Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы методики обучения рисунку студентов в строительном вузе
1.1. Основные положения теории обучения рисунку студентов-архитекторов 13
1.2. Методический опыт преподавания рисунка в архитектурных школах 27
Глава 2. Методический опыт преподавания рисунка в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете
2. 1. Формирование системы общехудожественных дисциплин в инженерно-строительном вузе 46
2. 2. Реорганизация преподавания рисования в ЛИГИ Н.А.Тырсой (1924-1940). Воспитание целостного видения 58
2. 3. Причины и результаты работы по созданию методики рисунка для строительного вуза (1940-1950-е гг.) 76
2. 4. Два подхода к преподаванию рисунка в строительном вузе. Методические принципы В.Н.Талепоровского и А.С.Ведерникова (1950-1960-е гг.) 89
Глава 3. Современная практика обучения рисунку студентов архитектурно-строительного вуза
3.1. Формирование композиционного мышления студентов архитекторов в процессе изучения дисциплины «Рисунок» 110
3. 2. Анализ результатов педагогического процесса в СПбГАСУ 125
Библиографический список литературы
Список основных источников 144
Библиография 147
Приложения
- Методический опыт преподавания рисунка в архитектурных школах
- Реорганизация преподавания рисования в ЛИГИ Н.А.Тырсой (1924-1940). Воспитание целостного видения
- Причины и результаты работы по созданию методики рисунка для строительного вуза (1940-1950-е гг.)
- Анализ результатов педагогического процесса в СПбГАСУ
Введение к работе
Диссертация посвящена исследованию проблемы обучения рисунку в специфических условиях строительного вуза и основана на изучении методического опыта преподавания графических дисциплин в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска путей повышения качества преподавания, направленного на формирование пространственного и композиционного мышления будущих зодчих, а также средств и методов отображения архитектурной среды в рисунке архитектора. Учебные пособия по методике преподавания графических дисциплин разработаны на опыте подготовки специалистов станкового искусства. Авторами учебников, по преимуществу, являются художники-живописцы, и специфика архитектурного творчества стоит вне их профессиональных доктрин. Архитектурное рисование имеет свою специфику, т. к. не преследует целью создание самостоятельных художественных произведений. Существующие расхождения в различных архитектурных вузах приводят к тому, что в настоящее время отсутствует единая система заданий в учебном рисовании. В этих условиях особую важность приобретает анализ методического опыта преподавания рисунка в Санкт-Петербургском архитектурно-строительном университете, где на протяжении столетия развивается тесное сотрудничество архитекторов-практиков с профессиональными художниками и внедряются в обучение эффективные методики, расширяющие представление учащихся о способах передачи архитектурного пространства в рисунке.
Состояние изученности проблемы характеризуется подробной разработкой методов преподавания рисунка и живописи в художественных заведениях. Изложению основ рисунка, начальным сведениям о рисунке, основам изобразительной грамоты, теории и методики постановки рисунка для художников посвящены труды П.П.Чистякова, М.А.Бернштейна, Н.Э.Радлова, П.Я.Павлинова, А.А.Сидорова, Н.Н.Ростовцева, Н.Н.Третьякова, Э.М.Белютина, А.О.Барща, В.А.Королева, В.А.Нукало, А.М.Серова и др. Изучением проблем в области теории и методики художественной подготовки, эстетического воспитания и художественного образования занимались в своих исследованиях Н.Н.Ростовцев, Г.В.Беда, В.С.Кузин, Г.Б.Смирнов, Е.В.Шорохов, Т.Я.Шпикалов, А.С.Хворостов, В.В.Бабияк, Т.С.Комаров, А.А.Унковский и др. Тему рисунка с натуры и по представлению освещали в своих работах О.А.Авсиян (1985), Ю.В.Лапин (1981). Вопросы изобразительной композиции поднимались рядом художников и искусствоведов, среди них - В.В.Кандинский, В.А.Фаворский, М.ВАлпатов, Н.Н.Волков, Е.В.Шорохов. Эти проблемы освещают в статьях и трудах В.ГЛисовский, С.С.Бронштейн.
Проблема методики преподавания рисунка в архитектурном вузе получает развитие с середины XX века. Выходит в свет ряд пособий по обучению будущих архитекторов (Д.Н.Кардовский, В.Н.Яковлев, К.Н.Корнилов,
А.М.Соловьев, А.А.Дейнека). В данных пособиях предполагается, что и будущий архитектор, и будущий художник-живописец должны получить одинаковую подготовку по рисунку. В дальнейшем исследования и различные методические указания демонстрируют две противоположные точки зрения. Первая - нет, и не может быть никакой специфики обучения рисунку будущих зодчих. Наиболее ясно выразил эту позицию А.А.Гавричков (1970, 1988). Его работы посвящены роли Академии художеств в профессиональном становлении русских зодчих. По его мнению, и для художника, и для архитектора рисунок должен быть универсальным, единым. Поддерживают его точку зрения Н.Т.Султанов (1981), Н.ГЛи (2005,2007).
В тоже время Ю.М.Петров (1955, Киевский инженерно-строительный институт) считает, что сама специфика архитектурного рисунка создает предпосылки для правильного преподавания учебного рисования. Впервые исследуется методическая сторона вопроса, которая выражается в подходе к изображению пространства. Но он сетует на исчезновение с середины XIX века «перспективной живописи» как особого жанра изображения архитектуры, после чего в методике обучения рисованию главное место заняли объемно-пластические задачи, что не способствует полноценной подготовке будущих архитекторов.
В 1970-1980 годах в исследованиях и учебных пособиях Московского архитектурного института (МАРХИ) «развивается идея линейно-конструктивного рисунка и ориентация преподавания на предстоящую деятельность архитектора» (П.И.Чурилин, В.И.Кудряшов, В.Ф.Кирьянов, Н.В.Соколова, А.Д.Сагитов, З.В.Жилкина, М.Ю.Коробьин).
Волгоградской государственной архитектурно-строительной академией издан ряд методологических рекомендаций и учебных пособий: «Задачи изучения внутреннего пространства архитектурных сооружений во взаимосвязи с окружающей средой в учебном рисунке» (1978), «Рисование деталей и фрагментов архитектурных сооружений» (1980), «Рисунок с натуры интерьера архитектурных сооружений» (1983), «Рисунок архитектурных форм и пространств» (1997). В этих работах Ю.Б.Колышев делает попытку систематизировать «разрозненные звенья отдельных учебных заданий», начиная с изучения перспективы, архитектурных конструкций и завершая раскрытием художественного образа изображаемых объектов.
В. диссертационном исследовании О.Г.Максимова «Рисунок в профессии архитектора» (2000) подвергается анализу вся профессиональная работа архитектора (проектирование, реставрация, научно-исследовательская и концептуально-поисковая работа). И хотя проблема учебного рисунка в работе не акцентируется, он ставит вопрос, каким образом дисциплина «Рисунок» должна участвовать в воспитании творческих и композиционных качеств, и чем она должна отличаться от той же дисциплины художественных вузов.
Отдельным блоком можно выделить исследования, посвященные особенностям пространственного мышления архитектора и методике изображения архитектурной среды, в том числе, задачам развития композиционного
мышления, совершенствованию методов построения пространства на плоскости (перспективе), изображению широкоугольных перспектив. Эти проблемы освещаются в трудах Д.Г.Барышева (1949), Г.М.Русакова (1967), В.М.Непомнящего (1972), Н.Ф.Маркова (1974), В.К.Моора (1983), В.И.Локтева (1986), В.М.Соняка (1988), Н.П.Пятахина, П.В.Капустина (1999), Е.А.Черной (2006). Наиболее интересными являются работы В.М.Соняка, Н.П. Пятахина и Е.А.Черной, т. к. в данных исследованиях уделяется особое внимание практическим методам и приемам, применяемым в рисунке при изображении архитектурного пространства.
Анализ литературы показал, что наряду с глубокой разработанностью многих проблем, непосредственно касающихся темы исследования, особенности методики, истории и практики преподавания художественных дисциплин в архитектурно-строительном вузе не стали предметом развернутого специального исследования.
Объект исследования - профессиональная подготовка архитектора в архитектурно-строительном вузе.
Предмет исследования - особенности преподавания рисунка в процессе подготовки архитектора.
Цель исследования - выявить особенности обучения графическим дисциплинам в архитектурной школе и раскрыть положительный опыт кафедры рисунка Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, который может быть использован для эффективной педагогической деятельности в подготовке будущих архитекторов по дисциплинам художественного цикла. Поставленной целью обусловлена необходимость решения следующих задач:
Изучить опыт преподавания рисунка в архитектурных, художествен
ных и педагогических вузах и выявить особенности преподавания графиче
ских дисциплин студентам-архитекторам;
Систематизировать научно-методический опыт кафедры рисунка
Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного уни
верситета и раскрыть практическое его значение;
Определить современные художественные идеи и концепции в мето
дике архитектурного рисунка и выявить наиболее эффективные методы пре
подавания художественных дисциплин в системе архитектурного образова
ния;
Разработать методические рекомендации для педагога к процессу
обучения графическим дисциплинам в архитектурно-строительном вузе.
Методологической основой диссертации является комплексный исследовательский метод. В работе использованы теоретические методы исследования - изучение и анализ психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, научных исследований, сравнительный анализ учебных программ по дисциплинам художественного цикла. Метод сравнительно-исторического анализа применен для выявления наиболее эффективных методик преподавания рисунка в архитектурной школе. Эмпирические методы
- изучение педагогического опыта деятельности в художественном архитектурном образовании: наблюдение за процессом работы над учебными заданиями студентов-архитекторов с первого по четвертый курсы. Историко-типологические методы: анализ результатов ретроспективных выставок работ педагогов и учащихся прошлых лет, изучение практических студенческих работ по рисунку и композиции, хранящихся в методическом фонде кафедры рисунка Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета.
Источниками исследования послужили архивные документы и материалы Центрального государственного архива литературы и искусства; теоретический материал, содержащий сведения о жизни и творчестве отдельных художников и архитекторов; репродукции и графические произведения, находящиеся в музеях, фундаментальной библиотеке Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета, научной библиотеке Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина.
Кроме того, изучались методические альбомы, учебные студенческие работы, отчеты преподавателей по творческой и научно-исследовательской работе, хранящиеся в методическом фонде кафедры рисунка Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Исследование опирается на предшествующую и современную методическую и научную литературу общероссийских периодических и монографических изданий.
Научная новизна исследования:
-
Введен в научный оборот архивный материал о реформе методики преподавания рисунка в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете, направленной на совершенствование методов изображения в рисунке архитектурного пространства;
-
Исследована история методики преподавания рисунка в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете с позиции взаимодействия традиционных и современных методов преподавания;
-
Выявлены специфические особенности петербургской школы в архитектурном образовании, строящей свою деятельность на использовании современных методов, формирующих пространственное и композиционное мышление студентов-архитекторов.
Положения, выносимые на защиту:
-
Изучение методов изображения внутренних и внешних архитектурных пространств позволяет совершенствовать методику преподавания учебного рисунка в архитектурно-строительных вузах;
-
Методика изображения архитектурных пространств имеет свои особенности и в отличие от применяемой в традиционной системе обучения прямой (математической) перспективы, использует другие системы зрительного восприятия натуры.
3. Внедрение в практику обучения современных методов, расширяющих представление учащихся о способах передачи в рисунке архитектурного пространства, способствует формированию у студентов-архитекторов профессионального пространственного мышления, подготавливает их к восприятию и умению передавать на плоскости большие объекты архитектурной среды - архитектурные ансамбли и городские панорамы.
Теоретическая значимость исследования. Диссертация расширяет возможности оценки практического и теоретического вклада Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета в историю и методику обучения рисунку будущих архитекторов России. Разработанные методы художественной подготовки в архитектурной школе могут быть интегрированы в традиционные программы для устранения существующих недостатков в среднем художественном образовании. Основные положения диссертации могут быть использованы в ходе дальнейших исследований по теории и истории художественной педагогики и по изучению методов изображения в рисунке архитектурного пространства.
Практическая значимость исследования. Разработанные в университете методики, развивающие пространственное мышление студентов-архитекторов, дополняют известные способы использования лучевой и воздушной перспективы для создания иллюзии объема и глубины пространства на плоскости листа. Методы композиционной организации плоскости листа и построения пространственных планов изображения могут быть внедрены на факультетах изобразительного искусства педагогических вузов при подготовке художников-педагогов, а также в учреждениях специального и дополнительного художественного образования.
Рекомендации по использованию результатов исследования. Ряд положений диссертации и предлагаемые выводы могут быть использованы при составлении учебников, методических пособий, рабочих программ и выбора методов обучения рисунку в отечественных архитектурно-строительных институтах. Результаты исследования и комплекс заданий могут быть использованы в архитектурном вузе при выполнении заданий по дисциплинам «Рисунок» и «Композиция», в курсе лекций по методике и теории преподавания изобразительного искусства, а также могут служить материалом для дальнейших практических разработок.
Достоверность результатов исследования обеспечивается многолетней практикой педагогической работы диссертанта в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете. Обоснованность исследования обеспечена использованием современных научных данных по педагогике, психологии, изобразительному искусству; применением комплекса методов, соответствующих целям и задачам исследования; объективным анализом педагогического опыта и результатов обучения. Степень достоверности основных научных результатов, полученных в ходе исследования, обеспечена обоснованностью исходных положений, корректностью выбора методики исследования.
Апробация работы. Диссертационное исследование обсуждалось на кафедре рисунка Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Результаты исследования докладывались на научных Конференциях профессоров, преподавателей, научных работников и аспирантов Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета (2005, 2006, 2007), на Международных научно-технических конференциях молодых ученых «Актуальные проблемы современного строительства», проводимых Санкт-Петербургским государственным архитектурно-строи. тельным университетом (2002,2006,2007,2008).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 168 наименований и приложений. Диссертация включает 165 страниц основного текста с подстрочными примечаниями. Текстовая часть приложения содержит копии ранее не опубликованных документов: протоколов, учебных программ, рецензий на учебные пособия, воспоминаний. Иллюстративный материал приложения включает репродукции произведений живописи и графики преподавателей кафедры рисунка Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета и репродукций учебных работ студентов архитектурного факультета.
Методический опыт преподавания рисунка в архитектурных школах
Публикации и научные труды по теме рассматриваются в хронологическом порядке и позволяют установить пути совершенствования в области методики преподавания художественных дисциплин в высшей архитектурной школе.
Архитектурное образование - одна из древнейших сфер деятельности. «Сколько времени существует созидательная деятельность человека, столько же времени насчитывает и работа по передаче опыта этой деятельности. Академическое образование в институтах, университетах, академиях — это ситуация наших дней. Она еще молода даже в сравнении с возрастом государственного архитектурного образования» .
В России петровские реформы привели к появлению в Санкт-Петербурге и Москве первых государственных академических школ по архитектуре. Переход России к капитализму обусловил возникновение новой ветви в архитектурно образовании - института гражданских инженеров (1832). Социалистическая революция 1917 года обусловила появление авангардной школы 20-х годов — ВХУТЕМАСа. Социалистические преобразования в СССР привели к появлению целой сети региональных архитектурных школ, состоящей из самостоятельных специализированных институтов и факультетов при строительных и политехнических институтах.
На территории бывшего СССР было 52 профессиональных архитектурных школы. На территории России после распада страны, их осталось 24. Есть 4 специализированных архитектурных вуза: в Москве, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Новосибирске. Остальные функционируют как архитектурные факультеты в составе архитектурно-строительных или художествен-ных вузов (академий, университетов) .
Подробно развитие методики рисунка и архитектурного рисунка рас-смотрено в работах О.Г.Максимова и Ю.Б.Колышева .
В конце XIX - начале XX века в архитектурных школах России уделялось большое внимание изучению архитектурной графики. Наряду со стремлением расширить чисто технические рамки и методы графического изображения, наметился определенный интерес к использованию рисунка как специфического средства в работе архитектора. В послереволюционное время, вплоть до 1932 года, на методике преподавания рисунка сказывалось влияние различных течений в архитектуре. Дело нередко сводилось к максимальному упрощению форм, а в некоторых случаях — к погоне за чисто внешними эффектами. В последующий период - в 1930 годах и в послевоенное время — на первый план в архитектурно-строительных вузах выдвигается проблема обучения рисунку. Это обусловлено необходимостью повысить значение художественного начала в архитектуре.
Уже с начала XX века все более пристальное, но еще совершенно недостаточное внимание, привлекает «творческая лаборатория архитектора». Но большинство работ, посвященных архитектурному рисунку, имеет узко монографический характер, в которых отмечаются лишь отдельные особен-ности графики, присущие тем или иным мастерам .
Проблема методики преподавания рисунка в архитектурном вузе получает развитие ближе к середине века. Выходит в свет ряд пособий по обучению рисунку в архитектурной школе (Д.Н.Кардовский, В.Н.Яковлев, К.Н.Корнилов «Пособие по рисованию» (1938), А.А.Дейнека «Учитесь рисовать» (1961), А.М.Соловьев «Учебный рисунок» (1953)).
Комментируя «Учебный рисунок» (1953), выполненный под руководством А.М.Соловьева и учебник А.А.Дейнеки «Учитесь рисовать» (1961) О.Г.Максимов пишет, что тогда «впервые начинают выявляться профессиональные признаки и методы преподавания, преследующие определенные цели: воспитание художника-станковиста или графика и формирование архитектора. До этого различия подготовки архитекторов и художников по дис-циплинам изобразительного цикла практически не наблюдалось» и «преследуя одни и те же цели, основываясь на одних и тех же принципах, авторы пособий исповедуют различные методы. Выявление основной тональной формы провозглашается с одной стороны и выявление линейно-конструктивной основы - с другой»34. Но все же в этих пособиях господствует точка зрения, идущая от общеобразовательного (академического) рисунка, характерная тем, что рисовальщик, овладевший умениями и навыками в рисовании с натуры сложных пластических объемов, как, например, голова и фигура человека, считается достаточно подготовленным для любого специального вида рисования. Фактически, хотя и признается, что в воспитании художника-живописца или графика и в формировании архитектора должны быть различия — эта разница не определена.
Реорганизация преподавания рисования в ЛИГИ Н.А.Тырсой (1924-1940). Воспитание целостного видения
Научная разработка новых форм и методов в образовании сталкивается с необходимостью знания истории методов преподавания, анализа педагогического процесса и его научно-теоретического обоснования.
В Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете был накоплен богатый теоретический и практический материал, разработаны и разрабатываются продуктивные педагогические идеи и концепции.
В специальных литературных источниках не было предпринято комплексного исследования теории и практики художественного образования архитектора на базе ЛИГИ - СПбГАСУ, также не проводился анализ педаго-гической деятельности Н.А.Тырсы в ЛИГИ. В существующей монографии о жизни и творчестве Н.А.Тырсы упоминается тот факт, что он работал и заведовал кафедрой рисунка и живописи в ЛИГИ, несмотря на то, что преподаванию непосредственно в ЛИГИ он посвятил 17 лет с 1924 по 1941 годы. В 1929 году Н.А.Тырса пересмотрел и улучшил учебную программу, которую с небольшими изменениями продолжали выполнять до 1948 года.
Тырсе-художнику посвящено монографическое исследование Б.Д.Суриса69. Оно складывается из нескольких частей, которые иллюстрируют картину жизни художника, знакомят с его мыслями об искусстве, рисуют его человеческий облик. Основу книги составляет исследование творческой деятельности Н.А.Тырсы. Статьи и выступления, напечатанные в монографии, чаще посвящены большим, общим проблемам, нежели вопросам частным и узкопрофессиональным. А рассматривает Н.А.Тырса в своих выступлениях и вопросы художественного образования, и детского изобразительного творчества, и эстетическое воспитание масс, и организация производства товаров народного потребления и т. д.
Родился Н.А.Тырса 27 апреля (10 мая) 1887 года. Детство его проходило на Кавказе, на побережье Азовского моря. Первые навыки в области рисования он получил в Кубанском Александровском реальном училище в Екате-ринодаре (1897-1905). После окончания реального училища будущий художник отправился в Петербург и сдал экзамены в Высшее художественное училище при Академии художеств. По настоянию родных он поступил не на живописное, а на архитектурное отделение как сулящее более солидную профессию. «Результаты компромисса не замедлили сказаться. Занятия его не удовлетворяли, он томился необходимостью тратить время и силы на ... дисциплины, не имеющие прямого касательства к желанному искусству» и «в конце концов [он] бросил Академию, не делая попытки ее закончить» .
Образованию архитекторов конца XIX - начала XX вв. в Академии художеств посвящены исследования А.А.Гавричкова. В учебно-методическом пособии «Методика обучения рисунку и графическим дисциплинам на архитектурном факультете Академии художеств второй половины XIX - начала XX веков» он пишет, что некоторые студенты-архитекторы середины XIX века великолепно рисовали не только гипсы, но и на равных конкурировали с живописцами при рисовании с обнаженной натуры. В начале же XX века разрыв между рисунками живописцев и архитекторов был, весьма ощутим, т. к. в определенные моменты рисование с обнаженной натуры не было обязательным для архитекторов. В собрании отдела рисунков Музея Академии Художеств представлено много натурных работ и среди них лишь отдельные листы с рисунками обнаженной натуры, т. к. редко работы архитекторов начала XX века причислялись к лучшему первому разряду и в фонды их работы не попадали. Противоположная ситуация сложилась по отношению к рисованию с гипсов у живописцев. Для них это был лишь подготовительный этап при переходе к работе с обнаженной натуры. Далее следует самое интересное, А.А.Гавричков пишет, что «тем не менее, в собрании музея Академии художеств есть несколько рисунков с гипсов очень сильных рисовальщиков начала XX века, таких как Н. Тырса». На основании взятого рисунка Н.А.Тырсы (объект «Венера Милосская») и аналогичного рисунка студента-архитектора Е.Катонина ведется сравнительный анализ уровня мастерства в рисовании с гипсов ряда архитекторов с живописцем. У Е.Катонина (архитектора) чувствуется стремление сделать «правильно», т. е. следовать академическим канонам: верно «взять» основные пропорции, увязать общее и детали, возможно более правильно выявить объем. У Н.А.Тырсы (живописца): раскованная композиция, попытка придать рисунку черты индивидуального прочтения натуры, активный ракурс, мастерское использование графического материала (уголь), умелое использование резинки, протирая ею места наибольшего света, он добивается нужного ему звучания, контраста светотени. А.А.Гавричков делает вывод: «уже перечисленные качества говорят о том, что мы имеем дело с несколько иным подходом к рисованию гипсов, чем тот, который демонстрировали будущие зодчие этого периода: там стремление грамотно «передать» натуру, здесь — попытка опоэтизировать увиденное. Эта разница, с нашей точки зрения, заложена в самой специфике профессий». Уважаемый А.А.Гавричков в данном случае ошибся, сравнивая работу архитектора с произведением архитектора же и делая выводы в пользу Н.А.Тырсы как живописца.
Причины и результаты работы по созданию методики рисунка для строительного вуза (1940-1950-е гг.)
Исследовательская работа по созданию современной теории дисциплины рисунка и живописи и методики их преподавания в строительных вузах началась в 1945-1950 годах. Основные цели и задачи этой работы в следующем. Во-первых, собрать необходимый изобразительный материал для подготовки и создания новой программы по рисунку и живописи для архитектурной специальности. Во-вторых, данные, которые должны были быть получены в ходе этой работы, необходимо было использовать как базовый материал для подготовки методических разработок в соответствии с курсовыми заданиями по программе изобразительных дисциплин. И, третье, участвуя в данной работе, преподаватели кафедры рисунка имели возможность ежегодно творчески работать, не разобщено, а в определенном тематическом направлении, что положительно влияет на глубокое понимание специализации в системе обучения архитектурного факультета.
Над изданием пособий по отдельным вопросам теоретических основ и практики рисунка и живописи трудился весь состав кафедры. В 1946 году на заседании кафедры рисунка, живописи и скульптуры постановили, что в план работы кафедры (тогда пятилетний) должен быть включен план каждого преподавателя с определением характера и объема научно-исследовательских работ.
Анализ исследований преподавателей кафедры рисунка, живописи и скульптуры Ленинградского института гражданских инженеров под руководством Н.Л.Подбересского106 (руководил кафедрой с 1938 по 1953 год) показал, что у каждого участника этой программы имелось свое направление в области теоретических разработок. Также создавались свои произведения в области архитектурного пейзажа и в других жанрах - портрет, натюрморт, интерьер, скульптура, что соответствует всей тематике изобразительной грамоты программы обучения на архитектурном факультете.
Методика обучения студентов, разработанная кафедрой рисунка, живописи и скульптуры являлась системой, которая была апробирована на практике художественного обучения и воспитания студентов в Ленинградском институте Гражданских инженеров.
Общие тенденции в период заведования кафедрой Н.Л.Подбересским: 1. Стремление научного обоснования теории и методики преподавания рисунка и живописи. 2. Издание статей по методике, методических записок, а также воспоминаний о прошедших годах (сделал только Н.Л.Подбересский - воспоминания о том, как проходили занятия до революции и в период руководства кафедрой Н.А.Тырсой). 3. Попытка организовать музей по образцу Академии Художеств. С этой целью закупать в Русском музее, а также с художественных выставок работы современных художников. Образовать галерею портретов русских и иностранных художников. Организовать галерею портретов умерших преподавателей кафедры. Все вышеуказанные портреты должны быть художественного исполнения. 4. Организация литографской мастерской (впервые упоминается в 1948 году107). В 1949 году Н.Л.Подбересский пишет докладную записку, в которой обосновывает необходимость иметь отдельное помещение с «литографским станком и всеми принадлежностями для печатания литографий»108. В первом осеннем семестре 1954 года были закончены строительные работы литограф ской мастерской. «От общего рисовального зала было выделено помещение 34,2м2, выходящее во внутренний двор института, поставлена перегородка, установлена раковина в соседнем помещении и пробита стена, соединяющая оба помещения, установлен деревянный стеллаж для хранения литографских камней, завезен и смонтирован литографский станок, установлен офортный станок» . 5. Разработан план расширения рисовальных классов. По проекту, сделанному Н.А.Подбересским, предполагалось построить в 2-х рисовальных классах амфитеатры, создать музей графики и акварелей, офортов на дополнительной площади. 6. Издание альбомов с репродукциями студенческих работ. 7. Создание альбома по методике преподавания рисунка, живописи и скульптуры, состоящего из фотоснимков с лучших работ студентов ЛИСИ. В 1940 году Институтом были изданы два иллюстрированных каталога выставок - студенческой и преподавательской и в 1957 году каталог выставки, организованной в связи с проведением очередной XV научной конференции профессорско-преподавательского состава. 8. Для постоянного упражнения в рисунке организованы еженедельные занятия для педагогов — 8 часов в неделю (наброски и натура), и дополнительные студентов — 4 часа в неделю.
О положительных изменениях в период заведования кафедрой Н.Л.Подбересским свидетельствует А.А.Оль: «Когда я вспоминаю то время, когда мы здесь учились, т. е. 1901-1904 годы, как мы рисовали и как нас учили, так я могу со всей ответственностью сказать, что то, что делается сейчас, не имеет ничего общего с тем, что делалось тогда. Если нам давали на рубль, то теперь студентам дают на пятьдесят рублей. Количество труда, затрачиваемого педагогами теперь, нельзя сравнивать с тем, что было в наши времена. Бывало, приходил Берзин или Дитрих, подсаживались к нам, немного поправляли и уходили...
Анализ результатов педагогического процесса в СПбГАСУ
В настоящий момент в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете под влиянием художника-педагога Н.П. Пятахина окончательно оформилась продуманная концепция в области методики изобразительного искусства. Слова его ученика, искусствоведа А.М.Муратова, написанные им в монографии о художнике, педагоге и теоретике искусства С.К.Зарянко, можно всецело отнести к самому Н.П.Пятахину: «художник рационалистического характера, работавший не «нутром», а разумом»160. Авторский метод Н.П.Пятахина можно назвать универсальным, т. к. он может быть интегрирован в программы по рисунку художественных и педагогических вузов, готовящих художников-педагогов.
Дает представление о современной методике рисунка в СПбГАСУ диссертационное исследование Е.А.Черной161. Свое исследование она строит на отдельном учебном задании - изображение широкоугольной перспективы (панорамы) и под углом зрения личного педагогического опыта, отчего оказываются нераскрытыми некоторые существенные вопросы. Узость темы не дает возможность всесторонне анализировать наработки кафедры по другим дает возможность всесторонне анализировать наработки кафедры по другим направлениям - изображение многопланового интерьера, городского пейзажа, натюрморта, взаимосвязи дисциплины «Рисунок» с программами по живописи.
Теоретические выступления Н.П.Пятахина в основном известны «самому узкому кругу, которому и были адресованы» - научные конференции Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Сложность представляет восприятие теории оторванной от практики. Изложение теории предполагает индивидуальное ее прочтение, т. к. каждый педагог находит свои пути в ее применении, в умении объяснять эти принципы своим ученикам и в итоге отыскивает свой индивидуальный метод преподавания.
Отдельные методические указания по разделам: изображение многопланового интерьера, городского пейзажа, натюрморта, выполненные членами кафедры в разные годы представляют очевидный интерес. В них обосновывается теория и методика изобразительного искусства, отличная от академических программ по рисунку и методики других архитектурно-строительных вузов, в которых основные задания взяты из традиционных программ.
На архитектурном факультете СПбГАСУ написаны методические рекомендации по рисунку черепа и фигуре человека (1981), по рисунку и живописи городского пейзажа (1984), по пластической композиции на модульной основе (1987), по изобразительной композиции (1994), по изображению многопланового интерьера (1998), авторы которых Н.П.Пятахин, А.М.Булдаков, И.Г.Нахимов, Г.Е.Русанов, А.В.Ланин не одно десятилетие преподают рисунок и живопись на факультете. Цель этих работ - изложить основные сведения о технических приемах графики и живописи, ознакомить студентов с основами композиции, способствовать развитию изобразительной логики, умению рисовать и компоновать без натуры, посредством рисунка выражать и
Обучение на архитектурном факультете в СПбГАСУ начинается с подготовительных курсов по дисциплинам «Композиция» и «Рисунок». Студентами становятся учащиеся курсов, выполнившие экзаменационное задание с соблюдением требований, предъявляемых поступающим по данным дисциплинам.
Контингент абитуриентов можно разделить на три категории: 1. имеющие хорошую подготовку по рисунку (учащиеся и выпускники Санкт-Петербургского государственного академического художественного лицея им Б.В.Иогансона Российской академии художеств; художественно-эстетического лицея № 190 на базе Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии; из иногородних - Челябинского художественного училища и т. п.); 2. имеющие среднюю или слабую подготовку по рисунку (учащиеся художественных школ и художественных классов при общеобразовательных школах); 3. не имеющие подготовки по рисунку.
Подготовительные курсы являются важным этапом подготовки абитуриентов к обучению на архитектурном факультете, так как, выполняемые задания имеют логическое продолжение в учебном процессе в классах рисунка и на пленере у студентов с I по V курс. В большинстве учащимися подготовительных курсов являются выпускники художественных школ и художественных классов при общеобразовательных школах, ориентирующих своих выпускников на обучение в архитектурных и художественных вузах. Абитуриенты приходят уже с багажом знаний, умений и навыков, поэтому заслуживают отдельного исследования общие недостатки их художественной подготовки: - желание «строить» геометрические формы вне тона; - рисование каждого предмета отдельно; - тонирование (раскрашивание) по отдельности плоскостей геометрических фигур; - срисовывание ракурса (отдельно для каждого предмета); - накладывание штриха только в диагональном направлении (отсутствие предметного штриха: вертикального, горизонтального и по форме); - сильное раскрытие плоскости стола относительно линии горизонта; - заваливание вертикальных линий; - неумение ориентироваться на плоскости листа; - работа над рисунком ведется только в центре листа, и остаются незаполненными углы формата.