Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы и методы изучения народного костюма в детской художественной школе.
1 .Русский народный костюм как часть культуры и быта русского народа.
1.1 Взаимодействие духовной сущности народа и художественных традиций в национальном русском костюме. 17
2. Основные виды украшения русского народного костюма в свете культурологических и семантических представлений.
2.1. Орнамент в народном костюме как отражение представлений о мире.
2.2. Вышивка - один из основных видов украшения русского народного костюма.
2.3. Ткачество - основной способ изготовления русского народногокостюма.
2.4. Украшения в русском народном костюме. 83
3. Теоретические основы изучения народного костюма как неотъемлемой части русской народной художественной культуры.
3.1. Исторический опыт изучения русского народного костюма. 96
3.2. Современное состояние и перспективы изучения народного костюма. 117
4.Основные психолого - педагогические проблемы художественного творчества.
4.1. Интеграция учебных дисциплин и преемственность в обучении 130
средствами русского народного костюма как факторы развития творческих способностей и практических навыков у детей. Выводы по 1-й главе.
ГЛАВА II. Педагогическая модель развития творческой активности учащихся детской художественной школы в процессе изучения русского народного костюма.
1. Педагогические условия развития творческих способностей и практических навыков у детей в процессе ознакомления с русским народным костюмом. 143
2. Методическая организация изучения народного костюма на занятиях по декоративно - прикладному искусству в детской художественной школе. 153
3. Результаты экспериментальной работы по изучению народного костюма.
Выводы по 2-й главе.
Заключение
Библиография 183
- .Русский народный костюм как часть культуры и быта русского народа.
- Основные виды украшения русского народного костюма в свете культурологических и семантических представлений.
- Педагогические условия развития творческих способностей и практических навыков у детей в процессе ознакомления с русским народным костюмом.
Введение к работе
Актуальность исследования. Преподавание декоративно-прикладного искусства в детской художественной школе продиктовано жизненной необходимостью, так как сфера его влияния непрерывно расширяется и охватывает самые разнообразные стороны жизни современного человека.
Одна из главных особенностей народного декоративно-прикладного искусства - рукотворность произведений. Каждое изделие народного мастера неповторимо, оно как бы хранит частичку его души, тепло рук. Художественные принципы и творческая методика декоративно-прикладного искусства вырабатываются самими мастерами в процессе их художественной практики и передаются от мастера к мастеру, от поколения к поколению. Поэтому для развития народного декоративно-прикладного искусства характерна специализация, приводящая к высоким степеням художественного мастерства. Передача традиций в порядке ученичества составляет характерную черту народного прикладного искусства.
Ознакомление с основными этапами в истории развития изобразительного и прикладного искусства, его видами и жанрами, а также с теорией и практикой различных видов прикладного и декоративного искусства составляет существенную часть учебного процесса детской художественной школы, органично сочетаясь с изучением основ изобразительной грамоты, живописи, композиции и скульптуры.
Преподавание декоративно-прикладного искусства в детских художественных школах дает возможность расширить профиль профессиональной подготовки учащихся, активизировать образное мышление, а также наиболее полно выявить индивидуальные способности каждого ученика.
Эстетическая значимость общения детей с произведениями народного искусства, с самим процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умение создавать их, важна для общего развития ребят, для воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, развития художественного вкуса на лучших образцах этого искусства.
Дети любят работать с разнообразными материалами, конструировать, выполнять вещи практического назначения. Обучение декоративно-прикладному искусству органично сочетается с развитием художественного вкуса и творческого воображения.
С раннего возраста, уже в начальных классах школы, когда дети получают основы изобразительной грамоты, в них необходимо воспитывать любовь к русскому народному искусству. На протяжении всего курса обучения учащиеся знакомятся с лучшими образцами народного творчества.
Изучение темы «Русский народный костюм» на занятиях декоративно-прикладного искусства предоставляет возможность решения основных задач обучения детей изобразительному искусству.
Русский народный костюм, как составная часть народного искусства, должен рассматриваться как одно из важнейших средств эстетического воспитания в формировании гармонически развитой личности.
Русский народный костюм являлся одним из устойчивых элементов материальной культуры. Как отмечают Н.М.Калашникова и Г.А.Плужникова, он отражал «...не только этническую принадлежность и географическую среду; в ней складывался уровень экономического развития, социальное и имущественное положение, религиозная принадлежность. Костюм - это своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа».
При знакомстве с историей развития русского народного костюма у учащихся развивается чувство любви к своей Родине, к своему народу.
В сегодняшней жизни традиционная народная одежда уже почти исчезла. Однако в последние годы большой интерес к ней проявляет молодежь. Многие элементы народного костюма используются и переосмысливаются при современном моделировании костюма.
Исследование специфики русского народного искусства как особого типа художественного творчества, его многоаспектный анализ, позволили рассмотреть русский народный костюм в единстве с традиционной культурой народа, его историей, природным окружением, определить его роль в раскрытии творческой активности учащихся детской художественной школы на уроках декоративно-прикладного искусства.
Основополагающее значение для выявления значимости народного искусства, органической частью которого является русский народный костюм, имеют исследования ученых-искусствоведов: А.В.Бакушинского, И.Я.Богуславской, Г.К.Вагнера, В.М.Василенко, В.С.Воронова, К.М.Кирсановой, Н.Т.Климовой, М.А.Некрасовой, Т.М.Разиной и др.
.Русский народный костюм как часть культуры и быта русского народа
Русский народный костюм является богатейшим источником творчества. Многие исследователи обращаются к русскому народному костюму как к объекту русской материальной культуры, как к историко-этнографическому источнику. В русском народном костюме сохраняются национальные традиции. А как отмечает современный исследователь русского народного костюма Ф.В.Пармон: «Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства »(76, с.8).
История русского народного костюма насчитывает многие столетия.
К 10 веку на территории Восточной Европы образовалось первое феодальное государство славян - Киевская Русь, достигшее в этот период большого экономического и политического подъема. Эпоха Киевской Руси - это период расцвета ее культуры.
После принятия христианства на Руси под влиянием Византии стали носить длинные не приталенные одежды. Идеал красоты на Руси в тот период предполагал статную фигуру, гордую осанку, плавную походку. У женщин - белое лицо с ярким румянцем, соболиные брови; у мужчин - окладистую бороду. Костюм дополнял облик человека и связывал его с общепринятым эстетическим идеалом. Характерными чертами мужского и женского костюма становятся статичность и простота силуэта. Костюм не выявлял форму тела, был свободным, но не очень широким.
Особенностью эстетического идеала на Руси была относительная общность взглядов на красоту и одежду в народе и у знати. Русский костюм был достаточно своеобразен, заметно отличался от других, удачно соответствовал образу жизни народа-земледельца. Вплоть до начала 18 века он удовлетворял все слои русского общества: его носили цари и бояре, купцы, ремесленники, крестьяне. Различия в одежде простых людей и знати проявлялись главным образом в качестве тканей, из которых были сшиты костюмы.
В домонгольский период на Руси почти все одежды были накладные, т.е. надевались через голову. Они имели спереди лишь небольшой разрез.
В течение долгого времени русские люди, защищая свою национальную самостоятельность, держались старинных обычаев и костюмов.
Костюм эпохи Московской Руси, сохраняя свою традиционную основу, претерпел некоторые изменения, он стал гораздо сложнее и разнообразнее. Появились одежды распашные, имеющие спереди сверху донизу разрез. Часто встречались одежды, отрезные по талии или выявляющие талию, хотя красивыми по-прежнему считались длинные не приталенные одежды.
Различие в костюме простых людей и знати стали проявляться кроме качества тканей, также и в количестве надетых одежд. Знатные люди надевали на себя одновременно несколько одежд, что должно было свидетельствовать об их благосостоянии. Эти одежды, хотя они были длинны и тяжелы, носили независимо от времени года, как на улице, так и в помещении. В торжественных случаях, например на приеме во дворце, на присутствующих могло быть надето одновременно по пять или шесть одежд.
Основные виды украшения русского народного костюма в свете культурологических и семантических представлений
Ткачество издревле являлось самых распространенным видом женского народного творчества. Производство жизненно необходимых в быту всех сословий тканей было широко развито на Руси. Домотканые холсты использовались и в одежде, и в предметах бытового назначения. Тканье было постоянным занятием женского населения деревень, сел и городов. Рядовые горожане сами пряли шерсть и лен, ткали из нитей материи -фу бое сукно и холст, кроили и шили платье. В более зажиточных домах это делали слуги. О домашнем прядении и ткачестве говорят археологические находки большого количества пряслиц для веретен, самих веретен, гребней и донцев прялок, юрков для снования ниток, частей ткацкого стана ( 87, с. 127)
Домотканые материи: грубое сукно - сермяга, опона, грубое полотно, вотола - долгое время шли на одежду простых горожан и сельского населения. Известны и тонкие ткани местного изготовления - шерстяная волочень, беленые полотняные - бель и понява, бывшие в обиходе у более зажиточных людей. В городах были и более роскошные ткани, привозившиеся издалека: шелковые вышитые паволоки или золотные аксамиты --по большей части византийской работы. Они шли преимущественно на одежду знати, но и зажиточные горожане, иногда даже крестьяне могли позволить себе украсить головной убор или одежду такой дорогой тканью. Об этом говорят археологические находки подобных тканей, иногда с местной вышивкой, как в курганах, так и на древних городских кладбищах при церквах (87, с. 128 )
Со временем ввоз иноземных тканей расширялся. Однако больше всего использовались по-прежнему местные материи, но производство шерстяных и льняных тканей стало уже делом специалистов-ремесленников.
Существовали целые слободы и села, где жили ткачи и были сосредоточены их мастерские. Они снабжали льняными полотнами, узорными скатертями, головными полотенцами и другими изделиями царский двор и знать. Свои ткацкие села имели также монастыри.
Беленый холст еще в древности очень широко использовался для летней одежды, но по большей части все носили одежду из крашенных тканей. Красили ткани преимущественно растительными красками, очень редко - животными. Так для изготовления красной краски - червеца - употребляли насекомое кошениль, а также растение марену, подмаренник, вайду, зверобой и др.; синюю краску делали из войды, сон-травы, василька, черники; желтую - из крушины, дрока, листьев березы, коры диких яблонь и ольхи; коричневые - из коры дуба, груши, шелухи лука. Изменением концентрации и смешением красителей в разных пропорциях достигали богатства и разнообразия оттенков (87, с. 130 ). В домашних условиях изготовляли в основном льняные и конопляные ткани. Домострой упоминает в числе хозяйственных запасов, которые нужно иметь дома «полотен и оусчин и холстов наделано, да на што пригоже ино окрашено на летники и на кавтаны и на сарафаны...а будет слишком за обиходом поделано...ино и продаст ино што надобе купит» (цит. по 87, с.130).
Ткани высоко ценили и берегли даже зажиточные люди. Домострой рекомендовал рачительному хозяину не только тщательно хранить имеющиеся в доме ткани, но при шитье платья лично наблюдать за кройкой ткани «...и всякие остатки и обрески, камчатые и тафтяные, и другие и дешевые, и золтное, и шелковое, и белое и красное, и пух и торочки, и спорки, и новые и ветшаные все бы было прибрано мелкое в мешочках, а остатки сверчено и связано и все разобрано по числу и оупрятано...и сам государь или государыня смотрит и смечает. Где остатки и обрезки живут, и те остатки и обрески ко всему приложатся в домовитом деле поплатить ветчаново тово же портица или к новому прибавить или какое ни буди починить остаток или обрезок как выручит, а в торгу устанешь, прибираючи в то лицо в три дорого купишь, а иногда и не приберешь» (Цит.по 87.С.132)
В 19 веке бурными темпами стала развиваться отечественная текстильная промышленность, основным сырьем для которой был хлопок. Однако традиционные льняные и шерстяные ткани сохранили свое значение.
Для женских праздничных нарядов сохранились в употреблении бархат, парча, тафта. Значительно шире был распространен шелк, употреблявшийся как для женской, так и для мужской праздничной одежды. Широко в употребление входили новые фабричные материалы - фабричное сукно, нанка, ситец. Китайка, плис, кисея, коленкор, сатин, кумач и хлопчатобумажные ткани, которые в то время ценились дороже шерсти и шелка.
Педагогические условия развития творческих способностей и практических навыков у детей в процессе ознакомления с русским народным костюмом
Народное декоративно - прикладное искусство должно найти важное отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда в жизнь, быт, мировоззрение наших детей активно внедряются образцы массовой культуры других стран. Причем это выражается не только в фильмах, телевизионных передачах, публикациях всевозможных комиксов, но также в журналах по рукоделию, где печатаются образцы низкого уровня.
Современное подрастающее поколение остро нуждается в изучении и воссоздании утраченных корней русской культуры. Для выбора жизненных идеалов, формирования эстетических ценностей и представлений учащимся необходимо создать условия для глубокого изучения народного искусства. Понимание значимости этой проблемы ведет педагогов - практиков к идее разработки конкретных этнохудожественных образовательных проектов, программ и методик.
Развитие положительных качеств личности происходит всегда в определенных условиях общественной жизни. В своей исполнительской и продуктивной художественной творческой деятельности учащимся предстоит проявлять чувство нового.
Активное освоение учащимися традиций народного искусства в его главных видах дает возможность восстановить в России национальные основы процесса становления и развития личности.
Одна из главных особенностей народного декоративно-прикладного искусства - рукотворность произведений. Каждое изделие народного мастера неповторимо, оно как бы хранит частичку его души, тепло рук. Художественные принципы и творческая методика декоративно-прикладного искусства вырабатываются самими народными мастерами в процессе их художественной практики и передаются от мастера к мастеру, от поколения к поколению. Передача традиций в порядке ученичества составляет характерную черту народного прикладного искусства.
Ознакомление с основными этапами в истории развития изобразительного и прикладного искусства, его видами и жанрами, а также с теорией и практикой различных видов прикладного и декоративного искусства составляет существенную часть учебного процесса детской художественной школы, органично сочетаясь с изучением основ изобразительной грамоты, живописи, композиции и скульптуры.
Преподавание декоративно-прикладного искусства в детских художественных школах дает возможность расширить профиль профессиональной подготовки учащихся, активизировать образное мышление, а также наиболее полно выявить индивидуальные способности каждого ученика.
Ранее приобщение детей к народному искусству, к овладению его приемами вовсе не означает, что все ребята будут работать в системе художественных промыслов. Эстетическая значимость общения с произведениями народного искусства, с самим процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умение создавать их, на первых порах, гораздо важнее для общего развития ребят, для воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, познания в какой-то мере самого себя, развития художественного вкуса на лучших образцах этого искусства.
Для того, чтобы дети успешно занимались творческой практикой, необходимо, прежде всего, определенное руководство со стороны взрослых. В том случае, если педагог обладает профессиональным мастерством, человеческим обаянием, он оказывает на учащегося незаменимое влияние. Всем известны высказывания великого русского педагога К.Д.Ушинского о роли воспитателя. Он говорил, что никакие уставы и программы, как бы они ни были хороши, не подменят «живого источника влияния» самого педагога. Об этом надо постоянно помнить и при воспитании творческих способностей у детей.