Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организационно-педагогические условия воспитания этнотолерантности школьников столичного мегаполиса Ушакова Валентина Григорьевна

Организационно-педагогические условия воспитания этнотолерантности школьников столичного мегаполиса
<
Организационно-педагогические условия воспитания этнотолерантности школьников столичного мегаполиса Организационно-педагогические условия воспитания этнотолерантности школьников столичного мегаполиса Организационно-педагогические условия воспитания этнотолерантности школьников столичного мегаполиса Организационно-педагогические условия воспитания этнотолерантности школьников столичного мегаполиса Организационно-педагогические условия воспитания этнотолерантности школьников столичного мегаполиса Организационно-педагогические условия воспитания этнотолерантности школьников столичного мегаполиса Организационно-педагогические условия воспитания этнотолерантности школьников столичного мегаполиса Организационно-педагогические условия воспитания этнотолерантности школьников столичного мегаполиса Организационно-педагогические условия воспитания этнотолерантности школьников столичного мегаполиса
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ушакова Валентина Григорьевна. Организационно-педагогические условия воспитания этнотолерантности школьников столичного мегаполиса : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 2006 160 с. РГБ ОД, 61:06-13/1233

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы исследования проблемы воспитания этнотолерантности школьников

1.1 Феноменология этнотолерантности: междисциплинарный контекст 17

1.2 Сущность этнотолерантности школьников современного мегаполиса 36

1.3 Социально-педагогический анализ отечественного и зарубежного 55

опыта формирования культуры межнациональных отношений учащейся молодежи

Выводы по первой главе 73

Глава II. Проектирование и реализация модели воспитания этнотолерантности школьников в условиях столичного мегаполиса

2.1 Обоснование социально-педагогической модели воспитания этнотолерантности школьников

2.2 Содержательно-технологический базис реализации модели воспитания этнотолерантности школьников столичного мегаполиса

2.3 Анализ результатов реализации социально-педагогической модели 111

воспитания этнотолерантности школьников столичного мегаполиса

Выводы по второй главе 131

Заключение 138

Введение к работе

Сегодня мировое сообщество осознало необходимость толерантности как нормы межгосударственных, межнациональных и межличностных отношений. Первое десятилетие XXI века провозглашено ООН «Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты» (2001-2010 г). Коренные изменения политической и социально-экономической ситуации в России, происшедшие в последнее десятилетие, повлекли за собой изменения в сознании и поведении людей, в требованиях, которые предъявляет общество к современному человеку. В связи с этим одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом и системой образования, является создание необходимых социально-педагогических условий для воспитания толерантности личности. «Воспитание - это функция общества, независимо от того, регулируется оно государством или осуществляется «свободно». Поэтому за пороки воспитания нужно возлагать ответственность на все общество», - Платон.

Столица России - Москва - это сегодня огромный мегаполис, в котором проживают представители 160 национальностей, и в жизни этого сообщества, как в зеркале, отражается весь спектр сложностей, конфликтов, мировых проблем межэтнических отношений. Согласно прогнозам специалистов, в перспективе будет сохраняться тенденция к увеличению численности нерусскоязычного населения Москвы. В силу этого Москва может стать уникальным центром по созданию модели интернационального содружества народов мира, основанного на принципах культуры мира и толерантности. Одним из эффективных путей создания такой модели является система этнотолерантного воспитания подрастающего поколения. Международный форум мэров городов-столиц Европы и деятелей культуры, науки и общественной жизни «За культуру мира и диалог этнокультур в третьем тысячелетии» (Москва, 1999), проходивший под патронажем Генерального директора ЮНЕСКО г-на Ф. Майора и мэра Москвы Ю.М. Лужкова, в своих

документах признал ценность этнокультурного многообразия. В решении форума, в частности, было записано следующее: «Любая этнокультура представляет собой неоценимое богатство, которое расширяет возможности для всестороннего развития человека, позволяет ему черпать силы в своем прошлом, усваивать элементы других культур. Все этнокультуры составляют единое целое в общем наследии человечества; культурная самобытность народов обновляется и обогащается в результате контактов с традициями и ценностями других народов; культура - это диалог, обмен мнениями и опытом, постижение других ценностей и традиций; в изоляции она увядает и погибает. Необходимо признать равенство в достоинстве всех этнокультур и право каждого народа и каждого культурного сообщества утверждать, сохранять свою культурную самобытность и обеспечивать ее уважение».

Проблема воспитания у подрастающего поколения культуры межнационального общения, основанной на принципе этнической толерантности, оказывается в центре внимания ученых различных направлений и научных школ. В науке накоплен достаточный потенциал для решения теоретических и практических задач, связанных с проблемой этнотолерантного воспитания школьников. Разработана общая теория толерантности в условиях глобализации и роста полиэтничности общества (труды отечественных ученых - С.К. Бондыревой, А.Н. Ермоленко, Е.С. Каменева, Д.В. Колесова, В.А. Лекторского, B.C. Малахова, Ю.П. Платонова, В.А. Тишкова и др.; зарубежных - М. Валзера, Е. Геллнера, Ж. Дюби, Ф-О. Радтке, Ч. Тэйлора, К. Цюрхера, К. Ясперса и др.). Различные аспекты проблемы формирования этнической идентичности, культуры межнациональных отношений рассмотрены в трудах отечественных ученых - А.Г. Здравомыслова, В.В. Кочеткова, Н.М. Лебедевой, Т.Г. Стефаненко, О.Л. Романовой, А.Н. Ямскова и др.; зарубежных ученых - Т. Адорно, Дж. Берри, С. Бочнера, Н. Миллера, Ж. Пиаже, Н. Шерифа.

Проблема воспитания этнотолерантности подрастающего поколения нашла отражение в исследованиях большого числа зарубежных ученых, в

частности, глубокий анализ межнациональных взаимоотношений школьников с учетом их этнической принадлежности представлен в трудах Р.Ф. Бенедикт, А. Кардинера, Дж. Окамуры, Б-Э. Риэрдон, Э. Холла и др.; основные тенденции модернизации школьного образования, учитывающие этнокультурные ценности и формы общения представителей различных народностей многонациональных государств, были выявлены Р.Д. Албертом, Г. Триандисом, Г. Хофстедом, М. Фишером и др.

В работах Е. Геллнера, В.А. Лекторского, Е.А. Найденовой, В.А. Тишкова, М.Г. Тайчинова, Ч. Тэйлора, В.В. Шалина и др. межэтническая толерантность рассматривается как необходимое условие выживания человечества в условиях глобализации современного мира, анализируется идеология и политика мультикультурализма, даются общие рекомендации по формированию толерантного сознания в российском обществе (в том числе в системе образования). А.С. Жулева, А.В. Нестеренко, М.Ю. Новицкая, В.В. Пименов ставят вопрос о необходимости введения в систему школьного образования курса народоведения, однако строят его на различных методологических основах. В исследованиях И.Л. Бим, И.А. Зимней, Р.П. Мильруд, З.Н. Никитенко, Е.И. Пассова, В.И. Скалкина и др. рассматривается педагогический потенциал лингвистического образования школьников в сфере воспитания культуры межнационального общения.

Однако до настоящего времени недостаточно уделялось внимания комплексному изучению потенциала различных учреждений инфраструктуры этнокультурного образования школьников столичного мегаполиса (школ с этнокультурным компонентом, центров национальной культуры, центров культуры мира и толерантности и др.) в сфере воспитания этнотолерантности. Актуальность исследования определяется также и усилением общего внимания к личности современного школьника как к субъекту процесса социального воспитания в многонациональном социуме. Анализ практической деятельности учебных заведений столичного мегаполиса показал, что, несмотря на понимание значимости проблемы, в общеобразовательных школах,

учреждениях дополнительного образования, центрах внешкольной работы по месту жительства и др. пока слабо реализуются идеи поликультурного образования, не уделяется достаточного внимания работе по воспитанию этнической толерантности у детей.

Несмотря на интенсивность исследований, проблема воспитания этнотолерантности школьников в условиях современного столичного мегаполиса остается актуальной. Во многом это обусловлено рядом противоречий:

между наличием определенного опыта различных образовательных учреждений (школ, центров внешкольной работы, центров культуры мира и толерантности, учреждений дополнительного образования и др.) в сфере формирования культуры межнациональных отношений школьников, - и отсутствием его научного осмысления;

между необходимостью освоения школьниками знаний, умений и навыков в области межэтнического общения - и отсутствием в российской школе воспитательной системы, формирующей такие компетенции;

между необходимостью адаптации учащихся к современным реалиям поликультурного российского общества и романтизацией советского прошлого в учебных пособиях по народоведению для общеобразовательных учреждений, трансляцией неадекватного сегодняшнему дню образа российских народов;

между необходимостью развития у школьников мотивации к изучению этнокультур и оторванностью учебно-воспитательного процесса школы от реальной поликультурной жизни современного мира;

между усложнением современных условий функционирования общеобразовательной школы в полинациональном мегаполисе - и относительно медленным внедрением новых форм, технологий и методов работы различных специалистов по формированию основ этнотолерантности школьников.

Выявленные противоречия позволили констатировать наличие проблемы: каковы организационно-педагогические условия воспитания

этнотолерантности школьников на основе учета конкретных полиэтнических, административно-правовых, демографических особенностей столичного мегаполиса? Научная и практическая значимость решения данной проблемы определили выбор темы исследования: «Организационно-педагогические условия воспитания этнотолерантности школьников столичного мегаполиса».

Объект исследования: функционирование инфраструктуры учреждений этнокультурного образования школьников в условиях столичного мегаполиса.

Предмет исследования: воспитание этнотолерантности школьников в поликультурном социуме столичного мегаполиса.

Цель: обоснование организационно-педагогических условий воспитания этнотолерантности школьников и их экспериментальная апробация в реальных условиях жизнедеятельности учреждений инфраструктуры этнокультурного образования школьников города Москвы.

Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что эффективность процесса воспитания этнотолерантности школьников столичного мегаполиса повысится, если:

• создана городская многоуровневая вариативная система этнокультурного школьного образования;

• развивается городская инфраструктура учреждений дополнительного образования, этнокультурных образовательных центров, центров культуры мира и толерантности, реализующих комплексные программы формирования толерантной личности;

• специалистами различных учреждений инфраструктуры социального воспитания активизируется педагогический потенциал семьи в сфере формирования этнической толернатности;

• реализуются организационно-педагогические условия воспитания этнотолерантности школьников (направленность учебно-воспитательного процесса школы на формирование этнического самосознания и этнотолерантности; активизация деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы школы по реализации специальных

программ формирования этнотолерантного поведения; используется социально-педагогический потенциал этнографических музеев в сфере воспитания этнотолерантности; создается система различных форм повышения квалификации педагогов по проблемам воспитания этнотолерантности; установлено продуктивное взаимодействие ведущих ученых в области воспитания этнотолерантности и педагогов-практиков);

• обеспечивается интеграция усилий всего городского сообщества (специалистов школы, учреждений дополнительного образования, общественных, религиозных организаций, семьи, правоохранительных органов, средств массовой информации и др.) в непрерывном процессе формирования этнотолерантной личности;

• осуществляется систематическая нормативно-правовая, психолого-педагогическая, этическая экспертиза эффективности программ и методик, направленных на формирование этнотолерантности школьников, определяются пути и условия дальнейшего их совершенствования.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой перед исследованием стояли следующие задачи:

• уточнить содержательное наполнение понятия «этническая толерантность личности», сущность и содержание процесса воспитания этнотолерантности учащихся столичного мегаполиса в контексте современной модернизации школьного образования;

• на основе анализа и систематизации отечественного и зарубежного опыта определить основные подходы к формированию этнотолерантности школьников;

• выявить специфику учебно-воспитательного процесса школ с этнокультурным компонентом, учреждений дополнительного образования в сфере воспитания этнотолерантности подрастающего поколения;

• разработать социально-педагогическую модель воспитания этнотолерантности школьников в условиях столичного мегаполиса;

• разработать содержательно-технологическое обеспечение процесса

воспитания этнотолерантности школьников столичного мегаполиса и экспериментально проверить его эффективность.

Теоретико-методологическую основу исследования составили

философские положения об определяющей роли социокультурной микросреды в процессе становления личности; идеи системного, гуманистического, культурологического подходов к социализации личности; теория деятельностного опосредования социально-психологического развития личности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, А.Г.Асмолов, А.А.Бодалев, В.П.Зинченко, И.С.Кон, С.Л.Рубинштейн и др.). Научной базой исследования явились: антрополого-педагогические идеи Н.А.Добролюбова, К.Д.Ушинского и др.; концептуальные положения этнопсихологии, разработанные Л.Н. Гумилевым, Ю.П. Платоновым, Дж. Фрезером и др.; работы по проблемам поликультурного образования (Г.Д. Дмитриев, Д.И. Латышина, М.Г. Тайчинов, Р.З. Хайруллин, Э. Холл и др.). Предметом особого изучения стали: труды ученых в области гуманизации целостного педагогического процесса (Б.З. Вульфов, О.С. Газман, И.И. Зарецкая, Л.И. Новикова, В.А. Поляков, В.А.Сухомлинский, В.А. Сластенин и др.); работы по проблемам социального воспитания на основе комплексного, системного, культурологического подхода (Е.В. Бондаревская, И.Д. Демакова, В.А. Караковский, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, Т.И. Шамова и др.).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: теоретические — анализ философской, социологической, этнологической, психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, изучение нормативно-правовых документов, моделирование; констатирующие - изучение и обобщение опыта работы педагогов различных учреждений образования школьников столичного мегаполиса в сфере формирования этнотолерантности; теоретико-методический и психолого-педагогический анализ содержания программ по народоведению, программ воспитательной интернациональной работы; экспериментальные наблюдение, в том числе включенное, беседы, анкетирование, тестирование; контент-анализ, метод экспертной оценки; формирующий педагогический эксперимент и качественный вероятностно-статистический анализ его результатов.

Исследование проводилось на базе 23 общеобразовательных школ с этнокультурным компонентом города Москвы (№141 САО, №157 САО, №167 С АО, № 184 САО, №225 САО, № 1812 САО, №514 ЮОА, №540 ЮАО, №729 ЮАО, №1311 ЮЗАО, №1086 ЮЗАО, №1110 ЮЗ АО, №624 ЮВАО, №1148 ЮВАО, №1186 ЮВОА, №1247 ЦАО, №1621 ЦОА, №1650 ЦАО, №1680 ЦАО, №1842 ЦАО, №1871 ЦАО, №1197 ЗАО, №1542 ЗАО); 5 учреждений дополнительного образования города Москвы (Московский городской дворец творчества детей и юношества; Дворец творчества детей и молодежи ВАО, Дворец творчества детей и молодежи «Замоскворечье» ЦАО; Детско-юношеский досуговый центр «Восточное Дегунино»; УДО Детско-юношеский центр русской культуры «Преображенское»); 10 Центров национальной культуры (Армянский культурно-образовательный центр, Азербайджанский культурно-образовательный центр, Грузинский культурно-образовательный центр, Дагестанский культурно-образовательный центр, Еврейский культурно-образовательный центр, Литовский культурно-образовательный центр, Корейский культурно-образовательный центр, Татарский культурно-образовательный центр, Украинский культурно-образовательный центр, Центр цыганской национальной культуры и развития народных ремесел); Московского дома национальностей; Московского центра культуры мира и толерантности. На различных этапах работы (с 1996 по 2006 гг.) исследованием было охвачено более 3000 учащихся и их семей; более 200 различных специалистов школ (учителей, воспитателей ГПД, социальных педагогов, практических психологов, педагогов дополнительного образования и др.); более 320 слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров по программе «Педагогика межнационального общения», более 50 специалистов культурно-национальных центров.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1996-1997 гг.) - изучение и теоретическое осмысление проблемы исследования. На данном этапе осуществлялся анализ философской, социологической, правовой, этнологической, психологической, педагогической отечественной и зарубежной литературы, диссертационных исследований по рассматриваемой проблеме, изучение опыта отечественных и зарубежных общеобразовательных учреждений в области формирования этнотолерантности подрастающего поколения. Проведенный анализ послужил базой для определения исходных позиций исследования, формирования понятийного аппарата, гипотезы, задач, методологии и методов исследования.

Второй этап (1998-2004 гг.). Осуществлялась реализация методики и техники исследования, проводилась опытно-экспериментальная работа, уточнялись, корректировались отдельные психолого-педагогические и содержательно-методические стороны процесса воспитания этнотолератности школьников в различных типах учреждений системы этнокультурного образования столичного мегаполиса.

Третий этап (2005-2006 гг.) был посвящен анализу и обобщению результатов экспериментальной работы, интерпретации полученных материалов, выявлению теоретических и практических результатов исследования, разработке практических рекомендаций и их внедрению в воспитательно-образовательный процесс школ, учреждений дополнительного образования города Москвы, проведению отсроченного контроля за участниками экспериментальной работы, оформлению диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

• конкретизирована социально-педагогическая сущность понятия «этнотолерантность личности», специфика процесса воспитания этнотолерантности школьников в современных условиях столичного мегаполиса;

• выявлена специфика учебно-воспитательного процесса школ с

этнокультурным компонентом по реализации комплексных программ формирования этнотолерантности учащихся;

• исследованы социально-педагогические потенциалы (мотивационный, информационно-познавательный, эмоционально-коммуникативный, деятельностный) поликультурного воспитательного пространства учреждения дополнительного образования в сфере формирования этнотолерантной личности;

• раскрыты сущностные характеристики компонентов модели воспитания этнотолерантности школьников столичного мегаполиса (нормативно-правового, функционально-целевого; организационно-структурного, проблемно-содержательного, деятельностно-технологического; критериально-оценочного);

• определены этапы (базовый, содержательно-информационный, операциональный, рефлексивный), принципы (ситуативности; личностной ориентированности; педагогического моделирования; эмоционализации; креативности; пропедевтичности), организационно-педагогические условия, технологические основы процесса воспитания этнотолерантности школьников столичного мегаполиса;

• выявлены с учетом современных социально-педагогических тенденций особенности профессионального взаимодействия специалистов школы, учреждений дополнительного образования и семьи в сфере воспитания этнотолерантной личности;

• выделены и реализованы направления активизации профессионально-творческого роста специалистов школы, учреждения дополнительного образования в сфере этнопедагогики, технологий воспитания толерантности несовершеннолетних;

• теоретически обоснован и экспериментально апробирован содержательно-технологический аппарат реализации разработанной модели воспитания этнотолерантности школьников в реальных условиях жизнедеятельности школ с этнокультурным компонентом, учреждений

дополнительного образования.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что внесен вклад в разработку теории социального воспитания школьников путем исследования проблемы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса школы с этнокультурным компонентом в сфере воспитания этнотолерантности; уточнено содержательное наполнение целей, задач, принципов функционирования поликультурного воспитательного пространства учреждения дополнительного образования; определены пути социального партнерства школы как открытой социально-педагогической системы и культурно-образовательных национальных центров в направлении формирования толерантной личности; выявлен комплекс нормативно-правовых, психолого-этических, социально-педагогических и духовно-нравственных факторов, влияющих на функционирование учреждений инфраструктуры этнокультурного образования столицы; определены объективные и субъективные показатели, характеризующие эффективность процесса воспитания этнотолерантности школьников.

Практическая значимость исследования заключается в следующем: содержащиеся в исследовании теоретические положения были апробированы в течение десяти лет в жизнедеятельности различных учреждений инфраструктуры этнокультурного образования столицы; теоретические положения, результаты исследования могут быть использованы студентами и преподавателями педагогических колледжей, вузов, как в учебной, так и практической деятельности, в процессе профессиональной подготовки и переподготовки специалистов различного профиля (учителей, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, практических психологов, воспитателей, учителей и др.), в системе курсов повышения их квалификации; разработанная примерная структура комплексной программы воспитания этнотолерантности школьников может быть использована для разработки программ социального воспитания различного уровня (регионального, муниципального, уровня образовательного учреждения).

Достоверность результатов исследования обеспечивается:

непротиворечивостью теоретико-методологических позиций,

методологической обоснованностью положений исследования, опирающихся на общепринятые законы, теории, идеи, принципы философии и педагогики; соответствием избранных методов цели, задачам и содержанию исследования; разнообразием привлеченных источников и использованием сравнительно-сопоставительного анализа; внедрением полученных результатов в практику работы общеобразовательных учреждений, результатами многолетней практической деятельности диссертанта; воспроизводимостью результатов исследования и их репрезентативностью, количественным и качественным анализом данных, полученных в ходе исследования.

Апробация результатов исследования. В диссертации представлен опыт многолетней деятельности автора в качестве учителя, директора общеобразовательной школы, начальника отдела международных, межрегиональных связей и национального образования Комитета образования города Москвы, директора Московского центра культуры мира и толерантности Московского дома национальностей Правительства Москвы. Основное содержание и результаты диссертационного исследования докладывалось и обсуждалось на коллегиях Комитета образования города Москвы, на ученых советах Института общего образования Минобразования РФ (2001-2005 гг.), ежегодных августовских педагогических конференциях «Тенденции и проблемы развития учреждений национального образования г. Москвы» (1995 -2005 гг.), международных, всероссийских научно-практических конференциях «Национальное образование в современном мире» (Москва, 1999 г.), «Культура мира - объединяющий фактор развития общества» (Москва, 2004 г.), «Состояние и тенденции межнациональных отношений этнодемографического развития населения столичного мегаполиса» (Москва, 2004 г.), «Образование как интегративный фактор цивилизационного развития» (Казань, 2005) и др., педагогических советах и методических объединениях специалистов образовательных учреждений Москвы ежегодно в течение 1995-2005 гг.

Диссертация выполнена в рамках реализации: Федеральной целевой программой «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе» (2001-2005 гг.); постановлений Правительства Москвы по реализации программы Модернизация Московского образования «Столичное образование-3», решения Коллегии Московского комитета образования от 28.02.2002 г. №4/2 «О состоянии и перспективах развития учреждений, реализующих этнокультурный компонент образования»; постановления Правительства Москвы «О среднесрочной городской целевой программе «Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002-2005гг) ; постановления Правительства Москвы «О среднесрочной городской целевой программе «Москва многонациональная: формирование атмосферы межэтнической солидарности в столичном мегаполисе (2005-2007 годы).

Положения, выносимые на защиту:

1. Этнотолерантность - интегральное личностное образование, детерминирующее индивидуально-своеобразные способы взаимодействия человека с представителями различных этнокультур, реализующее внутреннюю установку на принятие «Я другого». Этнотолерантность личности предполагает наличие позитивного образа иной этнокультуры при сформированности позитивной этнической самоидентичности.

2. Высокий уровень этнотолерантности современного выпускника школы столичного мегаполиса характеризуется: наличием подлинного интереса к национально своеобразным условиям жизни, труда, взаимоотношений представителей различных этнических общностей; знанием норм и правил, которые регулируют взаимоотношения представителей разных этнических общностей, способностью выработать их применительно к конкретным обстоятельствам ситуации межэтнической коммуникации с учетом взаимных интересов сторон; соблюдением сложившихся положительных форм межнационального общения; готовностью спокойно и разумно воспринимать

настороженное и даже негативное отношение со стороны людей других национальностей, а также искать (и находить) возможности для достижения взаимопонимания с ними; уверенностью в том, что правильное понимание этнопсихологических особенностей субъектов межнационального общения всегда оставляет возможность для ориентации в трудных (конфликтных) ситуациях, хотя бы за счет продуктивных контактов с теми представителями народности, кто более всего предрасположены к взаимодействию; правильными социально ориентированными реакциями на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей; способностью противостоять антиподам культуры межнационального общения — национальной ограниченности и замкнутости, национальной предвзятости и неприязни, национальному эгоизму и этноцентризму; наличием этнопсихологической гибкости, предполагающей, с одной стороны, способность эффективно адаптироваться к традициям, привычкам, образу мышления, стилю поведения представителей иных этнических общностей и сохранение уважения к ценностям собственного народа — с другой; потребностью и умением утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества.

3. В социально-педагогической модели воспитания этнотолерантности школьников столичного мегаполиса представлены следующие компоненты: нормативно-правовой, функционально-целевой; организационно-структурный, проблемно-содержательный, деятельностно-технологический, критериально-оценочный. Процесс реализации разработанной модели в условиях общеобразовательной школы, учреждения дополнительного образования, центра национальной культуры, центра внешкольной работы по месту жительства, центра культуры мира и толерантности позволяет: осуществлять воспитание этнотолерантности с учетом интересов и потребностей каждого ребенка, опираясь на индивидуальные качества его личности; прогностически ориентировать детей на характер их социальных отношений в полинациональном сообществе в будущем.

Феноменология этнотолерантности: междисциплинарный контекст

По своей актуальности проблема этнотолерантности считается одной из самых важных и сложных в современной науке. Понятие «этническая толерантность» не имеет общепринятого унифицированного толкования, характеризуется многозначностью и неоднородностью содержательного состава. Вопрос о содержательном наполнении понятия «этническая толерантность» становится все более актуальным как для современной науки, так и для каждого государства и мирового сообщества в целом. Повышенный интерес к этой проблеме, по мнению A.M. Кондакова, связан с тем, что мы являемся свидетелями практически непрерывных межнациональных конфликтов, роста национального экстремизма, ксенофобии, фанатизма; в повседневной коммуникации, средствах массовой информации, образовательных системах доминирующими являются оценочные, однообразные суждения, склонность к применению крайних мер [61].

До второй половины XX века в научной литературе термин «толерантность» - от латинского tolerantia - «способность переносить, выдерживать» [142, с. 13], «терпение» [137, с. 8], встречался не часто.

В немецком языке глагол «терпеть» и существительное «терпимость» -это слова разного происхождения. Причем понятие терпимость в этом языке употребляется только для характеристики отношений человека к человеку [27]. В английском языке глагол «терпеть» является синонимом «допускать» (другие точки зрения, мнения, позиции и т.п.). Он не употребляется в случаях, связанных с испытанием чего-либо (например, боли), безропотным подчинением чему-либо (терпеть оскорбления). Говоря о терпимости как о свойстве человеческой личности, англичане употребляют прилагательное tolerant, что свидетельствует о том, что необходимо различать слова «терпимый» и «терпеливый». В русском языке аналогом слова толерантность является существительное терпимость, которое означает умение человека без вражды, миролюбиво относится к чужому мнению, характеру и т.п. [28].

История, культурология, философия, политология, социология, медицина, психология, этнология, педагогика и другие науки раскрывают отдельные специфические стороны понятия «толерантность». Рассмотрим основные подходы вышеназванных наук к трактовке категории «толерантность».

В «Словаре античности» отмечается, что «проблема толерантности возникла ещё в античные времена и стояла наиболее остро там, где народы с различными вероисповеданиями были вынуждены жить вместе в пределах великих империй (империя Александра Македонского и диадохов). Так, Антиох IV Эпифан, будучи приверженцем греческой культуры и пытаясь насаждать её во всех своих владениях, однажды посвятил иудейский храм Зевсу Олимпийскому, что привело к восстанию Маккавеев. В Римской империи власти терпимо относились ко всем вероисповеданиям, в том числе и к иудаизму» [117, с.481].

В медицине рассматриваются два вида толерантности: иммунологическая толерантность - утрата или ослабление способности организма к иммунному ответу на данный антиген в результате предшествующего контакта с тем же антигеном; в психофармакологии толерантность понимается, как способность переносить воздействия определённых лекарств или ядов без развития соответствующего терапевтического или токсического эффектов. В более широком смысле говорят о терапевтической толерантности в неподдающихся лечению случаях психических заболеваний [119, с. 36].

Наиболее общий взгляд на понятие толерантность представлен в философии. Понимая толерантность как терпимое отношение к чужим мнениям, поведению, вере и т.п., русский философ А.И. Ильин считает, что «в традициях русской Православной церкви всегда присутствовала высокая толерантность по отношению к людям другой веры. Российское государство создавалось как традиционно многоконфессиональное. В нём исторически сложился опыт толерантного отношения к свободе совести» [50, с. 38].

М.В. Золотухин в работе «Две концепции толерантности» определяет философский смысл толерантности в признании и учёте в деятельности многомерности общественного бытия. Толерантность, по мнению учёного, является, с одной стороны, нравственным принципом, регулирующим деятельность человека, формирующим особый тип мировоззрения, а с другой -это практический инструмент, позволяющий эффективно (успешно) разрешать противоречия и конфликты [48, с.24].

Обоснование социально-педагогической модели воспитания этнотолерантности школьников

На современном этапе развития российского общества, когда происходит смешение различных культур и национальностей, на первый план выходит проблема сохранения и органического развития каждого отдельного этноса в условиях поликультурного пространства.

Большое внимание воспитанию у подрастающего поколения толерантности уделяется в документах, пособиях и образовательных программах ЮНЕСКО. В Декларации принципов толерантности подчеркивается: «Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и поощрять стремления к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях».

В сентябре 2001 г. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)». Принятая в соответствии с декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995) данная программа направлена на «формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения». Там, где речь идет о человеческом сознании, ценностных ориентациях, морали и поведении, безусловно, в числе решающих факторов выдвигается образование. Когда сегодняшние дети придут к власти, они должны быть вооружены пониманием ценностей ненасилия, толерантности, приоритетности уважения прав и свобод человека и т.д.

Б.С. Гершунский указывает, что именно сфера образования способна активно и целенаправленно формировать менталитет толерантности [35]. Данной точки зрения придерживается и академик В.А. Тишков, выдвинувший идею педагогики толерантности, которая должна транслироваться через сферу образования, культуры и политики. Ученый отмечает, что «в системе школьного и высшего образования, а также в повестке гуманитарных исследований должны присутствовать исторические экскурсы и оценки примеров вражды, нетерпимости в мире: школьники и студенты должны знать историю и географию геноцидов, расовых и этнических конфликтов, религиозных войн и сегрегации. Однако недопустимы гипертрофированные, обретающие сакральную форму интерпретации судьбы только собственного народа или группы как жертвы и страдальца в результате действий других народов. Такая односторонняя проекция вызывает нетерпимость и вражду, ограничивает установки на этнокультурные взаимодействия» [136, с. 68].

Многонациональность столицы увеличивается с каждым годом. Необходимость культурно-языковой адаптации мигрантов, гармонизации межэтнических отношений стоит здесь особенно остро. Данная проблематика находит отражение в последовательно реализуемых программах «Столичное образование». В настоящее время (2005 г.) реализуется четвертая программа.

Многонациональный состав населения Москвы может явиться фактором, как дестабилизации, так и улучшения общественно-политической обстановки, включая социально-политическую и культурную консолидацию. Толерантные межнациональные отношения в городском сообществе - важный фактор формирования сбалансированности политики городских органов власти, ставящих во главу угла благосостояние каждого человека, обеспечение экономических, социальных и гражданских прав москвичей, независимо от их национальностей.

Содержательно-технологический базис реализации модели воспитания этнотолерантности школьников столичного мегаполиса

Наиболее эффективно, на наш взгляд, задачи формирования толерантной личности могут быть решены в полиэтнической общеобразовательной школе с поликультурной направленностью обучения. Такая школа обладает большими возможностями для создания условий, обеспечивающих психологический комфорт детей всех национальностей. Здесь учащиеся могут в полном объеме получить знания, необходимые для формирования осознанно-толерантного отношения к инонациональным культурам. Решению данной задачи служит разработанная при участии диссертанта в 1998 году концепция «Поликультурное образование в многонациональной школе в условиях мегаполиса». Так, согласно образовательной программе, разработанной и реализуемой в полиэтнической поликультурной школе, обучение направлено на достижение следующих целей: обеспечение высокого уровня образования учащихся, соответствующего требованиям государственных образовательных стандартов среднего полного образования; обеспечение поликультурного образования учащихся; приобщение детей к языку, литературе, истории своего этносоциума, направленное на сохранение национальных культур народов России; гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих ценностей; формирование культуры межнациональных отношений учащихся в полиэтническом коллективе; формирование всесторонне образованной, высоконравственной, свободной личности, осознающей себя как часть своего этноса и как члена мирового сообщества равноправных народов.

Эффективность работы по реализации заявленных задач во многом зависит от определенной подготовленности учителя к работе с полиэтническим контингентом учащихся. Знание этнопсихологии, национальных традиций, особенностей этикета обязательно для правильной организации воспитательной работы в многонациональном коллективе обучаемых. Умение найти верный подход к каждому ученику, проявление уважения к национальным этическим нормам не только способствуют сохранению психологического комфорта учащихся, но и служат примером для подражания, учат школьников нормам поведения в полиэтническом коллективе. Соответствующей подготовке учителей, думается, надо уделить особое внимание уже в педагогических вузах.

В «Концепции содержания образования московских школ с этнокультурным компонентом. Приложение к решению коллегии Московского департамента образования от 9.12.1994г. №22.» сказано, что учебники и учебные пособия этнокультурного цикла учреждение может получать из республик и стран - носителей языка на договорных началах. Также для преподавания предметов этого цикла могут привлекаться зарубежные специалисты в соответствии с установленным порядком. Особое внимание уделяется этноконфессиональному аспекту. Несмотря на то, что во многих учреждениях религия рассматривается как стержневая основа культуры (формирующая уклад жизни семьи, народа, государства), преподавание религоведческих дисциплин рекомендуется осуществлять только в соответствии со статьей 9 Закона РФ «О свободе вероисповеданий» факультативно, по желанию граждан [62].

Много проблем возникает с учебниками и образовательными программами этнокультурного компонента, поскольку по ряду причин невозможно использовать только те, что доставляются из бывших союзных республик:

во-первых, в республиках дети погружены в естественную языковую среду, то есть свободно общаются на родном языке в повседневной жизни, а московские «русскоязычные» школьники с «нерусским» самосознанием не имеют такой возможности. Более того, часто не только они, но и их родители не владеют родным языком, хотя и желают его знать. Другие учащиеся (например, мигранты), наоборот, хорошо знают родной язык, но абсолютно не владеют русским. Таким образом, в рамках одного учреждения необходим разноуровневый подход в обучении;

во-вторых, содержание должно адаптировать детей к жизни в России, а зарубежные учебники не ставят таких задач. В союзных республиках запрещено использовать российские учебники без экспертизы. Подобную процедуру желательно проводить и у нас.

Похожие диссертации на Организационно-педагогические условия воспитания этнотолерантности школьников столичного мегаполиса