Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование умений и навыков студентов средствами народных традиций художественной обработки древесины Самойлова Татьяна Валентиновна

Формирование умений и навыков студентов средствами народных традиций художественной обработки древесины
<
Формирование умений и навыков студентов средствами народных традиций художественной обработки древесины Формирование умений и навыков студентов средствами народных традиций художественной обработки древесины Формирование умений и навыков студентов средствами народных традиций художественной обработки древесины Формирование умений и навыков студентов средствами народных традиций художественной обработки древесины Формирование умений и навыков студентов средствами народных традиций художественной обработки древесины Формирование умений и навыков студентов средствами народных традиций художественной обработки древесины Формирование умений и навыков студентов средствами народных традиций художественной обработки древесины Формирование умений и навыков студентов средствами народных традиций художественной обработки древесины Формирование умений и навыков студентов средствами народных традиций художественной обработки древесины
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Самойлова Татьяна Валентиновна. Формирование умений и навыков студентов средствами народных традиций художественной обработки древесины : 13.00.02 Самойлова, Татьяна Валентиновна Формирование умений и навыков студентов средствами народных традиций художественной обработки древесины (По материалам подготовки учителей труда в системе среднего профессионального образования) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Ор#л, 2005 214 с. РГБ ОД, 61:06-13/824

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛЬСИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ 14

1.1 Народные традиции в художественной обработке древесины 14

1.2 Научно — методические основы формирования умений и навыков как средство подготовки студентов СПО 36

1.3 Психолого-педагогическая система формирования умений и навыков студентов с использованием народных традиций художественной обработки древесины 51

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 62

ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ 64

2.1 Методическая система организации проведения занятий по художественной обработке древесины в процессе формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования 64

2.2 Экспериментальная проверка методической системы формирования умений и навыков студентов СПО средствами художественной обработки древесины с использованием народных традиций 126

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 171

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 173

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 175

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 193

ПРИЛОЖЕНИЕ II 200

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность

Современный человек имеет достаточно широкий кругозор возможностей, чтобы удовлетворить свои эстетические потребности. Через приобщение к народным традициям художественной обработки древесины у студентов возникает осознание красоты окружающего мира, развиваются эстетические и нравственные начала, присущие человеку.

Одним из способов решения данной проблемы является привлечение студентов на занятия по художественной обработке древесины как одного из действенных средств эстетического воспитания и художественного образования, развития у студентов творческих способностей, приобретения необходимого уровня знаний о народных традициях художественной обработки древесины и формирования умений и навыков, способствующих лучшему усвоению смежных дисциплин.

Решение интересующей нас проблемы невозможно без изучения научных трудов, имеющих к ней непосредственное отношение.

Немаловажную роль в освещении вопросов, касающихся особенностей народных традиций художественной обработки древесины, их истоков и становления нам оказали работы ученых, искусствоведов, этнографов, археологов: Л.С. Алешиной, ЮА. Арбат, В.А. Барадулина, И.Я. Богуславской, В.М. Василенко, В.Г. Власова, Г.Л. Дайна, Л.С. Журавлевой М.А. Ильина, Н.И. Каплан, М.А. Некрасовой, Шкаровской Н.С. и др.

В вопросах приобщения молодого поколения к народной культуре и ис-кусству,формирование личности средствами декоративно-прикладного искусства (ДНИ -данное сокращение в дальнейшем тексте сохраняется),в частности художественной обработкой древесины данное исследование опирается на научные труды: Л.Н. Даниловой,Е.И. Забелиной,Н.П. Костерина,В.П. Липского, С.Н. Новикова,А.С. Хворостова,Т.Я. Шпикаловой, и др.

При рассмотрении вопросов по теории и методики формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования (СПО- данное сокращение в дальнейшем тексте сохраняется) средствами художественной обработки древесины с использованием народных традиций данное исследование опирается на труды: А.А. Абросимовой, А.Ф. Афанасьева, Л.Г. Алферова, М.В. Бузинова, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернер, Л. А. Логачевой, Т.А. Матвеевой, Г.В. Потапова, М.С. Соколовой и др.

Неоценимую помощь в разработке методической системы формирования умений и навыков студентов СПО оказали фундаментальные положения отечественной психологии, которые разрабатывали Л.С. Выготский, З.И. Васильева, П.Я. Гальперин,В.С. Кузин, А.Н. Леонтьев, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, П.М. Якобсон и др.

При исследовании направленном на изучение результатов образовательного процесса и оценке приобретаемых знаний студентами мы опирались на труды М.И. Грабаря, Р.И. Жуковской, К.А. Краснянской, Д.В. Люсина, Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова и др.

В научных трудах исследователей В.И. Козлова, Т.С. Комаровой, B.C. Кузина, Т.Я. Шпикаловой и др. рассматриваются проблемы сохранения народных традиций посредством приобщения молодого поколения к ДНИ и в частности к художественной обработке древесины как средства формирования их умений и навыков в общей системе учебно-воспитательного процесса специальных учебных заведений (художественных училищ, колледжей и художественно-графических факультетов Вузов).

Проблема использования народных традиций художественной обработки древесины исследована не достаточно широко,поэтому требует теоретических и практических разработок,направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях СПО.Нами была предпринята попытка исследовать влияние народных традиций художественной обработки древесины на формирование умений и навыков студентов СПО.

Теоретический анализ состояния проблемы позволил сформулировать проблему исследования существует противоречие между имеющимися у студентов СПО желанием и стремлением к приобретению и формирова нию знаний, умений и навыков по художественной обработке древесины с сохранением народных традиций и трудностями :- в достижении профессионального уровня приобретаемых умений и навыков посредством народных традиций художественной обработки древесины, используемых на занятиях по дисциплине ДЛИ в рамках традиционного учебного процесс-са в связи с очень малым выделением в учебном плане количества часов (36 на 3-м курсе, и 64 на 4-м, на 1 и 2 курсы часы не выделяются совсем) на данную дисциплину;- в отсутствии возможности углубленного изучения народных традиций художественной обработки древесины на дополнительных кружковых занятиях; связанных с отсутствием научно-обоснованной методической системы.

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что в процессе профессиональной подготовки студентов СПО преподавание художественной обработки древесины имеет определенное значение для развития таких их качеств, как потребность в творческой деятельности, художественно- образное мышление, обогащенное специальным опытом ДЛИ.

Направление интересов студентов СПО в русло познания народных традиций художественной обработкой древесины является важным фактором, влияющим на сохранение и преемственность древнейших народных промыслов как Хохлома и Городец,богородская и абрамцево-кудринская резьба и др.

Стоит отметить,что в настоящее время многие учебные заведения сталкиваются с проблемой реализации инновационных процессов в подготовке квалифицированных специалистов, например, преподавателей труда и модельеров-конструкторов то время когда в учебном плане на дисциплины художественно-эстетического направления отводится минимальное количество часов, что предполагает поверхностное изучение ДЛИ, не углубляясь в суть конкретного направления, поэтому существует проблема качества подготовки специалистов.С развитием и использованием современных интеллектуальных обучающих систем, дающих больше теоретическую подготовку, студенты лишаются возможности приобретения практических умений и навыков.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке методической системы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования средствами художественной обработки древесины с использованием народных традиций.

Объект исследования : процесс формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования с использованием народных традиций по художественной обработке древесины во внеклассной работе со студентами СПО.

Предмет исследования: содержание и методы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования по художественной обработке древесины.

Гипотеза исследования: занятия по художественной обработке древесины с использованием народных традиций могут служить эффективным средством формирования умений и навыков студентов СПО при изучении специальных дисциплин , если в воспитательном процессе формирования умений и навыков студентов СПО будут соблюдаться следующие педагогические условия:

- поддержание у студентов устойчивого интереса к предмету путем создания благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях по художественной обработке древесины,

-использование содержательного учебного материала,вариативности в при -менении методов и средств обучения,предоставления студентам возможности работы с разнообразными видами художественной обработки древесины;

- осуществление педагогического воздействия на систему мотивационно -ценностных ориентации студентов путем разработки содержания обучения с учетом его направленности на будущую профессиональную деятельность;

- формирование у студентов умений и навыков, необходимых для грамотного выполнения творческих заданий по художественной обработке древесины на высоком художественном и техническом уровне;

использование в обучении эффективных методов и средств, способствующих формированию умений и навыков студентов СПО по художественной обработке древесины на основе народных традиций при выполнении учебно-творческих заданий;

- рассмотрение процесса формирования умений и навыков студентов СПО по художественной обработке древесины с использованием народных традиций как части целостного процесса формирования личности студента;

- применение анализа и отбора исторического материала по художественной обработке древесины, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования при разработке рабочих программ;

- использование на занятиях по художественной обработке древесины наглядного материала, методических плакатов; художественных изделий, иллюстраций, технических средств обучения.

осуществление педагогического руководства учебно-творческой деятельностью на занятиях по художественной обработке древесины на основе народных традиций с применением контроля за процессом выполнения практических заданий студентами и оценки результатов их труда с учетом особенностей каждого студента и предоставлением им возможности для достижения успехов в преодолен ии трудностей, максимального проявления способностей, умений и навыков в техническом мастерстве по художественной обработке и древесины.

В соответствии с нашей гипотезой предполагается разработка методической системы для решения проблемы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования средствами народных традиций художественной обработки древесины включает в себя:

а) цели, задачи и содержание формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования средствами народных традиций художественной обработки древесины;

б) дидактические принципы, формы проведения занятий, методы, методические приемы;

в) средства обеспечения учебно-воспитательных и формирующих процессов на занятиях по художественной обработке древесины на основе народных традиций (ТСО, наглядные пособия и т.д.)

Задачи исследования:

1.Изучить современное состояние проблемы формирования умений и навыков студентов СПО с использованием народных традиций. 2.Выявить степень сформирования эстетического восприятия студентов СПО в процессе освоения основ народных традиций художественной обработки древесины.

3. Разработать критерии оценки уровня сформированности умений и навыков студентов СПО на занятиях по художественной обработке древесины с использованием народных традиций .

4. Выявить методы и приемы обучения, способствующие формированию умений и навыков студентов СПО средствами художественной обработки древесины с сохранением народных традициях.

5. Разработать структуру и содержание обучения студентов основам художественной обработки древесины на основе народных традиций.

6. Осуществить экспериментальную проверку эффективности предполагаемой методической системы формирования умений и навыков средствами художественной обработки древесины в народных традициях.

Методологическую основу исследования составили общие методологические принципы отечественной педагогической науки:

- теория культурно- исторического развития личности (Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В.А. Сластенина);

- научные разработки по проблемам использования изобразительного и декоративно-прикладного искусства в общей системе учебно-воспитательного процесса (Т.С.Комаровой, В.И.Козлова, В.С.Кузина, А.С.Хворостова, Т.Я.Шпикаловой, Е.В. Шорохова и др.).

- теоретические труды по педагогике искусства ( Б.Т. Лихачева, Л.В. Занкова, В.А. Сухомлинского и др.).

- анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, монографий по педагогике, психологии, народному искусству, исторических и архивных документов, диссертационных исследований; изучение литературы по истории возникновения и становления ДНИ по художественной обработке древесины; анализ программ СПО, программ кружков, факультативов, учебной документации; изучение информации периодических изданий; педагогические наблюдения; изучение продуктов творческой деятельности студентов по художественной обработки древесины; анализ качества усвоения нового материала; анализ практических работ студентов; изучение творчества мастеров народных художественных промыслов; изучение технологической обработки материалов, доступных студентам СПО; опытно-экспериментальная работа; проведение диагностических исследований, анкетирование, беседа, тестирование; анализ результатов исследования.

В рамках проводимого исследования рассматривались три возрастных уровня студентов среднего профессионального образования 2,3,4 курсов ,с последующим усложнением программных требований. Внимание уделялось изучению влияния народных традиций художественной обработки древесины на формирование умений и навыков студентов СПО.

При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- метод теоретического анализа: изучение и анализ научной литературы по искусствоведению , педагогике, психологии, философии, эстетике, народным традициям по художественной обработке древесины, по истории ДНИ и истории народных художественных промыслов и т.п.;

- психолого-педагогический эксперимент, выявление оптимальных форм и методов организации внеклассных занятий;

- наблюдение за формированием умений и навыков студентов СПО на внеклассных занятиях по художественной обработке древесины с использованием народных традиций;

анализ продуктов деятельности студентов. Этапы исследования. I этап (2000-2001): Теоретическое изучение проблемы исследования, анализ практической педагогической деятельности, определение цели и задач педагогического эксперимента. Анализ содержания теории и практики курса художественной обработки древесины в учебных заведения СПО.

Определялись исходные данные исследования, его предмет, задачи, рабочая гипотеза и методы экспериментальной работы.

II этап ( 2001-2002): Проведение формирующего эксперимента с целью исследования художественной подготовленности студентов СПО по художественной обработке, древесины с использованием народных традиций. Определялись формы и методы формирования умений и навыков студентов СПО по художественной обработке древесины.

Проводилось контрольное исследование процесса формирования и развития умений и навыков студентов по художественной обработке древесины.

III этап(2002-2003);Разработан и проведен контрольный эксперимент, показывающий эффективность разработанной методической системы занятий по художественной обработке древесины и результативность примененных методов. В этот период систематизировался и обобщался полученный материал, проверялись выводы и методические рекомендации.

Научная новизна : дано психолого-педагогическое обоснование возможностей формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования средствами народных традиций художественной обработки древесины; разработаны критерии оценки умений и навыков у студентов СПО на занятиях по художественной обработки древесины с использованием народных традиций; выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие наиболее эффективное формирование умений и навыков студентов СПО на занятиях по художественной обработке древесины на основе народных традиций. Разработанная нами методическая система формирования умений и навыков студентов СПО с учетом специфики и технологических возможностей обработки древесных материалов с использованием народных традиций на занятиях по художественной обработке древесины.

Эффективность данной методической системы связана с тем, что в ней в определенной последовательности и взаимодействии используются отобранные нами из известных в педагогике: принципы, формы, методы и методические приемы, которые работают на реализацию сформированных нами целей, задач и содержания формирования умений и навыков студентов СПО средствами народных традиций художественной обработки древесины (авторская экспериментальная программа).

Теоретическая значимость результатов исследования.

Решена значительная научно-педагогическая задача:

- разработаны научно-методические основы формирования умений и навыков студентов СПО направленных на эстетическое воспитание, художественное образование и развитие творческих способностей студентов СПО в процессе внеклассных занятий с сохранением народных традиций художественной обработки древесины;

- теоретически и экспериментально проверены педагогические условия, методическая система эффективности формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования средствами народных традиций художественной обработки древесины.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что обоснованные и раскрытые особенности формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования средствами народных традиций на занятиях по художественной обработке древесины и предложенные методы их развития могут быть использованы в средних профессиональных учебных заведениях,а так же при разработке новых учебных программ по данному направлению и при создании учебных пособий. Обоснованность и достоверность исследования подтверждается опорой на научные достижения в области педагогики,психологии,искусствознания, уча стием автора в опытно экспериментальной работе,объективным анализом учебных и творческих заданий, тестов, художественно-творческих работ сту-дентов,сопоставлением исходных и конечных результатов экспериментального исследования с применением апробированных методик,методов статистической обработки данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Разработанные рабочие программы, календарно-тематические планы, методические рекомендации, тесты по художественной обработке древесины с использованием народных традиций апробированы в Мценском филиале Орловского государственного технического университета в группах СПО. Материалы исследования обсуждались на заседаниях научно-методического совета Мценского филиала Орловского государственного университета; результаты докладывались на научно-практических конференциях художественно-графических факультетов, Курского государственного педагогического унив-ерситета,Липецкого государственного университета,Орловского государственного университета;на научно-методических семинарах Ливенского филиала Орловского государственного технического университета ,февраль 2003г.;март,2004г.,на всероссийской научно-практической конференции Орловского государственного технического университета (5-6 февраля,2004).

Для аналитической обработки накопленного материала и практического опыта формирования умений и навыков студентов СПО по художественной обработке древесины на основе народных традиций,была проведена опытно-эк-спериментальная работа,которая проходила во Мценскомфилиале Орловс-кого технического государственного университета в группах СПО в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Итоги эксперимента подтвердили гипотезу исследования о том, что занятия по художественной обработке древесины с использованием народных традиций могут служить эффективным средством формирования умений и навыков студентов СПО.

На защиту выносятся:

1. Характеристика формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования средствами народных традиций художественной обработки древесины в зависимости от индивидуальных качеств и возрастных особенностей студентов;

2.Теоретическое обоснование условий и методов формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования средствами народных традиций художественной обработки древесины; 3. Критерии измерения уровня сформированное™ умений и навыков студентов СПО на занятиях по художественной обработке древесины с использованием народных традиций: критерии оценки умений и навыков студентов по художественной обработке древесины:

- сформированность теоретических знаний и художественно-практических умений и навыков по художественной обработке древесины;

- уровень выполнения заданий с учетом грамотности, выразительности, технического мастерства и качества работы;

- сформированность эстетического восприятия студентов в процессе использования народных традиций художественной обработки древесины 4.Методическая система,которая включает в себя цели,задачи и содержа-ние,дидактические принципы,формы проведения занятий,методы и методические приемы,средства обеспечения процессов занятий по формированию умений и навыков студентов среднего профессионального образования на занятиях по художественной обработке древесины на основе народных традиций.

Основные положения исследования отражены в публикациях автора.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 2 глав, выводов, библиографического списка и приложений. Работа содержит таблицы, иллюстрирована схемами, рисунками.

Народные традиции в художественной обработке древесины

В декоративно-прикладном искусстве всегда наиболее свободно непосредственно отражались глубинные народные представления о прекрасном как эстетическом и даже этическом выражении важнейших законов и норм жизни. Поэтому очень важно не дать заглохнуть наметившемуся, в наше время, движению по сохранению народных корней декоративно-прикладного творчества.

Произведения древнего мастерства изучались главным образом, как ремесленное изделие, а не как область духовной культуры. Очень часто происходила недооценка народного искусства - искусства русской деревни. Во всех вещах, вышедших из рук простого деревенского мастера вставал яркий и сильный художественный образ, где ощущалось дыхание жизни, где было то, что исходило от земли, на которой жил и творил он. Русское декоративно-прикладное искусство, возникшее на основе народного творчества, создало художественные ценности мирового значения, пронизанные высокими гуманистическими идеалами.

Развитие русского искусства и архитектуры тесно связано с развитием художественной обработки древесины, которая отражалась в архитектурных памятниках, затейливой резьбе, прекрасной бытовой утвари еще древних славян (IX - X вв.), которые занимались резьбой и росписью по дереву. Обилие лесов делало дерево самым доступным, удобным в обработке и использовании материалом. Из дерева рубили избу, делали для ребенка колыбель и игрушки, для женщин - прялку и веретено, для праздничного стола -ковш им солоницу, для езды - сани и дугу. Все предметы были прочными, удобными и красивыми. Изготавливались они из сосны или ели, лиственницы или березы, дуба или клена. С древних времен мастера стремились найти определенный ритм и сочетание узоров, чтобы дерево ожило и излучало тепло. Сама природа и веками сложившиеся традиции подсказывали резчику и живописцу форму предмета, рисунок узора. Как уже отмечалось, в мире народных образов все имело свой смысл. Так круг символизировал солнце; волнистые линии - воду; полоски , борозды -поле. Мастера тонко чувствовали материал, и часто использовали такие изобразительные мотивы как - образ птицы или коня, что было связано с культом животных. Образ птицы занимал значительное место в народном искусстве. Чаще это был лебедь, который олицетворял водную стихию и одновременно весну, а также считался вестником беды и радости. Среди животных особенно почитающийся конь - был символом солнца. На самых разных предметах народные умельцы использовали также изображения сказочных персонажей -львов, наяд, русалок, единорогов и других сказочных чудовищ, исполняя их в резьбе или росписи. Важным центром искусства художественной обработки древесины в Древней Руси были Киев и Великий Новгород. Новгородское искусство обработки дерева достигло своего расцвета в XII -XIV вв.. Ему было характерно развитие городской усадьбы, объединяющей двор, различные служебные и производственные постройки (погреба, бани, скотницы и т.п.) с жилыми постройками. Обязательной принадлежностью жилого строения были сени, которые создавали тепловоздушный шлюз перед входом в жилое помещение. Перед сенями было крыльцо, которое художественно оформлялось (Приложение 1,рис.1). Его оформление зависело от того, кому принадлежал дом, простому ремесленнику или зажиточному горожанину. От этого же зависел и интерьер того или иного дома. Жилье простого ремесленника отличалось простотой конструкции предметов, составлявших интерьер его помещения, в виде оструганных, отскобленных досок, из которых были сделаны стол, лавки, кровать и т.п.

Интерьер же зажиточного горожанина был иным. Помещения отличались большими размерами и богатыми, пышным оформлением. Эти помещения часто имели опоры-столбы (колонны), украшенные резьбой. Вся мебель украшалась орнаментами и ажурной резьбой. Мебель была массивной. Резной декор типа росписи или инкрустации имел плоский характер. Мелкие изделия вытачивали и покрывали объемной резьбой.

В Новгороде использовали такие приемы решения орнамента как: прямоугольники, круги, завитки, плетения и их сочетания, которые применяли на резных креслах и посуде. Новгородская школа выделялась логичностью и ясностью общего композиционного решения.

Например, кресло (Приложение I, рис.2) новгородской работы XVI века, одно из сохранившихся до нашего времени. Это простая конструкция, составленная из прямоугольных звеньев, вогнутыми подлокотниками и слегка закругленной спинкой. Строго выдержаны пропорции всей частей. Спинка и подлокотники украшены сквозной резьбой. Излюбленные новгородскими резчиками растительные мотивы можно увидеть в украшении подстолья XVII века (Приложение I, рис.3) близких по стилю. Им свойственна выдержанность стиля, связанная как с формой изделия, так и с его назначением.

Резьба в русских работах XV в. и последующих веков, как в убранстве, так и на мебели и бытовых предметах зачищалась в меру и не всегда: «как бы сохраняла следы руки мастера». В этот период выделяется в самостоятельную, профессия мебельщика, где широко использовались архитектурные мотивы. Царги стульев и столов приобретают вид арок, ножки стульев часто решаются как колонны или столбы, опоры кончаются каблучками. Вместо сплошных спинок вводятся - ажурные, что говорит об усилении декоративного эффекта. Мебель массивная, прочная, украшенная резьбой, инкрустацией и росписью.

Психолого-педагогическая система формирования умений и навыков студентов с использованием народных традиций художественной обработки древесины

В формировании умений и навыков по художественной обработке древесины у студентов СПО в процессе внеклассных занятий с использованием народных традиций огромное влияние оказывают элементы педагогической психологии, предметом которой являются психологические аспекты воспитания молодежи, закономерно способствующие формированию нравственного сознания, чувств и поведения обучающихся.

Центральное место в проблематике психологии формирования умений и навыков студентов по художественной обработке древесины занимает изучение процесса усвоения знаний. Процесс усвоения знаний в данной области изучается в тесной связи с применением знаний на практике, поскольку важнейшим условием подлинного усвоения является самостоятельное оперирование студентами, полученными знаниями.

Ведь знание - продукт познания предметов и явлений действительности, верное ее отражение в мышлении человека. Оно выступает в виде понятий, законов, принципов, суждений. Знание бывает эмпирическим, выведенным из опыта, практики и теоретическим, отражающим закономерные связи и отношения. В педагогическом смысле знание - есть понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные знания отличаются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.

Формирование прочных усвоенных знаний студентами возможен только, если преподаватель уделяет внимание закреплению их знаний. Одним из важных моментов является прочное закрепление знаний благодаря постоянному использованию в новых работах того, что было изучено ранее.

В практике формирования умений и навыков по художественной обработке древесины с использованием народных традиций выделяется время для закрепления знаний. С этой целью проводятся беседы, во время которой повторяется главное и существенное, проверяется понимание и запоминание студентами нового материала ( во многих случаях - в связи с изученным ранее). Самый действенный способ закрепления знаний - их применение. С этой целью ,студентами выполняются упражнения и задачи практического характера. Повторно выполняемые задания по выполнению элементов художественной резьбы или росписи является не просто демонстрацией первоначально приобретенных знаний, но и углублением прежних знаний благодаря осознанию их связей с вновь приобретаемыми.

Прочность усвоения знаний обеспечивает такое созданное психолого-педагогическое условие как организация процесса формирования умений и навыков таким образом, чтобы у студентов возникала потребность длительно сохранить усваиваемые знания и формируемые умения и навыки, а так же способы их использования.

Основой прочных знаний является их систематичность и последовательность. Знания, не объединенные в те или иные научно -обоснованные системы, усваиваются студентами с большим трудом и зачастую весьма непрочно. Однако и не следует считать, что если преподносимый материал систематичен и последователен, то он должен быть полностью и с одинаковой степенью прочности усвоен студентами на длительный срок. Так как в системе данной дисциплины как художественная обработка древесины имеются знания более общего и более частного характера. Это соотношение определяется структурой преподавания данной дисциплины. В ее содержании выделяются основные понятия и закономерности, последовательное овладение которыми формирует систему знаний студентов в данной науке.

Одним из важнейших условий прочности усвоения знаний является правильная организация деятельности памяти обучающимися , в частности способов запоминания и повторения. Проблему организации умственной деятельности, в частности работу памяти, делает все более актуальной также рост объема информации, получаемый студентами. Эффективность изученного материала и его прочность возможна, если в процессе запоминания, и в процессе повторения перед студентами каждый раз ставится не только общая цель - закрепить данный учебный материал, но и ряд частных целей. Приемы реализации этих дополнительных задач могут быть разные. Так, в одних случаях внимание обращается на закономерную последовательность в изложении материала, в других -акцент делается на основных выводах и подборе примеров, иллюстрирующих их. Но не содержавшихся в ранее сообщенном материале.

Аналогично целесообразно использовать и систему упражнений по закреплению не только знаний , но и умений. Так как упражнение есть повторное выполнение действия с целью его усвоения. Упражнение является процедурой. В рамках которой осуществляются все компоненты процесса формирования умений и навыков студентов- уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация, что в итоге приводит к полному овладению действием и превращению его в зависимости от достигнутой меры автоматизации в умение или навык.

Методическая система организации проведения занятий по художественной обработке древесины в процессе формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования

Формы организации процесса формирования умений и навыков студентов СПО (среднего профессионального образования) раскрывается через способы взаимодействия преподавателя со студентами при решении воспитательных задач. Они решаются посредством различных путей управления деятельностью, общения, отношением. В рамках последних реализуется содержание, технологии, стили, методы и средства формирования умений и навыков. Ведущими формами организации процесса формирования умений и навыков студентов СПО являются практическое занятие и лекция. Одна и та же форма организации занятий способна изменять структуру и модификацию, в зависимости от задач и методов работы. В переводе с латинского ( lectio) слово лекция означает - « чтение». Эта форма приобретения знаний, умений и навыков зародилась еще в древней Греции, получив дальнейшее развитие в Древнем Риме и в Средние века. В настоящее время лекция - это одна из приемлемых форм организации процесса занятиях студентов СПО по художественной обработке древесины в границах нового образовательного пространства как филиалы вузов с разными образовательными ступенями, в данном конкретном случае - Мценском филиале Орловского государственного технического университета. Лекция как логическое стройное, систематически последовательное и ясное изложение того или иного научного вопроса, сопровождается демонстрацией наглядных пособий. Лекция - это форма творческого общения с аудиторией, позволяющая передавать студентам некоторой объем учебной информации и вместе с тем создать предпосылки для развития у них творческого мышления. Живой и непосредственный контакт со слушателями. Эмоциональная окраска лекции, убежденность лектора, его личное обаяние играют колоссальную роль в формировании личности студента. Данная форма формирования умений и навыков студентов по художественной обработке древесины, как лекция, таит в себе большие педагогические возможности. В результате проведенной нами экспериментальной проверки выясни лось, что для студентов лекция- это экономный способ получения основ знания. А так же лекция делает для студентов непонятное - понятным, сложное простым, скучное интересным. Она прививает умения работать с книгой и в конечном итоге всегда должна обращать студентов к книге, как источнику новых знаний. Основной целью проведенных нами лекции - было формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами излагаемого материала и обобщение на более высокой ступени понимания материала, проработанного самостоятельно. Проведенные нами лекции осуществляли в процессе формирования умений и навыков студентов определенные функции: информативную, ориентирующую, методологическую, развивающую и воспитывающую. Информативная функция лекции выражалась в передаче слушателем, в соответствии с конкретными ее задачами, специально отобранного и особым способом структурированного излагаемого материала, который включает в себя основные научные факты, положения, выводы без развернутой системы доказательств, знакомит с главными идеями и направлениями развития данной области научного знания. Лекция способствовала созданию у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения информации, акцентировала их внимание на важнейшие научно- теоретических и практических положениях, вызывала желание сравнивать и анализировать разные научные направления, теории, поддерживала у студентов интерес к научно-исследовательской работе, способствовала формированию установки на последующую самостоятельную деятельность и установки связи между всеми видами учебных занятий. Методологическая функция лекции ориентированная на формирование мировоззрения студентов, что в свою очередь являлась основой формирования у них научно-теоретического мышления. Для этого в ходе лекции раскрывались, сравнивались и сопоставлялись методы исследования, выявлялись общие подходы и принципы научного поиска. Важно было сформировать у студентов определенный способ мышления, приемы умственной деятельности. В этом состояла развивающая функция занятий по художественной обработке древесины. Она играла важнейшую роль в формировании личности студента, отвечающей требованиям нашего времени - личности творческой, созидающей, интеллигентной. В формировании личности молодого человека большую роль играет и воспитывающая функция занятий, которую мы так же реализовывали на лекции. В основу классификации типов современных лекций были положены дидактические цели, так как от них всецело зависело содержание лекции. На этом основании выделялись следующие виды лекций: вводные, тематические, обзорно-заключительные.

Похожие диссертации на Формирование умений и навыков студентов средствами народных традиций художественной обработки древесины