Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование у студентов ХГФ умений и навыков построения пространства в многослойной масляной живописи Одаряев, Максим Валерьевич

Формирование у студентов ХГФ умений и навыков построения пространства в многослойной масляной живописи
<
Формирование у студентов ХГФ умений и навыков построения пространства в многослойной масляной живописи Формирование у студентов ХГФ умений и навыков построения пространства в многослойной масляной живописи Формирование у студентов ХГФ умений и навыков построения пространства в многослойной масляной живописи Формирование у студентов ХГФ умений и навыков построения пространства в многослойной масляной живописи Формирование у студентов ХГФ умений и навыков построения пространства в многослойной масляной живописи Формирование у студентов ХГФ умений и навыков построения пространства в многослойной масляной живописи Формирование у студентов ХГФ умений и навыков построения пространства в многослойной масляной живописи Формирование у студентов ХГФ умений и навыков построения пространства в многослойной масляной живописи Формирование у студентов ХГФ умений и навыков построения пространства в многослойной масляной живописи
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Одаряев, Максим Валерьевич. Формирование у студентов ХГФ умений и навыков построения пространства в многослойной масляной живописи : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02. - Москва, 2006. - 178 с. : ил.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПОСТРОЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА

1.1. Историческая эволюция методов выражения художественного пространства 14

1.2. Обзор основных теоретических и методических источников по проблеме исследования 36

1.3. Современное состояние обучения построению пространства на занятиях живописью на художественно-графических факультетах педагогических вузов 42

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОСТРОЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА В МНОГОСЛОЙНОЙ ЖИВОПИСИ

2.1. Научно-теоретические основы методики построения пространства в многослойной масляной живописи 47

2. 2. Психолого-педагогические основы методики формирования умений и навыков построения пространства в многослойной масляной живописи 82

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ХГФ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПОСТРОЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА В МНОГОСЛОЙНОЙ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ.

3.1. Задачи и методы экспериментального исследования 96

3.2. Констатирующий этап педагогического эксперимента 98

3.3. Методическая система формирования умений и навыков построения пространства в многослойной масляной живописи у студентов ХГФ и её проверка на формирующем этапе педагогического эксперимента 107

3.4. Проведение сравнительного этапа педагогического эксперимента... 135

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 157

ПРИЛОЖЕНИЕ 165

Введение к работе

В наше время научно-технический прогресс открывает новые возможности творческого отношения практически к любому роду деятельности. Форми рование такого отношения, бесспорно, требует развития пространственного мышления в построении изображения на плоскости. На сегодняшний день трудно вспомнить хотя бы одну сферу деятельности, где это качество не играло бы существенной роли.

Немаловажное значение в развитии пространственной трактовки изображения на плоскости у студентов играют занятия дизайном среды (интерьер, ландшафт и т.д.), WEB-дизайном, черчением, пространственным моделированием, а также самое главное -занятия изобразительным искусством, в процессе которых педагог имеет возможность активизировать процесс формирования умений и навыков передачи пространства и развития структурного мышления. Во многом это зависит от прочности знаний, умений и навыков педагога. В процессе занятий преподавателю приходится отвечать на разного рода вопросы студентов, подкрепляя свои ответы наглядным показом того или иного приёма или метода. Следовательно, учителю необходимо иметь чётко ориентированное мировоззрение, что позволит воспитать студента как полноценную грамотную творческую личность, имеющую свою крепкую позицию в объективном мире. Художник-педагог должен знать и на высоком уровне владеть методами, которые активизируют процесс формирования умений и навыков передачи пространства в натурных этюдах и длительных работах, выполняемых в технике многослойной живописи. Однако теория и практика при подготовке будущих преподавателей изобразительного искусства в настоящее время недостаточно обеспечивает необходимый уровень соответствующих знаний, навыков и умений передачи пространства.

Отсюда можно сделать вывод, что проблема активизации процесса формирования умений и навыков трактовки пространственных характеристик категорий глубинности и плоскостности в многослойной масляной живописи у студентов второго курса, является одной из актуальных проблем теории и практики обучения и воспитания будущих художников-педагогов. Развитие преподавания живописи на художественно-графических факультетах высших учебных заведений связано с проведением исследований, посвященных определению методов и условий активизации процесса формирования у студентов умений и навыков передачи пространства в ходе обучения дисциплинам изобразительного цикла, в который входит профилирующий предмет «живопись». Действующая в настоящее время программа и методика преподавания живописи на художественно-графических факультетах недостаточно учитывает роль формирования умений и навыков передачи пространства категорий глубинности и плоскостности в многослойной масляной живописи, изучение которой активно ведётся на художественно-графическом факультете Кубанского Государственного Университета.

На недостаточный уровень развития умений и навыков передачи пространства в студенческих учебных работах обращается внимание в исследованиях по проблемам преподавания живописи на художественно-графических факультетах, авторами которых являются Г.В. Беда, А.А. Унковский, А.И.Масленников, А.С.Рындин, Г.В.Ершов, В.В .Непомнящий и т.д.

Воспитание нового поколения молодых творческих кадров, художественное образование студенческой молодежи являются сложной педагогической задачей.

В подготовке учителя изобразительного искусства обучение построению пространственной среды в живописных работах -г наиболее сложная и недостаточно методически разработанная педагогическая проблема, актуальность которой состоит в формировании-творческих способностей и пространственного мышления. Художник-педагог должен владеть не только мастерством изображения, но уметь творчески и структурно мыслить.

Основная задача данного исследования заключается в изучении навыков построения пространства.студентами ХГФ в процессе освоения закономерностей его передачи в многослойной масляной живописи. Рассматриваемая проблема непосредственно связана с психологией, педагогикой и, разумеется, с техникой и технологией многослойной масляной живописи. Поэтому её методическое решение возможно лишь при использовании основных положений этих наук.

Совершенствование учебно-воспитательного процесса на художественно-графических факультетах зависит от изучения методического опыта и художе » ственного наследия, способствующих развитию живописных умений и навыков. Поэтому совместно с поисками новых педагогических приёмов и методов обучения необходимо изучать наследие старой реалистической школы, опыт старых мастеров. С помощью современной науки это позволит извлечь из накопленного многовекового опыта те нюансы, которые могли бы содействовать решению определённых методических задач, обусловливающих процесс обучения художников-педагогов.

В рамках нашего исследования сделана попытка проникновения в учебно-воспитательные процессы с целью раскрытия вопросов условности изображения и построения пространства в совокупности с проблемами техники масляной живописи, связанными с этими условностями. При этом основой нашей системы являются реалистические тенденции развития живописной школы.

Задача подготовки учителей изобразительного искусства заключается не только в обучении педагогическому мастерству, но и в обязательном воспитании художников, способных к самостоятельной творческой работе. Совершенство владения своим предметом - залог успеха педагогической деятельности. Способностью пространственного мышления определяется потенциал личности художника, основанный на природных данных и развитый в процессе обучения.

Решение пространственных задач в живописи даёт большие возможности для художественного творчества, так как изображение разного рода сюжетов требует поиска нового решения, использования- различных изобразительно-выразительных средств.

Смысл развития пространственного мышления в процессе изучения техники многослойной живописи - научить видеть и воспринимать натуру с последующей трансформацией увиденного для создания целостного по своей структуре живописного произведения.

Большую ценность для разработки методики обучения представляют исследования, связанные с психологией зрительного восприятия в процессе изобразительной деятельности, авторами которых являются Б.Г. Ананьев, Н.Н. Волков, Е.И. Игнатьев, В.И. Кйреенко, В.С Кузин, К.К. Платонов, Я.Л. Пономарев и др.

Вопросы формирования пространства разносторонне освещены ведущими специалистами в области психофизиологии. Основы методов формирования целостного построения и передачи пространства на двухмерной изобразительной плоскости заложены в исследованиях физиологов и психологов Р. Арнхейма, Б.Г. Ананьева, Н.А. Берштейна, Р. Вудвортса, В. Вундта, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева.

Для изучения процесса формирования профессиональных навыков у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов мы обратились к трудам известных ученых, таких, как Н.Н. Волков, Н.Н. Ростовцев, Г.В. Беда, А.А. Унковский, B.C. Кузин, Е.В. Шорохов, Б.Г. Гагарин, В.П. Зинченко, А.И. Иконников, В.В. Корешков, В.К. Лебедко, Л.Г. Медведев и Др.

Научно-теоретическому обоснованию вопросов передачи пространства разносторонне посвящены работы ведущих специалистов Л.В. Мочалова, Н.И. Тарабукина, Б.В. Раушенбаха, Я.Ф. Жегина и т.д.

Основы техники многослойной масляной живописи и различные пространственные особенности отдельных технических приемов изложены в трудах Д.И. Киплика, А.Н. Лужецкой, A.M. Мельникова, А.А. Виннера, Л.Е. Фейнберга и др.

Одно из актуальных направлений в плане развития навыков построения и передачи пространства у студентов художественно-графических факультетов -совершенствование методов обучения технике живописи. До недавнего времени проблема развития пространственного мышления в системе художественного обучения в педагогических вузах изучалась в большинстве случаев в рамках акцента на развитие одного из компонентов творческого процесса (творческого воображения, колористического видения и т.д.), другие компоненты оставались в стороне. По отдельности эти проблемы не охватывают целого комплекса обучения организации пространства на картинной плоскости. Главной задачей, по нашему мнению, является организация методики передачи пространства в процессе обучения живописи, включающая целенаправленное формирование навыков технического воплощения на изобразительной плоскости в определенном материале.

На сегодняшний день, как показывает практика, работа по расширению знаний студентов в области пространственной структуры, технологии и техники ведения живописного произведения на аудиторных занятиях ведется недостаточно. Как следствие этого можно отметить тенденцию к снижению количества выполняемых дипломных, работ в жанре многофигурной композиции, монументальной росписи, иконы, потерю у студентов интереса и активности в работе, невысокий профессиональный уровень учебных и творческих работ. Таким образом, исследование путей и методов активизации пространственного мышления у студентов в процессе обучения живописи выступает важнейшим условием совершенствования специальной и профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства, способного к активной творческой дея-тельности. Актуальность исследования определяется тем, что из-за нерешенности этой проблемы страдает качество подготовки будущих художников-педагогов в отношении развития всех художественно-творческих способностей, в том числе пространственного мышления.

Цель исследования заключается.в создании рациональной методики, обеспечивающей активизацию процессов формирования у студентов умений и навыков построения пространства в многослойной живописи, в разработке и проверке системы специальных заданий по активизации процесса формирования пространственного мышления в живописи.

Объект исследования - процесс формирования умений и навыков передачи пространства у студентов вторых курсов ХГФ на занятиях живописью.

Предмет исследования - педагогические условия, теоретические основы, пути, методы и средства, способствующие эффективному развитию пространственного мышления в многослойной масляной живописи у студентов.

Гипотеза исследования. Обучение живописи студентов ХГФ будет более эффективным, если в учебном процессе будет применяться разработанная целостная методическая система, направленная на формирование навыков передачи пространства в многослойной живописи, а также изучение различных свойств изобразительных средств (толщина красочного слоя, светоотражае-мость, разл. способы и приёмы получения цвета), соответствующих той или иной пространственной характеристике и структуре изображения. Методическая система включает:

а) цели и задачи обучения живописи, в том числе основные задания по живописи и специально разработанный комплекс практических заданий, предполагающий поэтапное усложнение содержания;

б) методы обучения и методические приемы;.

в) средства обеспечения учебно-воспитательных процессов (ТСО, наглядные пособия).

Система обладает следующими ценными качествами:

1. Вырабатывает структурное живописное мышление.

2. Обеспечивает последовательное формирование пространственной среды.

3. Стимулирует процесс целостного восприятия натуры..

4. Создаёт условия системного подхода к созданию живописного произведения.

5. Повышает творческую активность студентов.

Активизирует пространственное мышление и закрепляет ранее приоб » ретённые живописные умения и навыки. Решение выделенной проблемы, подтверждение гипотезы и достижение поставленной цели возможно, если будут осуществлены следующие задачи исследования:

1. Изучение трудов психологов, дидактов, художников-педагогов, методистов по изобразительному искусству, диссертационных исследований, учебных программ.

2. Анализ и обобщение накопленного опыта работы преподавателей педагогических вузов в обучении живописи.

3. Изучение основных теоретических проблем формирования структурного пространственного мышления, разработка критериев и оценок уровня развития пространственного мышления студентов.

4. Определение основных принципов создания экспериментального ком- плекса заданий, нацеленного на развитие навыков построения пространства.

5. Практическая разработка учебно-методической системы заданий, теоретического обоснования и модели её проведения. Апробация и экспериментальная проверка эффективности заданий.

7. Доказательство результативного воздействия комплекса заданий на активизацию умения организации пространства в процессе обучения многослойной масляной живописи.

Методы исследования:

-анализ психолого-педагогической, методической и спец. литературы по проблеме исследования;

- изучение накопленного опыта преподавателей живописи художественно-графических факультетов;

- структурный анализ произведений по живописи;

- наблюдение за деятельностью студентов и педагогов;

- анализ творческих и учебных студенческих работ по живописи;

- анкетирование;

- педагогический эксперимент и обработка полученных данных. Научная новизна:

1. Систематизирован теоретический и методический материал по формированию умений и навыков передачи пространства с учётом задач подготовки художников-педагогов.

2. Определены методы и педагогические условия активного формирования умений и навыков передачи пространства в многослойной живописи, способствующие совершенствованию т учебно-теоретической деятельности студентов ХГФ.

3. Разработана эффективная методическая система построения пространственной среды студентами, которая включает в себя: цели, задачи и содержание учебного процесса; дидактические принципы, формы методы и приёмы решения данной проблемы; средства обеспечения всех учебно-воспитательных и развивающих процессов (ТСО, наглядные пособия и т.д.).

4. Разработана и экспериментально проверена система специальных заданий, способствующая поэтапному формированию умений и навыков передачи пространства.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается:

- в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке методики формирования у студентов ХГФ умений и навыков передачи пространства в многослойной масляной живописи натюрморта, позволяющей активизировать творческую деятельность будущих учителей изобразительного искусства.

- в использовании результатов исследования в практике преподавания живописи, для совершенствования учебных планов и программ по живописи на художественно-графических факультетах;

-в разработке методики проведения занятий по живописи, включающей самостоятельную работу, направленную на эффективное формирование струк турного пространственного мышления у студентов вторых курсов, повышающую качество подготовки художников-педагогов;

Этапы исследования:

На первом этапе (2002-2003 гг.) проводился сбор, анализ и обобщение ма-териалов исследования, разрабатывалась проблема исследования, определялись его цель, задачи и методы их .решения. По первым результатам работы со студентами определялись критерии оценки формируемых живописных качеств, вёлся сбор наглядного материала. Изучались труды по технике передачи пространства в станковой и монументальной живописи, а также психолого-педагогические и искусствоведческие работы по теме исследования. Велась разработка программы экспериментального исследования, а также проводился констатирующий этап педагогического эксперимента.

На втором этапе (2003-2004 гг.) апробирована система практических зада-ний на формирующем этапе педагогического эксперимента. Собран наглядный материал по всему комплексу практических заданий.

На третьем этапе (2004-2005 гг.) проводился сравнительный педагогический эксперимент. Обобщались и систематизировались теоретический и экспериментальный материалы.

Достоверность и обоснованность обеспечиваются:

- опорой на современные достижения в области психологических и педагогических наук, искусства и культуры;

- научно-теоретической базой работы, основу которой составили исследо-вания по философии, психологии, педагогике, теории и методике обучения изобразительному искусству;

- достаточным количеством наблюдений, наличием контрольных и экспериментальных групп;

- научными критериями оценки живописных учебных работ студентов;

- включением экспериментальной методики в реальный учебный процесс наХГФ.

-опытно-экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования в практической работе со студентами вторых курсов художественно-графического факультета КубГУ.

- одобрением основных положений диссертации кафедрой живописи КубГУ

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования внедрены в учебно-методический процесс художественно-графического факультета КубГУ, филиала художественно-графического факультета КубГУ в г. Новороссийске, художественно-графических факультетов г. Карачаевска и г.Ростова-на-Дону. Материалы исследования опубликованы в научном сборнике межвузовских конференций, а также использованы в создании совместного учебного пособия: «Взаимосвязь передаваемого пространства и структуры живописного изображения в многослойной масляной живописи», и практикума: «Передача пространства в многослойной масляной живописи».

Историческая эволюция методов выражения художественного пространства

Мозг человека способен воспринимать информацию, фиксировать её и удерживать в памяти, а по необходимости воспроизводить. Ранее воспринятый и воспроизведённый образ -это представление о чём-либо. Совокуп-ность отдельных свойств и качеств явления, сливаясь в единое целое, создают чувственный образ. Полнота этого чувственного образа целиком зависит от количества и качества полученной информации о воспринятом предмете или явлении. А также от методики анализа и синтеза тех или иных явлений окру-жающего мира. При определении рациональных методов и приёмов той или иной объективной закономерности в процессе познания главную и направляющую роль играет преподаватель.

Знания, умения и навыки, взаимодействуя между собой, выступают как единое целое, однако, ведущая роль в процессе обучения принадлежит знани-ям. Художники-педагоги всех поколений изучали серьёзнейшим образом опыт предшествующих поколений и брали для себя самое ценное, но никогда не ограничивались только индивидуальным опытом.

Наблюдая изменение формы и цвета предметов в пространстве, необходимо знать закономерности этих изменений. Прежде чем совершенствовать умения и навыки передачи пространства на изобразительной плоскости, надо знать, как это делать.

Чтобы овладеть живописной грамотой построения и передачи того или иного типа пространства на изобразительной плоскости, необходимо изучать опыт предшествующих поколений в виде знаний, которые выражаются через законы и правила. Это законы линейной перспективы, воздушной перспективы, закономерности светотеневой моделировки, тонального диапазона, колористического решения, фактурного единства, образного восприятия, композиционной структуры, творческого подхода и т.д.

Вспомним, что световой поток, попадая в зрительный анализатор, переходит в зрительное восприятие, в основе которого лежит сетчатый образ. На более высокой ступени зрительный образ становится осознанным, понятным, строятся пространственные представления, и развивается мыслительная деятельность. Таким образом, ощущение и чувственное познание развивает мышление. Таковой является исходная концепция познавательного процесса. Мысль отражает в себе предметы, явления и их взаимоотношения.

Сознание, как форма отражения действительности, представляет более сложный процесс. Человек, как сложная высокоорганизованная материя обладает присущим только ему процессом познания пространства, как формой отражения действительности, которая играет огромную роль в формировании сознания. Процесс познания у человека связан со способностью видеть и уметь видеть, а возникает эта способность в процессе осознанной практической деятельности.

Пространство и время являются всеобщими элементами бытия всех материальных систем и процессов. Пожалуй, не существует объекта, который находился бы вне пространства и времени. Общие характеристики пространства, выражающие структурную организацию материального мира - это свойство объектов занимать место среди других, граничить друг с другом. В этой главе мы попытаемся определить способы передачи и выражения пространства, которые имели место в живописи в её исторической эволюции. Пожалуй, в них и отражается художественное мировоззрение той или иной рассматриваемой нами эпохи, а также в них проявляются свойства художественной ориентировки и мышления.

Организация и передача пространства это то, в чем проявляет себя художник. Следовательно, это есть, то, чем по преимуществу характеризуется живопись как способ ориентировки в объективном мире. Отсюда вытекает важность проблемы организации пространства для изобразительного искусства, где она становится, возможно, одной из основных проблем обучения живописи.

Пространство в искусстве это тот фактор, в котором проявляется мировоззрение художника, который определяет его отношение к миру действительности. С этой точки зрения проблема пространства есть проблема целостности изобразительного языка. «Чувство пространства, - замечает Павел Флоренский, - является адекватным мировоззрению, а художественное пространство представляет собой форму нашего .отношения к окружающему миру».(134, с.47)

На протяжении своего развития пространство в живописи не имеет однообразного выражения и способа передачи. Каждая эпоха обладала своим, ей только присущим выражением пространства. Пространство, как способ пере-дачи мировоззрения художника, принимает в живописи, в зависимости от исторических условий, своеобразные черты. Внешний мир, так или иначе, воздействует на художественное сознание художника, обуславливая возникновение художественного образа и, тем не менее, художественный образ - это оп-ределённый смысловой знак и, в то же время, организующее начало восприятия действительности. Художественное пространство не только отражает действительность, а выражает понимание художником этой действительности. Умение формировать пространство принадлежит к организующим факторам в искусстве, а значит и в процессе и методике обучения.

Научно-теоретические основы методики построения пространства в многослойной масляной живописи

Построение пространства в станковой картине и натурных этюдах - одна из наиболее важных и сложных живописных задач. Истоки этой проблемы заключены в том, что плоскость холста не тождественна реальному пространству, краски палитры не тождественны цветам в природе. Только неискушенному человеку может показаться простым и однозначным принцип: писать, следуя указаниям глаза, писать так, как видишь. В действительности способов передавать пространство на плоскости существует множество. Преобладание в живописи того или иного способа далеко йе является .следствием стихийного или только индивидуального выбора. Стилевые и конструктивные особенности живописи, рассмотренные крупным планом на материале истории искусства, отдельных направлений и мастеров живописи, выражают тот или иной комплекс идейно-эстетических представлений. Таким образом, исторический аспект исследования избранной нами теоретической проблемы наглядно показывает, что рассматриваемый структурный анализ методики построения пространства имеет не только формальную, но и содержательную сторону. Систематизация творческого процесса не затрагивает всех тонкостей и нюансов живописного мастерства, но она дает путеводную нить для уяснения основных закономерностей стиля живописи и его формы, а также методов обучения передачи пространства посредством техники многослойной живописи.

Пространственная характеристика произведения делает естественным переход от выяснения общего в структуре построения живописного полотна к выяснению особенного, связанного с информацией, которую художник вкладывает в работу, от структурного анализа - к анализу функциональному, т. е. к определению того, какую роль играют, как работают те или иные элементы изображения в целостном образном контексте работы. Иначе говоря, на практике невозможно отделить одно от другого. Понятие стиля или направления искусства в чистом виде - категория потенциальная. В реальности же стиль искусства неотделим от непосредственного мышления живописца, что в совокупности и образует художественно уникальную форму произведения, через сложную целостность которой мы постигаем его- неповторимое содержание. Но так или иначе произведения живописи наполняются конкретным идейно-тематическим содержанием в формах, зависящих от структурных возможностей изображения трехмерного мира на плоскости, от разновидности пространственного строя картины. Структурные принципы этих разновидностей с соответствующими поправками используются в новом историко-культурном и идейно-образном контексте. Это позволяет использовать опыт веков в современности. Настоящая работа - это подход к рассмотрению пространственного построения изобразительной плоскости в многослойной масляной живописи.

По сравнению с искусством прошлого искусство нынешнего общества обладает новыми качественными чертами. В искусстве Архаики, Древнего Египта, Возрождения и т.д. единство стиля определялось естественно сложившейся традицией, принимавшей отчасти характер предустановленного канона. Изобразительные средства были в большей или меньшей степени заданы. Развитие современной живописи и методов её преподавания обусловлено принципами реалистической школы и творческого метода, ориентированного на познание и преобразование действительности. Реалистическая школа означает отказ от мифологического объяснения мира, ставя во главу угла художественное исследование явлений объективного мира. Она стремится органически сочетать объективное и субъективное, познание и оценку. Такова её характеристика со стороны содержания и направленности.

Если быть последовательным, то под реалистическим правдоподобием следует понимать образ мира , даваемый непосредственным восприятием, наиболее адекватным выражением которого является система прямой перспективы, причем подразумевается, что принципиальные возможности этой системы реализованы в полной мере (характеристика объема, освещения, фактуры предметов и т. д.). Именно таким образом определяют реализм некоторые авторы. «Изображение,— утверждал профессор Г.В.Беда,— может считаться реалистическим в том случае, если мы передадим "вид вещи", то есть если изображенные предметы будут воздействовать на наши органы зрения подобно тому, как они воздействовали в момент наблюдения их в натуре. Как при изображении формы предмета берется его перспективная форма, так и при изображении самого предмета следует наносить на холст не предметный цвет, в который он окрашен, а обусловленный, видимый»(14, с. 118).

Констатирующий этап педагогического эксперимента

Актуальность и эффективность предлагаемой системы заданий и упражнений зависит от тщательной теоретической подготовки и осуществления эксперимента на практике.

В 2002-2003 гг. нами проводился констатирующий педагогический эксперимент по предлагаемой программе по дисциплине «живопись» на дневном отделении художественно-графического факультета Кубанского Государственного Университета. Основной целью эксперимента было выявление уровня знаний, умений и навыков передачи пространства при подборе однородных групп.

Для проведения эксперимента были задействованы 5 групп II курса. Участвовало 58 человек.

Для объективности оценки полученных данных, в результате проводимого педагогического эксперимента, мы анализировали уровень профессиональных умений и навыков передачи пространства на занятиях живописью до, и после проведения педагогического эксперимента

К задачам проведения педагогического эксперимента мы относим:

1. Определение контрольных и экспериментальных групп.

2 . Выявление закономерностей и путей формирования умений и навыков передачи пространства в многослойной масляной живописи.

3. Выработка критериев оценки студенческих работ.

А . Выявление уровня подготовки студентов по теоретическим знаниям и практическим умениям и навыкам изображения пространства.

Анализ и оценка знаний, практических умений и навыков передачи пространства на занятиях в живописных аудиторных работах, нами оценивались общепринятыми критериями живописной грамоты пропорциональность отно-шений между натурой и изображением умелое применение законов построения пространственной структуры, грамотное использование законов живописи при передаче натуры на изобразительной плоскости. Грамотное построение пространства на изобразительной плоскости, которое зависит от тональных отно шений, цветовых отношений, световоздушной среды, колорита, целостности изображения и т.д. Все эти требования, предъявляемые на просмотре преподавательским составом в художественном вузе на начальном этапе обучения, способствовали объективному определению уровня знаний, умении и навыков передачи пространства на занятиях живописью и оценки полученных результатов.

Уровень знаний и оценка практических умений и навыков изображения пространства складывался и определялся по количеству допущенных студентами ошибок.

На просмотр студент выставлял свои аудиторные работьі, в хронологической последовательности по мере выполнения и усложнения академических задач. Кроме того, все упражнения, этюды и задания, даваемые преподавателем каждому студенту индивидуально, плюс домашние и самостоятельные живописные работы.

Для проведения констатирующего эксперимента нами был подобран и составлен учебный натюрморт, предусмотренный общей учебной программой для 2-ых курсов. Задание рассчитано на академических часов. Работать над натюрмортом студентам предлагалось самостоятельно, без предварительных объяснений о ходе выполнения работы. Цель задания — написать на изобразительной плоскости натюрморт цветом и передать его глубинно-пространственные характеристики, используя в работе все ранее приобретённые знания, умения и живописные навыки.

Изученные результаты, выявляющие уровень знаний, умений и навыков передачи пространства, сводились к далее следующим данным о количестве полученных ошибок

Параметры, по которым проверялись и оценивались работы студентов по живописи для определения уровня умений и навыков в передаче про-странства были разработаны автором исследования и группой экспертов кафедры живописи КубГУ.

Похожие диссертации на Формирование у студентов ХГФ умений и навыков построения пространства в многослойной масляной живописи