Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические возможности фольклора в музыкальном воспитании младших школьников Соколова Галина Борисовна

Педагогические возможности фольклора в музыкальном воспитании младших школьников
<
Педагогические возможности фольклора в музыкальном воспитании младших школьников Педагогические возможности фольклора в музыкальном воспитании младших школьников Педагогические возможности фольклора в музыкальном воспитании младших школьников Педагогические возможности фольклора в музыкальном воспитании младших школьников Педагогические возможности фольклора в музыкальном воспитании младших школьников Педагогические возможности фольклора в музыкальном воспитании младших школьников Педагогические возможности фольклора в музыкальном воспитании младших школьников Педагогические возможности фольклора в музыкальном воспитании младших школьников Педагогические возможности фольклора в музыкальном воспитании младших школьников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Соколова Галина Борисовна. Педагогические возможности фольклора в музыкальном воспитании младших школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 2005 183 с. РГБ ОД, 61:06-13/24

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы использования фольклорных традиций в музыкальном образовании 11

1.1. Этнокультурные традиции в современной образовательной практике 11

1.2. Музыкальный фольклор и его значение в эстетическом воспитании младших школьников 27

1.3. Особенности введения музыкального фольклора в образовательную деятельность 41

Выводы по первой главе 60

Глава 2. Реализация педагогических возможностей фольклора в музыкальном воспитании младших школьников 62

2.1. Задачи, организация и структура опытно-экспериментального исследования 62

2.2. Основные положения экспериментальной методики обучения 72

2.3. Ход и результаты обучающего эксперимента 90

Выводы по второй главе 116

Заключение 117

Библиография 122

Приложения 139

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. В современной социокультурной ситуации особенно остро стоит вопрос о разумном преобладании духовно-нравственного начала в развитии детей над накоплением ими всевозможной информации. Происходящие в обществе культурно-исторические процессы настоятельно требуют переосмысления духовно-ценностных ориентиров личности школьника. В Законе Российской Федерации «Об образовании» акцентируется внимание на выявлении личностных смыслов в изучаемом материале на основе общечеловеческих и национальных ценностей и передаче молодому поколению лучших традиций. Особое значение в данной ситуации приобретает интенсивный поиск путей освоения народной культуры, традиционно включающей в себя воспитание подрастающего поколения. Это непосредственно относится и к музыкальному воспитанию детей.

Народная педагогика во многом опирается на народное творчество. В этой сфере особая роль принадлежит музыкальному фольклору, который способствует духовно-нравственному, мировоззренческому, эстетическому, музыкально-творческому развитию личности; воспитанию уважения к истории своего народа, открытости для восприятия других культур.

Наиболее эффективная реализация педагогических возможностей музыкального фольклора осуществима при отношении к подлиннику как культуре устной традиции и несценическому искусству. Такой подход позволяет даже вне естественной среды бытования в условиях общеобразовательной школы находить специфические формы освоения музыкального фольклора, сохраняя его характерные особенности и стимулируя, тем самым, его воспитательное воздействие.

С возникновением культуры письменной традиции, музыкальный фольклор обретает новую жизнь: появляется фольклор в интерпретации композиторов, профессиональных исполнителей. Параллельно музыкальный подлинник продолжает своё прежнее существование как творчество устной традиции. Для

обозначения стилизованной жизни фольклора вводится термин «фольклоризм», функционирующий по законам профессиональной музыки.

Однако культура устной традиции, передаваемая от поколения к поколению изустно - из уст в уста, представляет собой иной способ музыкального мышления и иную совокупность приёмов передачи музыкального опыта от одного поколения к другому. Именно это определяет нашу позицию в освоении народной музыки: необходимость сочетания культуры устной и письменной традиций с приоритетом первой.

Проблема построения процесса обучения на основе культурного наследия и многовековых традиций русского народа в настоящее время обусловлена стремлением общества к самосохранению, поэтому на нее устремлены взгляды многих исследователей.

Вопросы теории этноса рассматриваются в работах Ю.В.Бромлея, Л.Н.Гумилева, С.В.Лурье, С.А.Токарева и др.

Научные основы и возможность использования народного творчества в образовательной деятельности раскрываются в исследованиях НА.Бердяева, СИГессена, ГЪФ.Каптерева, В.С.Соловьева и др.

Идеи реализации этнических традиций и теоретические основы процесса воспитания в народной педагогике раскрываются в трудах В.ФАфанасьева, Г.С.Виноградова, Г.Н.Волкова, М.Т.Картавцевой, И.С.Кона, В.СКукушина, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского и др.

Возможность освоения школьниками музыкального фольклора подтверждается уровнем развития отечественной фольклористики и искусствоведения (Э.Е.Алексеев, Б.В.Асафьев, ПГ.Богатырёв, Г.Л.Головинский, В.ЕГусев, К.С.Давлетов, И.И.Земцовский, Д.С.Лихачёв, КБ.Чистов и мн. др.).

Особый интерес вызывают научные материалы, в которых рассматриваются разнообразные аспекты включения народной культуры в образовательный процесс (М.А.Алдошина, Т.С.Комарова, МА.Некрасова, Т.Я.Шпи-калова и др.) и различные методики освоения музыкального фольклора

(Л.С.Бабенко, С.С.Балашова, Г.А.Белякова, Н.Н.Гилярова, Л.ЛКуприянова, Г.М.Науменко, Т.С.Шенталинская, Н.С.Ширяева, Л.В.Шамина и др.).

Во все современные программы по музыке для общеобразовательных школ, так или иначе, включена народная музыка, но большинство из них ориентированы только на фолыслоризм. В тех же программах, где есть установка на изучение подлинного музыкального фольклора, либо отсутствует поддержка соответствующим методическим материалом, либо способы его освоения по-прежнему трактуются с позиции профессионального искусства.

Таким образом, возникает противоречие между педагогическими возможностями музыкального фольклора, осознанием необходимости включения культуры устной традиции в музыкально-образовательный процесс и отсутствием соответствующего научно-методического обеспечения.

Несмотря на значительное количество фундаментальных и прикладных исследований в области фольклора, вопрос о его освоении как культуры устной традиции на уроках музыки в общеобразовательной школе до настоящего времени специально не исследовался.

Совершенно очевидно, что музыкальный подлинник не должен оставаться за пределами духовного мира учащихся: необходимо дать возможность каждому ребёнку соприкоснуться с народной мудростью, тем более что опыт освоения окружающего мира с помощью фольклора в детской среде остается одним из возможных способов познания жизни.

Социальная значимость, актуальность и неразработанность данной проблемы определили выбор темы исследования, раскрывающей педагогические возможности фольклора в музыкальном воспитании младших школьников.

Объект исследования - процесс музыкального воспитания в условиях общеобразовательной школы.

Предмет исследования - педагогические возможности музыкального фольклора как культуры устной традиции, обеспечивающие эффективность му-

зыкального воспитания младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических возможностей фольклора в музыкальном воспитании младших школьников.

В качестве гипотезы выдвигается следующее предположение: педагогические возможности музыкального фольклора как совокупности ценностей духовной и художественной культур обеспечивают эффективность музыкального воспитания школьников, если фольклор рассматривается в единстве обыденно-житейских и художественных традиций: как

исток, на интонационной основе которого зарождался профессиональный музыкальный язык;

органичная часть жизни ребенка, не требующая специфического исполнительского поведения;

интердисциплинарное ядро в организации учебно-воспитательного процесса.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить ряд взаимосвязанных задач:

  1. Выявить общие закономерности и тенденции включения музыкального фольклора в школьный образовательный процесс.

  2. Раскрыть специфику музыкального фольклора, выявить его педагогические возможности и определить их роль в музыкальном воспитании.

  3. Разработать и обосновать формы и методы включения музыкального фольклора в уроки музыки, обеспечивающие реализацию его педагогических возможностей в музыкальном воспитании младших школьников.

4. Экспериментально проверить эффективность предложенной методики.
Методологической основой исследования являются общефилософские

идеи о роли народа в создании духовной культуры, его отношения к наследию прошлого, о своеобразии и самобытности культурных традиций разных народов,

о единстве общечеловеческого и национального (Н.А.Бердяев, СНБулгаков, ЕББоголюбова, ПСГуревич, Б.СЕрасов, Н.С.Злобин, ИАИльин, М.С.Каган, ДСЛихачев, Ю.М.Лотман, А.Моль, В.С.Соловьёв, К.Д.Ушинский, С.Л.Франк и др.); идеи социальной педагогики о взаимодействии личности со средой (АСБелкин, В.Г.Бочарова, АТ.Куракин, Ю.СМануйлов, Л.И.Новикова, САШмаков и др.); психолого-педагогическая теория личности и творчества (Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.А.Мелик-Пашаев, ВА.Сластенин, Б.М.Теплов и др.); основные идеи этнопедагогики (В.ФЛфа-насьев, Г.СВиноградов, Г.Н.Волков, Т.Г.Киселёва, М.Т.Картавцева, В.СКу-кушин и др.); ведущие положения теории народной культуры и ее роли в музыкальном воспитании (Б.В.Асафьев, АЛСохор, Б.ЛЯворский и др.); основополагающие исследования в области педагогики музыкального образования (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, ЛГАрчажникова, Л.В.Горюнова, Д.Б.Кабалевский, Л.А.Рапацкая, О.П.Радьшова, Г.М.Цьшин, Л.В.Школяр и др.).

В ходе исследования нашли применение следующие методы: 1) изучение и анализ соответствующей литературы по проблеме; 2) анализ и обобщение опыта освоения фольклора на уроках музыки в общеобразовательной школе; 3) педагогические наблюдения за деятельностью обучающихся на уроках музыки при освоении фольклора; 4) беседы, интервью, анкетирование учащихся, изучение их творческих работ; 5) педагогический эксперимент (пробный, проверочный и контрольный) с количественным и качественным анализом экспериментальных данных.

Основные этапы исследования. Эксперимент проводился в течение 1991-2004 гг. в условиях естественного учебного процесса на уроках музыки в общеобразовательной школе №1004 г. Москвы.

Первый этап (1991-1994 гг.) - аналитическая и опытно-поисковая работа: изучение и анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы; определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования; разработка методики экспериментальной работы с детьми,

определение её оптимального содержания и основных организационных форм; отбор и систематизация фольклорного материала; проведение констатирующего эксперимента с целью изучения учебного процесса освоения народной музыки в общеобразовательных школах.

Второй этап (1993-2004 гг.) - осуществление обучающего эксперимента, в ходе которого проверялась на практике экспериментальная методика освоения музыкального фольклора на уроках музыки и её эффективность.

Третий этап (2003-2005 гг.) - проведение анализа и обобщения экспериментального материала; выводы исследования, оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Проблема введения музыкального фольклора как культуры устной традиции на уроках музыки в общеобразовательной школе стала предметом специального исследования.

  2. Выявлены и теоретически обоснованы педагогические возможности музыкального фольклора и определена их роль в повышении эффективности музыкального воспитания младших школьников.

  3. Разработана и научно обоснована методика включения музыкального фольклора на уроках музыки в общеобразовательной школе, обеспечивающая построение процесса освоения фольклора как несценического искусства в единстве обыденно-житейских и художественных традиций.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснована возможность включения музыкального фольклора как культуры устной традиции на уроках музыки в общеобразовательной школе; определены показатели и разработаны критерии повышения эффективности музыкального воспитания через реализацию педагогических возможностей музыкального фольклора.

Практическая значимость исследования. Разработанная методика освоения фольклора на уроках музыки в общеобразовательной школе позволяет детям не только проживать музыкальный подлинник на уроке, но и вы-

носить фольклорные традиции за пределы школы. Она способствует созданию единого воспитательного пространства; обеспечивает целостность школьного, дополнительного и семейного образования в сотрудничестве детей и взрослых, учителей и родителей.

Методика достаточно универсальна и может использоваться как в общеобразовательных школах, так и в системе дополнительного образования (музыкальных, школах искусств, кружках, студиях, домах детского творчества).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на достижения современной педагогической науки; разнообразием научных источников; комплексным характером исследования с применением разнообразных взаимодополняющих методик; длительностью экспериментального исследования и воспроизводством его результатов через конкретный развивающий процесс.

Положения, выносимые на защиту:

1. Педагогические возможности фольклора в музыкальном воспитании младших школьников заключаются в:

воспитании интереса и обеспечении возможности личностно-ценностного освоения народной культуры и музыкального искусства (познавательно-мотивационный компонент);

реализации условий творческого самовыражения, развитии эмоциональной отзывчивости и чувственного опыта, обусловленных традициями и интонационной основой народной музыки (музыкально-творческий компонент);

создании художественно-образовательной среды, где урок музыки -освоение музыкального фольклора - становится центром, обеспечивающим коллективное сотворчество и взаимодействие учащихся, педагогов, родителей в организации школьного воспитательного процесса (организационно - коммуникативный компонент).

2. Методика освоения музыкального фольклора на уроках музыки в общеобразовательной школе предполагает обращение к подлиннику как несценическому искусству, специфическому способу познания окружающего мира и обеспечивает:

интеграцию специфических свойств подлинника (бифункцио-нальность, полиэлементность, коллективность, вариативность, традиционность и др.), устно-слуховых способов его передачи и художественно-педагогических особенностей урока музыки, с учётом фольклорного опыта младших школьников;

использование разнообразных фольклорных форм (посиделки, праздник, урок-игра и др.); методов организационного взаимодействия со средой (возвращение к пройденному на основе ежегодной цикличности, коллективное сотворчество, самостоятельный творческий поиск и др.); специфических методических приемов (устно-слуховая подражательная и импровизационная деятельность, припевание и др.) и средств (предметы народного быта, музыкальные инструменты, фольклорный аудио-, фото- и видеоматериал и др.).

Апробация и внедрение результатов исследования проводились в ходе осуществления опытно-экспериментальной работы в общеобразовательных школах ЗАО г. Москвы (ГОУ СОШ №№ 1000, 1002, 1003, 1004, 1010 (1542), 1011,); проведения открытых уроков и методических семинаров для учителей, директоров школ, слушателей курсов повышения квалификации и преподавателей МИПКРО; чтения лекций для слушателей АПК и ППРО; выступлений с докладами на конференциях (Межрегиональная научно-практическая конференция - Москва, 2002 г.; Окружная конференции ЗАО г. Москвы - 2003 г.); обсуждения материалов исследования на заседаниях кафедры художественного образования АПК и ППРО; через опубликование научно-исследовательских материалов.

Этнокультурные традиции в современной образовательной практике

В современном Российском обществе в сфере национальных и межнациональных отношений происходят сложные и противоречивые процессы: проявляется неустойчивость национальной самооценки, неразвитость национального самосознания, преклонение перед западным образом жизни. В связи с этим проблема соотношения общечеловеческих и национальных приоритетов привлекает внимание отечественных философов и педагогов: проблема смысла человеческой жизни, отношения людей друг к другу, к своей стране и миру, проблема истинных и ложных ценностей. Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию своего народа - это, прежде всего, попытка понять человеческое в человеке, понять самого себя через глубину постижения жизни, через мирочувствование, выраженное в творчестве народа.

Мы живём в эпоху диалога культур. Это требует воспитания у подрастающего поколения уважения к национальному творческому наследию и к культурному наследию других народов мира. Но этот диалог не предполагает поглощения специфических особенностей культур через уравнительную глоболизацию, «пусть другие народы будут счастливы и несчастливы по-своему и пусть не мешают нам строить Россию по-русски, без слепого подражания Западу!» [93, С. 386]. Иными словами, стремление к усвоению общечеловеческих ценностей, диалогу различных культур не должно вести к забвению своей культуры.

Россия - многонациональная страна. История показывает, что русские люди никогда не жили изолированно от других наций и народностей. Основными составляющими этносоциальной обстановки сегодня являются взаимозависимость, взаимосвязанность, международное сотрудничество в многомерном социокультурном пространстве. За свою долгую историю народы России создали множество культурных ценностей, которые оказывают влияние и на современное поколение: в приобщении их к духовному наследию, в решении сложных вопросов человеческих взаимоотношений. Народная культура проносит через века представления о красоте, добре, торжестве гармонии над хаосом. Отношение к культурным ценностям народа, к духовному прошлому определяет уровень исторического сознания в обществе.

Настоящее, очень непростое время требует напряжения всех духовных сил народа. В условиях падения нравов, утраты идеалов, национальных ценностей школьное воспитание приобретает особую значимость: возрастает роль совместного труда педагогов - практиков и учёных, работающих в этой области.

Особенно остро в образовании ставится вопрос о разумном преобладании духовно-нравственного начала над образованием как накоплением всевозможной информации: сами по себе знания нейтральны, всё дело в том, во имя каких ценностей они используются и каков уровень воспитанности их носителей.

Вопрос о соотношении обучения и воспитания волновал многих русских мыслителей (Вентцель К.Н., Ильин И.А., Розанов В.В., Соловьёв B.C. и др.). Отклонение в ту или другую сторону, по их мнению, не допустимо, так как обучение направлено на развитие технического прогресса, а воспитание охраняет нравственную ценность сознания. Гармония между ними даёт возможность формировать целостное мировоззрение человека. Главное отличие культуры от цивилизации заключается в том, что «культура есть явление внутреннее и органическое: она захватывает самую глубину человеческой души и слагается на путях живой, таинственной целесообразности. Цивилизация ...может усваиваться внешне и поверхностно и не требует всей полноты душевного участия», поэтому образование без воспитания есть дело ложное и опасное [92, С.306]. Необходимо помочь ребёнку не только разобраться в законах нравственности, но убедить его в их жизненной необходимости. Роль учителя как духовного наставника в этом неизмеримо высока. Глубина постижения добра, красоты, правды возможна через глубину чувствования ребёнка, его переживаний, чему во многом может помочь и искусство, точнее искреннее сопереживание героям различных произведений. Каждая детская душа -это мир, который соединяет нас с будущим. Учитель должен, опираясь на внутренние силы ребёнка, помочь ему раскрыть свой творческий потенциал, творческую энергию, что будет способствовать расширению возможностей человеческого мышления, формированию способностей «создавать и прокладывать новые пути жизни» [48, С.5].

В отечественной культуре и педагогике понятие «воспитание» всегда связывалось с духовно-нравственным формированием человека. В начале 90-х годов XX в. в России были попытки переоценить, а точнее, убрать из практики это понятие. Авторы школьной реформы обращали внимание на то, что в ряде стран Западной Европы и в Америке термин «education» не несёт в себе такой смысловой нагрузки. Желание вписаться в систему взглядов на образование за рубежом привело к забвению собственных культурных традиций: «...практика показала, что ориентация российской образовательно-воспитательной политики на западную, а точнее, на американскую модель без учёта отечественных традиций в духовной, культурной жизни людей, себя не оправдала» [72, С.82]. Подчинение культуры только экономическим интересам приводит к оскудению нравственного и творческого потенциала.

Возрождать воспитание сегодня, как утверждают многие учёные и педагоги, нужно с национальных ценностей: «жизнь, родина, добро для ребёнка начинаются всегда с его ближайшего окружения. Лишь потом начинается постепенное расширение его горизонта» [158, С.23]. Это подтверждается и конвенцией ООН о правах ребёнка 1989 года, где говорится, что содержание образования должно включать «воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной» (статья 29) [114, С.9-10].

Особенности введения музыкального фольклора в образовательную деятельность

Музыкальный фольклор является естественной составляющей народной педагогики, как отражение коллективного разума и накопленного опыта жизни. Однако осознание силы его воспитательного воздействия и отношение к нему на протяжении многих веков складывалось неоднозначно, претерпевая различные изменения. Это зависело от многих факторов, в том числе и от развития самого общества.

Известно, что в России до второй половины XVII века на протяжении всего средневековья народное творчество официально запрещалось и игнорировалось: «Петь песни, рассказывать сказки и басни почиталось делом язьиеским, забавою дьявольской... к бесовским играм, которых не подобает А христианам играть, причисляются: плясание, гутьба, то есть музыка, песни бесовские и жертва идольская. В знаменитом Паисиевом сборнике ХГУ века. .. вместо песни бесовские, сказано.. .прямо: песни мирские, то есть народные вообще» [Цит. по: 166, С.5].

Фольклор имел большое значение в жизни людей. Он был не только искусством, через которое они выражали страдания и радости, мечты и стремления к счастью, он был органичной частью, а точнее - способом их жизни, и жизнь не мыслилась народом без музыки. Заглушить развитие народного творчества было практически невозможно, несмотря на то, что власти вели жестокую борьбу. Огромное влияние традиционная культура оказывала и на детей, являясь для них настоящей школой жизни. Её ценность заключается и в содержании, и в способах освоения-перенимания, и в силе эмоционального влияния, и с точки зрения воспитательного воздействия.

К концу XVII века, с ослаблением влияния церкви и укреплением централизованной царской власти, интенсивно начинает развиваться светская культура. Народная музыка звучит и при царском дворе: появляются «...первые переложения песен на иноземный лад. Начинается эпоха полуосознанной стилизации: песню приспособляют так, чтобы она могла бытовать в городе, в условиях европейской музыкальной культуры (песню поют не только под гусли, но и под арфу; образуется сентиментальный вид песни-романса под клавесин с народными оборотами в мелодике, но европейскими гармониями и кадансами)» [14, С. 100]. Постепенно народная музыка начинает использоваться и в профессиональном творчестве.

Такое широкое внимание к фольклору уже в XVIII веке вызывает потребность в собирании и издании народной музыки. Организуются специальные экспедиции. Известно, что первая публикация русских народных песен относится к 1776 году [109]. Интерес к народной национальной культуре в России, начавшийся в XVIII - XIX веках, наиболее ярко проявляется в 60-е годы XIX века и приобретает общественно-политическое значение.

В 60-90 годы XIX века появляются первые сборники народных песен для детей: в 1868 году - П.А.Бессонова [34], в 1872 году - М.А.Мамонтовой [138], в 1875 году - А.С.Фаминцына [199], в 1882 году - Е.Н.Водовозовой [51], в 1892 году - ПБ.Шейна [205], где были представлены почти все жанры детского музыкального фольклора. В таких сборниках и в отдельных печатных статьях появляются теоретические и методические разработки, в которых отмечается развитие музыкальных способностей детей и значение воспитательного влияния народных песен.

Таким образом, народная музыка становится предметом исследования и с позиции детского воспитания: «Почему мы стоим за народную именно песню и в школе, и дома, и вообще в начальном воспитании? - Да потому, что мы не желаем уродовать детской природы, потому, что желаем быть русскими, потому, что не желаем втуне бросать драгоценное наследие нашей прошедшей жизни, потому, наконец, по силе воспитательного влияния ничто не может сравниться с родною нам народною песней» [145, С.223- 224]. Отмечается воспитательная роль народных песен с драматизацией: этот элемент, характерный для многих русских народных песен, всегда вызывал у детей неисчерпаемое наслаждение, радость и интерес, приближая песню к игре. Особыми педагогическими возможностями выделяются фольклорные игры, в том числе и музыкальные, - «как азбука всякого знания» [144, С.5]. Это свидетельствует о том, что интерес к народной музыке становится импульсом к осознанию её педагогической ценности и активизации интереса к детскому творчеству, к детскому фольклору.

Необходимо также отметить особую значимость подобных исследований, так как в это время музыкальный фольклор ещё достаточно широко бытовал в крестьянской среде, и можно было в непосредственном контакте соприкасаться с подлинником и его исполнителями, что давало огромный материал для развития науки фольклористики.

Постепенно освоение народной песни в педагогической практике находило всё более широкое распространение. В 1914 году на Всероссийском съезде хоровых деятелей было принято постановление о преподавании пения в школе. Была разработана программа и примерные планы занятий, где наряду с церковным пением, музыкальной грамотой, указывалось на изучение строя русской песни [211]. Однако отношение к введению фольклора в программы учебных заведений было неоднозначно: в школах для привилегированных сословий народные песни вообще не признавались как явление культуры.

Но уже в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции на смену дореволюционной системе народного просвещения с её разнообразными типами школ сословного характера выдвигается идея создания новой школы: она должна быть единой и трудовой. Формулируются также её основные принципы. В 1919 году выходит первый послереволюционный сборник, освещающий музыкальную работу в школе. Одной из главных была высказана мысль о важности и значимости воспитательной роли музыки, причём принимая во внимание все стороны и виды музыкального искусства, включая и фольклор [107].

Значительный вклад в музыкальное воспитание детей на национальной основе с обращением к фольклору внёс вьщающийся музыкант-фольклорист и педагог А.Маслов. Он в своей методике развития творческих способностей детей на уроках пения в начальной школе предлагал взять за основу образцы музыкального фольклора: «Мы настаиваем на введение в школу старинной песни, ныне вымирающей, не в целях её возрождения, но в целях воспитания молодого поколения на самобытных музыкально-эстетических принципах, которые послужили основой для музыки национальной у многих народов, в том числе и у русских...» [139, С.49].

Задачи, организация и структура опытно-экспериментального исследования

Проведение опытно-экспериментальной работы определялось необходимостью подтверждения теоретических положений, выдвинутых в гипотезе. Организация экспериментального исследования предполагала изучение учебного процесса освоения народной музыки в общеобразовательных школах и проведение обучающего эксперимента, в ходе которого предстояло реализовать педагогические возможности фольклора в музыкальном воспитании младших школьников. Основное назначение констатирующего эксперимента состояло в том, чтобы:

обобщить опыт работы учителей музыки по освоению музыкального фольклора;

выявить интерес школьников к музыкальному фольклору;

изучить основные недостатки, проявившиеся в работе по его освоению;

накопить и проанализировать собственный опыт внедрения музыкального фольклора в общеобразовательной школе;

выявить зависимость между использованием на уроках музыкального фольклора и проявлением его педагогических возможностей, влияющих на музыкальное воспитание младших школьников в целом.

разработать и осуществить исследовательские процедуры (формы наблюдения, критерии, показатели и т.д.) для определения уровня развития и воспитания школьников с точки зрения исследуемого аспекта.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: педагогическое наблюдение за ходом учебного процесса; анкетирование школьников; беседы с учителями музыки в данном аспекте; экспертная оценка.

Наблюдения за ходом учебного процесса освоения народной музыки проводились в общеобразовательных школах Западного округа г. Москвы (№№ 1000, 1002, 1003, 1010, 1011) в течение 1991-1994 уч. гг. Было посещено и проанализировано более 100 уроков музыки, в которых приняли участие около 600 учащихся. Наблюдались и анализировались: а) стадии освоения народной музыки, б) различные её жанры, в) особенности освоения её школьниками разного возраста (7-14 лет). Наблюдения были организованы таким образом, чтобы имелась возможность проследить динамику музыкального развития школьников на протяжении длительного времени (2-3 учебных года).

В ходе анализа уроков отмечались:

интерес школьников к изучаемой народной музыке (безразличен, относительно заинтересован, глубокий интерес);

степень познавательной активности учеников на уроке (пассивен, выборочно активен, активен);

выразительность передачи эмоционально-образного содержания произведений народной музыки (отстранение, сдержанность в выражении эмоций, полная отдача);

степень активизации внимания в процессе освоения народной музыки (пассивен, выборочно активен, активен);

самостоятельность учеников в принятии каких-либо решений в процессе освоения народной музыки (ждут указаний педагога, относительно самостоятельны, полная самостоятельность с привнесением творчества);

проявление творческой активности (не развита, выборочное проявление, активен).

Особое внимание обращалось на подход учителя к освоению народной музыки как культуре устной традиции, и фиксировались основные методы её освоения:

обращение к фольклору как способу жизни в единстве обыденно-житейских и художественных традиций;

приуроченность освоения материала к народному календарю;

использование фольклорной игры как универсального инструмента приобщения к истокам народной культуры;

освоение подлинника в синкретичном единстве составляющих его элементов и др.

Анализ методов освоения народной музыки в этих школах и обработка данных наблюдений показали, что учащихся знакомят в основном с народной музыкой в обработке, и методы её освоения трактуются с позиции профессионального искусства:

а) подлинные фольклорные музыкальные образцы не были включены практически ни в один из посещённых уроков;

б) фольклорные игры, хороводы на уроках отсутствуют; игровые и хороводные песни разучиваются без движения, то есть теряется их смысловое назначение, и как следствие, падает интерес детей к освоению музыкального фольклора;

в) народные песни исполняются без выявления бытового или обрядового назначения, что ведёт к недопониманию или искажению их содержания;

г) мелодии народных песен нередко используются только как распевания или задания для развития отдельных музыкальных способностей детей (ритма, слуха, памяти и пр.), а не как самостоятельные художественные произведения.

Похожие диссертации на Педагогические возможности фольклора в музыкальном воспитании младших школьников