Введение к работе
Актуальность темы исследования. Многовековые процессы этнического развития народов России, а также их межэтнические взаимосвязи всегда существовали в своей исторической объективности. Увеличение количества конфликтов, участившиеся акты насилия и терроризма в мире вызвали принятие международных документов в области воспитания толерантности подрастающего поколения. Значимость толерантности каждого человека и государств заявлена в Декларации принципов толерантности (ООН, 1995 г.) как важнейший принцип и необходимое условие мира и социально-экономического развития всех народов. В создавшихся социокультурных условиях все насущнее становится потребность современного общества в переходе к новым социальным отношениям, одним из приоритетов которых должно стать формирование духовно-нравственной, этнически толерантной личности. Перед различными социальными институтами обозначена важная и вместе с тем сложная практическая проблема организации полиэтнического и поликультурного воспитания подрастающего поколения в диалектическом единстве с подготовкой к жизни в многонациональном культурно-языковом пространстве России через сохранение национальных культурных традиций, идеалов духовности и патриотизма.
Достижение высот нравственного воспитания возможно лишь на основе активного применения в учебно-воспитательном процессе культурно-исторического опыта народа – языка, обычаев, традиций, истории, духовной и материальной культуры, фольклора. В этом видится реализация одного из важнейших педагогических принципов – культуросообразности – связи воспитания и обучения с жизнью и культурой народа. Одним из богатейших средств этнокультурного воспитания подрастающего поколения является фольклор. Он способен выступить своеобразным фактором формирования поликультурной ментальности, в контексте которой следует формировать и развивать не только положительные внутриличностные качества, но и готовность к межличностному взаимодействию, а также к полиэтническим этнотолерантным отношениям. Основой фольклора служит система народных знаний, которая содержит непреходящие общечеловеческие ценности, являющиеся едиными для различных культур, религий и пр. К таким ценностям относятся понятия Добра, Духовности, Красоты, Уважения (к родителям, старшему поколению, сверстникам, своему и другим народам и культурам) и т.п., то, что присутствует в культуре любого народа. Через средства фольклора (песенно-инструментальный фольклор, народный эпос, декоративно-прикладное творчество, народный театр) подрастающее поколение приобщается к этим ценностям, обогащая личный опыт поликультурного взаимодействия. Изучение фольклора может стать действенным средством формирования этнической толерантности подрастающего поколения, его социально-педагогический потенциал необходимо реализовывать в системе образовательных, культурно-досуговых учреждениях, в том числе в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, возникает необходимость разработки теоретико-методических основ формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора.
В науке сложились определенные предпосылки изучения этнической толерантности. Об этом свидетельствуют работы русских философов конца XIX – начала XX веков (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, В.С. Соловьев, И.А. Ильин, Г.Г. Шпет), высказавших мысли о том, что для сближения различных этнических общностей необходимо знание этнокультурных особенностей народов; этнографов и историков (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, Ю.В, Арутюнян, С.А. Арутюнов, Л.М. Дробижева, В.И. Козлов, К.Н. Хабибуллин, А.Х. Гаджиев, А.Ф. Дашдамиров, Н.Д. Джандильдин, М.Н. Губогло), раскрывших этнографические характеристики народов мира и нашей страны, психологические аспекты межэтнических отношений, роли традиций народов в социальной регуляции поведения, влияние культурной среды на психику представителей различных этнических общностей; социально-психологические особенности групп (этнических общностей) и межгруппового (межэтнического) взаимодействия (В.С. Агеев, Г.М. Андреева, Г. Теджфел, Дж. Тернер, С. Московичи, П.Н. Шихирев, Б.Н. Поршнев); выполненные в русле философского осмысления проблемы толерантности (Р.Р. Валитова, В.М. Золотухин, Н.В. Круглова, В.А. Лекторский, Е.В. Магомедова, М.М. Прохоров, Л.В. Скворцов, Б.М. Хомяков, М. Уолцер, П.П. Николсон, Ю.А. Красин); современные исследования этнической толерантности (А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Н.М. Лебедева, Ф.М. Малхозова, Ю.А. Гаюрова, Е.И. Шлягина, С.Н. Ениколопов, Л.А. Шайгерова).
Учитывая важность роли фольклора в этнотолерантном воспитании молодого поколения, многие аспекты этой актуальной темы нашли свое отражение в литературе, в частности, вопросы воспитания подростков в архаичном обществе (Т.А. Агапкина, А.К. Байбурин, Т.А. Бернштам, М.М. Громыко и др.); особенности деятельности учреждений дополнительного образования детей как воспитательно-образовательной среды (А.Г. Асмолов, А.А. Бондарев, А.К. Бруднов, Б.Е. Булычев, В.П. Голованов, В.А. Горский, А.Я. Журкина, Е.Б. Евладова); проблемы формирования толерантности, культуры межнационального общения (А.Г. Асмолов, Г.В. Безюлева, Г.Н. Волков, Т.Н. Петрова, Р.З. Хайруллин); принципы воспитания толерантной личности (Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук, В.А. Лекторский, М.С. Мириманова, М.И. Рожков, Г.У. Солдатова). Вопросы поликультурного и этнотолерантного воспитания нашли отражение в диссертационных исследованиях С.С. Акавова, Н.Г. Анциферовой, Е.Г. Борониной, Э.П. Герасимовой, О.О. Кащенко, Э.А. Музенитовой, Г.И. Пилиевой, П.В. Степанова, Е.Н. Третьяковой.
В то же время анализ литературы показал, что в ней недостаточно освещены вопросы, раскрывающие теоретико-методические основы формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей. Изложенное позволило выявить сложившееся противоречие между сформировавшимся в обществе традиционным опытом воспитания этнически толерантной личности средствами фольклора и недостаточной реализацией потенциала фольклора при формировании этнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования детей.
Представленное противоречие определило проблему исследования, сущность которой заключается в необходимости разработки теоретико-методических основ формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей. В соответствии с проблемой определена тема исследования: «Формирование этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей».
Объектом исследования является воспитательно-образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей.
Предмет исследования: средства фольклора и технология реализации их потенциала в процессе формирования этнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования детей.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить технологию реализации модели формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей.
Гипотеза исследования. Фольклор является бесценным богатством разных народов. Это огромный пласт жизненного опыта народа, вобравший в себя все самое положительное и ценностное, что накапливалось веками в народной памяти коллективными усилиями многих поколений. На современном этапе необходимо применять значительный потенциал фольклора в социальном воспитании подрастающего поколения, в том числе при формировании этнической толерантности подростков. В учреждениях дополнительного образования детей для этого созданы благоприятные условия. Эффективность процесса формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора заметно возрастает, если:
воспитательно-образовательный процесс строится на основе этнокультурных ценностей народов, заложенных в фольклоре, диалога культур различных национальностей, направленных на целесообразную интеграцию подростков в полиэтническую среду;
технология формирования этнической толерантности подростков носит этнокультурную направленность, построена с учетом возрастных особенностей воспитанников, необходимости повышения интереса подростков к различным культурам, религиям, взглядам, убеждениям для самоактуализации личности каждого и осознания самоценности человека через корреляцию коллективных потребностей и индивидуального творческого самопроявления, что позволит сформировать опыт успешной деятельности в этнокультурной среде;
созданы необходимые педагогические условия для обеспечения наиболее полной реализации потенциала фольклора в процессе формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора.
Исходя из цели, предмета и гипотезы исследования, нами выдвинуты следующие задачи:
-
Уточнить понимание сущности и содержания «этнической толерантности подростка».
-
Определить критерии, показатели проявления этнической толерантности подростков.
-
Раскрыть этнопедагогический потенциал средств фольклора, направленный на формирование этнической толерантности подростков.
-
Разработать модель формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора и технологию ее реализации в учреждениях дополнительного образования детей.
-
Экспериментально проверить технологию реализации модели формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей.
Методологическую основу исследования составили основные положения философии: о сущности гуманизма, морали, социальном опыте, социально-культурном наследии народов; концептуальные положения современной науки о человеке, факторах, влияющих на его формирование, развитие и саморазвитие; о диалектическом единстве процессов обучения и воспитания; об исторической и социальной обусловленности целей, содержания и методов воспитания и образования; о единстве социализации и индивидуализации, о педагогическом потенциале социума и коллектива и др. Исследование строилось на основе культурологического, аксиологического, гуманистического, системного подходов (Г.М. Андреева, Ю.В. Арутюнян, П.С. Гуревич, Т.С. Стефаненко, Г.У. Солдатова).
Теоретической базой исследования являются теория традиции (В.Д. Плахов); теории становления этнической идентичности (Л.А. Альшевская, Т.Г. Стефаненко, Ф.Ф. Харисов, Г.Ф. Хасанов, Г.Г. Шпет); психологические концепции культурно-исторического развития (П.П. Блонский, Л.С. Выготский); культурологические концепции (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Д.С. Лихачёв); философские и социально-исторические аспекты становления и развития этноса (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, А.М. Егорычев, В.А. Тишков); концепции нравственного развития личности (Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, Р.С. Буре, Н.Ф. Виноградова); теории совершенствования форм, методов и средств обучения и воспитания (А.А. Бадаев, И.Д. Зверев, И.Я. Лернер, И.А. Малашихина, Ю.С. Моздокова, М.Н. Скаткин и др.); ценностного образования (И.А. Зимняя, Л.Я. Зорина, В.В. Краевский, В.С. Лазарев); личностно-ориентированного подхода в обучении (В.А. Беликов, Д.А. Белухин, С.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, Д.И. Фельдштейн, И.С. Якиманская); дополнительного образования и особенности развития социокультурной среды учреждений дополнительного образования детей (А.Г. Асмолов, Л.В. Байбородова, А.К. Бруднов, О.С. Газман, В.А. Горский, Е.Б. Евладова, С.Т. Шацкий, А.И. Щетинская); положения, раскрывающие этнопедагогические основы обучения, воспитания и социализации подрастающего поколения (С.М. Абрамзон, П.А. Апакаев, Ю.К. Бабанский, Г.Н. Волков, Б.З. Вульфов, А.М. Егорычев, А.П. Маркова, А.В. Мудрик, Л.Ф. Обухова, Т.А. Пигилова, Т.В. Поштырева, Л.Л. Супрунова, З.Б. Цаллагова И.А. Чуриков и др.); социально-психологические аспекты взаимоотношения человека с окружающей средой, (Е.А. Климов, М.С. Комаров, Дж. Маркович, О.Н. Яницкий и др.); положения об организации поликультурного образования (О.В. Гукаленко, Г.Д. Дмитриев, А.Н. Джуринский, А.А. Елесина, Н.Б. Крылова, З.А. Малькова, Л.В. Мардахаев, Р.З. Хайруллин, Д. Бэнкс).
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования – теоретические: анализ и синтез, обобщение, классификация, прогнозирование; эмпирические: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, а также методы математической статистики.
Базой исследования явились КБОУ (кафедральные базовые образовательные учреждения) ГБОУ ВПО Академии социального управления Московской области: «Детская школа искусств» (пос. Свердловский Щёлковского района Московской обл.), «Центр развития творчества детей и юношества» (г. Долгопрудный Московской области), МОУДОД «Детская хоровая школа-студия «Пионерия» имени Г.А. Струве» (г. Железнодорожный Московской обл.). На различных этапах исследовательской работы было охвачено более 360 человек: подростки (11-15 лет) – воспитанники фольклорных коллективов (125 чел.); подростки, обучающиеся в иных группах (108 чел.); педагоги дополнительного образования (25 чел.) родители (102 чел.).
Этапы исследования охватывают период с 2008 по 2013 гг.:
I этап – аналитико-прогностический (2008-2009 гг.): определено исходное состояние проблемы развития этнической толерантности подростков; сформирован понятийный аппарат исследования, разработана модель формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора и технология ее реализации в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД).
II этап – организационно-преобразующий (2009-2012 гг.): апробирована технология реализации модели формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей; изучена динамика формирования этнической толерантности подростков по сформулированным уровням и показателям.
III этап – контрольно-обобщающий (2012-2013 гг.): анализ, обобщение и интерпретация полученных в ходе исследования материалов, формулирование выводов, литературное оформление диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
-
Уточнено понимание сущности и содержания «этнической толерантности подростка» как интегративного качества личности.
-
Определены и охарактеризованы основные уровни проявления этнической толерантности подростков, а также критерии и показатели их оценки.
-
Раскрыто влияние этнопедагогического потенциала средств фольклора на формирование этнической толерантности подростков.
-
Охарактеризованы место и роль учреждений дополнительного образования детей в формировании этнической толерантности подростков средствами фольклора.
-
Разработана модель формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора и технология ее реализации в учреждениях дополнительного образования детей.
-
Выявлены педагогические условия, необходимые для реализации технологии формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования материалы дополняют социальную педагогику в разделе социального воспитания подростков на этнотолерантной основе средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей. В них получили уточнение и дополнение понятие «этническая толерантность подростка», его сущность и структура, определены и охарактеризованы основные уровни проявления этнической толерантности подростков, а также критерии и показатели оценки.
Практическая значимость исследования заключается в разработке модели формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора и технологии ее реализации в учреждениях дополнительного образования детей. Материалы диссертационного исследования использованы в образовательном процессе УДОД на занятиях фольклором, при создании учебно-методического пособия, программы «Фольклор и мы» и др. и способствовали этнотолерантному воспитанию подростков.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Этническая толерантность подростка представляет собой интегративное качество личности, в основе которого – духовно-нравственные и этические ценности культур своего и других народов, способность к самореализации через активное взаимодействие в полиэтнической среде, основанное на общепринятых духовно-нравственных нормах поведения. По своей сущности она представляет собой единство внутренней и внешней толерантности подростка. Внутреннюю толерантность определяют компоненты: этнокультурно-мировоззренческий (осознание общечеловеческих ценностей своего и других народов), духовно-нравственный (способность принять этические нормы и правила в поликультурной среде), эмоционально-волевой (способность проявить эмпатию к представителям разных национальностей и верований). Внешнюю – поведенческий (самореализация подростков в полиэтнической среде через проявление культуры взаимоотношений с людьми независимо от их национальности) компонент. Каждый компонент находит повседневное проявление и выполняет характерологическую функцию этнической толерантности.
-
Уровнями проявления этнической толерантности подростков являются: деформированный – неразвитость основных характеристик этнической толерантности, что создает определенные трудности в самореализации в полиэтнической среде; абстрагированный – знание основ этнокультурного взаимодействия носит абстрактный характер; адаптивный – развитость большей части характеристик этнической толерантности помогает адаптироваться в поликультурной среде, но носит ситуативный характер; реализационно-творческий – способность и готовность подростков к самореализации, активному взаимодействию в полиэтнической среде через устойчивое положительное проявление ими национального характера, применение знаний поликультурных традиций. Критериями и показателями оценки проявления этнической толерантности подростков являются: аксиологический (принятие этнокультурных ценностей), этический (проявление доброжелательности к представителям своего и других народов), эмпатийный (уважение к людям разных национальностей, их взглядам, убеждениям), операционально-деятельностный (активное этнотолерантное взаимодействие).
-
Учреждения дополнительного образования детей являются благоприятной воспитательно-образовательной средой реализации потенциала средств фольклора для формирования этнической толерантности подростков. Средства фольклора включают в себя песенно-инструментальное творчество, народный эпос, народный театр, декоративно-прикладное творчество. Они содержат в себе этнопедагогический потенциал, раскрывающий сбалансированную картину жизни как идеализированную форму сосуществования людей определенной культуры и верования через яркие примеры, образцы для подражания. Фольклор складывался веками, отражая самобытность народа, своеобразие его менталитета. Фольклорное наследие сохраняется народом, передается из поколения в поколение, что позволяет сохранять его этнопедагогический потенциал и реализовывать в воспитании подрастающего поколения. Ансамбли, студии, кружки, творческие мастерские на материале фольклора своего и других народов, через призму поликультурной деятельности, оказывают непосредственное влияние на формирование этнической толерантности воспитанников системы дополнительного образования.
-
Модель формирования этнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования детей представляет собой взаимосвязь и взаимообусловленность следующих структурных компонентов: проблемно-содержательный (определение направления и необходимости применения средств фольклора в формировании этнической толерантности); организационно-технологический (организация реализации технологии формирования этнической толерантности подростков через этапы: мотивационный, познавательный, исполнительно-реализующий); мониторинговый (оценка динамики проявления этнической толерантности подростков – воспитанников УДОД), результативный (сформированность этнической толерантности подростков). Основными принципами формирования этнической толерантности в учреждениях дополнительного образования детей являются: принцип природосообразности, принцип культуросообразности, принцип гуманистической направленности, принцип преемственности, последовательности и системности, принцип сознательности и творческой активности. Технология реализации модели формирования этнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования детей носит этнокультурную направленность. Она позволяет поэтапно реализовать этнопедагогический потенциал фольклора через организационно-воспитательную деятельность на этнотолерантной основе. На всех этапах реализации технологии обеспечивается этновоспитательное сопровождение, направленное на осознание этнокультурной ценности фольклора на индивидуальном и групповом уровнях. Накопление этнокультурного фольклорного опыта самореализации и взаимодействия подростков осуществляется через освоение фольклора путем корреляции коллективных потребностей и индивидуального творческого самопроявления подростков на этнотолерантной основе.
-
Педагогические условия, необходимые для формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей: этнопедагогическое, программно-методическое и материально-техническое обеспечение процесса обучения и воспитания; этнокультурный компонент содержания дополнительного образования; подготовленность педагогического персонала к реализации задач обучения и воспитания подростков средствами фольклора; интерес, мотивация, активность подростков в реализации потенциала фольклора через взаимодействие в полиэтнической среде; благоприятная среда учреждений дополнительного образования детей для реализации этнопедагогического потенциала средств фольклора.
Достоверность и надёжность полученных результатов обеспечены исходными методологическими подходами и теоретической базой исследования; применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его логике; соблюдением требований культурологического, аксиологического, гуманистического, системного подходов; совокупностью использованных исследовательских методов, адекватных цели и задачам исследования; разнообразием и количеством используемых источников; апробацией результатов исследования; опытно-экспериментальной проверкой реализации авторской модели; валидностью применяемых методик; выводами, сделанными на основании качественного и количественного анализа полученных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикацию учебных пособий, методических материалов, статей, докладов, тезисов; разработку и реализацию программы «Фольклор и мы» (для подростков) в системе дополнительного образования детей. Основные идеи исследования внедрены в практику КБОУ ГБОУ ВПО АСОУ Московской области («Детская хоровая школа-студия «Пионерия» имени Г.А. Струве» г. Железнодорожный; «Центр развития творчества детей и юношества» г. Долгопрудный, «Детская школа искусств» пос. Свердловский Щёлковского района).
Организация, содержание и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВПО Академии социального управления Московской области и кафедры социальной и семейной педагогики ФГБОУ ВПО Российского государственного социального университета. Результаты исследования нашли отражение в выступлениях автора на областных, городских и районных научно-методических, научно-практических семинарах и конференциях.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Во Введении обоснованы актуальность темы исследования, определены его объект, предмет, цель, гипотеза и задачи, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту. В первой главе «Этническая толерантность подростков и необходимость ее формирования средствами фольклора» раскрывается: понимание социально-педагогической специфики понятий «этнос», «толерантность», «этническая толерантность подростков», «фольклор»; влияние фольклора на формирование толерантности личности подростка в современном образовательном пространстве; место и роль учреждений дополнительного образования детей в реализации этнопедагогического потенциала фольклора в воспитании подростков. Во второй главе «Опытно-экспериментальная проверка технологии реализации модели формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждении дополнительного образования» дается обоснование модели формирования этнической толерантности подростка средствами фольклора и технологии ее реализации; показана организация экспериментальной проверки технологии реализации модели формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора; рассматривается реализация технологии формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей; дан анализ результатов экспериментальной проверки формирования этнической толерантности подростков средствами фольклора. В заключении изложены основные выводы.