного стиля.
4) Знакомство с опытом анализа. В процессе чтения статьи осваивается одно из умений: анализ произведения определенного жанра, анализ образа, сравнительная характеристика героев, выявление места и значения художественной детали в тексте, анализ языковых средств и т.д. Учитель предлагает провести самостоятельную работу по аналогии, предложенному образцу.
3. Работа со словарями. В процессе работы со словарем формируется навык многоаспектного толкования слова, сравнения различных интерпретаций одного и того же значения.
4. Работа с текстами (выписки, закладки, составление таблиц и планов разного типа) помогает восприятию текста произведения как неисчерпаемого ис- , точника новой информации, получение которой зависит от выбранного аспекта его анализа. (Пример задания: «Почему комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» не была опубликована? Посмотрите на комедию глазами цензора того времени, найдите «крамольные» мысли».)
5. Подготовка к ответу на предложенный проблемный вопрос. «Проблем- k ный», то есть «не имеющий однозначного решения», следовательно, при ответе на вопрос учащиеся должны не только сформулировать собственную позицию, но и найти контраргументы для спора с возможными оппонентами, то есть представить ряд иных точек зрения по этому поводу. (Например, «Софья - представитель «века нынешнего» или «века минувшего»?)
Изучение биографии А.С Грибоедова и ее интерпретации в стихотво-рении Д. Кедрина «Грибоедов». 9 класс. Констатирующий эксперимент
В первом параграфе предложена система заданий и упражнений, позволяющих систематически и целенаправленно вводить элементы сравни тельного анализа на всех этапах процесса обучения: при изучении биографии автора, во время предварительной подготовки к уроку, во время лекции учи теля, при работе с текстом произведения на уроке, при знакомстве с теорети ческим, при систематизации изученного в форме составления таблиц, схем или графиков и т.д. В качестве заданий, обучающих сравнению, рекомендо ваны следующие виды упражнений, позволяющие вводить элементы сравни тельного анализа на каждом уроке: составление учащимися схемы сравнения (выделение объектов), составление таблицы оснований для сравнения на ма териале одного или нескольких произведений, разработка тестов на сравне ние после прочтения произведения; составление заданий для викторины, ос нованной на определении персонажа, произведения, автора, литературного направления или школы; организация дискуссии или написание сочинения на тему, основанную на сравнении, написание малой научной работы (реферата, курсовой) на тему, основанную на сравнении, разработка проекта, предложение своей интерпретации произведения или творчества автора в целом. Форму интерпретации предлагается выбрать самому учащемуся. Каждый тип заданий проиллюстрирован примерами из ученических работ. Показана роль сравнительного анализа в развитии самостоятельности и критичности мышления, развитии творческих способностей учащихся и готовности к диалогу.
3. Во втором параграфе уточнена и расширена классификация сравнений. Выделены четыре основных разновидности: внутритекстовые, межтекстовые, интерпретационные и интеграционные сравнения. Определены особенности каждой из рассматриваемых разновидностей, перечислены и охарактеризованы возможные объекты и основания сравнения; оговорена допустимость или недопустимость рядоположения, а не параллельного сравнения; рекомендовано использование конкретных методов литературоведения в школьном сравнительном анализе, приводятся примеры.
4. Разработаны методические требования к процессу изучения произведений разных жанров на основе сравнительного анализа. При проведении сравнительного анализа необходимо учитывать, что жанр как тип произведения является устойчивой формой, то есть, что каждому конкретному жанру присущи строго определенные черты. С другой стороны, произведению будут присущи индивидуальное жанровое своеобразие, зависящее он конкретных авторских целей и места данного произведения в авторской системе жанров, а также специфические черты жанровой системы страны и эпохи. Систему жанровых модификаций можно представить следующим образом: жанровое своеобразие произведения (в рамках одного произведения может сочетаться несколько жанровых форм, но они составляют нерасторжимое единство), жанровое своеобразие творчества автора (часто определенная жанровая форма или их сочетание становится отличительным признаком творческого метода автора; сравнение классических характеристик жанра с жанровым своеобразием произведения конкретного автора позволит опреде 105 лить место и значение творчества автора в литературном процессе), жанровое своеобразие эпохи (почти каждой культурно-исторической эпохе присуще жанровое своеобразие; сравнение с целью выявления общего дает возможность судить об особенностях литературного направления или о культурно-исторической эпохе в целом.), жанровое своеобразие литературного процесса страны (некоторые жанры являются уникальными по своей национальной специфике), бытование жанра во времени и пространстве (жанры появляются, умирают и возрождаются, меняются и остаются неизменными; некоторые жанры изменяются до неузнаваемости, другие остаются неизменными; при сравнении становятся очевидны изменения, происходящие с жанром). При сравнении произведений разных жанров, принадлежащих к разным родам литературы, необходимо учитывать родовую специфику, сравнивая тексты с точки зрения присутствия или отсутствия сюжета, наличия повествования, специфики создаваемого художественного мира, особенностей предмета изображения, а также с точки зрения целостности систем: автор-лирический герой или рассказчик-читатель и автор-субъект повествования-объект повествования. Вышеперечисленные основания для сравнения отражают жанровую и родовую природу рассматриваемых сравнений, но существует и категория универсальных оснований - сравнение одного из уровней системы отношений элементов, составляющих художественную целостность, и выявление их места и значения в произведениях разных жанров: например, идейно-тематический уровень, сюжетно-композиционный уровень, система образов, структура отдельного образа, образ автора, «вещный» мир и т.д.