Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности Сатарова Лариса Алексеевна

Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности
<
Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сатарова Лариса Алексеевна. Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 1997 171 с. РГБ ОД, 61:97-13/654-6

Содержание к диссертации

Введение

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, . ... IS

1.1 Природа ухода подростка от занятий изобразительной деятельностью .,. 12

1.2. Специфика приобщения к изобразительному искусству учащихся подросткового возраста 28

1.3. Сущность творчества в процессе изобразительной деятельности и развитие способности к нему у подростков ... 45

2, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОЦЕССА АКТИВИЗАЦИИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯГЕЛЬЮСТИ ПОДРОСТКОВ 55

Выявление мотивации и интереса к обучению изобразительному искусству у подростков (констатирующий эксперимент І 55

Формирование положительного отношения подростков к изобразительной деятельности (формирующий эксперимент)... 69

Обоснование методов организации изобразительной деятельности 107

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 120

ЛИТЕРАТУРА . 123

ПРИЛОЖЕНИЕ, .

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность. Среди "вечных проблем"подросткоеого возраста,теоретиков.и педагогов-практиков по изобразительному искусству, озадачивает потеря интереса и потребности потростков в изобразительной деятельности, даже при наличии определенных способностей к ней'у отдельных учащихся .Изобразительная деятельность, к которой инстинктивно стремится ребенок, как к средству саморазвития, становится для него непривлекательной, как и детские подвижные игры, хотя ее развивающая функция остается неизменной. От подвиг ных игр в подростковом возрасте ребёнок переходит К СПОРТИВНЫМ, от пассивного получения знаний - к активному их добыванию, от адаптации к социальным требованиям - к поиску сеоєй индивидуальности,

Б подростковом возрасте происходит переход на новый виток развития и саморазвития; который требует новых методов препода-. вания, в том числе и изобразительного искусства.

Отсюда - проблема поиска методов формирования интересов и потребностей подростков в изобразительной деятельности остается актуальной и на сегодняшний день, с учетом влияния социальных перемен на психологию современного подростка,.

Для решения данной проблемы необходимо, прежде acerOj разобраться в природе потери интереса к изобразительной деятельности,

Потеря подростками интереса к из образите ль-ной деятельности, как факт, отмечается многими учеными, но,к сожалению,до сих пор нет единой точки зрения на причины кризиса и пути .его преодоления. L E. Еакушинский связывает этот процесс с ослаблением внешней физической активности подростка и усилением умственной. А, Е. Фаворский видит причину в изменении специфики зрительного восприятия подростка по сравнению с детьми младшего возраста. Е. И. Игнатьев объясняет этот кризис отсутствием достаточной техники изображения при переходе к новому способу передачи формы - к сложной линии.

Существует также мнение о том, что б изобразительной сфере детское творчество во всех своих вариантах тяготеет к авангарду и примитиву, а не к классическим образцам; что на данном этапе обучения детей академическому рисунку не адекватно перестраивающемуся мышлению ребенка и совершенно непродуктивно (Д.. Г. Раппа-порт).

Все перечисленные аспекты рассмотрения причин затухания' интереса подростков к изобразительной деятельности,касались одной из специфических особенностей подросткового возраста.

Мы полагаем ,что для глубокого изучения проблемы, необходимо рассмотреть отношение к данному виду деятельности.подростка с позиции онтогенеза, в связи с кардинальными преобразованиями в сфере направленности возрастного развития.

Е данном возрасте кончается определенный период естественной адаптации к среде и наступает период индивидуального поиска себя, своих возможностей и способностей. Спонтанно и неосознанно возникающая потребность в изобразительной деятельности также неосознанно исчезает в этом возрасте.

Проблема формирования интересов и потребностей к изобразительной деятельности у подростков, выходит за рамки одного учебнго предмета, т. к. формирование интереса и потребности в учебной деятельности касается и другихих школьных дисциплин. _ п _ To. что делает привлекательной любую форму деятельности имеет общие корни, общие принципы е каждом возрастном периоде.

Также привлекательность любой формы деятельности органически связана с ее необходимостью, жизненной значимостью,

В этом отношении изобразительная деятельность» не входящая в структуру обязательных учебных предметов,находится на, особом: положении в обычной школе, у подростков складывается на уровне подсознания определенное отношение к предметам, дополнительными и необязательными.

Ученики часто не понимают, с какой целью вообще преподается изобразительное искусство е школе,зачем нужно заниматься им. и никак не связывают это в сознании с необходимостью в саморазвитие с поиском своей индивидуальности.

Вместе с тем,именно изобразительная деятельность в наибольшей степени способствует развитию индивидуальности, и в большой мере соответствует по своей природе тому периоду, в который вступают подростки.

Одинаковые знания,умения, навыки по тому или иному "основному" предмету не определяют индивидуальных различий между учениками. Вместе с тем, те же одинаковые знания, умения, наЕЫки в изобразительной деятельности способствуют проявлению индивидуальности в продуктах их творческой деятельности. В работе Е С, Боголюбова, например, развитие индивидуальности рассматривается как обязательный компонент учебного процесса, направленного на формирование изобразительных навыков (17),

От того, насколько в этот период ученик включается в процесс саморазвития,зависит его дальнейший путы либо он будет опираться на свои природные задатки и останется во всем зависимым от них,либо он всегда будет ориентироваться на совершенствование и достиже- ниє новых результатов, либо начнет деградировать ( IL Д. Успенский, Р. Филлиш и др,),

Поэтому очень важно не пропустить данный возраст и сформировать у учащихся интерес и потребность к изобразительной деятельности, как к одному из наиболее доступных видов творчества.

Поэтому занятия изобразительным искусством, как и другие художественные дисциплины, особенно нуждается- в новых формах организации, учитывающих возрастные особенности и направленность на саморазвитие.

Проблема заключается в том, как это сделать. Идеи высокой эффективности развития школьников средствами' изобразительного искусства положены в основу исследований: Е. И. Игнатьева, Н.Н. Ростовцева, В. С, Кузина, Е С. Боголюбова, Е. В. Шорохова, Т. Я. Шпикаловой, X Е. Ермолаевой-Томиной и др.

В настоящее время существует ряд программ обучения изобразительному искусству в школе, К их числу относится программа"Изобра-зительное искусство 1-9 классы", созданная коллективом авторові В. С. Кузиным, Е Е Ростовцевым, Е. В. Шороховым и др. Программа Е. М. Не-менского"Изобразительное искусство и художественный труд",программа для школ с углубленным изучением изобразительного искусства Т, Я, Шпикаловой "Різобразителькое искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства", программа полихудожественного развития на основе взаимодействия искусств Б; П. Юсова и другие.

Авторы перечисленных программ, по-разному подходят к процессу обучения изобразительному искусству школьников, Одни исходят из принципов развития изобразительных навыков, которые в разные воз- растные периоды отрабатываются, главным образом, в результате усложнения заданий. Другие базируются, главным образом, на формировании личностных качеств через систему заданий,провоцирующих раз- витие творческого воображения и фантазии, на всем протяжении обучения, У третьих обучение отроится на основе интеграции искусств (музыки, литературы, театрального искусства и т.д.)-

Традиционная программа, разработанная под руководством В. С. Кузина, требует в преподавании высокого профессионализма, глубокого знания изобразительной грамоты и методов обучения в разные возрастные периоды. Именно последнее - владение педагогическими приемами, наиболее часто является слабым местом художников-педагогов. Особенно это касается работы с учащимися сложного переходного возраста,

Поэтому в настоящей работе перед нами стояла задача поиска наиболее действенных приемов, стимулирующих интерес к изобразительному искусству, осмыслению его социальной и индивидуальной значимости для саморазвития со стороны учащихся, и способствующих организации привлекательности самого процесса деятельности,е целью формирования потребности в ней у подростков, со стороны учителя,

Для создания такой методики необходимо, прежде всего,опираться на общие положения, по которым любая форма деятельности становится для человека привлекательной,а такие на психологические особенности, потребности и направленность интересов детей данного возраста.

Б связи с выше изложенным,проблема настоящего исследования заключается в том,чтобы найти те приемы обучения, которые, опираясь на глубокие знания психологической специфики подросткового возраста, способствовали бы формированию интереса и потребности к изобразительной деятельности и развитию специальных и творческих способностей у учащихся 5-8 классов.

Поиск приемов, экспериментальная проверка их эффективности б процессе обучения, составили цель исследования,

Объектом исследования стала изобразительная деятельность подростков 6-8 классов средней школы,

Предметом исследования - методические приемы, способствующие активизации интересов подростков к из об рае-ит ель-ной деятельности,

На основании теоретического исследования, анализа педагогического опыта была выдвинута следующая гипотезаи і сохранить и сформировать интерес и мотивировать подростков к изобразительной деятельности возможно на основе приемов обучения, соответствующих возрастным тенденциям поиска средств для саморазвития,испытания своих возможностей и потребности в самостоятельной, социально-вначимой деятельности.

Проблема, цель, гипотеза, объект и предмет исследования определили задачи исследования,

Ознакомиться с методической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературой по исследуемой проблеме.

Изучить особенности подросткового возраста по литературным источникам и в практической изобразительной деятельности,

Рассмотреть изобразительную деятельность как средство обучения, воспитания и раз-вития в подростковом возрасте.

Разработать экспериментальную программу, созданную на основе премов, направленных на формирование интересов и потребностей подростков к изобразительной деятельности с учетом возрастных особенностей,

Проверить эффективность разработанных приемов на практике, кусства в школе, возрастной психологии, педагогике, вопросам теории и практики художественного воспитания, по искусствоведению; наблюдение, анкетирование, анализ продуктов детского творчества; проведение педагогического эксперимента и обработка полученных данных,

Методологической основой работы является концепция деятельности, разработанная отечественными психологами А. Е Леонтьевым, С, Л. Рубинштейном, труды и результаты исследований отечественных и зарубежных ученых по проблемам формирования личности в процессе художественной деятельности,

Эталы исследования. Исследование проводилось в средних школах NN 32,34,37, гимназии N 2 города Астрахани.

На первом этапе (1993-1994 гг.) определялась проблема, предмет и задачи исследования; был проведен анализ литературы по теме исследования.

На- втором этапе (1994-1996 гг.) осуществлялась экспериментальная проверка., гипотезы, проводились констатирующий и формирующий эксперименты.

На третьем этапе (1996-1997гг,) осуществлялась систематизация и обобщение результатов исследования и оформление диссертации.

Научная новизна исследования и его теоретическая значимость.

Изучена и выявлена степень синтонности (соответствия) изобразительной деятельности и возрастных потребностей подростков, на основе установления взаимосвязи между функциями искусства и возрастными потребностями; найдены пути удовлетворения этих потребностей в процессе изобразительной деятельности.

Научно обоснованы приемы активизации интереса к искусству,формирования потребности в изобразительной деятельности,опирающиеся на специфические особенности подросткового Еозраста.

Разработан комплекс методических приемов поэтапно включающих учащихся а выполнение разных типов заданий для постижения специфики изобразительного творчества.

Равработана содержательная основа приёмов обучения изобразительному искусству, направленная на изучение языка искусства и овладение им как средством общения.

Практическая значимость. Разработана экспериментальная программа, в основу которой положены приемы активизации интереса подростков к искусству в сложном переходном возрасте,ориентированная на новый тип взаимоотношений подростков с изобразительной деятельностью.

Программа может оказать педагогам практическую помощь в организации процесса обучения,позволяющего в определенной последовательности использовать приемы, способствующие формированию потребности подростков в изобразительной деятельности и развитии специальных и творческих способностей к ней. Разработаны методические рекомендации по проведению уроков.

Большое внимание в них уделено вводным урокам: "Введение в предмет", "Введение в тему года", которые способствуют осознанию учащимися .роли изобразительного искусства в жизни общества и отдельного человека, осознанию значимости изучаемого предмета, через самостоятельное открытие этого.

Составлены методические пособия для учителей, облегчающие процесс подготовки к урокам; "Искусство как сообщение и как общение", |;Язык живописи".

Достоверность исследования обеспечивается опорой на теоретические положения психолого-педагогической и искусствоведческой литера-туры, опытно-экспериментальной проверкой положений данного исследования в условиях средней школы и инновационных учебных заведений, объективным анализом полученных исходных и конечных результатов исследования, проверкой эффективности предложенных приёмов обучения,

Апробация и внедрение. Основные выводы и результаты исследования докладывались на научных конференциях по итогам работы за год (г, Астрахань - 1993, 1994, 1995, 1996 гг.) ка преподавательском научном семинаре кафедры педагогики и частных методик (АГПИ - 1994, 1995 гг.), ка курсах повышения квалификации учителей изобразительного искусства (г.Астрахань, ИЛУ - 1994, 1995, 1996 гг.)

Результаты работы над диссертацией отражены в методических пособиях, которые используются в практике работы школы N 34 и гимназии N 2 города Астрахани. Результаты исследования используются студентами АГПУ, обучающимися по дополнительной специальности: "Преподаватель изобразительного искусства и черчения", при написании курсовых и дипломных работ,

Материалы исследования включены в содержание лекций дисциплин по выбору на отделении "Педагогика и психология начального обучения" АГПУ. Внедрение результатов исследования в педагогическую практику осуществлялось на основе публикации программы и тезисов докладов,

Природа ухода подростка от занятий изобразительной деятельностью

Природа ухода подростка от занятий изобразительной деятельностью трактуется педагогами к учеными по-разному, но необходимость занятия ею в данном возрасте признается всеми.

Развивающая роль изобразительного искусства доказана и теоретически, и на практике, поскольку именно в данном возрасте начинается новый виток в развитии человека, определяющий его будущее функлионирозание в обществе,

Поетому актуальной является проблем сохранения и формирования потребности в изобразительной деятельности именно у подростков.

Потребность эта спонтанно возникает в раннем возрасте, как ее- тественнсе и интуитивное стремление ребенка к закреплению в памяти жизненного опыта, к развитию двигательных умений, как сред -отву формирования нервно-мозговых функций (Н. С, Боголюбов, 17).

Не в самый ответственный период живки, когда складываются фундаментальные качества личности, идет бурное развитие психических процессов; мышления, воображения, восприятия, памяти и т. д. ребенок, как правило, теряет интерес к изобразительному искусству,

Причины снижения интереса к изобразительной деятельности рассмотрены в работах А. Б. Бакушинокого, JL С\ Выготского, Е, Л Игнатьева, А. В, Фаворского и других.

Б переходе детей в процессе рисования в новую высшую стадию сложности изображения, которая становится доступна детям только при благоприятных внешних стимулах, например, преподавании рисе -вания в школе, наличии художественных образцов в доме или при специальном даровании к этому виду творчества, видит причину " охлаждения" Л, С, Выготский (36),

А. Б, Бакушинский (9) связывает это явление с ослаблением внешней физической активности и усилением умственной. От действенного, физического совершенствования ребенок переходит к интеллектуальному,

В изменении специфики зрительного восприятия видит причину спада творческой активности в процессе изобразительной деятельности В. Д. Фаворский. "Это происходит от того, что на подростка обрушивается новый врительный метод восприятия, и он начинает от ивобра-жения требовать не предметного соответствия, а соответствия опти .

ческого,таким образом, происходит замена действительности оптикой. Подросток легко может Сыть подавлен механической стороной зрительного аппарата и перестать быть художником" (0,5,148 ),

Несколько другую причину5 относительно потери интереса к изобразительной деятельности, находит Е, К, Игнатьев, "Ребенок открывает, что соответствие изображения достигается не увеличением количества отдельных деталей, а точной передачей формы изображаемого предмета, Сделав это открытие, ребенок находит новый способ передачи в рисунке трудной для оебя формы - он находит сложную линию. Так ребенок вступает в новый этап, когда процесс изображения превращается в процесс штудирования натуры с целью достижения максимального соответствия рисунка с этой натурой. Если ребенок к моменту перехода на новую ступень имеет достаточное умение видетьн и достаточную технику изображения, то он с большим интересом начинает овладевать новыми формами изображения. Если же к моменту этого перехода он приходит беэ указанных умений, то, видя большой разрыв между своим пониманием новых задач изображения и своей технической беспомощностью, он теряет всякий интерес к рисованию" (с, 36, 61),

Существует также мнение о тем, что в изобразительной сфере творчество во всех своих вариантах тяготеет к авангарду и примитиву, а не к классике, что обучение детей академическому рисунку не адекватно на данном этапе перестраивающемуся мышлению ребенка, и совершенно непродуктивно С А, Г, Раппапорт, с,8,).

В резких проявлениях самокритичности в подростковом возрастеf нередко порождающих неудовлетворенность результатами и делающих ребенка неспособным выразить соответствующим обраэом собственные за-шелък видят причину Е К, Прет те и А, Копальдо (107),

С кризисом оригинальности, когда подросток не хочет быть похож ни на кого, ко собственного стиля, собственного почерка не имеет.

вьгоажгнкн не находит, связывают причины отказа мно отказа от активного занятия изобразительной деятельностью , можно найти либо в ориентировке на рисунок взрослого, т.е. в высшей категории требований к себе,либо в принципиальном подколе к процессу обучения рисованию в средних классах школы. Отмечается, что перестают рисовать иногда и очень одаренные дети, У них происходит отторжение изобразительной деятельности как способа выражения себя»

Проблема эта одна ив крупнейших у педагогов-художников ЕСЄГО мира,однако и по оей день нет единой точки зрения на причины этого кризиса и пути его преодоления. Тем не менее, мировая практика показывает, если формирование академических навыков является не только целью, а и средством развития высших психических функций, обучение становится для подростков привлекательным, В противном случае, когда оно направлено только на приобретение детьми ремесленнических навыков,интерес к нему исчезает. Индивидуальный творческий процесс оказывается приторможенным (17).

Специфика приобщения к изобразительному искусству учащихся подросткового возраста

Приобщение подростков к изобразительному искусству должно базироваться на общих законах пробуждения интереса и потребности к какому-либо объекту или деятельности, а также опираться на изложенные выше возрастные особенности, При атом необходимо помнить, что законы проявления интереса и потребностей для всех возрастов общие, а средства пробуждения такого интереса з каждом возрасте разные. Поэтому в параграфе будут рассмотрены :

- общие законы проявления интересов и потребностей, как они определяются в науке;

- взаимосвязь интересов и потребностей;

- рассмотрены главные объекты интереса в общении о произведениями изобразительного искусства (зрителем, профессионалом, учению опираться на фундаментальные потребности человека,главным образом, социальные и духовные. Биологическая потребность проявляется лишь как потребность в определенной форме деятельности. У подростка -в активной., поисковой, напряженной деятельности.

Социальная потребность, как претензия на определенный статус, положение Б социуме,7 подростков выражается в утверждении своей индивидуальности, абстрагированной от социальных ролей. Подросток утверждает свою индивидуальность и в позитивном, и в негативном плане. В зтом же возрасте идет активный поиск "смысла жизни", своей социальной Функции,но очень часто базируется на выборе образца для подражанияs присоединении к группе сверстников. Поэтому очень важно сделать возможным присоединение их к духовным данностям.

Духовные потребности в познании, в созидании, момно связать с формированием потребности в изобразительной деятельности, Б творчестве. (Обуховский К. 103)

class2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОЦЕССА АКТИВИЗАЦИИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯГЕЛЬЮСТИ ПОДРОСТКОВ class2

Выявление мотивации и интереса к обучению изобразительному искусству у подростков (констатирующий эксперимент

С мотивацией связывается внутренние побуждения,обоснования возникновения склонности и направленности на конкретную форму деятельности. (В. Н. мясищев, С. JL Рубинштейн, В. М. Теп лов и др.). При наличии "соответствующих мотивов, установок,склонностей к определенной деятельности, у человека по мере освоения знаний, умений развиваются способности" (124,с. 04).

В связи с этим, мотивацию к деятельности мы исследовали с позиции осознанного отношения подростков к изобразительной деятельности, а также по показателю уровня сформированности изобразительных навыков, приобретенных в предшествующие годы обучения.

В констатирующем эксперименте стояла задача - на основании всестороннего исследования выявить;

а) наличие у подростков интереса к изобразительному искусству, как мотива к изобразительной деятельности на основании прямых высказываний;

б) зависимость отношения к предмету от уровня осведомленности относительно еначимости и роли изобразительного искусства в жизни общества;

в) зависимость мотивации и интереса к изобразительной деятельности от уровня сформированности графических навыков и овладения основами изобразительной грамоты в работах с натуры.

г) факторы, негативно влияющие на положительную мотивацию подростков к обучению изобразительному искусству;

Для этого использовались, помимо заданий на изобразительную деятельность, сведущие методы:

- анкетирование;

- анализ предшествующих продуктов творчества подростков ;

- беседы, интервью,ответы учащихся на уроках;

- наблюдения на уроках изобразительного искусства;

- беседы с учителями.

Такое разнообразное обследование проводилось с целью получения достоверных результатов, относительно базовых знаний и практических умений учащихся в области изобразительного искусства.

Все виды обследования проводились на уроках изобразительного искусства в четырех средних школах и гимназии, т. е. инновационном учебном заведении. Всего в констатирующем эксперименте участвовало

300 ШКОЛЬНИКОВ Проведению констатирующего эксперимента предшествовал социологический опрос о наличии во всех школах одного из районов города условий, которые могли бы оказать особое положительное или негативное влияние на формирование у учащихся интереса к изобразительному искусству и сказаться на мотивации отношения к нему.

Для этого проводился анализ работы школ с разными программами обучения, у разных педагогов. Кроме того, мы знакомились с работой кабинетов изобразительного искусства, их укомплектованностью наглядными пособиями и техническими средствами обучения. Знакомились с работой школьных библиотек, выясняли вопрос об интересе подростков к литературе данного цикла.

Социологические исследования позволили сделать вывод о том, -что в школах и гимназии имеются хорошо оборудованные кабинеты изобразительного искусства, библиотеки располагают достаточным фондом литературы и необходимым количеством мест в читальных залах. Преподавательская работа ведется в соответствии с учебными планами в рамках програші, рекомендованных Главным учебно-методическим управлением среднего образования Государственного комитета по народному образованию.

Однако, беседы с работниками библиотек, учителями, с самими учащимися показали достаточно невысокий уровень заинтересованности подростков Б изобразительной деятельности, в общении с искусством.

В рамках исследуемой проблемы, для нас принципиальное значение имело выявление данных,относительно осведомленности учаищхся о роли искусства в жизни человека,а также его роли в учебном процессе. Для этого мы предложили анонимную анкету, входящую в структуру социологического исследования, в разных школах города. Анкета включала пять вопросов,

Похожие диссертации на Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности