Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы : на материале деятельности учреждений дополнительного образования Дмитриева, Мария Борисовна

Развитие художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы : на материале деятельности учреждений дополнительного образования
<
Развитие художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы : на материале деятельности учреждений дополнительного образования Развитие художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы : на материале деятельности учреждений дополнительного образования Развитие художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы : на материале деятельности учреждений дополнительного образования Развитие художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы : на материале деятельности учреждений дополнительного образования Развитие художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы : на материале деятельности учреждений дополнительного образования Развитие художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы : на материале деятельности учреждений дополнительного образования Развитие художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы : на материале деятельности учреждений дополнительного образования Развитие художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы : на материале деятельности учреждений дополнительного образования Развитие художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы : на материале деятельности учреждений дополнительного образования Развитие художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы : на материале деятельности учреждений дополнительного образования Развитие художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы : на материале деятельности учреждений дополнительного образования Развитие художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы : на материале деятельности учреждений дополнительного образования Развитие художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы : на материале деятельности учреждений дополнительного образования Развитие художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы : на материале деятельности учреждений дополнительного образования Развитие художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы : на материале деятельности учреждений дополнительного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дмитриева, Мария Борисовна. Развитие художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы : на материале деятельности учреждений дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Дмитриева Мария Борисовна; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т].- Самара, 2013.- 189 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/575

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы в учреждениях дополнительного образования 15

1.1. Содержание понятия «художественный интерес» в психолого-педагогических исследованиях 15

1.2. Возможности внешкольной работы по развитию художественного интереса подростков в учреждениях дополнительного образования 35

1.3. Принципы организации внешкольной работы по развитию художественного интереса подростков в учреждениях дополнительного образования 56

Выводы по первой главе 74

Глава II. Опытно-поисковая работа по развитию художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы в учреждениях дополнительного образования 77

2.1. Изучение художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы в учреждениях дополнительного образования 77

2.2. Методика развития художественного интереса у подростков на материале музыкального искусства в условиях внешкольной работы 94

2.3. Результаты опытно-поисковой работы по развитию художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы в учреждениях дополнительного образования 119

Выводы по второй главе 132

Заключение 134

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Современные социально-экономические преобразования требуют от молодого поколения инициативности, энергичности, творческого отношения к окружающей действительности. Эти качества формируются прежде всего в культурно-образовательном пространстве, ценностным ориентиром которого является обогащение творческих возможностей обучающихся, их культурное и художественное развитие. Одной из серьезных проблем в теории и практике образования и формирования духовной культуры подрастающего поколения является развитие художественного интереса, которое должно происходить не только на уроках предметной области искусства, но и в системе внешкольной работы. Сегодня при решении данной проблемы ориентиром для педагогов становится ряд документов, среди которых наиболее важным является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Основные положения Концепции направлены на организацию социально открытого пространства полноценного духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

Одной из эффективных форм работы с подростками, в реализации которой учитываются их интересы, а также тенденции развития молодежной культуры, становится внешкольная работа учреждений дополнительного образования. Центры эстетического воспитания детей, подростковые и молодежные центры, дворцы художественного творчества и т. д. являются неотъемлемой частью повседневной жизни подрастающего поколения, любимым и привычным местом отдыха, встреч с друзьями. Именно здесь подростки реализуют свои естественные потребности в свободе, независимости, общении, активной деятельности, самовыражении, то есть находят то, что не всегда могут найти в школе и семье. Доброжелательная атмосфера клубной и кружковой работы настраивает на позитивный лад и творчество, вселяет веру в свои силы, благоприятствует расширению кругозора, способствует развитию художественного вкуса и интересов молодых людей.

Проблема развития интереса является предметом изучения различных наук. Ее психологический аспект рассматривается в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.А. Гордона, В.Г. Иванова, А.Г. Ковалева, Н.Г. Морозовой, В.Н. Мясищева, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна; общепедагогический – в работах Ш.А. Амонашвили, И.Ф. Гербарта, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.А. Сухомлинского, Г.И. Щукиной, Д.Б. Эльконина и др.; социологический – в трудах А.Г. Здравомыслова, Д.А. Кикнадзе, Л.Г. Когана, А.Н. Сохора и др.

Изучением особенностей становления и развития художественного интереса занимались такие исследователи, как В.Н. Банников, Л.Л. Бочкарев, Л.С. Выготский, А.А. Сергеева, Б.М. Теплов, Е.А. Черкашин и др. Значительно дополнили и позволили наиболее глубоко рассмотреть и расширить проблему формирования художественного интереса: в области музыкальной психологии – научные работы А.Л. Готсдинера, В.И. Петрушина, В.Г. Ражникова, Г.М. Цыпина и др.; в области музыкальной педагогики – труды Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Л.А. Баренбойма, Н.А. Ветлугиной, Л.В. Горюновой, Н.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского и др.

Анализ трудов по проблеме нашего исследования показал, что, несмотря на освещение учеными различных ее аспектов, лишь в незначительном количестве работ раскрываются вопросы, связанные с развитием художественного интереса подростков (Л.С. Выготский, В.В. Путиловская, Е.А. Черкашин, Ю.У. Фохт-Бабушкин и др.), и практически отсутствуют исследования, посвященные развитию художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы.

Основой для развития художественного интереса может стать один из видов искусства. Музыка, благодаря способности вызывать глубокие эмоциональные переживания, а также благодаря тесной связи с литературой, живописью, театром, кино, фотографией и т. д., может развивать у подростков не только интерес к музыкальному искусству, но и художественный интерес в целом. Развитие художественного интереса на основе музыкального искусства способствует расширению духовного кругозора, совершенствованию эстетических чувств и эстетического вкуса, формированию эмоциональной отзывчивости.

Искусство существенно влияет на формирование личности подростков, а направленность художественного интереса указывает на степень образованности, культуры, ориентации на духовно-нравственные ценности и традиции. К сожалению, современные юноши и девушки в основном не стремятся посещать театры, филармонии, предпочитая клубы, молодежные тусовки, дискотеки, где преобладает легкая доступная музыка, восприятие которой не требует особого напряжения.

Погружение в телевизионный мир, где в основном присутствуют развлекательные программы и звучит музыка сомнительного качества с примитивной мелодикой и невыразительным текстом, негативно влияет на становление духовного мира подростков. Несмотря на усилия школы, направленные на эстетическое воспитание учащихся, большинство из них практически не знакомо с истинными шедеврами искусства. Многие подростки не хотят отличаться от своих сверстников, слушающих, главным образом, поп-музыку. Интерес молодежи к развлекательной (особенно танцевальной) музыке – явление само по себе естественное, однако чрезмерное увлечение легкой музыкой может оказать неблагоприятное влияние на формирование общей культуры подрастающего поколения. Все это подчеркивает значимость работы по развитию художественного интереса у подростков.

Необходимость данного исследования определяется противоречиями:

– между востребованностью духовно-нравственного развития подрастающего поколения и недостаточным использованием в данном процессе возможностей академического искусства с привлечением лучших образцов современного искусства;

– между теоретической разработанностью проблемы развития художественного интереса и ее недостаточной разработанностью в сфере внешкольной работы с подростками в учреждениях дополнительного образования;

– между потребностью в творческой самореализации подрастающего поколения и недостаточным использованием в этом процессе возможностей внешкольной работы в учреждениях дополнительного образования;

– между необходимостью повышения культурного уровня подростков и отсутствием специальной, разработанной в соответствии с современными условиями и требованиями, методики развития художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы в учреждениях дополнительного образования.

Поиск путей разрешения данных противоречий позволил сформулировать проблему исследования, заключающуюся в выявлении и теоретическом обосновании эффективных путей развития художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы в учреждениях дополнительного образования.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность, общепедагогическая и несомненная практическая значимость обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Развитие художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы (на материале деятельности учреждений дополнительного образования)».

Цель исследования: разработка, теоретическое обоснование и проверка опытно-поисковым путем методики развития художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы в учреждениях дополнительного образования.

Объект исследования: процесс художественного воспитания подростков в условиях внешкольной работы в учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования: теория и методика развития художественного интереса подростков на музыкальных занятиях в условиях внешкольной работы в учреждениях дополнительного образования.

В основу исследования положена следующая гипотеза. Развитие художественного интереса у подростков в условиях внешкольной работы в учреждениях дополнительного образования становится результативным, если:

– процесс художественного воспитания понимается как культурное обогащение личности, а основной акцент сделан на продуктивной художественно-творческой деятельности, в основе которой – использование объективного развивающего потенциала академического искусства с привлечением лучших образцов современного искусства;

– музыка, как один из наиболее привлекательных, доступных и востребованных в молодежной среде видов искусства, доминирует в процессе приобщения подростков к лучшим достижениям мировой художественной культуры, а интерес к современным музыкальным направлениям и музыкальной деятельности становится отправной точкой формирования и развития их художественного интереса;

– музыкальные занятия строятся на основе взаимодействия различных видов искусства как фактора, стимулирующего целостное восприятие искусства, развитие творческого потенциала и становление культурно-эстетических установок.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Конкретизировать научные представления о содержании понятия «художественный интерес» в контексте внешкольной работы с подростками в учреждениях дополнительного образования.

2. Рассмотреть возможности внешкольной работы по развитию художественного интереса подростков в учреждениях дополнительного образования.

3. Определить принципы организации внешкольной работы по развитию художественного интереса подростков в учреждениях дополнительного образования.

4. Разработать поэтапную методику развития художественного интереса подростков, охарактеризовать методы и формы работы, стимулирующие развитие художественного интереса на каждом из этапов.

5. Проверить опытно-поисковым путем успешность методики, разработанной в ходе настоящего исследования и нацеленной на развитие художественного интереса подростков.

Теоретико-методологической основой исследования являются: концепция личностно ориентированного образования (М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, А.А. Вербицкий, О.С. Газман, Э.Н. Гусинский и др.); основные положения методологии и методики педагогического исследования (В.И. Загвязинский, В.А. Сластенин, Г.М. Цыпин и др.); психолого-педагогические основы проблемы развития интереса (В.В. Бондаревский, Б.Г. Додонов, А.Г. Здравомыслов, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Г.И. Щукина и др.); теоретические основы психологии подростков (Р. Аткинсон, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн и др.); положения о становлении и развитии художественного интереса (В.Н. Банников, Л.Л. Бочкарев, П.И. Буцаев, В.И. Петрушин, А.А. Сергеева, Н.Н. Свичинская, В.М. Тарбоков, Б.М. Теплов, Е.А. Черкашин и др.); положение о доминирующей роли одного из видов искусства в развитии художественного интереса (Е.А. Ермолинская, Б.П. Юсов и др.); положения о сущности музыкального интереса (Э.Б. Абдуллин, Н.Г. Морозова, А.Н. Сохор, Р.А. Тельчарова, В.С. Цукерман, Г.М. Цыпин, В.Л. Яконюк и др.); основы теории музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.А. Баренбойм, Л.В. Горюнова, Д.Б. Кабалевский, Л.В. Школяр, Б.Л. Яворский и др.); идеи о воспитательном и развивающем значении творчества (Б.В. Асафьев, Д.Б. Богоявленская, Н.А. Ветлугина, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов и др.).

В процессе исследования использовались следующие методы:

теоретические: изучение, обобщение и анализ научной литературы по исследуемой проблеме, анализ базовых понятий исследования, проектирование методики, прогнозирование результатов исследования;

эмпирические: ретроспективный анализ и обобщение личного педагогического опыта автора диссертационного исследования, опытно-поисковая работа.

База проведения опытно-поисковой работы: ГБОУ ДОД Самарский дворец детского и юношеского творчества; МБУ Молодежный центр «Диалог» г.о. Самара; МБОУ ДОД Центр внешкольного образования «Творчество» г.о. Самара.

Исследование проводилось в 2007–2013 гг. и включало три этапа.

На первом этапе работы (2007–2010 гг.) изучались теоретические основы проблемы, анализировалась литература по теме исследования; разрабатывался методологический аппарат; формулировались цели и задачи исследования; проводился констатирующий этап эксперимента.

На втором этапе (2010–2012 гг.) осуществлялось теоретическое и опытно-экспериментальное исследование с целью проверки гипотезы: разрабатывалась теория и методика развития художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы в учреждениях дополнительного образования; проводился формирующий этап опытно-поисковой работы с целью внедрения методики и ее апробации.

На третьем этапе (2012–2013 гг.) обобщались, анализировались и систематизировались результаты исследования; осуществлялось оформление результатов опытно-поисковой работы; формулировались выводы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Обоснована структура понятия «художественный интерес», включающая эмоциональный, когнитивный и созидательно-творческий компоненты.

2. Определены возможности внешкольной работы в учреждениях дополнительного образования, необходимые для развития художественного интереса подростков:

– проанализированы факторы импровизационности и вариативности в построении музыкальных занятий, свободы в выборе художественных направлений и видов творческой деятельности в соответствии с интересами и предпочтениями подростков;

– уточнены возможности внешкольной работы по учету и корректировке (стремление к более высокому уровню) художественно-эстетических предпочтений и интересов подростков;

– изучены возможности взаимосвязи различных видов искусства (при доминирующей роли музыкального искусства) на основе выявления и оптимального использования их художественного потенциала;

– рассмотрены возможности реализации художественных интересов подростков в конкретной продуктивной деятельности, связанной с музыкальным искусством.

3. Разработана и апробирована методика развития художественного интереса подростков на основе музыкального искусства в условиях внешкольной работы в учреждениях дополнительного образования на основе музыкального искусства, включающая три этапа (мотивационный, познавательный, творческий), на каждом из которых решается приоритетная задача развития художественного интереса и предлагаются соответствующие методы и формы работы; обоснованы два направления работы – индивидуальная работа на музыкальных занятиях и работа с «креативной группой» подростков.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Конкретизирована дефиниция понятия «художественный интерес». Художественный интерес – побудительная причина к познавательной, продуктивной, художественно-творческой деятельности, которая служит основой для самостоятельного приобретения знаний и ведет к целостному восприятию искусства и культурному обогащению личности.

2. Обоснованы принципы организации внешкольной работы подростков в учреждениях дополнительного образования: индивидуально-личностное развитие, реализуемое как формирование и обогащение субъектного опыта подростков, активизация их позитивного личностного развития, создание ситуаций успеха и благоприятных условий для проявления личностных качеств и индивидуальности; поддержка активности и самоорганизации, реализуемая как побуждение подростков к инициированию собственной дополнительной активности при руководящей роли педагога, приобретение ими опыта творческой деятельности в процессе индивидуальной и коллективной работы, стимулирование на осуществление коллективных форм работы, включение подростков в решение проблемных ситуаций; полихудожественность, реализуемая как взаимосвязь различных видов искусства (при доминирующей роли музыкального искусства) с целью оптимального развития художественного мышления, вкуса и интересов подростков.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработано методическое сопровождение процесса музыкальных занятий в условиях внешкольной работы в учреждениях дополнительного образования, направленное на развитие художественного интереса подростков и состоящее из: творческой тетради, включающей три раздела (творческие задания, дневник впечатлений, личные успехи и достижения); творческих заданий и анкеты, позволяющих исследовать уровень развития художественного интереса подростков; комплекта музыкальных дисков, используемых при работе над видеоклипами; сценариев для проведения кинофестиваля и музыкальных ассамблей; критериев и показателей развития художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы в учреждениях дополнительного образования.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования обсуждались в рамках международных Интернет-конференций (Екатеринбург, 2009, 2010; Чебоксары, 2011), всероссийских конференций (Самара, 2009, 2011); в процессе выступления на заседаниях кафедры фортепиано ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия; на педагогических советах ГБОУ ДОД Самарский дворец детского и юношеского творчества, МБУ Молодежный центр «Диалог», МБОУ ДОД Центр внешкольного образования «Творчество» г.о. Самара, а также нашли отражение в научных статьях, опубликованных в журналах и сборниках (Екатеринбург, Новосибирск, Чебоксары, Самара).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе опытно-поисковой работы с подростками на базе ГБОУ ДОД Самарский дворец детского и юношеского творчества и МБУ Молодежный центр «Диалог» г.о. Самара.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены соответствием методологии поставленной проблеме; применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету; подтверждением гипотезы на теоретическом и практическом уровнях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Художественный интерес является побудительной причиной к познавательной, продуктивной, художественно-творческой деятельности, которая служит основой для самостоятельного приобретения знаний и ведет к целостному восприятию искусства и культурному обогащению личности.

2. Музыкальное искусство, как один из наиболее привлекательных и доступных для современной молодежи видов искусства, является основой развития художественного интереса. Педагогический процесс по вовлечению подростков в различные виды музыкальной, а затем и художественной деятельности, создание творческих продуктов, сочетающих музыку, литературу, живопись, дизайн, фото- и киноискусство, обеспечивает развитие художественного интереса и личности подростка.

3. Методика, направленная на развитие художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы, включает в себя три этапа: мотивационный, познавательный, творческий. На мотивационном этапе, главной задачей которого является развитие мотивационной сферы подростков, осуществляемое посредством перевода интереса с молодежной тематики (поп-, рок- и рэп-музыки) на произведения академического музыкального искусства с привлечением лучших образцов эстрадно-джазовой направленности, используются методы: творческие задания (творческая тетрадь), размышление о музыке (академические минутки); и такая форма работы, как коллективный просмотр кинофильмов и культурно-просветительских программ. На познавательном этапе, основной задачей которого является развитие любознательности, познавательной активности к музыкальному и другим видам искусства, применяются такие методы, как: диалог (музыкальный обмен), творческие проекты (создание музыкального видеоклипа – подготовительный этап); формы: проведение круглых столов, организация творческих мастерских с участием представителей профессий сферы искусства. На творческом этапе, задачей которого является развитие самостоятельности и творческой активности, используются метод творческих проектов (создание музыкального видеоклипа – монтаж) и такие формы работы, как: проведение кинофестиваля и фотовыставок, организация Молодежных ассамблей.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Возможности внешкольной работы по развитию художественного интереса подростков в учреждениях дополнительного образования

Интерес - многоплановое и часто используемое понятие, которое исследуется многими науками: психологией, педагогикой, социологией, философией, экономикой и др., что, безусловно, доказывает его значимость. Тем не менее, пока не существует единства в понимании природы и сущности интереса. Само слово «интерес» имеет латинские корни и переводится как «важно, имеет значение». Можно интересоваться и быть заинтересованным в чем-либо, и это связанные между собой, но, тем не менее, разные вещи. Если «интересоваться» - означает проявлять интерес к кому-либо, чему-либо, то «быть заинтересованным» предполагает связь с выгодой, практическим интересом. Рассматривая семантическую природу интереса, следует отметить, что данное понятие имеет несколько значений. Опираясь на Словарь русского языка СИ. Ожегова и Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля, можно выделить следующие определения: интерес - как польза, выгода, прибыль; интерес - как внимание, возбуждаемое чем-нибудь значительным, привлекательным; интерес - как занимательность, значение, важность дела; интерес - как нужда, потребность; интерес - как сочувствие, участие, забота [116; 60]. В БСЭ понятие «интерес» рассматривается как отношение личности к предмету «как к чему-то непосредственно для нее ценному, привлекательному» [25, с. 319].

На основе анализа научной литературы можно выделить три основных направления в определении понятия «интерес». Первое направление базируется на определении понятия «интерес» как познавательного отношения, познавательной направленности, познавательной потребности человека. Этого направления придерживаются такие ученые, как: В.Б. Бондаревский, И.А. Зимняя, А.Г. Ковалев, Н.И. Конюхов, В.А. Крутецкий, Н.Б. Крылова, А.А. Люблинская, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Г.И. Щукина и др. В исследованиях данных ученых акцент делается на развитии познавательных устремлений, познавательной активности, исследовательской потребности личности. Так, В.Б. Бондаревский, рассматривая данное понятие, придает важное значение специфической познавательной направленности личности [28, с. 13-14]. Мнению В.Б. Бондаревского близка позиция А.А. Люблинской, придающей весомое значение в развитии интереса познавательному отношению человека к окружающему, «к какой-то его стороне, к определенной области, в которую человек хочет проникнуть глубже» [97, с. 385]. Г.И. Щукина подчеркивает, что интересом для человека становится лишь то, что имеет для него необходимость и значимость. Рассматривая понятие «интерес» с культурологических позиций, Н.Б. Крылова отводит важное место деятельностному аспекту, проявлению познавательных, поисковых, исследовательских и практических потребностей. Сходна с мнением Н.Б. Крыловой в отношении данного понятия и точка зрения К.Д. Ушинского, связывающего интерес с потребностями человека в деятельности и вниманием к предмету познания, представляющему новость. Многие авторы дополняют данное понятие эмоциональным отношением, эмоционально-познавательной направленностью. С.Л. Рубинштейн и Н.Г. Морозова, рассматривая интерес как предпосылку и результат обучения, определяют данное понятие как эмоционально-познавательное отношение к объекту действительности или деятельности, способное перейти в эмоционально-познавательную направленность личности. В.А. Крутецкий и Н.И. Конюхов в определении интереса акцентируют внимание на окрашенной положительными эмоциями познавательной активности. Близка их мнению и позиция И.А. Зимней и А.В. Петровского, связывающих интерес с эмоциональным переживанием и проявлением познавательных потребностей. Удовлетворение интересов, по их мнению, способствует лучшему пониманию фактов, имеющих значимость. «Интересы, -подчеркивает А.В. Петровский, - обнаруживаются в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, приобретшим значимость, узнать о нем еще больше, понять его» [118, с. 110-111]. Некоторые авторы выступают против сведения интереса только к познавательным устремлениям. Так, А.Г. Ковалев считает, что это ведет к сужению данного понятия: «Очевидно, что каждый интерес включает в какой-то мере познавательное отношение личности к субъекту, но не может быть сведен только к нему» [79, с. 140].

Представители второго направления делают акцент на связи интереса с психологической потребностью, потребностным отношением. Данного направления придерживаются В.В. Давыдов, Б.И. До донов, А.Г. Здравомыслов, Д.А. Кикнадзе, Л.М. Фридман и др. А.Г. Здравомыслов указывает на то, что «только интересы, опирающиеся на потребности, могут рассматриваться в качестве реальной силы» [67, с. 86]. Автор акцентирует внимание на общности интересов и потребностей как особого рода общественных отношений, не способных к существованию вне социальных групп, классов, отдельных лиц и иных сил, выступающих в качестве их носителя. Близка мнению А.Г. Здравомыслова точка зрения Д.А. Кикнадзе, рассматривающего интерес как потребность, прошедшую стадию мотивации. Как потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности, характеризует интерес В.В. Давыдов. В определении интереса многие представители второго направления (также как и первого) дополняют данное понятие эмоциональным смыслом. Согласно мнению Л.М. Фридмана, интерес проявляет себя в потребности в определенных эмоциональных переживаниях, переходящих в склонность. Б.И. Додонов отмечает, что интерес проявляется в увлечении определенным делом и является особой потребностью, в основе которой находятся несущие желанные переживания предметы и виды деятельности.

Третье направление в определении понятия «интерес» основывается на позиции ученых, связывающих интерес с мотивом, мотивационным состоянием, внутренним влечением, направленным на познавательную деятельность. Это направление представлено такими учеными, как Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, К. Изард, Б.Г. Мещеряков и др. В определении данного понятия К. Изард делает акцент на мотивационно-потребностной сфере и побуждении к активности. Интерес как побуждение к познавательной деятельности с постепенным обогащением его содержания рассматривается В.П. Зинченко и Б.Г. Мещеряковым. Интересна точка зрения Л.С. Выготского, определяющего данное понятие как внутреннее влечение, направляющее личность к исследованию предмета, вследствие чего и происходит развитие интересов.

Ученые определяют мотив как движущую силу, побуждение личности к активности, нацеленное на удовлетворение определенной потребности. В воспитании личности необходимо формировать мотивы саморазвития, а также интересы, направленные на самовоспитание и самосовершенствование. Исследователями выделяются два основных пути формирования нужной мотивации: «снизу-вверх» (когда потребность в деятельности опирается на положительные эмоции и возникает с опорой на уже имеющиеся потребности, чем обуславливает появление новой потребности к деятельности и включение нового стойкого мотива) и «сверху-вниз» (когда потребность овладения объектом, т.е. новый стойкий мотив, возникает под непосредственным влиянием коллектива, социальной среды, традиций и убеждений). В контексте нашего исследования особое значение приобретает третье направление, поскольку интерес, органично связанный с мотивационной сферой, дает импульс внутренней активности, повышает продуктивность деятельности, поэтому первичное удовлетворение интереса, как правило, стимулирует его дальнейшее развитие и содействует появлению нового интереса.

Структура интереса достаточно широко рассмотрена учеными и представлена различными классификациями. Структура интереса включает виды, компоненты, этапы. Относительно видов интереса нет единого мнения среди ученых. Н.Г. Морозова разделяет интересы по преобладающей направленности на практические и теоретические, при этом уделяя внимание наличию таких обязательных для интереса черт, как: познавательное отношение, окрашенное особой интеллектуальной эмоцией, и, непосредственно, мотив, идущий от самой деятельности [109, с. 32]. В классификации В.Г. Иванова интересы распределены по степени развития и оформленности структуры на интерес-занимательность; изолированный узкий частный интерес; широкий, обобщенный, неконцентрированный интерес.

Также следует обратить внимание на классификацию Б.И. Додонова, в которой выделены такие виды интереса, как процессуальные и целевые. Процессуальные интересы направлены на переживание определенных эмоций (искусство, спорт, общение и т.д.); процессуально-целевые интересы рассматриваются как взаимосвязь удовольствия от осуществляемой деятельности и ее эффективности, т.е. важен не только процесс деятельности, но и ее результат, продукт [61, с. 145].

Принципы организации внешкольной работы по развитию художественного интереса подростков в учреждениях дополнительного образования

Опытно-поисковая работа по развитию художественного интереса подростков состояла из трех этапов - констатирующего, формирующего и итогового.

Опытно-поисковая работа проводилась на базе ГБОУ ДОД Самарского дворца детского и юношеского творчества, МБУ Молодежного центра «Диалог» г.о. Самара, МБОУ ДОД Центра внешкольного образования «Творчество» г.о. Самара. В ней принимали участие более 70 подростков, посещающих данные учреждения дополнительного образования. В опытно-поисковую группу вошли 14 подростков, контрольную группу также составили 14 подростков. В данные группы входили подростки, посещающие музыкальные клубы вышеуказанных учреждений дополнительного образования. Констатирующий этап опытно-поисковой работы проводился в 2007-2010 гг., его целью явилось определение у подростков исходного уровня развития художественного интереса.

Эмоциональная отзывчивость на произведения искусства - критерий, способствующий выявлению эмоциональных реакций и мотивации на искусство. Осведомленность в области искусства - критерий, способствующий выявлению знаний подростков в области искусства. Творческая активность в области искусства - критерий, способствующий выявлению творческой активности, стремления к овладению новыми знаниями, умениями, опытом деятельности в области искусства. Каждому критерию соответствует несколько показателей. Критерий «Эмоциональная отзывчивость на произведения искусства» конкретизируется в следующих показателях: яркость эмоциональных реакций в процессе восприятия искусства; адекватность реакций эмоциональному смыслу произведения; мотивация (сила стремления) к успеху.

Критерий «Осведомленность в области искусства» определяется такими показателями, как: знания в области различных видов искусства (музыка, литература, живопись и т.д.); знания в области произведений и деятелей искусства; мотивационная направленность на приобретение знаний. Критерий «Творческая активность в области искусства» раскрывается в показателях: степень осознанности замысла и его оригинальность; художественность воплощения; выраженность художественно-эстетической потребности. Оценивание выделенных критериев осуществлялось в опоре на три уровня: высокий, средний, низкий. Каждый показатель определялся по трем уровням и оценивался в баллах. Высокому уровню каждого показателя соответствовало 3 балла, среднему - 2 балла, низкому - 1 балл. Уровень развития художественного интереса складывался из суммы баллов по показателям. Высокий уровень развития художественного интереса соответствовал 22-27 баллам, средний уровень - 13-21 баллам и низкий уровень - 9-12 баллам. Но, если хотя бы один показатель у подростков проявлялся на низком уровне, мы не считали уровень развития художественного интереса высоким, а только лишь низким или средним.

Высокий уровень. Эмоциональные реакции подростка в процессе восприятия произведения искусства прослеживаются ярко и адекватны замыслу автора. Подросток способен установить зависимость между своими эмоциями и произведением искусства, может содержательно рассказать, почему у него возникают именно эти, а не другие эмоции; умеет проводить ассоциативные связи между видами искусства (например, правильно выбирает в соответствии с характером музыкального произведения примеры из литературы, живописи и т.д., дает логичное обоснование своего выбора). Подросток настроен на успех, инициативен, энергичен, мотивирован на приобретение знаний в области искусства, достаточно хорошо ориентируется в видах, произведениях и деятелях искусства. Сюжетный замысел при выполнении задания на определение созидательно-творческого компонента оригинален, логичен и воплощен самостоятельно; основной смысл выражен в концентрированной и художественной форме; средства воплощения разнообразны, их выбор аргументирован, нестандартен. Средний уровень. Подросток способен правильно определить эмоциональное содержание произведения, но дает недостаточно полную характеристику, опираясь в основном на свои эмоции. Он умеет правильно выбрать репродукцию и литературный фрагмент в соответствии с характером музыкального произведения, но предлагает недостаточно яркие ассоциации, в обосновании своего выбора недостаточно убедителен. Подросток инициативен, но ему не хватает самостоятельности; он не всегда настроен на успех. Знания подростка в области видов, произведений и деятелей искусства недостаточно полные. Мотивация на приобретение знаний требует стимулирования со стороны педагога. В задании на определение созидательно-творческого компонента сюжетный замысел выстроен совместно с педагогом, основной смысл выражен неполно, выбор средств воплощения не всегда оригинален и аргументирован.

Низкий уровень. Подросток способен достаточно верно определить эмоциональное содержание произведения искусства, но дает менее развернутое описание впечатлений (например, в определении эмоционального содержания музыки опирается только на средства музыкальной выразительности). В задании на соответствие музыкального произведения поэтическому фрагменту и репродукции он способен выбрать только один из предложенных вариантов; пояснение выбора односложно, неубедительно либо отсутствует, не используются ассоциативные связи. Настрой на успех отсутствует или выражен незначительно. Знания в области видов, произведений и деятелей искусства проявляются слабо. Подросток не мотивирован на приобретение знаний, часто бывает пассивен. Сюжетный замысел при выполнении задания на определение созидательно-творческого компонента прослеживается плохо, основная мысль выражена неясно, выбор средств воплощения неоригинален и ограничен, аргументация невразумительна или отсутствует.

Методика развития художественного интереса у подростков на материале музыкального искусства в условиях внешкольной работы

Также мы пытались побудить Яну к участию в коллективных просмотрах кинофильмов, но на данном этапе это не очень получалось, девочка по-прежнему в повседневной жизни была скована и раскрывалась только на музыкальных занятиях. Но все-таки Яна посетила фильм «Школа рока», который соответствовал ее подростковым интересам.

На познавательном этапе мы обращали прежде всего внимание на развитие познавательной активности. На одно из занятий мы попросили Яну принести из дома свою любимую песню и подготовить небольшой рассказ (на 2-3 минуты) о ней. Яна, как и предполагалось, принесла произведение эстрадной музыки - рэп-композицию «Быть Свободным» группы «Sky Skill». Она увлеченно рассказала о рэпе и в целом о хип-хоп культуре, в состав которой помимо рэпа входят граффити и брейк-данс. Было очень заметно, насколько подростку приятно, что педагог проявляет интерес к ее увлечениям, не говорит, что «это плохая музыка, надо слушать другую» и т.д. Прослушав, рассказ Яны, мы предложили ей познакомиться с произведением, которое принес педагог. Это был фрагмент из балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» («Джульетта-девочка»). После прослушивания, мы спросили Яну, понравилась ли ей музыка, какие ассоциации она вызвала. Затем немного рассказали о композиторе, о жанре балета (оказалось, что девочка никогда не видела балет «вживую»), поговорили о сюжете, который послужил основой для балета С. С. Прокофьева. Все это способствовало развитию кругозора и познавательной активности подростка. Также было предложено домашнее задание: представить себя в роли кинорежиссера и придумать сюжет клипа с использованием прослушанной академической музыки.

Следует отметить, что Яна с интересом отнеслась к заданию и на следующее занятие принесла, помимо двух вариантов сюжета, еще и взятые из Интернета картинки и фотографии с изображением влюбленных. Яна предложила сделать видеоклип про Ромео и Джульетту, но перенести действие в XXI век. Идея нам понравилась. Обсудив сюжет, мы предложили Яне попробовать использовать в видеоклипе не одно музыкальное произведение, а несколько фрагментов, подобранных в соответствии с развитием сюжета. Яне был предложен специально записанный нами диск с яркими образцами академической и эстрадно-джазовой музыки. Прослушивание диска способствовало расширению кругозора, развитию познавательной активности и эмоциональной сферы подростка.

Монтаж видеоклипа занял у Яны полтора месяца. Девочка с интересом работала, советовалась с нами. Было заметно ее развитие как в эмоциональном плане, так и в интеллектуальном. Она стала больше интересоваться искусством, в числе любимых музыкальных произведений появились произведения академической и джазовой музыки. Девочка развивалась и в социальном плане. Она наконец-то стала посещать наши коллективные мероприятия (круглые столы и творческие мастерские). А на одном из них (круглый стол по теме «Музыка и современная молодежь») выступила с небольшим докладом про современную рэп-культуру.

На творческом этапе работы Яна принимала участие в молодежном кинофестивале «Мы молодые!», представив на суд жюри и зрителей свой творческий продукт - музыкальный видеоклип «Ромео и Джульетта XXI века». Видеоклип был по достоинству оценен и занял почетное второе место. Яна участвовала и в Молодежных ассамблеях. Проявив творческую инициативу и фантазию, Яна придумала очень интересный и оригинальный костюм к вечеру, посвященному эпохе Ренессанса. Было очень заметным развитие Яны в эмоциональном, интеллектуальном и творческом плане. У девочки постепенно уходили комплексы, она стала более общительной, активной, целеустремленной. Развивались мотивационная направленность на академическое искусство в целом и отдельные его жанры, познавательная активность к произведениям искусства, творческая инициатива.

Алексею А. 13 лет, он учится в седьмом классе. Мальчик активен, интеллектуально развит, часто пытается выделиться среди остальных. Несмотря на некоторую эпатажность поведения, в эмоциональном плане мальчик несколько скован, зажат. В его музыкальных предпочтениях лидируют клубные танцевальные направления (house, techno, drum and bass и т.д.). Алексей пришел заниматься в музыкальный клуб с ярко выраженным желанием научиться сочинять танцевальную музыку и «стать великим диджеем».

На первом этапе нашей работы было очень важно заинтересовать Алексея нашими занятиями и развить его эмоциональную сферу, а затем направить интерес на академические музыкальные произведения и лучшие образцы эстрадно-джазовой направленности. С этой целью мы применяли в работе с подростком такие методы работы, как академические минутки. Учитывая интерес мальчика к танцевальной музыке, мы решили начать знакомство с академической музыкой с произведений танцевальных, ярких и наиболее знаменитых («Танец с саблями» А.И. Хачатуряна, «Вальс» из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского и т.д.). Прослушивание музыки мы старались сопроводить ярким эмоциональным рассказом о ее характере, настроении. Также мы использовали ассоциации с другими видами искусства: по ходу прослушивания показывали репродукции картин, читали стихи. Мы постоянно задавали вопросы, беседовали о музыке и композиторе, стараясь побуждать Алексея к рассуждению об эмоционально-образном строе произведения. Все это способствовало раскрепощению подростка в эмоциональном плане, учило его рассуждать о музыке, оказывало положительное влияние на расширение кругозора и становление познавательной активности.

Результаты опытно-поисковой работы по развитию художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы в учреждениях дополнительного образования

На контрольном этапе подростки опытно-поисковой группы демонстрировали более обширные знания в области произведений и деятелей искусства. У ребят появился интерес к творчеству великих людей искусства (музыкантов, художников, поэтов, писателей и т.д.). Причем интерес был не только к произведениям, но и к творческим биографиям, интересным фактам из жизни знаменитых личностей искусства. Подростки самостоятельно начали собирать информацию о понравившихся деятелях, старались записывать интересные факты в Творческую тетрадь.

В контрольной группе данный показатель практически не был повышен. Ребята путались в произведениях и авторах, не проявляли большого интереса к деятелям искусства, не стремились пополнить свои знания.

По показателю «Мотивационная направленность на приобретение знаний» из 14 подростков опытно-поисковой группы 8 подростков повысили исходный уровень развития. Из них 5 подростков перешли с низкого на средний уровень, 3 подростка со среднего на высокий уровень, а 6 подростков остались на прежнем уровне (3 подростка на низком уровне и 3 подростка на среднем уровне). Из 14 подростков контрольной группы 3 подростка повысили исходный уровень показателя, all человек остались на прежнем уровне (7 подростков на низком и 3 подростка на среднем уровне, 1 подросток на высоком уровне).

Результаты констатирующего и контрольного исследования уровней развития показателя «Мотивационная направленность на приобретение знаний» На контрольном этапе подростки опытно-поисковой группы стали более устремленными на приобретение знаний в области искусства. Это проявлялось в том, что подростки самостоятельно, с интересом и без принуждения готовили мини-доклады, сообщения о видах, деятелях, произведениях искусства. Также подростки старались дополнить свои мини-доклады и сообщения примерами: репродукциями с картин, музыкой, стихами. Все это оказывало влияние на развитие их художественного кругозора. У подростков появилось стремление посещать театры, выставки, концерты, они пытались писать рецензии на фильмы, спектакли, книги и т.д. Лучшие рецензии размещались в газете молодежного центра.

В контрольной группе данный показатель был повышен незначительно. Лишь небольшая часть подростков пыталась самостоятельно подготовиться и выступить с сообщением на мероприятиях. Подростки в основном не стремились посещать учреждения культуры и искусства, больше предпочитая просмотр телевизора, компьютерные игры, встречи с друзьями.

По показателю «Степень осознанности замысла и его оригинальность» из 14 подростков опытно-поисковой группы 10 подростков повысили исходный уровень развития. Из них 8 подростков перешли с низкого на средний уровень, 2 подростка со среднего на высокий, а 4 подростка остались на прежнем уровне (3 подростка на низком уровне и 1 подросток на среднем уровне). Из 14 подростков контрольной группы 3 подростка повысили исходный уровень показателя, all человек остались на прежнем уровне (7 подростков на низком и 4 подростка на среднем уровнях).

На контрольном этапе подростки опытно-поисковой группы демонстрировали более высокий уровень осознанности и оригинальности замысла. Ребята стали более творческими. Придумывая сюжет, подростки включали фантазию и воображение, связывали возникающие образы в единое целое, объединяли их по смыслу, находили новые повороты развития действия.

У подростков контрольной группы повышение уровня было незначительным. Ребята в основном действовали «по трафарету». Образы в их сюжетах были предсказуемы и однозначны.

По показателю «Художественность воплощения» из 14 подростков опытно-поисковой группы 11 подростков повысили исходный уровень развития. Из них 8 подростков перешли с низкого на средний уровень, 3 подростка со среднего на высокий уровень, а 3 подростка остались на прежнем уровне (2 подростка на низком уровне и 1 подросток на среднем уровне). Из 14 подростков контрольной группы 3 подростка повысили исходный уровень показателя, а 11 подростков остались на прежнем уровне (7 подростков на низком и 4 подростка на среднем уровнях).

Подростки опытно-поисковой группы на контрольном этапе показали более высокий уровень художественности воплощения сюжета. Во время демонстрации своего произведения ребята чувствовали себя более раскованно, использовали разнообразные музыкальные инструменты, пластически верно и выразительно передавали художественный образ и настроение произведения.

Ребята контрольной группы незначительно повысили уровень данного показателя. В основном они были скованы и зажаты. Выбор музыкальных инструментов был достаточно ограниченным. Лишь немногие подростки смогли пластически передать художественный образ произведения.

По показателю «Выраженность художественно-эстетической потребности» из 14 подростков опытно-поисковой группы 7 подростков повысили исходный уровень развития. Из них 5 подростков перешли с низкого на средний уровень, 2 подростка со среднего на высокий уровень, и 7 подростков остались на прежнем уровне (5 подростков на низком уровне и 2 подростка на среднем уровне). Из 14 подростков контрольной группы 2 подростка повысили исходный уровень развития показателя, а 12 подростков остались на прежнем уровне (8 подростков на низком и 4 подростка на среднем уровнях).

Похожие диссертации на Развитие художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы : на материале деятельности учреждений дополнительного образования