Содержание к диссертации
Введение 3
Глава I. РОЛЬ ПЕЧАТНОЙ ГРАФИД В 05 СТЕШЕ ПОДГОТОВКИ
§ I. Принципы обучения искусству графики на ХГФ ГО
§ 2. Краткая история становления школ печатной графики 21
§ 3. Методика обучения эстампу на ХГФ и основные направления ее совершенствования 50
Выводы к Г главе 61
Глава II. ИССЭДОБАНИЁ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ХГФ В ГРАФИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ (экспериментальная глава)
§ I. Содержание и методы обучения студентов ХГФ эстампу на занятиях по печатной графике 63
§ 2. Формирование умений и навыков у студентов ХГФ при освоении ими техники печати 7&
§ 3. Система и методы обучения искусству печатной графики для ХГФ 115
Выводы к П главе 124
Глава III. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСКУССТВУ ПЕЧАТНОЙ ГРАНКИ СТУДЕНТОВ ХГФ
§ I. Организация и правила размещения рабочих мест и оборудования в графической мастерской 127
§ 2. Теория подготовки студентов на спецкурсе... 132
§ 3. Теория подготовки студентов на спец практикуме 149
§ 4. Работа студентов в кружке по изучению основ изготовления эстампа 159
Выводы к Ш главе 166
Заключение 169
Литература 173
Приложение
Введение к работе
Воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и раскрытия потенциальных возможностей каждой личности есть основная и самая ответственная задача нашего общества. В системе индивидуального становления личности -как человека всесторонне развитого, не последнее место занимает эстетическое воспитание на базе тех духовных пластов, которые накопило человечество за время своего развития. В цепочке фундаментальных основ воспитания человека в образовательной школе важную роль играет воздействие средствами изобразительного искусства, в частности средствами графики.
Занятия печатной графикой в школе помогают ученику активно развивать свои природные способности. Однако, существует острая нехватка квалифицированных специалистов, способных решать эти задачи в школе.
В современной педагогической науке ведутся интенсивные исследования путей совершенствования учебного и воспитательного процесса. Проблема творческой активности рассматривается в условиях определенно построенных занятий, совокупности методов обучения и направленного усложнения упражнений (в частности печатной графики).
Проблема развития творческих способностей не будет достаточно решена в отрыве от конкретных учебных задач, в частности - обучении эстампу. Требуется широкий аспект всех сторон деятельности обучаемых.
Известно, что печатная графика входит в арсенал рисунка, как самостоятельный вид изобразительного искусства. В программу обучения студентов на художественно-графическом факультете пединститута (ХШ), решая вопросы развития художественно-творческих способностей студентов, бьш включен эстамп, как вспомогательная дисциплина. Он тесно связан с формированием и закреплением умений и навыков академического рисунка и входит составной частью в общий строй дисциплин на ХГФ, обязательных для современной подготовки будущего учителя средней школы. Оцнако» никаких пособий, учебников, связанных со спецификой подготовки художника-педагога по графике не существует, поэтому наше исследование решает задачу повышения внимания педагогов к работе студентов над эстампами.
Актуальность темы подтверждается тем, что исследование вопросов обучения печатной графике отмечаются крайне малым количеством работ Ц.А.РовинскиЙ, Э.Ф.Голлербах, И.Н.Павлов, М.В.Маторин, П.И.Суворов, В.И.Шистко, Б.Й.Клабуновский). Сре-Ди трудов названных авторов нет исследований по проблемам методики обучения, кроме диссертации Киабуновского. Выявление методом обучения и формирования умений и навыков работы над эстампом имеет большое значение. Это позволит активизировать творческую деятельность студента, усилить внимание к изучению рисунка и других специальных предметов. Занятия эстампом позволяет воспитывать художника-педагога с широким кругозором творческого мышления, художественным отношением к окружающему миру.
Цель исследования - разработать основные методы и формы обучения эстампу в графической мастерской на художественно - 5 графических факультетах, выявив при этом взаимосвязь между учебной деятельностью во время работы над эстампом и деятельностью при изучении других предметов.
Объект исследования - учебно-творческая деятельность студентов ХГФ на занятиях печатной графикой.
Предметом исследования является поиск эффективных методов формирования умений и навыков в работе над эстампом у студентов ХГФ.
Задачи исследований - изучить состояние обучения эстампу в системе специального художественного и педагогического образования, проследить историю развития обучения печатной графике, разработать методы исследования: - отметить исходные уровни умений у студентов, начинающих работать в эстампе. Найти приемы и методы решения учебно-творческих задач в начальных упражнениях;
- выявить основные направления педагогического воздействия с целью успешного овладения приемами работы над различными видами графики. Отметить качественные показатели уровня умений и навыков у студентов, прошедших курс обучения.
Нами предложена следующая гипотеза исследования: Методика обучения печатной графике на художественно-графическом факультете пединститута, в основу которой положено поэтапное формирование умений и навыков посредством специально разработанных упражнений, значительно активизирует художественно-образное мышление студентов;
- целенаправленное и систематическое применение умений
и навыков с других предметов в наших упражнениях, составленных по принципу от простого к сложному ускорит профессиональную подготовку студентов по эстампу.
Основными условиями для реализации гипотезы являются:
- целенаправленное руководство деятельностью студента со стороны педагога;
- педагог должен быть высококвалифицированным специалистом в области эстампа;
- обязательное выполнение принципа индивидуального подхода к каждому обучаемому;
- выполнение основных технологических условий изготовления эстампа.
Методы исследования: были изучены и сделан критический анализ специальной литературы по эстетике, философии, психологии, педагогике, теории изобразительного искусства, теории и методике рисунка и печатной графики, литературы по истории вопроса.
Были проанализированы программы ХГФ педагогических институтов по изучению эстампа, сравнены программы, действовавшие в -графической мастерской с 1968 г., 1983 г., 1985 г. и программ специальных учебных заведений - им. Сурикова, им. Репина, Полиграфического института.
Проведен эксперимент, во время которого проводилось наблюдение за деятельностью студентов, участвующих в эксперименте, проводился анализ и исследование результатов (эстампов), проводились дискуссии и беседы с преподавателями и студентами различных вузов.
Параллельно изучался педагогический опыт преподавания предмета на практике в графических мастерских других педагогических вузов, проводился анализ этой работы.
Теоретическая новизна исследования. (делана попытка раскрыть понятие: формирование умений и навыков в работе над эстампом и предложены методы и формы педагогического руководства этой работой. Выявлены пути, средства обучения эстампу студентов, изучающих спецкурс, спец практикум, и работающих в кружках. Были сформулированы комплексные задачи подготовки будущего учителя по средствам печатной графики» что дало положительный эффект при обучении эстампу на ХГФ.
Определены более широкие возможности выпускника, владеющего умениями и навыками работы над эстампом. Разработаны упреждения, помогающие овладеть приемами работы над эстампом. Разработаны упражнения, помогающие овладеть приемами работы с учетом механического и творческого подхода, чередованием их.
Были разработаны методические рекомендации для графических мастерских ЙГФ, посредством которых можно проводить изучение предмета относительно самостоятельно или под наблюдением наставника.
Кроме обязательного для графиков спецкурса и спец практикума была разработана методика проведения занятий кружка.
Впервые разработана подробная программа и методика обучения по всем видам эстампа, которые опробовались не только на ХГФ, но и на других факультетах педагогических институтов.
Разработана планировка и размещение рабочих мест в графической мастерской, согласно объединения некоторых операций по участкам.
Практическая ценность работы заключается в том, что разработанные в ней методы обучения эстампу при прохождении спецкурса, спец практикума и занятий графического кружка можно трансформировать в учебную практику школьных занятий, педагогических училищ и художественно-графических факультетах педагогических институтов.
Б целом методические разработки исследования помогают осуществлять практические навыки в школе и пединститутах, что повышает общее художественное воспитание учащихся, развивает их вкус и интерес к эстампу.
Целый ряд студентов, которые приобрели навыки работы над эстампом, получили возможность заниматься творчеством в этой области искусства, открывать кружки по печатной графике не только в школе, но и в клубах (см. в примечании).
Достоверность исследования, его результатов и выводов обеспечивается большим количеством проведенных опытов в течение 10 лет, созданием теоретического обобщения в диссертации.
Апробация результатов проходила на кафедре рисунка Ш1У (МШИ) им. В.И.Ленина. По теме исследования был сделан доклад на Ленинских чтениях в МШИ им. В.И.Ленина (апрель 1985 г.).
1. Были разработаны методические рекомендации и дан положительный отзыв МГЗЇЇИ и Елабужского педагогического института, куда они посылались в порядке обмена опытом. (Работа над эстампом в графической мастерской, изд. "Прометей", М., 1989 г., С. 36).
По теме диссертации опубликован ряд статей:
2. Роль эстампа в профессиональной подготовке студентов на ХГФ. Вопроськ истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства, межвузовский сборник научных трудов. М., 1988 г., с. 90-94.
3. Симметрия в работе над эстампом, (рукопись депонирована в НИИ проблем высших школ. 7 стр. 1988 г.).
4. Разработана учебная программа курса обучения эстампу для ХГФ пединститутов.