Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие этнического самосознания русскоязычных старшеклассников : на примере общеобразовательной школы Республики Казахстан Нидерер Наталья Васильевна

Развитие этнического самосознания русскоязычных старшеклассников : на примере общеобразовательной школы Республики Казахстан
<
Развитие этнического самосознания русскоязычных старшеклассников : на примере общеобразовательной школы Республики Казахстан Развитие этнического самосознания русскоязычных старшеклассников : на примере общеобразовательной школы Республики Казахстан Развитие этнического самосознания русскоязычных старшеклассников : на примере общеобразовательной школы Республики Казахстан Развитие этнического самосознания русскоязычных старшеклассников : на примере общеобразовательной школы Республики Казахстан Развитие этнического самосознания русскоязычных старшеклассников : на примере общеобразовательной школы Республики Казахстан
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нидерер Наталья Васильевна. Развитие этнического самосознания русскоязычных старшеклассников : на примере общеобразовательной школы Республики Казахстан : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Нидерер Наталья Васильевна; [Место защиты: Рос. гос. социал. ун-т].- Москва, 2010.- 277 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1583

Введение к работе

Актуальность исследования. Основной тенденцией развития современного мирового образования является его всесторонняя и многоуровневая гуманизация, ориентированная на человека и его потребности, а также на усвоение национальных и общечеловеческих ценностей, как основы интеллектуального и культурного развития личности. Принципиально новые общественно-исторические условия, в которых происходит развитие государственности на постсоветском пространстве и построение гражданского общества, требуют переосмысления места и роли образования как сферы сохранения и воспроизводства национально-культурных ценностей. Изучение нормативных документов Республики Казахстан в области образования, регламентирующих воспитательно-образовательный процесс, свидетельствует о том, что в них находят отражение требования со стороны государства к современным образовательным системам формирования образа человека как носителя определенного этногенетиче-ского социокультурного кода: знающего родной язык, особенности национальной культуры, традиции и обычаи. Однако практика функционирования образовательных учреждений в Республике Казахстан показывает, что эти требования выполняются в основном в национальных школах

В поликультурном обществе, каким является Республика Казахстан, образовательное пространство может быть построено лишь с учетом особенностей поликультурной среды. Исторически сложившееся многообразие национальных и этнических культур (около 137) в Казахстане создало благоприятные предпосылки для поликультурного образования, ставшего единственно возможным способом создания в учебных заведениях благоприятной социально-психологической среды, в которой, при целеноправленной и специально организованной педагогической деятельности каждый учащийся имеет равные возможности получать развитие в рамках родной национальной культуры и при этом развивать этническое самосознание.

Для многонационального и поликонфессионального Казахстана важнейшей целью образования является сохранение многонационального культурного разнообразия с одновременным формированием позитивного мышления подрастающего поколения, воспитания молодежи в духе дружбы народов, открытости и толерантности. В этих условиях развитие этнического самосознания русскоязычных школьников рассматривается как проблема высокой политической и культурной важности, так как этот процесс предназначен не только для того, чтобы устранять противоречия между системами и нормами воспитания титульной (казахской) нации, с одной стороны, и этнических меньшинств (русских) с другой стороны, но и, что особенно важно - для формирования этнической идентификации русскоязычных учащихся, что невозможно без развития их этнического самосознания.

Анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы показал, что отдельные вопросы, связанные с воспитанием русскоязычных школьников в поликультурной среде Казахстана получили в ней отра-

жение, в частности в исследованиях СП. Богданчикова, Б.М. Утегеновой и других. В то же время, вопросы формирования этнического самосознания русскоязычных старшеклассников не получили должного отражения. Изложенное позволило выявить сложившееся противоречие между практической востребованностью развития этнического самосознания русскоязычных школьников в полиэтнической образовательной среде Республики Казахстан и недостаточным вниманием к ее реализации в общеобразовательной школе. Это противоречие определило проблему исследования - каковы теоретико-методическе основы развития этнического самосознания русскоязычных школьников в полиэтнической воспитательно-образовательной среде Республики Казахстан. Изложенная проблема определила тему исследования: «Развитие этнического самосознания русскоязычных старшеклассников (на примере общеобразовательной школы Республики Казахстан)».

Объект исследования - воспитательно-образовательный процесс поликультурной среды средней школы Республики Казахстан.

Предмет исследования - содержание и технология развития этнического самосознания русскоязычных старшеклассников.

Цель исследования: разработать и обосновать модель и технологию развития этнического самосознания русскоязычных старшеклассников в поликультурной образовательной среде Республики Казахстан.

Гипотеза исследования. Развитие у русскоязычных старшеклассников этнического самосознания позволяет им сохранить национальное своеобразие и культуру на этапе самостоятельного профессионального выбора и самореализации в жизни. Эффективность процесса развития этнического самосознания русскоязычных старшеклассников может быть обеспечена в поликультурной среде Республики Казахстан, если:

воспитательно-образовательный процесс строится на основе этнокультурных ценностей русского народа, не противоречащих традициям и культуре титульной нации, направленных на целесообразно интеграцию учащейся молодежи в поликультурную среду Республики Казахстан;

образовательное учреждение выступает этнокультурным центром, объединяющим русскоязычных учащихся, родителей и учителей;

вспитательная деятельность в общеобразовательном учреждении строится на основе русских традиций во взаимодействии с казахской культурой.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность и содержание этнического самосознания русскоязычных школьников и особенности его проявления.

  2. Выявить механизмы формирования этнического самосознания русскоязычных школьников, критерии и показатели его оценки.

  3. Разработать и обосновать модель развития этнического самосознания русскоязычных школьников, а также технологию её реализации в условиях поликультурной образовательной среды Республики Казахстан.

4. Провести экспериментальную проверку технологии развития этнического самосознания русскоязычных школьников в поликультурной среде Республики Казахстан.

Методологическую основу исследования составили философско-методологические положения о целостности личности, всеобщей связи, взаимообусловленности и преемственности сущности явлений, диалектика части и целого, определённого и неопределённого, общего, частного, особенного и единичного, восхождения от абстрактного к конкретному; философское понимание противоречия как источника развития.

Методологические ориентиры исследования и методологические подходы: системный (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.В. Краевский, Э.Г. Юдин и др.), личностно-деятельностный (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, СЛ. Рубинштейн и др.), аксиологический (В.А. Болотов, А.И. Мищенко, З.И. Равкин, Н.М. Таланчук, Е.Н. Шиянов и др.), синергетеческий (В.А. Аршинов, М.В. Богуславский, В.А. Игнатова, СП. Капица, СП. Курдюмов, Н.М. Таланчук и др.); концепции гуманизации, гуманитаризации и демократизации образования (В.А. Сухомлинский, В.А. Бордовский, СИ. Григорьев, А.Г. Гогоберидзе, Ю.В. Сенько и др); методологические основы анализа и оценки результатов педагогических инноваций (А.Г. Гостев, Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, И.К. Шалаев).

Теоретической базой исследования являются: социально-психологические аспекты взаимоотношения человека с окружающей средой, раскрытые в исследованиях Е.А. Климова, М.С Комарова, Д.Ж. Марковича, М. Черноушек, О.Н. Яницкого и др.; психологические концепции культурно-исторического развития (П.П. Блонскоий, Л.С. Выготский); культурологические концепции (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Д.С Лихачёв); проблемы адаптации человека к новой культурной среде (Дж. Бери, Г. Триандис), кросс-культурные исследования (Р. Заззо, И.В. Кон, М. Мид, А.В. Сухарев, И.Л. Степанов и др.); факторы социализации и инкультурации личности (Г.М. Андреева, Б.З. Вуль-фов, А.Д. Карнышев, А.П. Марков, А.В. Мудрик, Л.Ф. Обухова, Ф. Боас, Дж. Берри, Р. Редфилд, Р. Линтон, М. Херсковиц); философские и социально-исторические аспекты становления и развития этноса (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, В.А. Тишков, A.M. Егорычев); общая философско-социологическая теория традиции (В.Д. Плахов); теории становления этнической идентичности (Л.А. Алыневская, Т.Г. Стефаненко, Ф.Ф. Харисов, Г.Ф. Хасанов, Г.Г. Шлет). Интерес в контексте диссертационной работы представляют труды И.А. Баевой, Н.Б. Крыловой, В.А. Петровского, В.А. Шаповалова, В.А. Левина, раскрывающие роль образовательной среды в становлении личности; концепции нравственного развития личности Л.И. Божович, Е.В. Бондаревской, Р.С Буре, Н.Ф. Виноградовой; теории совершенствования форм, методов и средств обучения и воспитания А.А. Бадаева, И.Д. Зверева, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, Ю.С Моздокова, И.А. Малашихиной, М.Н. Скаткина и др.; этнопедагогические аспекты в обучении, воспитании и социализации подрастающих поколений, отраженные в работах И.А. Арабова, Г.Н. Волкова, А.М. Егорычева, Т.А. Пигило-

вой, Т.В. Поштыревой, Л.Л. Супруновой, А. Н. Яковлевой и др.; положения организации поликультурного (полиэтнического) образования, разработанные О.В. Гукаленко, Г.Д. Дмитриевым, А.Н. Джуринским, А.А. Елесиной, Н.Б. Крыловой, З.А. Мальковой, Л.В. Мардахаевым, Л.Л. Супруновой, Р.З. Хайрулли-ным, Д. Бэнксом, а также работы Г.М. Гогиберидзе, Л.В. Кузнецовой, А.Ю. Гончарук, Д.Н. Латыпова, В.Б. Манджиевой, В.К. Шаповалова, отражающие этнокультурный контекст в образовательном процессе.

Для решения поставленных задач использован комплекс методов исследования: теоретический анализ: историографический, сравнительно-сопоставительный, обобщение, классификация изучаемых явлений, моделирование; эмпирические: наблюдение, в том числе включённое, метод экспертных оценок, обобщение опыта воспитательно-образовательной деятельности, анкетирование, опрос, беседа, интервьюирование, фокус-группы, БОУ, тестирование, педагогический эксперимент; методы математической статистики. Этапы исследования охватывают период с 2004 по 2010 гг.: / этап - анапитико-констатирующий (2004-2005 гг.): определено исходное состояние проблемы развития этнического самосознания русскоязычных школьников; сформирован понятийный аппарат исследования; разработана модель развития этнического самосознания русскоязычных школьников и методика её экспериментальной проверки; осуществлена диагностика сформированно-сти этнического самосознания русскоязычных учащихся.

II этап - организационно-преобразующий (2005-2009 гг.): реализована мо
дель развития этнического самосознания русскоязычных школьников; осущест
влена эмпирическая проверка.

III этап - контрольно-обобщающий (2009-2010 гг.): анализ, обобщение и
интерпретация результатов экспериментальной работы, уточнение теоретиче
ских выводов, систематизация и обработка полученных материалов, формули
рование выводов по результатам исследования.

Экспериментальная база исследования: средняя школа № 23 им. М. Ко-зыбаева, Гимназия им. М. Горького; средняя школа № 16; средняя школа № 7 г. Костаная и др. Всего на различных этапах исследованием охвачены около 900 учащихся. В опытно-экспериментальной работе приняли участие более 50 педагогов и 52 сотрудника общеобразовательных учреждений и общественных организаций.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

уточнено и дополнено понимание феномена «этническое самосознание русскоязычных школьнкиов» и его составляющих;

выявлены механизмы формирования этнического самосознания (этнической самоидентификации, национального характера, этнических стереотипов);

разработана и обоснована модель развития этнического самосознания русскоязычных школьников в условиях поликультурной образовательной среды Республики Казахстан, а также технология ее реализации в поликультурной среде Республики Казахстан;

- выявлены социально-педагогические условия, необходимые для реализации технологии развития этнического самосознания русскоязычных школьников.

Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении разделов социальной педагогики: "Социализация школьников", теоретического обоснования сущности этнокультурного воспитание школьников в поликультурной среде и развития их этнического самосознания; выявлении, построении и обосновании модели развития этнического самосознания русскоязычных школьников в поликультурной среде.

Практическая значимость исследования. Разработанная технология развития этнического самосознания русскоязычных школьников, получила внедрение в ряде русскоязычных образовательных учреждений Республики Казахстан и способствовала формированию у них этнокультурной идентичности, развитию духовно-нравственных качеств личности. Материалы диссертационного исследования использованы при создании методического пособия для республиканского Центра управления качеством образования при МОН Республики Казахстан «Конструктивная и рефлексивно-аналитическая деятельность учителя в поликультурной образовательной среде», методических пособий в рамках областной экспериментальной площадки «Школа этнокультурного диалога», «Вариативный комплекс учебного плана как средство формирования этнических стереотипов учащихся (комплекс учебных программ спецкурсов)», «Реализация потенциала школьной образовательной среды в формировании этнических стереотипов русскоязычных школьников (разработки уроков)», «Концепция Школы этнокультурного диалога», «Система работы Школы этнокультурного диалога» и др.

Положения, выносимые на защиту.

1. Этническое самосознание русскоязычных школьников является субъективированной формой проявления этничности, идентификационной категории, определяющей отличительные черты русскоязычной этнической группы. Оно определяется как чувство принадлежности к русскоязычному этносу, выражающееся в этническом самоопределении, т.е. отнесении индивидом себя к этой этнической группе. В этническом самосознании русскоязычных школьников на уровне ориентации, предпочтений и стереотипов отражается образ и стиль жизни русского народа, его нормы и ценности, представления о своей «самости», соотносящей «свой» народ с «другими» народами. В структурном отношении оно представляет собой единство познавательной (самосознание), эмоционально-оценочной (этнические стереотипы) и действенно-волевой (проявление национального характера в деятельности) сторон.

Уровнями проявления этнического самосознания русскоязычных школьников являются: деформированный - неразвитость основных характеристик этнического самосознания, характероного для русского народа; допустимый - основные характеристики этнического самосознания проявляются, но ученики не активны в этнически обусловленном поведении; достаточный - развитость большей части характеристик этнического самосознания, ученик проявляет только ситуативную социальную активность; оптимальный - сформированность

этнического самосознания свидетельствует о чёткой этнической самоидентификация школьников, устойчивом положительном опыте проявления ими национального характера, высокого уровня знания языка и традиций русского народа наряду с активностью в межэтническом взаимодействии и стремлением к самосовершенствованию. Показателями этнического самосознания русскоязычных школьников являются: приверженность этнокультурным ценностям и русским традициям; интерес к истории, информации и родной культуре; культура межэтническое взаимодействия и сотрудничества.

  1. Сформированность этнического самосознания выражается в степени: обученности {знания и представления о специфических особенностях своего (русского) этноса; понимания (принятия) культурных универсалий и культурной специфики традиций и обычаев русского этноса); воспитанности {проявление) этнически ориентированных нравственных качеств, направленных на интеграцию личности в поликультурную среду, преодоление этноцентризма, этнической, расовой и конфессиональной предубежденности, готовность к коррекции собственного поведения и взглядов); адаптации ребенка {приспособление к полиэтнической социокультурной среде). Механизмами формирования этнического самоознания русскоязычных школьников выступают: технологический -управление развитием этнического самосознания русскоязычных учащихся школы и в целом всем образовательным процессом, на основе мотивационного программно-целевого подхода; материально-технический - развитость материальной базы воспитательно-образовательного процесса; правовой - нормативно-правовая база образовательно-воспитательного пространства школы.

  2. Модель развития этнического самосознания русскоязычных школьников в поликультурном образовательном пространстве Республики Казахстан представляет собой взаимосвязь и взаимообусловленность следующих компонентов: методолого-теоретического, содержательно-технологического, организационно-коммуникативного, процессуально-деятельностного, критериально-оценочного, результативного, которая реализуется с учетом социально- педагогических условий воспитательно-образовательной поликультурной среды школы и общества. Она реализуется на основе следующих принципов: духовности; социокультурности; полиэтнического диалога; толерантности и др.

  3. Технология реализации модели развития этнического самосознания русскоязычных школьников в этнокультурном образовательном пространстве Республики Казахстан, предполагает поэтапные действия: целеполагание, мотивирование субъектов воспитательно-образовательного процесса (русскоязычных учащихся) на родігую культуру, её смыслы и ценности; выработку социокультурных этнических стереотипов и обеспечении их в социальном проявлении; этническую идентификацию, интеграцию личности в поликультурную воспитательно-образовательную среду; оценку эффективности педагогической технологии. Системообразующим компонентом технологии выступает её цель: формирование личности с выраженным этническим самосознанием, с устоявшимся менталитетом, способной к эффективной адаптации в иноэтнической и полиэтнической среде. Технология реализуется с учётом: опыта и профессионализма

субъектов управления воспитательно-образовательной системой (учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков, клубов, секций, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, психологи, методисты, администрация, родители, учащиеся); опыта функционирования воспитательно-образовательной системы школы по заданному направлению; возрастных особенностей учащихся; достигнутого уровня сформированное этнической идентификации у субъектов воспитательно-образовательногол процесса.

5. Эффективность развития этнического самосознания русскоязычных школьников в поликультурном образовательном пространстве Республики Казахстан, требует учета следующих условий: этнопедагогическое и этнопсихологическое программно-методическое и материально-техническое обеспечение воспитания; внесения этнокультурного компонента в содержание образования; активное использование этноориентированных диалоговых методик и технологий, характерных для русскоязычного народа в воспитательно-образовательном процессе учреждения образования; взаимодействие с семьями учащихся, учреждениями культуры и искусства, общественными организациями и конфессиями.

Достоверность и надёжность полученных результатов обеспечены исходными методологическими подходами и теоретической базой исследования; применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его логике и задачам; опытно-экспериментальной проверкой реализации авторской модели; валидностью используемых методик; выводами, сделанными на основании качественного и количественного анализа полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась через выступление на кафедре социальной семейной педагогики РГСУ. Результаты исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение на международных, республиканских и региональных научных конференциях: Областной научно-практической конференции, посвященной 15-летию независимости Республики Казахстан (Костанай, 2006), Международной научно-практической конференции «Развитие национальной системы образования в условиях глобализации» (Алматы, 2008), Международной научно-практической конференции «Духовное согласие и толерантность казахстанского общества» (Костанай, 2008), Республиканской научно-практической конференции «Непрерывное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы подготовки педагогических кадров для 12-летней школы» (Костанай, 2009), Международной конференции с элементами научной школы для молодёжи «Культура детства: нормы, ценности, практика» (Москва, 2009), Международной научно-практической конференции «Степной край Евразии: историко-культурные взаимодействия и современность» (Омск, 2009), Областной научно-практической конференции «Алтынсаринские педагогические чтения: «Формирование профессиональной компетентности учителя в свете реформирования образования РК»(Костанай, 2009), IX Международном социальном конгрессе «Страны БРИК в условиях выхода из глобального кризиса: потенциал и проблемы консолидации» (Москва, 2009). Они получили отражения в публикациях автора.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Во введении обосновываются научный аппарат, методология и методы исследования, раскрыты его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, обозначены основные положения, выносимые на защиту. В первой главе «Этническое самосознание русскоязычных старшеклассников и необходимость его формирования» дан теоретико-методологический анализ понятий «этнос», «эт-ничность», «этнический стереотип», «национальный характер», «полиэтническая/поликультурная образовательная среда»; исследуется этническое самосознание как социально-педагогическое явление (генезис, содержание, структура и механизмы его формирования); раскрыты особенности построения модели развития этнического самосознания русскоязычных школьников в условиях поликультурной образовательной среды. Во второй главе «Опытно-экспериментальная проверка реализации модели развития этнического самосознания старшеклассников в поликультурной образовательной среде Республики Казахстан» раскрыта реализация технологии развития этнического самосознания русскоязычных школьников. В заключении изложены основные выводы.

Похожие диссертации на Развитие этнического самосознания русскоязычных старшеклассников : на примере общеобразовательной школы Республики Казахстан