Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы обучения креативному письму на иностранном языке
1.1. Проблема творчества и креативности в психолого-педагогической литературе 15
1.2. Обучение иноязычной речевой деятельности как творческому процессу 29
1.3. Проблема обучения креативному письму в языковом вузе 43
Выводы по первой главе 62
Глава II. Методика обучения студентов третьего курса языкового вуза креативному письму на иностранном языке
П. 1. Модель обучения студентов третьего курса языкового вуза креативному письму на иностранном языке 65
II.2. Эвристические приёмы обучения креативному письму 76
II.3. Система упражнений для обучения креативному письму 90
П.4. Экспериментальная проверка эффективности разработанной методики обучения креативному письму 106
Выводы по второй главе 127
Заключение 129
Библиографический список 133
- Обучение иноязычной речевой деятельности как творческому процессу
- Проблема обучения креативному письму в языковом вузе
- Эвристические приёмы обучения креативному письму
- Экспериментальная проверка эффективности разработанной методики обучения креативному письму
Введение к работе
Актуальность исследования. Научные исследования в области методики обучения иностранным языкам (И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Г.А. Китайгородская, Р. П. Мильруд, А. А. Миролюбов, О. Г. Оберемко, Е. И. Пассов, В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова, С. Г. Тер-Минасова, А. Н. Шамов, В. П. Фурманова, И. И. Халеева и др.) свидетельствуют об устойчивой тенденции включения коммуникативного, когнитивного и ценностного аспектов в определение целей обучения иностранным языкам в подготовке специалистов XXI века.
Организация преподавания иностранного языка в языковом вузе сегодня предполагает учет не только коммуникативных, но и познавательных способностей студентов, которые непосредственно влияют на их эмоционально-оценочное отношение к содержанию обучения, мотивацию к овладению иной лингвокультурой, стимулируют гармоничное развитие личности, способствуют повышению её творческого потенциала.
Основной целью обучения иностранному языку в языковом вузе является подготовка творческих специалистов, свободно владеющих иностранным языком как в устной, так и письменной формах его функционирования.
Из-за долгого отсутствия социального заказа на овладение иноязычным письмом вопросы обучения письменной речи на иностранном языке представляются наименее исследованными. Между тем, в современном мультилингвальном, поликультурном и информационно-компьютерном мире письменная речь приобретает все большее значение. «В условиях глобализации, когда мир не знает границ, а коммуникация становится формой конкуренции, невладение письменной формой общения делает субъект неконкурентоспособным, обрекая его на социальную изоляцию» [Мазунова, 2005].
Письменная речь, представляя собой сложную аналитико-синтетическую деятельность, обладает огромным воспитательно-развивающим потенциалом, который, к сожалению, не нашел ещё должного использования в практике обучения иностранным языкам. Все вышесказанное свидетельствует о необходимости обращения сегодня к вопросам обучения иноязычной письменной речи как методическим проблемам. Особое место среди них занимает проблема обучения иноязычной творческой письменной речи в языковом вузе.
Проведенные в последние годы методические исследования показывают, что творческая письменная речь - понятие достаточно широкое и может включать различные виды письменной речи: изложения с элементами сочинения, сочинения в различных композиционно-речевых формах, рефлексивное письмо (авторское эссе, передовая статья), тематическое письмо (интервью, отчет, сообщения), личное письмо (журнал,
дневник, воспоминание), деловое письмо (деловое письмо, заявление, резюме), креативное письмо (сказка, короткий рассказ, басня, стихотворение и др.). Однако в отечественной методике в обучение творческой письменной речи включаются, как правило, изложения с элементами сочинения, три вида сочинений (сочинение-описание, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение) и письма делового и личного характера, что не вызывает особого интереса у обучаемых и выполняется ими формально. Практика обучения показывает, что традиционные творческие письменные работы даже студентов языковых вузов не в полной мере отвечают характеристикам творческого письменного высказывания: они невыразительны в языковом отношении, неоригинальны по содержанию, носят в основном компилятивный характер и не оказывают эмоционального воздействия на читателя.
Все выше сказанное свидетельствует о недостаточной эффективности методики обучения творческой письменной речи на иностранном языке и требует её совершенствования. Одним из путей совершенствования методики обучения иноязычной творческой письменной речи может быть включение в её содержание креативного письма. Отечественные исследователи считают, что в задачи лингвистических вузов не входит обучение креативному письму, что эта задача специальных литературных вузов, с чем мы не можем согласиться.
Обучение креативному письму подразумевает обучение созданию художественных текстов различных жанров. Не следует требовать от студентов языковых вузов настоящих произведений, которые пишут профессиональные поэты и писатели, но овладеть навыками создания иноязычного художественного текста способен практически каждый студент. Впоследствии эти навыки студенты смогут перенести на осуществление иноязычной речевой деятельности не только в письменной форме, но и в устной.
Художественный текст представляет собой отражение процесса познания окружающего мира автором и познания себя как личности в этом мире. В процессе его создания у студентов появится возможность для самовыражения и самореализации, что так важно в студенческом возрасте. Кроме того, художественный текст не просто способ самовыражения, он составляет важную, естественную и необходимую сторону коммуникативной деятельности человека. Возможность самореализации и неисчерпаемое тематическое разнообразие художественных текстов вызовут большой интерес у студентов и позволят решить такую важную проблему в обучении иноязычной письменной речи, как отсутствие мотивации.
Художественный текст, как и всякий другой текст, обладает определёнными лингвистическими характеристиками, которыми студенты смогут овладеть в процессе его создания. Выразительность художественной речи будет побуждать студентов к поиску новых слов, к использованию
разных грамматических форм и синтаксических конструкций для точного выражения своих мыслей, что, в свою очередь, будет способствовать совершенствованию их коммуникативной компетенции.
Процесс создания художественного текста - творческий процесс, при осуществлении которого будут актуализироваться и развиваться творческие способности студентов. Как творческий продукт художественный текст обладает не только семантической, но и эстетической информацией, поэтому обучение созданию художественного текста будет способствовать эстетическому воспитанию студентов.
Таким образом, в процессе обучения креативному письму будет повышаться мотивация студентов к выполнению письменных работ на иностранном языке, реализовываться коммуникативный, воспитательный и развивающий потенциал письменной речи.
Изучение научной литературы по проблеме обучения письменной речи и практического опыта в области преподавания иностранных языков позволило выявить ряд противоречий между:
социальным заказом общества на подготовку квалифицированных специалистов, обладающих высоким творческим потенциалом, и недостаточным уровнем развития творческих способностей выпускников языковых вузов;
высоким образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом иноязычной письменной речи и недостаточным его исследованием и использованием в методике преподавания иностранных языков;
высоким уровнем программных требований, предъявляемых к развитию иноязычной письменной речи как вида речевой деятельности в специальных вузах, и сравнительно низким реальным уровнем владения письменной речью выпускниками.
На основе обозначенных противоречий становится очевидной проблема исследования: как и какими средствами обучать студентов третьего курса языкового вуза иноязычной письменной речи, чтобы в процессе обучения реализовывался её образовательный, воспитательный, развивающий и коммуникативный потенциал?
Актуальность и перспективность поставленной проблемы определили тему исследования: «Обучение студентов третьего курса языкового вуза креативному письму».
Цель исследования: обоснование и разработка методики обучения креативному письму студентов третьего курса языкового вуза на основе содержательно-смыслового подхода к обучению письменной речи.
Объект исследования: процесс обучения иноязычной письменной речи в языковом вузе.
Предмет исследования: методика обучения студентов третьего курса языкового вуза креативному письму.
Гипотеза исследования: обучение студентов третьего курса языкового вуза креативному письму будет эффективным, если:
оно организовано поэтапно (подготовительный, репродуктивно-продуктивный, продуктивный этапы);
использована специальная система упражнений в креативном письме, в основу которой положены эвристические приёмы познания объекта, выявления его основных признаков и эвристические приёмы преобразования объекта и создания нового объекта;
в систему упражнений включены специальные упражнения, направленные на развитие общетворческих способностей студентов: способность к анализу и синтезу, способность обнаруживать новые проблемы в традиционной ситуации, способность мыслить ассоциациями и способность генерировать большое количество идей.
Задачи исследования:
Провести анализ философских, педагогических и психологических исследований по * проблеме творчества, с целью выявления структуры творческой деятельности, определения характеристик креативной личности и психолого-педагогических условий её формирования.
Рассмотреть структуру речевой деятельности и сопоставить её со структурой творческой деятельности, чтобы организовать обучение креативному письму как творческой деятельности.
Выявить психолого-лингвистические особенности письменной речи и роль творческих способностей личности в осуществлении письменной речевой деятельности.
Построить модель обучения студентов третьего курса языкового вуза креативному письму.
Создать специальную систему упражнений в креативном письме на основе эвристических приёмов обучения.
Проверить эффективность разработанной методики в ходе экспериментального обучения.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: а) анализ лингвистической, методической, педагогической и психологической литературы по теме исследования; б) наблюдение за процессом обучения креативному письму; в) тестирование и анкетирование студентов третьего курса факультета иностранных языков; г) моделирование; д) методический эксперимент; е) качественно-количественная оценка полученных экспериментальных данных.
Методологической базой исследования являются: а) личностно-деятельностный подход в обучении иностранным языкам (И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, В. А. Сластенин); б) коммуникативный подход в обучении иностранным языкам (Н. В. Барышников, И. Л. Бим, В. А. Бухбиндер, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, П. Б. Гурвич, Б. А. Лапидус, Р. П. Мильруд, А. А. Миролюбов, О. Г. Оберемко,
Е. И. Пассов, О. Г, Поляков, Г. В. Рогова, В. В. Сафонова, В. Л. Скалкин, Е. Н. Соловова, В. П. Фурманова, А. Н. Шамов, С. Ф. Шатилов, В. Д. Шадриков. А. Н. Щукин); в) интегративный подход к обучению иноязычной письменной речи Л. К. Мазуновой.
Теоретической базой исследования выступают: а) теория речевой деятельности (П. П. Блонский, Н. И. Жинкин, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн); б) теория языковой личности (Г. И. Богин, Ю. Н. Караулов, И. И. Халеева, К. Н. Хитрик); в) теоретические исследования в области творчества (Г. С. Альтшуллер, В. И. Андреев, В. С. Библер, Н. Д. Богоявленская, Л. С. Выготский, П. П. Крамар, В. А. Крутецкий, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, А. Я. Пономарёв, С. Л. Рубинштейн, О. К. Тихомиров, А. Т. Шумилин).
Опытно-экспериментальной базой исследования выступили ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» и ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева». Всего в эксперименте приняли участие 65 студентов третьего курса факультетов иностранных языков и 3 преподавателя.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось с 2005 по 2009 гг.
Первый этап (2005-2007 гг.) - поисково-теоретический. Постановка и осмысление проблемы исследования, разработка научного понятийного аппарата исследования, определение цели и гипотезы исследования.
Второй этап (2007-2008 гг.) - теоретико-моделирующий. Разработка модели обучения студентов третьего курса языкового вуза креативному письму, определение показателей оценивания креативных письменных работ студентов, подготовка учебно-методического пособия, проведение разведывательного эксперимента.
Третий этап (2008-2009 гг.) - опытно-экспериментальный. Проведение опытно-экспериментального обучения, анализ и оценка его результатов. Оформление и редактирование текста диссертационного исследования.
Научная новизна исследования:
впервые обучение креативному письму в специальном вузе рассмотрено как методическая проблема, обоснована необходимость обучения креативному письму студентов языковых вузов для формирования письменноречевой компетенции и определена его роль в подготовке будущих специалистов;
разработана методика обучения студентов третьего курса языкового вуза креативному письму, система упражнений в креативном письме, построенная на основе эвристических приёмов;
определены показатели оценивания креативных письменных работ студентов, разработана диагностическая карта;
- обоснована эффективность использования разработанной методики не только для совершенствования умений письменной речи у студентов языковых вузов, но и для развития их творческих способностей.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит:
а) в разработке развёрнутого определения «креативное письмо» на основе
анализа научных трудов отечественных и зарубежных исследователей;
б) в научном обосновании необходимости использования содержательно-
смыслового подхода к обучению креативному письму, адаптированного к
условиям обучения студентов третьего курса языкового вуза; в) в разработке
модели обучения креативному письму на иностранном языке.
Практическая ценность исследования. Разработанное и апробированное автором пособие «Креативное письмо» может быть использовано в практике преподавания немецкого языка в школе и вузе. Результаты исследования могут использоваться также при создании других учебно-методических пособий для обучения креативному письму на иностранном языке, для проведения спецкурса, а также на лекциях и семинарах по методике обучения иностранному языку в специальном вузе.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры немецкого языка Мордовского государственного педагогического института им М. Е. Евсевьева (2005-2009), кафедры лингводидактики и методики обучения иностранным языкам Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова (2005-2009), представлены на международных научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы изучения и преподавания немецкого языка в современном поликультурном мире» (Ульяновск, 2009); «Язык в пространстве современной культуры» (Краснодар, 2009). Результаты работы нашли своё отражение в 7 печатных публикациях, одна из которых размещена в рецензируемом журнале, включённом в перечень ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.
Достоверность научных результатов исследования обеспечивается обоснованностью теоретических позиций; опорой на современные достижения методики преподавания иностранных языков; опытной проверкой теоретических положений; количественными и качественными показателями, полученными в ходе экспериментальной проверки, внедрением результатов исследования в практику.
Положения, выносимые на защиту:
1. В содержание обучения иноязычной творческой письменной речи включается обучение креативному письму, которое представляет собой творческую деятельность по порождению текста, содержащего в себе не только семантическую, но и эстетическую информацию, отражающую индивидуально-образное восприятие мира автором. Носителями эстетической информации являются специальные изобразительно-
выразительные средства и формальные элементы языка, включая графические средства. В рамках креативного письма осуществляется обучение созданию художественных текстов таких жанров как сказка, короткий рассказ, стихотворение.
2. Текст как продукт креативной письменной деятельности содержит
в себе наряду с лингвистическими характеристиками творческие. К
лингвистическим характеристикам относятся: содержательность,
композиционно-смысловая корректность, связность и цельность, языковая
корректность; к творческим - выразительность и оригинальность. Успех
осуществления креативной письменной речевой деятельности зависит не
только от уровня сформированное у студентов речевых навыков и умений,
но и от уровня развития их творческих способностей.
Обучение студентов третьего курса языкового вуза креативному письму осуществляется поэтапно и включает в себя подготовительный, репродуктивно-продуктивныи и продуктивный этапы. На подготовительном этапе у студентов формируются навыки осуществления письменной речевой деятельности как креативной, актуализируются и развиваются их творческие способности. На репродуктивно-продуктивном этапе обучения креативному письму у студентов развиваются аналитические умения и умения структурно-семантической и лингвистической реорганизации иноязычного креативного текста. На продуктивном этапе развиваются и совершенсгвуются умения продуцирования иноязычного креативного текста.
В процессе обучения студентов третьего курса языкового вуза креативному письму реализуется развивающий потенциал предмета «иностранный язык»: результат обучения креативному письму студентов выражается не только в сформированности у них умений письменной речи в разных её видах, но и в повышении уровня развития их творческих способностей, что обеспечивается специальной системой упражнений.
Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (200 источников, из них 45 -на иностранных языках) и 5 приложений. Кроме текстового материала работа иллюстрирована таблицами и рисунками.
Обучение иноязычной речевой деятельности как творческому процессу
Таким образом, творчество — это специфический вид человеческой деятельности, в процессе осуществления которой создаётся новый продукт и меняется сам субъект. Необходимыми условиями совершения творческой деятельности являются определённые социальные условия и наличия у субъекта специальных знаний, умений и творческих способностей.
Поскольку творчество является деятельностью, а успешность любой деятельности напрямую зависит от уровня развития специфических способ- Й ностей к ней, считаем целесообразным рассмотреть проблемы развития способностей к творческой деятельности.
Так, А. В. Петровский отмечает, что готовность личности к творческой деятельности зависит от развития определённых творческих способностей человека, которые, подлежат развитию [Петровский, 1986].
Таким образом, творческие способности могут рассматриваться с двух сторон: как потенциал личности, который необходим для осуществления творческой деятельности, с одной стороны," и как- потенциал, развивающийся в процессе этой деятельности.
Творческим потенциалом, согласно концепции А. М. Матюшкина, обладает большая часть психически здоровых людей, и он составляет основу психического развития, определяет темпы и направления развития. Творческий потенциал характеризуется [Матюшкин, 1985]: преобладанием познавательной мотивации; интенсивным проявлением исследовательской активности, которая имеет разнообразные формы и направления на постановку проблем и обнаружение нового; быстрым темпом психического развития с самых ранних возрастных этапов; открытием и познанием окружающего мира и себя в этом мире; высокой сензитивностью к новой информации; большим потенциалом непроизвольных когнитивных процессов; созданием оригинальных продуктов; способностью к прогнозированию и предвосхищению событий; способностью к созданию идеальных эталонов в эстетической, нравственной, интеллектуальных сферах; доминированием положительных эмоций, их тесной взаимосвязью с когнитивными процессами. Таким образом, гипотетически каждый здоровый человек обладает -творческим потенциалом, но уровень его развития зависит от его индивидуальных личностных характеристик и социальных условий, которые его окружают. Проблемой развития творческих способностей занимались многие отечественные и зарубежные исследователи: Н. Д. Богоявленская, Я. А. По- номарёв, А. М. Матюшкин, М. А. Холодная, Дж. Гилфорд, Э. Торренс и др. Теоретический анализ литературы, посвященной проблеме развития творческих способностей личности, показал, что существует ряд дискуссионных вопросов.
Одним из таких вопросов является терминология, используемая в психолого-педагогической литературе для обозначения творческих способностей.
Наряду с термином «творческие способности» исследователи наиболее часто употребляют такой термин, как «креативность». Слово «креативность» с английского языка переводится как «творческость» (созидатель-ность, способность к созданию чего-то нового).
Существует несколько подходов к определению «креативности». В личностном подходе креативность рассматривается как характеристика свойств личности, проявляющейся во всех видах её деятельности и её поведении (Е. П. Торренс, Р. Стернберг, А. Г. Маслоу и др.).
Так, например, А. Маслоу установил определённые личностные характеристики, типичные для творческих личностей: высокий уровень умственных способностей, языковой талант, беглость речи, импульсивность, независимость суждений, оригинальность, широта интересов, развитое эстетическое чувство и т.д. [Маслоу, 1997].
Второй подход предполагает рассмотрение креативности как особенности интеллекта или уровня мышления. (Д. Б. Богоявленская, А. В. Бруш-линский, О. К. Тихомиров и др.).
Так, Д. Б. Богоявленская характеризует креативность как «качественную определённость высшего уровня интеллектуальной активности» [Богоявленская, 2002: 17]. При этом она подчёркивает необходимость отличать подлинную креативность от «псевдокреативности» и «квазикреативности». Псевдокреативность, согласно автору, имеет признак новизны как следствие только нонконформизма и недостатка дисциплинированности, слепого неприятия того, что уже существует, или просто желания неожиданно поставить всё «с ног на голову». Такого вида новизна не имеет никакого отношения к креативности. Квазикреативность содержит некоторые элементы подлинной креативности, например, высокий уровень фантазии. Однако в этом случае возникает проблема связи квазикреативности с реальностью; это «креативность снов наяву, грёз или мечтаний» [Богоявленская, 2002].
Целый ряд отечественных и зарубежных психологов придерживается точки зрения на креативность, как на способность отказываться от стереотипных способов мышления, и связывают креативность с проявлением процесса дивергентного мышления (Дж. Гилфорд, М. А. Холодная).
Основоположником данной теории является Дж. Гилфорд, который считал операции дивергенции, преобразования и импликации основой креативности как общей творческой способности. Он выделил четыре параметра креативности: легкость продуцирования, оцениваемая через количество предложенных решений; гибкость, измеряемая количеством изменений, происходящих в категориях данных ответов; оригинальность или уникальность предложенных ответов; разработанность, оцениваемая на основе представленных в работе деталей.
Проблема обучения креативному письму в языковом вузе
Интегративный подход был разработан Л. К. Мазуновой как альтернатива формально-языковому и формально-структурному, а также зарубежному содержательно-смысловому подходу. Данный подход является стратегией овладения культурой иноязычного письма, выработанной в результате системного исследования «письма», что позволило автору рассматривать письмо как «самостоятельную систему высшего уровня сложности, характеризуемую собственной спецификой, собственными закономерностями развития и функционирования, собственными отношениями с каждым из базовых видов речевой деятельности - говорением, аудированием и чтением, как «системно-целостное» единство в своем реальном бытии (социум, культура, образование), во всей полноте конкретных форм существования» [Мазунова, 2005: 173]. Интегративный подход — это стратегия овладения культурой иноязычного письма в процессах опосредованного иноязычным текстом общения, осуществляемого в рамках методического текстового цикла «понимание-порождение-понимание» .
Особый интерес, в связи с целью настоящего исследования, представляет содержательно-смысловой подход к обучению письменной речи, который до сегодняшнего дня не нашёл применения в отечественной методике, но в зарубежной методике он пользуется большой популярностью. Концептуальную идею этого подхода мы берём за основу разрабатываемой методики обучения креативному письму в языковом вузе.
Содержательно-смысловой подход к обучению письменной речи подразумевает обучение порождению письменного высказывания как творческой деятельности. Он был разработан в Англии и с начала 1900 года использовался в журналистике, а с 1960 стал применяться для обучения письменной речи студентов вузов.
Основная идея этого подхода заключается в том, что процесс обучения письменной речи уподобляется творческому процессу писателя. Работа над текстом выглядит следующим образом: 1. выбор темы сочинения; 2. продуцирование первого варианта текста; 3. анализ и комментирование первого варианта текста; 4. продуцирование второго варианта текста; 5. анализ и комментирование второго варианта текста; 6. обсуждение и оценка конечного варианта текста. Центральная роль в процессе порождения письменного высказывания отводится пишущему - «ключевой фигуре в производстве мысли» [Мазуно-ва, 2005]. Преподаватель помогает лишь при выборе темы, сборе необходимой информации и редактировании. Созданный текст рассматривается как вторичное явление, первичным же является искомый смысл, который важно вербально отобразить. Главная роль в этом подходе отводится речепорождению: генерации и организации идей и их воплощению в письменной форме.
В качестве достоинств указанного подхода методисты выделяют: доминирование элемента креативности; субъекто-субъектое взаимодействие обучающего и обучаемых; признание важности этапа редактирования и включение его в структуру процесса обучения письменной речи; толерантное отношение к формально-языковым погрешностям в тексте [Мазунова, 2005].
Следует отметить, что последнее достоинство, толерантное отношение к формально-языковым погрешностям в тексте, рассматривается одновременно методистами как основной недостаток этого подхода. « При содержательно-смысловом подходе к обучению письменной речи много внимания уделяется содержанию будущего собственного произведения обучающегося, но часто в ущерб грамматической и стилистической корректности» [Алтухова, 2003: 28].
К недостаткам этого подхода также относят: сужение критериев нормативности иноязычной письменной речи, игнорирование её коммуникативных, социокультурных и этических параметров [Кузьмина, 1998]. игнорирование важнейших факторов общения - социокультурного контекста в отношении письменной формы в целом, а также цели, ситуации письменной речевой деятельности, взаимоотношений адресата и адресанта коммуникации [Кузьмина, 1998]. отсутствие рассмотрения вопросов овладения формально-языковой, жанрово-стилистической и другими сторонами текстовой деятельности [Мазунова, 2005]. отсутствие иноязычного текста как образца, анализ которого поможет осмыслить речевые, языковые и структурные особенности текста [Алтухова, 2003].
Несомненно, обучая иноязычной письменной речи, необходимо учитывать её коммуникативные и социокультурные характеристики. Эти важные задачи решаются сегодня в рамках социокультурного и интегративного подходов к обучению иноязычной письменной речи. Содержательно-смысловой подход ориентирован на решение несколько иных задач, а именно, на обучение речетворчеству на иностранном языке. Практика обучения показывает, что творческие письменные работы студентов страдают отсутствием творческих характеристик в них, как парадоксально это не звучит. Это объясняется тем, что у студентов не сформированы навыки осуществления речетворче-ской письменной деятельности. К сожалению, на сегодняшний день нет учебных пособий для вузов по практике письменной речи, которые обучали бы, как следует сочинять на иностранном языке. В рамках содержательно-смыслового подхода может быть решена поставленная в диссертационном исследовании проблема. Опыт, который приобретут студенты в процессе овладения техникой креативного письма, они смогут перенести на осуществление письменной речевой деятельности не только в её творческих формах, но и в репродуктивно-творческих. Студенты научатся выражать собственные мысли и чувства по отношению к объекту высказывания с помощью языковых средств в оригинальной форме. Репродуктивно-продуктивные и продуктивные работы студентов станут содержательнее, выразительнее и оригинальнее.
Эвристические приёмы обучения креативному письму
Положив в основу описанные в параграфе П. 2. эвристические приемы, учитывая рассмотренные характеристики письменной речевой деятельности, психологические особенности и языковую подготовку студентов третьего курса языкового вуза, мы разработали систему упражнений для обучения студентов третьего курса языкового вуза иноязычному креативному письму.
Все представленные упражнения классифицируются нами 1) с точки зрения развития навыков и умений креативной письменной речи; 2) по цели выполнения операции; 3) в зависимости от использования опоры.
Подготовительные упражнения ориентированы на знакомство студентов с различными эвристическими приёмами, в процессе выполнения этих упражнений студенты учатся использовать эвристические приёмы для написания небольших по объёму креативных текстов, данный тип упражнений стимулирует развитие общетворческих способностей студентов. В процессе создания письменного высказывания эти способности, с одной стороны, сами актуализируются и развиваются, а с другой стороны, от уровня развития этих способностей зависят творческие характеристики письменного высказывания.
Творческая способность к анализу и синтезу проявляет себя на стадии реализации письменного высказывания прежде всего в умении устанавливать логику причинно-следственных отношений и связи между элементами высказывания. В традиционном обучении иноязычной письменной речи уделяется очень большое внимание развитию данного умения. Логичность и последовательность являются основными параметрами оценки письменного высказывания в этом обучении. Но мы считаем, что не менее важным для создания творческого высказывания является способность устанавливать причинно-следственные отношения между ничего не имеющими общего, на первый взгляд, объектами, благодаря чему письменные высказывания приобретают такие качества, как эмоциональность, выразительность, нестандартность и самобытность.
Творческая способность, видение новой проблемы в знакомой ситуации, рассматриваемая психологами как один из важнейших факторов творчества, проявляется при создании письменного высказывания при формировании замысла текста.
Важную роль при продуцировании письменного высказывания играет способность мыслить ассоциациями. Каждое слово ассоциируется в нашем сознании с определенными представлениями о многочисленных предметах и явлениях действительности. Благодаря использованию своих собственных ассоциаций автором, письменное высказывание приобретает такие характеристики, как оригинальность и выразительность.
Способность к генерированию большого количества идей проявляет себя в большей степени на стадии планирования письменного высказывания, выбора его формы, прогнозирования его содержания.
Упражнения, развивающие способность к анализу и синтезу, заключаются в нахождении причин какого-либо явления, произошедшего как следствие этих причин, с последующим описанием хода событий. Подобные упражнения учат не только анализировать ситуацию, но и стимулируют творческое воображение, развивают гибкость мышления студентов.
Данный вид упражнений включает также упражнения в написании античных стихов: липограммы, анаграммы, тавтограммы, палиндрома, акростиха, а также визуального стиха. Эти занимательные упражнения с графической формой слова не только стимулируют у студентов развитие способности к анализу и синтезу, но и формируют у них желания и умения экспериментировать с иноязычным словом, вызывают большой интерес и предоставляют студентам возможность почувствовать себя настоящими творцами.
Так, например, при написании анаграммы следует переставить в одном слове или в нескольких словах буквы, таким образом, чтобы получились новые слова (Lied-Leid). Палиндром представляет собой слово, фразу или даже текст одинаково читающиеся от начала до конца и от конца до начала (Anna, Reliefpfeiler, Retter, Ehe, neben, stets, ebbe, Radar; Ein Neger mit Gazelle zagt im Regen nie).
Особого внимания заслуживают такие упражнения, как упражнения в написании визуальных стихов, когда необходимо передать смысл слова или целый фразы, используя графическую форму этого слова или фразы.
Рассмотрим примеры подготовительных упражнений, развивающие способность к анализу и синтезу: а) Сможете ли Вы отыскать связь между двумя, на первый взгляд, не связанными друг с другом событиями? Объясните, как все происходило. (У девочки рассыпались бусы. Автобус не пришёл на остановку вовремя). б) Назовите как можно больше причин для каждой из описанных ниже ситуаций. (Например: Во дворе дерево было «облеплено» обезьянами). При поиске возможных причин не стоит отбрасывать причины маловеро ятные, необычные. (Например: действие инопланетян). в) Напишите причины описанных действий. (Например: «Она ска зала «Да», и он рухнул вниз с большой высоты»). г) Группе студентов предлагается сочинить какой-либо фанта стический рассказ или сказку с помощью книги. Преподаватель задает во просы студентам (Например: Кто главные герои Вашей истории? Где про исходят события? В какое время? и т.д) , ответы на эти вопросы студенты должны найти случайно, указав слова на открытой странице текста. За тем «найденные» в книге ответы собираются в единую сюжетную линию, студенты придумывают историю и дают ей название. к д) Напишите как можно больше последствий, которые могут произойти из-за указанного события (Например: «Ты стал высотой в триметра»).
Экспериментальная проверка эффективности разработанной методики обучения креативному письму
Стратегическим курсом развития высшей школы сегодня является подготовка дипломированного специалиста, обладающего не только определёнными знаниями, навыками и умениями, но и творческими способностями социально-адаптивной личности. Именно поэтому сегодня особое внимание следует уделять воспитанию творческой личности в процессе обучения. Особое значение при этом приобретает иностранный язык как учебный предмет в силу его специфических особенностей и потенциальных возможностей.
Настоящее исследование посвящено проблеме обучения студентов третьего курса языкового вуза иноязычному креативному письму, которое, будучи составной частью творческого письма, редко использовалось в нашей стране в практике преподавания иностранных языков. Включение креативного письма в содержание обучения творческой письменной речи, на наш взгляд, может стать одним из приоритетных направлений в системе обучения студентов и школьников иностранному языку на современном этапе развития общества.
Креативное письмо представляет собой творческий процесс по порождению нового оригинального продукта, в качестве которого выступает художественный текст. Овладение креативным письмом по разработанной методике, как показало наше исследование, повышает уровень речевого сознания и культуры студентов, повышает их мотивацию, стимулирует развитие письменной речи, оказывает положительное влияние на другие виды речевой деятельности, способствует развитию творческого потенциала, оказывая тем самым положительное влияние на весь процесс обучения иностранному языку в языковом вузе.
До сегодняшнего дня креативное письмо как аспект обучения иноязычной письменной речи в отечественной методике не являлось предметом специальных исследований.
На основе анализа психолого-педагогической литературы был сделан вывод о том, что успех креативной письменной речевой деятельности обеспечивают не только речевые навыки и умения, но и творческие способности обучаемых. Поэтому при обучении иноязычной креативной письменной деятельности следует стимулировать развитие творческих способностей студентов. Такими стимулами могут служить эвристические приёмы. Использование эвристических приёмов познания объекта и выявления его основных признаков и эвристических приёмов преобразования объекта и создания нового объекта, в процессе обучения креативному письму студентов постепенно подготавливает их к истинной творческой деятельности, сочинению художественных текстов. Эвристические приёмы положены в основу системы упражнений.
Общетворческие способности обучающихся: способность к анализу и синтезу, способность обнаруживать новые проблемы в традиционной ситуации, способность мыслить ассоциациями, а также способность генерировать большое количество идей необходимо развивать с помощью специальных упражнений.
Осуществление креативного письма, создание художественных текстов невозможно без овладения определёнными лингвистическими знаниями о художественном тексте: о его основных лингвистических характеристиках и жанрово-стилистических признаках различных его видов.
Исходя из того, что креативное письмо представляет собой творческий процесс по порождению текста, последний следует рассматривать как продукт творческой деятельности. Наряду с лингвистическими характеристиками (содержательность, композиционно-смысловая структура, цельность, связность) он должен обладать творческими характеристиками (оригинальность, выразительность).
Анализ существующих подходов к обучению письменной речи показал, что обучение студентов третьего курса языкового вуза креативному письму может быть успешно осуществлено в рамках содержательно-смыслового подхода, при условии его адаптации к условиям лингвистического вуза.
Обучающий эксперимент, проведённый со студентами третьего курса факультетов иностранных языков Мордовского государственного педагогического института и Мордовского государственного университета, подтвердил эффективность созданной методики обучения креативному письму. В ходе экспериментального обучения студенты усвоили теоретический материал о лингвистических характеристиках художественного текста и могут использовать полученные знания при написании креативных письменных работ. Практически все студенты научились писать такие креативные письменные работы, как сказка, короткий рассказ, стихотворение. Работы студентов в целом отличаются не только связностью, цельностью, содержательностью, композиционно-смысловой корректностью, но и выразительностью и оригинальностью. В процессе обучения значительно повысился также и уровень развития творческих способностей студентов.
Результаты проведённого анкетирования студентов показали, что все студенты находят занятия креативным письмом интересными и полезными не только для их настоящей образовательной деятельности, но и для их будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, цель исследования - обоснование и разработка методики обучения креативному письму студентов третьего курса языкового вуза на основе содержательно-смыслового подхода к обучению письменной речи — достигнута.
В процессе обучения решены все поставленные задачи и гипотеза исследования доказана в полном объеме.
В качестве перспективы исследования можно определить: дальнейшее научное и экспериментальное обоснование включения креативного письма в содержание обучения не только в языковых вузах, но и в других учебных заведениях; создание моделей обучения креативному письму на начальном и среднем этапах; дальнейшее изучение проблемы развития творческих способностей обучаемых средствами предмета «иностранный язык».