Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие представлений об эпических жанрах на уроках по произведениям Л.Н. Толстого в 5-8 классах Кретинина Надежда Александровна

Развитие представлений об эпических жанрах на уроках по произведениям Л.Н. Толстого в 5-8 классах
<
Развитие представлений об эпических жанрах на уроках по произведениям Л.Н. Толстого в 5-8 классах Развитие представлений об эпических жанрах на уроках по произведениям Л.Н. Толстого в 5-8 классах Развитие представлений об эпических жанрах на уроках по произведениям Л.Н. Толстого в 5-8 классах Развитие представлений об эпических жанрах на уроках по произведениям Л.Н. Толстого в 5-8 классах Развитие представлений об эпических жанрах на уроках по произведениям Л.Н. Толстого в 5-8 классах Развитие представлений об эпических жанрах на уроках по произведениям Л.Н. Толстого в 5-8 классах Развитие представлений об эпических жанрах на уроках по произведениям Л.Н. Толстого в 5-8 классах Развитие представлений об эпических жанрах на уроках по произведениям Л.Н. Толстого в 5-8 классах Развитие представлений об эпических жанрах на уроках по произведениям Л.Н. Толстого в 5-8 классах Развитие представлений об эпических жанрах на уроках по произведениям Л.Н. Толстого в 5-8 классах Развитие представлений об эпических жанрах на уроках по произведениям Л.Н. Толстого в 5-8 классах Развитие представлений об эпических жанрах на уроках по произведениям Л.Н. Толстого в 5-8 классах
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кретинина Надежда Александровна. Развитие представлений об эпических жанрах на уроках по произведениям Л.Н. Толстого в 5-8 классах : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 2006 232 с. РГБ ОД, 61:06-13/2539

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Научно-методические основы развития представлений об эпических жанрах на уроках по произведениям Л.Н.Толстого в 5-8 классах

1.1 Трактовка понятия «жанр» в литературоведении 13

1.2 Эпические произведения (басня, сказка, быль, рассказ, повесть) в литературоведении и авторском видении Л.Н.Толстого 26

1.3 Применение знаний о психолого-возрастных особенностях учащихся и принципов дидактики при изучении эпических произведений Л.Н.Толстого в 5-8 классах 42

1.4 Анализ действующих стандартов, программ и учебников по литературе для 5-8 классов средней школы 61

1.5 Методические аспекты изучения эпических произведений с учетом их жанровой принадлежности в 5-8 классах 78

Выводы по первой главе 95

Глава 2 Организация экспериментальной работы по развитию представлений об эпических жанрах на уроках по произведениям Л.Н.Толстого в 5-8 классах

2.1 Результаты констатирующего эксперимента, проведенного среди учителей, а также школьников 5-8 классов ... 97

2.2 Обобщение и систематизация сведений, полученных учащимися в начальной школе, на примере произведений Л.Н.Толстого в 5 классе 102

2.3 Развитие представлений школьников об эпических жанрах в ходе сравнения специфических черт рассказа и повести на примере глав из повести Л.Н.Толстого «Отрочество» 123

2.4 Обогащение представлений школьников о малых эпических жанрах на примере рассказа Л.Н.Толстого «После бала» 145

2.5 Результаты обучающего эксперимента 168

Выводы по второй главе 175

Заключение 177

Библиография 180-210

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования определяется: необходимостью развития представлений об эпических жанрах у школьников 5-8 классов для совершенствования их способностей к аналитической деятельности на уроках литературы; образовательной и воспитательной содержательностью эпических произведений Л.Н.Толстого, совершенствующих нравственные качества личности; заинтересованностью школы в методике, позволяющей развивать представления учащихся об эпических жанрах.

М.М.Бахтин считал, что жанр - это форма «видения и осмысления определенных сторон мира» (14, с.80), это посредник между писателем и читателем. Он также полагал, что изучение произведения «будет правильным и продуктивным лишь на основе постоянного учета жанровой природы» (17, с.242). Следовательно, с помощью жанра читатель сможет «постичь художественное произведение, прочитать его, присвоить его смысл, получить художественное наслаждение и оценить шедевр», что значит, по мнению Ю.Б.Борева, «стать конгениальным автору шедевра, стать его сотворцом, вступить с ним в общение, в диалог «на равных»» (27, с.456).

Знания, в том числе и о жанровой природе произведения, приобретаются и развиваются в сознании человека в течение всей его жизни. Школьный период - один из самых интенсивных в процессе роста умственных и познавательных способностей личности, поэтому он предполагает эффективное развитие представлений учащихся о жанрах.

Создание любой системы требует планомерного хода работы, поэтапности и наличия идеи, соединяющей все составные элементы. В нашем исследовании главенствующую роль играет жанровый подход к изучению произведений, поскольку природа эпических жанров (басни, сказки, были, рассказа, повести), в силу множества сходных черт вызывает у школьников трудности в понимании их дифференцирующих признаков. Литературное наследие

Л.Н.Толстого стало той основой, которая определила весь ход работы, так как школьная программа, включающая произведения писателя, предоставляет неограниченные возможности для изучения жанрового многообразия эпических произведений, особенностей каждого из жанров, ставит образовательные задачи, занимается нравственным воспитанием учащихся.

Диссертационное исследование основывается на трудах ученых-методистов XIX века (Ф.И.Буслаева, В.И.Водовозова, А.Д.Галахова, В.П.Острогорского, ВЛ.Стоюнина, А.Г.Филонова и др.), которые ставили во главу угла знания учащихся по теории литературы, указывали на необходимость изучения жанровой специфики произведений. В.И.Водовозов считал, что постижение идейно-художественного замысла писателя возможно только в тесной связи со знанием особенностей жанра художественного произведения. Эту идею высказывал и В.Я.Стоюнин, связывая воедино жанр, идею и мировоззрение автора, он полагал, что жанр и стиль произведения позволяют раскрыть позицию писателя.

Значительный вклад в решение проблемы изучения произведений с позиций жанровой принадлежности внесли ученые-методисты XX века: В.В.Голубков, М.А.Рыбникова, Л.С.Троицкий, В.А.Никольский. В «Методике преподавания литературы» В.В.Голубкова указывается на то, что чем яснее будет поставлен «вопрос о специфике жанра» произведения в ходе учебного процесса, «тем более отчетливо будет построен анализ, тем продуктивнее он будет для литературного образования и эстетического развития учащихся» (59, с. 154).

Продолжая традиции отечественной школы методики, современные ученые (Г.И.Беленький, О.Ю.Богданова, А.В.Дановский, Н.А.Демидова, Н.И.Кудряшев, Т.Ф.Курдюмова, С.А.Леонов, В.Г.Маранцман, Н.Н.Светловская, М.А.Снежневская, Л.СЯкушина и др.) разработали теоретическую проблему жанровой природы произведения в ходе его изучения. Благодаря этому стало возможным появление диссертаций последнего времени, посвященных методике изучения жанровых особенностей произведений. Работы Е.Д.Жировой,

А.А.Маныкиной, Е.Н.Ковалевской, И.В.Мамоновой, Ж.И.Стрижекуровой свидетельствуют о необходимости продолжения исследований в данном направлении, поскольку при всей безусловной научной значимости они ограничены рамками одного из исследуемых ими жанров.

Методическая модель на примере творчества одного из писателей, в частности Л.Н.Толстого, поможет выявить и использовать эффективные средства по повышению уровня теоретических знаний учащихся в литературоведении и применении их в практике школьного анализа литературного произведения.

В настоящее время недостаточно раскрыты пути изучения жанровой специфики произведений Л.Н.Толстого малых и средней форм, занимающих значительное место в современной школьной программе. «Методика боится случайности, бессистемности, неосознанности в поступках учителя» (253, с.247), анализ предложенных к изучению в нашем исследовании произведений в свете их жанровой принадлежности соответствует в полной мере принципам преемственности и систематичности, поскольку прослеживается связь между программами начальной и средней школ при изучении литературного наследия Л.Н.Толстого. Тематическая связь произведений писателя в программах по литературе способствует планомерному ходу изучения школьниками литературоведческих категорий и понятий, связанных с осознанием произведений.

В нашей работе жанр призван стать той опорой, которая будет способствовать выявлению особенностей разных эпических произведений (басни, сказки, были, рассказа, повести), и позволит выявить общие идейные тенденции в ряде произведений Л.Н.Толстого.

Объектом исследования является методика изучения эпических произведений разных жанров на примере творчества Л.Н.Толстого.

Предмет исследования - методика развития представлений об эпических жанрах на уроках по произведениям Л.Н.Толстого в 5-8 классах.

Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и экспериментальное подтверждение методической модели, которая помогает школьни-

кам через форму произведения раскрывать его идейно-тематическое содержание, а также готовит к дальнейшему постижению творчества Л.Н.Толстого. Задачи исследования:

  1. Выявить и обозначить круг проблем, связанных с восприятием школьниками жанрового многообразия эпических произведений, основываясь на трудах по литературоведению, возрастной психологии, дидактике, методике преподавания литературы, данных констатирующего эксперимента; определить пути их решения.

  2. Уточнить понятия «басня», «сказка», «быль», «рассказ», «повесть», основываясь на литературоведческих исследованиях; установить сущность жанровой специфики в каждом случае.

  3. Проанализировать школьную практику изучения произведений Л.Н.Толстого, учитывающую их жанровую природу; выявить методы и приемы, способствующие росту знаний школьников об эпических жанрах. Полученные результаты учесть при разработке методической модели.

  4. Разработать методическую концепцию и в соответствии с ней - конкретную методическую модель развития представлений об эпических жанрах на уроках по произведениям Л.Н.Толстого в 5-8 классах.

  5. Создать методические модели уроков, способствующие развитию представлений об эпических жанрах в ходе изучения произведений Л.Н.Толстого в 5-8 классах.

  6. Проверить в ходе обучающего эксперимента эффективность предлагаемой методической концепции, провести анализ полученных результатов исследования; при условии наличия положительных результатов внедрить их в практику школы и вуза.

В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза. Развитие представлений об эпических жанрах на уроках в 5-8 классах будет успешным, если:

будет использована методическая модель развития представлений об эпических жанрах, направленная на выявление специфических черт предлагаемых к изучению литературных произведений;

анализ эпических произведений Л.Н.Толстого будет строиться на основе сравнения специфических признаков изучаемых жанров;

развитие представлений о жанрах будет включать в себя несколько этапов: обобщение и систематизация сведений, полученных школьниками в начальных классах, на более высоком теоретическом уровне; углубление представлений об эпических жанрах при сравнении малой и средней форм произведений; обогащение представлений учащихся о малой эпической форме.

Методологической основой диссертационного исследования явились труды по литературоведению, возрастной психологии, эстетике, педагогике, дидактике, методике преподавания литературы, связанные с проблемой исследования.

В настоящей работе применяются следующие методы исследования: метод теоретического исследования (изучение трудов по эстетике, литературоведению, изобразительному искусству, музыке, возрастной психологии, педагогике, дидактике, методике для определения теоретических основ работы и для практического хода исследования; анализ действующих программ и учебников с целью выявления их потенциальных возможностей для максимальной реализации намеченных целей в ходе изучения произведений малых жанров Л.Н.Толстого); метод наблюдения (наблюдение за работой учителей и обобщение передового педагогического опыта по изучению эпических произведений); метод экспериментального исследования (опрос учителей, анкетирование учеников, анализ полученных данных, экспериментальное обучение (констатирующий и обучающий компоненты), аналитическая обработка письменных работ, устных ответов в ходе применения предложенной методической концепции с целью определения ее эффективности).

Научная новизна работы заключается в следующем:

теоретически обоснована и разработана методическая модель развития представлений школьников об эпических жанрах, которая посредством знаний специфики формы произведения помогает постижению учащимися его идейно-тематического содержания;

подтверждено положение о том, что прием сравнения на внутри- и на межпредметном уровнях способствует развитию представлений учащихся об эпических жанрах и ведет к повышению качества анализа художественных произведений;

предложена поэтапная методическая модель уроков на базе 5-8 классов, развивающая представления школьников об эпических жанрах.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе предложена экспериментально подтвержденная методическая модель проведения занятий в системе литературного образования учащихся 5-8 классов, способствующая развитию представлений об эпических жанрах на уроках по произведениям Л.Н.Толстого; разработана методическая концепция анализа эпических произведений Л.Н.Толстого, основанная на специфике их жанровых особенностей; уточнен круг теоретических понятий с целью более четкой дифференциации эпических жанров.

Практическая значимость. Предложена методическая концепция, которая включает в себя варианты уроков с системой групповых и индивидуальных заданий по изучению произведений Л.Н.Толстого в 5-8 классах (из «Четырех русских книг для чтения», повести «Отрочество», рассказа «После бала») для развития у школьников представлений об эпических жанрах. Основные положения данной работы могут быть также применены в ходе анализа произведений эпических жанров других писателей. Теоретическая и практическая части исследования могут использоваться в качестве спецкурса и спецсеминара в ходе профессиональной подготовки будущих учителей.

Этапы исследования:

  1. Первый этап (2000-2002гг.) - изучение проблемы, наблюдение, посещение уроков младшей и средней школ, на которых изучаются жанровые особенности эпических произведений, анализ опыта работы школьных учителей, проведение констатирующего эксперимента, анкетирование педагогов и учащихся, изучение литературы по теме исследования.

  2. Второй этап (2002-2004гг.) - создание методических моделей занятий, способствующих развитию представлений об эпических жанрах на уроках по произведениям Л.Н.Толстого в 5-8 классах, проведение обучающего эксперимента на базе средних общеобразовательных школ №N219, 390, 2002 г.Москвы.

  3. Третий этап (2004-2006гг.) - анализ и систематизация данных исследования и результатов эксперимента.

Достоверность результатов исследования обеспечена:

  1. опорой на научные труды в области литературоведения, возрастной психологии, эстетики, педагогики, дидактики, методики преподавания литературы;

  2. данными, полученными в ходе констатирующего и обучающего экспериментов;

  3. использованием материалов данной работы в публикациях, а также при чтении курса для студентов филологического факультета.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на: всероссийской научной конференции «Первые Пасхальные чтения» 2003г. в Mill У; второй международной конференции молодых ученых 2004г. в МПГУ; на проводимых кафедрой методики преподавания литературы Московского педагогического государственного университета международных конференциях (Голубковские чтения); на заседаниях кафедры методики преподавания литературы, в публикациях по теме исследования, а также в процессе преподавания на филологическом факультете, в частности при чтении курса по выбору «Методика изучения эпических произведений малых жанров» для сту-

дентов четвертого курса очного отделения филологического факультета МПГУ. Материалы исследования использовались в практике преподавания учителей школ №№19,390, 2002 г.Москвы.

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Развитие представлений школьников об эпических жанрах способствует выявлению специфики формы произведения, практическому овладению учащимися навыками анализа художественного произведения, пониманию его идейно-тематического содержания.

  2. Приобретение школьниками теоретических сведений в ходе развития представлений об эпических жанрах возможно только на основе изучения конкретного литературного материала, заключающего в себе четкую дифференциацию жанровых признаков, которая выявляется в ходе сравнения разных эпических форм.

  3. Ход работы по развитию представлений об эпических жанрах предполагает соблюдение принципов преемственности знаний на каждом следующем этапе обучения. На первом этапе осуществляется качественное преобразование знаний школьников о жанрах, полученных ими ранее, поскольку знания в этой области на этапе младшей школы носили случайный, бессистемный характер. На втором этапе школьники приобретают знания о средней форме эпических произведений и получают возможность сравнить специфические черты близких по своей природе эпических жанров рассказа и повести. На третьем этапе учащиеся, используя знания, полученные ими ранее о жанровой природе произведений, способны провести более глубокий анализ такого эпического произведения, как рассказ, увидеть достоинства малой эпической жанровой формы.

  4. Выявление в ходе литературного анализа типологических и специфических жанровых черт эпических произведений Л.Н.Толстого позволяет школьникам раскрыть их идейное содержание; увидеть преемственность нравственных критериев в творчестве писателя по отношению к поступкам геро-

ев, а также новаторство автора в создании некоторых жанровых форм (в частности, жанра басни); подготавливает школьников к последующему изучению творчества Л.Н.Толстого в старших классах. Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Трактовка понятия «жанр» в литературоведении

Методика изучения произведения зависит от рода и жанра произведения. Следовательно, преподаватель выбирает методы и приемы анализа, определяемые целями изучения. Форма произведения - «это верхний слой, через который только и можно проникнуть в следующие, более глубокие слои содержания» (56, с.20). Именно в этой связи необходимо в первую очередь учитывать жанр произведения, поскольку он должен ориентировать возможности восприятия учащихся в соответствии с задачами, решаемыми преподавателем в ходе занятия и учебного процесса в целом. «Не имея четкого представления о сущности и природе основных разновидностей того или иного жанра, нельзя дать объективную оценку и произведения отдельного писателя, выявить его индивидуальные особенности, ибо особенное, единичное может быть понято лишь в связи с общим и через него», - считает Н.П.Утехин (311, с.77).

Первая глава настоящего исследования посвящена проблеме значения особенностей изучаемого жанра в ходе анализа конкретного литературного произведения. Для раскрытия интересующей нас проблемы мы обращаемся к определениям понятия «жанр» в литературоведении, в методике преподавания литературы с тем, чтобы выяснить, в какой мере в них учитывается вопрос изучения жанровой принадлежности литературного произведения. Предлагаемые в данной работе пути изучения художественных произведений в 5-8 классах базируются на существующих в литературоведении категориях и основных жанровых особенностях эпических произведений.

Происхождение понятия «жанр» обращает внимание на истоки появления этого термина, поскольку, как пишет Д.С.Лихачев: «Современное литературоведение, как и современная наука вообще, коллективно. Столкнуть его на путь индивидуальной догадливости невозможно. (...) Вот почему такое значение имеют знание истории вопроса...

Исторический подход во всех его видах - от истории текста, истории жизни, истории литературы и общей истории до истории самого вопроса - это нерв нашей науки, корни ее доказательности...» (158, с.214).

В XIX веке «глубинный аспект жанров» (282, с.335) рассматривался Гегелем, который указал на необходимость разделения жанров по литературным родам. В его «Эстетике» «находит свое обоснование перекрестная по отношению к родовому делению литературы» (323, с.23) жанровая классификация. Указывая на важность значения жанрового содержания, Гегель не связывал его с художественной формой, явно стремясь группировать жанры «по повторяющимся особенностям их проблематики, или по типу жанрового содержания», что «способствовало выявлению литературной преемственности» (323, с.23).

«...для Гегеля эпосу соответствует объект в чистом бытии, лирике -субъект в настроении, драме - синтез объекта и субъекта в волевом действии -подход, воспринятый, как известно, молодым Белинским» (3, с. 195). Благодаря В.Г.Белинскому как автору статьи «Разделение поэзии на роды и виды» (1841) гегелевская концепция и соответствующая ей терминология укоренилась в отечественном литературоведении.

Наряду с Гегелем В.Г.Белинский говорит о жанре как о форме выражения мировоззрения художника. Но, возражая формалистической поэтике классицизма и не принимая подходы к понятию «жанр» романтической эстетики, В.Г.Белинский основывается не на отвлеченном делении поэзии на роды и жанры, а на историческом и реалистическом понимании эволюционного развития данных литературных явлений, на их взаимовлиянии и взаимопереходности, а также на возможности возникновения новых жанров. Он обращает внимание на то, что «трагедия может быть и в повести, и в романе, и в поэме, и в них же может быть комедия. Тут разница в форме, а не в идее» (22, с.64). В истории литературоведения относительно изучения природы жанра, наряду с другими, существует социологический подход, последователями которого явились В.М.Фриче, П.С.Коган и др. Истоками этого подхода послужили критические работы Г.В.Плеханова в области теории жанра, в частности, его статья «Французская драматическая литература и французская живопись XVIII века с точки зрения социологии» (209). Изначально приверженцы данной концепции считали, что понятие «жанр» соотносимо с литературным стилем, впоследствии - с методом, и в обоих случаях зависит от них.

Литературовед XIX века А.Н.Веселовский, обосновавший сравнительно-историческое литературоведение, высказал идею исторической поэтики. Ее суть заключается в эволюции поэтического сознания и его форм (39, с.352). А.Н.Веселовский «соотнес жанры с историческими стадиями взаимоотношений личности и общества» (282, с.336). Его методологическая концепция провозглашает необходимость изучения художественного произведения в свете всестороннего выявления литературных связей и влияния друг на друга литературно-художественных процессов и явлений разных культур. Немалое значение в теории исследователя занимает аспект генетической обусловленности поэтических родов и видов.

Результаты констатирующего эксперимента, проведенного среди учителей, а также школьников 5-8 классов

Соблюдая принцип преемственности, наше исследование предполагает работу пятиклассников по произведениям из «Четырех русских книг для чтения» Л.Н.Толстого, позволяющую им обобщить знания, полученные из курса младшей школы, на более высоком теоретическом уровне. Осуществление данной задачи эффективно при соблюдении календарно-тематического плана, поскольку уроки по «Книгам для чтения» Л.Н.Толстого проводятся в первой четверти 5 класса - переходном этапе от начального к среднему школьному звену.

Доводы за использование на уроках литературы в 5 классе произведений из «Четырех русских книг для чтения» имеют под собой основания. В период проведения обучающего эксперимента в школах г.Москвы в 5 классе отмечался стойкий интерес школьников к предложенным для изучения произведениям, а также охотное стремление выполнять задания к урокам. Учителя литературы, работавшие в экспериментальных классах, высказали мнение о целесообразности введения предлагаемых тем в курс преподавания литературы.

Уроки по детским произведениям Л.Н.Толстого гармонично вошли в тематический план по литературе. Каждая тема имеет истоки в предыдущей, развивая ее, следуя принципу преемственности, а не берется бессистемно, ото-рванно, без взаимодействия с другим изучаемым материалом. Два урока по «Книгам для чтения» явились непосредственным продолжением ранее изученных школьниками тем, посвященных сказкам народов мира, литературным сказкам, малым жанрам фольклора и басням (эксперимент проводился в классах, работающих по программе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой). В связи с этим школьники достаточно свободно оперировали теоретическим материалом, полученным ранее в ходе изучения жанровой специфики басни и сказки, повышая свои знания и умения при изучении новых произведений.

К каждому уроку школьникам были даны задания. К уроку на тему «Басни Л.Н.Толстого» следовало прочитать несколько басен по выбору из «Книг для чтения», одиннадцать школьников в каждом из экспериментальных классов готовили дополнительное задание. Выбор этих учащихся был продиктован их желанием к выполнению предстоящей работы, а также их способностями к рисованию. Каждому из них был дан на отдельном листке текст определенной басни и задание к нему: «Прочитать, подготовить подробный пересказ, устно дать объяснение выделенным словам {архаизмам, устаревшим, просторечным - данные термины не назывались в тексте задания - К.Н.), сделать иллюстрацию к басне и подготовить комментарий к выполненному рисунку».

Задание по подготовке подробного пересказа связано с особенностями формы басен. Поскольку они невелики по объему, мы считаем целесообразным именно данный вид пересказа, который призван «не только передать образец по содержанию, но и сохранить по возможности композицию, логику текста, синтаксис, лексику образца» (162, с.161).

Метод творческого чтения, предполагающий создание школьниками рисунков и комментариев к ним, является, по мнению Н.И.Кудряшева, «первой ступенью в логике познания литературы» (113, с.90), и способствует, на наш взгляд, повышению уровня владения устной речью.

Для объяснения выделенных слов ученикам было рекомендовано обратиться к академическим толковым словарям, в частности под редакцией Д.Н.Ушакова «Толковый словарь русского языка», С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой «Толковый словарь русского языка» и Т.Ф.Ефремовой «Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный». Обращение к данным изданиям продиктовано стремлением сформировать у школьников умение пользоваться такого рода справочным материалом, к тому же в школьных толковых словарях лексические единицы, которые предстоит объяснить учащимся, не всегда представлены.

Приводим названия басен, предназначенных для индивидуальных заданий: «Лгун», «Собаки и повар», «Два товарища», «Волк в пыли», «Лисица и козел», «Ученый сын», «Старый дед и внучек», «Волк и коза», «Осел и ло-шадь», «Муравей и голубка», «Ровное наследство».

Выбор данных басен обусловлен следующими причинами: 1) писатель обращается «к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность» (270, с.96); 2) спецификой урока и подготовкой к нему школьников: дети самостоятельно должны разобраться, в чем заключается суть конкретного произведения; дать оценку тому или иному качеству человеческо-го характера, описываемого автором. Поэтому главными критериями отбора басен стали:

1. доступность содержания произведения пониманию учащегося без помощи взрослых;

2. возможность самостоятельно определить мораль басни;

3. стремление небольшим количеством басен максимально охватить палитру внутреннего мира человека, его положительных и отрицательных качеств;

4. взаимосвязь тематики выбранных басен;

5. намерение представить то или иное свойство человеческого характера с раз ных сторон (поэтому, например, такой порок как лживость представлен в нескольких предназначенных для работы на уроке баснях: «Лгун», «Волк в пыли», «Волк и коза»).

Обобщение и систематизация сведений, полученных учащимися в начальной школе, на примере произведений Л.Н.Толстого в 5 классе

Сообщая тему, учитель ориентирует учащихся на то, что новый материал имеет под собой основание, заключенное в знаниях, приобретенных ими на прошлых занятиях.

Первая часть урока посвящена биографии Л.Н.Толстого. Учитель ставит целью представить личность писателя в его индивидуальности и культурно-исторической перспективе. В 5 классе учащимся в силу их возрастных особенностей адекватно воспринять эволюцию становления личности писателя довольно сложно. Поэтому учитель сообщает биографические сведения, которые носят эпизодический характер. Они представляют собой предисловие к многоаспектному анализу басен. В связи с этим учитель обращается к детским и юношеским годам писателя и периоду его жизни, связанному с созданием «Четырех русских книг для чтения».

При сообщении биографических сведений следует обратить внимание школьников на портреты писателя и фотографии Ясной Поляны, ибо прием наглядности повышает восприимчивость учащихся к объясняемому материалу, позволяя опираться на зрительное восприятие.

Переходным моментом от первой ко второй части урока является обращение учителя к истории создания басен, вошедших в книги для чтения. Школьники уже знакомы с баснями других авторов, поэтому они должны самостоятельно дать определение этому жанру. Повторение пройденного материала вселяет в школьников уверенность в собственные силы и помогает быстрее адаптироваться в ходе урока.

Вторая часть урока включает в себя следующие этапы: 1) сообщения учащихся, выполнявших индивидуальные задания (пересказ близкий к тексту); 2) работа всего класса (оживление личных впечатлений, жизненных наблюдений по ассоциации с художественными произведениями; ответы на проблемные вопросы; рассмотрение композиций произведений; сопоставление басен Толстого между собой и с баснями других авторов; внимание к приемам авторского повествования); 3) работа над языком басен (внимание к архаизмам, просторечным и устаревшим словам; роль народной лексики); 4) иллюстрации к басням Л.Н.Толстого и комментарий учеников к собственным рисункам (восприятие юным иллюстратором художественного произведения в проекции изобразительного искусства на уровне эмоциональной оценки); 5) заключение учителя, подводящее итог проделанной работе.

Цель урока на тему «Басни Л.Н.Толстого» - раскрыть содержание басен, выявить их отличия от произведений этого жанра других авторов, в частности тех, к которым учащиеся уже обращались - Жана де Лафонтена, И.А.Крылова, С.В.Михалкова.

Задача учащихся - сформулировать отличительные черты толстовских басен: 1) написаны прозой; 2) не имеют четко выраженного авторского вывода в виде морали, которая должна быть сформулирована читателем.

В ходе урока рекомендуется осветить основные вехи жизни Л.Н.Толстого с учетом возраста школьников, а также рассказать о причинах, побудивших писателя создать «Книги для чтения».

На уроке рекомендуется использовать портрет работы И.Н.Крамского, написанного в 1873 году (находится в настоящее время в Государственной Третьяковской галерее в Москве), и фотографию Л.Н.Толстого, сделанную Сокольниковым в Москве в 1876 году, - эти работы были созданы во время окончания Толстым написания «Книг для чтения» и периода создания им «Анны Карениной».

На портрете И.Н.Крамского перед нами раскрывается «глубокое знание сокровенных движений человеческой жизни» (324, с.428). «Волевое, одухотворенное мыслью лицо с проникновенным взглядом, который замечает то, что не каждому дано увидеть, сосредоточенность, пытливость, неугасимая жажда най 109

найти истину - все это (...) живая реальность и в то же время поэтически сложное, непостижимое богатство души, которую нужно познавать всю жизнь, и она останется не до конца познанной» (275, т.1, с.522).

Как пишет В.А.Сухомлинский: «Есть картины, недоступные ребенку, и их нужно рассматривать в отрочестве и юности, но нет картин, которые бы можно было «пройти» в детстве и не возвращаться к ним всю жизнь» (275, т.1, с.516).

Обращение на уроке к приему наглядности повышает интерес учащихся к материалу, объясняемому преподавателем.

Далее урок строится следующим образом: ученик, получивший ранее индивидуальное задание, делает подробный пересказ басни, после которого объясняет непонятные слова, демонстрирует свою иллюстрацию, комментируя: какую сцену из пересказанной им басни он изобразил, почему именно ее. Как считают методисты, в частности Н.О.Корст: «Очень неплохо в V-VI классах прибегать (...) к устному и даже живописному рисованию, как это практикуют учителя III-IV классов школы. ...Задача заключается в том, чтобы гармонично раскрыть «мысль и чувство образа», прибегая и к логическому анализу, и к эмоциональному восприятию образа» (111, с. 101-102).

Похожие диссертации на Развитие представлений об эпических жанрах на уроках по произведениям Л.Н. Толстого в 5-8 классах