Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ РУКОВОДСТВУ ОСВОЕНИЕМ УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ БАШКИРСКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА 10
1.1. Башкирский песенный фольклор как компонент содержания музыкального образования младших школьников в условиях башкортостана 10
1.2. Модель подготовки учителя музыки к педагогическому руководству освоением учащимся младших классов башкирского песенного фольклора 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ РУКОВОДСТВУ ОСВОЕНИЕМ УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ БАШКИРСКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА 66
2.1. Задачи, организация и содержание констатирующего Этапа экспериментального исследования 66
2.2. Ход формирующего этапа экспериментального Исследования, основные результаты 91
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ 129
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ» 131
ПРИЛОЖЕНИЯ 147
- Башкирский песенный фольклор как компонент содержания музыкального образования младших школьников в условиях башкортостана
- Модель подготовки учителя музыки к педагогическому руководству освоением учащимся младших классов башкирского песенного фольклора
- Задачи, организация и содержание констатирующего Этапа экспериментального исследования
Введение к работе
В современной социокультурной ситуации особо остро стоит вопрос о необходимости приобщения подрастающего поколения к художественно ценным явлениям музыкальной культуры.
Одним из важнейших средств, способствующих нравственно-эстетическому развитию личности, передаче духовного опыта человечества, восстановлению связи между поколениями, является песенный фольклор.
В современном мире к фольклору, в частности аутентичному (подлинному), проявляют значительный интерес не только как к уникальному социально-культурному явлению, но и в связи с целенаправленным музыкальным образованием школьников.
В последние годы в общеобразовательную школу всё больше проникают идеи введения в образование учащихся аутентичного фольклора. Во многом этому способствует уровень развития отечественной фольклористики. В изучение теории фольклора большой вклад внесли работы В.П. Аникина [11], П.В. Богатырёва [43], В.Е. Гусева [59], К.С. Давлето-ва [61], М.Н. Мельникова [120], К.В. Чистова [186]. В частности, искусствоведческому аспекту изучения фольклора посвящены работы Д.С. Лихачёва [110], М.А.Некрасовой [134] и др. Исследования Б.В. Асафьева [16; 17; 18], Э.Е, Алексеева [10], И.М. Земцовского [71], Е.В. Назайкинско-го [130], В.М. Щурова [196] раскрывают природу выразительности песенного фольклора, закономерности организации музыкальных средств и особенности воздействия на слушателя, включенность фольклорного произведения в художественный и жизненный контекст.
Научный материал, накопленный фольклористикой и искусствознанием, нашёл отражение в педагогических трудах Н.Н. Гиляровой [52], JIJL Куприяновой [97-100], Г.М. Науменко [131;132], Л,В. Шаминой [187-189] и др. Вопросы методики освоения русского музыкального фольклора находятся в центре педагогических интересов Г.А. Беляковой [27, 181-231], Г.М. Науменко [131; 132], Т.С. Шенталинской [27], КС. Ширяевой [190]. Тема профессиональной подготовки учителя музыки в связи с фольклором
раскрывается в работах преподавателей педвузов С.С. Балашовой [24; 26], И.А. Касьяновой [80], Н.П. Лабзенко [102] и др.
В башкирской фольклористике накоплен достаточно разнообразный материал, который может стать источником рассмотрения содержания музыкального образования. Особенности башкирского песенного фольклора, в частности, жанровое своеобразие, особенности интонационной организации и манера исполнения рассматриваются в трудах Х.Ф. Ахметова [21], Х.С. Ихтисамова [73;74], Ф.Х. Камаева [77; 78], Л.Н. Лебединского [103], Р.С. Сулейманова [171], М.П. Фоменкова [179]. Особенностям бытования и исполнения произведений башкирского песенного фольклора посвящены работы Л.П. Атановой [20], Н.В. Зинатшиной [72], С.Г. Рыбакова [161], Р.А. Султангареевой [172].
Вместе с тем, фактически, аутентичный фольклор остаётся за гранью внимания в сфере общего среднего музыкального образования. Наша позиция заключается в необходимости сочетания в музыкальном образовании неаутентичного фольклора с аутентичным, с приоритетом второго. Однако, если содержательные аспекты, структура, методика работы над произведениями башкирского неаутентичного фольклора в настоящее время достаточно разработаны Л.М. Кашаповой [81;82], Ю.А. Носоревым [139], то по отношению к аутентичному фольклору такие исследования отсутствуют. Поэтому мы в своей работе сконцентрируем внимание на поиске эффективных путей педагогической технологии преподавания аутентичного фольклора.
В свете сказанного особое значение приобретает педагогическое руководство учителем музыки освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора.
Проблемы педагогического руководства, управления процессом обучения представляют собой одно из важнейших направлений в педагогике — Ю.В. Васильев [45], ЭХ. Газиев [48], АЛ. Омаров [142], В.А. Пятин [153], В Л. Стрезикозин [168; 169] и др. В работах В.И. Загвязинского [67; 68], С.А. Гильманова [68] педагогическая деятельность рассматривается как многоуровневая, осуществляемая на стратегическом^ тактико-операциональном и уровне личностных контактов.
В музыкальной педагогике некоторые вопросы педагогического руководства освещаются^ в работах Э.Б. Абдуллина [4], В.Н. Величко [46], \/ Е.В. Николаевой [137], Э.И. Плотицы [147]. В сфере высшего музыкально-педагогического образования вопросы подготовки учителя в связи с руководством освоением школьниками музыкального фольклора не рассматривались. Это и позволяет сформулировать проблему исследования. Она заключается в разрешении противоречия между значимостью подготовки учителя музыки к педагогическому руководству освоением младшими школьниками песенного фольклора и отсутствием научно обоснованной методики ее осуществления в условиях Башкортостана.
Таким образом нерешенность этой проблемы и ее значимость для , теории и практики музыкального образования обусловливают актуальность нашего исследования.
Объектом исследования является процесс подготовки учителя музыки к профессиональной деятельности, связанной с изучением песенного фольклора.
Предмет исследования — педагогическое руководство освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора.
Целью исследования является научно-педагогическое обеспечение подготовки учителя музыки к руководству освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования была выдвинута следующая гипотеза:
Направленность музыкально-педагогического руководства освоением песенного аутентичного фольклора младшими школьниками должна обеспечиваться содержательными ориентирами, обусловленными как спецификой музыкального творчества башкирского народа, так и возможностью детей данной возрастной группы к его изучению.
Педагогическое руководство освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора должно представлять собой многоуровневую музыкально-педагогическую деятельность, осуществляемую с учетом содержательных ориентиров.
3. Подготовка учителя музыки к руководству освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора должна включать в себя: мотивационньгй, содержательный, операциональный компоненты.
Задачи исследования:
Раскрыть особенности башкирского песенного фольклора. Ввести фольклорный материал в содержание музыкального образования младших школьников в Башкортостане.
Выявить сущность и структуру педагогического руководства освоением учащимися младших классов башкирского песенного фольклора.
Разработать научно-методическую модель подготовки учителя музыки к руководству освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора и проверить её опытно-экспериментальным путём.
Методологическую основу исследования составили: основные положения теории фольклористики (Э.Е.Алексеев, В.П. Аникин, П.В. Богатырёв, В.Е. Гусев, К.С. Давлетов, И.М. Земцовский, К.В. Чистов и др.), в том числе башкирской (ЛИ Атанова, Х.С. йхтисамов, Ф.Х. Камаев, Р.С. Сулейманов и др.); интонационная теория музыки (Б.В. Асафьев и его последователи); теория управления педагогическим процессом (Ю.В. Васильев, С.А. Гильманов, В.И. Загвязинский, В.А. Пятин, В.П. Стрезикозин и др.); теория профессиональной культуры учителя (В.А. Сластёнин, В,Э. Тамарин и др.); теория содержания образования (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, B.C. Леднев); положения теории деятельности в психологии (К,А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский); положения теории музыкального образования (Э. Б. Абдушшн}0. А. Апраксина, Д.Б. Кабалевский, Л.В. Шамина).
Опытно-экспериментальное исследование проходило на базе музыкального отделения факультета педагогики и методики начального образования Стерлитамакского государственного педагогического института, а также в общеобразовательных школах г. Стерлитамака (№ 1, № 2, № 32s гимназиях № 1 и № 23).
Исследование проходило в течение 1994-1997 гг. В 1994-1995 учебном году проводилась предварительная опытно-поисковая работа. В 1995-1996 учебном году осуществлялись констатирующий и формирующий этапы опытно-экспериментальной работы, которые были повторены в 1996-1997 учебном году. Контрольный срез формирующего эксперимента проводился в конце каждого учебного года. Обобщение результатов исследования и оформление диссертации осуществлялось в 1997—1998 учебном году.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается теоретическим исследованием проблемы специфики и закономерностей башкирского песенного фольклора и опытно-экспериментальной проверкой предложенной автором научно-методической модели подготовки учителей музыки к руководству освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что башкирский песенный фольклор как элемент содержания музыкального образования впервые становится предметом специального научно-педагогического анализа. Выделены содержательные ориентиры, позволяющие обеспечивать направленность профессионального руководства освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора. Дано определение сущности руководства освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора, конкретизирована его структура. Разработана модель подготовки учителя музыки к педагогическому руководству освоением учащимися младших классов башкирского песенного фольклора.
Практическая значимость исследования состоит в следующем: а) научно обоснована и экспериментально подтверждена необходимость и целесообразность специальной подготовки будущих учителей музыки к педагогическому руководству освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора; б) определены ориентиры^ позволяющие учителю музыки руководить процессом освоения учащимися младших классов башкирского песенного фольклора; в) модель подготовки учителя музыки к педагогическому руководству освоением младшими школьника-
ми башкирского несенного фольклора внедрена в систему вузовского образования учителей музыки Башкортостана, Методы исследования:
— анализ литературы^ в области философии, эстетики, музыко- Ь
"Л знания, социологии, общей,' педагогической и социальной психологии,
теории и методики музыкального образования;
педагогическое наблюдение и анализ опыта изучения башкирского песенного фольклора в учебных заведениях разного типа;
анкетирование и беседа, анализ индивидуальных карт студентов, экспертная оценка, педагогический (констатирующий, формирующий) эксперимент.
Апробация основных положений исследования осуществлялась на лекционных, семинарско-практических занятиях со студентами музыкального отделения факультета педагогики и методики начального образования Стерлитамакского государственного педагогического института в 1995-1997 гг.; на второй Международной научно-практической конференции "Взаимосвязь методологической и методической подготовки учителя музыки", МИГУ (1994 г.); на всероссийских научно-практических конференциях "Ценностные ориентации в подготовке специалистов" (Уфа, 1997 г.) и "Педагогические аспекты подготовки учителя музыки" (Коломна, 1998); в процессе обсуждения результатов эксперимента на заседаниях кафедры методики музыкального образования СГПИ и диссертации — на кафедре методологии и методики преподавания музыки МПГУ.
Рекомендации по педагогическому руководству освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора нашли отражение в составленной ж опубликованной нами программе спецкурса "Методика музыкального воспитания" с методическими указаниями. На защиту выносятся следующие положения; 1. Содержательными ориентирами, обусловливающими направленность профессионального руководства освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора являются: жанровое своеобразие башкирского песенного фольклора, специфика интонационной организации особенности манеры исполнения,
органическая включённость произведений в художественный и жизненный контекст. Данные ориентиры получают конкретное выражение в работе учителя музыки в соответствии с возможностями детей младшего школьного возраста.
Педагогические руководство освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора включает в себя многоуровневую музыкально-педагогическую деятельность учителя музыки. Структуру этого руководства составляет сочетание трёх уровней деятельности учителя музыки: а) стратегического, б) тактико -операционального, в) уровня личностных контактов. Каждый из них характеризуется: а) выдвижением и принятием идеи введения в содержание музыкального образования аутентичного фольклора; б) организацией процесса освоения младшими школьниками фольклорного учебного материала с учетом содержательных ориентиров; в) освоением школьниками фольклора.
Модель подготовки учителя музыки к руководству освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора включает в себя комплекс трех составляющих компонентов: а) мо-тивационного, б) содержательного, в) операционального. Для них характерно: а) формирование у студентов заинтересованного, личностно-ценностного отношения к башкирскому песенному фольклору, к процессу и результатам его преподавания детям; б) усвоение знаний о закономерностях и специфике башкирского песенного фольклора, о сущности и структуре руководства его освоением учащимися младших классов; в) овладение умениями осуществлять педагогическое руководство освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора.
Диссертация состоит из введения» двух глав, основных выводов, списка научной литературы и приложений. Диссертация содержит 10 таблиц. Общий объем работы — 172 страницы, из них 130 — основного текста, 16 — списка литературы, 26 — приложений.
Башкирский песенный фольклор как компонент содержания музыкального образования младших школьников в условиях башкортостана
В настоящее время уровень развития науки фольклористики (В.Е. Гусев [59; 60], К.С. Давлетов [61], КБ. Чистов [186] и др.), в том числе музыкальной (Э.Е. Алексеев [9; 10], Б.Б. Ефименкова [64], Т.В. Попова [149] и др.) позволяет ставить вопрос о возможности значительной коррекции содержания общего музыкального образования посредством введення в него фольклорного материала.
В башкирской фольклористике накоплен богатейший материал, касающийся изучения различных сторон башкирского народного творчества (ЛИ Атанова [20], Х.С. Ихтисамов [73; 74], ФХ Камаев [77; 78], Р.С. Су-лейманов [171] и др.). Для введения этого материала в содержание музыкального образования школьников требуется рассмотреть его с точки зрения нахождения тех общих универсальных признаков, изучение которых позволяет раскрыть сущность фольклора как вида искусства и части культуры.
Одной из важнейших категорий, раскрывающей фольклор как вид искусства, является жанр. В музыкознании данная категория определяется по-разному. По мнению В.А. Цуккермана, жанр представляет собой исторически сложившийся и имеющий определённую практическую роль вид музыкального произведения [184, 60]. Главным критерием жанрового деления в музыке автор считает содержание произведений [184, 25]. В народной музыке, по мнению В.А. Цуккермана, утилитарные связи с жизнью никогда не исчезают [184, 26-27].
А.Н. Сохор, характеризуя природу жанра в музыке, в частности народной, указывает, что жизненное предназначение произведений служит определяющим критерием жанровой классификации [167, 17]. В. В. Ме-душевский различает музыкальные жанры, исходя из особенностей содержания и формы [119, 98]. Он считает, что отличие жанров друг от друга вызвано жизненными и культурными целями. Иными словами, "укоренённость жизненной цели музыки в её содержании и форме и рождает жанр11 [119, 98]. Жанры народной музыки, по мнению В.В. Медушевского, порождены неисчислимым разнообразием жизненных обстоятельств, что позволяет говорить об общих для разных народов закономерностях возникновения и существования жанра [119,99].
Несмотря на различия в трактовках категории "жанр", большинство исследователей сходятся в мысли, что в народной музыке определяющим критерием жанровой классификации является жизненное назначение музыкальных произведений.
В фольклористике, как и музыкознании, категория "жанр" имеет различные трактовки, что обусловлено аспектами её изучения [11; 64; 89; 95]. При всём множестве трактовок жанров фольклора определение его границ следует искать исходя из "объективности присущего им единства проблематики, художественной формы и общественно-бытовой функции" [59, 108]. С этих позиций "жанр представляет собой довольно ёмкое образование, характеризующееся единством формы и содержания и выражающееся в сходстве (но не тождестве) проблематики, художественно- изобразительных средств и социально-бытовой функции" [59, ПО].
В башкирской фольклористике имеются различные подходы к классификации народных песен по жанру. Следует отметить, что в башкирском фольклоре музыкальные произведения делятся по таким признакам, как темп и характер звучания ("озон-кюй" и "кыска-кюй") [103; 108; 161; 179]. Существуют песни, называемые "халмак-кюй", по темпу близкие к "кыска-кюй", а по образному содержанию, тематике и интонационным особенностям, близкие к "озон-кюй". Это деление характерно для всего башкирского фольклора, находящегося как в рамках республики, так и за её пределами [171].
Известны различные позиции и по отношению к классификации башкирского песенного фольклора [49; 74; 161; 171]. Среди современных исследователей известна классификация С. А. Галина, который разделяет песни по поэтическому признаку [49, 4]. Автор другой классификации Х.С. Ихтисамов, напротив, разделяет произведения на основе мелодических стилей [74, 110-113]. Наиболее близка нам позиция Р.С. Сулеймано-ва, в основе которой — единство художественно-образных элементов [171]. Суть её в следующем: в зависимости от того, что преобладает в том или ином жанре — обобщение явлении объективной действительности (процессы, протекающие в природе, в жизни общества; события, поступки людей и т.д.) или отношение народа к действительности (выражение его психической жизни, внутренних состояний, чувств и т.д.)( исследователь ) делит жанры фольклора на основные роды: эпический, лирический и драматический.
К эпическому роду автор относит произведения, отражающие исторические и политические события из жизни народа (защита родины, борьба за свободу, счастье, справедливость и пр.). К этому роду относятся следующие жанры: кубаир, дастан и кисса, байт, мунажат, исторические песни, а также инструментальные пьесы, повествующие об исторических событиях [171, 33].
Модель подготовки учителя музыки к педагогическому руководству освоением учащимся младших классов башкирского песенного фольклора
В соответствии с целью и задачами исследования в данном разделе раскрывается модель подготовки будущих учителей музыки к руководству освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора.
Целью данной подготовки является формирование музыкально-педагогической культуры будущего учителя музыки на основе деятельности, связанной с изучением специфики башкирского песенного аутентичного фольклора и особенностей его преподавания младшим школьникам.
При выявлении структуры и содержания такой подготовки мы опирались на концепцию В А. Сластенина о целостном подходе при формировании готовности учителя к профессиональной деятельности [165]. В области педагогики музыкального образования данная концепция была неоднократно использована при изучении различных аспектов вузовской подготовки учителя музыки (Э.Б. Абдулпин, П.В. Анисимов, Т.И. Благинина, Т.А. Колышева, Б.М. Целковников и др.).
Согласно этой концепции: а) профессиональная деятельность учителя выступает в форме целостной системы, охватывающей многообразные аспекты в их взаимосвязи друг с другом; б) структуру этой деятельности составляет синтез трех компонентов: мотивапионпого, содержательного и операционального; в) вузовская подготовка учителя музыки к профессиональной деятельности должна осуществляться с учетом названной структуры с позиций целостного подхода, предусматривающего сочетание методологической, психолого-педагогической, методической и специальной подготовки, использование методов, форм профессионального образования, отражающих специфику профессиональной деятельности учителя музыки и создающих условия для проявления в ней творческого начала.
Попытаемся сформулировать исходные методологические позиции, определяющие стратегию и тактику педагогического руководства освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора.
Выделяются следующие инвариантные стороны деятельности учителя музыки, имеющие значение в определении категории "педагогическое руководство" применительно к освоению школьниками фольклора:
а) обусловленность процесса освоения школьниками башкирского песенного фольклора взаимодействием учителя и учащегося, его направленностью на развитие личности последнего;
б) необходимость конструирования учителем музыки процесса освоения школьниками фольклорного учебного материала;
в) направленность профессиональных качеств личности учителя музыки на эффективную организацию процесса освоения песенного фольклора младшими школьниками;
г) взаимосвязь содержательной стороны музыкального образования, отражающей научные основы башкирского песенного фольклора, с процессуальной.
Определяются следующие основные элементы системы педагогического руководства освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора: личность школьника, башкирский фольклор как предмет, обладающий ценностными свойствами, учитель — субъект педагогического руководства освоением школьниками башкирского песенного фольклора.
Ребёнок, учащийся — объект и одновременно субъект педагогического руководства. Он наделён комплексом психологических свойств, которые обусловливают его отношения с учителем и процесс познания башкирского песенного фольклора.
Башкирский фольклор как компонент содержания музыкального образования отражает в себе элементы социального опыта. Он обладает рядом педагогических и психологических достоинств, которые делают его необходимым для освоения молодым поколением.
Учитель — носитель содержания музыкального образования. В его личности сочетаются объективные и субъективные педагогические ценности. Он приобретает сумму знаний, умений в области фольклора в меру личных способностей, отношения и убеждённости в необходимости приобщения к ним детей. В соответствии с этим он организует процесс освоения школьниками фольклора, включая в это свой личный профессиональный опыт, все доступные ему способы мышления, своё сознание, чувства, темперамент, общечеловеческие и профессиональные способности. Он актуализирует весь строй нравственно-эстетического и творческого отношения к жизни и детям. Ради учащегося он приводит в движение сложнейший механизм педагогического процесса. В этом механизме объединяются содержание музыкального образования, деятельность учителя музыки с его личностными и профессиональными качествами.
Согласно положениям педагогики педагогическое руководство есть многоуровневая деятельность, которая характеризуется определённой функциональной направленностью, выраженной рядом уровней: стратегическим, тактико-операциональным и уровнем личностных контактов [68]. Рассмотрим содержание каждого из этих уровней, применительно к процессу освоения младшими школьниками башкирского песенного фольклора.
Задачи, организация и содержание констатирующего Этапа экспериментального исследования
В ходе данного этапа исследования, который протекал в период с 1994 по 1996 гг., ставились ирешались следующие задачи:
- изучение и обобщение опыта работы учителей музыки общеобразова тельных школ г. Стерлитамака (школы №№ 1,26,32, гимназии №№ 1,
23) и г. Салавата (школа № 19) в плане выявления готовности учителей к педагогическому руководству освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора;
- изучение опыта педагогических заведений г. Уфы (музыкально-педагогического колледжа, дошкольного педагогического училища) и г. Салавата (музыкального и педагогического училищ) и анализ полученной информации с точки зрения исследуемой проблемы;
- накопление и анализ собственного опыта подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности, основанной на материале музыкального творчества башкирского народа;
- разработка и осуществление исследовательских процедур (форм наблюдения, критериев, показателей) для определения исходного уровня готовности будущих специалистов к исследуемому аспекту их профессионально-творческой деятельности.
На данном этапе экспериментальной работы нами использовались следующие методы:
- наблюдение и анализ уроков музыки в общеобразовательных школах;
- беседы с исследователями фольклора учителями музыки, методистами и студентами;
- анкетирование;
- метод экспертной оценки.
Констатирующее исследование осуществлялось поэтапно, что было обусловлено логикой развёртывания опытно-экспериментальной работы.
Первый этап констатирующего исследования, предварительный, проводился в 1994-1995 учебном году. Его проведение связывалось нами с необходимостью осуществления опытно-поисковой работы по проблеме исследования и организацией основного этапа констатирующего эксперимента.
Ведущей задачей предварительного этапа констатирующего исследования стало выявление того, имеет ли педагог музыкант, преподающий фольклор, представление о таком феномене как "педагогическое руководство". Для этого были обследованы пятнадцать учителей музыки общеобразовательных школ с различным педагогическим стажем и сорок шесть студентов музыкального отделения факультета педагогики и методики начального образования СГПИ.
Решая данную задачу, мы полагали, что функционирование категории "руководство" в педагогическом опыте учителей и студентов может проявляться не в открытом виде, а через сопутствующие или близкие данной категории понятия. Поэтому в ходе наблюдения за преподаванием башкирского песенного фольклора, а также бесед с учителями и студентами мы стремились выяснить их тезаурус, который в той или иной мере мог свидетельствовать о присутствии в их педагогическом опыте категории "педагогическое руководство". Учителям и студентам были заданы вопросы самого разнообразного характера, но непременно связанные с применением фольклора в их профессиональной деятельности и ориентирующие ответы на проявление информации о функционировании данной категории при изучении фольклора младшими школьниками. В процессе обследования мы заметили, что в тезаурусе большинства учителей и студентов (свыше 85% опрошенных) отсутствуют те или иные понятия, связанные с исследуемой категорией. Более того, большинство опрашиваемых вообще не связывает понятие "руководство" с профессиональной деятельностью педагога, осваивающего с детьми фольклор. Чаще всего они относили это понятие к экономической или социальной сфере. Как правило, у этих педагогов мы замечали определённые затруднения в профессиональной деятельности.
Анализ данных затруднений с позиций интересующего нас аспекта исследования позволил конкретизировать наиболее типичные причины, препятствующие профессиональному руководству освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора:
1) отсутствие у учителей и студентов личностно заинтересованного отношения к башкирскому песенному фольклору, процессу и результатам его преподавания детям;
2) отсутствие базовых знаний о природе музыкального фольклора и специфике башкирского;
3) отсутствие представлений о содержательных ориентирах, позволяющих осуществлять введение нового фольклорного учебного материала в программу общеобразовательного предмета "Музыка" и организовать процесс его освоения младшими школьниками;
4) отсутствие представлений о структуре педагогического руководства освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора, а также действиях учителя-музыканта на различных его уровнях;
5) непонимание важности педагогических принципов, необходимых для организации и осуществления процесса освоения учащимися младших классов песенного творчества башкирского народа.