Введение к работе
з
Актуальность темы исследования. Необходимость кардинального обновления музыкального и, в частности, музыкально-педагогического образования давно уже назрела в такой профессионально значимой области, как исполнительская подготовка учителей музыки в классе основного музыкального инструмента (фортепиано). Необходимость эта актуализируется тем, что еще не вполне решена проблема предметной замкнутости, обусловленной вековыми традициями преподавания исполнительских дисциплин в специальных учебных заведениях. Так, излишний традиционализм проявляется нередко в подборе учебного репертуара, что приводит к искусственному ограничению круга изучаемых со студентами сочинений перечнем наиболее «играемых», прочно утвердившихся в педагогической практике. Этим в значительной мере тормозится проникновение в сферу широкого педагогического «обращения» целых пластов музыки прошлого и современности.
Традиционные представления о содержании музыкально-исполнительского обучения входят также в противоречие со спецификой профессиональной подготовки учителя музыки в школе, включающей готовность к использованию в самостоятельной практической работе активных форм и методов, которые вовлекали бы учеников в ролевые игры, решение задач творческого характера. Именно в индивидуальном обучении музыкальному исполнительству на музыкально-педагогических факультетах педвузов заложены огромные ресурсы и возможности формирования такой готовности.
Содержание музыкально-исполнительского обучения не может быть сведено к тому учебному музыкальному репертуару, посредством которого оно осваивается. Но именно через освоение этого репертуара под руководством педагога учащиеся приобретают знания об особенностях музыкального языка, умения применить эти знания в процессе работы над произведениями, конкретные игровые навыки, опыт поисковой, творческой деятельности, связанный с открытием и освоением нового с позиций известного.
Наконец, эмоционально-оценочный аспект содержания обучения немыслим без постоянной заботы педагога о воспитании художественно-полноценного вкуса музыканта, эмоциональной яркости и гибкости исполнителя.
Исходя из такого понимания содержания обучения игре на музыкальном инструменте, мы считаем, что процесс его обновления должен проходить по двум основным направлениям:
1) обновление и расширение репертуара путем внедрения в него как объек
тивно новой (новой для всех), так и субъективно новой (новой для студентов)
музыки;
2) повышение теоретико-познавательной насыщенности обучения за счет ак
тивного введения в процесс индивидуальной исполнительской подготовки сту
дентов культурологического, историко-теоретического, методического материа
ла и усиления роли творческого и эмоционального компонентов в содержании
обучения.
Возрождение действенной формы музыкального воспитания - ансамблевого исполнительства на основе точно выбранного «свежего» репертуара, выступающего как средство развития познавательного интереса и профессионально-творческой активности, дает более углубленные знания учебного предмета «Основной музыкальный инструмент» (фортепиано).
Многие педагоги-практики отмечают возрастающее значение фортепианного ансамблевого исполнительства в становлении личности специалиста, так-как в своей практической деятельности учитель музыки постоянно сталкивается с необходимостью применения ансамблевых навыков: на уроках музыки в школе, во внеклассной работе, в детских хоровых студиях, где фортепианный ансамбль входит в обязательную программу обучения.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблеме профессиональной подготовки педагога-музыканта в вузе посвящены труды многих известных отечественных ученых. Среди них важное место занимают работы, раскрывающие профессионально-педагогическую направленность процесса обучения на музыкально-педагогических факультетах педвузов (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, В.И. Муцмахер, Г.Н. Падалка и др.).
Серьезное внимание в исследовательской литературе уделено проблеме исполнительской подготовки учителя музыки (Г.М. Цыпин, А.Ф. Назаров, И.И. Немыкина и др.). Основные положения теории и методики обучения игре на фортепиано изложены в трудах А.Д. Алексеева, Л.А. Баренбойма, Н.И. Голу-бовской, А.Г. Каузовой, Г.М. Когана, Я.И. Мильштейна, Г.Г. Нейгауза, СЕ. Фейнберга, А.П. Щапова и др.
Психолого-педагогические проблемы общего и специального музыкального образования представлены в исследованиях Ю.Б. Алиева, Т.Л. Беркман, Т.С. Комаровой, Л.А. Рапацкой, Л.И. Уколовой. Большинство авторов рассматривают содержание музыкальной подготовки студентов педвузов на основе компонентов музыкально-педагогической деятельности. Данный подход наиболее полно отражен в фундаментальном исследовании Л.Г. Арчажниковой.
Сущность феномена развивающего обучения исследована в трудах В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконина и др. Целый ряд исследователей (М.Г. Гарунов, Н.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская) изучали специальные возможности проблемного обучения и вузе, усматривая в нем важное средство оптимизации процесса усвоения знаний, формирования у студентов устойчивых профессиональных интересов.
В отечественной музыкально-педагогической науке 20 века проблемы творческого развития личности и интеллекта учащихся в процессе музыкальной деятельности освещены в трудах Б.В. Асафьева, Н.А. Ветлугиной, А.А. Мелик-Пашаева, В.Н. Шацкой, Б.Л. Яворского. Идеи творческой направленности в инструментальном обучении изложены в трудах Л.А. Баренбойма, Д.Б. Богоявленской, А.Л. Готсдинера, Е.Я. Либермана, Г.С. Тарасова, Г.М. Цыпина. Вопросы формирования творческой активности и самостоятельности в процессе подготовки учителя музыки раскрыты в исследованиях Б.Л. Кременштейн, Н.А. Лю-
бомудровой, С.С. Ляховицкой, Б.А. Печерского, Г.М. Цыпина, О.Ф. Шульпяко-ва и др.
В последнее время в фортепианной педагогике заметно возрос интерес к фортепианному ансамблю не только как к виду исполнительской деятельное і и. но и как к форме обучения игре на инструменте, которая способна значительно повысить заинтересованность студентов, способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы на занятиях, создавать ситуации успешного эстрадного исполнения музыкальных произведений.
В музыковедческой литературе существует чрезвычайно мало работ, связанных с исследованием проблем фортепианного ансамблевого исполнительства. Полностью этой проблеме посвящены две книги зарубежных музыковедов -«Фортепианный дуэт. Путеводитель для пианистов» Э. Любина и «История музыки для фортепиано в четыре руки с ее возникновения до настоящего времени» В. Георгии.
Особое место в дуэтной библиографии принадлежит фундаментальной монографии Е. Сорокиной «Фортепианный дуэт. История жанра».
Проблемы ансамблевого музицирования частично затронуты в диссертационных исследованиях П. Люциуша (фортепианная ансамблевая музыка в Польше 19 столетия), И.И. Польской (развитие жанра фортепианного дуэта в австро-немецкой музыке), Д.Г. Драгайцевой (ансамблевое музицирование подростков в классе общего фортепиано в ДМШ), О.В. Гринес (жанр фортепианного ансамбля в творчестве Стравинского и Метнера), Ю.Л. Алыница (ансамбль и творческая индивидуальность), Н.Л. Засимовой (формирование познавательных интересов у будущих педагогов-музыкантов ДОУ на материале фортепианного ансамблевого обучения в педвузе).
Вместе с тем, в музыкальной педагогике констатируется недостаточное внимание к теории и методике преподавания фортепианного ансамбля как важнейшей области музыкального искусства, остаются недостаточно разработанными вопросы, связанные со спецификой применения фортепианного ансамблевого обучения на занятиях по основному музыкальному инструменту на музыкально-педагогических факультетах педвузов и созданию необходимых условий, способствующих профессиональному росту учащихся в процессе ансамблевого исполнительства.
В связи с этим обозначились определенные противоречия между: - потребностью музыкальной педагогики во всестороннем рассмотрении феномена жанра фортепианного ансамбля и недостаточной изученностью теоретического и практического аспекта данной проблемы;
необходимостью внедрения инновационных подходов к преподаванию дисциплины «Основной музыкальный инструмент» (фортепиано) на музыкально-педагогических факультетах педвузов и отсутствием научно-практического обоснования методик обучения этому предмету;
требованиями, которые предъявляет сегодня к учителю музыки школа и отсутствием теоретических и методических разработок, которые могут способствовать включению ансамблевого исполнительства в процесс фортепианного
обучения студентов педвузов.
На основании названных противоречий проблему данного исследования можно сформулировать следующим образом: каковы педагогические условия подготовки учителей музыки на занятиях, фортепианным ансамблем?
Выявленные противоречия и сформулированная проблема обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Педагогические условия подготовки учителей музыки в классе основного музыкального инструмента (на материале занятий фортепианным ансамблем)».
Объект исследования - процесс инструментальной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов.
Предмет исследования - педагогические условия подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов в классе основного музыкального инструмента на занятиях фортепианным ансамблем.
Цель исследования состоит в научном обосновании, разработке и апробации педагогических условий подготовки учителей музыки на занятиях фортепианным ансамблем в классе основного музыкального инструмента.
В основу диссертационного исследования положена гипотеза, которая строилась на предположении о том, что эффективность подготовки учителей музыки на занятиях фортепианным ансамблем будет достигнута если:
поддерживать у студентов устойчивый профессиональный интерес к работе над фортепианным ансамблем путем создания психологически комфортных условий во время творческого сотрудничества педагога и студентов;
применять в работе систематизированный учебный репертуар для фортепианного ансамбля, что будет способствовать профессиональному становлению и развитию будущего учителя музыки;
развивать самостоятельность студентов на основе комплексного подхода к усвоению, анализу и обобщению знаний, умений и навыков, получаемых в процессе работы над фортепианным ансамблем;
осуществлять педагогическое руководство исполнительской деятельностью студентов в процессе занятий фортепианным ансамблем, которое будет ориентировать их на будущую профессионально-педагогическую деятельность.
Для достижения поставленной цели и руководствуясь выдвинутой гипотезой, автором были определены следующие основные задачи исследования:
-
Определить особенности жанра фортепианного ансамбля как феномена камерной инструментальной музыки, его функции и значение для развития музыкального образования в историческом, социально-культурном и практическом аспектах.
-
Выявить и научно обосновать педагогические условия, способствующие профессиональному развитию студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов в процессе работы над фортепианным ансамблем.
-
Разработать методику инструментальной подготовки студентов, основанную на содержательно-систематизированном включении фортепианного ансамбля в процесс освоения дисциплины «Основной музыкальный инструмент».
-
На основе анализа содержания фортепианного обучения в условиях му-
зыкально-педагогических факультетов педвузов разработать систему практико-ориентированных методических рекомендаций, связанную с использованием в классе основного музыкального инструмента работы над фортепианным ансамблем.
5. Экспериментально апробировать разработанную методику обучения в классе основного музыкального инструмента и проверить эффективность педагогических условий подготовки студентов на занятиях фортепианным ансамблем.
Методологическую основу и теоретическую базу исследования составили: концепции системного (М.С. Каган, Э.Г. Юдин) и целостного (B.C. Ильин, В.В. Краевский) подходов к рассмотрению педагогического процесса; психологическая концепция деятельностного подхода в развитии личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); методология и методика профессионально-педагогического общения (B.C. Грехнев, А.А. Леонтьев); теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская); теория оптимизации учебно-воспитательного процесса, созданная Ю.К. Бабан-ским; концепция музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Б.В.Асафьев, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский); педагогика творчества (Д.Б. Богоявленская, И.Я. Лернер, А.А. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарев); общие принципы музыкально-педагогической науки, сложившиеся в процессе исторического развития и нашедшие отражение в трудах Л.А. Баренбойма, К.Н. Игумнова, Г.М. Когана, Я.И. Милылтейна, Г.Г. Нейгауза, М.Э. Фейгина, СЕ. Фейн-берга; концепция развивающего обучения в музыкальной педагогике, фундаментально разработанная в трудах Г.М. Цыпина; положения о специфике процесса профессионального музыкального образования в вузе (Л.Г. Арчажникова, С.С. Ляховицкая, И.Н. Немыкина, Б.А. Печерский, Л.И. Уколова); теория музыкальных жанров (А.Н. Сохор, В.Н. Холопова, В.А. Цуккерман).
Методы исследования включали в себя: анализ научно-педагогической, методической, искусствоведческой литературы, диссертационных исследований по рассматриваемой проблеме; изучение и обобщение передового практического, в том числе, собственного опыта преподавания на музыкально-педагогических факультетах педагогических университетов путем ознакомления с учебными планами, программами, анализа занятий и творческих выступлений студентов, бесед с педагогами; наблюдение за учебно-творческой деятельностью студентов музыкально-педагогических факультетов на занятиях фортепианным ансамблем в классе основного музыкального инструмента, систематический анализ их выступлений, проверка творческого роста студентов путем тестирования и анкетирования; опытно-экспериментальную работу, включающую в себя констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Исследование проводилось с 2004 по 2008 г.г. на базе ГОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» и прошло несколько взаимосвязанных этапов.
Первый этап (2004-2005 г.г.) включал изучение и анализ искусствоведческой и музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования; об-
работку, систематизацию и обобщение теоретических материалов.
Второй этап (2005-2007 г.г.) - проведение констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента. На данном этапе была разработана и апробирована методика преподавания фортепиано для студентов музыкально-педагогического факультета с активным применением работы над фортепианным ансамблем.
Третий этап (2007-2008 г.г.) включал анализ итогов экспериментальной работы по теме исследования; обработку, систематизацию и оформление результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
выявлены специфические особенности фортепианного ансамбля как феномена камерной инструментальной музыки, позволяющие развить профессионально-значимые качества будущего учителя музыки (музыкальный кругозор, творческое мышление, самостоятельность) и определяющие эффективность его применения в классе основного музыкального инструмента на музыкально-педагогических факультетах педвузов;
выявлена система педагогических условий, обеспечивающая эффективный рост исполнительского мастерства и формирование художественно-творческой активности студентов в процессе занятий фортепианным ансамблем (поддержание у студентов устойчивого профессионального интереса к работе; комплексная систематизация учебного репертуара; развитие самостоятельности студентов на основе анализа, сравнения и обобщения знаний, умений и навыков; направленность процесса обучения на будущую профессиональную деятельность учителя музыки в школе);
разработана методика инструментальной подготовки студентов педвузов, основанная на содержательно-систематизированном включении фортепианного ансамблевого исполнительства в процесс обучения;
экспериментально подтверждена разработанная методика повышения уровня подготовки учителей музыки путем активного включения в процесс инструментального обучения занятий фортепианным ансамблем.
Теоретическая значимость исследования.
- определены структура и содержание обучения студентов в классе основно
го музыкального инструмента, реализующие системный подход к решению за
дач теории и методики современного музыкально-педагогического образова
ния;
теоретически обосновано преимущество ансамблевого исполнительства как действенной формы работы в классе основного музыкального инструмента, позволяющей развивать у студентов профессионально-значимые качества, творческую активность и самостоятельность;
выявленная и систематизированная группа педагогических условий подготовки учителей музыки педагогически ориентирует студентов на проявление профессионального интереса к предмету «Основной музыкальный инструмент», формирует потребность к творчеству, усиливает направленность процесса обучения на будущую профессионально-педагогическую деятельность.
Практическая значимость исследования. Разработанная методика позволяет эффективно решать задачи развивающего обучения в процессе инструментальной подготовки будущих учителей музыки; дает возможность педагогам значительно повысить профессиональный интерес студентов к занятиям на музыкальном инструменте.
Применение в исполнительской деятельности такой формы работы, как фортепианный ансамбль, позволяет расширить музыкальный кругозор учащихся, повысить уровень их профессионального мастерства и личностных качеств, активизировать процесс творчества на занятиях по фортепиано.
Материалы исследования и результаты, полученные в ходе работы, использованы при разработке программ и учебно-методической литературы для преподавания дисциплины «Основной музыкальный инструмент», а также в учебно-практической деятельности студентов.
Основные положения, выявленные автором исследования, и методические рекомендации по повышению уровня профессионального мастерства студентов средствами фортепианного ансамблевого исполнительства позволяют дополнить и содержательно расширить лекционные курсы по методике преподавания игры на фортепиано в условиях музыкально-педагогических факультетов педвузов.
Достоверность и объективность результатов исследования обеспечивалась опорой на научно-методологические положения, на разнообразие методов исследования и большой фактический материал, полученный в ходе практической и опытно-экспериментальной работы. Достоверность результатов и выводов подтверждена качественным анализом данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Определение социально-педагогических функций фортепианного ансамбля, среди которых первостепенное значение для подготовки учителей музыки в классе основного музыкального инструмента имеют:
коммуникативная (удовлетворение потребности в общении, воспитание взаимопонимания и взаимной поддержки, толерантности и уважения друг к другу);
музыкально-просветительская (освоение широкого круга музыкальных произведений различных форм, жанров и стилистических направлений);
учебно-педагогическая (развитие художественного вкуса, самостоятельности музыкального мышления, совершенствование технических навыков, формирование музыкально-слуховых представлений).
2. Уточнение структуры и содержания фортепианного ансамблевого обучения в процессе исполнительской подготовки студентов, которое включает в себя совокупность следующих интегративных компонентов:
совместная работа партнеров по постижению художественного замысла музы -кального произведения и осуществлению единой интерпретации;
строгая последовательность в выборе учебно-методического репертуара;
овладение комплексом специфических ансамблевых навыков;
использование действенных форм работы в процессе занятий ансамблем;
- организация самостоятельной поисково-аналитической деятельности студен
тов на основе комплексного подхода к решению исполнительских задач.
3. Внедрение методики фортепианного ансамблевого обучения, реализация которой требует выполнения следующих педагогических условий:
поддержание у студентов устойчивого профессионального интереса к работе над фортепианным ансамблем путем создания психологически комфортных условий во время творческого сотрудничества педагога и студентов;
применение в работе систематизированного учебного репертуара для фортепианного ансамбля способствует осуществлению профессионального становления будущего учителя музыки;
развитие самостоятельности студентов на основе творческого подхода к усвоению, анализу и обобщению знаний, умений и навыков, получаемых в процессе работы над фортепианным ансамблем;
- осуществление педагогического руководства исполнительской деятельностью
студентов в процессе занятий фортепианным ансамблем, ориентирующего их на
будущую профессионально-педагогическую и художественно-творческую прак
тику.
Апробация результатов исследования осуществлялась по следующим направлениям: в ходе опытно-экспериментальной работы с 2004 по 2008 годы на базе ГОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»; через опубликование научных и методических материалов в межвузовских сборниках и издании ВАК; в докладах на кафедре инструментального исполнительства и кафедре пения и хорового дирижирования МГПУ; в выступлениях на научно-практических конференциях, в числе которых: международная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование в свете развития идей Д.Б.Кабалевского» (Москва, 2004), международная научно-практическая конференция-съезд «Современное музыкальное и художественное образование: опыт, проблемы, перспективы» (Москва, 2005), научно-практическая конференция, посвященная 10-летию МГПУ «Современные проблемы и перспективы развития педагогики искусства и художественного образования в столице» (Москва, 2006), научно-практическая конференция «Актуальные проблемы музыкального и художественного образования и культуры: история и современность» (Москва, 2007), международная научно-практическая конференция «Модернизация содержания, методов и форм музыкального образования на современном этапе» (Москва, 2008).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 3 приложений. Основной текст содержит 140 страниц машинописного текста, список литературы состоит из 155 наименований.