Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Научно-теоретические основы обучения изобразительной грамоте студентов ХГФ средствами перового рисунка 13
1.1. Становление и развитие перового рисунка в истории изобразительного искусства 13
1.2. Рисунок пером в процессе формирования художественных школ изобразительного искусства 33
1.3. Изучение научно-педагогической литературы по рисунку пером 45
Глава II. Педагогическое экспериментальное решение проблемы обучения изобразительной грамоте студентов ХГФ на начальных этапах обучения средствами перового рисунка 65
2.1. Состояние проблемы обучения изобразительной грамоте студентов ХГФ (Констатирующий эксперимент) 65
2.2. Предлагаемая модель методической системы (Поисковый эксперимент) 84
2.3. Экспериментальная проверка методической системы обучения изобразительной грамоте студентов ХГФ средствами перового рисунка на начальных этапах обучения (Формирующий и сравнительный этапы обучающего эксперимента) 111
Заключение 160
Библиографический список использованной литературы 162
Приложения 178
- Становление и развитие перового рисунка в истории изобразительного искусства
- Изучение научно-педагогической литературы по рисунку пером
- Состояние проблемы обучения изобразительной грамоте студентов ХГФ (Констатирующий эксперимент)
Введение к работе
Проблема исследования и ее актуальность. Реформирование системы образования предполагает пересмотр и повышение требований, предъявляемых к профессиональной подготовке специалистов современного уровня. Высококвалифицированный специалист, осуществляющий обучение и воспитание школьников, должен владеть целым комплексом общих и специальных умений. Для учителя ИЗО на первый план выходят изобразительные и педагогические умения, уровень развития которых прямо пропорционален качеству профессиональной деятельности. Эффективное и рациональное развитие изобразительных и педагогических умений у студентов ХГФ является одной из важнейших проблем обучения в вузе. Основополагающая роль в процессе обучения изобразительной грамоты отводится начальному этапу обучения.
Поиски основных закономерностей развития изобразительных умений и связанных с ними методов обучения направлены на подготовку художника-педагога, способного быстро и грамотно представлять и изображать окружающий нас мир различными графическими средствами, в числе которых рисование пером должно занимать, на наш взгляд, особое место. Специфические особенности средств перового рисунка позволяют обучающимся выполнять наброски, зарисовки, краткосрочные рисунки, схемы, различные обозначения, передавать объекты действительности в разнообразных сочетаниях и пространственных положениях, а также способствуют развитию навыков методически грамотного выполнения педагогического рисунка.
На начальных этапах обучения рисование пером по своим техническим
свойствам ближе всего к работе карандашом. Это доступный мобильный
материал, не требующий больших размеров и времени выполнения рисунка.
Четкость линии, штриха, пятна, невозможность исправления мобилизует
внимание студентов, воспитывает такие качества, как аккуратность, собранность, сосредоточенность.
Рассматривая проблему обучения изобразительной грамоте студентов средствами перового рисунка как одного из видов учебной деятельности в процессе обучения академическому рисунку, мы опирались на уже открытые закономерности развития способностей человека, на прочную основу, заложенную исследователями, методистами и художниками-практиками многих поколений в области теории и методики изобразительного искусства, а также на современные достижения общей педагогики и психологии, на уже открытые закономерности развития творческой личности в процессе учебной деятельности.
Теоретические положения нашего исследования базировались на фундаментальных трудах О.А. Авсияна, А.О. Барща, Г.В. Беды, Н.С. Боголюбова, Н.Н. Волкова, В.П. Зинченко, СЕ. Игнатьева, В.И. Козлова, B.C. Кузина, СП. Ломова, В.К. Лебедко, Н.Н. Ростовцева, A.M. Серова, Г.Б. Смирнова, А.Е. Терентьева, А.А. Унковского, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова, К.И. Финогенова.
В области методического мастерства и разработки новых технологий мы обращались к работам О.А. Абдулиной, Ю.П. Азарова, Ю.К. Бабинского, Е.Г. Балбасова, Ю.Л. Васильева, Ф.Н. Гоноболина, М.А. Данилова, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, Н.Д. Левитова, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, Н.И. Фатеевой, Т.И. Шамовой, Т.И. Щукиной.
Рассматривая психологические аспекты развития умений у студентов, мы опирались на фундаментальные труды ученых-психологов в области исследования деятельности: Б.Г. Ананьева, Н.К. Бакланова, Л.С Выготского, П.Я. Гальперина, Ф.Н. Гоноболина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, И.И. Ильясова, М.С Когана, А.В. Ковалева, В.А. ^Крутецкого, А.Н. Леонтьева, Г.И. Лернера, К.К. Платонова, СЛ. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.И. Щербакова.
Исследуя проблему развития изобразительных умений у студентов ХГФ средствами перового рисунка, мы обращались к работам Б.Р. Виппера, B.C. Кузина, П.Я. Павлинова, Н.Э. Радлова, Н.С. Самокиша и др. Особый интерес для нашего исследования представляют теоретическое изложение и практические советы по вопросам обучения перовому рисунку известного художника-педагога A.M. Лаптева.
В последние годы вопросы развития изобразительных умений у
обучающихся средствами перового рисунка нашли свое освещение в работах
художников-педагогов М.А. Елисеевой, Н.Г. Ли, М.Т. Ломоносовой, Б.А.
Луковенко, Б.В. Лушникова, Р.В. Паранюшкина.
Мы проанализировали диссертации, затрагивающие вопросы обучения изобразительной грамоте студентов ХГФ на занятиях по спецдисциплинам. Проблема методических принципов работы над академическим рисунком рассматривается под разными углами зрения, внимание уделяется использованию различных художественных материалов. Однако следует отметить, что остаются незатронутыми и нераскрытыми специфические возможности средств перового рисунка и его влияние на развитие не только изобразительных, но и педагогических умений у студентов. Предварительное знакомство с учебным процессом на ХГФ Курского, Воронежского и Орловского госуниверситетов показывает, что преподаватели не используют в полной мере выразительные средства перового рисунка в системе учебных заданий.
Нисколько не умаляя достоинства различных художественных материалов, которые используются в процессе обучения рисунку для выполнения определенных заданий, отметим, что, на наш взгляд, работа пером является тем видом учебной деятельности, которая в значительной степени способствует формированию профессионального мастерства у студентов ХГФ, развитию навыков методически грамотно вести практические учебные задания, а также формирует навыки быстрого,
свободного выполнения рисунков, набросков, зарисовок, схем, которыми в полной мере должен владеть будущий учитель ИЗО.
Появление современных материалов перового рисунка (гелевая ручка, фломастер, маркер), удобных для выполнения рисунков, набросков, зарисовок, выдвигает этот вид учебной деятельности на одно из первых мест, активно влияющих на формирование профессиональных умений у студентов ХГФ. Мы рассматриваем перовой рисунок как одну из составных частей системы обучения студентов в процессе освоения основ изобразительной грамоты.
Техника рисования пером специфична, отличается от техники рисования карандашом, но она позволяет изучить предмет полнее, без подробностей, развивает быстрое и цельное восприятие натуры и ее изображение, рождает у будущих художников-педагогов смелость, уверенность в своих силах, в особенности при выполнении педагогического рисунка.
Вместе с тем, как показывает практика, многие студенты недостаточно ясно представляют себе роль и значение перового рисунка в их будущей художественно-педагогической деятельности, что непосредственно влияет на уровень формирования у них изобразительных умений на начальных этапах обучения в вузе. Каждый графический материал перового рисунка обладает своими специфическими выразительными особенностями и возможностями, в значительной степени влияющими на развитие творческих способностей, образного мышления, формирование художественного вкуса будущего учителя изобразительного искусства.
Анализ практики преподавания академического рисунка выявил, что
у студентов ХГФ недостаточно развиты изобразительные умения, способность быстро, свободно и грамотно выполнять наброски и зарисовки несложных по форме предметов быта, животных, птиц и людей;
на педагогической практике студенты ХГФ избегают выполнения педагогического рисунка, не умеют ясно и доступно объяснить законы и правила построения изображаемого объекта, не используют в должной степени выразительные средства графических материалов, в том числе перового рисунка, что в значительной степени влияет на способность будущего учителя изобразительного искусства решать задачи художественного обучения и воспитания детей.
Поэтому закономерным и своевременным следует признать поиск в теории и практике путей, способствующих развитию изобразительных умений у студентов ХГФ средствами перового рисунка.
Системный подход в изучении вопросов перового рисунка, определение содержания, роли, места, связи с другими видами учебной деятельности, изучение специфики перового рисунка, тем более методика его преподавания на ХГФ отсутствуют. Между тем эти вопросы требуют основательного научно-теоретического и методического освоения. Все вышесказанное говорит об актуальности проблемы. И это определило выбор темы диссертации: «Обучение изобразительной грамоте студентов художественно-графических факультетов средствами перового рисунка».
Целью исследования является решение проблемы обучения изобразительной грамоте студентов художественно-графических факультетов средствами перового рисунка на начальных этапах обучения академическому рисунку.
Объект исследования — учебная деятельность студентов на начальных этапах обучения средствами перового рисунка.
Предметом исследования являются теоретические основы, пути, методы и средства, способствующие эффективному развитию изобразительных умений у студентов ХГФ средствами перового рисунка на начальных этапах освоения изобразительной грамоты.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что методическая система обучения изобразительной грамоте студентов ХГФ средствами перового рисунка может не только повысить уровень изобразительных умений, но и сформировать профессионально значимые качества личности будущего учителя изобразительного искусства, если:
сформировать цели, задачи и содержание обучения, воспитания и развития, требующие активного привлечения творческого, аналитического и исследовательского потенциала студентов;
исследовать возможности выразительных средств перового рисунка;
выявить рациональные формы и методы организации профессионально направленного обучения;
избрать приоритетными контекстный и проблемный подходы;
предложить методическую модель, систему заданий и упражнений, направленных на ее реализацию;
постоянно осуществлять диагностику уровня сформированности изобразительных умений по разработанным нами критериальным характеристикам.
Задачи исследования:
изучить труды психологов, дидактиков, художников-педагогов, искусствоведческую литературу, материалы диссертационных исследований, связанные с проблемой обучения изобразительной грамоте студентов, будущих учителей изобразительного искусства;
проанализировать и обобщить накопленный опыт преподавания перового рисунка в системе художественного образования;
на основе анализа научных исследований по проблеме уточнить понятие «изобразительные умения» и определить его содержание;
4) выявить существенные факторы, влияющие на развитие
изобразительных умений у студентов художественно-графических
факультетов в процессе выполнения ими перового рисунка;
5) разработать критерии и уровни сформированности
профессиональных знаний и изобразительных умений у студентов в процессе
начальных этапов обучения перовому рисунку;
6) теоретически обосновать и разработать методическую систему
обучения изобразительной грамоте студентов, содержащую комплекс
заданий и упражнений, выполняемых средствами перового рисунка,
включающую в себя цель, задачи, содержание, принципы, формы, методы
обучения академическому рисунку;
7) осуществить проверку эффективности экспериментальной
методической системы обучения изобразительной грамоте студентов
средствами перового рисунка на художественно-графических факультетах в
учебном процессе.
Методологической основой исследования явились научные труды известных педагогов, психологов, физиологов, теоретические и методические работы художников-педагогов в области академического рисунка.
Методы исследования:
изучение и анализ литературы по истории, теории, методике преподавания рисунка;
изучение научной литературы по педагогике, психологии, эстетике по проблеме исследования;,
анализ студенческих работ по рисунку;
анкетирование студентов и преподавателей ХГФ, беседы с ними;
изучение опыта преподавания рисунка;
проведение педагогического эксперимента.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
впервые поставлена и комплексно решена проблема обучения изобразительной грамоте студентов средствами перового рисунка;
проанализирован и обобщен опыт применения традиционных методов обучения академическому рисунку с целью использования их в решении проблемы исследования;
выявлены специфические особенности перового рисунка, эффективно влияющие на освоение изобразительной грамоты и развитие педагогических умений у студентов;
установлено, что взаимодействие педагогического и перового рисунков, оптимальное, целенаправленное, методически грамотное использование средств перового рисунка в учебном процессе повышает качество выполнения педагогического рисунка;
определены и охарактеризованы критерии и уровни обучения изобразительной грамоте студентов средствами перового рисунка;
разработана и экспериментально проверена методическая система обучения студентов изобразительной грамоте средствами перового рисунка.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что внесен вклад в теорию и методику преподавания изобразительного искусства путем решения проблемы обучения изобразительной грамоте студентов средствами перового рисунка:
теоретически обоснована необходимость и возможность обучения студентов изобразительной грамоте средствами перового рисунка через активное включение их в работу творческого, аналитического, исследовательского характера;
полученные результаты экспериментальной методической системы, направленной на повышение уровня овладения обучающимися специальными и педагогическими умениями, содержит решение проблемы профессиональной подготовки учителя ИЗО.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике преподавания академического рисунка и других художественных дисциплин в вузах педагогического профиля, при разработке учебных программ, учебных и учебно-методических пособий для учителей изобразительного искусства, служить основанием для корректировки учебных планов, а также для дальнейших исследований по данной проблеме.
Этапы исследования
1-й этап (2000-2004 гг.) - изучение теоретического материала по теме исследования, разработка программы экспериментального исследования, проведение констатирующего и поискового этапов педагогического эксперимента, проверка целесообразности интеграции средств перового рисунка в учебный процесс с целью более эффективного развития изобразительных умений у студентов.
2-й этап (2004-2006 гг.) — продолжение изучения психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, спецлитературы по рисунку пером, теоретическое обобщение собранного материала, разработка и проведение формирующего эксперимента.
3-й этап (2006-2007 гг.) — апробация экспериментальной методической системы, обобщение и систематизация теоретического и экспериментального материала.
Основные положения, выносимые на защиту
Обоснование роли перового рисунка как средства формирования изобразительной грамоты у студентов ХГФ. Перовой рисунок рассматривается как одна из составных частей целостной художественно-педагогической подготовки студентов.
Методическая система обучения изобразительной грамоте студентов ХГФ средствами перового рисунка предусматривает одновременное решение как художественных (умение компоновать, выбрать
точку зрения, формат, масштаб изображения, выразительные средства графического материала, вести конструктивное построение формы предметов, знание перспективы, передача пространственности объемов и т.д.), так и педагогических задач (выполнение педагогического рисунка, объяснение ошибок и изложение правил изобразительной грамоты, анализ учебных рисунков).
Критериальные характеристики и уровни освоения студентами изобразительной грамоты средствами перового рисунка на начальных этапах обучения академическому рисунку.
Научно обоснованный специально разработанный комплекс заданий и упражнений, направленных на обучение изобразительной грамоте студентов.
Достоверность и обоснованность экспериментальных результатов обеспечивается совокупностью выводов современных исследований по психологии, педагогике, методике преподавания изобразительного искусства с использованием различных методов исследования и включением экспериментальной методики в реальный процесс обучения; опытно-экспериментальной проверкой и подтверждением основных положений диссертационного исследования в условиях проведения разработанной методической системы; анализом полученных исходных и конечных результатов исследования. Содержание, этапы и результаты исследования рассмотрены и одобрены кафедрой теории и методики преподавания изобразительного искусства ХГФ КГУ.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись нами в ходе работы на художественно-графических факультетах Курского и Орловского государственных университетов. Материалы исследования, этапы эксперимента и его результаты докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики преподавания изобразительного искусства и кафедры рисунка Курского
государственного университета. Основные положения исследования отражены в публикациях: статьях, тезисах докладов на конференциях различных уровней (Курск, 1998, 2000, 2005, 2007; Орел, 1998; Воронеж, 2004; Махачкала, 2006; Москва, 2007), в методических рекомендациях.
Становление и развитие перового рисунка в истории изобразительного искусства
Перовой рисунок, как мы его сегодня понимаем, прошел долгий путь своего развития. Многочисленные источники свидетельствуют о том, что рисунок пером - один из самых древних видов рисунка в истории человечества (32,69,119 и др.). Свое начало он ведет из глубины веков. Самый древний способ рисования заключался в выдавливании букв, орнаментов, контуров птиц, зверей, цветов острыми палочками на глиняных дощечках. Рисовали и на скалах, скорее высекали контуры зверей, охотников, деревьев и т. д. Известны древние рукописи на папирусах, на коже, и только с появлением бумаги стали рисовать перьями. Перо становится инструментом для рукописных книг, сопровождавшихся рисунками орнаментов, цветов, растений и т. д. Появляются мастера, владеющие различными приемами перового рисунка, передающие свое ремесло ученикам по принципу «делай как я».
Рисунок пером в изобразительном искусстве Европы зарождался с момента появления бумаги. Изобретенная в Китае во II в., в Европе бумага известна с Х-ХП в.в. Рисовали перьями, в начале тростниковыми, затем в употребление вошли птичьи перья, еще позднее, с XV века, металлические (стальные) перья.
Пером, кистью наносили тушь, бистр, сепию, чернила на бумагу, вырабатывая и совершенствуя технические приемы и выразительные средства.
Известный искусствовед, занимавшийся исследованием проблем западноевропейского изобразительного искусства Б.Р. Виппер выразительные средства перового рисунка ставит в зависимость от вида пера. С изменением пера появлялись новые виды перового рисунка (26).
В основе перового рисунка лежит линия. Позднее, кроме линии, используется штрих. В процессе становления перового рисунка штрих сменяется тоном, место линии занимает пятно, вырабатываются различные способы рисования пером, появляются комбинированные техники.
Перовой рисунок становится естественным видом практической деятельности художников и занимает в истории изобразительного искусства свое определенное место. В процессе обучения учеников перо употребляют наравне с другими художественными материалами.
Главным инструментом европейского рисунка в средние века является перо. Художники уже достаточно осваивают этот инструмент и применяют его так же часто, как и металлический грифель, по сравнению с которым, перо - более разнообразный инструмент, обладающий большой силой выражения, динамикой, и превосходит все другие виды рисунка большей прочностью.
На рисунках пером лучше всего видна та эволюция, которую проделывает европейский рисунок. Средневековый рисунок никогда не имел самостоятельного значения, всегда служил подготовительным вариантом для стенной живописи.
Ранние европейские рисунки, в современном понимании, Е. Левитин относит к XV в. В своей статье «К истории европейского искусства» он пишет: «... даже в это время рисунок еще не осознавался как особый вид искусства — он играл лишь подсобную роль в процессе создания завершенного произведения» (69, с.9). Типичный рисунок кватроченто - это тщательно разработанный эскиз для фрески, алтарной картины, штудии, отдельных фигур, движений, ракурсов. В основе этих рисунков лежит изучение натуры, внимание к каждой детали и в то же время обобщение образа, которое почти всегда было связано с некоторой застылостью.
Итальянские художники Высокого Возрождения развивают принципы перового рисунка предыдущего столетия. Они намного превосходят своих предшественников по необыкновенной концентрации выразительных нюансов в передаче формы, по замечательной плавности ритмов, апо значимости позы и жеста. Итальянские художники рисуют, отмечая малейший изгиб поверхности, улавливая оттенки внутренней формы, добиваясь чрезвычайной пластической цельности.
Большинство их рисунков - штудии с натуры. Не всегда они связываются с определенной картиной, они носят самостоятельный характер. В них присутствует самостоятельный рисовальный замысел. Рисунки Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Тинторетто, Дюрера, Гольбейна (см. табл. 1-2) - прекрасные образцы перового рисунка эпохи Возрождения в западноевропейском искусстве. Р.В. Паранюшкин пишет: «Великие мастера — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль - создали и, к счастью, сохранили много своих рисунков, достойных называться истинными шедеврами» (124, с. 8).
В эпоху Возрождения художники вырабатывают технику рисования в двух направлениях: линеарную и тональную. Леонардо, Микеланджело и другие мастера флорентийского круга рисуют в строгой линейно-пластической манере, а венецианцы — Тициан, Веронезе, Тинторетто создают рисунки так называемого живописного стиля, используя эффект пятна и некоторой эскизности. Виппер называет эти направления специфическими школами: флорентийской и венецианской (32).
Изучение научно-педагогической литературы по рисунку пером
Анализ литературы по рисунку пером мы рассматриваем по следующим разделам:
- специальная литература;
- научные труды по методологическим основам художественно педагогического образования;
-диссертационные исследования.
Специальная литература, конкретно рассматривающая вопросы обучения перовому рисованию, немногочисленна, и появляется она, в основном, в XX столетии. В этот период в творчестве отдельных художников-педагогов наблюдается интерес к перовому рисунку.
Книга «Рисунок пером», изданная A.M. Лаптевым в 1962 г., являющаяся по сути дела первым обстоятельным руководством по
рисованию пером, охватывающая период до 60-х годов, представляет для нашего исследования особый интерес. Автор этой книги A.M. Лаптев — талантливый художник, замечательный рисовальщик, иллюстратор «Мертвых душ», «Вечеров на хуторе близ Диканьки», ряда книг для детей, написал полезную книгу для обучающихся рисованию пером, которая носит форму советов мастера по технике перового рисунка, своего рода пособие.
Автор рассматривает вопросы первичных элементов изобразительных средств; материалы для рисунка пером; практику перового рисунка своего времени, которые и в наши дни широко используются в процессе обучения рисунку пером.
К первичным элементам изобразительных средств относятся: бумага и точка; начало белого и черного; линия и штрих; их функции; тон, цвет и фактура, их трактовка в перовом рисунке; пластика и ритм; уплощенное и иллюзорно-глубинное пространство, объем.
Мир рисунка - это черная точка на белой бумаге. Белый и черный цвет входят в соприкосновение, и появляется новое качественное состояние. Точка является организующим моментом для белой плоскости бумаги. При наличии точки бумага уже не пуста, это уже пространство. Точку можно рассматривать и как мельчайший предмет, и как мельчайший прокол на плоскости бумаги.
В перовом рисунке линия имеет свой цвет - черный, количество черного в каждой линии различно. Следовательно, и линия имеет различную контрастность. Чем толще и чернее линия, тем сильнее контраст. Линия — самостоятельный элемент изображения, который определяет границы формы. Штрих — производное от линии, служит для передачи пятна, тона, цвета и не имеет самостоятельного значения. Отличие тона от цвета в перовом рисунке малоразличимы, и рассматривать их отдельно невозможно. Цвет в перовом рисунке передается разнообразием штрихов, противоположным их
расположением, разным по характеру. В единстве с понятием цвета в рисунке пером находится и понятие фактуры, материальности предметов.
В перовом рисунке чрезвычайно важны пластика и ритм, они становятся изобразительными элементами, особенно это характерно для рисунков линией, где движение руки художника — одно из выражений эмоций. Ритм штриха даже в изображении фона влияет на художественную выразительность рисунка в целом. Пространство может быть уплощенным и иллюзорно-глубинным. Передача иллюзорно-глубинного пространства характерна для станкового перового рисунка, и достигается она различными способами: перспективно-линейно, линейной интенсивностью, за счет штриховой интенсивности. Пространство уплощенно-цветовое - за счет различной фактуры линий, штриха, точки.
В лаконичном перовом рисунке объем может быть достигнут очень малыми средствами. Достаточно нескольких добавочных черточек в соответствующих характеру объемности местах, и ощущение объемности достигнуто. Когда рисуют форму, глаза как бы «ходят» по поверхности объема, подмечая пластику, конструкцию. Ощущение в передаче формы определяет характер штриха.
Технические и физические свойства материалов, которыми пользовались рисовальщики до 60-х годов, устарели. С того времени произошли большие изменения в связи с техническим прогрессом.
Переходя к практике рисунка пером, полезно выполнить различные упражнения для тренировки по простой штриховке, перекрещивание в различных направлениях и т.д. - традиционные упражнения на развитие кисти руки и глаза.
Состояние проблемы обучения изобразительной грамоте студентов ХГФ (Констатирующий эксперимент)
Данная часть диссератационного исследования состоит из двух этапов:
1. Исследование возможности влияния перового рисунка на процесс обучения изобразительной грамоте студентов в ходе академического рисунка (I - V курсы).
2. Выявление уровня освоения изобразительной грамоты у студентов на начальных этапах обучения академическому рисунку (I учебный семестр).
На первом этапе констатирующего эксперимента осуществлялось:
- разработка критериев и уровней освоения изобразительной грамоты средствами перового рисунка;
- анализ уровня изобразительной грамоты у студентов, прослеживаемый в учебных и творческих работах, выполненных средствами перового рисунка, представленных в методическом фонде ХГФ;
- анкетирование и беседы с преподавателями спецдисциплин и студентами ХГФ;
- анализ учебных и творческих работ студентов на курсовых кафедральных просмотрах.
Для определения уровня освоения изобразительной грамоты у студентов ХГФ средствами перового рисунка на начальных этапах обучения нами были выработаны следующие критерии: умение выбрать необходимый графический материал, композицию, величину изображения с учетом специфических особенностей перового рисунка; соблюдение правил изобразительной грамоты; выразительность графического решения; уровень освоения технических приемов, характер ведения рисунка пером (линеарного, тонального, смешанного) и степень его завершенности.
На основе выработанных критериев были выявлены три основных уровня освоения изобразительной грамоты у студентов — высокий, средний, низкий.
Студенты с высоким уровнем освоения изобразительной грамоты обладают цельным восприятием натуры и могут изобразить ее на бумаге различными средствами перового рисунка. Владея теоретическими знаниями основ изобразительной грамоты, они осознанно используют изобразительные возможности перового рисунка, методически верно, последовательно выполняя задание. Студенты с высоким уровнем способны самостоятельно ставить и решать учебные задачи, правильно передавать характерные особенности объектов изображения, успешно освоили технические приемы перового рисунка, обладают умением завершить работу.
Студенты со средним уровнем освоения изобразительной грамоты способны методически грамотно, последовательно вести рисунок пером на листе бумаги, но допускают ошибки в передаче пропорций, нарушают правила изобразительной грамоты, не умеют цельно, обобщенно завершить рисунок, недостаточно освоили специфические особенности перового рисунка. Нуждаются в руководстве педагога.
Низкий уровень освоения изобразительной грамоты у студентов, не располагающих достаточно развитым восприятием натуры и ее изображения средствами перового рисунка на листе бумаги. У них слабо развито чувство пропорций, они не умеют применить правила перспективы, у них отсутствует представление о конструктивном строении предметов. О низком уровне развития изобразительной грамоты говорит стремление их старательно передать лишь внешний вид изображаемых предметов, слабое владение изобразительными средствами и специфическими особенностями перового рисунка, техническими приемами работы графическими материалами. Эти студенты нуждаются в постоянных подсказках педагога.
В методическом фонде художественно-графического факультета нас интересовали работы студентов, выполненные средствами перового рисунка в ходе академических занятий и в период самостоятельной работы.
Следует отметить, что количество работ, выполненных пером, невелико и уровень развития профессиональных умений у студентов не всегда соответствует требованиям, предъявляемым к качеству работ, отбираемых на хранение в методический фонд. Шаржи, иллюстрации к литературным произведениям, буклеты загадок, экслибрисы, в большинстве своем на «самодеятельном» уровне в технике перо, тушь или в смешанной технике - акварель, тушь, перо.
Дипломные работы с оценкой государственных комиссий «хорошо» и «отлично» показывают определенный уровень развития профессиональных умений у выпускников ХГФ, но, тем не менее, во многих работах просматривается отсутствие знаний специфического «языка» перового рисунка, что проявляется как в композиции, так и в техническом исполнении.
Уровень профессиональных умений у студентов в набросках, зарисовках проследить не удалось из-за отсутствия их в методическом фонде.
В разделе «Учебный академический рисунок» работ, выполненных средствами перового рисунка, обнаружить не удалось.