Содержание к диссертации
2
Введение З
Глава I. Педагогические основы формирования навыков самонастроя
на творческую деятельность (на материале работы музыкальных
отделений педагогических учебных заведений) 10
1. Научно-теоретические подходы к проблеме оптимизации твор
ческого состояния музыканта в отечественной и зарубежной ли
тературе 10
2. Подготовка учащегося-музыканта к открытому выступлению.
Вопросы теории и методики 29
3. Выступление учителя-музыканта перед школьниками:
специфика, внешние и внутренние словия,
благоприятствующие, либо препятствующие успешности этой
деятельности 49
Глава II. Пути Формирования навыков музыкально-исполнительской деятельности в процессе подготовки будущего учителя-музыканта
1. Принципы и методы формирования навыков самонастроя (са
морегуляции) 67
2. Программа экспериментального исследования, анализ и интер
претация полученных результатов 99
Заключение 122
Библиография 124
Введение к работе
Актуальность исследования.
В последние годы в мировой и отечественной науке все более отчетливо проявляется одна существенная тенденция. В самом общем виде она состоит в стремлении исследовать человека (ребенка, подростка, взрослого) в его истинных субъектных качествах, изучить возможности, процессы и условия саморазвития и самораскрытия человека на разных уровнях его бытия, показать активную творческую роль человека в реализации отношений с разными сферами действительности, в построении своей жизнедеятельности.
В общей форме проблема человека как субъекта деятельности, способного целенаправленно преобразовывать объективную действительность и осуществлять творческое саморазвитие, отчетливо заявлена в научной литературе теоретико-методического уровня.
Подготовка учителя-музыканта для общеобразовательной школы должна находиться в прямой зависимости от задач музыкально-эстетического воспитания, которые он призван решать. Сложность этой профессии определяется необходимостью тесной взаимосвязи элементов, входящих в понятие "учитель" и понятие "музыкант", причем каждое из них, в свою очередь, многогранно. Говоря о профессиональной деятельности учителя-музыканта общеобразовательной школы, следует отметить, что в своей повседневной работе ему приходится часто выступать в классе, на концерте, школьных вечерах и пр. Он должен проявлять себя и хормейстером, и лектором, и исполнителем. Эта специфика деятельности учителя-музыканта осуществляется в различных аудиториях - дети, коллеги, родители, и требует наличия у него соответствующих умений и навыков, которые должны отрабатываться еще в педагогических учебных заведениях.
Подготовка будущего учителя музыки к профессиональной деятельности нашла достаточное освещение в научно-методической литературе в разных аспектах. Так, с позиций деятельностного подхода рассматривает эту проблему Г.М.Цыпин; подготовка "широкообразованного педагога, способного... обеспечить творческий характер и целостность всего учебно-воспитательного процесса, реализовать в процессе обучения важнейшие эстетико-воспитательные задачи"(28,26) освещается в работах Е.А.Бодиной; специфику профессиональных качеств учителя-музыканта исследует Н.Л. Белая, Е.Ф.Карпова, Л.Л.Радомская, Э.А.Скрипкина и др.; формирование профессионально-педагогических умений и становление педагогоческого мастерства рассматривают Н.К.Белова, З.В.Румянцева, Э.С.Ткач, Л.И. Уколова. и др. Среди работ, раскрывающих проблему формирования готовности к творческому педагогическому труду в условиях практики в школе, следует выделить исследования Т.С.Кононенко, Т.Ф.Рязановой и др.
Однако, надо отметить, что при всем многообразии аспектов рассмотрения этой проблемы, собственно вопросы подготовки учителя музыки к выступлению перед школьной аудиторией в научно-методической литературе разработаны не достаточно. Попытки найти их решение в сфере профессионального исполнительства не дают результатов в виду самой специфики профессии учителя-музыканта общеобразовательной школы и вытекающих из нее особенностей его исполнительской деятельности. Учителю музыки, в отличие от "чистого" исполнителя-инструменталиста, приходится во время своих выступлений решать еще и педагогические, дидактические задачи, учитывать восприятие конкретной аудитории и пр.
Ориентация на музыкально-художественное развитие учащихся не должна исключать изучения причин, мешающих этому, стоящих на пути оптимизации творческого самочувствия, сознательному овладению "рычагами вдохновения". В частности, подготовка к выступлению диктует необходимость выявления определенных научно обоснованных методов и приемов управления, а также профилактики эмоционального состояния в
5 конкретных педагогических ситуациях, без которых совершенствование музыкально-педагогического процесса и развитие личности не может быть полноценным.
Анализ литературы, а также собственный опыт автора диссертации дают основание считать, что проблема подготовки учителя музыки к профессиональной деятельности имеет много неразработанных вопросов; в то же время исследования в области педагогики и психологии создают объективные условия для их решения. Сказанное выше определило актуальность настоящего исследования.
Цель исследования - разработать научно-педагогические основы формирования у будущих учителей музыки готовности к музыкально-исполнительской деятельности.
Объект исследования - подготовка в музыкально-исполнительских классах (фортепиано) педагогических учебных заведений.
Предмет исследования - процесс формирования готовности будущего учителя-музыканта к выступлению перед школьной аудиторией.
Гипотеза исследования. Формирование готовности к выступлению перед школьной аудиторией (в классной и внеклассной работе) будет протекать наиболее эффективно, если: будет учитываться комплекс внешних и внутренних условий предстоящей деятельности будущего учителя-музыканта; специальные педагогические усилия со стороны преподавателя направить на оптимизацию творческого состояния учащегося-музыканта, использовать дидактические средства ранней профилактики и предотвращения возможности возникновения отрицательных форм волнения; процесс подготовки будущего учителя-музыканта будет орентиро-ван, наряду с развитием исполнительских умений и навыков, на форми- рование специальных приемов, способствующих возникновению творческого состояния, необходимого для успешного выступления;-формирование навыков самонастроя и саморегуляции органически включить в учебно-педагогический процесс.
С учетом состояния проблемы в теории и практике, цели, объекта, предмета и гипотезы определены задачи исследования:
В процессе изучения психолого-педагогической литературы провести научно-теоретический анализ проблемы подготовки будущего учителя-музыканта к выступлению перед школьной аудиторией.
Выявить природу творческого состояния будущего учителя-музыканта и изучить совокупность внешних и внутренних условий в процессе подготовки к выступлению и во время него.
Разработать и экспериментально проверить систему педагогических воздействий, направленных на овладение учащимися необходимыми приемами и методами, оптимизирующими процесс выступления перед аудиторией.
В соответствии со спецификой и характерными особенностями исследования, его методологической основой послужили общетеоретические концепции дидактов ( Ю.К.Бабанский, В.В.Краевский и др.); положения о природе оптимального самочувствия в творческой деятельности (Б.М.Теп-лов, К.С.Станиславский); в контексте проблемы художеств енно-творческой деятельности будущих учителей использовались методические постулаты психологов ( А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский) концепция регуляции деятельности (О.А.Конопкин) и саморегуляции (И.Г. Шульц, В.Л.Леви); творческо-педагогическое наследие выдающихся музыкантов ( Л.А.Баренбойм, Г.М.Коган, Г.Г.Нейгауз, С.Е.Феинберг и др.); концепция музыкального воспитания Д.Б.Кабалевского.
В исследовании использовались следующие методы : теоретический анализ литературы по проблеме исследования (дидактика, общая и педагогическая психология, музыкознание, философия); изучение
7 передового музыкально-педагогического опыта; целенаправленное педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование и интервьюирование, метод экспертных оценок и самооценок, тестирование и видеозаписи; организация обучающего (формирующего) эксперимента.
Научная новизна исследования в следующем:
Подвергается специальному изучению весь комплекс проблем внешних и внутренних условий, связанных с подготовкой будущего учителя-музыканта к выступлению перед школьниками в классной и внеклассной работе.
Разработан педагогический инструментарий, использование которого призвано помочь учащемуся-музыканту в учебной музыкально-исполнительской деятельности ( система упражнений, комплекс способов и приемов, направленных на оптимизацию творческого состояния).
Теоретически обоснованы принципы педагогического воздействия в целях профилактики и регуляции эмоциональных состояний, а также методические основания для формирования у учащихся навыков самонастроя в конкретных педагогических ситуациях.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы содействуют оптимизации процесса подготовки будущих учителей к музыкально-педагогической деятельности в школе. На основе материалов исследования разработан курс "Педагогическое мастерство учителя-музыканта", где описаны конкретные методы и приемы самонастроя и саморегуляции в процессе подготовки к выступлению перед школьной аудиторией и во время него. Методические рекомендации по исследуемой проблеме могут найти применение в классах специальных дисциплин музыкально-педагогических училищ, в системе повышения квалификации учителей-музыкантов общеобразовательных школ, а также могут быть использованы в курсе "Методика музыкального воспитания".
8 На защиту выносятся следующие положения: - выявлен определенный комплекс педагогических воздействий, способный существенно улучшить подготовку учащегося-музыканта к той стороне его профессиональной деятельности, которая связана с открытым выступлением перед школьной аудиторией; процесс регуляции эмоциональных состояний учащегося-музыканта в преддверии выступления должен быть объектом постоянного внимания педагога, подготовка же к выступлению, как важной части профессиональной деятельности музыканта, должна проводиться систематически и планомерно; оптимальное творческое состояние выступающего не является спонтанным психолого-физиологическим актом, а становится результатом самонастройки и саморегуляции; разработанная система эффективных методических приемов и способов направлена на оптимизацию эмоционального состояния как в процессе подготовки к выступлению, так и во время него;
Исследование проводилось с 1993 по 1997 годы и включало в себя несколько этапов. - подготовительный (1993-1994 гг.). В процессе анализа научно-педагогической литературы разрабатывались теоретико-методологические основы концепции исследования, формулировалась его цель, определялись задачи, обрисовывались контуры его экспериментальной части. - основной этап (1994-1996 гг.). Проведение контрольных срезов, определяющих подготовку учащихся-музыкантов к выступлению; первичная обработка полученных результатов. Целенаправленный педагогический эксперимент. - заключительный (1996-1997 гг.). Проверка теоретических и методических положений. Анализ и обобщение результатов исследования, их литературная обработка.
9 Базой научного исследования явилось Музыкально-педагогическое училище (колледж) г. Красноярска.
Апробация результатов исследования проводилась: в процессе самой опытно-экспериментальной работы; в выступлениях на научно-практических конференциях (Самара-1994, Красноярск-1995, Москва-1996 ); результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории музыкального искусства ИЦЭВ РАО, а также посредством публикаций .
Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на широкий круг теоретических источников по теме исследования (психология, педагогика, музыкознание), а также организацией опытно-экспериментальной работы, многократной проверкой теоретических выводов и практических рекомендаций, возможностью сопоставления полученных результатов, комплексным применением методов исследования.
Внедрение результатов настоящего исследования осуществлялось в процессе практической работы; при чтении лекций в Красноярском институте усовершенствования учителей; теоретические и методические материалы исследования легли в основу программы спецкурса "Педагогическое мастерство учителя-музыканта", разработанного автором диссертации.