Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Обобщение интернациональных музыкально-педагогических традиций как средство формирования профессионального опыта будущих учителей музыки Арутюнян Изабелла Арташесовна

Обобщение интернациональных музыкально-педагогических традиций как средство формирования профессионального опыта будущих учителей музыки
<
Обобщение интернациональных музыкально-педагогических традиций как средство формирования профессионального опыта будущих учителей музыки Обобщение интернациональных музыкально-педагогических традиций как средство формирования профессионального опыта будущих учителей музыки Обобщение интернациональных музыкально-педагогических традиций как средство формирования профессионального опыта будущих учителей музыки Обобщение интернациональных музыкально-педагогических традиций как средство формирования профессионального опыта будущих учителей музыки Обобщение интернациональных музыкально-педагогических традиций как средство формирования профессионального опыта будущих учителей музыки Обобщение интернациональных музыкально-педагогических традиций как средство формирования профессионального опыта будущих учителей музыки Обобщение интернациональных музыкально-педагогических традиций как средство формирования профессионального опыта будущих учителей музыки Обобщение интернациональных музыкально-педагогических традиций как средство формирования профессионального опыта будущих учителей музыки Обобщение интернациональных музыкально-педагогических традиций как средство формирования профессионального опыта будущих учителей музыки Обобщение интернациональных музыкально-педагогических традиций как средство формирования профессионального опыта будущих учителей музыки Обобщение интернациональных музыкально-педагогических традиций как средство формирования профессионального опыта будущих учителей музыки Обобщение интернациональных музыкально-педагогических традиций как средство формирования профессионального опыта будущих учителей музыки
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Арутюнян Изабелла Арташесовна. Обобщение интернациональных музыкально-педагогических традиций как средство формирования профессионального опыта будущих учителей музыки : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Арутюнян Изабелла Арташесовна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2010.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1048

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. «Научно-теоретические основы обобщения интернациональных музыкально-педагогических традиций как средства формирования профессионального опыта педагога-музыканта»

1 . Музыкально-педагогические традиции, как основа формирования профессионального опыта педагога-музыканта 13-30

2.Содержание, структура и сущность понятия «профессиональный опыт педагога-музыканта» 31-50

3. Историко-теоретические аспекты формирования фортепианной школы Белоруссии, Украины, Армении (конец XIX - начало XX вв.) 51-82

4.Музыкально-педагогическая деятельность Г.В.Сараджева и Р.Х. Андриасяна, как крупнейших представителей фортепианной школы Армении 83-120

Глава 2. Экспериментальное исследование по формированию музыкального компонента профессионального опыта будущих учителей музыки (на основе обобщения интернациональных музыкально-педагогических традиций)

1. Задачи и содержание констатирующего эксперимента 121-130

2. Ход формирующего эксперимента 131-142

3.Оценка уровня сформированности музыкального компонента профессионального опыта будущих учителей музыки (на основе обобщения интернациональных музыкально-педагогических традиций) (контрольный эксперимент) 143-146

Заключение 147-149

Список литературы 150- 163

Приложения 164-187

Введение к работе

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Общественно-политические и социокультурные изменения в России, наметившиеся в конце XX - начале XXI века, приводят к серьезным переменам в отечественной педагогике, ее теории и практике. Модернизация системы образования на современном этапе обусловливает поиск оптимальных и эффективных путей обучения студентов. В связи с этим проблема повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов приобретает особую актуальность.

Изучение профессионального опыта педагогов-музыкантов прошлого и настоящего, сравнение и сопоставление различных форм, методов, приемов обучения и воспитания позволяют проникнуть в сущность музыкально-педагогических традиций, обеспечивают творческую интерпретацию полученной информации и использование её в работе со студентами. Многие исследования (А. Д. Алексеев, Л. А. Баренбойм, С. Н. Байдалинов, Л. В. Биглер, Л. Е. Гаккель, В. Ю. Дельсон, Б. Л. Кременштейн, Я. И. Мильштейн, А. А.Николаев, Д. А. Рабинович, М. Э. Смирнов, С. М. Хентова, Т. А.Хлудова, Т. А. Хмунина, Г. М. Цыпин и др.) направлены на изучение исполнительской и педагогической деятельности крупных музыкантов.

В развитии национальных процессов, в их духовном обеспечении значительную роль играет самобытность национальных традиций, проявляющаяся в языке, обычаях, национальном искусстве и др. Поэтому освоение интернациональных традиций способствует формированию целостности представления о национальной культуре как своего, так и других народов. Однако вопросы изучения интернациональных музыкальных традиций в рамках общего музыкального образования еще не нашли своего оптимального воплощения ни на уровне содержания, ни на уровне структуры учебного процесса, ни на уровне образовательных технологий. Более того, в условиях вариативности образовательных программ важность понимания закономерностей соотношения интернациональных музыкально- педагогических традиций возрастает.

Однако традиции и педагогический опыт различных национальных фортепианных школ недостаточно изучены и не используются в практике вузовской подготовки будущих учителей музыки. Не является исключением и музыкально-педагогический опыт выдающихся представителей Армении, Белоруссии, Украины и других стран СНГ. Сегодня состав населения России многонационален и (в частности, в Тверской области) представители армянской, украинской, белорусской национальности имеют большие диаспоры.

В этих условиях важным направлением совершенствования подготовки будущих учителей музыки является обобщение интернациональных музыкально-педагогических традиций как средство формирования профессионального опыта будущих учителей музыки.

Осмысление и адаптация (в рамках преемственности) музыкально-педагогического опыта выдающихся представителей многих стран (в частности, Армении, Белоруссии, Украины) могут быть эффективно использованы в практике вузовской подготовки будущих учителей музыки.

Противоречие между недостаточным научным исследованием проблем освоения национальных традиций, вопросов введения национальных и региональных традиций в содержание общего образования (в теории и практике), путей развития национального образования в полиэтническом социуме России и объективно существующей потребностью в совершенствовании профессиональной подготовки будущих учителей музыки, использовании в этом процессе музыкально-педагогического опыта выдающихся представителей различных национальных фортепианных школ, что в целом определило актуальность темы исследования.

Проблема исследования заключается в обосновании теории и практики обобщения интернациональных музыкально-педагогических традиций как средство формирования профессионального опыта будущих учителей музыки.

Цель исследования: разработать научно-теоретические основы обобщения музыкально-педагогических традиций, содержание и структуру профессионального опыта будущих учителей музыки и экспериментальное изучение формирования их профессионального опыта (музыкального компонента).

Объект исследования — процесс формирования профессионального опыта будущих учителей музыки.

Предмет исследования — обобщение интернациональных музыкально-педагогических традиций как средство формирования музыкального компонента профессионального опыта будущих учителей музыки.

Гипотеза исследования. На современном этапе совершенствования подготовки учителей музыки обобщение интернациональных музыкально-педагогических традиций выступает важным средством формирования их профессионального опыта. Обобщение интернациональных музыкально-педагогических традиций, процесс формирования профессионального опыта будущих учителей музыки будет более эффективным при следующих условиях: осознание педагогом и учеником уникальности музыкально-педагогических традиций разных национальных фортепианных школ, как средство формирования их профессионального опыта; понимание педагогом-музыкантом содержания, структуры и сущности понятий «интернациональные музыкально-педагогические традиции», «профессиональный опыт педагога-музыканта»; применение в учебном процессе компонентов профессионального опыта будущего учителя-музыки (общекультурный, психолого-педагогический, музыкальный) при ведущей роли музыкального;

6 - использование методики формирования музыкального компонента профессионального опыта при подготовке учителя музыки.

Задачи исследования: - Охарактеризовать сущность понятия «профессиональный опыт педагога- музыканта» и определить структуру профессионального опыта будущих учителей музыки.

Охарактеризовать историко-теоретические аспекты становления фортепианных школ Армении, Белоруссии, Украины первой половины XX века.

На основе анализа литературы, обобщения интернациональных музыкально-педагогических традиций разработать методику формирования музыкального компонента профессионального опыта при подготовке учителей музыки.

Исследовать и систематизировать для использования в работе новый учебно-музыкальный материал (представляющий богатейший пласт армянской, украинской и белорусской фортепианной музыкальной культуры).

Выявить критерии для определения уровня сформированности музыкального компонента профессионального опыта учителей музыки. - Провести экспериментальное исследование и проверку эффективности предложенной методики формирования музыкального компонента профессионального опыта будущих учителей музыки.

Методологической основой исследования послужили работы в области педагогики (Ш. А. Амонашвили, Ю. К. Бабанский, Е. А. Леванова, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин и др.); труды по психологии и музыкальной психологии (Л. Л. Бочкарев, В. В. Давыдов, В. П. Петрушин, Б. М. Теплов, В. Г. Ражников и др.); исследования, посвященные концептуальным вопросам музыкального воспитания и образования (Э. Б. Абдуллин, Л. Г. Арчажникова, А. Ю. Гончарук, А. В. Малинковская, А. Н. Малюков, Т. Г. Мариупольская, А. И. Николаева, Л. А. Рапацкая, О. П. Радынова, Г. М. Цыпин, П. А. Черватюк, Л. В.Школяр, А. П. Юдин и др.); труды по философии и эстетике (М. Н. Афасижев, М. М. Бахтин, Ю. Б. Борев, Ю. А. Огородников и др.); исследования, посвященные изучению музыкально-педагогических традиций (Л. И Анцыферова, А. Б. Гольденвейзер, Э. Ф. Зеер, Г. М. Коган, Я. И. Милыптейн, В. А. Натансон, К. К. Платонов и др.), работы по музыкальному краеведению и этнографии (Е. Лалаян, Ст. Лисициан, Г. Срвандзянц, Л. А. Тарасова, Б. С. Штейнпресс и др.); теоретические положения и методические установки, выработанные видными педагогами-пианистами и музыковедами (Б. В. Асафьев, Л. А. Баренбойм, А. Б. Гольденвейзер, Я. И. Зак, К. Н. Игумнов, Г. Г Нейгауз, Л. В. Николаев, Я. И. Милыптейн, Л. И. Оборин, С. И Савшинский, С. Е. Фейнберг, А. И. Щапов, Г. М. Цыпин и др.); системно-целостный анализ трудов в области педагогического наследия мастеров фортепианного искусства, в том числе Армении, Белоруссии, Украины (Д. Алексеев, С. Аматуни, Ш. Апоян, Ш. Бабаян, Н. И. Голубовская, Г. Глущенко, В. Ю. Дельсон, И. Л. Золотова, Б. Л. Кременштейн, А. А. Николаев, И. Тигранова, С. М. Хентова, Ж. И. Хурсина и др.)

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение; анализ учебных работ студентов; анкетирование; констатирующий эксперимент; изучение и обобщение музыкально-педагогического и исполнительского опыта выдающихся педагогов-музыкантов; педагогический эксперимент; анализ сформированного музыкального компонента профессионального опыта на основе выработанных критериев; математическая обработка данных исследования.

Основные этапы исследования:

Первый этап (2004—2005 гг.) - проводился анализ нормативных документов, литературы по проблеме исследования; велась практическая деятельность по разработке учебно-музыкального материала в процессе работы в Тверском государственном университете (ТвГУ); сформулирована гипотеза; определены цели, объект, предмет, задачи исследования; проведено констатирующее обследование по выявлению исходного уровня сформированности музыкального компонента профессионального опыта будущих учителей музыки.

Второй этап (2005—2007 гг.) — формирующий эксперимент в ТвГУ со студентами, обучающимися по специальности 050601 «Музыкальное образование» в рамках дисциплин «История музыки разных стран и народов», «Основной музыкальный инструмент», «Методика преподавания фортепиано».

Третий этап (2007-2008 гг.) - контрольный эксперимент, проводилась оценка уровня сформированности музыкального компонента профессионального опыта будущих учителей музыки; осуществлялись систематизация и обобщение результатов исследования, оформление выводов и заключения, а также диссертации в целом. Выработаны методические рекомендации по введению в практику работы учебных заведений результатов исследования.

Научная новизна исследования: - обоснованы содержание, структура и сущность понятий «музыкально- педагогические традиции», «интернациональные музыкально-педагогические традиции», «профессиональный опыт педагога-музыканта»; - обоснована теоретическая модель формирования профессионального опыта педагога-музыканта, представляющая собой процесс обобщения профессионального опыта педагогов-музыкантов, составляющего основу музыкально-педагогических традиций; - проведен историко-теоретический анализ формирования национальных фортепианных школ ряда государств СНГ — Армении, Украины, Белоруссии (до первой половины XX века) в рамках преемственности интернациональных музыкально-педагогических традиций; выявлена взаимосвязь музыкально-педагогических традиций национальных фортепианных школ (до первой половины XX века) Армении, Украины, Белоруссии и профессионального опыта многих поколений педагогов-музыкантов, профессионального (индивидуального) опыта педагога-музыканта посредством процесса обобщения, обогащающие теоретические основы музыкально-педагогического образования. - Включены в научный оборот данные полученные при анализе архивных материалов Ереванской Государственной консерватории им. Комитаса, Центрального Государственный архив Армении, музыкальной школы им. Т. Чухаджяна.

Теоретическая значимость исследования: - разработаны с современных позиций содержание и структура профессионального опыта будущих учителей музыки в вузе (компоненты — общекультурный, психолого-педагогический, музыкальный), где выделен в качестве ведущего музыкальный компонент; - на основе анализа, взаимосвязи музыкально-педагогических традиций на примере Армении обобщена музыкально-педагогическая деятельность ее крупнейших представителей фортепианной школы — Г. В. Сараджева и Р. X. Андриасяна Выяснилась уникальность и самобытность их деятельности не только в рамках конкретной национальности, но и отечественной фортепианной культуре в целом. обоснованы содержание и структура музыкального компонента профессионального опыта будущих учителей музыки в вузе, состоящего из методико-практического, музыковедческого и исполнительского блоков дисциплин.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методики формирования музыкального компонента профессионального опыта будущего учителя музыки и ее апробации на базе дисциплин: «История музыки разных стран и народов», «Основной музыкальный инструмент», «Методика преподавания фортепиано». Диссертантом разработаны по вышеобобзначенным курсам учебное пособие, учебно-методические комплексы, хрестоматия, программы педагогического репертуара по музыкальному инструменту (фортепиано), где собраны и представлены ценные музыкально-исторические материалы о деятельности выдающихся педагогов-музыкантов первой половины XX века в Армении, Белоруссии, Украине (фотографии, афиши, нотный материал и др.), которые пополнили фонды музея и лаборатории музыкального краеведения ТвГУ и использовались при подготовке учителей музыки. Введен в практику новый учебно-музыкальный материал, связанный с музыкальной культурой этих стран и направленный на расширение педагогического репертуара будущих учителей музыки. Полученные материалы могут найти применение при подготовке будущих учителей музыки в вузах, а также в системе повышения квалификации, в практике работы школ, колледжей разных регионов России.

Объективность и достоверность полученных результатов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных теоретических положений, анализом научных источников по данной проблеме; использованием комплекса методов научного познания и практической деятельности, адекватных предмету, целям и задачам исследования; качественным анализом данных, полученных в ходе экспериментальной работы; проверкой выводов и практических рекомендаций в процессе многолетней работы в ТвГУ.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа и подготовка диссертации проводилась на педагогическом факультете кафедры музыкального образования и лаборатории музыкального краеведения ТвГУ в процессе подготовки студентов по специальности 050601 «Музыкальное образование».

Положения, выносимые на защиту:

1. В современных социокультурных условиях важными факторами, влияющими на становление профессионального опыта педагога-музыканта, являются многонациональный состав населения России, создающий поликультурное образовательное пространство, где происходят интеграция и взаимообогащение культур. Музыкально-педагогические традиции мы рассматриваем как устойчивый значимый компонент музыкальной культуры и музыкальной традиции, выступающий в качестве своеобразной кладовой

11 педагогического и исполнительского опыта, в создании которого участвовали целые поколения музыкантов.

Соответственно передача профессионального опыта, как части традиций осуществляется в виде передачи знаний, умений и навыков.

Творческое следование интернациональным музыкально-педагогическим традициям расширяет их практическое применение, раскрывает новые связи и конкретизирует их содержание. В условиях поликультурного образовательного пространства России профессиональная подготовка будущих учителей музыки невозможна без включения материала, связанного с интернациональными музыкально-педагогическими традициями.

2.Важным показателем совершенствования подготовки будущих учителей музыки является формирование их профессионального опыта. Профессиональный опыт педагога-музыканта следует трактовать как сложное многокомпонентное образование, структуру которого составляют тесная взаимосвязь общекультурного, психолого-педагогического и музыкального компонентов, где каждому соответствует свой комплекс знаний, умений и навыков.

3. В едущим компонентом в процессе формирования профессионального опыта будущих учителей музыки является музыкальный, в ходе освоения которого студенты получают знания, умения и навыки дисциплин следующих блоков: методико-практического (среди других методических курсов для исследования наиболее важна дисциплина «Методика преподавания фортепиано»), музыковедческого (среди дисциплин исторического и теоретического музыкознания большую значимость приобретает дисциплина «История музыки разных стран и народов»), исполнительского (ведущее значение имеет дисциплина «Класс основного музыкального инструмента»).

4.Методика формирования музыкального компонента профессионального опыта будущих учителей музыки (на основе обобщения интернациональных музыкально-педагогических традиций), новый учебно-музыкальный материал (представляющий богатейший пласт армянской, украинской и белорусской фортепианных музыкальных культур) являются важным средством профессиональной подготовки будущих учителей музыки.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились в процессе работы в вузе; в ходе обсуждения результатов диссертации на методологических семинарах, заседаниях кафедры музыкального образования, учебно-научно-исследовательской лаборатории музыкального краеведения ТвГУ; в ходе выступлений автора с докладами на научно-практических конференциях ТвГУ, МГЛУ; в процессе участия в международных фестивалях, мастер-классах, концертах в России и за рубежом (Италия, Франция, Хорватия, Армения); в публикациях автора.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Музыкально-педагогические традиции, как основа формирования профессионального опыта педагога-музыканта

Современное образование формируется с учетом тех требований, которые жизнь предъявляет к человеку как члену мирового сообщества, социума, представителю определенной социально-профессиональной группы, этнокультуры. В условиях многонационального государства, каковым является Россия сегодня, важнейшим условием становится «прочность дружественных межнациональных отношений на основе гибкой национальной политики, прежде всего в области образования» (192.С.30). Интеграция России в мировое образовательное пространство сопряжена с поиском новых путей формирования личности современного специалиста, способного свободно ориентироваться в поликультурном мире, толерантно относиться к представителям разных народов, их культурному многообразию и ценностям. Иными словами, «гармонизировать любые бинарные оппозиции между этническими группами, реально сосуществующими в сегодняшней России, культурное пространство которой, если адекватно оценивать ситуацию, есть пространство многих и разнообразных пространств» (240. С.9).

Музыка служит уникальным по своей природе средством общения, коммуникации в социуме; она транслирует в мировом (или национальном) сообществе мысли, чувства, идеи, объединяющие самые различные слои населения. Между тем, многими учеными признается, что именно через познание иной культуры, в том числе музыкальной, человек становится более терпимым (толерантным) по отношению к народу данной культуры. Влияние музыки на толерантное поведение личности подтверждено различными социологическими и психологическими исследованиями в которых подчеркивается, что большой музыкальной кругозор облегчает общение и взаимопонимание между разными слоями общества, а одним из кирпичиков прочного социального мира может быть широкое и всеобщее музыкальное образование, психологически сближающее людей и обращающее «чужое» в «свое».

Культура (от лат.ситдга — возделывание, воспитание, образование, развитие, почтение), исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. (54)

В своей реальности культура есть результат всей деятельности человека, комплекс достижений человечества. Под культурой Егорычев A.M. понимает «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, а также в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе» (95.С.12). Образование в современном мире становится основным интегрирующим фактором и условием развития каждой личности и всего мирового сообщества. С его помощью происходит удовлетворение как индивидуальных, так и общественных потребностей. Через образование решаются важнейшие социо-культурные задачи: передача культурных и иных ценностей новым поколениям, создание условий устойчивого развития социума и непрерывности культурного развития общества, придание процессу социализации человека необходимых характеристик, свойственных конкретной национальной культуре. Образование это своего рода транслятор и трансформатор культурных ценностей новым поколениям, каждому члену сообщества. Следовательно, интеграционные процессы в образовательных системах, несмотря на известную противоречивость (государственных и межгосударственных), в целом выполняют функции освоения людьми мировой культуры, способствуют выработке единого мировоззрения. В социологическом плане культура сегодня осуществляет раскрытие и развитие творческого таланта целого народа и тем самым обеспечивает всестороннее проявление личности. Музыкальная культура всегда была выражением и отражением жизни человека, всей ее полноты, многосторонности сложной диалектики его души, его исканий и прорывов, она была «человеческой историей нации».

Прежде всего, в контексте нашего исследования, обобщение интернациональных музыкально-педагогических традиций как средство формирования профессионального опыта будущих учителей музыки, необходимо рассмотреть категорию «интеграция».

Интеграция — (лат. Integratio - восстановление, восполнение; от integer — целый); «понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию...» (108.С. 255). Существует и ряд других трактовок. Проследим, на наш взгляд, наиболее существенные, из них., «Применительно к образованию», — утверждал Б.Н. Кедров, — «под интеграцией следует понимать такую форму взаимодействия, которая предполагает наличие у разных областей знаний общих исследовательских задач, целей, проблем, а также специфической единой системы познавательных средств, необходимых для решения и реализации данных проблем и целей» (180. С2).

Историко-теоретические аспекты формирования фортепианной школы Белоруссии, Украины, Армении (конец XIX - начало XX вв.)

Искусство любой национальной культуры на том или ином этапе формирования и развития нуждается в том влиянии, в тех стимулах, которые отвечают ее внутренним потребностям, и особенно стимулирующее воздействие оказывает те произведения, в которых заключен сплав фольклорных истоков и актуальности содержания. Вместе с тем эволюция и взаимообогащение с мировой музыкальной культурой привели к созданию современного яркого мелодико-ритмического языка, своего собственного неповторимого стиля во многих национальных музыкальных культурах. Целесообразнее будет рассмотреть вопрос о национальном своеобразии - в чем и как оно проявляется.

В контексте нашей работы под национальным своеобразием понимается особенности сочетания для конкретного народа средств музыкальной выразительности: лад, ритм, инструментарий и т.д. (186. С. 17.). Говоря о национальном своеобразии музыки, возможно отличающее ее от других культур, стремясь найти нечто особенное, присущее именно данной культуре, можно выявить, какой оттенок вносит искусство того или иного народа в пеструю и многокрасочную картину общечеловеческой культуры. В музыкальном искусстве национальное своеобразие проявляется не столько в том, какие эмоции выражает музыка (радость, горе, любовь и т.д.), а каков характер этих эмоций. Именно это имел в виду А. Хачатурян, утверждая, что национальное проявляется не в том, что выражает музыка, а в том, как она это делает. (214. СП). На протяжении многих веков в народном музыкальном творчестве шел процесс отбора и закрепления тех музыкально-выразительных средств, которые в наибольшей степени отражали «слуховую настройку» народа, соответствовали его психическому складу, национальному характеру. «Фундаментально важные природные условия человеческой жизни, сказывающиеся и на социальном укладе, и на вековых культурных традициях, оказывают мощное воздействие на эмоциональный строй и колорит произведений искусства». (218. С.143). К примеру, национальный облик произведения улавливается, прежде всего, через мелодико-интонационный строй, ладовое, метроритмическое и тембровое своеобразие. В содержании музыки, как и любого другого вида искусства, различаются объект отражения (реальная действительность, в том числе чувства, переживания), субъект -(выражение личности художника), идея - (отношение художника к изображаемому, оценка его). Основное в содержании музыки - воплощение чувств, переживаний людей. Очень ясно эту особенность можно проследить в народных песнях. Достаточно незначительного изменения интонации, ритма, темпа, лада, тембра, чтобы мелодия стала иной по своему эмоциональному смыслу. Эта особенность обусловлена во многом интонационной природой музыки. Интонация - гибкий, чуткий выразитель эмоционального подтекста, темперамента. Специфическая интонационная (смысловая и эмоциональная) окраска есть в языке каждого народа. Ярче всего национальное своеобразие музыкального произведения выявляется в его мелодике. Именно здесь интонационная природа сказывается более ощутимо. Точнее будет сказать, что для национального облика произведения мелодия представляет собой единство идейного содержания (всегда выявляющего особенности национального мировосприятия) и специфических для его воплощения выразительных средств. Создавая песни, передавая из поколения в поколение, народ отбирает и закрепляет наиболее характерное, яркое, выражающее особенности его эстетического вкуса, мировосприятия. Поэтому когда подлинная народная песня попадает в профессиональное произведение, она придает ему неповторимый своеобразный колорит. С другой стороны, есть произведения, где не цитируются народные мелодии, и оно не теряет своей национальной определенности. Но мелодия, народная или оригинальная, сочиненная в духе народной, еще не определяет собой национального облика произведения композитора. Лад - один из наиболее национально колоритных элементов. Особенность ладовых оборотов имеет громадное значение, специфические ладовые обороты закрепляются в народной музыкальной практике и как традиция передаются, от поколения к поколению. Лад во многом определяет своеобразие мелодии. Гармонический язык, как и другие музыкально-выразительные средства, отражает особенности художественного мышления самого композитора и его мироощущение. В национальной культуре можно найти столько же индивидуальных гармонических «подчерков», сколько существует там ярких творческих фигур. Это подтверждено исследованиями классической музыки. Тембр так же часто является фактором национальным. Тембры народных инструментов сразу, вносят очень своеобразную и неповторимую «окраску» в музыкальном произведении. Стремясь определить национальный характер музыки, часто ссылаются на метроритм. Можно назвать многие культуры, обращающиеся к неравнодольным размерам (русская, болгарская, армянская, туркменская и др.). «В области ритмоструктур есть свои микромодели. К ним относятся характерные начала и окончания ритмо-формул, в которых, в свою очередь, запечатлевается своеобразное звучание национального языка, национальной речи». (218. С 210) Так, в армянской культуре в качестве таких микромоделей выступают сильны акценты на последний и предпоследний звуки мотива, в соответствии с национальной фонетикой языка.

Задачи и содержание констатирующего эксперимента

С целью выявления востребованности в современном образовании музыкального материала различных национальных музыкальных культур был проведен опрос педагогов и учащихся, студентов ТвГУ, музыкального и музыкально-педагогического колледжей Тверской области (500 человек) с помощью бесед, а также анкетирования (Анкета 1, Приложение 2).

Данный опрос показал, что существует большая потребность в изучении творчества композиторов, педагогов-музыкантов, исполнителей и использовании музыкального материала разных национальных школ, но нет учебных пособий, хрестоматий и др. изданий, содержащих этот материал. Большинство опрошенных (60%) ответило, что «используют и хотели бы получить больше знаний и активнее применять музыкальный материал разных национальных школ», 30% - «использовали бы, но нет знаний и материалов» и 10% - ответили отрицательно и «Не знаю».

Далее в параграфе раскрываются задачи и содержание констатирующего эксперимента проходившего в 2004-2005 г.г.(2 - ой семестр, I курс), а также приводится анализ данных, полученных в ходе первого этапа эксперимента.

Констатирующий этап проходил в двух группах, из числа студентов, обучающихся в ТвГУ по специальности 050601 — «Музыкальное образование». В экспериментальную группу (Э.Г.) мы привлекли студентов, занимающихся в классе педагога-исследователя, в количестве 15 человек. Все участники данной группы перед поступлением в университет окончили средние музыкальные учебные заведения (музыкально-педагогический колледж или музыкальные училища - разные отделения). Контрольная группа (К.Г.), имеющая тот же численный состав, была сформирована из студентов, обучающихся в классах других преподавателей. Студенты данной группы также получили среднее специальное образование. Необходимо отметить, что подобрать для проведения экспериментальной работы совершенно одинаковые группы не представлялось возможным, т. к. каждый обучающийся - это особая, неповторимая индивидуальность со своей профессиональной базой. Равенство подготовленности студентов настолько, насколько можно говорить о равенстве индивидуальностей. Для отбора студентов в экспериментальную и контрольную группы явились и следующие критерии:

Представление о будущей профессионально-педагогической деятельности в качестве учителя музыки, педагога-музыканта;

Наличие постоянной работы в этом качестве (педагога);

Интерес к проведению эксперимента.

В контексте нашего исследования мы рассматривали формирование музыкального компонента профессионального опыта будущего учителя музыки, той части, которая связанна с обобщением интернациональных музыкально-педагогических традиций.

Целью констатирующего этапа эксперимента являлось определение исходного уровня сформированности музыкального компонента профессионального опыта будущих учителей музыки

Задачи констатирующего этапа эксперимента:

1. изучить учебную документацию (учебные планы и программ подготовки педагогов-музыкантов в среднем и высших учебных заведениях, а также программы обучения в музыкальных школах по специальности «Фортепиано» и т.д.);

2. разработать критерии и соответствующие им уровни сформированности музыкального компонента профессионального опыта будущих учителей музыки;

3. выявить исходный уровень сформированности музыкального компонента профессионального опыта будущих учителей музыки (связанного с обобщением интернациональных музыкально-педагогических традиций);

Для реализации поставленных задач на констатирующем этапе мы использовали следующие методы: педагогическое наблюдение, собеседование, анкетирование, анализ учебной документации, математический анализ данных эксперимента.

Для выявления исходного уровня сформированности музыкального компонента профессионального опыта будущего учителя музыки (связанного с обобщением интернациональных музыкально-педагогических традиций) нами были обоснованны следующие критерии:

Похожие диссертации на Обобщение интернациональных музыкально-педагогических традиций как средство формирования профессионального опыта будущих учителей музыки