Содержание к диссертации
Введение
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 11
1.1. Методологическое обоснование проблемы формирования профессиональных умений учителя музыки 11
1.2. Концептуализация процесса формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики 27
1.3. Показатели сформированное мотивационно-ценностных отношений будущих учителей музыки к процессу формирования профессиональных умений средствами театральной педагогики 37
ГЛАВА 2
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕСССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 52
2.1. Акмеологическая сущность формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики 52
2.2. Педагогическая технология формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики 59
2.3. Анализ экспериментальных данных исследования формирования профессиональных умений учителя музыки 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
- Методологическое обоснование проблемы формирования профессиональных умений учителя музыки
- Акмеологическая сущность формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики
- Педагогическая технология формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики
Введение к работе
Актуальность темы диссертации. Современное общество, войдя в третье тысячелетие, соприкоснулось с ситуацией, когда профессиональное педагогическое образование должно подготовить новое поколение педагогов к условиям преподавания, в которых положение о педагогической деятельности будет базироваться на технологии креативного развития творческой индивидуальности и самоактуализации личности.
В этой связи самостоятельным предметом исследования становится проблема дальнейшего совершенствования системы подготовки педагогических кадров в условиях рыночной экономики и выделение общечеловеческих духовно-моральных ценностей на приоритетную основу по шкале личностных ориентиров. Все это обусловило необходимость проведения педагогического исследования оптимизации продуктивной подготовки и формирования профессионализма учителей музыки. Социально-педагогический феномен оптимизации процесса педагогической подготовки изучался Ю.К. Еабанским [23, 24], Ф.Н.Гоноболиным [57, 58], Э.А. Гришиным [62], Г.Е. Жураковским [80], А.А. Деркачом [68], Н.В.Кузьминой [108, 109, ПО, 111], Н.В. Кухаре-вым [114, 115], В.А. Сластениным [190, 191], Л.Н. Тихоновым [211], Г.И.Хозяиновым [210], Е.Н. Шияновым [216, 217] и др.
Профессионализм человека предполагает получение высокого результата в своем виде деятельности. Процесс формирования профессиональных умений учителя музыки должен ориентироваться именно на высокий результат. Определенный вклад в освещение проблемы становления профессионализма внесли труды выдающихся музыкантов-педагогов Я.И.Мильштейна [153], Г.Г. Нейгауза [156], Ю.И. Янкелевича [229]; педагогов В.П.Беспалько [231], К.Н. Дурай-Новиковой [69], Т.С.Комаровой [101], Ю.Н. Кулюткина [112, 113], Е.Н. Шиянова [216, 217]. Актуальность темы диссертации. Современное общество, войдя в третье тысячелетие, соприкоснулось с ситуацией, когда профессиональное педагогическое образование должно подготовить новое поколение педагогов к условиям преподавания, в которых положение о педагогической деятельности будет базироваться на технологии креативного развития творческой индивидуальности и самоактуализации личности.
В этой связи самостоятельным предметом исследования становится проблема дальнейшего совершенствования системы подготовки педагогических кадров в условиях рыночной экономики и выделение общечеловеческих духовно-моральных ценностей на приоритетную основу по шкале личностных ориентиров. Все это обусловило необходимость проведения педагогического исследования оптимизации продуктивной подготовки и формирования профессионализма учителей музыки. Социально-педагогический феномен оптимизации процесса педагогической подготовки изучался Ю.К. Еабанским [23, 24], Ф.Н.Гоноболиным [57, 58], Э.А. Гришиным [62], Г.Е. Жураковским [80], А.А. Деркачом [68], Н.В.Кузьминой [108, 109, ПО, 111], Н.В. Кухаре-вым [114, 115], В.А. Сластениным [190, 191], Л.Н. Тихоновым [211], Г.И.Хозяиновым [210], Е.Н. Шияновым [216, 217] и др.
Профессионализм человека предполагает получение высокого результата в своем виде деятельности. Процесс формирования профессиональных умений учителя музыки должен ориентироваться именно на высокий результат. Определенный вклад в освещение проблемы становления профессионализма внесли труды выдающихся музыкантов-педагогов Я.И.Мильштейна [153], Г.Г. Нейгауза [156], Ю.И. Янкелевича [229]; педагогов В.П.Беспалько [231], К.Н. Дурай-Новиковой [69], Т.С.Комаровой [101], Ю.Н. Кулюткина [112, 113], Е.Н. Шиянова [216, 217]. В современных исследованиях Э.Б. Аб-дуллина [1, 2, 3], Л.Г.Арчажниковой [20], Н.Н. Гришанович [60, 61], Т.П.Королевой [103], .И.А.Малаховой [128], И.П.Марченко [129], А.Б.Нижниковой [159], Л.А.Рапацкой [169], Г.П.Стуловой [196], Г.М. Цыпи-на [212], В.Л. Яконюка [225, 226, 227, 228] глубоко анализируются аспекты профессиональной подготовки учителя музыки.
Деятельность педагогических кадров в современных условиях наполняется качественно новым содержанием, обусловленным коренными социально-экономическими преобразованиями в обществе. В системе обучения и подготовки педагогов идет процесс реформирования: вводится многоступенчатая подготовка специалистов, открываются новые типы педагогических учебных заведений, кардинально меняется содержание обучения, переосмысливаются цели и задачи воспитания, в том числе и музыкального. Возникает много вопросов, связанных с особенностями организации учебно-воспитательного процесса и управления им. Значимым в этом процессе явля ется вопрос профессиональной подготовки будущих учителей музыки. Научные поиски оптимальных способов формирования их профессионального мастерства в данных условиях определяются в нашем исследовании следующими противоречиями:
- между необходимостью повышения уровня профессиональной подготовки учителя музыки и существующей практикой музыкального образования;
- между уникальностью личностно-профессионального развития учителя музыки и недостаточным учетом его возможностей в проектировании новых, развивающих профессионализм, инновационных технологий;
- между необходимостью использования средств театральной педагогики в системе подготовки учителя музыки и неразработанностью концепции формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики.
Указанные противоречия определили проблему исследования - использование средств театральной педагогики в процессе формирования профессиональных умений учителя музыки.
Связь работы с крупными научными программами, темами. Диссертационное исследование выполнено в рамках темы кафедры вокала Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка «Методология и методы музыкальной педагогики» (№ ГР 2002265).
Цель исследования состояла в разработке и обосновании теоретико-методических основ процесса формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики.
Объект исследования - профессиональные умения учителя музыки.
Предмет исследования - формирование профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики.
Гипотеза. Процесс формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики возможен, если:
- создать систему профессиональных умений с антецедентальной направленностью, предполагающей использование совокупности качественно различных элементов и средств театральной педагогики;
- осуществляется акцентуация внимания на особенности использования средств театральной педагогики в системе профессиональной подготовки учителя музыки в сфере музыкального образования, фиксируются индивидуальные особенности личности и создаются возможности для профессионального самовыражения;
- стимулируется у студентов ценностное отношение к использованию средств театральной педагогики с направленностью на формирование высокой общей культуры будущего учителя музыки, его готовности к педагогическому творчеству и сотрудничеству со своими воспитанниками;
- в основе формирования профессиональных умений средствами театральной педагогики заложены интегративные возможности личности, связанные с процессами самопознания, самораскрытия.
Задачи исследования:
1. Определить методологическую направленность процесса формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики.
2.Разработать модель формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики.
3.Разработать педагогическую технологию формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики и адекватное организационно-методическое обеспечение процесса профессиональной подготовки.
4. Обосновать эффективность разработанной педагогической технологии, представить систематизацию и графическую интерпретацию результатов опытно-экспериментальной работы.
Научная новизна и значимость полученных результатов:
- выявлены профессиональные умения учителя музыки (актерские и режиссерские: перевоплощение, эмоциональность подачи материала, моделирование предстоящей художественно-педагогической деятельности и т.д.; речевые: объемность, образность речи, хорошая дикция и т.д.; пластические: выразительность движений, психофизическое развитие и т.д.; пантомимические: богатство мимики, жеста, зрелищность и т.д.; певческие: владение певческим дыханием, звукообразованием и т.д.), обоснованные интегративной направленностью средств театральной педагогики;
- разработана модель формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики, представленная информационным полем (виды театрального искусства, певческая культура и т.д.), принципами (взаимодействия, проблематизации, развития и т.д.), функциями (мобилизационная, аттрактивная, аффективная и т.д.), средствами театральной педагогики (речевые (интонационные), пластические (пантомимические), композиционные (мизансценические) и исполнительские), значимыми качествами (самобытность, оригинальность, желание самосовершенствоваться, способность к импровизации, увлеченность профессией, активность в общении, сомато-эстетичность, логичность, ориентированность) и профессиональными умениями учителя музыки;
- разработана педагогическая технология формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики, представленная изучением мотивационно-ценностных отношений педагогов и студентов к процессу формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики; поэтапным формированием профессиональных умений (тренинговые упражнения, импровизационные этю ды и т.д.); инновационными формами деятельности (исполнительское проектирование); экспериментальными данными уровней сформированности профессиональных умений учителя музыки;
- создано научно-методическое обеспечение формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики: Программа спецкурса «Ознакомление будущего учителя музыки с технологиями театрального искусства (с целью оптимизации процесса его профессиональной подготовки в педагогическом колледже)»; научно-методическое пособие «Оптимизация процесса профессиональной подготовки учителя музыки средствами театральной педагогики»; монография «Формирование профессиональных умений учителя музыки в условиях оптимизации педагогического процесса».
- проведен статистический анализ экспериментальных данных исследования процесса формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики (применен статистический критерий Вилкоксона-Манна-Уитни).
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты, теоретически обоснованные и практически проверенные, обеспечивают надежную устойчивость измененного стиля профессиональной подготовки учителя музыки в образовательных учреждениях и создают предпосылки для дальнейших теоретических разработок в области музыкального образования.
Практическая значимость определяется глубокой взаимосвязью полученных результатов с решением актуальных задач музыкального образования на современном этапе реформирования образования. Основные положения и результаты работы ориентированы на создание системы программных основ, в которых при подготовке учителя музыки будут использованы средства театральной педагогики; на разработку методических рекомендаций для педагогов, преподавателей с целью формирования творческого стиля обучения и воспитания; на разработку и теоретическое обоснование процесса формирования профессиональных умений учителя музыки.
Материалы диссертации использовались автором при написании научных, учебных изданий, учебной программы для педагогических колледжей по специальности «учитель музыки».
Социально-экономическая значимость исследования состоит в том, что использование предлагаемой педагогической технологии формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики способствует формированию личности будущего учителя музыки путем развития мыслительных операций в сфере познания стратегических норм и правил, в основе которых сосредоточены механизмы использования средств театральной педагогики в профессиональной деятельности будущего учителя музыки.
Методологической основой исследования явились философские учения деятельностной, культурологической и творческой сущности личности как системы в многофакторном ее развитии; диалектики взаимосвязи процессов и явлений; соотношении общего, отдельного и единичного (О.С. Аниси-мов [15, 16], Г.С. Батищев [25], А. Бергсон [29], В.П. Беспалько [31], Е.В. Вострилова [43], Б.С.Гершунекий [50], В.В. Давыдов [65, 66], М.С.Каган [89, 90, 91, 92, 93], Ф.Ф.Королев [102], В.Н. Николко [161] и др.).
Методология исследования основывается также на:
- системном подходе, обеспечивающем целостное представление о развитии творческих умений человека в процессе обучения. В рамках этого подхода строилась программа педагогического процесса профессиональной подготовки учителя музыки (Э.Б.Абдуллин [1, 2, 3], Л.Г.Арчажникова [20], Д.Б. Богоявленская [34], А.Б.Гольденвейзер [56], В.Д. Губин [63], Д.Б.Кабалевский [88], Л.А.Рапацкая [169] и др.);
- теориях, педагогических концепциях и трудах, определяющих оптимизирующий эффект профессиональной подготовки учителя музыки средствами театральной педагогики (К. А. Абульханова-Слав екая [5], О.М.Головенко [55], Ю.Н. Емельянов [71], П.М. Еріиов [73, 74, 75, 76, 77], А.П. Ершова [78, 79], Г.Е. Жураковский [80], В.И. Загвязинский [81], Н.В. Иванова [84, 85], В.А. Ильев [86], В.А. Кан-Калик [95, 96], Н.Г. Ксено-фонтова [107], Ю.М. Лотман [120], Л.П.Новицкая [162], Н.В. Рождественская [175, 176, 177], А.Г. Скрябин [189], Л.Я.Пашкина [164], В. Н. Харькин [208], Е.В.Язовицкий [224] и др.);
- теориях современных достижений педагогов-исследователей и практиков в области разработки отдельных теоретических и научно-методических вопросов, имеющих отношение к проведению данного научно-педагогического исследования (О.С.Булатова [39], Л.Д. Глазырина [52, 53, 54], И.И. Казимирская [94], Л.С.Майковская [125], ВЛ.Морозов [155], Н.В. Романчик [178, 179, 180, 181], К.С. Станиславский [193, 194], В.Л.Яконюк [225, 226, 227, 228] и др.).
Методы исследования:
1. Теоретические методы - анализ психолого-педагогических, научно-методических источников по исследуемой проблеме, моделирование, анализ, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы - педагогическое наблюдение; беседа, анализ продуктов учебной деятельности учащихся колледжа, студентов БГПУ по вопросам музыкального образования.
3. Экспериментальные методы - эксперимент (констатирующий, формирующий); ретроспективный анализ опыта работы соискателя в качестве преподавателя колледжа, высшей школы и солистки Белорусского Государственного музыкального театра.
4. Методы математической статистики (применен статистический критерий Вилкоксона-Манна-Уитни).
Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций; междисциплинарным характером изучения проблемы; экспериментальным подтверждением гипотезы; обработкой результатов эксперимента методами математической статистики; широкой апробацией полученных результатов в педагогической работе.
Экспериментальная база исследования. Исследование формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики проводилось на базе педагогического колледжа № 2 им. М. Танка г. Минска и Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (Республика Беларусь).
Выборочную совокупность исследования составили 196 человек, из них 56 - преподаватели вузов, 34 - преподаватели колледжей, 32 - учителя общеобразовательных школ, 74 - учащиеся колледжа.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Система профессиональных умений учителя музыки, обоснованная высокой степенью интегративной направленности средств театральной педагогики.
Система профессиональных умений учителя музыки представляет собой сложный организованный объект, состоящий из множества устойчивых элементов, взаимосвязанных друг с другом, которым в предстоящей деятельности учителя музыки присуща направленность на развитие интегрирующих позитивных возможностей личности и принятие высших ценностей в области образовательного искусства (актерские и режиссерские: перевоплощение, эмоциональность подачи материала, моделирование предстоящей художественно-педагогической деятельности и т.д.; речевые: объемность, образность речи, хорошая дикция и т.д.; пластические: выразительность движений, психофизическое развитие и т.д.; пантомимические: богатство мимики, жеста, зрелищность и т.д.; певческие: владение певческим дыханием, звукообразованием и т.д.), Интегративные умения учителя музыки, формируемые на основе средств театральной педагогики (речевых (интонационных), пластических (пантомимических), композиционных (мизансценических), исполнительских), предполагают соприкасание в процессе работы с человеческим признанием, где необходимо стимулирование самореализации творческого потенциала учащихся, культивирование высших духовных ценностей.
2. Модель формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики.
Модель формирования профессиональных умений представлена информационным полем (виды театрального искусства, певческая культура и т.д.), принципами (взаимодействия, проблематизации, развития и т.д.), функциями (мобилизационная, аттрактивная, аффективная и т.д.), средства ми театральной педагогики (речевые (интонационные), пластические (пантомимические), композиционные (мизансценические) и исполнительские), значимыми качествами (самобытность, оригинальность, желание самосовершенствоваться, способность к импровизации, увлеченность профессией, активность в общении, сомато-эстетичность, логичность, ориентированность) и профессиональными умениями учителя музыки;
3. Педагогическая технология формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики.
В педагогической технологии студенты выступают активными субъектами многообразных форм специальной профессиональной деятельности, где формируются и проявляются их профессиональные качества, система отношения к профессии учителя музыки, к социальной действительности, к себе, к окружающим, к своему становлению. Педагогическая технология представлена тремя этапами. На первом этапе уточнялись целевые установки, определяющие отношения к процессу формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики. Второй - формирующий - этап направлен на овладение комплексом профессиональных знаний, умений и навыков учителем музыки на основе использования средств театральной педагогики в апробированной на практике системе теоретических и практических занятий (лекции, тренинги, развивающие игры, импровизационные этюды, исполнительское проектирование). Третий - результативный - этап связан с достижениями в области формирования профессиональных умений учителя музыки (использовались непараметрические методы математической статистики, корреляционный анализ, проведена систематизация и графическая интерпритация результатов опытно-экспериментальной работы).
4. Научно-методическое обеспечение процесса формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики Научно-методическое обеспечение содержит: рекомендации по изменению организации и содержания процесса профессиональной подготовки учителя музыки, тематическому планированию занятий, планов проведения лекционных и практических занятий. Данное обеспечение предложено высшей педагогической школе в качестве образовательно-воспитательных программ по профессиональной подготовке учителя музыки.
Личный вклад соискателя заключается в анализе научно-педагогической, философской и методической литературы по исследуемой проблеме, раскрытии специфики процессов обучения и воспитания учащихся и студентов в системе музыкального образования по специальности «учитель музыки», в выявлении новых тенденций в формировании профессиональных умений будущего учителя музыки, разработке основных организационно-методических программ по формированию профессионализма учителя музы ки на основе использования средств театральной педагогики. Диссертация представляет собой самостоятельный научный труд.
Апробация результатов диссертации осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы со студентами музыкально-педагогического факультета БГПУ, учащимися педагогического колледжа № 2 им. Максима Танка, в ходе обсуждения материалов, основных положений и результатов исследования на кафедре вокала БГПУ, а также на международных, республиканских научно-практических конференциях и семинарах по проблемам совершенствования высшего музыкально-педагогического образования: «Личность и музыка» (Минск, 2000), «Формирование профессионализма учителя: проблемы, поиски решений на рубеже столетий» (Бара-новичи, 2000), «Опыт и проблемы организации научно-исследовательской работы студентов», «Научные, социальные и культурные проблемы студенческой молодежи» (Минск, 2001), Республиканская научная конференция учащихся и студентов Беларуси (Барановичи, 2001), «Культура. Искусство, Образование: проблемы и перспективы развития» (Смоленск, 2001), «Технология интегрирования процесса физической подготовки и интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста» (Минск, 2002), «Развитию полесского региона - энергию молодых ученых» (Мозырь, 2002), «Проблемы развития педагогического образования» (Минск, 2004), «Модернизация дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки в системе профессионального образования» (Таганрог, 2005), «Социально-психологические и гуманитарные аспекты интеграции культур в условиях трансформации современного общества» (Витебск, 2005), «Инновационные подходы к профессиональной подготовке педагогических кадров: опыт и пути решения» (Барановичи, 2006), «HOMO LUDENS как отражение национальной культуры и социального варьирования языка» (Санкт-Петербург, 2006).
Опубликованность результатов исследования. По материалам исследования опубликовано 20 работ: 1 монография; 1 учебное пособие; 1 программа; 4 статьи в научных журналах; 13 материалов конференций и семинаров. Общий объем опубликованных материалов составил 297 страниц.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Объем текстовой части диссертации составляет 98 страниц, включая 18 таблиц, 16 рисунков на 16 страницах. Объем, занимаемый списком использованных источников, составляет 15 страниц (234 наименований на русском, белорусском, английском и немецком языках). Диссертацию дополняют 12 приложений на 39 страницах.
Деятельность педагогических кадров в современных условиях наполняется качественно новым содержанием, обусловленным коренными социально-экономическими преобразованиями в обществе. В системе обучения и подготовки педагогов идет процесс реформирования: вводится многоступенчатая подготовка специалистов, открываются новые типы педагогических учебных заведений, кардинально меняется содержание обучения, переосмысливаются цели и задачи воспитания, в том числе и музыкального. Возникает много вопросов, связанных с особенностями организации учебно-воспитательного процесса и управления им. Значимым в этом процессе явля
ется вопрос профессиональной подготовки будущих учителей музыки. Научные поиски оптимальных способов формирования их профессионального мастерства в данных условиях определяются в нашем исследовании следующими противоречиями:
между необходимостью повышения уровня профессиональной подготовки учителя музыки и существующей практикой музыкального образования;
между уникальностью личностно-профессионального развития учителя музыки и недостаточным учетом его возможностей в проектировании новых, развивающих профессионализм, инновационных технологий;
между необходимостью использования средств театральной педагогики в системе подготовки учителя музыки и неразработанностью концепции формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики.
Указанные противоречия определили проблему исследования - использование средств театральной педагогики в процессе формирования профессиональных умений учителя музыки.
Связь работы с крупными научными программами, темами. Диссертационное исследование выполнено в рамках темы кафедры вокала Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка «Методология и методы музыкальной педагогики» (№ ГР 2002265).
Цель исследования состояла в разработке и обосновании теоретико-методических основ процесса формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики.
Объект исследования - профессиональные умения учителя музыки.
Предмет исследования - формирование профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики.
Гипотеза. Процесс формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики возможен, если:
создать систему профессиональных умений с антецедентальной направленностью, предполагающей использование совокупности качественно различных элементов и средств театральной педагогики;
осуществляется акцентуация внимания на особенности использования средств театральной педагогики в системе профессиональной подготовки учителя музыки в сфере музыкального образования, фиксируются индивидуальные особенности личности и создаются возможности для профессионального самовыражения;
стимулируется у студентов ценностное отношение к использованию средств театральной педагогики с направленностью на формирование высокой общей культуры будущего учителя музыки, его готовности к педагогическому творчеству и сотрудничеству со своими воспитанниками;
- в основе формирования профессиональных умений средствами театральной педагогики заложены интегративные возможности личности, связанные с процессами самопознания, самораскрытия.
Задачи исследования:
1. Определить методологическую направленность процесса формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики.
2.Разработать модель формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики.
3.Разработать педагогическую технологию формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики и адекватное организационно-методическое обеспечение процесса профессиональной подготовки.
4. Обосновать эффективность разработанной педагогической технологии, представить систематизацию и графическую интерпретацию результатов опытно-экспериментальной работы.
Научная новизна и значимость полученных результатов:
выявлены профессиональные умения учителя музыки (актерские и режиссерские: перевоплощение, эмоциональность подачи материала, моделирование предстоящей художественно-педагогической деятельности и т.д.; речевые: объемность, образность речи, хорошая дикция и т.д.; пластические: выразительность движений, психофизическое развитие и т.д.; пантомимические: богатство мимики, жеста, зрелищность и т.д.; певческие: владение певческим дыханием, звукообразованием и т.д.), обоснованные интегративной направленностью средств театральной педагогики;
разработана модель формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики, представленная информационным полем (виды театрального искусства, певческая культура и т.д.), принципами (взаимодействия, проблематизации, развития и т.д.), функциями (мобилизационная, аттрактивная, аффективная и т.д.), средствами театральной педагогики (речевые (интонационные), пластические (пантомимические), композиционные (мизансценические) и исполнительские), значимыми качествами (самобытность, оригинальность, желание самосовершенствоваться, способность к импровизации, увлеченность профессией, активность в общении, сомато-эстетичность, логичность, ориентированность) и профессиональными умениями учителя музыки;
разработана педагогическая технология формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики, представленная изучением мотивационно-ценностных отношений педагогов и студентов к процессу формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики; поэтапным формированием профессиональных умений (тренинговые упражнения, импровизационные этю
ды и т.д.); инновационными формами деятельности (исполнительское проектирование); экспериментальными данными уровней сформированности профессиональных умений учителя музыки;
создано научно-методическое обеспечение формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики: Программа спецкурса «Ознакомление будущего учителя музыки с технологиями театрального искусства (с целью оптимизации процесса его профессиональной подготовки в педагогическом колледже)»; научно-методическое пособие «Оптимизация процесса профессиональной подготовки учителя музыки средствами театральной педагогики»; монография «Формирование профессиональных умений учителя музыки в условиях оптимизации педагогического процесса».
проведен статистический анализ экспериментальных данных исследования процесса формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики (применен статистический критерий Вилкоксона-Манна-Уитни).
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты, теоретически обоснованные и практически проверенные, обеспечивают надежную устойчивость измененного стиля профессиональной подготовки учителя музыки в образовательных учреждениях и создают предпосылки для дальнейших теоретических разработок в области музыкального образования.
Практическая значимость определяется глубокой взаимосвязью полученных результатов с решением актуальных задач музыкального образования на современном этапе реформирования образования. Основные положения и результаты работы ориентированы на создание системы программных основ, в которых при подготовке учителя музыки будут использованы средства театральной педагогики; на разработку методических рекомендаций для педагогов, преподавателей с целью формирования творческого стиля обучения и воспитания; на разработку и теоретическое обоснование процесса формирования профессиональных умений учителя музыки.
Материалы диссертации использовались автором при написании научных, учебных изданий, учебной программы для педагогических колледжей по специальности «учитель музыки».
Социально-экономическая значимость исследования состоит в том, что использование предлагаемой педагогической технологии формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики способствует формированию личности будущего учителя музыки путем развития мыслительных операций в сфере познания стратегических норм и правил, в основе которых сосредоточены механизмы использования средств театральной педагогики в профессиональной деятельности будущего учителя музыки.
Методологической основой исследования явились философские учения деятельностной, культурологической и творческой сущности личности как системы в многофакторном ее развитии; диалектики взаимосвязи процессов и явлений; соотношении общего, отдельного и единичного (О.С. Аниси-мов [15, 16], Г.С. Батищев [25], А. Бергсон [29], В.П. Беспалько [31], Е.В. Вострилова [43], Б.С.Гершунекий [50], В.В. Давыдов [65, 66], М.С.Каган [89, 90, 91, 92, 93], Ф.Ф.Королев [102], В.Н. Николко [161] и др.).
Методология исследования основывается также на:
системном подходе, обеспечивающем целостное представление о развитии творческих умений человека в процессе обучения. В рамках этого подхода строилась программа педагогического процесса профессиональной подготовки учителя музыки (Э.Б.Абдуллин [1, 2, 3], Л.Г.Арчажникова [20], Д.Б. Богоявленская [34], А.Б.Гольденвейзер [56], В.Д. Губин [63], Д.Б.Кабалевский [88], Л.А.Рапацкая [169] и др.);
теориях, педагогических концепциях и трудах, определяющих оптимизирующий эффект профессиональной подготовки учителя музыки средствами театральной педагогики (К. А. Абульханова-Слав екая [5], О.М.Головенко [55], Ю.Н. Емельянов [71], П.М. Еріиов [73, 74, 75, 76, 77], А.П. Ершова [78, 79], Г.Е. Жураковский [80], В.И. Загвязинский [81], Н.В. Иванова [84, 85], В.А. Ильев [86], В.А. Кан-Калик [95, 96], Н.Г. Ксено-фонтова [107], Ю.М. Лотман [120], Л.П.Новицкая [162], Н.В. Рождественская [175, 176, 177], А.Г. Скрябин [189], Л.Я.Пашкина [164], В. Н. Харькин [208], Е.В.Язовицкий [224] и др.);
теориях современных достижений педагогов-исследователей и практиков в области разработки отдельных теоретических и научно-методических вопросов, имеющих отношение к проведению данного научно-педагогического исследования (О.С.Булатова [39], Л.Д. Глазырина [52, 53, 54], И.И. Казимирская [94], Л.С.Майковская [125], ВЛ.Морозов [155], Н.В. Романчик [178, 179, 180, 181], К.С. Станиславский [193, 194], В.Л.Яконюк [225, 226, 227, 228] и др.).
Методы исследования:
Теоретические методы - анализ психолого-педагогических, научно-методических источников по исследуемой проблеме, моделирование, анализ, синтез, обобщение.
Эмпирические методы - педагогическое наблюдение; беседа, анализ продуктов учебной деятельности учащихся колледжа, студентов БГПУ по вопросам музыкального образования.
Экспериментальные методы - эксперимент (констатирующий, формирующий); ретроспективный анализ опыта работы соискателя в качестве преподавателя колледжа, высшей школы и солистки Белорусского Государственного музыкального театра.
4. Методы математической статистики (применен статистический критерий Вилкоксона-Манна-Уитни).
Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций; междисциплинарным характером изучения проблемы; экспериментальным подтверждением гипотезы; обработкой результатов эксперимента методами математической статистики; широкой апробацией полученных результатов в педагогической работе.
Экспериментальная база исследования. Исследование формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики проводилось на базе педагогического колледжа № 2 им. М. Танка г. Минска и Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (Республика Беларусь).
Выборочную совокупность исследования составили 196 человек, из них 56 - преподаватели вузов, 34 - преподаватели колледжей, 32 - учителя общеобразовательных школ, 74 - учащиеся колледжа.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Система профессиональных умений учителя музыки, обоснованная высокой степенью интегративной направленности средств театральной педагогики.
Система профессиональных умений учителя музыки представляет собой сложный организованный объект, состоящий из множества устойчивых элементов, взаимосвязанных друг с другом, которым в предстоящей деятельности учителя музыки присуща направленность на развитие интегрирующих позитивных возможностей личности и принятие высших ценностей в области образовательного искусства (актерские и режиссерские: перевоплощение, эмоциональность подачи материала, моделирование предстоящей художественно-педагогической деятельности и т.д.; речевые: объемность, образность речи, хорошая дикция и т.д.; пластические: выразительность движений, психофизическое развитие и т.д.; пантомимические: богатство мимики, жеста, зрелищность и т.д.; певческие: владение певческим дыханием, звукообразованием и т.д.), Интегративные умения учителя музыки, формируемые на основе средств театральной педагогики (речевых (интонационных), пластических (пантомимических), композиционных (мизансценических), исполнительских), предполагают соприкасание в процессе работы с человеческим признанием, где необходимо стимулирование самореализации творческого потенциала учащихся, культивирование высших духовных ценностей.
2. Модель формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики.
Модель формирования профессиональных умений представлена информационным полем (виды театрального искусства, певческая культура и т.д.), принципами (взаимодействия, проблематизации, развития и т.д.), функциями (мобилизационная, аттрактивная, аффективная и т.д.), средства
ми театральной педагогики (речевые (интонационные), пластические (пантомимические), композиционные (мизансценические) и исполнительские), значимыми качествами (самобытность, оригинальность, желание самосовершенствоваться, способность к импровизации, увлеченность профессией, активность в общении, сомато-эстетичность, логичность, ориентированность) и профессиональными умениями учителя музыки;
3. Педагогическая технология формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики.
В педагогической технологии студенты выступают активными субъектами многообразных форм специальной профессиональной деятельности, где формируются и проявляются их профессиональные качества, система отношения к профессии учителя музыки, к социальной действительности, к себе, к окружающим, к своему становлению. Педагогическая технология представлена тремя этапами. На первом этапе уточнялись целевые установки, определяющие отношения к процессу формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики. Второй - формирующий - этап направлен на овладение комплексом профессиональных знаний, умений и навыков учителем музыки на основе использования средств театральной педагогики в апробированной на практике системе теоретических и практических занятий (лекции, тренинги, развивающие игры, импровизационные этюды, исполнительское проектирование). Третий - результативный - этап связан с достижениями в области формирования профессиональных умений учителя музыки (использовались непараметрические методы математической статистики, корреляционный анализ, проведена систематизация и графическая интерпритация результатов опытно-экспериментальной работы).
4. Научно-методическое обеспечение процесса формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики
Научно-методическое обеспечение содержит: рекомендации по изменению организации и содержания процесса профессиональной подготовки учителя музыки, тематическому планированию занятий, планов проведения лекционных и практических занятий. Данное обеспечение предложено высшей педагогической школе в качестве образовательно-воспитательных программ по профессиональной подготовке учителя музыки.
Личный вклад соискателя заключается в анализе научно-педагогической, философской и методической литературы по исследуемой проблеме, раскрытии специфики процессов обучения и воспитания учащихся и студентов в системе музыкального образования по специальности «учитель музыки», в выявлении новых тенденций в формировании профессиональных умений будущего учителя музыки, разработке основных организационно-методических программ по формированию профессионализма учителя музы
ки на основе использования средств театральной педагогики. Диссертация представляет собой самостоятельный научный труд.
Апробация результатов диссертации осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы со студентами музыкально-педагогического факультета БГПУ, учащимися педагогического колледжа № 2 им. Максима Танка, в ходе обсуждения материалов, основных положений и результатов исследования на кафедре вокала БГПУ, а также на международных, республиканских научно-практических конференциях и семинарах по проблемам совершенствования высшего музыкально-педагогического образования: «Личность и музыка» (Минск, 2000), «Формирование профессионализма учителя: проблемы, поиски решений на рубеже столетий» (Бара-новичи, 2000), «Опыт и проблемы организации научно-исследовательской работы студентов», «Научные, социальные и культурные проблемы студенческой молодежи» (Минск, 2001), Республиканская научная конференция учащихся и студентов Беларуси (Барановичи, 2001), «Культура. Искусство, Образование: проблемы и перспективы развития» (Смоленск, 2001), «Технология интегрирования процесса физической подготовки и интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста» (Минск, 2002), «Развитию полесского региона - энергию молодых ученых» (Мозырь, 2002), «Проблемы развития педагогического образования» (Минск, 2004), «Модернизация дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки в системе профессионального образования» (Таганрог, 2005), «Социально-психологические и гуманитарные аспекты интеграции культур в условиях трансформации современного общества» (Витебск, 2005), «Инновационные подходы к профессиональной подготовке педагогических кадров: опыт и пути решения» (Барановичи, 2006), «HOMO LUDENS как отражение национальной культуры и социального варьирования языка» (Санкт-Петербург, 2006).
Опубликованность результатов исследования. По материалам исследования опубликовано 20 работ: 1 монография; 1 учебное пособие; 1 программа; 4 статьи в научных журналах; 13 материалов конференций и семинаров. Общий объем опубликованных материалов составил 297 страниц.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Объем текстовой части диссертации составляет 98 страниц, включая 18 таблиц, 16 рисунков на 16 страницах. Объем, занимаемый списком использованных источников, составляет 15 страниц (234 наименований на русском, белорусском, английском и немецком языках). Диссертацию дополняют 12 приложений на 39 страницах.
Методологическое обоснование проблемы формирования профессиональных умений учителя музыки
Сложность задач изучения и проектирования процесса формирования профессиональных умений учителя музыки определяет необходимость ориентации на соответствующие методологические положения. В качестве отправного положения необходимо придерживаться определения методологии педагогики, данного Н.А. Даниловым [67, с. 26]: «Методология педагогики есть система знаний об исходных положениях, об основании и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, верно отражающих непрерывно изменяющуюся педагогическую действительность в условиях развивающегося общества». При этом отбор наиболее важных методологических положений целесообразно производить в соответствии с пониманием предмета педагогики как целостного, целенаправленного педагогического процесса, что мы и постарались сделать.
Эти методологические положения должны быть связаны с преподаванием предметов искусства, имеющими свои специфические особенности, связанные с преобладанием художественного начала, что неизбежно накладывает отпечаток на методы учебной деятельности. Педагогическая деятельность в сфере музыкального искусства считается деятельностью особого рода. И это не случайно. Теория и практика музыкального обучения отмежевалась в самостоятельную ветвь педагогической науки именно благодаря своей специфичности, преобладанию художественности как сплава красоты, творчества, мастерства и нравственности, запечатленных с особой полнотой в искусстве.
Необходимо наличие художественно-творческого начала в музыкальной деятельности студентов, что придает ей действенный характер, вызывая полемику при ее классификации как учебной или художественно-творческой деятельности (Р.А. Тельчарова [198, 199]). Двойственность вполне объяснима возможностью существования творчества и различных степеней его проявления на разных уровнях, а не только в искусстве и науке. Поэтому, как подчеркивает Б.М. Неменский [157, 158], недопустимо ограничение познания искусства передачей лишь профессионального (частичного, рационально-логического) опыта, что еще широко распространено в общеобразовательной и профессиональной школах. Образовательный процесс, по мнению ученого, необходимо строить на переживании содержания изучаемого учебного материала, очеловечивании через искусство индивидуума, формировании минимального (для цивилизованного общества) уровня общей культуры отношения к жизни. Вывод автора заключается в том, что культурному, т. е. включающему в себя опыт поколений, переживанию надо учить, для чего необходимо создать арсенал специальных педагогических средств.
Направление поиска таких средств мы находим в работе Л.А. Рапацкой [169]. Она указывает, что, учитывая гуманистическую направленность и чело векотворч ее кий характер педагогической профессии, средством художественно-педагогической деятельности должны стать самые разнообразные формы непосредственного общения с учеником, взаимодействия с ним с помощью разных видов искусства по принципу «от сердца к сердцу».
Совместная деятельность применительно к музыкальному образованию и подготовке учителя музыки целостно в научно-методической литературе не освещена. Вместе с тем в публичных выступлениях, статьях, книгах, воспоминаниях современников проявляется неподдельный интерес многих видных музы кантов-педагогов, особенно инструменталистов, к вопросам взаимоотношений с учениками.
Несмотря на фрагментарный характер высказываний большинства музыкантов по интересующей нас проблеме, в них содержится много принципиально важных моментов, которые, будучи обобщены и систематизированы, открывают вполне реальные пути решения проблемы формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики.
Ряд передовых музыкантов (А.Б. Гольденвейзер [56], В.В. Емельянов [70], Я.И. Мильштейн [153], М.Л. Ростропович [186], Г.М. Цыпин [212], Ю.И. Янкелевич [229] и др.) считают, что в основу формирования профессиональных умений учителя музыки в педагогическом процессе должны быть положены подлинный демократизм, отсутствие давления, прессинга, внешнего нажима, поскольку точкой отсчета всегда является учащийся с его особым мышлением, способностями и желаниями. Музыка же служит художественной средой развития его личности. Сплачивая совместные усилия в единое целое, она корректирует, направляет в нужное русло мысли, чувства и действия, способствуя бесконечному восхождению к новым истинам.
Акмеологическая сущность формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики
Акмеология - наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных наук и изучающая феноменологию и способы совершенствования и развития человека на ступени его зрелости - и, особенно - оптимизацию его деятельности в целях совершенствования профессионального мастерства, достижения высокого уровня профессионализма.
Акмеологический подход позволяет рассматривать вопросы профессиональной деятельности на разных возрастных этапах онтогенеза личностной зрелости специалиста: от профессионального самоопределения, получения профессионального образования до самоактуализации в профессиональной деятельности и развития творческой индивидуальности специалиста. Акмеологический, то есть направленный на оптимизацию, эффективность. Характер исследования проявляется в использовании уровневой стратегии выделения различных факторов и прослеживании их прямого или многократного опосредованного воздействия. Согласно данным исследования ак-меологов, психолого-акмеологические факторы - это основные причины, имеющие характер движущих сил, главные детерминанты профессионализма (А.А. Бодалев [35, 36], Т.С. Деркач [68], Т.П. Королева [103], Н.В. Кузьмина [108, 109, ПО, 111] и др.).
Главным системообразующим фактором профессионализма личности является образ искомого результата, к которому стремится субъект деятельности (Н.В. Кузьмина, Т.С. Деркач и др.). Потребность в его достижении, деятельность, связанная с его достижением, анализ продвижения в направлении к нему, поиск причин, содействующих и препятствующих его получению, формируют профессионализм личности будущего учителя музыки.
Проведенная нами опытно-экспериментальная работа основывается на педагогическом принципе преднамеренного внесения дополнений в воспитательно-образовательный процесс профессиональной подготовки учителя музыки, материалах спецкурса «Ознакомление будущих учителей музыки с технологиями театрального искусства (с целью оптимизации процесса его профессиональной подготовки в педагогическом колледже)», разработанного нами ранее и предназначенного для углубления теоретических знаний и совершенствования практических навыков студентов по специальности учитель музыки, а также теоретических и методических положениях, сформулированных в первой главе.
Комплекс исследований предполагал: выявление реально существующего положения относительно оптимизационных процессов и используемых средств театральной педагогики в системе профессиональной подготовки учителя музыки; просветительскую работу, включающую составление и реализацию воспитательно-образовательных мероприятий, направленных на мо-тивационно-ценностную сферу профессиональной деятельности учащихся; консультирование учащихся по вопросам актерского мастерства.
Планировалось также решение задач, связанных с дальнейшей деятельностью по формированию профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики.
В технологическом плане это предполагало корректировку содержания воспитательно-образовательного процесса в форме кружковой работы в соответствии с поставленными задачами исследования.
Специальная программа предусматривала изучение элементов театральной педагогики (прежде всего педагогики музыкального театра).
Программа включала теоретические и практические занятия по актерскому мастерству, сценической речи, пластике, сценическому движению, а также индивидуальные занятия по постановке голоса, выработке ансамблевых навыков, беседы по искусству, истории театра и т. д.
Основными структурными компонентами программы являлись:
1. Информационное поле оптимизации, представленное общепедагогическими каналами для оперативного овладения профессиональными умениями; видами театрального искусства; певческой культурой и т.д., которое соответствует современному уровню знаний и требований профессиональной деятельности учителя музыки.
2. Принципы оптимизации (объективности, детерминизма, взаимодействия, проблематизации, развития); применение к формированию профессиональных умений учителя музыки одного из новейших научных принципов - синергетики.
3. Средства оптимизации. Планирование и принятие соответствующих решений по организации воспитательно-образовательного процесса формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики.
4. Формы оптимизации. Сочетание форм учебно-воспитательного и учебно-образовательного процессов традиционного и нетрадиционного характера, обладающих интегративными, закономерно обусловленными свойствами.
Педагогическая технология формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики
В педагогической технологии формирования профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики используются методы и приемы обучения актерскому мастерству, сценической речи, сценического движения, пластики в музыкально-педагогической деятельности будущих учителей музыки с позиций, имеющихся в научно-педагогических исследованиях.
Среди видов педагогических технологий Г.К. Селевко выделяет: - общепедагогическую (обще вое питательную и общедидактическую);
- частнопредметную (частные методики);
- локальную, представляющую собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач.
«Понятие «педагогическая технология» частнопредметного и локального уровней, - как пишет автор, почти полностью перекрывается понятием «методика обучения». Разница между ними заключается лишь в расстановке акцентов. В технологии более представлены процессуальные, количественные и расчетные компоненты, в методиках - целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочные стороны. Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов. Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии - в состав методик обучения» [185, с. 15-16].
Изучение мотивационно-ценностных отношений педагогов и учащихся педагогического колледжа, студентов БГГТУ им. М.Танка к формированию профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики позволяет определить направленность и сферу действия объективных закономерностей. На начальной стадии нашей работы изучались причины, стимулы и факторы, оказывающие определяющее влияние на формирование потребностей, ценностей в сфере познания области театральной педагогики для профессиональной деятельности учителя музыки. Для этого была составлена анкета, которая выявила отношение студентов к формированию профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики. Вопросы анкеты были направлены на определение исходного уровня знаний в области использования средств театральной педагогики как важного фактора, обеспечивающего наиболее эффективную профессиональную подготовку учителя музыки.
Перед тем, как ознакомиться с вопросами анкеты (см. Приложение 1) и дать ответы, участникам исследования - педагогам, учащимся и студентам были определены интегративные умения учителя музыки, процесс формирования которых предполагает использование совокупности качественно различных элементов и средств театральной педагогики