Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности Гуляева Елена Григорьевна

Педагогические условия самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности
<
Педагогические условия самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности Педагогические условия самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности Педагогические условия самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности Педагогические условия самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности Педагогические условия самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности Педагогические условия самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности Педагогические условия самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности Педагогические условия самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности Педагогические условия самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гуляева Елена Григорьевна. Педагогические условия самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 2006 141 с. РГБ ОД, 61:06-13/1551

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ХОРОВОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10

1.1. Логико-исторический анализ проблемы самореализации личности 10

1.2. Сущностные характеристики процесса самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности 26

1.3. Педагогическая диагностика самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности 48

ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ХОРОВОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 61

2.1. Модель самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности 61

2.2. Концептуальные основания самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности 70

2.3. Технология самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности 83

2.4. Анализ опытно-экспериментальной работы по выявлению педагогических условий самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности 97

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная педагогика рассматривает растущего человека как бесконечную возможность, обладающую способностью к самосовершенствованию. Особую актуальность самоосуществление приобретает в подростковом возрасте. Этот период характеризуется стремлением учащихся действовать в определенных условиях самостоятельно, проявлять активность в значимых для их личностного развития видах деятельности, что обусловливает возрастание роли самореализации в образовательном процессе.

Формируемая личность уже в школе должна иметь возможность максимально реализовывать свой творческий и личностный потенциал. Однако развитие потенциальной личностной сущности может стимулироваться или подавляться внешними факторами. Социальные условия, обстоятельства и ситуации выступают объективными предпосылками и являются пространственно-временным контекстом самореализации растущего человека. В этой связи задача создания педагогических условий, способствующих формированию фундаментальной способности личности становиться субъектом своей жизнедеятельности, является приоритетной для всех типов образовательных учреждений.

Особую значимость проблема самореализации приобретает в теории и практике музыкального образования. В пространстве образовательных координат музыка рассматривается как сфера наиболее полного человеческого самоосуществления. В односторонне вербализированной и интеллектуализи-рованной школе занятия музыкой способны сформировать сенсорную и эмоционально-нравственную культуру личности, пробудить способность ценить и создавать красоту в жизни. Важную роль в личностном становлении учащихся играют коллективные виды исполнительской деятельности. Исполнительский коллектив способствует формированию ценностных ориентации, навыков социального взаимодействия, нравственно-этических и волевых качеств. Однако проблемы, связанные с содержанием, структурой и формами самореализации подростков в данной деятельности, являются недостаточно разработанными в педагогической науке. Рассмотрение коллективной исполнительской деятельности в аспекте самореализации подростков позволяет зафиксировать отсутствие технологий, обеспечивающих целостность и гармоничность самоосуществления растущей личности, вследствие чего развивающий потенциал коллективного исполнительства не реализуется в полной мере.

Исследование представляется актуальным, так как определяется потребностями, характерными для современного этапа развития общества. Самореализация, являясь необходимым условием формирования личности, по-

буждает подростка в процессе хорового исполнительства стремиться к самосовершенствованию, создает предпосылки для саморазвития на последующих возрастных этапах.

Проблема самореализации нашла отражение в научной литературе. На философском уровне самореализация рассматривается как предмет философского исследования (Л.А.Цыренова [233]), социальный процесс (В.И.Муляр [147]), феномен культуры (М.А.Недашковская [151]), фактор управления (А.В.Шинкин [238]), исследуется в аспекте развития знания (Н.Г.Чевтаева [234]). На социологическом уровне выявлению особенностей самореализации человека в конкретных социокультурных условиях посвящены диссертации И.А.Махолиной [140] и Г.К.Чернявской [235]. На психологическом уровне исследование самореализации личности в контексте человеческой жизнедеятельности осуществлено Л.А.Коростылевой [101]. В качестве предмета прикладной культурологии самореализация рассмотрена Л.Г.Брылевой [27].

В педагогическом аспекте исследованию проблемы самореализации посвящены следующие работы:

самореализация в контексте учебно-воспитательного процесса изучена Л.В.Бурой [32], И.Н.Морозовой [144], Е.А.Никитиной [152], К.В.Паталаха [163];

особенности самореализации в подростковом периоде нашли рассмотрение в диссертациях М.А.Бабицкой [16], Н.Г.Крыловой [107], Н.А.Омбоевой [158];

-самореализация в условиях коллектива исследована Л.Г.Брылевой [28], В.В.Ковровым [96];

самореализация в рамках образовательных систем нашла отражение в работах С.А.Иванова [86], Т.Н.Розовой [188];

в аспекте творчества самореализация изучена в диссертационных исследованиях Г.А.Бошук [30], Л.Н.Дроздиковой [80], В.В.Садовой [192];

исследованию отдельных средств самореализации посвящены диссертационные работы Н.В.Белобородова [17] (социальное творчество), Н.Г.Дмитрук [77] (самостоятельные работы), С.Л.Емельянцева [81] (конкурсы достижений);

-вопросы педагогического руководства процессом самореализации рассмотрены в диссертациях С.Сулеймановой [210], Н.В.Шишариной [239].

Анализ научной литературы приводит к пониманию того, что вопросы, связанные с самореализацией подростков в хоровой исполнительской деятельности, не нашли своего отражения в диссертационных работах. Несмотря на широкое использование коллективных форм исполнительской деятельности в образовательном процессе, исследование их педагогических возможностей в становлении личности подростка до сегодняшнего дня не проводилось. Таким образом, возникает противоречие между целесообразностью опоры на самореализацию личности в процессе коллективного испол-

нительства и невозможностью ее осуществления вследствие отсутствия теоретического, концептуального и технологического обеспечения данного процесса. Необходимость разрешения этого противоречия и определила тему исследования - «Педагогические условия самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности».

Связь работы с крупными научными программами, темами. Работа выполнялась в рамках исследований, проводимых Национальным институтом образования Министерства образования Республики Беларусь по проблеме реформирования образовательной области искусства (№ ГР 20032686).

Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в выявлении ведущих тенденций теории и практики самореализации личности, научном обосновании системы педагогических условий, детерминирующих самореализацию подростков в хоровой исполнительской деятельности.

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать степень разработанности проблемы самореализации личности в философской, психологической и педагогической литературе.

  2. Выявить особенности самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности и разработать соответствующую модель самореализации.

  3. Разработать технологию самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности.

  4. Создать и экспериментально проверить систему педагогических условий, детерминирующих самореализацию подростков в хоровой исполнительской деятельности.

  5. Разработать критерии самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности.

Объект исследования - процесс самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности.

Предмет исследования - педагогические условия, обеспечивающие самореализацию подростков в хоровой исполнительской деятельности.

Гипотеза исследования: Процесс самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности будет эффективным, если хоровая исполнительская деятельность будет:

осуществляться на основе закономерностей и механизмов развития личности подростка;

характеризоваться целостностью;

- характеризоваться интегрированностью целей;
-осуществляться в единстве коллективной и индивидуальной, про
дуктивной и репродуктивной деятельностей;

- носить личностно ориентированный характер, который будет выра
жаться в поддержке индивидуального развития, предоставлении пространст-

ва свободы для творчества, выбора содержания и приоритетных способов деятельности;

- осуществляться в режиме диалога культурных позиций.
Методологическую основу исследования составляют:

философская идея о сущности человека как субъекта общественных отношений и деятельности (Г.В.Ф.Гегель [43, 44, 45], И.Кант [93, 94], И.Фихте [222, 223, 224], К.Маркс [135]); философские представления о взаимообусловленности человека и бытия, определяющей самоорганизацию личности в условиях неопределенности и системы воздействий (В.Франкл [225], Ж.П.Сартр [195], М.Хайдеггер [227, 228]); о взаимодействии как философской категории, отражающей процессы воздействия субъектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояний, переход (М.Бубер [31], М.Хайдеггер [229], К.Ясперс [253, 254]);

социологические идеи о развитии личности от повседневной культуры ее жизнедеятельности к вершинам цивилизации (А.И.Левко [121]);

- психологические взгляды на генезис высших психических функций,
которые формируются в процессе социального взаимодействия
(Л.С.Выготский [38], А.Р.Лурия [129, 130]), на роль деятельности и общения
в психическом развитии (А.Н.Леонтьев [122], С.Л.Рубинштейн [189, 190]);
положение о возрастной специфике «социальной ситуации развития»
(Л.С.Выготский [38], Д.И.Фельдштейн [219, 220]); психологическая концеп
ция деятельностного опосредствования межличностных отношений
(А.В.Петровский [166]); идеи гуманистической (К.Роджерс [187], А.Маслоу
[136, 138]) и экзистенциальной психологии (Д.А.Леонтьев [180], Р.Мэй
[149]);

-педагогические концепции личностно ориентированного обучения (И.СЯкиманская [248, 249], В.В.Сериков [199, 200], Е.В.Бондаревская [21]); педагогические теории коллектива (А.С.Макаренко [134], Л.И.Уманский [217, 218], Я.И.Турбовской [215, 216]); концепция становления музыкальной культуры школьника на основе самореализации (И.Кевишас [95]); концепция музыкального образования (Д.Б.Кабалевский [88, 89], Л.В.Школяр, Е.Д.Критская, М.С.Красильникова, В.А.Школяр, В.О.Усачева [214]).

Научная новизна и значимость полученных результатов исследования заключается:

— в обосновании содержания и сущностных характеристик понятия
«самореализация подростков в хоровой исполнительской деятельности»;

-в раскрытии механизма самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности;

- в разработке критериев и деятельностных характеристик самореали
зации подростков в хоровой исполнительской деятельности;

-в создании модели и технологии самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности;

- в определении и обосновании системы условий, детерминирующих процесс самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности.

Теоретическая значимость полученных результатов состоит в дальнейшем развитии научных представлений о феномене самореализации, а также об особенностях когнитивных, аффективных, регулятивных и социальных проявлений подростка в хоровой исполнительской деятельности.

Практическая значимость исследования связана с возможностью широкого использования механизмов самореализации в хоровой исполнительской деятельности подростков. Предложенные модель, педагогическая технология и система педагогических условий позволяют обеспечить становление личности в условиях исполнительского коллектива и одновременно повысить эффективность хорового исполнительства.

Социально-экономическая значимость результатов исследования будет носить опосредованный характер и измеряться качественными изменениями в личности подростка, что будет выражаться в формировании самосознания, развитии креативности, совершенствовании саморегуляции и самодетерминации. Результаты исследований могут быть использованы педагогами-практиками в процессе хоровой исполнительской деятельности с целью повышения ее эффективности. Внедрение результатов диссертационной работы в практику позволит обеспечить высокий уровень личностного развития подростков, реализацию их творческого потенциала.

Экспериментальная база исследования. Выборочную совокупность исследования составили 327 участников подростковых хоровых коллективов общеобразовательных школ, гимназий, центров творчества детей и молодежи.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту;

  1. Самореализация подростков в хоровой исполнительской деятельности представляет собой интуитивно-осознанный процесс раскрытия, развития и опредмечивания сущностных сил в многокомпонентной совместно распределенной репродуктивно-креативной деятельности, характеризующейся интегрированной целенаправленностью и детерминированной аксиологично-стью.

  2. Модель самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности представляет собой трехуровневую структуру, включающую компоненты предметной деятельности, коммуникации и личностного совершенствования. Каждый из компонентов может быть рассмотрен на репродуктивном, репродуктивно-креативном и креативно-репродуктивном уровнях. Репродуктивный уровень соответствует стадии коллективного субъекта, ре-продуктивно-креативный - стадии со-субъекта, креативно-репродуктивный -стадии автономного субъекта.

3. Технология самореализации подростка в хоровой исполнительской
деятельности осуществляется поэтапно.

На первом этапе происходит становление коллективной субъектности и самореализация в различных формах на ее основе. Данный этап характеризуется опорой на ощущения во время слушания музыкального материала. Понимание и интерпретация осуществляются во внутреннем плане, воспроизведение - во внешнем (коллективный субъект).

На втором этапе осуществляется становление со-субъектности, что выражается в определенной степени личностной автономии и неравенстве позиций участников деятельности. Данный этап характеризуется постепенным переходом от физического слушания к внутреннему. Понимание и интерпретация осуществляются во внешнем плане (со-субъект), воспроизведение - во внешнем (автономный субъект).

На третьем этапе осуществляется становление автономной субъектности. Для данного этапа характерна опора на представления при слушании музыкального материала. Понимание, интерпретация и воспроизведение осуществляются во внешнем плане (автономный субъект).

4. Педагогическими условиями самореализации подростков в хоровой
исполнительской деятельности являются три группы условий:

обогащение хоровой исполнительской деятельности (расширение диапазона культур, расширение диапазона мыслительных процессов, расширение диапазона позиций в хоровой исполнительской деятельности, расширение представленности видов деятельности);

гармонизация социального пространства (сочетание сотрудничества и взаимодеятельности, сочетание прямого и косвенного управления и самоуправления);

обеспечение свободы выбора в хоровой исполнительской деятельности (свобода в выборе ценностей, свобода самоопределения в хоровой исполнительской деятельности, свобода в выборе направления самореализации).

Личный вклад соискателя состоит в определении понятия «самореализация подростков в хоровой исполнительской деятельности»; разработке модели, концептуальных оснований и технологии самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности; выявлении условий, обеспечивающих самореализацию подростков; проведении экспериментальной проверки самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе:

— участия в конференциях: «Актуальные вопросы современной науки»
(Минск, 2003); «Стратегические направления развития современного образо
вания» (Минск, 2004); региональной конференции ЮНЕСКО «Synergy
between Arts and Education» (Вильнюс, 2005); IV Международной конферен-

ции «Личность и музыка» (Минск, 2005); World Conference on Arts Education (Лиссабон, 2006).

-участия в научно-методических семинарах «Современный урок музыки: поиски и находки» (Академия последипломного образования, 2004); «Проектно-конструкторская деятельность учителя музыки в условиях освоения новых программ» (Академия последипломного образования, 2004); «Организация музыкальной внешкольной работы: обеспечение права детей на всестороннее развитие» (Академия последипломного образования, 2005);

-разработки авторских курсов «Певческое развитие подростка в современном социуме» (Минский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников и специалистов образования); «Современные подходы к организации хоровой исполнительской деятельности в школах с музыкальным (хоровым) и эстетическими направлениями» (Академия последипломного образования), «Хоровая музыка как пространство самореализации подростка» (Институт повышения квалификации и переподготовки Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка);

— опытно-экспериментальной работы с участниками хоровых коллективов СШ № 145, СШ 170, СШ № 207, гимназии № 174, ЦТДиМ «Ранак» Московского района г. Минска.

Опубликованность результатов исследования. По материалам исследования опубликовано 10 работ: 6 статей в научных журналах и сборниках, программы, 2 материала научных конференций, одна монография.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из общей характеристики работы, двух глав, заключения и списка использованных источников. Объем текстовой части диссертации составляет 121 страницу, включая 12 таблиц, 13 рисунков. Объем, занимаемый списком использованных источников, составляет 17 страниц (255 наименований на русском и английском языках).

Логико-исторический анализ проблемы самореализации личности

Рассмотрение проблемы самореализации на философском, психологическом и педагогическом уровнях позволяет исследовать генезис ключевого понятия «самореализация», определить моменты кристаллизации его основных характеристик, проследить смену доминант на различных этапах его исторического развития.

На философском уровне проблема самореализации может быть рассмотрена в свете различных взглядов на сущность и существование человека, суть и условия его самореализации в связи с развитием человечества в целом. Объектом рассмотрения на данном уровне выступает человеческое общество.

В древнегреческой философии самореализация не является самостоятельным вопросом теории, однако ее отдельные аспекты рассматривались Сократом, Платоном, Аристотелем.

Определенный поворот в развитии философии, совершенный Сократом, позволил впервые поставить в центр философствования человека, его сущность и внутренние противоречия. В своих спорах философ раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, не менее достоверную, чем бытие воспринимаемого мира и выделил самосознание в качестве основы проявления человеческой сущности.

Осмысление бытия как целого, характерное для философских взглядов Платона, способствовало рассмотрению человеческой сущности как гармоничного сочетания трех начал — тела, души и разума. Обретение человеком внутренней гармонии происходит через достижение физического и духовно-нравственного совершенства, что, в свою очередь, позволяет достичь соразмерности с окружающим миром, обеспечивая целостность бытия на основе самосознания, которое Платон выделяет в качестве одного из условий проявления сущности. Размышляя о природе силы, побуждающей человека к движению, философ отмечает ее внутренний характер и самопроизвольность, что более всего соответствует движению мысли, а также Вселенной.

Рассмотрение человеческой сущности в философии Аристотеля характеризуется явно выраженным преобладанием рационального начала. Практически сущностью человека становится его рациональная душа (интеллект), главенствующая над двумя низшими модусами — душой вегетативной и чувственной. Учение Аристотеля предоставляет человеку возможность не только подчинять разуму природно-витальные и чувственные проявления, но и преобразовывать мир по законам мышления. Введенные философом понятия возможности (потенции) и действительности (акта) имеют особое значение для исследования проблемы самореализации, так как позволяют рассматривать человеческую сущность в развитии.

Характерное для философских идей античности последовательное движение от трехмерной гармонии (Платон) к доминированию рационального начала (Аристотель), обусловливает и различие взглядов древнегреческих философов в отношении направления актуализации человеческой сущности. В соответствии с идеями Сократа, достаточной мерой проявления сущности человека является самосовершенствование. Платон направляет усилия человека на достижение всеобщей гармонии, а Аристотель считает возможным активное преобразование мира. Однако античные философы имеют сходные взгляды на самосознание как основание самореализации и внутреннюю природу источника человеческого самопроявления. Произведенный Аристотелем анализ потенции и акта, а также оформление категорий возможности и действительности впервые позволили рассмотреть и объяснить самореализацию человека в процессуальном аспекте.

Вопросы, связанные с проблемой самореализации, нашли дальнейшее рассмотрение в трудах мыслителей Средневековья. В философии этого периода сущность человека рассматривается в отношении к Богу.

Августин Блаженный отождествлял с сущностью человека его душу. Согласно взглядам философа, формы всех вещей в зародыше (потенции) были заложены Богом в материальный мир в момент его сотворения. Действительное существование вещи связано с последующим самостоятельным развитием этих форм. Применительно к человеческой сущности это означает предзаданность развития, а также его внешнее инициирование.

В философских трудах Фомы Аквинского [4] содержится иной взгляд на сущность человека. Будучи последователем учения Аристотеля, философ видит сущность всего телесного в единстве формы и материи. Переход бытия из возможности в действительность обусловлен наличием внешнего неподвижного источника, в качестве которого выступает мировой перводвигатель — Бог. В отношении человеческой природы это означает, что развитие собственной сущности человека происходит посредством сравнения с высшей, божественной сущностью и целенаправленного движения по направлению к ней.

Несмотря на различия во взглядах на сущность человека и возможности ее проявления, средневековые философы сходятся в том, что проявление сущности инициировано внешним источником — Богом и направлено в сторону человеческого самосовершенствования. В ином аспекте рассматривается проблема самореализации в философии эпохи Возрождения. Характерное для этого периода освобождение человеческого разума от непреклонных и незыблемых догм обусловило внимание философов к вопросам творчества, самостроительства, свободного самоосуществления. Так, Н.Кузанский [110, 111], отождествляя человеческую сущность с умом, считает, что посредством творческой умственной деятельности человек уподобляется Богу. В свою очередь, Пико делла Мирандола [168] выделяет присущую человеку творческую способность самоопределения, возникающую в условиях свободы. Существование подобных взглядов способствовало формированию понятия личности как сверхчувственной разумной сущности, обладающей творческим потенциалом. Проявление сущности происходит посредством свободного и всестороннего ее развертывания, обусловливающего космическую незакрепленность человека.

Модель самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности

Понимание пения как духовного состояния, выплескивающегося в звучании голоса (определение Л.В.Горюновой), дает возможность определить ориентиры построения модели самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности. По нашему мнению, самореализация в данной деятельности возможна лишь в том случае, когда исполнительство становится неразрывно слитным процессом восприятия (слушания, понимания, переживания, оценки) и воссоздания (интерпретации и воспроизведения), что в целом соответствует основным позициям в музыкальной деятельности, определенным Д.Б.Кабалевским [88, 89], — исполнителя, композитора, слушателя. Рассмотрение исполнительства в свете теории самореализации позволяет соотнести процесс распредмечивания с постижением содержания музыкального произведения (восприятием), а процесс опредмечивания — с воссозданием в единстве его интерпретационного и воспроизводящего компонентов. Эти процессы характеризуются неразрывным единством, однако в реальной практике коллективного исполнительства в своем единстве они могут быть наблюдаемы только в деятельности руководителя исполнительского коллектива. Именно он осуществляет отбор, постижение, переживание, интерпретацию и совместно с участниками коллектива воспроизведение музыкального материала, вследствие чего исполнительская деятельность часто становится сферой его самореализации. Участники коллектива (в нашем случае подростки) могут быть вовлечены в самореализацию только в том случае, если процессы распредмечивания и опредмечивания пронизывают, взаимодополняют, компенсируют, усиливают друг друга, существуют в неразрывном единстве в коллективном исполнительстве.

Предметная деятельность (хоровое пение) опосредствует деловые и межличностные отношения в коллективе. Однако эта, присущая всем общностям на коллективной стадии развития, характеристика еще не определяет фактичность самореализации как таковой, хотя предоставляет такую возможность. Конечно, наличие общего интереса, связанного с музыкой вообще и пением в частности, может влиять на процесс самореализации, а общение в условиях коллектива может стать фактором формирования нравственных качеств личности и механизмов саморегуляции. В условиях коллектива самореализация становится одним из звеньев вхождения подростка во взрослую жизнь, являясь заключительным этапом в едином процессе, объединяющем социализацию и самореализацию.

Возможность осуществления разных типов самореализации зависит от того, что лежит в основании деятельности коллектива. Если сначала осуществляется выбор цели и определение особенностей коллектива, а затем уже приспособление личности к нему, то в этом случае коллектив становится средством формирования личности в соответствии с заданными параметрами. Исходя из этого, самореализация протекает по типу культурализации и осуществляется коллективным субъектом. В данном случае высока вероятность достижения высокого исполнительского результата, что соответствует традиционным целям хоровой исполнительской деятельности. Однако, вследствие того, что к участникам предъявляются усредненные требования, возможность достигнуть не менее важной цели — личностного развития и осуществить полагание себя в ином субъекте — невелика. В том случае, если же цели и задачи коллектива возникают на основе потребностей и возможностей подростков, возникает возможность самореализации по типу персонали-зации [166, 180]. Проявляя свою индивидуальность, личностные качества, подросток может оказывать влияние на сверстников, полагая себя в виде идеальной представленности в их сознании. В данном случае в процессе коллективного исполнительства происходит активное присвоение ценностей, связанных с деятельностью как таковой, однако невозможность достижения высокого исполнительского результата затрудняет присвоение ценностей, заложенных в музыкальных произведениях. Для осуществления полноценной самореализации необходимо наличие интегрированной цели, обеспечивающей как достижение исполнительского результата и, соответственно, присвоение ценностей искусства, так и личностное развитие всех участников хоровой исполнительской деятельности. Следует отметить, что в первом случае в исполнительском коллективе возникает феномен сотрудничества, во втором — одновременно наблюдаются феномены сотрудничества, сотворчества и взаимодеятельности. Наличие данных феноменов является своеобразной «меткой», сигнализирующей о возможности самореализации в деятельности данного исполнительского коллектива.

Процесс хорового исполнительства имеет свои особенности, играющие важную роль в самореализации подростка. Обратимся к утверждению А.В.Петровского о том, что «субъект-объектным» актом творческая деятельность не кончается, и потребность остается неудовлетворенной, пока не удается достроить следующее звено субъект-объект-субъектной связи, которое позволит осуществить необходимую персонализацию художника в значимых для него других» [166]. Исполнительская деятельность в условиях коллектива предоставляет возможность одномоментного воссоздания музыкального произведения и трансляции своей личности значимым «другим», в роли которых могут выступать как сверстники, так и учитель и, следовательно, предоставляет реальные возможности самореализации.

Концептуальные основания самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности

Сегодня все больше актуализируется поиск новых путей в формировании личности подростка. К настоящему времени в педагогике появилась схема, разработанная Н.А.Масюковой и Б.В.Пальчевским [139], которая представляет особый интерес для нашего исследования по проблеме самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности. Данная схема позволила определить направленность педагогического проектирования в нашем исследовании.

Одним из компонентов процесса педагогического проектирования являлась разработка концептуальных оснований.

Проблемное поле было определено по итогам анализа практической деятельности исполнительских хоровых коллективов. Анализ проводился методом диагностирования, шкалирования, наблюдения, интервьюирования. Кроме того, в обосновании мы ссылаемся на уже проведенные исследования. В частности, использованы данные исследования самореализации подростков, выполненного М.А.Бабицкой [15], исследований закономерностей развития подростков, выполненных Д.И.Фельдштейном [219, 220]. Анализ социокультурной ситуации основан на исследованиях социума, проведенных А.И.Левко[121].

В результате проблемное поле концептуализации может быть сформулировано следующим образом: разрыв между требованиями современной социокультурной ситуации (личностная ориентация образовательного процесса) и традиционными формами хоровой исполнительской деятельности, бытующими в общеобразовательных школах (ориентация на исполнителя, наличие субъект-объектных отношений).

В рамках проблемного поля мы выделяем следующие противоречия:

— между традиционным пониманием ценности хорового исполнительства, заключающейся в результате исполнительской деятельности, и ценностью искусства как формы жизнедеятельности подростка;

— между традиционным пониманием ценности коллектива как коллективного субъекта и самоценности каждого из участников;

— между объективной ценностью созданного исполнительского продукта и субъективной ценностью исполнительского творчества подростков;

— между характерными для современных подростков потребностями в самореализации и возможностями самореализации, представляемыми современным состоянием коллективного исполнительства;

— между динамичным характером развития личности подростка и жестко фиксированным результатом хорового исполнительства;

— между стремлением подростка стать субъектом деятельности и возможностями осуществить субъектность в традиционных формах хоровой исполнительской деятельности;

— между уровнем «естественной» [121] культуры подростка и культурными нормами хоровой исполнительской деятельности;

— между репродуктивным характером хоровой исполнительской деятельности и стремлением подростка реализовать себя в творчестве;

— между уровнем развития исполнительских качеств участников коллектива и применением усредненных, универсальных требований, часто непосильных для одних и неактуальных уровню развития других;

— между требованиями индивидуализации образовательного процесса и отсутствием соответствующих форм в хоровой исполнительской деятельности;

— между целостностью личности подростка в ее физических, когнитивных, психосоциальных проявлениях и традиционной оценкой подростка в аспекте исполнительских качеств.

Разрешению вышеуказанных противоречий может способствовать организация хоровой исполнительской деятельности подростков на основе самореализации. Целью преобразований является научное обоснование и проектирование технологии самореализации подростка в хоровой исполнительской деятельности.

Данная цель может быть конкретизирована в следующих положениях:

- превращение хоровой исполнительской деятельности в среду, способствующую формированию объективной реальности ребенка;

- формирование знаний и навыков практической деятельности;

- развитие потребности общения с искусством;

- развитие способности самостоятельно постигать замысел автора;

- преобразование способов взаимодействия субъектов деятельности;

- преобразование ценностного основания деятельности исполнительского коллектива;

- преобразование способов хоровой исполнительской деятельности.

Продуктом преобразования является технология самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности.

Педагогическая технология была исследована в трудах О.С.Анисимова [7], В.П.Беспалько [18, 19], Г.К.Селевко [196].

Гипотетически соотношение понятий «методика» и «педагогическая технология» может быть представлено следующими утверждениями:

- методика шире педагогической технологии;

- понятия «методика» и «педагогическая технология» синонимичны друг другу;

- педагогическая технология представляет собой совокупность методик.

Осуществляя разведение таких понятий, как метод, методика и технология, мы определяем:

- метод как обобщенный, абстрактный образ деятельности;

- методику как конкретизацию метода в конкретных условиях;

- технологию как описание характеристик, средств и способов их применения, необходимых для перехода исходного материала деятельности от одного промежуточного состояния к другому вплоть до достижения конечного продукта (Пальчевский Б.В., Масюкова Н.А).

Похожие диссертации на Педагогические условия самореализации подростков в хоровой исполнительской деятельности