Введение к работе
Актуальность исследования. Современный период развития человечества, сопровождающийся глобальным экологическим кризисом, ставит перед обществом ряд проблем демографического, культурного, социального, религиозного и нравственного порядков. Решение проблем возможно только в случае перестройки массового сознания с учётом современных знаний, объективной реальности и опыта естественно-гуманистической парадигмы. Базовой составляющей перестройки, несомненно, является общеобразовательная школа. Именно там необходимо обеспечить формирование и развитие у учащихся экологического стиля мышления и целостной научной картины мира.
Необходима программа целенаправленного формирования экологической компетентности личности, связанная с развитием общей культуры учащегося, ориентированная на воспитание духовно-нравственного отношения к окружающей среде. Особенно эффективным может стать синтез экологии и предметов, связанных с художественным творчеством.
Поскольку художественный образ – это единство логического и эмоционального отражения действительности в сознании человека, разработка методических приемов формирования духовно-нравственного компонента экологической компетентности на уроках художественного творчества является чрезвычайно интересной, актуальной и перспективной проблемой. Музыка как вид искусства, глубоко воздействующий на слушателя, связана с общими законами мироздания, отражает физическое состояние человека и общества, является яркой иллюстрацией экологических явлений. Особенно тесно связанно с природой народное творчество и поэтому использование фольклора на уроках музыки позволяет совместить целенаправленную подготовку музыкально развитого и экологически компетентного человека.
Вместе с тем, возможности школьного музыкального образования в плане формирования у детей экологической компетентности, ценностного, нравственного отношения к природе реализованы не в полной мере. Не выделена система экологических знаний; не разработаны пути целенаправленного воспитания духовно-нравственной составляющей экологической компетентности учащихся; требует разработки методика осуществления учебно-воспитательного процесса.
Выявленные противоречия между необходимостью формирования экологической компетентности, ее нравственного компонента и недостаточной степенью разработки теоретических и методических основ реализации данной задачи в рамках музыкального образования определили актуальность и выбор темы нашего исследования.
Объект исследования: экологически ориентированный процесс общего музыкального развития учащихся.
Предмет исследования: формирование и развитие духовно-нравственной составляющей экологической компетентности учащихся средствами музыкального искусства.
Цель исследования: повысить уровень экологической компетентности учащихся средствами музыкального искусства.
Задачи исследования:
– проанализировать, выявить и обосновать педагогические условия формирования духовно-нравственного компонента экологической компетентности школьников при обучении музыке в педагогической теории и школьной практике;
–обосновать взаимосвязь музыкального искусства и экологической компетентности, проанализировать различные музыкальные стили на предмет их близости к природной среде;
– определить критерии и показатели сформированности экологической компетентности школьников;
– разработать музыкальное пособие «Русские народные песни рассказывают детям о природе»;
– разработать и экспериментально опробировать модель формирования духовно-нравственной составляющей экологической компетентности школьников средствами русского песенного фольклора;
– оценить эффективность предложенной методики по результатам анализа проведенного педагогического эксперимента;
Гипотеза исследования: процесс формирования духовно-нравственного компонента экологической компетентности учащихся на уроках музыки будет эффективным, если:
– он осуществляется путем выявления параллелей между стилистическими и эколого-ориентированными особенностями музыкальных произведений;
– музыкальный урок проводить на основе произведений с экологическим содержанием;
– усилить методическую направленность проблемного подхода в музыкальном воспитании, мотивирующего подростков к здоровому образу жизни, к самореализации и социализации.
– педагог будет владеть предлагаемой методикой подачи экологических знаний.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- проблемы качества, эффективности, результативности процесса обучения в педагогической науке и практике (С.А.Карпеев, Б.Т.Лихачев, Л.В.Моисеева, И.Р.Колтунова, В.В.Пасечник, В.Г.Кезин);
-- теории обучения экологии и экологизации образования (С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин, Д.С.Ермаков, А.Н.Захлебный, Е.Н.Дзятковская, И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина, В.Р.Степанов, Л.В.Кузнецова, Е.В.Яковлева);
– элементарная теория музыки, обосновывающая связь музыкального искусства и природы (Пифагор, И.Способин, Д.Кемпбелл, В.Порвенков);
– работы, касающиеся экологической, социальной и нравственной значимости фольклора (А.Н.Веселовский, Ю.Г.Круглов, Н.А.Добролюбов, В.Е.Гусев, Н.Г.Чернышевский).
Методы исследования:
– анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме диссертационного исследования, обеспечивающий основу формирования теоретических положений;
– обобщение и анализ личного опыта педагогической работы, а так же опыта других учителей по выявлению эффективности методики экологизации, как дополнительного средства мотивации учащихся в области обучения музыке;
– педагогические наблюдения и анализ учебного процесса в контрольно-экспериментальных группах (беседы с учащимися, анкетирование, анализ ответов учащихся);
– педагогический эксперимент, его обобщение и статистическая обработка.
Этапы исследования:
Педагогический эксперимент был проведен в 2003-2008 годах на базе Московского муниципального образовательного центра ГОУ ЦО 686 «Класс-центр». В эксперименте участвовало 60 учащихся 5-6 классов и 4 учителя. Научное исследование осуществлялось в четыре этапа.
На первом, констатирующем этапе (2003-2004гг.) проведен анализ психолого-педагогической, учебно-методической и музыкальной литературы по теме исследования, определен научный аппарат – предмет, объект, цели и задачи, выдвинута гипотеза исследования.
На втором, поисковом этапе (2004-2006гг.) определено экологическое содержание музыкального образования, разработана методика обучения, а так же комплекс проблемных заданий.
На третьем, формирующем этапе (2006-2008гг.) для выявления уровня экологической компетентности учащихся 5-6 классов, проведено контрольное анкетирование. Проведен педагогический эксперимент, по результатам которого проведено повторное анкетирование и дана оценка эффективности предложенной методики обучения музыке на основе русского песенного фольклора с экологической направленностью.
На четвёртом, заключительном этапе (2008-2009гг.) обработаны и обобщены результаты исследования, оформлена диссертация.
Научная новизна:
– определена роль учителя музыки в экологическом воспитании подростков в курсе школьного обучения (5-6 кл.);
– осуществлен анализ степени близости различных музыкальных стилей к природной среде;
– предложена модель музыкальной подготовки на основе экологического подхода средствами русского песенного фольклора, формирующая духовно-нравственный компонент экологической компетентности учащихся, развивающая ценностно-эстетическое отношение к окружающей природной среде;
Теоретическая значимость:
– теоретически обоснована взаимосвязь музыкального искусства и экологической культуры на основе понятий гармонии и фрактальности;
– выявлено экологическая ценность фольклорной музыкальной культуры и обоснована эффективность ее использования в процессе формирования духовно-нравственного компонента экологической компетентности учащихся;
– показано, что обучение, осуществляемое на основе проблемно-деятельностного подхода, повышает уровень экологической компетентности и музыкальной культуры учащихся;
Практическая значимость:
– разработан комплекс экологически ориентированных тем, согласующихся с музыкальными темами, которые могут быть использованы в практике музыкального образования для формирования у учащихся духовно-нравственной составляющей экологической компетентности;
– разработаны методические рекомендации для учителей по формиро-
ванию нравственного компонента экологической компетентности школьников при обучении музыке;
– создано музыкальное пособие в форме компакт-диска под названием «Русские народные песни рассказывают детям о природе».
На защиту выносятся следующие положения:
– музыкальное образование раскрывает новые возможности формирования духовно-нравственного компонента экологической компетентности;
– музыкальные направления, сложившиеся в различные эпохи, несут богатое экологическое содержание, которое соответствует общей философии художественного стиля.
– модель формирования духовно-нравственного компонента экологической компетентности школьников на основе русского песенного фольклора воспитывает готовность к музыкальной и экологической деятельности;
– интерес, мотивация и познавательная активность к обучению музыке повышаются благодаря приобретаемой учащимися экологической компетентности, которая является связующим звеном музыки с жизнью.
Достоверность и надёжность результатов, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, подтверждается методологической обоснованностью исходных положений исследования; использованием методов исследования, адекватных поставленным целям, задачам, предмету исследования, а так же использованием объективных показателей результативности обучения, завершенностью и эффективностью музыкальной подготовки школьников.
Апробация работы осуществлялась в форме докладов автора на научно-практических конференциях МГОУ (г. Москва, 2007-2009 гг.), на Всероссийской научно-практической конференции «Наша новая школа» (г. Москва, 2010г.), на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития современного общества» (г. Саратов, 2010г.), на II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы биоэкологи» (г. Москва, 2010г.); путём участия автора в региональном проекте «Охрана окружающей среды Московской области» областной целевой программы «Экология Подмосковья на 2008 - 2011гг.», а также посредством публикации ряда статей и работ; в ходе учебно-воспитательного процесса в средних общеобразовательных школах, детских музыкальных школах, на заседании кафедры основ экологии МГОУ.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.