Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкальный фольклор как средство активизации развития чувства музыкального ритма у младших школьников Ибрагимов Гасан Гасанович

Музыкальный фольклор как средство активизации развития чувства музыкального ритма у младших школьников
<
Музыкальный фольклор как средство активизации развития чувства музыкального ритма у младших школьников Музыкальный фольклор как средство активизации развития чувства музыкального ритма у младших школьников Музыкальный фольклор как средство активизации развития чувства музыкального ритма у младших школьников Музыкальный фольклор как средство активизации развития чувства музыкального ритма у младших школьников Музыкальный фольклор как средство активизации развития чувства музыкального ритма у младших школьников Музыкальный фольклор как средство активизации развития чувства музыкального ритма у младших школьников Музыкальный фольклор как средство активизации развития чувства музыкального ритма у младших школьников Музыкальный фольклор как средство активизации развития чувства музыкального ритма у младших школьников Музыкальный фольклор как средство активизации развития чувства музыкального ритма у младших школьников
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ибрагимов Гасан Гасанович. Музыкальный фольклор как средство активизации развития чувства музыкального ритма у младших школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Астрахань, 1998 230 c. РГБ ОД, 61:98-13/646-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки значимости освоения музыкально ритмических моделей фольклора. 16

1.1. Теоретические аспекты рассмотрения понятия "чувство музыкального ритма".

1.2. Поливариантность музыкального ритма в музыкальном фольклоре как потенциальная возможность активизации чувства музыкального ритма у младших школьников. 46

1.3. Метод пульсирующего молчания как способ активизации освоения многообразия ритмов музыкального фольклора. - 63

Глава 2. Пути активизации развития музыкального ритма у младших школьников при изучении музыкального фольклора. - 70

2.1. Констатация уровня восприятия музыкального ритма на материале музыкального фольклора. - 70

2.2. Конструирование экспериментальной работы по активизации развития чувства музыкального ритма у младших школьников в процессе освоения музыкального фольклора: 83

а/ роль моторики при знакомстве и разучивании народ ного музыкального материала в 1-ом классе: - 9$

б/ создание кратких музыкально-ритмических импровизаций на заданную тему поэтического фольклора во 2-ом классе: -110

в/ развитие музыкально-слуховых представлений у учеников S-го класса, на базе ритмически сложного музыкального материала народных песен: - 120

2.3. Повторный формирующий эксперимент: -133

а/ роль группы ударных инструментов без определенной звуковысотности в творческом осмыслении ритма музыкального фольклора в 1-ом классе: »-ІІ)8

б/ более длительное певческое музицирование второклассников на основе поэтического фольклора , как путь активизации развития чувства музыкального ритма:140

в/ восприятие комплексно-дифференцированного ритма народной песни как способ активизации музыкального развития учащихся третьего масса, -146

2.4. Результаты и анализ формирующего эксперимента. - 152

2.5. Активизация формирования чувства музыкального ритма у младших школьников в процессе освоения музыкального фольклора на контрольном этапе экспериментального исследования.

Заключение.

Библиография.

Приложения.

Введение к работе

В связи с тесным взаимодействием педагогики и жизни, с историческим развитием общества в музыкальной педагогике в настоящее время наиболее актуальным является воспитание подрастающего поколения средствами музыкального фольклора.

В музыкальном искусстве очень важно освоение народной духовной культуры, важно ощущение тех корней, которые питают истинное музыкальное искусство, двигающее общество на более высокую ступень цивилизованности. Сейчас актуальной является необходимость ощущения и познания родной народной культуры и искусства - богатейшего заряда духовных сил, образа мыслей, красоты во всех деяниях человека. Все это исходит из необходимости повседневного общения и творческого переосмысления музыкального фольклора. Музыкальный фольклор в воспитательном и обучающем аспектах выступает в союзе с народной педагогикой. Фольклор народов нашей великой России привлекает и взрослых и детей потому, что с каким бы видом искусства мы ни знакомились, какие бы музыкальные грани нам ни открывались - всюду мы ощущаем великое и знакомое дыхание фольклора - музыкального и поэтического, как утверждающей основы демократической культуры и искусства. В многожанровом музыкальном искусстве наиболее доступным для наших школьников является фольклорное искусство. Это в то же время и самая действенная форма приобщения младших школьников к творческому наследию поколений. Однажды, встав на путь приобщения к фольклорному искусству, в дальнейшем этот музыкальный багаж станет ценнейшим опытом познания духовной культуры.

"Мне кажется, - писал Б. Асафьев, - что пышный расцвет интеллигентской русской музыки XX века, покоившийся на основе народной песенности, сменится новым еще более пышным периодом зрелости уже не только на основе, а в полном единении с народным хмелосом в безусловной неоторванности от музыкального сознания всего трудового населения". /16,110/. И далее он писал, что "необходимо стремиться так или иначе поддерживать в общеобразовательной школе восприятие народно-песенных ритмов и мелодики". /16,114/. Этим подчеркивается восприятие народно-песенных ритмов, фольклора, что крайне важно для нашего исследования, ибо, как показывает опыт, многие учащиеся не владеют чувством музыкального ритма, который является "основой" /Б. Асафьев/ народной песенности.

Надо заметить, что современное состояние музыкального воспитания в общеобразовательной школе предполагает желать лучшее, ибо народной песне, народным истокам уделяется недостаточное внимание. Результат незамедлил сказаться - дети не знают ни жанров народной музыки, ни самих народных песен, что негативно влияет на восприятие исторического прошлого России.

Ныне музыкальный фольклор не предстает как многоязычная школа межнационального общения, открывающая свои двери современному музыкальному искусству для приобщения к основам народной культуры и творчества. Не без основания можно утверждать, что возрождение народной песни в общеобразовательной школе с исконными ритмо - мелодическими оборотами может принести несомненную пользу в плане нравственного, эстетического музыкального воспитания и образования.

Серьезно рассматривает проблему народной музыки в контексте изучения и освоения младшими школьниками Л. Л. Куприянова,

считающая, что, закладывая в школе знания народных художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует фундамент культуры.

Этимология самого слова "фольклор" раскрывает его смысл на английском языке - "фольк" - народ, "лоре" - мудрость, знание. Истоки этой народной мудрости и знания генетически передаются из поколения в поколение. Живительные его силы необходимо поддерживать.

В 18-ом веке впервые научные экспедиции заинтересовались фольклором. В середине 19-го века был накоплен солидный материал по сбору и изучению фольклора, а 20-ый век дал возможность анализа фольклора, в обозрении специальных трудов "О русском фольклоре" -З.В. Померанцев, М, 1976., "Русское детское народное творчество" -Н.И. Крацев и С.Г. Лазутин - М.,1983 г., "Статьи о литературе и фольклоре" -М.К, Азадовский, М. - Л., 1960 г. XX век обозначает явление в свет науки ее специальную грань -фольклористику с выдающимися ее представителями (Аникин, Азадовский, Пропп и другие ...).

Современная наука о фольклоре - это взаимосвязь истинного народного искусства с литературой, живописью и изобразительным искусством, архитектурой, зодчеством, хореографией нового направления - эвритмией.

Возвращаясь к диссертационной проблематике, можно говорить о значительном отрыве теоретических фольклорных исследований от практики,, от внедрения народной музыки в общеобразовательную школу. Анализ литературы выявил отсутствие теоретических разработок, методических рекомендаций, пособий по изучению музыкального фольклора, и в частности для развития чувства музыкального ритма на его основе, хотя на проблему музыкального фольклора а общеобразовательной школе обращают внимание ученые-педагоги

П.К.Вейс, МАЕнговатова, Н.Г.Кононова, Л.В.Шамина.В школе забыли о существовании народной музыки как живой народной музыкальной поэзии, не прививают ни любовь к народной музыке, ни потребность в слушании и исполнении высокохудожественных народных произведений с исконно народными ритмическими моделями. Наиболее остро в изучении народной музыки, поэзии, игр, обрядов, народных инструментов и т.д. нуждаются младшие школьники, получающие базовые знания в начальной школе.

Вышеизложенное позволяет говорить об актуальности нашего исследования, не дать заглохнуть силам мудрости, истокам музыкальной ритмики. Путь мы видим во введении "великих традиций русской музыки" /Б.Асафьев/, что и обусловило тему нашей диссертационной работы.

Объектом исследования служит анализ учебно-воспитательного процесса в начальной школе, в частности на уроках музыки.

Предметом исследования является процесс активизации у младших школьников чувства музыкального ритма на основе изучения музыкального фольклора.

Цель исследования заключалась в научно-методическом обосновании и разработке путей активизации чувства музыкального ритма в процессе знакомства младших школьников с музыкальным фольклором.

Гипотезой нашего исследования стало предположение о том, что развитие чувства музыкального ритма у младших школьников будет проходить активнее, если учитель использует:

1. фольклор в его многообразии как базу, как главное средство активизации развития чувства музыкального ритма;

2. нетрадиционные методы и приемы, направленные на точность воспроизведения музыкального ритма(а,б)

ъ.) использует метод пульсирующего молчания, обостряющий чувство музыкального ритма;

б) использует различные формы знакомства с фольклором в классйких произведениях, где композитор вводит народную ритмомелодику с анализом ритмических структур;

3. мотивационную сферу младших школьников, направленную на формирование потребностей восприятия и воспроизведения фольклорных музыкальных ритмов. Задачи исследования:

научно обосновать активизацию развития чувства музыкального ритма у младших школьников;

раскрыть особенности музыкального фольклора и наметить этапы усложнения его музыкально-ритмических моделей в начальной школе;

выявить значимость метода пульсирующего молчания при исполнении народных песен;

-разработать комплекс целесообразных форм, методов и приемов, активизирующих развитие чувства музыкального ритма средствами музыкального фольклора и проверить его опытно-экспериментальным путем;

-представить рекомендации для внедрения в начальное звено общеобразовательной школы. Методы исследования:

- анализ и обобщение теоретической и научно-методической
литературы;

-диагностические методы активизации развития чувства музыкального ритма;

-многоканальное моделирование процесса стимулирования чувства музыкального ритма у младших школьников при освоении музыкального фольклора;

- систематическая обработка развития чувства музыкального ритма с использованием комплекса критериев, компонентов музыкальных способностей и различных интегрированных груші.

Методологическую основу диссертации составляют философские положения о развитии эстетических, нравственных качеств личности, а так же современная теория познания, мировоззренческий сочетающая единство всех факторов образования /АХВыготский, И.С.Кон, Л.Н.Колган, К.К.Платонов, С.Л. Рубинштейн, И.Т.Фролов, П. А. Флоренский. /

Теоретическим фундаментом исследования являются труды
исследователей-педагогов и психологов Ю.К.Бабанского,

А.Е.Дмитриева, А.Н.Леонтьева, В.С.Леднева, Д.Б. .Лихачева, М.Н.Скаткина, Б.М.Теплова, С.Н.Шацкого, И.Ф.Харламова, Д.Б.Эльконина, и других известных авторов.

По эстетическому и музыкальному воспитанию основой работы послужили труды таких педагогов и ученых, как Э.Б.Абдулин, Б.В.Асафьев, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Н.А.Ветлугина, Е.Б.Долинская, Т.С.Комарова, Г.П.Стулова. Из зарубежных ученых -К.Орф, З.Кодаи, Ш.Сузуки.

По проблемам фольклористики автор опирается на труды исследователей и ученых - Е.В.Гиппиус, В.Е.Гусев, К.В.Квитка, Ю.Г.Круглов, Е.Э.Линева, Н.К.Метко Н. А. Некрасова.

По проблемам детского творчества в области фольклора для нас оказались ценными труды И.И.Земцовского, О.И.Капицы, Г.У.Науменко, И.П.Сахарова.

По проблемам музыкального ритма - труды Н.Г.Александровой, П.К.Веиса, М.А.Румер, К.В.Тарасовой, В.Н. Холоповой, В.О.Сургаутаите.

По проблемам традиции народного творчества народов Поволжья и Ульяновской области - труды М.А.Енговатовой, Л.Л.Куприяновой, Л.В.Шаминой, и других.

Научная новизна:

  1. Разработаны и экспериментально проверены содержание и методы музыкального воспитания направленные на развитие чувства музыкального ритма на основе изучения младшими школьниками музыкального фольклора.

  2. В исследовании разработан новый "мето^пульсирующего молчания", позволяющий эффективно развивать чувство музыкального ритма, дополняющий теоретический и практический арсенал средств музыкального воспитания и обучения младших школьников.

  3. Доминирующим средством для развития чувства музыкального ритма вводится музыкально-поэтический фольклор.

Практическая значимость исследования.

Применение в общеобразовательной школе на уроках музыки, в различных внеурочных кружках и студиях, в клубных учреждениях культуры разработанной системы средстз воздействия на развитие чувства музыкального ритма позволит повысить эффективность музыкального воспитания младших школьников. Особую значимость

развитое чувство музыкального ритма имет в фольклорно-хореографических и иных ритмизированных ансамблях, дуэтах, обрядовых и народно-сюжетных постановках, что позволяет приобщить детей к подлинной народной культуре. Регулярные и целенаправленные занятия откроют перед детьми не только уже утвердившуюся форму бытования музыкального фольклора, но и вольет в их души свежую струю подлинного диалекта народной культуры, актуальность которой все ярче вырисовывается именно на современном этапе воспитания и образования.

Обоснованность данного научно-педагогического исследования в развитии чувства музыкального ритма по разработанной системе освоения музыкального фольклора обусловила применение и внедрение комплекса традиционных и новых методов по результатам последовательных анализов, прогнозов и диагностики первичных этапов эксперимента, что говорит о достоверности результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Освоение учащимися начальной школы музыкального фольклора (бае^колыбельных^пестуше^попевокластушек^олядо^таусеней^огово-рок,пословиц,игр,танцев,обрядов,хороводов) активизирует у младших школьников развитие чувства музыкального ритма. Развитию чувства музыкального ритма способствовало использование комплекса специфических форм, методов, приемов: создание детьми различных мелодико-ретмических импровизаций в народном духе на один и тот же краткий поэтический текст; формирование музыкально-слуховых представлений на основе фольклорной музыки; включение моторики рук и различных элементарных музыкальных инструментов при восприятии и воспроизведении полиритмических структур фольклорной музыки и другие.

2. Применение комплекса методов музыкального воспитания (анализа и сравнения, стимулирующий, обобщения, наглядно-слуховой, словесный, метод забегания вперед, практический), в том числе и нового- "метод пульсирующего молчания", использования которого явится специфическим фактором активизацией развития чувства музыкального ритма у младших школьников.

3. Критерии отбора видов и содержания музыкального ритма у младших школьников на основе музыкально-поэтического фольклора.Критериями развитости чувства музыкального ритма у младших школьников для нас явились следующие положения:

отстучать ритмомодель народной песни с содержанием несложного звена;

определять сильные и слабые доли метра народной музыки;

уметь определять затактовое начало в музыке;

уметь определять на слух синкопы в народной музыке;

- определять на слух триольные ритмосочетания;
-активизировать роль моторики при прослушивании и пении

народной музыки;

- активизировать ритмическую значимость игры на ударных
инструментах без определенной звуковысотности при
инструментальном сопровождении народной музыки;

- уметь создавать логически завершенные 4-х тактовые, а затем 8-
тактовые музыкально-ритмические импровизации на заданную тему

поэтического фольклора;

- уметь рассказать о комплексно-дифференцированном
восприятии ритма народной песни с сопровождением, звучания
народного инструментального ансамбля.

Необходимо развивать то, что обнаруживается в ребенке в виде задатков, данных ему от природы, дать возможность ощутить традиционные музыкальные ритмы исконно-народной культуры. Наиболее глубинным музыкальным жанром, доступным младшим школьникам предстает незатейливая, простая, ясная с первого взгляда народная песенка в форме баиньки, колыбельной, потешки, приговора, попевки.

Научный эксперимент проводился в двенадцати средних школах, одной гимназии, семи ЦСДК. Общий контингент младших школьников, охваченных непосредственно экспериментом, составил 920 человек из 2-областей /Ульяновской и Астраханской/. Корректировали и направляли экспериментальную работу последовательно три высших учебных заведения /Российская Государственная Академия Музыки им. Гнесиных, Ульяновский государственный педагогический Институт, Астраханский государственный педагогический Университет/. Экспериментальные исследования проходили на территории семи районов и трех городов, экспериментальные возможности которых позволяли анализировать, эмпирически разрабатывать и осваивать материал эксперимента в течение девяти лет.

Для реализации задач научно-педагогического эксперимента с целью развития чувства музыкального ритма у младших школьников при изучении музыкально-поэтического фольклора в Ульяновской области в с.Большой Куваи Сурского района в период 19S7 - 1989 г.г. проведена большая предварительная экспериментальная работа. Телевидение Ульяновской области с целью активизации и пропаганды изучения фольклора провело семь целенаправленных передач с неоднократным выездом на экспериментальные площадки Сурского, Новоспасского и

Теренгульского- районов. Процесс освоения детьми музыкального фольклора периодически освещался в областной газете.

В процесс эксперимента собирался и систематизировался музыкально-поэтический материал образцов фольклора этнических групп народов Ульяновского и Астраханского регионов, что составило около 80-и образцов, среди которых более 70 % на данное время расшифровано, систематизированно и частично реализовано на уроках музыки и на внеклассных занятиях.

Программа, отражающая систему развития чувства музыкального ритма на основе музыкально-поэтического фольклора у млаших школьников была утверждена на основе конкурсного отбора частных программ Управлением народным образованием Ульяновской области в 198S г., а затем и экспертной комиссией Департамента народного образования Астраханской области в 1992г.

Апробация и практическое применение, а также внедрение результатов исследования осуществлялись: - через публикации статей;

-в поселке Новоспасск Ульяновской области на районном семинаре преподавателей музыкально-эстетических и гуманитарных дисциплин;

-в урочной форме и во внеклассной работе при подготовке и проведении школьных и клубных народных праздников, на школьных "посиделках" с новым жанром художественной самодеятельности, таким как экспериментально-ритмический ансамбль "ЭРА" в общеобразовательной школе поселка Красносельск Новоспасского района Ульяновской области, а также в процессе внешкольного познания детьми музыкально-поэтического фольклора;

на областной конференции, посвященной изучению и освоению фольклора Ульяновской области в Ульяновском государственном педагогическом институте в марте 1988 г.;

на областном семинаре педагогов начальных и средних музыкальных учебных заведений в январе 1992 г. в городе Астрахани;

-в средней школе N 92 Приволжской железной дороги, Солянской средней школе, ЦСДК с. Солянка, средней школе с. Водяновка, средней школе с.Фунтово, гимназии N 1 города Астрахани;

на региональной научной конференции по проблемам взаимодействия национальных культур в июне 1995 г. в г. Астрахани;

на научно-практических конференциях Астраханского Государственного Педагогического Института в апреле 1996, 1997 годов;

на областной конференции педагогов музыкальных школ, ДТЇТИ - в марте 1996 г. города Астрахани;

на районном семинаре учителей музыки /г. Нариманов - в марте 1993г./;

-в выступлениях с докладами на научных конференциях, на семинарских занятиях, курсах повышения квалификации преподавателей при Институте Усовершенствования Учителей музыкально-эстетического цикла в г.Ульяновске в марте 1991 г. и в г. Астрахани в апреле 1994 г.;

- в процессе творческого общения и сотрудничества с
фольклорным Народным коллективом "Старинушка" ЦНТ
с.Евпраксино Приволжского района Астраханской области в 1993 -
1997 г.г..

Теоретические аспекты рассмотрения понятия "чувство музыкального ритма".

Рассматривая ритм в данном исследовании, мы полагаем необходимым дать краткий исторический обзор развития музыкального ритма, начиная с первых публикаций о нем, для последующего развития музыкального ритма у младших школьников.

Концепция музыкально-фольклорной деятельности с младшими школьниками разработана из песен, музыкально-дидактических игр, упражнений, народных игр, репертуара народно-инструментальных ансамблей с проекцией на музыкальный фольклор, описанных в исследовательских педагогических, научных трудах педагогов, ученых, психофизиобиологов. В этом смысле нам очень важно напомнить высказывание поэта-публициста П.Г. Антокольского: "В каждой средней школе, - пишет он весьма убедительно, - особенно в младших классах -необходимо преподавание элементарных навыков в области ритма". (11, 13)

Все, что нас окружает, смена времен года, дня и ночи, изменения в живой и неживой природе, биологические изменения в природе и в каждом человеке определяется соответствующим ритмом. Изменение частоты пульсации сказывается на жизнедеятельности всего организма природы, на всей ее конституции.

Ритму, следовательно, подчинена вся окружающая нас жизнь. Она является основой и во времени и в пространстве, и, конечно, в искусстве.

Мы привычно произносим слово "ритм" и в то же время не всегда можем дать исчерпывающее этому емкому понятию, используемому для обозначения разнообразной деятельности человека в различных сферах, толкование. Возможно, об этом говорил поэт В.В. Маяковский, когда подчеркивал в ритме основную силу, основную энергию, которую иногда трудно объяснить. Рождение ритма стихов "Сергею Есенину" В.В.Маяковский поясняет так : "Я хожу, размахивая руками и мыча еще почти без слов ... Так обнаруживается ритм - основа всякой поэтической вещи, проходящей через нее гулом. Постепенно из этого гула начинают выступать отдельные слова". (160, 90-91)

Для полного обозрения исследования в области развития теории музыкального ритма следует остановиться и на том, что здесь обнаруживались самые разные и даже противоположные взгляды. "Ни в одной области музыкального знания, - пишет о ритме С.Булич, - нет таких шатких и, в то же время, скудных сведений, как в этой". (29,1)

О месте ритма в музыкальном искусстве, о его приоритете среди главных компонентов музыкальной формы - мелодии гармонии, и наконец, о его первоосновной значимости в образовании и развитии формы как в музыкальном фольклоре, так и в композиторском творчестве напоминал, обращаясь к музыкальной общественности, советский пианист /педагог Г.Нейгауз: "И не забывайте же никогда, что библия музыканта начинается словами "в начале был ритм" /Г. Нейгауз. Об искусстве фортепианной игры. М.:Музыка, 1982, С.64/.

Ритм в музыкальном аспекте многие авторы рассматривают в узком и широком смысле. Его понимают, руководствуясь разными критериями. В узком понимании - длительность звуков, в широком -построения, разделы, части, формы. Другой критерий подхода в определении ритма - это сопоставление с ним понятия "метр".

В. Холопова пишет, что в настоящее время принимается самое краткое и точное определение ритма из "Краткого словаря" - автор А. Должанский: "Ритм (от греч. rythmos - мерное течение) - чередование и соотношение музыкальных длительностей и акцентов". (179, 12-13) Исторический обзор развития музыкального ритма впервые дан в книге "Ритм и темп" К. Закса, который установил, что лонга-длительность равняется двум единицам /этого мы придерживаемся и в настоящее время/. "Наша система, нотации, - пишет Закс, - механична, мензуральная же - функциональна", (56,168)

В середине XIX в, проблемы ритма решаются в трудах исследователей древнегреческой ритмики Р. Вестфаля "Элементы музыкального ритма" -1872 г. - г. Вена и "Всеобщая теория музыкального ритма" -1880 г..

Поливариантность музыкального ритма в музыкальном фольклоре как потенциальная возможность активизации чувства музыкального ритма у младших школьников.

Основные сферы музыкально-поэтического фольклора - слово, напев, движение, игра на народных инструментах. Однако следует заметить, что особо ярко проявляется и пятая сфера - деятельность человека - музыканта, исполнителя, ибо от него зависит то, как будут развиваться указанные сферы фольклора, какую душу вольет в него человек. Их пульсация характерна для каждой отдельно взятой последующей формы - песни, танца, обряда, игры. Взаимодействуя, они образуют более богатейшие жанры народного искусства - колыбельные, частушки, припевки и т.п.. И все это множество форм, типов сфер музыкально-поэтического фольклора объединяется в разнообразие естественных явлений музыкального ритма.

Музыкально-поэтический фольклор с каждым днем привлекает своим демократическим, интернациональным содержанием все большее число увлеченных им из разных поколений, ибо в нем отражение прошлого, история культуры, искусства, история разнообразной жизни и деятельности человека. Тем больший интерес в связи с этим он представляет для учащихся общеобразовательной школы.

"И труд, и трапеза, и сон, и бодрствование, и любовь, и неволя, и рождение человека, и его шаги по этапам жизни от младенчества до старости и сохранение памяти об ушедших, - говорит В. Максимов, - ко всему был причастен фольклор, и все было причастно к нему". (92, 15) Но музыкальный фольклор не остается в своем первоначальном виде.

Народная песня никогда не звучит одинаково, даже если ее будут петь одни и те же исполнители.

В песнях происходят многие изменения - ритмические, мелодические, гармонические и ладовые. Русские народные, мордовские, чувашские, дагестанские, казахские, татарские детские колыбельные, попевки, приговорки и т.п., могут быть исполнены на различных музыкальных инструментах. Всякий вариант исполнения звучит с новым оттенком, то в ритмическом, ладовом, или гармоническом плане. В основном-то остается истинная интонация и ритмическое построение. Подвергается частичному изменению отдельные элементы, ритмофигурации, блок аккордов, словом - все характерное для темперации инструмента, настроению исполнителя, его художественно-осмысленного, перевоплощенного образа народной песни, частушки, смешилки, припевки, заклички. Каждое новое исполнение, новая интерпретация может совершенно быть непредсказуемой. Музыкальный фольклор по своей типичности и положению в искусстве обретает свой статус, активизирует знание о себе и требует определения особого места. В соответствии с этим надо, следовательно, обладать фольклорным сознанием, создавать именно фольклорный тип коммуникации. Для этого недостаточно народную песню только исполнять на электромузыкальных инструментах, что часто видим на сценах, нужен сам музыкально-поэтический фольклор рассматривать как тип культуры. Достаточно глубоко и скрупулезно следует работать над языком музыкально-поэтического фольклора.

"Освоение фольклора, - пишет Л.Л. Куприянова , - помогает углубленному пониманию своей национальной культуры и культуры других народов". (73, 3)

Народная музыка знакома ребенку с младенческих лет, о чем писал И.М. Бехтерев. Об этом говорят открытия, экспериментальные научные исследования последних лет, проведенных как в России, так и в других развитых государствах - США (Р. Бернер, Э. Сайклер), Японии (Ш. Сузуки), Англии (Р.Слэк), Голландии (Пьер ван Хауве), Канады (М.Шафер).

Народное искусство близко детскому творчеству. Оно, народное искусство, питает многообразные детские жанры от колыбельных до традиционных, календарных, обрядовых и современных музыкальных форм. Великая эмоциональная сила и выразительность народного искусства, художественные образы этапов жизни и культуры народа находят свое воплощение в народно-детском искусстве. Это очень важное явление в просвещении самых маленьких учеников школы. Музыкально-поэтический фольклор несет жизненную правду детям. Его откровения формируются по возрастным "циклизациям" (по Э.Алексееву)

1 .Дети и подростки;

2.Молодежь добрачного возраста;

З.Люди зрелого возраста;

4,Пожилые и старики.

"С переходом в каждую следующую возрастную группу, -пишет Э.Алексеев, - закономерно изменяется не только репертуар, но и стиль пения и ценностные ориентации певцов". (3, 25)

Констатация уровня восприятия музыкального ритма на материале музыкального фольклора

Экспериментальные исследования по развитию чувства музыкального ритма на основе музыкального фольклора проводились в 3 этапа:

1. - поисковый констатирующий -1987-1990 г.г.

2. - формирующий обучающий -1990-1993 г.г.

3. - формирующий контрольный -1993-1996 г.г.

Изучая с детьми музыкально-поэтический фольклор с целью развития чувства музыкального ритма в процессе констатирующего эксперимента, мы наблюдаем, как у детей начинают развиваться различные взаимосопряженные сенсорные способности - ладовое чувство, тембральное, гармоническое, осознание фактуры народного произведения. Основным методом изучения восприятия детьми музыкального фольклора с целью развития чувства музыкального ритма явилось длительное наблюдение за поведением детей на уроках музыки и вне класса в кружковой работе, сопровождавшиеся фиксированием стимулирующих методов и приемов для реализации выдвинутой гипотезы исследования.

Наблюдения на уроках музыки проводились:

а) в условиях традиции методики обучения по плану учителя;

б) в экспериментальных ситуациях, специально созданных для этого.

Наблюдения проводились над учениками, не изучавшими музыкальный фольклор и не развивавшими на этой основе чувство музыкального ритма.

В 1987 г. в сентябре были получены первые констатирующие сведения о музыкальных данных 1-го "а" экспериментального и 1-го "б" контрольного классов и проведен эксперимент по определению уровня знания музыкально-поэтического фольклора для дальнейшего развития чувства музыкального ритма. Одновременно с развитием ритмического слуха дети пробуют интонировать, поют народные песни из прозвучавших по радио и телевидению, а когда учитель играл на фортепиано, ученику предлагалось в ритме звучащей песни брать подходящие гармонические звуки на фортепиано. Однако, такие упражнения удавались лишь пяти-шести ученикам. У многих на этом этапе, конечно, еще не был развит гармонический слух. Такое явление реже встречалось с ритмической стороны - и в ритм с музыкой учителя многим ученикам удавалось играть, и можно сказать, такое музицирование их увлекало. Развитие одной способности у детей дает возможность активизировать другую музыкальную способность к развитию. Большое внимание уделено задаче корректировки детей по группам после констатирующего среза. Надо сразу заметить, что мы условно делили учащихся на четыре группы по уровню музыкальности -очень хорошие, хорошие, слабые, очень слабые. В процессе работы с детьми мы опять же не объявляя им, переводили их из одной группы в другую. Доминирующей способностью для нас, конечно, явился уровень развития чувства музыкального ритма, о критериях которого сказано ранее и которых мы придерживались по ходу экспериментального исследования.

Группы учеников составлялись по уровню среза знаний и способностей по итогам разных констатирующих заданий.

Измерения уровня музыкального развития учеников проводились по четырем основным параметрам. Условия, при которых мы развивали чувство музыкального ритма, предполагали, что на каждого ученика экспериментального и контрольного классов была заведена индивидуальная карточка роста музыкальных способностей, которая заполнялась по мере выполнения тестов и "моментальных" срезов с указанием уровня развития той или иной музыкальной способности с доминированием чувства музыкального ритма, при изучении музыкально-поэтического фольклора. В процессе развития чувства музыкального ритма в работе с детьми было отработано 70-80 экспериментальных заданий, упражнений, тестов, заданий в соответствии с разработанной нами программой изучения музыкально - поэтик ческого фольклора. Многое вошло в диссертационное исследование, в методические разработки и рекомендации для учителя музыки и учителей начальных классов. Ответы по тестам фиксировались различными способами - на отдельных листах, карточках с несколькими ответами, поднятием рук, индивидуальными опросами во время уроков, а также во внеклассных занятиях в Экспериментально-Ритмическом Ансамбле /ЭРА/ на фольклорной основе народов России и региона Ульяновской, а затем и Астраханской областей.

Похожие диссертации на Музыкальный фольклор как средство активизации развития чувства музыкального ритма у младших школьников