Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы стилевого освоения музыкального искусства студентами педагогического вуза факультетов немузыкального профиля с. 11 -103
1. Освоение музыкального стиля будущим учителем как проблема художественного обучения студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза с.12-39
2. Исторический анализ музыкальных стилевых концепций европейского искусства до Нового времени и исследование педагогического аспекта их освоения с.40 - 71
3. Характеристика структуры и содержания музыкального стиля в условиях обучения студентов - немузыкантов с.72 -103
Глава 2. Реализация эстетико - педагогической функции музыкального стиля в процессе художественного обучения будущего учителя с.104-173
1. Личностный и художественно - деятельностныи подход как основа реализации эстетико - педагогической функции музыкального стиля в образовании студентов с.105-127
2. Экспериментальное изучение формирования музыкально - стилевых представлений у будущего учителя на основе синхронического принципа (в рамках темы "Музыкальный фольклор
Древней Руси") с.128 -149
3. Экспериментальное изучение формирования музыкально - стилевых представление у будущего учителя на основе диахронического принципа (в рамках темы "Жанры церковной музыки ") с.150-173
ЗАКЛЮЧЕНИЕ с.174-177
ЛИТЕРАТУРА
. class1 Теоретические основы стилевого освоения музыкального искусства студентами педагогического вуза факультетов немузыкального профиля class1 с. 11 -103
- Освоение музыкального стиля будущим учителем как проблема художественного обучения студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза
- Исторический анализ музыкальных стилевых концепций европейского искусства до Нового времени и исследование педагогического аспекта их освоения
- Личностный и художественно - деятельностныи подход как основа реализации эстетико - педагогической функции музыкального стиля в образовании студентов
Введение к работе
Актуальность исследования. Ориентации современной педагогики на личностное взаимодействие учителя со школьниками в образовательно -воспитательном процессе проявляются во внимании к авторским программам, индивидуальному подходу в обучении. Это предъявляет высокие требования к формированию культуры будущего учителя: его кругозора, эрудиции, вкуса и в целом к личностной позиции относительно духовных ценностей нашей жизни.
Учителю начальных классов принадлежит ведущая роль в духовном и эстетическом становлении учеников. Именно учитель начальных классов призван стать проводником для детей в мир культуры и искусства, а, следовательно, его личные качества, сформированные культурные ориентации и запросы приобретают особую значимость. Уровень эстетического воспитания в школе находится в полной зависимости от содержания и эстетической подготовки студентов педагогического вуза.
Вместе с тем, период обучения в вузе, как правило, совпадает со вторым периодом юношеского возраста, временем самоопределения, самоутверждения, выработки поведения в социально - ориентированном направлении, системы взглядов на мир.
Особую остроту и актуальность приобретает проблема поиска духовных ориентиров развивающейся личностью в условиях многообразия взглядов и мнений в обществе. В наши дни это существенно в сложной ситуации отторжения в педагогике методов воспитания, несущих печать недавнего прошлого, основанных на декларировании "спущенных сверху" идеалов, формальных норм и эталонов.
В связи с этим в сфере исследования процессов художественно - педагогической подготовки будущего учителя актуальна разработка систем включения личности с целью обогащения ее потенциала в освоение транслируемого через искусство духовного опыта поколений. В решении этой за- дачи в вузовском процессе преподавания гуманитарных дисциплин на первый план выходит акцентирование важнейшей функции искусства - его содействия самопознанию человека, формированию его собственного миро-отношения.
Обретение в стенах вуза навыков такого опыта общения с искусством ориентирует будущих учителей в их работе со школьниками: на основе обращения к творениям мирового искусства становятся возможными уроки познания жизни, самого себя, размышления о месте личности среди людей.
Особыми возможностями в вузе в этом плане обладают музыкальные дисциплины, поскольку музыка по своей природе наиболее непосредственно, прямо "задает" ситуации искреннего общения с внутренним "я" человека.
Нацеленность в обучении на восприятие музыки как на способ контакта личности во своим внутренним "я", диалога - общения с героем или творцом произведения актуализирует обращение в педагогическом процессе к феномену художественного музыкального стиля. Восприятие в музыке ее стилевого качества как отражения творческой личности (Е.В.Назаикинский) ведет к эффекту живого общения, эмоционального контакта, диалога с ожившим "человеком - духом" прошлого.
Художественный стиль исследуется в таких областях науки как эстетика, искусствознание, психология, социология. Вместе с тем, в педагогической науке и практике проблема освоения художественного стиля и его педагогической функции мало представлена.
В работах искусствоведов и эстетиков второй половины XX века С.С. Аверинцева, А.А. Аникста, А. Банфи, Л.М. Баткина, М.М. Бахтина, Ю.Б. Боре-ва, Б.Р. Виппера, Г.Д. Гачева, 3. Денеша, А.Н. Литвинова, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, X. Ортега-и-Гассета, В. Татаркевича и др. художественный стиль выступает обусловленным концепцией мира в сознании людей определенной эпохи, осмысливается как системообразующая категория, обобщающая и концентрирующая принципы функционирования искусства в качестве гене- ратора и транслятора для личности духовно-ценностной информации, смысложизненных идей, необходимых для общества. Это означает, что при подготовке будущего учителя освоение стилей искусства должно выступать одним из важнейших направлений художественного образования.
Как показало наше исследование, категория и феномен художественного стиля выступает как продуктивная ось педагогической организации процесса освоения искусства студентами вуза.
Для студентов - будущих учителей начальной школы, подавляющее большинство которых не имеет специальной музыкальной подготовки, освоение стилевого подхода формирует отношение к серьезной музыке не как к "вещи в себе" или эмоциональному фону к собственным размышлениям, но как к способу образного познания через искусство сущности человека, его взаимоотношения с миром. При обращении к музыкально - стилевым феноменам в контексте такого их понимания студенты осваивают саму "технологию" постижения смысла музыкального произведения в опоре на знание "принципов конструирования" музыкального искусства, обусловленных "жизненной моделью" (А.Ф.Лосев) определенного периода культуры.
В то же время, традиционная музыкально - педагогическая литература связана преимущественно с исследованием формально - технических характеристик музыкальных стилей и не предусматривает обращения к непрофессиональным слушателям, какими являются огромное большинство школьников, студентов, педагогических вузов, учителей массовых школ. Частично проблема опоры на феномен стиля в процессе приобщения к музыкальному искусству подрастающего поколения в сфере массового художественного обучения поднимается в работах Ю.Б.Алиева, С.Л.Старобинского, Э.И.Плотицы, убедительно формулируется в высказываниях о стиле Е.В.Назайкинекого, В.В.Медушевского. Однако эта проблема специально не анализируется в диссертационных исследованиях по педагогике.
Анализ искусствоведческой литературы, представляющей культуроло- гический подход к изучению музыкального искусства (М.Г. Арановский, И.А. Барсова, Л.А. Закс, И. И. Земцовский, Н.А. Герасимова-Персидская, М.С. Каган, Б. Кац, М.Н. Лобанова, В.В. Медушевский, М.Л. Мугинштейн) выявляет назревшую в современной науке об искусстве проблему, заключающуюся в необходимости смены критериев в освещении эстетических, искусствоведческих понятий и категорий. А именно, - выход на первый план задачи раскрытия через них механизмов функционирования искусства в человеческом социуме, подведение к эстетикс-философским обобщениям явлений искусства при обращении к широкому кругу слушателей.
В контексте художественно-эстетической педагогики, ориентированной не только на специалистов, но и на широкий круг слушателей, теоретическими основаниями в пстановке и решении проблемы являются подходы к исследованию музыкального стиля в работах Б.В. Асафьева, Т.Н. Ливановой, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинекого. Существенно значимы для нашего исследования ориентации на работы комплексного и проблемного характера, связанные с изучением направленности художественно-педагогического процесса на формирование культуры личности, нравственных ориентиров, мировоззренческих позиций (В.П. Анисимов, Е.А. Бодина, Е.В. Квятковский, К.В. Кулаев, В.И. Лейбсон, Б.Т. Лихачев, Л.П. Печко, А.А. Пиличяускас, Л,И. Рувинский, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Л.В. Школяр, Т.В. Шуртакова, Б.П. Юсов), философско - педагогических и психологических проблем личности (А.А. Бо-далев, ЛИ. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн)^ также проблем эстетико-педагогической подготовки учителя (Л.В. Бабич, М.А. Верб, Л.Е. Дементьева, А.И. Комарова, ГА Петрова и др.)
Проблема исследования определяется спецификой условий художественного обучения студентов педвуза факультетов немузыкального профиля. Она формулируется постановкой вопроса: каков комплекс педагогических условий, отвечающих реализации эстетико-педагогической функции музыкального стиля в процессе приобщения к серьезной музыке личности буду- щего учителя, не имеющего специального музыкального образования.
Объект исследования: музыкальное развитие студентов педвуза в опоре на освоение художественного стиля.
Предмет исследования: эстетике—педагогическая развивающая функция музыкального художественного стиля в условиях его освоения будущим учителем в системе подготовки в вузе.
Цель исследования: изучение педагогических аспектов освоения музыкального стиля будущим учителем как процесса, активизирующего эмоциональные и интеллектуальные взаимосвязи личности с художественной культурой, ее музыкально-эстетическое сознание.
Гипотеза исследования основана на предположении, что обращение к музыкальному стилю в системе занятий со студентами педвуза факультетов немузыкального профиля ведет к преодолению как информационно-иллюстративного подхода в освоении музыкального искусства, так и дублирования методов профессионального музыкального обучения. Опора на художественный стиль как систему, раскрывающую ценностное отношение человека к миру, является: а) эффективным средством актуализации духовных ценностей культуры личностью, которая активно формируется в годы студенчества; б) средством развития у студентов-немузыкантов навыков интонационного слышания музыки; в) условием целостного развития музыкально-эстетического сознания будущих учителей, что необходимо для их дальнейшей творческой деятельности в профессиональной сфере.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать значение освоения стилевых особенностей музыкального искусства как средства развития художественного сознания и духовного потенциала студентов; на основе этого дать теоретическое обоснование эстетико-педагогической функции музыкального стиля в подготовке будущего учителя.
В ходе исторического анализа европейского музыкального искусства , изучения научной литературы выявить основы характеристики музыкальных стилевых концепций в образовании и эстетическом развитии студентов педагогов.
Провести опытную апробацию разработанной модели реализации эстетико-педагогическои функции музыкального стиля как способа образного познания и самопознания обучающейся личности в процессе ее художественного образования.
Определить пути творческого использования в вузе и школе системы общения с искусством посредством освоения музыкальных стилей , разработать методические рекомендации для педагогов вуза и школы.
Достоверность и теоретическая значимость исследования обеспечены методологическим подходом к решению избранной проблемы с опорой на данные гуманитарных наук - философии, эстетики, педагогики, психологии, культурологии, музыкознания; применением совокупности методов исследования, адекватных его основным направлениям, задачам и логике изучения проблемы; подтверждением теоретической модели положительными результатами практической художественно-эстетической подготовки студентов, проводившейся автором в течение ряда лет.
Методологическую основу исследования составляют положения философии, эстетики, культурологии, психологии, педагогики об искусстве как культуросозидательной системе, выработанной различными цивилизациями в процессе развития человечества; о приоритете личности как объективной, самоценной данности и как важнейшего результата культурно-исторического развития общества; о культурной, эстетической деятельности учителя, его значении в развитии художественного и эстетического сознания, духовном росте учеников.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы методы исследования: теоретический и исторический анализ психолого-педагогической, философско-эстетической, искусствоведческой литературы по проблеме; анализ педагогического опыта и изучение в аспекте проблематики исследования учебных планов и программ по предметам искусства в вузе, консерватории, общеобразовательной школе, а также в ДМШ, ДШИ, музыкальном училище ; педагогические наблюдения, беседы, анкетирование, устный и письменный опрос студентов; педагогический эксперимент; обобщение и статистический анализ полученных данных, ретроспективный анализ собственной педагогической работы в качестве преподавателя кафедры эстетического воспитания в Уральском государственном педагогическом университете, а также в качестве преподавателя музыкально-теоретических дисциплин в ДШИ им. С.П.Дягилева г. Екатеринбурга Основные этапы исследования: этап (1984 - 1989 гг) - теоретический анализ научной литературы, , анализ педагогического опыта влияния музыкального искусства в процессе воспитания человека на формирование его личности; разработка подходов к обновлению процесса приобщения студентов и школьников к музыкальному искусству при опоре на явления музыкального стиля; осуществление выбора темы, формулирование гипотезы исследования, определение основных его направлений. этап (1989 - 1993 гг) - корректировка гипотезы в процессе разработки основных аспектов исследования. В связи с практической деятельностью на кафедре эстетического воспитания при факультете педагогики и методики начального обучения в педуниверситете (УрГПУ) был разработан курс "музыкальное искусство", реализующий в своем содержании принципиальные научно-теоретические установки автора. Проводился педагогический эксперимент, в процессе которого оттачивались основные компоненты и составляющие модели реализации эстетико-педагогической функции музыкального стиля в процессе приобщения будущего учителя к музыкальному искусству.
III этап (1993 - 1996 rr) - теоретическое обобщение результатов апробации модели в эксперименте; внедрение теоретических положение исследования в преподавание спецкурса для студентов - будущих учителей начальных классов; анализ и систематизация материалов, полученных в процессе изучения проблемы; оформление результатов исследования в тексте диссертации; подготовка методических материалов, рекомендаций по проблеме художественно-педагогической подготовки студентов - будущих учителей начальных классов; апробирование вариантов методики исследования в школьной практике.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые выделена и охарактеризована эстетике— педагогическая функция художественного музыкального стиля, разработаны условия ее реализации в процессе художественного обучения студентов общих факультетов педагогического вуза; даны рабочие определения вводимым понятиям "хронотопический стилевой срез культуры", "социокультурная функция музыкального искусства", "эстетике— педагогическая функция музыкального художественного стиля"; теоретически обоснованы структура и содержание характеристик музыкально-стилевых концепций в различные культурно-исторические периоды соответственно условиям их освоения; разработана методика применения хроното-пических стилевых срезов культуры, сочетаемых с принципом хронологии в рассмотрении музыкальных стилевых явлений в системе художественной подготовки студентов-педагогов; на основе личностного художественно-деятельности ого подхода развернута реализация модели эстетико-педагогической функции музыкального стиля в образовании будущего учителя; определены пути, характеризующие творческое использование эстетике— педагогической функции музыкального стиля студентами в их будущей профессиональной деятельности и в работе по самообразованию.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что опреде- ленные и разработанные теоретические основы реализации стилевых подходов становятся базой для построения не имеющей методических аналогов системы художественной подготовки студентов педагогического вуза факультетов немузыкального профиля; на основании теоретической модели исследования для студентов - будущих учителей начальных классов разработано содержание рекомендаций, отраженных в методических пособиях, специальных программах и курсах "Введение в музыкальное искусство" и "Музыкальное искусство", которые могут быть использованы в широкой практике для педвузов, ИПК, школ, колледжей, гимназий.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы на факультете педагогики и методики начального обучения Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург), в педагогической работе диссертанта в Детской школе искусств им. С.П.Дягилева (г. Екатеринбург), в выступлениях на конференциях в педвузах, посвященных художестенно-эстетической подготовке педагогических кадров в г. Екатеринбурге (1992г.) и г. Москве (1993), в ходе обсуждения на научных семинарах и заседаниях в лаборатории эстетического освоения окружающего мира Центра эстетического воспитания института развития личности РАО (в период с 1990 по 1995 гг.) .
База исследования: Уральский государственный ордена "Знак Почета" педагогический университет г. Екатеринбурга, Детская школа искусств им. С.П.Дягилева г. Екатеринбурга.
Освоение музыкального стиля будущим учителем как проблема художественного обучения студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза
Необходимость приобщения подрастающих поколений к классическому искусству прошлого и современности - аксиома в педагогике. Это побуждает педагогическую мысль к постоянному поиску гибких и адекватных способов решения данной проблемы.
Мир классического искусства концентрирует в себе духовно-ценностный опыт, накопленный человеческой цивилизацией. Освоение его необходимо в подготовке студентов - будущих учителей с целью их полноценного самоопределения, самореализации, самосовершенствования.
Тенденция развития современной педагогики в аспекте личностно-ориентированного обучения заставляет взглянуть на проблему приобщения будущих учителей к серьезному искусству в новом ракурсе. Именно предметы гуманитарно-эстетического цикла в вузе (изобразительное искусство, музыкальное искусство, мировая художественная культура) сегодня становятся своеобразной научно-методической базой для разработки технологий лич-ностно-ориентированного содержания образования. При этом обязательным компонентом выступает опыт эмоционально-ценностного отношения личности обучающегося к действительности, к изучаемым объектам и явлениям, к себе и к другим людям.
В условиях художественного образования студентов педагогического вуза факультетов немузыкального профиля одним из продуктивных решений этой проблемы является обращение к феномену художественного стиля, который обобщает и концентрирует принципы функционирования искусства как генератора и транслятора духовно-ценностной информации, смысложиз-ненных для человека и общества идей. В данной главе ставятся задачи: рассмотреть и проанализировать возможности, которые открывает стилевой подход к изучению музыкального искусства студентами немузыкальных факультетов педагогического вуза; определить условия реализации эстетико - педагогической функции музыкального стиля в учебном процессе; в ходе изучения научной литературы, исторического анализа развития европейского музыкального искусства выявить основы характеристики в педагогическом процессе музыкальных стилевых концепций; разработать модель структуры и содержания музыкальных стилей в педагогическом процессе их освоения.
Исторический анализ музыкальных стилевых концепций европейского искусства до Нового времени и исследование педагогического аспекта их освоения
Нацеленность студентов в нашей системе занятий на диалог как условие художественно-эстетического общения явилась основанием выбора музыкально-исторического материала при разработке спецкурса "Музыкальное искусство". Мы остановились на пласте отечественной и западноевропейской музыкальной культуры до периода начала Нового времени.
Во-первых, данный пласт совершенно неизвестен студентам, т.к. он не представлен в программе Д.Б.Кабалевского, по которой обучалось в школе подавляющее большинство из них. Программа Л.М.Предтеченской "Мировая художественная культура", которую по плану осваивают студенты, начинается лишь эпохой Нового времени. Таким образом, указанный пласт музыкальной культуры полностью выпадает из сферы представлений студентов.
Отсутствие у студентов представлений об этом музыкально-историческом периоде лишает их возможности обрести целостность, системность в формирующихся взглядах на историю европейского музыкального искусства, в понимании специфики музыкального языка, логики его художественного становления в культурно-историческом процессе.
Во-вторых, обращение в произведениях композиторов нашего времени к историческому музыкальному материалу как несущему живые голоса времени подразумевает ориентацию слушателя в культурно-историческом пространстве, без которой невозможно соучастие в современном диалоге культур в процессе общения с музыкой. Такие явления современности, как возрождение интереса к своим национальным корням, стремление к воссозданию подлинных форм фольклора, проникновение в духовные основы церковной музыки, а также синтетичность современного мышления, стремяще гося к нахождению смысловых пересечений в разнородных национально-исторических культурных явлениях, приводит к актуализации знаний об отдаленных по временной дистанции пластах культуры. Причем слушателю (в том числе, и слушателю-не музы канту) необходимо осмысление этих отдаленных исторических культур.
Успешность подобных занятий определяется уровнем профессиональной подготовки педагога-музыканта. Как отмечалось в первом параграфе, целостное представление о стиле и его функционировании в культуре педагогу необходимо реализовать в учебном процессе, моделируя стилевой контекст определенных периодов культуры как некое поле, в котором развертывается вся программа занятий.
Сложность заключается в том, что в искусствоведческой литературе существуют разногласия во взглядах на соотношение явлений музыкальной художественной практики с характеристиками принятых в искусствоведении эпохальных стилей. Наиболее спорным является рассмотрение в искусствоведческой литературе музыкального искусства с позиции стилевых концепций в период европейского искусства до Нового времени.
Обращаясь в педагогическом процессе к рассмотрению музыкальных стилей этого культурно-исторического периода, мы должны учитывать следующие положения:
1. Художественный стиль как эстетический феномен и как научная категория имеет свою историю становления и осмысления в эстетике. Каждая эпоха выдвигает не только собственную систему стилевых явлений в искусстве, но и свою концепцию художественного стиля.
2. В музыкальном искусстве в силу специфики звучащих образов осмысление явлений стиля и категории "стиль" происходит на значительно более поздних рубежах культуры по сравнению с другими видами искусства. Отсюда в искусствоведческой литературе - разногласия во взглядах на соотношение явлений музыкальной художественной практики с характеристиками принятых в искусствоведении эпохальных стилей. В частности, отсутствует единая точка зрения на рассмотрение музыкального искусства с позиции стилевых концепций в периоды античности, средних веков, средневековой готики, ренессанса.
3. Современная трактовка стиля с позиции его культурной всеобщности позволяет внести определенные коррективы в традиционные, устоявшиеся в искусствоведении и эстетике взгляды на историю музыкальных стилей, а именно - выявить основы в характеристике музыкальных стилевых концепций различных периодов истории европейской культуры, в том числе, и тех, в которых понятие "стиль" и "искусство музыки" не соотносились в реальном историческом сознании современников.
Раскрытие и анализ названных положений, а также изложение нашего подхода в педагогическом процессе к музыкальным стилевым концепциям европейского искусства до Нового времени является задачей дальнейшего рассмотрения проблемы.
Личностный и художественно - деятельностныи подход как основа реализации эстетико - педагогической функции музыкального стиля в образовании студентов
В 1 предыдущей главы мы выделили основные позиции, необходимые для реализации эстети ко-п еда го ги ческой функции художественного музыкального стиля в процессе музыкального воспитания студентов педвуза. На этой основе - модель реализации освоения эстети ко-п едагогической функции музыкального стиля в процессе художественно-педагогической подготовки студентов - будущих учителей включает следующие компоненты: 1) общеэстетические и музыковедческие знания в аспекте их содержательно-смысловой связи со смысложизненными идеями человеческого общества, аккумулируемыми и генерируемыми искусством; 2) активная художественно-эстетическая деятельность самой обучающейся личности ("задействование" имеющихся в ее жизненном багаже знаний и навыков художественного восприятия, способностей к духовно-ценностному обобщению художественных явлений, к сопереживанию и самоанализу в процессе общения с ними); 3) диалог как условие художественно-эстетического общения (восприятие студентами диалога жизненных смыслов в общении с музыкальным искусством различных культурно - исторических периодов, в том числе, современного, диалога национальных культур, включение своего "я" в диалогическое звучание голосов культуры).
Условием реализации этой теоретической модели является педагогическое руководство процессом освоения студентами стилевых явлений, направленное на раскрытие возможностей педагогических аспектов освоения музыкального стиля.
Задачей данной главы является теоретическое обоснование предложенной нами модели реализации эстетико-педагогической функции музыкального стиля в педагогическом процессе; анализ уровня художественно - эстетической подготовленности студентов, обучающихся на факультете ПиМНО УрГПУ; анализ путей активизации художественно - эстетической деятельности личности в процессе музыкального воспитания в опоре на феномен художественного стиля; разработка этапов формирования у студентов музыкальных стилевых представлений как ступеней обретения новых личностных смыслов в общении с искусством; описание проведения и анализ результатов формирующего эксперимента по выработке музыкально-стилевых представлений у студентов педагогического факультета на занятиях по спецкурсу "Музыкальное искусство".