Содержание к диссертации
Введение. 2
Глава 1. Научно-методические основы процесса освоения
методических принципов работы над академическими
рисунками. 15
1.1. Некоторые теоретические сведения об использовании
методических принципов в учебном рисовании и преподавании
академического рисунка. 15
1.2. Краткий очерк исторических сведений о путях формирования и
становления методических принципов преподавания рисунка в 29
высшей художественной школе. Глава 2. Научно-теоретическое обоснование проблемы
активизации процесса освоения методических принципов
работы над академическими рисунками. 62
2Л. Данные психолого-педагогических исследований активизации
процесса обучения академическому рисунку. 62
2.2. Использование данных различных наук в целях активизации
процесса освоения методических принципов учебного рисования. 76
Глава 3. Выявление оптимальных условий активизации учебной
деятельности студентов в процессе экспериментальной
работы по освоению методических принципов учебного
рисования. 87
3 Л. Констатирующий эксперимент. 87
-
Поисковый эксперимент. 102
-
Формирующий эксперимент. 116 Заключение. 140 Литература. 145 Приложения. 158
Введение к работе
Проблема исследован щ^уе^ктущьнрсть.
В обществе всегда существует потребность в людях с глубоко развитым чувством прекрасного, умением образно мыслить, с творческим отношением к делу. Ответственность за решение этих задач во многом лежит на учителях изобразительного искусства. В связи с этим особое значение приобретает их профессиональная подготовка. Качество такой подготовки зависит от того, как поставлен процесс обучения на художественно-графических факультетах в педагогических вузах, К числу профилирующей учебной дисциплине на художественно-графическом факультете относится академический рисунок. Его освоение связано с рядом методических принципов, обязательных для обеспечения профессионально-художественного характера обучения студентов.
В подготовке учителя изобразительного искусства обучение рисунку имеет решающее значение. Рассматривая рисунок как основу изобразительного искусства, курс академического рисования ставит своей задачей научить правильно наблюдать, познавать и изображать предметы окружающей нас действительности. Задача усвоения основных методов и принципов изображения трехмерной объемной формы на плоскости является главным требованием на начальных этапах обучения рисунку на художественно-графическом факультете. Студентам необходимо твердо усвоить методы передачи объемной формы средствами рисунка, методические принципы выполнения рисунков. Наше исследование посвящено совершенствованию подготовки учителей изобразительного искусства по одному из наиболее важных вопросов в деле успешного обучения рисунку: освоения методических принципов в процессе работы над академическими рисунками.
Методические принципы работы над учебным рисунком выработаны в процессе многолетней деятельности различных художественных учебных заведений в России и за рубежом. Выдающиеся мастера изобразительного искусства всегда стремились теоретически обобщить опыт своей работы, научно обосновать те или иные положения практики. Большой вклад в решение практических и методических вопросов, связанных с обучением рисунку внесли Л.Б. Альберти, Г. Гольбейн младший, А Дюрер, братья Дютои, Леонардо да Винчи, Ченнино Ченнини. Значительное внимание методам преподавания рисунка в Российской Академии художеств второй половины - конца XVIII века уделяли А.П. Лосенко, Г.И. Угрюмов, В.К. Шебуев, А.Е. Егоров, А. Иванов. Они впервые в рамках художественных учебных заведений использовали научный подход и строгие методические принципы в преподавании рисунка. В период их деятельности Российская Академия художеств достигла больших успехов.
С конца XIX века стали уделять серьезное внимание не только теоретическим положениям учебного рисунка, но и принципиальным практическим вопросам методики обучения и организации учебного процесса. Огромный вклад в развитие теории и методики преподавания рисунка был сделан ШХ Чистяковым (136) и Д.Н. Кардовским (53, 54), и целой плеядой русских художников-педагогов, чей опыт не утратил своего значения до настоящего времени.
Позднее развиваются психологические исследования по проблемам изобразительной деятельности: Л.С. Выготский (24, 25), Е.И. Игнатьев (48, 49), В.И. Кириенко (55), B.C. Кузин (61, 62, 65), П.Н. Якобсон (144) и др. Методическая наука все основательнее базируется на теоретических и практических основах и достижениях, выработанных реалистической художественной школой, на научных данных психологии и физиологии. Это нашло отражение в трудах ряда ученых-методистов: О.А. Авсиян (1), Е.С. Алексеева (2), Н.Н. Анисимов (5), А.Г. Антонов (6) А. Барщ (9), Г.В. Беда (11), M.A. Бернштейн (ІЗ), Д.Н. Кардовский (53, 54, 99), К.Н. Корнилов (99), B.C. Кузин (64), Медведев Л.Г. (81, 82) Н.Н. Ростовцев (107, 111), A.M. Соловьев (121), Г.Б. Смирнов (120, 121, 122), А.Е. Терентьев (128), А.А. Унковский (133), Т.Я. Шпикалова (141), В.Н. Яковлев (99) и др.
За многие годы в отечественной художественной школе сложилось обоснованное задачами учебного рисунка и практикой его проведения мнение о профессиональных основах подготовки студентов по рисунку, выработались определенные задачи и методы обучения, накопился значительный опыт в освоении методических принципов учебного рисования. Однако наблюдение за процессом выполнения учебных рисунков студентами, анализ готовых рисунков показывает, что основополагающие методические принципы такие как принцип последовательности работы над рисунком, выполнение рисунка от общего к частному, от главного к второстепенному, принцип конструктивного анализа формы в рисунке, принцип рисования симметричными парными формами и др. значительной частью студентов не соблюдаются, имеет место вялотекущий процесс как восприятия и осмысления натуры, так и практической работы над рисунком. В результате снижается роль важных методических принципов учебного рисования, снижается качество работ студентов, качество и основательность обучения. В отдельных звеньях методики обучения рисунку наступает ослабление, ряд рабочих процессов при выполнении рисунков, не приведенных в должную систему, упускаются педагогами и студентами из виду. На наш взгляд, в настоящее время в практике подготовки учителей изобразительного искусства недостаточно обеспечивается должный уровень четкого освоения методических принципов работы над академическим рисунком.
В последние годы проблему методических принципов работы над академическим рисунком затрагивали под разными углами зрения такие художники-педагоги, как В.Г. Волков (21), М.Х. Данашев (37), В.И. Дени- сенко (38), В.П. Зинченко (47), А.И. Иконников (51), А.Я. Козляков (56), Е.Ф. Кузнецов (66), В.К. Лебедко (69, 70), Ю.И. Найда (89), В.М. Непомнящий (90), В.Е. Нестеренко (91), Ю.В. Новоселов (92), А.Л. Павловский (96), Ю.И. Преображенский (100), Н.Н. Ростовцев (108, ПО), А.Е. Теренть-ев (129), и др. Разработка наиболее эффективных методов обучения рисунку и создание благоприятных условий для формирования творческой личности является постоянным объектом пристального изучения педагогической наукой. Со временем приобретается новый методический опыт, развиваются психология, методика, педагогика, философия и другие науки. Появляется новый материал и необходимость в поисках и апробации новых, более соответствующих требованиям времени средств и методов обучения.
Говоря об активизации процесса обучения, которая может заметно содействовать прочному освоению принципиальных методических подходов по рисунку, следует отметить, что средством такой активизации могут служить формы и методы проведения занятий, способствующие целенаправленной эффективной работе студентов, их заинтересованного отношения к ней. Для этого нужны четкое понимание задач работы над рисунком, знание методических принципов, точная система организации внутренней структуры занятий, определенный порядок их проведения, постоянная нацеленность на решение методических проблем и их реализации в практической учебной работе. В последнее время все большее значение приобретает такой принцип обучения, когда особое внимание уделяется активным методам проведения занятий, являющих такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают к усиленной мыслительной активности, к проявлению творческого подхода в учебной деятельности. В этом отношении представляют интерес исследования, связанные с активизацией учебной деятельности студентов, проведенные художниками-педагогами Н.А, Алимасовой (3), А,И. Бондаревой (16), А.К. Жаксыберге- новым (42), А.Я. Козляковым (56), Е.Ф. Кузнецовым (66), Ю.И. Преобра- щ женским (100) и др. В ряде теоретических и методических работ В.К. Ле- бедко (68), Н.Н. Ростовцева (109), А.Е Терентьева (109, 128, 130) и др. в целях активизации учебного процесса показана необходимость проведения занятий, включающих рисование по памяти, представлению. В диссертационном исследовании Д.П. Псурцева (101) получил дальнейшее развитие методический принцип углубленного изучения изображаемой натуры с помощью рисования с различных точек зрения и выполнения дополнительных зарисовок. Одни исследователи видят пути активизации в повышении роли самостоятельной работы студентов в системе домашних заданий: В.В. Боос (17), другие воспитание самостоятельности студентов предлагают через чтение книг по искусству и учебных пособий по рисованию: В.А. Подчеваров (98), Н.Н. Ростовцев (106, 107). Некоторые находят средства повышения активности студентов в системном психолого-педагогическом учебно-воспитательном воздействии на различные стороны личности рисующих в методах обучения зависящих от индивидуальных психологических особенностей личности, например, А.В. Свешников (116).
Большинство исследователей сходится на мнении, что на качество обучения рисунку влияют не столько отдельные разрозненные средства и методы обучения, сколько комплексная система педагогического воздей ствия. Здесь могут быть: наглядность и ее регулярное применение, про блемные средства активизации, целенаправленная организация натурных постановок, в ряде случаев проводимая совместно со студентами, коллек тивные обсуждения рисунков, словесные установки преподавателя, зада ния по выполненному рисунку вылепить скульптурный этюд, а также дру гие эффективные приемы обучения. Еще недостаточно изучен вопрос ак тивизации деятельности органов чувств и осмысливания изобразительных т действий. Так, например, целесообразно применять мысленное рисование, что требует активной работы восприятия, воображения, памяти и создает т благоприятные условия для освоения методических принципов учебного рисования, поэтому в нашем исследовании принцип осмысливания графических действий нашел дальнейшее развитие как средство активизации учебного процесса по рисунку.
Обращение многих исследователей к проблемному обучению в рисунке во многом способствует развитию творческих способностей студентов. Но в этих исследованиях не уделено должного внимания методическим принципам учебного рисования на начальных этапах обучения, когда закладываются основы профессиональной грамоты. Следует отметить, что в методической литературе отражен определенный опыт по совершенствованию методики обучения студентов некоторым важным методическим принципам учебного рисования. Это прежде всего учебные пособия по рисунку (5, 11, 99, 122, 128), но в них этот вопрос рассматривается кратко. В научных исследованиях большей частью внимание уделено разработке приемов, активизирующих познавательную деятельность в процессе учебного рисования. На практике применение разработанных приемов и рекомендаций требует существенной подготовительной работы со студентами.
Некоторые стороны исследуемой нами проблемы находили свое отражение в трудах по психологии и педагогике В.П. Беспалько (14), Л.С. Выготского (25), Н-Ф. Добрынина (41), AJB. Запорожца (44, 45), В.П. Зин-ченко и Н.Ю. Вергилеса (46), Б.Б. Коссова (57), А.И. Красило и А.П. Нов-городцевой (59), М.И. A.M. Матюшкина (80), Э. Стоунса (123), и др. По вопросам физиологии зрения и его психологическим аспектам важные данные содержаться в работах В.Д Глезера (31), Е.И. Игнатьева (48, 49), B.C. Кузина (65), Л.И. Леушина (75), А.И. Миракян ($6), В.И. Страхова (124) и др.
Большинство авторов считает, что процесс активизации обучения Г связан с осознанным подходом к учению, с соблюдением последователь- ности выполняемого учебного задания. Между тем, наблюдения показы- * вают, что не только на первых курсах, но и на старших можно видеть ма- лоосмысленное срисовывание внешнего вида натуры с несоблюдением важного методического принципа «от общего к частному». Студенты не столько осмысленно строят форму в рисунке, сколько пассивно переносят увиденные очертания и тональные пятна натуры на бумагу. Поэтому постановка проблемы активизации процесса освоения методических принципов работы над академическими рисунками вызвано большой актуальностью ее для практики обучения на художественно-графическом факультете, для профессионально-художественного развития студентов.
В процессе освоения художественной грамоты важны все задачи, все стадии и виды работы, начиная с рисования простых геометрических тел и заканчивая фигурой человека, однако в методическом отношении наиболее ответственным является начальный этап обучения, когда закладываются основы знаний и умений в области рисунка, профессионально-художественного восприятия натуры, рабочего мышления рисовальщика, формируются те знания, умения и навыки, которые способствуют достижению высокого исполнительского и методического мастерства.
Таким образом, актуальность исследования заключается в необходимости улучшения художественной и методической подготовки учителя изобразительного искусства, создания основательных предпосылок для более прочного освоения методических основ учебного рисунка.
Проблема исследования: каковы наиболее эффективные условия активизации процесса освоения методических принципов работы над академическим рисунком и способы реализации найденных методов повышения результативности учебной работы студентов?
Цель исследования: определить, научно и экспериментально обосно- вать эффективные пути и методы более глубокого и полного освоения ме- р тодических принципов работы над академическим рисунком.
Объектом исследования является учебная деятельность студентов на начальных этапах обучения академическому рисунку.
Предмет исследования составляет активизация процесса освоения методических принципов выполнения академических рисунков.
Гипотеза исследования: мы исходили из предположения о том, что процесс освоения методических принципов работы над академическими рисунками и их прочное закрепление в сознании и практической работе студентов будет более активным и продуктивным, если: - настойчиво осуществлять педагогическую ориентацию студентов на глубокое, прочное освоение методических принципов работы над ака демическими рисунками; - применять научно обоснованные, экспериментально проверенные ж методы проведения занятий академическим рисунком, которые активизи ровали бы процессы восприятия, памяти, мышления, исполнительских действий студентов; - использовать в преподавании академического рисунка систему дополнительных заданий, упражнений, которые неоднократно фиксирова ли бы внимание студентов на важных методических задачах, повторяли и закрепляли в сознании и практической работе студентов комплекс методи ческих принципов академического рисования, отдельно взятое методиче ское положение или этап выполнения рисунка.
В соответствии с проблемой, целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
Установить роль методических принципов работы над академическими рисунками в процессе преподавания учебного рисования.
Определить уровень освоения студентами методических принципов работы над академическими рисунками на начальных этапах обучения.
3. Выявить психологические основы активизации деятельности сту дентов в процессе учебного рисования.
Разработать методы активизации процесса освоения методических принципов выполнения академических рисунков.
Проверить эффективность использования полученных данных в процессе экспериментального обучения рисунку.
Методологическую основу исследования составляют законы диалектики, основные положения дидактики, наиболее связанные с процессом обучения рисованию и освоению его методической сущности, принципиальные положения методики обучения используемые в отечественной художественной школе.
Теоретической основой являются труды отечественных и зарубежных ученых, методистов и художников-педагогов реалистической художественной школы в области искусствознания, эстетики, психологии, педагогики, методики преподавания изобразительного искусства, в том числе рисунка.
Для реализации поставленной цели и решения задач использовались следующие методы: изучение и анализ литературы по методике преподавания рисунка, теории и истории искусства, философии и психологии искусства, по проблеме активизации процесса обучения; наблюдения за процессом учебного рисования студентов; анализ рисунков студентов; анкетирование студентов; беседы со студентами и преподавателями; проведение психолого-педагогического эксперимента на художественно-графическом факультете (педагогические установки, пробные и контрольные задания, дополнительные упражнения, срезы рисунков на разных этапах и т.д.).
Для решения поставленных задач работа велась поэтапно.
На первом этапе исследования (1995-1996 гг.) - проводился конста- тирующий эксперимент. Осуществлялись изучение и анализ литературы по проблеме исследования. Проводился анализ и обобщение опыта работы художественно-графических факультетов, делались выводы о состоянии рассматриваемой проблемы, определялись причины недостатков освоения методических принципов в работе над учебными рисунками. Имело место наблюдение за учебной деятельностью студентов, велись с ними беседы, собирались изобразительные материалы, проводилось анкетирование, изучался методический фонд на некоторых художественно-графических факультетах педвузов и в художественных училищах.
На втором этапе (1996-1997 гт.) - проводился поисковый эксперимент, целью которого были предварительные поиски, апробации средств, методов, видов учебной работы, использование найденных нами дополнительных учебных мероприятий, упражнений, занятий с целью более основательного и прочного освоения методических принципов. Эти виды учебной работы проводились с учетом задач подготовки будущих учителей изобразительного искусства. По ходу эксперимента мы вели записи, указывая задачи, содержание, методы проведения экспериментальной работы, записывали фамилии студентов, оценивали результаты каждого задания, занятия, подводили итог эксперимента на разных этапах его проведения. Сравнивали результаты работы студентов в экспериментальной и контрольной группах, выводили средние данные в процентах.
На третьем этапе (1997-1998 гг.) - проводился формирующий экс перимент. Увеличивалось количество тренировочных рисунков, с целью закрепления в сознании студентов как отдельных методических принци пов, так и разных этапов выполнения рисунка. Задания сопровождались кратким подведением итогов, делались выводы, в которых излагалось, что способно положительно влиять на процесс освоения студентами методиче- ь ских принципов. В результате сформировался положительный опыт и по- лученные сведения были систематизированы и представлены в виде системы дополнительных упражнений, заданий, видов работы, которые, как показал эксперимент, обеспечивают положительное решение проблемы исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что: обоснована, научно и экспериментально подтверждена роль методических принципов работы над академическими рисунками как основы специального художественного обучения студентов художественно-графических факультетов; выявлены психологические основы активизации процесса освоения методических принципов учебного рисования; разработаны и научно обоснованы формы и методы проведения занятий, включающие в себя: дополнительные упражнения с целью закрепления знаний методических принципов по этапам работы над рисунком и комплекс методических принципов академического рисования в целом, введены упражнения связанные с предварительным осмысливанием изобразительных действий рисующих; разработана экспериментальная программа обучения студентов академическому рисунку на 1-2 курсах.
Практическая значимость исследования состоит в разработке дополнительных заданий, упражнений, направленных на совершенствование работы со студентами по освоению методических принципов выполнения академических рисунков; определении условий, необходимых для прочного освоения основ художественной грамоты по рисунку; разработке программы по рисунку на начальных этапах обучения студентов, включающей в себя комплекс тренировочных упражнений. Полученные результаты исследования и выводы могут быть использованы в учебном процессе по рисунку в интересах повышения эффективности подготовки учителей изо- бразительного искусства, при разработке учебных программ и пособий, служить материалом для дальнейшей научно-практической работы.
Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на результаты современных исследований по философии, психологии, педагогике, методике преподавания изобразительного искусства, использованием комплекса методов теоретического и эмпирического исследования, сравнительным анализом разнообразных источников информации, с последующей проверкой эффективности предложенных форм и методов проведения занятий, экспериментальным подтверждением основных положений исследования; анализом полученных исходных и конечных результатов исследования.
Апробация и внедрение^езультатрв исследования. Предложенные нами формы и методы проведения учебных занятий, виды учебной работы со студентами, направленные на активное и более прочное освоение студентами методических принципов выполнения академических рисунков прошли экспериментальную апробацию на художественно-графическом факультете МГТГУ. Некоторые результаты диссертационного исследования были опубликованы в статьях, сообщены в докладах на научных конференциях (март 1998 г.) и обсуждены на ученом совете факультета (декабрь 1997 г., октябрь 1998 г.). Материалы диссертации в течение двух лет эффективно используются автором и некоторыми педагогами на практических занятиях по рисунку.
Основные положения[^выносимые на защиту: \. Основательное, целенаправленное, прочное освоение студентами методических принципов учебного рисования и постоянное их применение на практике обеспечит профессиональный уровень художественной подготовки учителей изобразительного искусства.
2. Успешное освоение студентами методических принципов академического рисунка должно быть связано с систематической работой по развитию и формированию у студентов художественного восприятия натуры и рисунка, развитию профессионально-художественного мышления, воспитанию активного отношения к работе.
3. Формы и методы проведения занятий, включающие в себя: дополнительные упражнения, которые неоднократно фиксируют внимание студентов на важных методических задачах, повторяют и закрепляют в сознании и практической работе студентов комплекс методических принципов академического рисования, отдельно взятое методическое положение или этап выполнения рисунка; упражнения, связанные с предварительным осмысливанием изобразительных действий; задания, рассчитанные на развитие речевых способностей студентов; контрольные меры по освоению и использованию методических принципов в учебном рисовании.
4. Предложенные формы и методы проведения занятий содействует более активному освоению студентами методических принципов работы над академическими рисунками, закладывая более прочные основы худо жественной грамоты по рисунку.
Структура диссертации. Специфика обозначенного объекта изучения, а также особенности поставленных задач определили структуру диссертационной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (145 наименований) и приложений (4). В работе приводятся таблицы, графики и диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы. В приложение вошли фотокопии студенческих работ, выполненных в ходе педагогического исследования.