Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Совершенствование музыкально-эстетического развития младших школьников (на материалах работы музыкальных кружков при общеобразовательных школах) Печерская Элла Филипповна

Совершенствование музыкально-эстетического развития младших школьников (на материалах работы музыкальных кружков при общеобразовательных школах)
<
Совершенствование музыкально-эстетического развития младших школьников (на материалах работы музыкальных кружков при общеобразовательных школах) Совершенствование музыкально-эстетического развития младших школьников (на материалах работы музыкальных кружков при общеобразовательных школах) Совершенствование музыкально-эстетического развития младших школьников (на материалах работы музыкальных кружков при общеобразовательных школах) Совершенствование музыкально-эстетического развития младших школьников (на материалах работы музыкальных кружков при общеобразовательных школах) Совершенствование музыкально-эстетического развития младших школьников (на материалах работы музыкальных кружков при общеобразовательных школах) Совершенствование музыкально-эстетического развития младших школьников (на материалах работы музыкальных кружков при общеобразовательных школах) Совершенствование музыкально-эстетического развития младших школьников (на материалах работы музыкальных кружков при общеобразовательных школах) Совершенствование музыкально-эстетического развития младших школьников (на материалах работы музыкальных кружков при общеобразовательных школах)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Печерская Элла Филипповна. Совершенствование музыкально-эстетического развития младших школьников (на материалах работы музыкальных кружков при общеобразовательных школах) : ил РГБ ОД 61:85-13/385

Содержание к диссертации

стр.
ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШСЛВДОВАНШ ІГ

I. I. Анализ проблемы комплексного подхода к
воспитанию в общей и музыкальной педа
гогике II

I- 2.* Учебно-воспитательные задачи и состав
ные, элементы занятий школьных музыкаль
но-инструментальных: кружков 21

I* 3* Структура внеклассных занятий по обуче
нию, игре на музыкальном инструменте 33

I- 4* Формы организации обучения в школьных . .

музыкально-инструментальных кружках *.»... 54

I. 5* игра1 на музыкальном инструменте как.

средство музыкально-эстетического раз
вития школьников1. ... 67

ГЛАВА 2+ СОДЕРЖАНИЕ И ЕЕЗУЛЫАШ ЭКСПЕЕИМЕШШЬ»

НОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ,. 78

2» I» Методика экспериментального исследова
ния 78

2„ 2. Анализ результатов констатирующего и

лоисково-абучавдезго экспериментов .*».. 96

2» 3* Задачи и содержание формирующего экспе
римента *... 109

2* 4* Анализ исходных и контрольных данных

формирующего эксперимента ІГ?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 136

Библиография ....,... * 141

Приложения ..... * Г69

- s -

Введение к работе

Актуальность темы. Тема исследования раскрывает одну из сторон важнейшей социальной проблемы» имеющей особое значение в период строительства коммунистического общества - проблемы формирования гармоничной, всесторонне развитой личности /I, 2, 3, 4, 5, 6, 7/. Гармоничное развитие, личности яеляєтся наиболее важной целью каждого вида коммунистического воспитания, любого звена учебно-воспитательного процесса. Известно то огромное внимание, которое уделено этой проблеме в идеологической деятельности КПСС. Провозглашенная Программой КПСС цель всестороннего развития личности углублялась и конкретизировалась на партийных, съездах, в важнейших документах, партии и правительства*

На ХХУІ съезде КПСС отмечалось: "Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для всё более полного развития личности и будем наращивать иг впредь. Но важно вместе с тем, чтобы каждый человек, умел ими разумно пользоваться» А это, в конечном счете, зависит, от того, каковы интересы, потребности личности. Вот. почему в их активном, целенаправленном формировании наша партия видит одну из важных задач социальной политики" /12, с. 63/.

В этой связи большое значение на современном этапе приобретают выдвинутые на ХХУГ съезде. КПСС задачи формирования нового человека с учетом опыта разработки комплексного подхода к воспитанию учащихся, накопленного после ХХУ съезда КПСС /12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 25, 26, 27, 29, 30, ЗГ, 33/.

В последние годы освещению вопросов комплексного подхода к воспитанию школьников в научной и методической литературе уделено значительное внимание. Эта проблема рассматривается в различных аспектах: в теории коммунистического воспитания /Л.К.Баляс-ная, Е.М.Кожевннковг ЭЖМоносзон, Л.НЛономарев., ГЛ.Смирнов»

- 4:-

Г.НЛилонов» И.Ф.Харламов/; в теории эстетического воспитания /А.Й.Буров, И.ФДЪнчаров, Д.Я..Зись, БЛДихачев, В_В„Неверов, Ю.У.Фохт-Бабушкин/; в методике проведения школьных уроков изобразительного искусства Д)»Н*Петрова/ и музыки /G.A.Апраксина/. При этом сущность понятия "комплекс" остается неизменной, но преломление его в различных сферах приобретает определенную специфику. Вполне правомерным представляется разработка вопросов комплексного подхода к воспитанию в процессе внеклассных музыкальных занятий.

Как известно, основными формами приобщения детей к музыке являются уроки музыки в общеобразовательных школах и внеклассные занятия в школьных, музыкальных кружках. Каждая из этих форм характеризуется специфическими особенностями, определенным построением,, методами обучения, связанными с теми или иными частными задачами /обучение, пению в хоре, игре на фортепиано» баяне и т„д„/. В то же время все виды музыкального воспитания детей объединяет единая цель - формирование средствами музыкального искусства гармонично развитой личности.

Одной из наиболее массовых форм музыкального воспитания учащихся являются школьные кружки по обучению игре на музыкальных инструментах. Они организованы во многих школах, охватывают большое количество детей. В музыкально-инструментальных кружках обучаются все желающие без отбора по музыкальным способностям. Массовость и доступность обучения в музыкальных кружках свидетельствуют о том, что они приобретают большое значение в современной практике музыкального воспитания школьников.

Исходной предпосылкой нашего исследования явилось противоречие между задачами массового музыкально-эстетического воспитания школьников и методикой обучения в музыкально-инструментальных кружках. Как показали наблюдения, в большинстве случаев она на-

- 5 -правлена на решение частных задач формирования навыков игры на музыкальном инструменте,, что приводит к односторонности учебно-воспитательного процесса и не обеспечивает гармоничного развития детей. Поэтому комплексный подход к проведению уроков мы рассматриваем не как самоцель, а как необходимое условие совершенствования разностороннего музыкально-эстетического развития школьников, способствующее устранению указанного противоречия.

Об актуальности рассматриваемой проблемы свидетельствует и тог что различные ее аспекты освещены в музыкальной педагогике Д„Г*Арчажникова, ТД»Беркман, К,Л*Кравченко, ВД.Шульгина и др.Д Однако комплексный подход к воспитанию и обучению в научных исследованиях специально не рассматривался. Анализ работ по музыкальной педагогике свидетельствует о том, что в большинстве из них. рекомендуется применять на уроках различные виды музыкально-исполнительской деятельности /разучивание произведений,, освоение элементов техники игры на инструменте, чтение нот с листа, ансамблевую игру, аккомпанемент, подбор по олуху/. Это создает возможность решать более общие задачи, чем формирование навыков игры на музыкальном инструменте» Однако перечисленные виды деятельности не выходят за пределы сугубо инструментального исполнительства, что ограничивает воздействие музыкального искусства на учащихся.

Анализ литературы по музыкальной педагогике показал, что в некоторых исследованиях и методических пособиях /М.Н.Баринова, Л.А.Еаренбойм, К Д ..Кравченко, Н.АДіобомудрова, В.Д.Шульгина и др*/ содержатся краткие и общего характера рекомендации о целесообразности использования на занятиях с младшими школьниками не только инструментально-исполнительских, hd и других видов музыкальной деятельности /пенияг элементов ритмики и др.Д

Однако в педагогических исследованиях отсутствует освещение теории комплексного подхода к проведению музыкально-инструментальных занятий, нет четко разработанной методики, соответствующей задачам гармоничного развития школьников.

В музыкальной педагогике целесообразность комплексного подхода к воспитанию обоснована в методике проведения школьных уроков музыки /ОДАпраксина/. Комплексный подход к воспитанию рассматривается как необходимое условие, обеспечивающее соответствие методики социально значимым целям и задачам.

Однако в области внеклассного музыкального воспитания проблема комплексного подхода не была поставлена так убедительно, как в методике преподавания школьных уроков музыки, хотя уроки музыки в школе и кружковые музыкальные занятия имеют единые цели. Если в первом случае /уроки музыки/ комплексный подход признается необходимым условием эффективности учебно-воспитательного процесса, без которого невозможно решить поставленные задачи, то во внеклассных формах работы /кружковые занятия/ это, казалось бы, признанное условие целенаправленно не реализуется.

На основе анализа литературы обнаружено второе противоречие. С одной стороны, признание необходимости на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте "комплексного метода преподавания" /Г.Г*Нейгауз/, "комплексной системы музыкального воспитания и обучения" /Л.А*Баренбойм/, "комплекса художественного развития" /Б.ЕиМилич/; с другой стороны, отсутствие теоретического обоснования и методической разработанности вопросов комплексного подхода в процессе занятий по обучению игре на музыкальном инструменте.

Вышеуказанные противоречия /первое - на практике, второе - в теории/ послужили исходными предпосылками настоящего исследования, определили выбор темы, ее актуальность.

Объектом исследования явился учебно-воспитательный процесс в школьных кружках по обучению игре на музыкальных инструментах, предметом - комплексный подход к проведению музыкальных занятий.

Дель настоящей работы - поиски путей реализации комплексного подхода в процессе обучения в школьных музыкально-инструментальных кружках» разработка методики проведения занятий, направленной на совершенствование музыкально-эстетического развития младших школьников.

При обосновании гипотезы мы исходили из того, что любой учебно-воспитательный процесс основан на решении определенных задач. Это обстоятельство» а также изучение научной и методической литературы по теме исследования и наблюдение за учебно-воспитательным процессом школьных музыкальных кружков дало нам возможность выдвинуть следующую гипотезу исследования: наиболее эффективный путь реализации комплексного подхода, направленного на совершенствование музыкально-эстетического развития младших школьников в процессе внеклассных музыкальных занятий, основан на диалектической взаимосвязи разнообразных видов художественной деятельности,, соответствующей определенным учебно-воспитательным задачам.

Для проверки выдвинутой гипотезы, нужно было решить следующие задачи:

I* Теоретически обосновать необходимость комплексного подхода в совершенствовании музыкально-эстетического развития младших школьников в процессе, внеклассного музыкального воспитания.

  1. Исследовать структурные особенности музыкально-инструментальных занятий, построенных на основе комплексного подхода.

  2. Обосновать наиболее целесообразную форму организации кружковых занятий по обучению игре на музыкальном инструменте.

  3. Экспериментально проверить эффективность разработанной ме-

тодики*

Теоретическое обоснование необходимости комплексного подхода к воспитанию и обучению на внеклассных музыкальных занятиях приемлемо для учащихся различного возраста» Однако* учитывая объемность и многосторонность проблемы, мы ограничили экспериментальное исследование разработкой комплексного подхода в совершенствовании музыкально-эстетического развития первоклассников» Это обусловлено тем» что разностороннее музыкально-эстетическое развитие детей в первый год приобщения их к музыке имеет особо важное: значение.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Комплекс применяемых на уроках музыки видов художественной деятельности правомерно рассматривать как систему, в которой они являются структурными элементами.

  2. Сущность комплексного подхода к проведению музыкально-инструментальных занятий состоит в диалектической взаимосвязи разнообразных видов художественной деятельности, соответствующей определенным учебно-воспитательным задачам.

  3. Комплексный подход, в процессе внеклассных музыкальных занятий является необходимым условием разностороннего музыкально-эстетического развития младших школьников»

Методологической основой исследования явились положения классиков марксизма-ленинизма о всестороннем развитии личности в социалистическом обществе, постановления партии и правительства по вопросам воспитания и образования, а также положения советской психологии о диалектическом подходе к развитию специальных и общих способностей личности*

Яри проведении исследования были использованы следующие методы:

1»Изучение постановлений Коммунистической партии и Советского правительства;- анализ литературных источников по исследуемой

- 9 -проблеме для установления исходных теоретических позиций и обоснования гипотезы.

2,- Наблюдения за учебно-воспитательным процессом в музыкальных кружках общеобразовательных школ с целью определения направленности общепринятой методики на музыкально-эстетическое развитие школьников.

  1. Организация педагогического эксперимента в школьных музыкальных кружках.

  2. Протоколирование уроков с анализом результатов выполнения контрольных заданий, активности учеников, их увлеченности, интереса к занятиям, развития их специальных музыкальных и общих способностей.

  3. Определение результатов внедрения комплексного подхода в учебно-воспитательный процесс музыкально-инструментальных кружков.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые:

предметом специального исследования явился комплексный подход в совершенствовании гармоничного развития младших школьников и особенности его применения в процессе обучения игре на музыкальном инструменте;

проанализирована структура внеклассных музыкально-инструментальных занятий, раскрыты сложные связи элементов комплекса;

разработана новая методика проведения уроков в музыкальных кружках, направленная на разностороннее и гармоничное развитие

обучающихся.

Практическая ценность исследования заключается в том, что положения, теоретически разработанные и обоснованные в нем, вскрывают дополнительные возможности в усилении развивающей функции занятий по обучению игре на музыкальных инструментах. Материалы диссертации могут быть использованы в различных звеньях системы

- 10 -музыкального воспитания /школьные музыкально-инструментальные кружки, хоровые студии, детские музыкальные школы/ с целью совершенствования музыкально-эстетического развития школьников»

Апробация и внедрение результатов исследования:

Основные положения и результаты исследования докладывались и обсувдались на Всесоюзной научно-практической конференции по проблеме взашлоовязи теории и практики эстетического воспитания школьников /Ереван, 1977 г./; областных научно-практических конференциях учителей музыки /Одесса, 1978-1983 г.г./; ежегодных внутривузовских конференциях в Одесском педагогическом институте имени КД.Ушинского /Одесса, 1978-1983 г.г./.

По результатам исследования разработаны: I/ лекции в курсе методики музыкального воспитания для студентов музыкально-педагогического факультета Одесского пединститута им. КД.Ушинского; 2/ методические рекомендации "Музыкально-эстетическое развитие учащихся на начальном этапе фортепианного обучения", "Развитие музыкального восприятия младших школьников на занятиях по форте-' пиано", "Методика проведения комплексных уроков на первом году обучения игре на фортепиано*"

Материалы проведенного исследования используются в практике работы музыкальных кружков общеобразовательных школ № 46, 53, 90 г. Одессы.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, изложенных на 140 страницах машинописного текста, библиографии и приложений, В библиографии указываются литературные источники исследования, включающие 293 работы отечественных и зарубежных авторов. В работе имеется 19 таблиц и 16 рисунков. Общий объем диссертации - 187 страниц.

- и -

Похожие диссертации на Совершенствование музыкально-эстетического развития младших школьников (на материалах работы музыкальных кружков при общеобразовательных школах)