Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Психолого — педагогические основы обучения изобразительному искусству.
1.1 Психологические основы обучения изобразительному искусству школьников 20
1.2 Педагогические основы обучения 39
Выводы по первой главе 60
Глава 2. Механизмы моделирования и критерии опенки эстетической деятельности школьников.
2.1 Разработка критериев оценки эстетического воспитания школьников 62
2.2 Разработка модели основ эстетического воспитания средствами декоративно-прикладной композиции 104
Выводы по второй главе 138
Глава 3. Экспериментальное исследование эстетического воспитания школьников средствами декоративно -прикладной композиции.
3.1 Констатирующий этап эксперимента 141
3.2 Формирующий этап эксперимента 162
3.3 Сравнительный (контрольный) этап эксперимента 184
Выводы по третьей главе 202
Заключение 204
Список использованных источников и литературы 210
Приложение 220
- Психологические основы обучения изобразительному искусству школьников
- Разработка критериев оценки эстетического воспитания школьников
- Констатирующий этап эксперимента
Введение к работе
В условиях перестройки высшего образования и общеобразовательной школы, психолого-педагогическая, методическая, художественная и графическая подготовка будущих учителей изобразительного искусства требует серьезных и кардинальных решений социально-культурного преобразования общества. Это вызвано не только реформой общеобразовательной и высшей школы, но и современными экономическими условиями в стране.
В настоящее время демократизации и гуманизации образования происходит и процесс качественного обновления содержания предметов художественно-эстетического цикла. В связи с этим главная цель состоит в том, чтобы в системе художественного образования и эстетического воспитания детей необхдимо включить народное искусство во всем его многообразии этнохудожественной культуры регионов России (Краснодарский край и Юга России), проводить воспитательную работу.
В условиях становления и возрождения национального самосознания в данном случае это Краснодарский край. Особую остроту приобретает воспитание школьников на традициях и обычаях присущим Кубанским казакам. Традиции всегда являются новым открытием для молодого поколения, несущим в себе объем знаний и опыта, проверенного веками, культуру и уклад этноса.
Богатство и многообразие декоративно-прикладного искусства обусловленности их исторического развития на территории Краснодарского края. Выразительности художественного языка в подборе художественных средств и стилистическое единство на занятиях по декоративно-прикладной композиции нами экспериментально проверено единство восприятия в неразрывной связи с другими видами народного творчества (песни, музыка, танцы, игры, обряды). Дидактические основы преподавания в школе учтены на единстве восприятия эстетических качеств различных материалов (почтовые открытки, нитки, ткань, подручный материал) их художественной и технологической доступности учащимися для воплощения творческого замысла
На основе художественных и творческих принципов педагогического процесса позволило выстроить систему заданий по возрастным особенностям их уровня подготовки в каждом классе отдельно, а также в комплексе всей начальной и средней школы с учетом преемственности с дошкольным образованием.
Особую роль в формировании эстетического воспитания школьников в современном обществе играет изобразительное и декоративно - прикладное искусство, воздействуя на школьников, обогащает не только эмоционально — чувственную сферу, но и способствует обретению необходимых практических умений, накоплению профессиональных навыков, самовыражению личности. В процессе общения школьников с изобразительным искусством приобретается и накапливается эстетические отношения в освоении знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей жизни.
Произведения декоративно-прикладного искусства, вызывая эстетические эмоции, убеждают, доносят до сознания школьников необходимость уважительного, бережного отношения к культурному наследию родного края.
Эстетическое воспитание средствами декоративно-прикладной композиции школьников - это необходимое эмоциональное, одухотворяющее начало в отношении личности к окружающей действительности. Нужно воспитать ребенка, чтобы он познал и преобразовывал окружающий его мир по законам природы и красоты. Изобразительное искусство способно активизировать, направлять, влиять на мироощущение школьников, воздействовать на убеждения, поведение и деятельность, что требует совершенствования связей «человек - окружающая среда» во всех проявлениях как единой составляющей учебно-воспитательного процесса. Воспитательная и образовательная ценность изобразительного и декоративно-прикладного искусства, необходимость широкого его применения давно признавалась выдающимися умами человечества: Аристотель, Каменский, Ушинскии, Чистяков. Большой вклад в современную теорию и практику эстетического воспитания и художественного образования школьников внесли известные педагоги - новаторы СТ. Шацкий и В.А.Сухомлинский.
Научная разработка этой проблемы находит свое место в трудах таких ученых как С.А.Аничкин, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, А.А.Балян, Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, Е.В.Клятковский, Т.С.Комарова, В.С.Кузин, Б.Т.Лихачев, Б.М.Неменский, Н.Н.Ростовцев, Н.П.Сакулина, А.С.Хворостов, Ю.В.Шаров, В.Н.Шацкая, Т.Я.Шпикалова, Е.В.Шорохов.
Исключительная роль искусства в деле эстетического воспитания объясняется своеобразием воздействия художественного произведения на школьников тем, что искусство является высшей формой способа эстетического освоения действительности, практической деятельности. Поэтому искусство во все века занимало огромное место в общественной жизни. Оно входит в нашу жизнь с первых дней рождения с песнями матери, сопровождает нас в горе и в радости.
Искусство выполняет двойную функцию. С одной стороны, без него невозможно развивать воображение, фантазию. С другой стороны - это творчество, которое проявляется в материальной деятельности школьников. В последние годы проводятся серьезные исследования, направленные на научную основу развития в наших детях чувства прекрасного, потребности творить и жить по законам красоты. Ведущее место в них занимает проблема формирования творческой личности ребенка. Среди этих исследований наиболее важное значение для оптимизации процесса художественного образования, эстетического воспитания средствами изобразительного искусства и декоративно - прикладной композиции имеют труды И.В.Алексеевой, А.Т.Антоновой, В.С.Бадаева, Г.В.Беды, Ю.К.Беджанова, Н.Н.Волкова, Е.И.Игнатьева, В.С.Кузина, В.В.Корешкова, С.П.Ломова, Б.М.Неменского, Н.Н.Ростовцева, В.Ф.Сюзевой, А.С.Хворостова, Т.Я.Шпикаловой, Е.В.Шорохова.
Согласно теории эстетического воспитания, одной из основных задач художественно-познавательного развития школьников является формирование творческой личности, индивидуальных способностей средствами декоративно - прикладной композиции. Решение этой задачи станет возможным лишь тогда, когда на основе художественно - эстетических потребностей сформируется определенное эстетическое отношение к действительности и изобразительному искусству.
В соответствии с этим происходит возрождение ценностей и традицией национальной культуры конкретного региона, формирование его ценностного потенциала становится более реальным и закономерным. К сожалению, эстетическое воспитание и художественное образование в школе отличается отсутствием единых принципов обучения.
Сегодня в школах на уроках предметов эстетического цикла, в лучшем случае осуществляется изучение художественного материала, фактически без внимания остается его эстетическая сущность. Не раскрываются глубоко форма и формирование, не решается задача формирования личности с активным эмоционально оценочным отношением к изобразительному искусству. Все это требует преодоления противоречия в художественном образовании и воспитании в школе: 1) формирование художественно-образного мышления, практической деятельности; 2) воспитание и развитие творческих способностей, изобразительных навыков и эстетического отношения к действительности, к искусству, к явлениям художественной культуры, к народным художественным традициям; 3) обучение основам изобразительной грамотности; 4) приобщение к наследию отечественного и мирового искусства.
Концепция исследования основывается на убеждении, что без формирования у школьников эстетического отношения к действительности, включая изобразительного искусство и декоративно-прикладную композицию, невозможно решить основные задачи эстетического воспитания подрастающего поколения, сформировать духовно-ценностные качества личности ребенка.
Решение этих задач возможно на основе целостного, системно -структурного, личностного и комплексного подхода к эстетическому воспитанию школьников. Осуществление указанных подходов обеспечит решение проблемы формирования культурной, духовно богатой, гармонично развитой личности школьников, через раскрытие использования художественной стороны, специфики образного языка, изобразительного, декоративно - прикладного и народного искусства. И тогда, все те великие, гуманные идеи, войдут в душу ребенка огромной духовной силой, станут частью его внутреннего мира, питательной средой его дум, чувств, поступков.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что от ее нерешенности в значительной мере страдает общий уровень нравственного и культурного развития подрастающего поколения.
Цель исследования - решения данной проблемы это эстетическое воспитание школьников в 1 - 7 классов общеобразовательной школы средствами декоративно - прикладной композиции.
Объектом исследования являются процессы художественно -эстетического воспитания и образования школьников на занятиях изобразительным и декоративно - прикладным искусством.
Предмет исследования - пути, методы и средства повышения эффективности эстетического воспитания и художественного образования школьников 1 - 7 классов средствами декоративно прикладной композиции.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи исследования: 1. Выявить особенности - изобразительного искусства как специфические формы художественного отражения действительности, как средства эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения.
2. Изучить взаимовлияния изобразительного искусства как фактора эстетического воспитаЕшя школьников.
3. Исследовать научно - теоретические основы изобразительного искусства.
4. Разработать пути и средства целенаправленного формирования эстетического отношения, учащихся к изобразительному искусству в процессе их обучения.
5. Раскрыть психолого-педагогические особенности обучения средствами декоративно-прикладной композиции, эстетическое воспитание школьников на уроках изобразительного искусства.
6. Определить пути формирования с учащихся художественного воспитания, вкуса, способностей и эстетической культуры в процессе изобразительной деятельности и художественного творчества на занятиях изобразительным и декоративно-прикладным искусством.
7. Разработать и экспериментально проверить эффективность предлагаемой нами методики обучения изобразительному искусству учащихся 1-7 классов.
Гипотеза исследования является предположением о том, что, если разработать специальную методическую систему эстетического воспитания школьников на занятиях декоративно - прикладной композицией, которая будет включать в себя:
1) цели, задачи и содержание (авторская экспериментальная учебная программа);
1 класс. Преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является необходимым, так как искусство формирует ху 9 дожественную культуру, развивает творческое воображение и мышление, эстетическое отношение к действительности.
Внутренний мир ребенка неотделим от окружающей среды. На уроках изобразительного искусства ребята будут постигать, и овладевать навыками, и умениями художественного творчества. На уроках использовать репродукции художников, слайды, прослушивание музыкальных и художественных произведений.
Формирования художественных знаний, умений и навыков являются: учится владеть акварельными и гуашевыми красками, графическими материалами, пластилином. Учиться изображать особенности разных времен года посредством выбора соответствующей техники, средств выражения. Учиться наблюдать и изображать явления окружающей жизни. Желательно стремиться к равномерному распределению времени, искать пути создания необходимых условий на уроке для полноценной работы ребят. 2 класс. Второй год обучения - это дальнейшее знакомство ребят с искусством. Большое внимание активизировать на целенаправленное формирование интересов. Воспитывать нравственные и эстетические отношения ребят к действительности. Изобразительное искусство формирует гармоническое и духовное развитие личности.
Ребята узнают о разнообразности материала, которым можно пользоваться у художественной деятельности, и уметь пользоваться доступными (пластилин, акварельные мелки, цветная и белая бумаг). Создавать аппликацию, уметь сгибать бумагу получая, объемные формы. Владеть навыком смешивания красок, свободно работать кистью. Иметь первые представления о передаче пространства на плоскости.
Знать разнообразные выразительные средства: цвет, линия, объем, композиция, ритм. Уметь в доступной форме их выразительно использовать.
На уроках изобразительного искусства формируются графические умения и навыки второклассников сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, уметь отличить рисование по памяти и по представлению от рисунка с натуры. Соблюдать правило рисования от общего к деталям, уметь композицией выделить главное в сюжете. Работать в технике акварели, передать цвет изображаемых предметов.
На уроке учитель вместе с ребятами должен увидеть необычное в обычном. Сделать простой предмет быта объектом любования и удивления. Привить ЛЕО6ОВЬ к прекрасному. Рассказать историю народных промыслов. Научить основным элементам росписи народных промыслов. Ребята изучают историю возникновения и развития народных промыслов (Русская матрешка, Полховский Майдан, Городецкая роспись).
Для восприятия материала используются игровые моменты. С целью формирования у ребят коллективного, художественного творчества. Художественные работы ребят можно использовать для подарков. Постоянное участие ребят позволит приобщить их к миру искусства.
3 класс. В этом году обучения ребята приобщаются к миру окружающей их красоты. Дальнейшее формирование нравственно - эстетического воспитания. Нас окружают вещи сделанные руками умельцев, а мы можем пойти и их не заметить. Задача учителя показать все, что нас окружает, увидеть прекрасное, почувствовать, познакомиться, потрогать и сделать собственными руками. Все, что было сделано старшим поколением, живет во всем, оно окружает нас. На уроках ребята будут обучаться технике выполнения работ.
Воспринимать искусство через жизненные, духовные, нравственно -эстетические функции, чтобы понять и стремиться к новым поискам и тем самым расшириться кругозор ребенка. В течение всего процесса обучения ребята познакомиться с новыми терминами, техникой росписи (Хохломы, Гжель, Жостовские подносы), что такое книжная иллюстрация.
Показать и дать представление о творчестве народных мастеров и их промыслах, узнаю о художниках - иллюстраторах. Ребята овладеют навыками работы с бумагой, складывание бумаги несколько слоев. При этом у них развивается чувство пропорций. Все это познается в доступной форме для ребят. Формировать творческую активность, способствовать созданию своих работ, изучая художественный опыт своего народа, его традиции.
На уроках ребята узнают, кто принимал участие в создании облика их родного города или села. Чем были украшены дома, улицы. Узнают о секретах составления букетов (оригами), историю их создания. Знакомятся с произведениями искусства, где они хранятся, какие существуют музеи.
4 класс. Учебные занятия предусматривают дальнейшее развитие навыков работы акварельными и гуашевыми красками, пластилином, бумагой (конструирование). Постепенно учитель подводит школьников к пониманию того, что наряду с многообразием представлений народов о красоте, определенной разными условиями жизни, существует единое понимание всеми народами красоты отношения человека к жизни, отношения к своей стране, труду, к матерям и отцам, к старикам и детям.
Эмоционально изображать красоту природы родного края, красоту труда людей родной земли. Видеть черты национального своеобразия в облике людей, в их одежде, украшениях, в архитектуре, предмете быта (Кубань, Краснодарский край).
На протяжении всего года необходимо развивать в ребятах способность к взаимопониманию, интерес и внимание к творческим работам их товарищей.
Делать по наблюдению и с натуры зарисовки человека, отдельных предметов. Цветом передавать пространственные планы. Изображать природу и постройки, передовая их расположение в пространстве, пользоваться техникой аппликации, конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями. Передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности композиции, рисунка, цвета. Свободно включаться в беседу во время просмотра слайдов, репродукций.. Базируется на знаниях полученных школьниками в начальных классах, где закладывается основа художественных знаний и умений в области разных видов искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).
От урока к уроку постепенно развивается и усложняется понимание ребятами социальной функции изобразительного искусства. Работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом, выполнять эти работы в декоративном исполнении.
Выбирать наиболее подходящий формат листа при работе, добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема, передавать правильные пропорции и характер формы предмета, пространственные планы в живописи и графике с применением линейной и воздушной перспективы. Пользоваться различными графическими техниками: монотипия, линогравюра.
Научить ребят анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления. Творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ своих товарищей.
6 класс. Формирование художественно-творческой активности: творчески работать над композициями, используя наблюдения и зарисовки. Формирование художественных знаний, умений и навыков: связать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения, работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки, изображать пространство с учетом наблюдательной перспективы. Значение цвета в усилении выразительности образа. Передача цветом пространственных планов, света, воздуха в натюрморте, портрете, пейзаже. Роль колорита в раскрытии художественного образа. Изучают графические средства выразительности, как линия в передаче спокойствия и динамики в реалистической декоративной, формальной (абстрактной композиции).
Линия в организации вещи, предмета (декоративные металлические решетки, кружево). Линия и поверхность (орнамент на объеме). Способы нанесения рисунка контурного типа на предметы, выполненные из различных материалов (глина, папье-маше, фарфор, дерево, бумага, ткань).
Силуэт и пятно в создании реального, карикатурного, декоративного образа. Силуэтные изображения пейзажа, портрета, сюжетно-декоративной композиции (силуэты древнеегипетских настенных росписей, древнегреческой вазописи).
Штрих и его значение в изображении объемных предметов. Характер штриховки: вертикальная, горизонтальная, наклонная, дугообразная, спиралевидная в передаче материальности, фактуры предметов.
Ребята учатся представить конструкцию сложного предмета, го форму, пропорции, конструкцию, объем. Изображение отдельных предметов с учетом правил перспективы.
Выполнение декоративно тематической композиции с учетом формы украшаемого предмета. Изучают основные композиционные схемы и закономерности декоративной композиции. Декоративность цветового решения.
7 класс. Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знать народное, декоративно-прикладное искусство, которое наиболее полно хранит и передает новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символическое значение.
Чувство гармонии и чувство материала можно развивать у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается школьниками от урока к уроку. Узнают, историю появления мозаики, гобелена, батика и как они выполнялись.
Продолжается накопление практических навыков выразительного использования фактуры материала, цвета, рисунка, объема, пространства, композиции, умения согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль.
Ребята учатся выражать свое личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей. 2) дидактические принципы действия учителя и ученика, выступающих в единстве (книга становится учебником, когда она включается в процесс обучения и становится средством для учителя и ученика, знания изучаются не изолированно, не сами по себе, а вместе с методами их передачи и в усвоении, единство воспитания и образования, обучение не только как объект изучения, но и как объект научно-обоснованного конструирования, наглядность в обучении).
формы (индивидуально-групповая, классно-урочная, внеклассная работа); методы (словесные, где источником знания является устное или печатное слово, наглядные, где источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия, практически, где учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия);
методические приемы проведения занятий и эстетическое воспитание школьников на занятиях декоративно-прикладной композиции; 3) средства обеспечения учебно-воспитательного и развивающего процесса: технические средства обучения, наглядные учебно-методические пособия (таблицы). Мы получаем более высокие результаты обучения школьников декоративно - прикладной композиции и их эстетического воспитания, поэтому, что данная методическая система обладает следующими ценными качествами:
1) измененная, усовершенствованная, переработанная содержит последовательность реализации заданий в программе (комплекс заданий, учитывающий региональные особенности природы и культуры родного края как средства эмоционально-образного воздействия на школьников); 2) особое внимание уделить при объяснении материала школьникам от простого к сложному, от известного к неизвестному. Личностного показа, установление возрастных и индивидуальных способностей учащихся в художественно - творческом развитии;
3) в разделе средствами обеспечения было использовано средства обеспечения обучающих, воспитывающих и развивающих процессов (разработки наглядных учебно-методических пособий по изобразительному и декоративно - прикладному искусству).
Данные гипотетические предложения опираются на анализ теории и практики обучения изобразительному искусству и 19 - летний личный педагогический опыт преподавания.
Методологической основой исследования являются ведущие положения философии, социологии, психологии, педагогики, искусствоведения, теории и методики обучения изобразительному искусству. Наблюдение за познавательной, репродуктивной и творческой деятельностью учащихся.
Опираясь на научные труды ведущих ученых в области методики преподавания изобразительного искусства и декоративно - прикладной композиции А.Д.Алехина, Г.В.Беда, Н.С.Боголюбова, С.Кузина, Б.М.Неменского, Н.Н.Ростовцева, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой.
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования:
- анализ учебных программ по изобразительному искусству;
- изучение и обобщение опыта работы педагогов, ведущих уроки изобразительного искусства;
- изучение опыта нравственно - эстетического воспитания школьников на уроках изобразительного искусства;
- выявления и раскрытие психолого-педагогические основы развития творческих способностей ребят в процессе изучения изобразительной грамоты; - определение влияние практических знаний, умений и навыков путем овладения разными художественными материалами на конечный результат;
- разработка системы оценки детских работ, учитывающие закономерности возрастных и индивидуальных особенностей ребят, какой подобран класс;
- изучение продукта деятельности школьников (их рисунки);
- педагогический эксперимент (беседы, анкетирования);
Научная новизна заключается в следующем:
- раскрыты и обоснованы психолого-педагогические основы формирования нравственно — эстетических качеств школьников 1—7 классов обще образовательной школы на уроках по изобразительному искусству;
- выявлены особенности изобразительного искусства и декоративно -прикладной композиции как формы художественного отражения действительности средствами эстетического и художественного образования школьников в образовательных школах;
- раскрыто и обосновано значение изобразительного искусства в нравственно - эстетическом воспитании школьников на примере истории Краснодарского края;
- выявлены пути и средства развития образного мышления школьников и проявления их действия в работах;
- научно обоснована, разработана и экспериментально проверена методическая система, эстетического воспитания школьников в общеобразовательной школе;
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в решении актуальной проблемы:
- в создании специальной программы образовательного и воспитательного характера по формированию нравственно - эстетических качеств школьников на основе изобразительного и декоративно - прикладного искусства; - в научном обосновании и экспериментальной проверке обучения школьников основам декоративно - прикладной композиции, а также для дальнейшей разработки проблемы эстетического воспитания школьников на уроках изобразительного искусства.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы в практической работе, а также при создании новых учебных программ и учебно-методических пособий.
Достоверность исследования полученных результатов обеспечиваются правильным методологическим подходом к решению поставленной проблемы. Полученные по результатам собственного опыта в преподавании изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Опорой на теоретические положения психолого-педагогической, философско-эстетической и методической литературы. Использование в работе современных достижений педагогической науки, психологии, эстетики, эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения.
Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрения на научно - практических конференциях в городе Краснодаре, на семинарах учителей изобразительного искусства и опубликованы.
Экспериментальная работа опиралась на анализ и обобщение нашего исследовательского и передового педагогического опыта школ. Исследования и сбор материала проводились в общеобразовательных школах города Краснодара №31, №2, №58, №51, поэтапно в течение 19 лет.
На первом этапе (1986 - 1989г.) изучение психолого-педагогической и научно - методической литературы по проблеме предстоящего исследования, философско-эстетической литературы, собирался и обобщался материал, анализ учебных программ и учебных пособий по изобразительному искусству в общеобразовательной школе, включалась оценка современного состояния проблемы. На втором этапе (1990 - 2000г.) разработка программы экспериментального исследования и проведения опытно - экспериментальной работы школьников 1-7 классов на базе школ города Краснодара. Проводились открытые уроки по изобразительному искусству для учителей изобразительного искусства и научно - методического центра города Краснодара, отчет на научно - практической конференции для учителей города. Это помогло выявить недостатки в организации работы по развитию художественного потенциала и творческих сил школьников и наметить пути и способы их преодоления.
На третьем этапе (2001 — 2005г.) формировались и обобщались результаты исследования, подводились итоги. Осуществлялось внедрение результатов исследования в систему общеобразовательной школы. В течение всех лет исследования постоянно изучался и учитывался опыт эстетического воспитания и художественного образования, учащихся средствами изобразительного и декоративно - прикладного искусства в школах. В процессе опытно - экспериментальной работы проверялись и уточнялись формы, методы и средства художественной деятельности школьников, формирования их эстетического отношения к искусству.
Положения, выносимые на защиту.
1. Эстетическое воспитание - это особое отношение личности к действительности и изобразительному искусству. Оно является устойчивым качеством школьников и выражается в потребности, общения с прекрасным, в умении чувствовать, понимать, оценивать и создавать его.
2. Эстетическое воспитание школьников средствами декоративно -прикладной композиции в школе ведущее место должно занимать развитие конкретных художественных умений, навыков, способностей. В результате происходят такие изменения в структуре личности школьников, когда потребность творчества и эстетическое воспитание приобретают доминирующее значение. 3. Развитие художественных умений, навыков, способностей и формирование эстетического отношения к изобразительному искусству положительно влияет на психолого-педагогическую основу, учебно-познавательную деятельность и поведение учащихся, на формирование их творческого потенциала и активности.
4. В связи с созданием системы непрерывного художественного - эстетического образования глубже ставится вопрос эстетического воспитания средствами различных видов искусства. Учебный предмет в школе «Изобразительное искусство» требует более высокого уровня преподавания. Поэтому курс изобразительного искусства в школе должны строиться так, чтобы уже с начальных классов преподавания этого предмета стало единым, целостным учебно-воспитательным процессом, где все составные компоненты будут тесно органично взаимосвязаны.
5. Изобразительное и декоративно - прикладное искусство в сочетании с занятиями по другим видам искусства (литература, музыка) обладает большими потенциальными возможностями для систематического развития творческих способностей, эстетического воспитания школьников, формирование художественно - эстетической культуры, а целенаправленная научно обоснованная реализация этих возможностей в практике школьного обучения выступает как педагогическая необходимость.
6. Эффективное изучение изобразительного и декоративно - прикладного искусства в системе предметов художественно - эстетического цикла способствует пониманию взаимосвязей между различными видами искусства, с одной стороны и активизирует учащихся в применении приобретенных теоретических знаний в творческих работах, связанных с разными видами искусства.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложение.
Психологические основы обучения изобразительному искусству школьников
Актуальной задачей педагогической психологии является изучение мировоззрения у подрастающего поколения, формирования у них таких свойств, как трудолюбие, дисциплинированность, честность, целеустремленность. На основе положений педагогической психологии создаются научно обоснованные методики обучения и воспитания детей в процессе преподавания изобразительного искусства. Без знания психологических основ обучения и воспитания школьников, закономерностей их умственного развития под влиянием обучения нельзя быть уверенным в правильности выбранного метода обучения, воспитания, невозможно совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Так, осуществляемая сейчас перестройка в общеобразовательной школе, обосновывается, данными последних психологических исследований, свидетельствующих о том, что на основе объективного учета возрастных возможностей детей и нахождения наиболее оптимальных психологических условий обучения и воспитания школьников изобразительному и декоративно-прикладному искусству можно значительно повысить качество знаний, умений и навыков, эффективность преподавания. Изучаются психологические закономерности создания произведений искусства. Исследуются особенности художественного мышления, развития художественного восприятия, а также ставится задача раскрыть закономерности воздействия произведения искусства на формирование личности школьников.
В психологические основы обучения изобразительному искусству входит изучение психологического воздействия искусства на формирование мировоззрения, убеждений, идеалов личности ребят. В наше время мы часто обращаемся, к задаче гармонического развития молодого поколения предполагая, высокую образованность, без которой невозможно воспитать человека, наделенного возможностями полностью раскрыть свои способности. Большой вклад в это вносят гуманитарные и общественные науки. Сформировать у школьников умение творить прекрасное в своей повседневной жизни, в человеческих отношениях, видеть, чувствовать и понимать все прекрасное в изобразительном искусстве и декоративно - прикладной композиции.
Нравственно - эстетическое воспитание каждого школьника - это не роскошь, а абсолютно необходимый компонент всестороннего, гармонического развития, этому способствует искусство с его произведениями, усвоению нравственных принципов отношения к людям и к природе. Недооценка искусства как важнейшего средства эстетического воспитания приводит к дефектам интеллектуального, нравственного и идеологического развития личности школьников.
Эстетическое воспитание учащихся - это сложный и многосторонний участок в педагогике и психологии. Для современного человека культура общения, культура зрения, цветовое восприятие, значит ничуть не меньше, чем культура речевого общения, которой в общеобразовательной школе уделяют большое значение. Создать современные методы, системы, программы, учебные планы. Это диктуется ныне необходимостью привести всю систему художественного развития с потребностями сегодняшнего времени.
Музыка, литература, живопись, графика, декоративно — прикладное искусство особенно ясно имеет свой неповторимый строй художественного языка и образного мышления, но несет и свой аспект содержания. Невозможно полностью пересказать даже в самом гениальном произведении литературы все содержание живописного или музыкального произведения, и язык, на котором данное искусство обращается к духовному миру человека, нужно научиться воспринимать.
Улучшение эстетического, художественного воспитания будет в том случае, если больше будет выставочных залов, создание новых музеев, художественных школ, и печать, и кино. Общеобразовательная школа, более других способна с детства привить каждому ребенку любовь к искусству, обучить основам изобразительной грамоты и прикладной - композиции. Не каждый ученик может стать художником, писателем или композитором, но каждый может научиться любить и понимать лучшее в искусстве, литературе, музыке, кино, театре. И научить его этому - непременная обязанность школы. Ребенку необходимо воспитать интерес и понимание всего богатства духовной культуры народа, всех сложных, присущих искусству аспектов познания жизни, а значит, и средств выражения.
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, таят в себе особые возможности для развития творческой фантазии и интуиции, для ощущения радости школьника как творца своего произведения. Оно отрывает много возможностей, а начинается это в начальной школе. Здесь ребята имеют дело с самыми различными материалами и процессами. Перед ним не только краски и карандаши, но и глина, пластилин, картон, бумага. С помощью этих материалов развивается пространственное мышление, воображение.
Разработка критериев оценки эстетического воспитания школьников
Сейчас наше общество достигло достаточно высокого уровня общественных отношений. Обществу нужен грамотный, всесторонне образованный человек, Дав, научные знания и профессиональные навыки высокого уровня тем самым будет развиваться нравственное и эмоциональное развитие. При последовательном обучении и воспитании школьников изобразительной грамоте особое значение приобретает изучение действительности, жизни, познание законов ее развития. Формирование у ребят эстетической, художественной и духовной культуры. Только в долгой и упорной работе учителя с детьми приобретается изобразительная грамота.
Чтобы оценить воспитательный процесс, необходимы две группы критериев. Первая - для оценивания профессиональной работы педагогов: что служит меркой, «прикладывая которую к работе педагога, можно судить о том, хорошо или плохо он исполняет свою профессиональную работу? Вторая — для оценивания воспитательного результата данной профессиональной работы.
Первая группа критериев проистекает из понимания воспитания как введения ребенка в контекст культуры. Признаки культуры служат отдельными критериями оценки профессиональной работы педагогов: цивилизованность как соответствие организованного процесса материально - техническим достижением человечества; духовность как сопричастность организованной жизнедеятельности детей проблемам человечества; нравственность как ориентированности на Человека в качестве наивысшей ценности современной культуры.
Вторая группа критериев выводится из представления о достойном Человеке современной культуры. Его социально — психологический стержень — принятие ценностей Добра, Истины и Красоты как личностных ценностей и оснований своей жизни. Гуманность, разумность и красота прослеживается в таких показателях, как внешний облик ребенка, его духовность и физическое здоровье, поведение как система поступков, успешность разного плана деятельности, ценностные предпочтения и отношение к себе как человеку.
Продуктом профессиональной педагогической деятельности или ее результатом является воспитанность школьников. Чем более воспитанные дети, тем выше оценка профессионализма педагога. Умные, добрые, красивые в одной группе. Неразвитые, агрессивные - в другой. Исходный материал разный, а значит, разным будет конечный результат.
Выходом из такого противоречия становится введение третьего критерия воспитательного процесса - меры изменения детей, «какими были» и «какими стали», динамика развития и духовного обогащения. Профессиональная справедливость соблюдается, если школьников не сравнивать друг с другом, а сравнивать лишь с самим собой в прошлом и настоящем. Например, через полгода работы с детьми происходит: в одной группе появились доброжелательность, товарищество, заботливость и дисциплинированность, работоспособность, ответственность, любознательность по отношению к учебным занятиям, а в другой группе снижение работоспособности, падение дисциплины, появление не наблюдаемых ранее недоброжелательности и агрессивности по отношению к педагогам и друг другу.
Для оценивания воспитательного процесса вводится ключевое понятие воспитанности ребенка.
Воспитанность школьника - это степень соответствия его личностного развития поставленной педагогами цели. Цель выступает некоторым общим мерилом. Она есть общий критерий профессиональной оценки воспитательного результата. Мера воспитанности - это мера соответствия данным критериям:
1. Целостного отражения в содержании школьного образования, для формирования задач творческого самостоятельного мыслящего человека демократического общества.
2. Высокой научной и практической значимости содержания образовательного материала, включаемого в каждый отдельно взятый учебный предмет.
3. Соответствия сложности содержания образовательного материала реальным учебным возможностям школьников данного возраста.
4. Соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета, учебно-методической и материальной базе современной школы.
Практика показывает, что от уровня работы учителя в значительной степени зависит успешность выполнения работ школьниками. Важное средство повышения качества работы учителя зависит от распределения сил, пути совершенствования педагогического материала.
Констатирующий этап эксперимента
Каждый из отмеченных видов опыта представляет собой:
1) знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании школьников верной картины мира, вооружает его правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;
2) опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знанием в умениях и навыках личности. Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений, является основой множества конкретных деятелыюстей и обеспечивает способность подрастающих поколений к сохранению социальной культуры народа;
3) опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом. Он требует от школьников самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. Это обеспечивает развитие способностей у школьников к дальнейшему развитию культуры и искусства. Разумеется, самостоятельность и инициативность, как показатели, сформировавшие у школьников умений творчески работать, складываются у каждого ребенка сугубо индивидуально, но учить их надо, новым достижениям в науке начиная со школы;
4) опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру, к другим людям. Это отношение проявляется в поведении школьника, в деятельности практического и интеллектуального характера, это сплав знаний, убеждений и практических действий.
Итоговый анализ показал, что все показатели развития высокого и содержательно-образного уровней экспериментального класса превысил аналогичные показатели контрольного класса. В экспериментальных классах наблюдался высокий уровень эстетического воспитания, эмоционально-чувственного восприятия.
Все взаимосвязано, умения без знаний невозможны. Творческая деятельность осуществляется на определенном содержательном материале знаний и умений. Учитель ориентирует школьников гуманного отношения к людям, к общественным ценностям.
Воспитывать и обучать школьников нужно не как преподнесение, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как открытие. Несомненно, такой подход активизирует познавательную деятельность школьников и способствует развитию мышления, умения решать проблемы, позволяет всесторонне развивать учащихся, делать процесс учения интересным.
Когда оценивается воспитанность школьников, то очень важными признаками результативности процесса воспитания являются такие, как знание школьниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения.
Точно так же и выработки умений, навыков и привычек школьников -задача, прежде всего, учителя, организовать учебный процесс. Он должен заранее продумать программу и как ее реализовать, какие необходимы средства и условия, чтобы сформировать умения и навыки школьников в соответствии с возрастными особенностями.
Таким образом, изобразительное искусство является важнейшим условием учебно-познавательной деятельности школьников. Так как оно отражает текущие и перспективные потребности общества, выступает инструментарием конструирования и осуществления учащимися этой деятельности в изобразительном искусстве.
Выполняя новые задания (мозаику, гобелен, батик, куклу закрутку, графические работы), экспериментируя со школьниками. Данные приводятся в таблице. Они помогают привить любовь к изобразительному искусству, к духовным ценностям нашего народа.