Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Изучение жанровой специфики якутского фольклора в контексте современного литературного образования школьников Гоголева, Марина Трофимовна

Изучение жанровой специфики якутского фольклора в контексте современного литературного образования школьников
<
Изучение жанровой специфики якутского фольклора в контексте современного литературного образования школьников Изучение жанровой специфики якутского фольклора в контексте современного литературного образования школьников Изучение жанровой специфики якутского фольклора в контексте современного литературного образования школьников Изучение жанровой специфики якутского фольклора в контексте современного литературного образования школьников Изучение жанровой специфики якутского фольклора в контексте современного литературного образования школьников
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гоголева, Марина Трофимовна. Изучение жанровой специфики якутского фольклора в контексте современного литературного образования школьников : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.02 / Гоголева Марина Трофимовна; [Место защиты: ГОУВПО "Якутский государственный университет"].- Якутск, 2010.- 358 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. В период обустройства нового общественно-экономического уклада государства и обусловленных этим процессом как позитивных, так и негативных перемен в массовом сознании, становится очевидной необходимость пересмотра приоритетов в образовательной сфере с позиций современности. Актуальность темы исследования вызвана назревшей проблемой комплексного включения жанров устного народного творчества в содержание литературного образования школьников как основы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в эпоху возникновения глобальных геополитических сообществ, интеграции, взаимовлияния культур. Выразителем духовного опыта любого народа являются произведения устного народного творчества, утверждающие непреходящие общечеловеческие ценности. В этом усматривается залог прочности конструктивных сил в межкультурных отношениях, так как фольклорные произведения, вобравшие в себя философские, религиозные, педагогические идеи народа, представляющие концентрированный опыт многих поколений в статичной художественной форме, как правило, выступают на передний план, когда общество особо нуждается в формировании позитивных ориентиров в период нестабильности и кризисов. Переосмысление традиций изучения произведений устного народного творчества на уроках литературы требует не только обновления содержания учебного материала как особо значимого звена в современном литературном образовании школьников, но и технологии обучения с учетом актуальных задач в образовательной сфере. Данная проблема выражена российскими педагогами в своевременном мнении о необходимости изучения русского фольклора во всех классах общеобразовательной школы и разработки методического сопровождения всего процесса: «Вся методическая система преподавания фольклора в школе должна быть перестроена», так как «фольклор – это искусство звучащего слова, и его нельзя изучать как литературу» (Ю.Г. Круглов).

Известно, что фольклор развивается в течение всего периода бытия этноса, вбирая в себя наиболее значимые идеи и характерные черты современности. В частности, в век новых информационных технологий вызывает спор само определение фольклора, так как происходит динамический процесс трансформации жанров, меняется их функционирование, и, следовательно, возникает необходимость в том, чтобы эти изменения были рассмотрены с позиций методической науки на примере конкретных культур.

25 ноября 2005 года произошло знаменательное событие в Республике Саха (Якутия): якутский героический эпос – олонхо, номинированный от Российской Федерации, стал победителем на Третьем провозглашении ЮНЕСКО шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества. Это свидетельствует о признании созидающей роли фольклора в современном мире, предваряет новые подходы к проблемам изучения, актуализации его идейно-эстетических ценностей, и в создавшейся ситуации значительная доля ответственности за сохранение и распространение олонхо возлагается именно на носителя этой культуры – якутский народ.

Фольклор – народная мудрость, изначально предназначенная для хранения и передачи опыта поколений, подлинная сокровищница педагогических идей. Недаром со времен К.Д. Ушинского по сегодняшний день фольклорные произведения включаются в содержание школьного образования, обобщаются подходы к методике изучения основных его жанров (А.Н. Афанасьев, В.П. Аникин, Ф.И. Буслаев, В.В. Голубков, Г.М. Гогоберизде, Т.Ф. Курдюмова, Б.Б. Оконов, Е.С. Роговер, М.А. Рыбникова, А.И. Унаров, В.Ж. Хамаганов и др.). В трудах современных исследователей фольклор предстает как уникальное явление народной культуры, действенное средство народной педагогики, в различных аспектах раскрываются педагогические идеи жанров устного народного творчества. (В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, И.С. Портнягин, К.Д. Уткин, К.С. Чиряев – этнопедагогика, М.Б. Черкезова, Б.Б. Оконов, С.М. Петрова, Е.С. Роговер, Р.З. Хайруллин и др. – взаимовлияние национальных культур в процессе литературного образования); разрабатываются теория и практика использования отдельных жанров в воспитании учащихся (афористические средства – З.Б. Цаллагова, эстетическая функция изучения мифов – Н.А. Бражкина); рассматривается методика изучения отдельных жанров фольклора (русские народные песни – Л.Н. Попова, финский эпос – А.Ф. Мухина, Л.И. Шитикова, нартский эпос – Ф.Г. Бежаева) и др. Частные вопросы методики изучения жанров устного народного творчества на уроках якутской литературы освещены методистами Н.И. Филипповой, Е.М. Поликарповой, М.Т. Гоголевой, С.К. Колодезниковым и др. В образовательных учреждениях региона накоплен значительный опыт влияния произведений фольклора на процесс социализации ребенка на различных ступенях его личностного развития. В последнее время активизировалась работа по использованию возможностей фольклора для развития способностей детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Данное направление освещено в трудах А.А. Григорьевой, М.И. Корякиной, Е.М. Поликарповой, Н.И. Филипповой, Е.П. Чехордуной и др.

Вместе с тем, отдавая должное позитивным итогам всего изученного, не считаем возможным утверждать, что в отечественной педагогической науке в достаточной мере разработана методика комплексного изучения фольклора на уроках литературы; также недостаточно исследовано воздействие жанровой специфики фольклора народов на формирование личностных качеств ребенка. Приходится констатировать факт живучести стереотипов негативного отношения к устному народному творчеству как к невостребованному в нашей жизни явлению, не придается должного значения образующим, созидающим возможностям фольклора в воспитании подрастающего поколения, укреплении межнациональных коммуникаций. Вышеуказанными противоречиями обусловлена актуальность темы исследования.

Наше понимание задач актуализации ценностей фольклора на современном этапе видится в том, чтобы через совершенствование качества литературного образования содействовать воспитанию человека культуры, открытого к межкультурному диалогу, способствующему расширению межкультурных, межконфессиональных контактов в целях достижения взаимопонимания между нациями.

Проблемой исследования обозначено выявление условий и методики эффективного включения жанровой системы якутского фольклора в учебный курс родной литературы; определение этапов и особенностей формирования у учащихся ключевых компетенций по данной дисциплине; уяснение путей созидания духовного мира детей в процессе приобщения к жанровой специфике устного народного творчества. В реалиях современности, когда обновляется технология образовательного процесса, а педагогическая общественность ищет новые пути и методы обучения и воспитания, обращение к действенным средствам, выработанным народной мудростью и талантом, становится перспективным направлением для развития методической мысли.

Объектом исследования определен процесс изучения устного народного творчества в системе литературного образования школьников.

Предметом исследования выделены содержание и методика изучения жанровой специфики якутского фольклора на уроках родной литературы с 5 по 11 класс.

Цель исследования – выявление теоретических основ, методов и приемов изучения якутского фольклора в его жанровой специфике на уроках родной литературы в 5 - 11 классах, направленных на реализацию задач современного литературного образования школьников, созидание их духовно-нравственного потенциала. В соответствии с проблемой и целью исследования выдвинута следующая гипотеза:

Изучение жанровой специфики устного народного творчества на уроках родной литературы в 5 - 11 классах якутской школы обеспечивает качественное литературное образование школьников, открывает путь к освоению подрастающим поколением общечеловеческих гуманистических, художественно-эстетических ценностей при условии:

- актуализации путей и способов, подсказанных жанровой природой, раскрывающих их образовательный, человекосозидающий потенциал;

- учета особенностей современной картины мира, характеризируемой взаимодействием, взаимовлиянием различных культур, развитием межкультурных коммуникаций в условиях глобализации, выработки новой стратегии российского образования;

- реализации целостного подхода к изучению жанровой системы родного фольклора в контексте современного литературного образования школьников; выявления специфики влияния жанров фольклора на психолого-педагогический процесс;

- создания условий для реализации личностно значимого постижения художественно-эстетической, коммуникативной, синкретической природы жанров устного народного творчества учащимися на уроках родной литературы в 5 - 11 классах общеобразовательной школы;

- сочетания традиционных методов преподавания литературы с народными традициями приобщения к жанрам фольклора, сформированными на протяжении веков.

Задачи исследования:

- теоретически обосновать актуальность изучения жанровой специфики якутского фольклора в школе, раскрыть его мировоззренческие, духовно-нравственные, художественно-эстетические ценностные аспекты, образующие основы;

- выявить воздействие жанровой специфики якутского фольклора на процесс формирования духовно-нравственных качеств, художественного вкуса, эстетических идеалов и мировоззренческих представлений подрастающего поколения;

- рассмотреть историю и опыт изучения устного народного творчества в школах России и Ближнего Зарубежья с целью выявления проблем преподавания, разработки методической модели, актуализирующей методы и приемы, основанные на освоении художественно-эстетической природы жанров, в соответствии с современными требованиями к литературному образованию школьников;

- проверить эффективность разработанной методики изучения произведений устного народного творчества на уроках якутской литературы в 5 - 11 классах и на внеклассных занятиях; осмыслить возможность ее внедрения в образовательный процесс, отразить исследуемый подход к изучению фольклора в методических разработках.

Осмысление процесса изучения устного народного творчества в контексте современного литературного образования инициировало необходимость решения следующих вопросов:

определить принципы отбора и распределения учебного материала по классам с учетом их художественно-эстетических ценностей, в соответствии с возрастными и личностными особенностями детей;

обосновать критерии формирования ключевых компетенций школьников с точки зрения теоретической и практической их значимости, актуальности в сфере образования;

выявить эффективность предложенных методов и приемов, направленных на формирование читательских качеств школьников и развитие их интеллекта, нравственности, креативных способностей.

Методология исследования:

В данной работе философский аспект проблемы обеспечивается ссылками на труды мыслителей: Аристотеля, Платона о природе искусства, о поэтике; диалектический подход Г. Гегеля, Ф. Энгельса к пониманию движения и теоретические предпосылки на природу научного познания, разработанные философами: И. Кантом, М. Полани, П.К. Фейерабендом, М. Хайдеггером, Г. Шпетом и других; гуманистические идеалы русских и зарубежных философов Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, А. Швейцера; взгляды на природу общественных отношений современных философов В.Ф. Асмуса, А.Ф. Лосева, М.К. Мамардашвили, Г.Г. Дилигенского; труды по культуре и эстетике М.М. Бахтина, В.С. Библера, Ю.Б. Борева, Г.Д. Гачева, Э. И. Ильенкова, К. Леви-Строса, А.Ф. Лосева и др.

Теоретические предпосылки исследования составляют также труды ведущих отечественных и зарубежных фольклористов, литературоведов, лингвистов: В.И. Абаева, М.К. Азадовского, В.П. Аникина, А.Н. Афанасьева, П.Г. Богатырева, Ф.И. Буслаева, А.Н. Веселовского, В.М. Гацака, В.Е. Гусева, В.М. Жирмунского, М.С. Кагана, Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского, С.Ю. Неклюдова, Ф.М. Селиванова, А.А. Потебни, В.Я. Проппа, Б.Н. Путилова, Б.В. Томашевского, Дж. Фрезера, О.М. Фрейденберг, В.Е. Хализева, Б.М. Храпченко, Л.В. Чернец, Р.О. Якобсона и др; работы якутских фольклористов Г.М. Васильева, Ю.Н. Дьяконовой, В.В. Илларионова, С.Д. Мухоплевой, Н.В. Покатиловой, И.В. Пухова, И.А. Худякова, Г.У Эргиса и др.; труды великих педагогов по возрастной периодизации и принципам воспитания А. Дистервега, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.

Осмыслены труды по теории развития личности, представленные в исследованиях А.Г. Асмолова, Г.А. Берулавы, П.П. Блонского, В. Вундта, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, П.В. Зинченко, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, В.С. Мерлина, Б.С. Немова, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже, К.К. Платонова, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др. По теории организации образовательного процесса использованы труды педагогов, рассматривающих учебную деятельность как фактор индивидуального развития личности ребенка: исследования Ю.К. Бабанского, О.Ю. Богдановой, Е.Н. Кабановой-Меллер, В.А. Кан-Калика, М.С. Львова, Н.Ф. Талызиной. В аспекте исследования изучен опыт педагогов-новаторов в области преподавания гуманитарных дисциплин: Л.С. Айзермана, Е.Н. Ильина, В. Г. Маранцмана, Г.С. Меркина, В.Ф. Шаталова и др.

Принципы организации школьного курса литературы, разработанные Г.И. Беленьким, О.Ю. Богдановой, С.К. Бирюковой, Н.Н. Вербовой, В.В. Водовозовым, В.В. Голубковым, С.А. Зининым, Т.Ф. Курдюмовой, С.А. Леоновым, В.Г. Маранцманом, З.Я. Рез, М.А. Снежневской, В.Я. Стоюниным, М.А. Рыбниковой, Л.В. Тодоровым, М.В. Черкезовой, В.Ф. Чертовым и др.; дидактическая система методов обучения И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, взаимосвязь методов обучения в трудах Н.И. Кудряшева, М.И. Махмутова; психология читательского восприятия, представленная в трудах А.М. Левидова, А.Р. Лурия, Т.Д. Полозовой, Е.М. Поликарповой и др.; идея взаимосвязанного изучения литератур в трудах С.М. Петровой, Р.З. Хайруллина, Р.Ф. Мухаметшиной, Г.А. Захаровой, М.И. Корякиной и др. являются основой подхода к осмыслению проблемы.

Проанализированы труды по методике изучения фольклорных жанров отечественных и зарубежных исследователей: З.А. Айларовой, Ф.Г. Бежаевой, В.И. Бекоева, П.Г. Воробьева, Н.Р. Гиносян, Г.М. Гогоберизде, С.А. Даваева, З.С. Казагачевой, Ю.Г. Круглова, В.Х. Мищенко, Т.А. Молдогалиева, А.Ф. Мухиной, В.Б. Носкова, Б.Б. Оконова, П.Х. Пирова, Е.С. Роговера, К.Дж. Садыкова, Е.В. Тарасовой, А.И. Унарова, З.М. Упоровой, Р.М. Ураксиной, М.А. Флоряну, Х.М. Хайбуллаевой, В.Ж. Хамаганова, М.П. Хомонова, Н.Н. Шараповой, Л.И. Шитиковой, Ф.А. Юсипова и др.

Безусловно, менталитет как отражение духовного опыта каждого народа своеобразен и неповторим, но вместе с тем любой человеческой общности близки и понятны такие непреходящие ценности, как родина, отчий дом, любовь, дружба, труд, счастье и т.д., то есть нечто такое, что объединяет всех и относится к сфере этнопедагогики, органической частью которой является фольклорная педагогика, где воспитывающие и обучающие факторы наполнены конкретным содержанием. Данное важнейшее составляющее этнического наследия, исследованное в трудах Г.Н. Волкова и якутских ученых В.Ф. Афанасьева, Д.А. Данилова, К.Д. Уткина, И.С Портнягина, И.И. Портнягина, К.С. Чиряева и др., нашло отражение в определении концептуальных основ исследования.

При выявлении характерных особенностей образовательного пространства, уяснении проблем и прогнозировании современной стратегии образования мы опирались на школоведческие труды Д.А. Данилова, С.К. Колодезникова, А.А. Потаповой, В.М. Саввинова, на ведущие положения Закона РФ «Об образовании», а также на основополагающие идеи, высказанные участниками международных научно-практических конференций, проведенных под эгидой ЮНЕСКО в различных странах, в том числе в России, Республике Саха (Якутия).

Базой исследования стали образовательные учреждения гг. Якутска, Вилюйска, Нюрбы: детские сады, общеобразовательные школы Вилюйского, Нюрбинского, Усть-Алданского, Кобяйского улусов, Вилюйский педагогический колледж им. Н.Г. Чернышевского.

Исследование проводилось в три этапа в течение восемнадцати лет:

1. На первом этапе (1991-1998 гг.) в связи с внедрением Концепции обновления и развития национальной школы в Республике Саха (Якутия) велась работа по научному осмыслению процесса преподавания литературы в школах республики; проводились эксперименты: констатирующий с целью выявления противоречий и проблем изучения фольклора в школе и формирующий – по экспериментальному изучению героического эпоса - олонхо в школе. В рамках исследования осмыслены философские, литературоведческие, культуроведческие, методические труды; обобщены итоги анкетирования, собеседований с учащимися и учителями, проанализированы ученические работы.

2. На втором этапе (1999-2006 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа по изучению жанрового состава фольклора в якутской школе: уточнена концептуальная основа исследования с учетом практики школ России и Ближнего Зарубежья; определены содержание учебного материала, методологическая база исследования; осмыслены данные формирующего эксперимента по изучению фольклора на уроках литературы и внеклассных занятиях. Велась работа по апробации основных положений на научно-практических конференциях, были продолжены поиски эффективных путей и способов обучения с корректировкой условий.

3. На третьем этапе (2007-2008 гг.) сформулирована теоретическая база исследования, обобщены и систематизированы результаты опытно-экспериментальной работы, обработаны статистические данные, проверена и уточнена гипотеза; продолжалась работа по апробации концептуальных положений и изданию трудов; осуществлялось оформление диссертации.

Достоверность основных положений работы обеспечивается опорой на труды ведущих исследователей; обобщением опыта многолетней практики изучения родной литературы в школах Республики Саха (Якутия), обобщением опыта работы в других регионах России и Ближнего Зарубежья; обработкой результатов опытно-экспериментального исследования положений диссертации в образовательных учреждениях; личным опытом работы автора в течение ряда лет в школе и педагогическом колледже.

Апробация. Основные положения и результаты исследования обсуждались:

- на заседаниях кафедры методики преподавания якутского языка, литературы и национальной культуры факультета якутской филологии и культуры Якутского госуниверситета, лаборатории гуманитарных исследований, Ученых советов ИНПО (Москва, 1999), ФГНУ НИИ Национальных школ Республики Саха (Якутия) (Якутск, 2006-2007);

- на научно-практических конференциях: международной научно-практической конференции «Олонхо в контексте эпического наследия народов мира» (Якутск, 2001), «К 10-летию Концепции обновления и развития национальной школы» (Якутск, 2001), «Проблема языкового образования» (Якутск, 2002), «Региональный учебник XXI века» (Якутск, 2002), «К 100-летию фольклориста И.В. Пухова» (Якутск, 2005), межрегиональной НПК «Этнопедагогизация школьного образования» (Якутск, 2004), «Национально-региональные особенности развития дополнительного профессионального образования» (Якутск, 2006), международной научно-практической конференции «Эпическое наследие и духовная культура народов Евразии: истоки и современность» (Якутск, 2007), на научных конференциях «Этнопедагогика в условиях модернизации Российского образования» (Чебоксары, 2007), «Эпическое наследие Евразии: диалог культур и поколений» (Алма-Ата, 2007) «Олонхо в воспитании, развитии, становлении личности» (Якутск, 2009);

- получили освещение на республиканских семинарах ИПКРО по современным технологиям обучения (Якутск, 1999, 2002, 2005), (Нюрба, 2005), (Якутск, 2007);

- апробация осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях республики, в процессе чтения курса методики преподавания литературы в Вилюйском педагогическом колледже (2000-2009).

Научная новизна исследования:

- осмыслен целостный процесс изучения жанровой специфики якутского фольклора в контексте современного литературного образования школьников, обобщен и проанализирован опыт изучения произведений устного народного творчества в школах России, Ближнего Зарубежья, систематизированы труды исследователей и выявлены методологические основы организации изучения фольклорных произведений на уроках литературы;

- разработана методическая система, осуществляющая комплексное поэтапное изучение жанров устного народного творчества на уроках якутской литературы в 5-11 классах через применение методов и приемов, обусловленных спецификой художественно-эстетической, коммуникативной природы жанров, сопряжение методов преподавания литературы с народными традициями приобщения к устно-поэтическому творчеству.

- осуществлен системный подход к характеристике жанрового разнообразия якутского фольклора в качестве целостного этнокультурного образовательного феномена, созданного народом как своеобразный опыт освоения действительности на протяжении всего исторического пути развития; раскрыты мировоззренческие, гуманистические идеи, ценностные характеристики жанров устного народного творчества;

- осмыслены пути актуализации педагогического потенциала якутского фольклора в образовательной сфере, определена специфика воздействия жанров якутского фольклора на развитие мышления, речи детей, на становление их личностных качеств в процессе приобщения к жанровой специфике произведений;

- выявлены проблемы изучения фольклора в практике якутских школ, выделены особенности восприятия фольклорных текстов современными учащимися и возрастные аспекты приобщения учащихся к жанрам устного народного творчества;

- в определении содержания учебного материала предложен целостный подход с точки зрения значимости жанров устного народного творчества.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в теоретических исследованиях по педагогике и фольклору: в осмыслении методики преподавания литературы, других культурологических дисциплин в школе; в изучении этнопсихологического и этнопедагогического аспектов теории развития учащихся; а также в исследовании проблем трансформации и новой функции фольклора в современном мире.

Практическая значимость работы состоит в том, что в ней представлена научно обоснованная, экспериментально проверенная методика изучения жанровой специфики якутского фольклора в контексте современного литературного образования, которая может быть применена в обновлении содержания образовательных программ школ России, в разработке учебно-методического комплекса по школьному курсу Литература; ее результаты также могут быть учтены при: актуализации педагогического потенциала фольклора народов в созидании гражданского, духовного самосознания школьников; формировании этнокультурной, межкультурной компетенций учащихся; подготовке специалистов соответствующего профиля в средних специальных и высших учебных заведениях.

На защиту выносятся следующие положения предлагаемой работы:

- образующий потенциал фольклора, его общечеловеческие гуманистические идеи, художественно-эстетические ценности необходимо актуализировать в личностном становлении подрастающего поколения на современном этапе переоценки ценностей, когда реалиями открытого общества особенно востребованы основы для взаимопонимания в межнациональном, межкультурном диалоге;

- якутский фольклор как феномен художественного отражения системной картины мира и моделирования общественных отношений имеет богатый арсенал средств, способствующих самообразованию, самовоспитанию и самореализации человека в различные периоды формирования его личности;

- методика изучения якутского фольклора в его жанровой специфике в контексте современного литературного образования школьников представляет собой комплекс путей и способов изучения лучших образцов устного народного творчества, включенных в содержание уроков литературы; при организации учебного процесса пристальное внимание уделяется поэтике текстов, постепенному формированию читательских качеств учащихся, в соответствии с их литературным развитием;

- данная методика позволяет реализовать изучение всех основных жанров якутского фольклора на уроках литературы с 5 по 11 класс; продуктивность ее обосновывается сочетанием современных методов изучения литературы с народными традициями приобщения к устному народному творчеству, подсказанными жанровой спецификой произведений такими, как восприятие фольклорного текста, опора на коммуникативную природу, синкретизм жанра, обеспечивающие эффективность образовательного процесса;

- в методике изучения героического эпоса олонхо основное внимание уделяется постепенному раскрытию секретов устно-поэтического стиля, поэтапному формированию ключевых компетенций, способствующих наиболее полному личностно значимому освоению олонхо, его гуманистических идеалов, художественно-эстетических ценностей. Для этого изучение каждого эпоса рассматривается в аспекте последовательной реализации его образующих возможностей.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Изучение жанровой специфики якутского фольклора в контексте современного литературного образования школьников