Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КАЧЕСТВО ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВКУСОВ УЧАЩИХСЯ II
1.1. О программах и учебниках II
1.2. Педагогическая и методическая литература 24
1.3. Состояние преподавания и художественные вкусы учащихся 40
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ,МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
2.1. title2 Общие принципы анализа произведений родной литературы в ІV-VII классах 51
2.2. Содержание художественного вкуса и его особенности 63
2.3. Возможности воспитания художественного вкуса на уроках родной литературы 99
ГЛАВА 3. ПУТИ ВОСПИТАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА 116
3.1. Воспитание художественного вкуса в процессе изучения художественных произведений 116
3.2. Анализ литературных произведений с установкой на воспитание художественного вкуса 134
ГЛАВА 4. ВОСПИТАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МАТЕРИАЛОВ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ 151
ВЫВОДЫ 189
- О программах и учебниках
- Воспитание художественного вкуса в процессе изучения художественных произведений
Введение к работе
Коммунистическая партия и Советское правительство нашего многонационального государства всегда уделяли и уделяют большое внимание обучению, всестороннему воспитанию и формированию нового человека. В современных условиях советская школа призвана воспитывать подрастающее поколение в духе верности идеалам коммунизма. При выполнении этой ответственной задачи школа широко и умело использует последние достижения науки и техники, повышая этим эффективность процесса обучения и воспитания. В обществе развитого социализма необходимо воспитывать гармонически развитую личность с высоким художественным вкусом. На ХХУІ съезде КПСС об этом говорилось: "Не надо объяснять, как важно, чтобы все окружающее нас несло на себе печать красоты, хорошего вкуса , а также подчеркивалась огромная тяга советских людей к искусству и "великая ответственность художника перед своим народом"1*.
О важности эстетического воспитания подрастающего поколения говорилось на Июньском Пленуме ЦК КПСС: "А где, как не в школе, может человек получить начала эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству"V
Школьная реформа открывает новые широкие возможности в формировании молодого человека - строителя коммунистического общества, - владеющего прочным запасом знаний, имеющего жизненный опыт,
Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1981, с. 62.
Там же, с. 63.
'Пленум ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г. - М.: Политиздат, с. 124.
- 4 -твердо стоящего на позициях марксистско-ленинской идеологии. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР о реформе в школе говорится о важности усиления роли уроков литературы "в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с вы-
сокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями" . J Уроки родной литературы призваны воспитывать у учащихся художественный вкус, с помощью которого они смогут в дальнейшем разобраться и отличить подлинные произведения искусства от безвкусицы и низкопробной духовной продукции.
В документах о реформе школы, отражающих неустанную заботу партии и правительства о школе, также отмечается: "Важнейшая задача - значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого отдельного учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу"2.
Художественный вкус, будучи составной частью коммунистического воспитания, неразрывно связан со всеми видами воспитания молодого поколения и позволяет воспринимать все прекрасное как в жизни, так и в художественном отображении, помогает видеть гармонию в природе и человеческих отношениях. Будучи активным, направляющим стимулом в деле воспитания подрастающего поколения, художественный вкус отличается широтой и многогранностью формы и содержания. В нем не только заложен крупный потенциал эстети-
Ч) реформе общеобразовательной и профессиональной школы:
Сборник документов и материалов. - II.: Политиздат, 1984, с. 68. о Там же, с. 48.
чесного воздействия, он способствует также развитию и совершенствованию физических и умственных сил, формирует нравственное самосознание.
Воспитание художественного вкуса органически и неразрывно связано со всеми видами литературы и искусства, а также со специфическими особенностями литературных произведений. На уроках родной литературы учитель должен приобщать учеников к духовному наследию своего народа на лучших образцах национальной поэзии и прозы. Проводя параллель с высокохудожественными произведениями русской литературы, учитель таким образом связывает воедино процесс преподавания двух литератур.
Взаимодействие художественного вкуса читателя и художника имеет исключительное значение как важнейший фактор, способствующий умножению развития литературных образцов. Понять, различить, оценить произведение, уметь извлечь из него пользу возлагается на обязанности воспитания художественного вкуса, а это, в свою очередь, будет иметь обратное воздействие на художественный процесс общества.
/ По выражению В.Г.Белинского, "без приготовления, без страсти, без труда и настойчивости в развитии чувства изящного в самом себе, искусство никому не дается"1. J Художественный вкус и эстетический вкус отличаются друг от друга тем, что область эстетического вкуса намного шире. Если область воспитания эстетического вкуса - красота человека, природы, жизни и т.д.,то воспитание художественного, литературного вкуса ограничивается красотой словесного искусства, органически связанного со специфическими особенностями литературных
хБелинский В.Г. Собр. соч. в 9-ти томах, т. 7. - М.: Ху-дож. лит., 1981, с. 316.
произведений. И этим должны заниматься на уроках родной литературы в тесной связи с изучением русской литературы. ^У Следует отметить, что, хотя по сравнению с эстетическим воспитанием сфера охвата художественного вкуса ограничена, однако с точки зрения направляющих художественных средств и возможностей он обладает преимуществами. Лишь поэтому и воспитание художественного вкуса является главным и эффективным источником эстетического воспитания по произведениям искусства. Эта особенность создает условия определить в литературных произведениях качество передачи переживаний, идеалов, мыслей, одним словом, мастерство, художественную ценность произведения. Учитывая все это, можно заключить, что художественный вкус - способность человека правильно оценивать литературное произведение с точки зрения его эстетической ценности и марксистско-ленинских партийных позиций. Это качество помогает узнавать жизнь, формирует у учащихся суждения и мировоззрение, способствует глубже понимать художественную литературу, воспринимать художественные особенности произведения.
Воспитание художественного вкуса осуществляется всеми видами литературы и искусства. Однако диссертант не задался целью охватить все вопросы, связанные с данной проблемой. Исследование проведено на материале преподавания литературы в ІУ-УП классах.
Отсутствие какого-либо исследования в данной области в республике и вызвало необходимость работы над настоящей темой. Основой послужили специфические особенности азербайджанской литературы, опыт работы передовых школ и учителей.
Этой проблеме посвящены пособия, диссертации и методические статьи, однако анализ соответствующей литературы позволяет сделать вывод о том, что имеющиеся исследования не адресованы
школам с азербайджанским языком обучения. Следовательно, вопросы воспитания у учащихся художественного вкуса на уроках азербайджанской литературы до сих пор остаются нерешенными.
Наблюдения, проведенные нами в азербайджанской школе, свидетельствуют о том, что действующие программы и учебники ориентируют учителя на организацию работы по воспитанию у учащихся художественного вкуса, однако программы не содержат конкретных указаний по этому вопросу, а в учебниках нет необходимой системы. В результате художественный вкус учащихся ІУ-УП классов азербайджанской школы недостаточно развит*
Этим и объясняется актуальность нашего исследования, в котором предпринята попытка решить проблему воспитания художественного вкуса у учащихся ІУ-УП классов на уроках азербайджанской литературы.
Основная цель исследования - создание научно-обоснованной системы работы по воспитанию у учащихся художественного вкуса на уроках родной литературы в ІУ-УП классах.
В соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи;
Проанализировать научно-методическую, литературоведческую и психолого-педагогическую литературу, программы и учебники в аспекте проблемы исследования.
Изучить современное состояние работы по воспитанию художественного вкуса на уроках родной литературы в ІУ-УП классах азербайджанской школы.
Определить специфические особенности воспитания художественного вкуса.
Выявить возможности воспитания художественного вкуса на отдельных этапах преподавания литературы.
Разработать пути, методы и приемы воспитания у учащих-
- 8 -ся художественного вкуса.
6. Путем эксперимента проверить эффективность предлагаемой системы работы.
В основу исследования была положена рабочая гипотеза. Воспитание художественного вкуса на уроках родной литературы возможно лишь в том случае, если анализ идейно-художественного содержания произведения будет использоваться не только для раскрытия темы, идеи, системы образов, композиции, сюжета, но и для показа учащимся эстетической ценности творения художника. Восприятие эстетического идеала учащимися происходит на всех этапах усвоения литературы при условии такой продуманной системы работы, которая включает в себя различные пути, методы и приемы анализа художественного текста, а также разнообразные формы самостоятельной и творческой работы самих учащихся.
Методологической основой исследования явились марксистско-ленинское учение о роли художественной литературы и искусства, решения съездов, постановления ЦК КПСС и Советского правительства по вопросам литературы, искусства, воспитания и народного образования.
Методы исследования:
теоретический (изучение трудов классиков марксизма-ленинизма, русских и советских методистов по вопросам литературы и искусства, обучения и воспитания);
социолого-педагогический (анализ программ и учебников, хрестоматий и методических пособий, изучение и обобщение опыта по воспитанию художественного вкуса учащихся ІУ-УП классов азербайжданской школы);
экспериментальный (проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов).
Научная новизна исследования заключается в том, что впер-
вые в методике преподавания азербайджанской литературы определяется теоретически и экспериментально обосновывается система работы по воспитанию у учащихся художественного вкуса на уроках родной литературы в ІУ-УП классах.
Практическое значение исследования заключается в разработке методической системы работы по воспитанию художественного вкуса на уроках азербайджанской литературы, а также конкретных методов и приемов, предложенных диссертантом. Данная методика носит направляющий и действенный характер и способствует дальнейшему развитию художественного вкуса в старших классах при анализе литературных произведений на родном языке.
Апробация работы. По теме исследования проведена экспериментальная работа в 1979-80, 1980-81, 1981-82, 1982-83 учебных годах в школах Ш 44, 99, 126, 155, 161, 173, 190, 199, 20, 31, 82, 240 г. Баку, № I и № 3 Ленкоранского, Ш I Зангеланского районов, села Лакчыплак Геокчайского района, а также в школах Кахского, Шемахинского, Уджарского, Мингечаурского районов Азербайджанской ССР.
Об основных положениях диссертации было доложено на районных (Шемахинской, Зангеланской, Кахской, Шекинской, Апшерон-ской, Белоканской и др.) республиканских конференциях, совещаниях и сессиях (в 1975, 1977, 1978, 1979, 1981, 1982 гг.), а также на Всероссийском совещании по вопросам детской литературы (Москва, 1973 г.) и Всесоюзном симпозиуме по формированию мировоззрения школьников в процессе эстетического воспитания (Москва, 1970 г.). Основной целью докладов, выступлений и сообщений диссертанта явилось распространение экспериментально проверенных путей, методов и приемов воспитания художественного вкуса, передового школьного опыта среди учителей республики, а также оказание им практической помощи. Рекомендации дис-
- 10 -сертанта по развитию и воспитанию художественного вкуса учащихся были приняты и вошли в ныне действующие школьные программы по азербайджанскому языку и литературе для ІУ-Х классов.
Предлагаемая нами методика внедрена в практику многих школ республики: Ш 7, 99, 166, 172, 173, 199 г. Баку, школы Ш 9 села Сабиркенд Шемахинского района, школы им. Низами Белоканско-го района, школы Ш 19, 20 Шекинского района и ряда школ Занге-ланского, Кахского, Закатальского районов Азербайджанской ССР.
На защиту выносится положение о том, что воспитание художественного вкуса учащихся ІУ-УП классов азербайджанской школы происходит на всех этапах анализа и усвоения художественных текстов родной литературы с помощью определенной методической системы, разработанной и апробированной диссертантом на протяжении многих лет преподавания.
Предмет, цель, задачи и методы исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, четырех глав, выводов и библиографии.
- п - у
О программах и учебниках
Уровень преподавания литературы во многом определяется наличием совершенных программ и учебников, способствующих активному формированию литературной образованности учащихся. Говоря об этом, мы имеем в виду и отражение в них вопросов воспитания художественного вкуса учащихся. В статье "О преподавании литературы" Н.К.Крупская указывает: "Умение расценивать читаемую литературу чрезвычайно важно. Мы не можем держать учащегося вечно на поводу. Надо, чтобы он сам умел разбираться в произведении, правильно оценить его. Тогда не такая беда, если ему случайно и попадется в руки какое-нибудь барахло. Он будет защищен от вредного влияния этого барахла. Конечно, не только курс литературы, но вся программа, весь характер школьной и внешкольной деятельности учащегося должен помогать его правильному подходу к художественным произведениям, но курс литературы должен играть ведущую роль, вооружить учащегося необходимыми материалами".
Выдающимся советским педагогом верно подмечена органическая связь задач воспитания и образования. Отвечают ли действующие программы и учебники этим задачам? Анализ истории их создания поможет установить достоинства и недостатки этих основополагающих учебно-методических работ. Так, к примеру, из-за схематичности построения программ по литературе 20-х годов остались без внимания вопросы воспитания художественного вкуса» Бо . Крупская Н.К. Педагогические сочинения, в б-ти томах, т. 5. - М.: Педагогика, 1980, с. 157.лее того, они насыщены методическими и педагогическими установками, не соответствующими возрасту и уровню подготовленности учащихся.
Не случайно в историческом решении ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 года подвергнуты острой критике программы того периода, в том числе и недостатки программ по литературе. В этом партийном документе осуждена чрезмерная перегрузка программ учебным материалом, недостаточность связей и преемственности между программами отдельных классов, нарушение принципа историзма в распределении материала, а также классовая оценка творчества писателя. Ставилась задача о необходимости создания новых программ.
В программах по литературе 30-х годов уже рассматривался ряд интересных вопросов, связанных с воспитанием художественного вкуса. Например, в программе для Ш-ІУ классов начальной школы сказано: "Самое простое и элементарное сообщение о содержании и формах, сходствах и различиях литературных произведений является первичным и ответственным шагом в деле воспитания у учащихся художественного вкуса. Целью У-УІ-УП групп является закрепление, систематизация полученных сведений в ЛІ-ІУ группах, ознакомление с конкретным сообщением нового материала: знаний по литературным течениям, подготовка учащихся к истории литературы"1. В объяснительной записке к программе УІ класса за 1936 год при определении целей и задач преподавания литературы на первый план выдвигается необходимость развития художественного вкуса. Об этом, в частности, говорится: "Для развития культурного уровня, литературного языка и художественного вкуса учащихся нужно использовать произведения тюркских (азербайджан . Программа по литературе для неполных средних и средних школ. Баку, Азернешр, 1932-1933, с. 7-8.
В ряде программ I93Q-I94Q годов обозначены такие вопросы, как пробуждение у учащихся интереса к словесному искусству, литературно-художественных вкусов и чувств, воспитание любви к литературе, привитие умения выразительно и художественно читать литературные произведения. Однако эти программы страдали одним серьезным недостатком - сама проблема не находила правильного решения.
Общие принципы анализа произведений родной литературы в ІV-VII классах
Цель анализа - создать представление о произведении в целом, хотя характер анализа в зависимости от темы, идейной направленности произведения, стиля писателя, специфики жанра бывает различным. К этому ряду следует отнести также вопросы идейно-политического, трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Систематическая работа в указанном направлении содействует росту литературного образования, следовательно, и воспитанию художественного вкуса учащихся, а также формированию коммунистической убежденности.
Анализ способствует подготовке учащихся к жизни, его основные мотивы - помочь выработать умение видеть и оценить в окружающей действительности прекрасные и теневые стороны, правильно оценить каждое общественное явление. Ясно, что результативность работы, связанной с проведением анализа, наступает не сразу, этот процесе длительный и в нем немаловажную роль играют такие факторы, как способность выделить в литературном материале социальные и эстетические ценности посредством анализа темы, сюжета, языка,
В школьной практике нередко анализ художественного произведения подразделяют на две части: в начале рассматривают идейное содержание, а затем художественные достоинства. Такое разделение не оправдывает себя. Процесс анализа также един, как едины в произведении форма и содержание. Сохранение этого единства обеспечивает восприятие литературы как искусства слова. Анализ произведения в школе должен предусматривать и воспитание художественного вкуса как основы эстетического воспитания и приобретения навыков самостоятельной оценки духовных ценностей. В данном разделе мы не ставим задачу раскрыть методику внедрения на уроках основных принципов анализа - это область специального исследования. Проблема анализа рассматривается с позиции воспитания художественного вкуса. Исходя из принципов народности, партийности, классовости, историзма в литературе и учитывая условия школьной практики, анализ произведения в связи с воспитанием художественного вкуса предусматривает: литературоведческий подход к произведению, учет особенностей стиля писателя, использование теоретического материала на основе знаний, полученных учащимися ранее, связь художественных произведений с жизнью, проведение работы над наиболее удачными отрывками, привитие учащимся умений и навыков оценивать произведение в целом. х_У Известно, что основные идейно-эстетические принципы литературы являются важным мерилом в рассмотрении ключевых вопросов произведения, в зависимости от поставленной цели они должны найти конкретную реализацию. Принцип историзма является ведущим в процессе усвоения ткани художественного произведения. Нельзя добиться правильной идейной оценки, не осветив вопросы истории народа,-которому принадлежит писатель, общественно-исторические условия, в которых создавалось произведение.! Например, в поэме описываются тяжелая жизнь народа, те исторические условия, при которых он формировался, и его решительная революционная борьба в период гражданской войны, несмотря на голод, смерть и лишения. Показано неоценимое значение социалистической революции, которая впервые в мире вывела народы на свободу. В реальных картинах увековечена память о 26 комиссарах, отдавших свою жизнь во имя прекрасных идеалов, в сердцах, мечтах и поступках народов, приобретших свое счастье. Значит, при анализе этого большого исторического факта в единстве с жизнью, борьбой и победой народа произведение воспринимается и оценивается по достоинству.
Воспитание художественного вкуса в процессе изучения художественных произведений
Художественное развитие человека продолжается всю жизнь. Начиная с колыбели, на него оказывают свое благотворное воздействие окружающие его люди, природа, литературная среда, народное творчество, литература, живопись, музыка и другие замечательные образцы культуры и искусства. Однако это воздействие не всегда бывает одинаковым. В этом отношении роль школы приобретает особое значение. Говоря о роли школы и учителя во всестороннем развитии учащихся, Н.К.Крупская отмечала: "По мнению Толстого, школа должна быть лабораторией, где учитель должен неустанно наблюдать, проверять свои наблюдения и опять смотреть, и опять наблюдать. Но чтобы из наблюдений что-либо вышло, надо, чтобы они совершались при благоприятных условиях"1.
Эти слова великого советского педагога всецело относятся к педагогическому коллективу, призванному всесторонне воспитывать детей. Художественное развитие учащихся будет протекать более целенаправленно, если учителя сумеют решить такие важные вопросы, как организация воспитания художественного вкуса при изучении литературы, выработка системы методических направлений по его привитию, а также объективно провести художественный анализ -главный фактор художественного воспитания.
В этой области накоплен ценный опыт работы преподавателей Азербайджанской ССР.
Изучение содержания произведения оказывает сильное воздействие на воспитание художественного вкуса учащихся. Например, в УП классе при усвоении содержания повести М.Джалала "Манифест молодого человека" учащимся помогает составление плана. Для каждой главы составляется расширенный план, каждая из них делится на определенные части. Для одной из частей предлагается следующий план.
План
1. Деревенский ребенок в городе.
2. В коровнике Мешед Аббаса.
3. В парикмахерской.
4. Хождение по дворам с тяжелой корзиной, наполненной требухой.
5. Несчастье.
6. Бахар - выцветший листочек лихолетья.
7. Последний вздох.
С помощью этого плана учащиеся не только выявляют описание обстановки того времени и эпизоды в развитии сюжета, но и ярче представляют себе портрет Бахара и его внутренний мир. Они пересказывают текст по плану и делают выписки, характеризующие образ главного героя.
Портрет Бахара таков: "Холодный воздух словно мечом резал тело. Улица была пустынна. Деревья трещали на невиданном в этих местах морозе. Щеки Бахара посинели, он яростно дышал на пальцы, пока не закружилась голова. Пальцы ног, вылезшие из разодранных чарыхов, совсем закоченели. Он прыгал на месте с ноги на ногу"х. Внутренний мир Бахара и обстановка лавки. "Бахар приткнулся в углу лавки и стал следить за тем, как ловко орудовал кин піашаев М.Джалал. Манифест молодого человека. Детгиз, РСФСР.-М.: Просвещение, 1957, с. 94-.
- 118 -жалом хозяин. Мальчик устал, проголодался, тосковал по матери и все же был рад, что попал в город. Здесь было много народу. Он видел вещи, о которых раньше не знал. Здесь Мардан, и они скоро встретятся" .