Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА ПЕРВАЯ Теоретические предпосылки исследования культурологических задач в содержании профессиональной подготовки педагога-музыканта
Проблема интеграции культурологии и педагогики искусства
Культурологическая подготовка студентов в теории и практике педагогического образования
Культурологические задачи как составляющая опыта творческой деятельности учителя музыки
ГЛАВА ВТОРАЯ Экспериментальное исследование процесса подготовки студентов-музыкантов к реализации культурологических задач на уроке музыки
Педагогические условия подготовки студентов к решению культурологических задач
Содержание и результаты экспериментального исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
- Проблема интеграции культурологии и педагогики искусства
- Культурологическая подготовка студентов в теории и практике педагогического образования
- Педагогические условия подготовки студентов к решению культурологических задач
Введение к работе
ГЛАВА ПЕРВАЯ Теоретические предпосылки исследования культурологических задач в содержании профессиональной подготовки педагога-музыканта 1.1. 1.2.
Проблема интеграции культурологии и педагогики искусства J-Ak-'-v-
Культурологическая подготовка студентов в теории и практике педагогического образования 1.3.
Культурологические задачи как составляющая опыта творческой деятельности учителя музыки
Проблема интеграции культурологии и педагогики искусства
Исследования проблем культуры как фундаментального вида человеческой деятельности, как познания окружающего мира стоят в настоящее время в центре внимания многих гуманитарных наук и особенно культурологии. Заняв достойное место в фундаментальных науках XX века, культурология явилась методологическим вкладом в гуманитарное знание. Отметим, что условно границы ряда наук делают их деление между собой достаточно условным. Например, культурологию часто связывают с теорией и историей художественной культуры, философии, эстетикой. Существует целая область науки, связываю-щая культурологию с педагогикой.
Если понимать под философией "объяснение жизни", то культурология -это "объяснение культуры". Особенность культурологии заключается в том, что она открывает закономерности, ранее неизвестные науке, ибо она заключает в себе знание, находящееся в неразрывном единстве с культурой, объясняя
уникальные элементы ее сущности. Культурология, таким образом, является одной из важнейших социальных наук и выполняет интегративную функцию для различных конкретных гуманитарных знаний. Основная ее суть - раскрытие и обоснование многогранных процессов духовной жизни в их единстве и целостности в теоретически отраженных формах. Она - как бы теоретический аналог живой культуры. Систематизируя весь комплекс наук о культуре она является методологическим импульсом гуманитарного знания, его методологической основой.
В настоящее время культурология развивается прежде всего в философской сфере. "Значение культурологии как фундаментальной науки состоит в том, что она рассматривает и анализирует социальную реальность как совокупный культурный мцр, как систему универсальных ценностей, утверждающих себя в социодинамике культурного процесса", пишет А.Арнольдов (13, с. 44). Ученый подчеркивал, что предметом культурологии является культура, ее определение, философское осмысление ее природы, происхождение, типология. Научный смысл культурологии заключается в том, что она рассматривает культуру в ее содержательной глубине и сложности, показывает богатство ее внутреннего содержания, выделяет ее уровни, типы, формы. "КУЛЬТУРОЛОГИЯ — наука о наиболее общих закономерностях развития культуры как творческого процесса по созданию и сохранению общечеловеческих ценностей, наука, изучающая структуру и особенности духовного произ Культурология рассматривает культуру как особую реальность, как спе-циальный предмет изучения. И этот процесс познания очень важен для более глубокого понимания, что есть человек, каков человек нашего общества, чем отличаются одни культуры от других культур, каковы особые смыслы искусства, науки, религии, устного и письменного слова в структуре культуры. Вместе с тем, культурология исследует духовный мир человека в совокупности с конкретной жизнью, аналитически исследуя его, познает образование ядра личноста — ее мировоззрение. Изучает место личности в социуме, духовную культуру как многомерный процесс создания и освоения человеком социокультурной реальности. Следовательно, она проявляет себя не просто как наука о культуре, а направленная на открытие механизмов культурного совершенствования человека.
Личность в культурологии рассматривается как живая, динамичная структура. Эта наука исследует внутренний процесс духовного развития человека, строит интеллектуальную архитектонику личности, так как культурная природа человека проявляется не в застывшем, завершенном образе, а в сменяющих друг друга, постоянно изменяющихся образах личности, пополняющихся новыми качествами и свойствами. То, что педагогика корректирует, направляет, развивает, культурология исследует и отражает в наглядной культурной картине мира.
Культурологическая подготовка студентов в теории и практике педагогического образования
Для обозначенных задач и цели исследования важно понять, в чем заключаются особенности культурологического аспекта подготовки учителя музыки. В связи с этим отметим, что до недавнего времени понятие "культурологический аспект образования" в теории и практике отечественной педагогики отсутствовал. В учебном плане педагогических вузов слово "культура" не фигурировало, а общегуманитарная подготовка специалистов ограничивалась философскими дисциплинами. Поэтому включение (или не включение) проблем культуры в содержание учебных дисциплин (как общегуманитарных, так и специальных музыкальных) зависело от личной позиции преподавателя.
Впервые понятие "культурологический подход" в рассмотрении вопросов высшего музыкально-педагогического образования было сформулировано в исследовании Л.А . Рапацкой (159). Отметим, что в это время в других областях педагогического знания это понятие не применялось. Вместе с тем очевидно, что культурологическая концепция образования, изложенная в трудах Л.А. Рапацкой, родилась не на пустом месте. Исследователь опиралась как на теорию, так и на практику отечественного музыкального образования.
Следует подчеркнуть, что музыкальная педагогика — сравнительно молодая область в ряду общепедагогических дисциплин. В систему подготовки специалистов для общеобразовательной школы музыкально-педагогические факультеты вошли чуть более четверти века назад. Однако сама музыкальная педагогика как гуманитарная наука прошла длительный многовековой путь развития. В отечественной истории развитие музыкальной педагогики связано с храмовым профессиональным образованием (XI - XVII в.в.), с развитием до-машнего полулюбительского музыкального образования (с XVIII века по настоящее время), со становлением профессионального музыкального обучения (музыкальные школы, музыкальные училища, консерватории, педагогические вузы).
Известно, что длительное время российская музыкальная педагогика развивалась в устной традиции, когда педагогический опыт, знания, умения передавались от учителя к ученику, не будучи зафиксированными в письменной форме. Вплоть до настоящего времени выдающиеся педагоги отечественных консерваторий редко "берутся за перо" с целью поведать потомкам "секреты" своей педагогической "кухни". Вот почему работы Г.Г. Нейгауза, Г.Н. Когана, Л.А. Баренбойма продолжают оставаться редким исключением из "правил" молчания великих отечественных творцов-педагогических идей.
Совершенно по-иному складывалась судьба педагогов-музыкантов, оказавшихся в сфере влияния общей педагогики, подчинивших свои творческие проблемы идее подготовки учителей музыки для общеобразовательной школы. Интеграция педагогики, психологии, дидактики и музыкознания дала прекрасные результаты, образовав науку, имеющую и свою методологию, и свои частные научные направления. Среди них мы выделяем педагогику высшей школы.
Для двух последних десятилетий развития музыкальной педагогики высшей школы характерно стремление к интеграции с гуманитарными науками самых разных направлений. На основе общепедагогических идей были сделаны попытки научного осмысления учебно-воспитательного процесса во всех его звеньях (исполнительская, методологическая, методическая, практическая и другие виды подготовки). Появились работы, в которых был обозначен некий абрис — "модель" выпускаемого специалиста (О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажни-кова, А.В. Маленковская, Ю.Н. Pare, Л.А. Рапацкая и др.). Если в 60-е - 70-е годы формы и методы подготовки специалистов во многом копировали систему подготовки высшего музыкального образования в консерваториях в классах специального фортепиано и дирижирования, то позднее все явственнее начинают развиваться научные нацравленвд, декларирующие специфику подготов-ки учителя-музыканта для работы в классе общеобразовательной школы.
Педагогические условия подготовки студентов к решению культурологических задач
Освоение опыта решения культурологических задач в учебном процессе на музыкально-педагогическом факультете детерминировано несколькими теоретическими установками. А именно:
1. Культурологическая задача должна отражать профессионально педагогическую, направленность процесса обучения, учитывать особенности музыкально-педагогической деятельности;
2. Культурологическая задача, представленная нами как важнейшая со ставляющая опыта творческой деятельности учителя-музыканта, не имеет локализации в содержании учебного процесса. Подготовка студентов к данной творческой деятельности может осуществляться в условиях изучения предметов культурологического, музыковедческого, исполнительского, методического содержания;
3. В учебном процессе должны получать реализацию все виды культуро логических задач; исключение каких-либо задач из профессиональной подготовки студентов снижает уровень накопления опыта творческой деятельности специалистов;
4. Процесс решения культурологической задачи может быть представлен в полном виде (три этапа), что не исключает использования в методике обучения отдельных этапов творческого поиска студентов при решении культурологической задачи.
В качестве педагогических условий, способствующих подготовке студентов к реализации культурологических задач в учебном процессе, нами выдвинуты следующие:
- поэтапное усвоение выделенных видов интегративных культурологиче-ских задач;
- осуществление межпредметных связей культурологической, специаль-ной музыкальной и методической подготовки;
- использование творческих заданий, моделирующих проблемные ситуации, связанные с решением разных видов культурологических задач на уроке музыки.
Рассмотрим выделенные позиции последовательно.
Как уже было сказано, подготовка студентов к решению культурологических задач может осуществляться в процессе изучения дисциплин, в той или иной степени связанных с культурологией. Так, общегуманитарная подготовка дает понимание культуры в ее философском значении, музыковедческая подготовка отражает постижение музыки как феномена художественной культуры, общепедагогическая подготовка затрагивает культурологическую проблематику в связи с изучением содержания образования, методическая подготовка вооружает методами учебно-воспитательной работы на уроке музыки, в том числе в связи с культурологическими проблемами музыкального обучения, исполнительская подготовка (инструментальная, дирижерско-хоровая, вокальная) ориентирует студентов на использование приобретенных исполнительских знаний и умений в профессиональной деятельности, в том числе в деятельности, связанной с решением культурологических задач.
В свете сказанного становится очевидной необходимость выделения наи-более важных "точек" профессиональной подготовки учителя музыки, где решение культурологических задач может получить локализацию и конкретное содержательное лапоянение.