Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование научного мировоззрения в космическом образовании школьников Дмитриева, Наталия Владимировна

Формирование научного мировоззрения в космическом образовании школьников
<
Формирование научного мировоззрения в космическом образовании школьников Формирование научного мировоззрения в космическом образовании школьников Формирование научного мировоззрения в космическом образовании школьников Формирование научного мировоззрения в космическом образовании школьников Формирование научного мировоззрения в космическом образовании школьников
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дмитриева, Наталия Владимировна. Формирование научного мировоззрения в космическом образовании школьников : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Дмитриева Наталия Владимировна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2011.- 235 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/85

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Роль космического образования в системе дополнительного образования учащихся в формировании научного мировоззрения школьников 22

1.1. Педагогические и психологические основы формирования научного мировоззрения школьников 22

1.2. Космическое мировоззрение как компонент научного мировоззрения и проблема формирования космического мировоззрения школьников 35

1.3. Космическое образование школьников в современных условиях 44

1.4. Мировоззренческая роль проблемы поиска внеземных цивилизаций и вопросов археоастрономии 67

Итоги Главы 1 90

ГЛАВА 2. Теоретические основы и методическая система реализации мировоззренческой функции космического образования школьников 92

2.1. Модель методики реализации мировоззренческой функции космического образования 92

2.2. Реализация мировоззренческой функции космического образования при обучении общей астрономии 110

2.3. Реализация мировоззренческой функции космического образования на основе проблемы поиска внеземных цивилизаций 119

2.4. Реализация мировоззренческой функции космического образования на основе вопросов археоастрономии 125

Итоги Главы 2 131

ГЛАВА 3. Экспериментальные основания методики реализации мировоззренческой функции космического образования 133

3.1. Общая характеристика экспериментального аспекта исследования 133

3.2. Констатирующий этап экспериментального исследования 136

3.3. Поисковый этап экспериментального исследования 141

3.4. Обучающий этап экспериментального исследования 157

Итоги Главы 3 177

Заключение 178

Литература 181

Приложения 193

Введение к работе

В современных условиях основополагающими мировоззренческими установками, определяющими принципы образования, являются «научиться жить вместе, научиться приобретать знания, научиться работать, научиться жить». Эти установки определяют развитие образовательной системы на многие годы вперед. Создание условий для развития и самореализации личности составляет суть современного понимания задач образования. Личность обладает глубокими и прочными знаниями, самостоятельно восполняемыми и применяемыми на практике, научным мировоззрением, готова к труду и общественной деятельности, сознательному выбору профессии, способна к самостоятельному развитию, находится в гармонии с окружающим миром и с самой собой, получает радость от труда, от профессионального роста.

Особенностью современной теории и практики обучения является ее обращение к мировоззренческим основаниям, «возвращение» к личности.

Проблема формирования научного мировоззрения обучающихся для педагогики всегда была неразрывно связана с теми требованиями, которые общество предъявляло к образованию. В наши дни она должна решаться в направлении создания условий, способствующих полноте осмысления личностью окружающего ее Мира.

Мировоззрение как «взгляд на мир» является невероятно сложным пластом духовного мира человека. Оно не исчерпывается лишь знаниями и сведениями о внешнем мире, это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также вытекающие из этих взглядов жизненные позиции людей, их убеждения и идеалы, принципы познания и практической деятельности, ценностные ориентации и устремления. Мир, в котором живет человек, - это не только его дом, город, страна, но и планета Земля и, в конечном итоге, вся Вселенная. Осознание своей причастности к Космосу определяет та часть мировоззрения, которая связана с вопросами Космоса, Вселенной, осмысленными с научной точки зрения. Без осмысления отношений человек-Вселенная мировоззрение личности будет неполным, обедненным, приземленным. Поэтому при формировании научного мировоззрения важно учитывать его космическую составляющую.

Проблему формирования научного мировоззрения изучали в своих работах А.А.Радугин, Г.И.Щукина, А.И.Кочетов, И.П.Подласый, Н.И.Мартишина, Г.Я. Мякишев и др. Вопросы методики формирования научного мировоззрения учащихся на уроках физики и астрономии разрабатывали В.Ф. Ефименко, Е.П. Левитан, В.Н. Мещанский, В.В. Мултановский, Г.М. Голин, Н.В. Шаронова и др.

В настоящее время особую актуальность приобретает космическое образование школьников как система подготовки будущих специалистов космической отрасли и астрономии и, кроме того, система, воспитывающая ответственность за свой народ, страну, планету. Космическое образование учащихся выходит за рамки школьного обязательного образования и реализуется в системе дополнительного образования, как на занятиях в учебных группах в учреждениях дополнитель-

ного образования, так и на занятиях во внеурочное время в школах. Дополнительное образование - это мотивированное образование, получаемое личностью сверх основного образования, реализующее ее потребность в познании и творчестве, а также в самоопределении предметно, социально, профессионально и личностно. Мировоззренческие основы космического образования как части дополнительного образования играют важнейшую роль в формировании научного мировоззрения учащихся. Е.П. Левитан неоднократно писал о том, что важнейшим в космическом образовании школьников является его общеобразовательная, общекультурная, мировоззренческая роль1. Очевидно, мировоззренческие качества не могут формироваться сами по себе, без использования конкретного материала, с которым человек имел бы дело и в процессе преобразования которого как раз и формировались бы такие качества. Астрономия как элемент общей культуры поставляет для этого соответствующий материал. В космическом образовании, помимо вопросов общей астрономии, возможно углубленное рассмотрение многих проблем, например, связанных с археоастрономией и поиском внеземных цивилизаций как обладающих особым мировоззренческим потенциалом.

Анкетирование, проведенное в рамках констатирующего этапа экспериментального исследования, показало несформированность тех аспектов мировоззрения учащихся, которые определяются возможностями космического образования, и в то же время стало ясно, что 60% учащихся готовы обсуждать мировоззренческие вопросы. Кроме того, данные прямых наблюдений свидетельствуют о том, что учащиеся пытаются высказывать свое мнение об изучаемых вопросах, задают вопросы педагогам о жизни и разуме во Вселенной, об эволюции Вселенной и человека и др.

Анализ состояния проблемы формирования научного мировоззрения учащихся средствами космического образования в системе дополнительного образования позволяет сделать вывод о существовании противоречий между потребностью в оказании помощи учащимся в выборе мировоззренческой позиции, в преодолении антинаучных тенденций и недостаточным использованием возможностей космического образования для реализации научного подхода к этим проблемам, а также между возможностями космического образования в формировании научного мировоззрения учащихся и тем, что существующие методики дополнительного образования не решают в полной мере задачи реализации мировоззренческой функции космического образования.

Указанные противоречия определяют актуальность рассматриваемой проблемы и обусловливают выбор темы исследования «Формирование научного мировоззрения в космическом образовании школьников».

Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос, как формировать научное мировоззрение школьников средствами космического образования, то есть, как реализовывать мировоззренческую функцию космического образования.

Левитан Е.П.. Мировоззренческие аспекты изучения астрономии: Метод. Пособие. М.: Высш. шк., 1983.111с; Левитан Е.П. Дидактика астрономии [Текст] / Е.П. Левитан. - М.-Едиториал УРСС, 2004. - 296 с. и др.

Объект исследования - процесс формирования научного мировоззрения в системе дополнительного космического образования школьников.

Предмет исследования - методика формирования научного мировоззрения в космическом образовании школьников.

Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка методики формирования научного мировоззрения в космическом образовании школьников.

Гипотеза исследования представляет собой предположение о том, что, если в космическом образовании использовать мировоззренческий потенциал проблем поиска внеземных цивилизаций и археоастрономии, организовать выездную проектно-исследовательскую деятельность (в рамках экспедиций), то это обеспечит реализацию мировоззренческой функции космического образования, а именно повысит уровень сформированное научных знаний, взглядов, нравственных убеждений и идеалов, связанных с познанием Космоса.

Задачи исследования:

  1. Изучить состояние проблемы формирования научного мировоззрения учащихся при обучении естественнонаучным предметам, проанализировать теоретико-методологические основы и практический опыт формирования научного мировоззрения обучающихся.

  2. Выявить мировоззренческую роль космического образования, в частности изучения археоастрономии и проблемы поиска внеземных цивилизаций.

  3. Создать модель методики реализации мировоззренческой функции космического образования учащихся.

  4. Разработать методическую систему реализации мировоззренческой функции космического образования школьников при изучении ими общей астрономии, проблемы поиска внеземных цивилизаций и вопросов археоастрономии, в том числе программу дополнительного образования «Археоастрономия», критерии оценки сформированности научных знаний, взглядов, нравственных убеждений и идеалов, связанных с познанием космоса, обучающие и диагностические материалы.

5. Экспериментально проверить гипотезу исследования.
Методологической и теоретической базой исследования послужили

идеи и концептуальные положения философов (П.В. Алексеев, А.В. Панин, Е.Е. Ермакова, А.А. Радугин, В.Ф.Черноволенко и др.), педагогов (Б.В. Гнеденко, И.С.Кон, А.И. Кочетов, Б.Т.Лихачев, Э.И. Моносзон, Н.И. Мартишина, Г.Я.Мякишев, И.П. Подласый, И.В. Сысоенко, И.Ф. Харламов, Г.И. Щукина, П.И. Пидкасистый и др.), методистов-физиков (Г.М. Голин, В.Ф. Ефименко, В.Н. Мощанский, В.В. Мултановский, Н.В. Шаронова и др.), методистов-астрономов (Е.П. Левитан, Б.Г. Пшеничнер, СП. Яценко и др.).

На ход и результаты исследования оказали влияние диссертационные работы, посвященные формированию научного мировоззрения учащихся (В.И. Луцаев, А.Ф.Бортник, В.Н.Жуков, М.И.Морозова, Г.И.Школьник,

В.И. Грачева, А.И. Магомедова, И.Е. Карелина, Н.К. Барсукова, В.В. Жешко, Н.В. Колкова, Е.А. Паладянц, Н.В. Проданова, Л.А. Чекалова и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования и виды деятельности:

анализ философской, психолого-педагогической, методической, учебной литературы,

изучение и анализ нормативной документации и диссертационных исследований по изучаемой проблеме;

методы моделирования, проектирования и конструирования методики;

индивидуальные беседы с преподавателями и обучающимися;

наблюдения, анкетирование и тестирование учащихся и педагогов;

экспертная оценка разработанных материалов;

личное преподавание;

педагогический эксперимент;

анализ результатов исследования.

Научная новизна исследования

  1. Обоснована особая роль космического образования в формировании научного мировоззрения учащихся в системе дополнительного образования, а именно показано, что для реализации мировоззренческой функции космического образования основное внимание должно быть уделено изучению вопросов поиска внеземных цивилизаций и археоастрономии.

  2. Создана модель методики реализации мировоззренческой функции космического образования, включающая цели, содержание, методы, формы и средства обучения, в которой компоненты методической системы (от целевого до оценочно-результативного) наполнены с точки зрения содержания космического образования в рамках дополнительного образования школьников. Содержательный компонент модели включает мировоззренческие идеи о Вселенной и месте человека в ней, соответствующие современной научной картине мира, процессуальный - характеризуется преобладанием активных методов и форм работы школьников, а оценочно-результативный - комплексным подходом к способам диагностики сформированности мировоззрения школьников.

3. Разработана методическая система реализации мировоззренческой
функции космического образования, включающая методику изучения общей
астрономии, проблемы поиска внеземных цивилизаций и вопросов археоастро
номии: разработана программа «Археоастрономия», созданы обучающие и ди
агностические материалы, применение которых позволяет реализовывать миро
воззренческую функцию космического образования и судить о сформированно
сти мировоззренческих научных знаний, взглядов, нравственных убеждений и
идеалов. Отличительной особенностью методики выступает изменение роли
преподавателя - от носителя мировоззренческих знаний к участнику активного
совместно с учеником освоения мировоззренческой позиции в ходе реальной
(не учебной) деятельности, связанной с познанием Космоса.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что внесен вклад в развитие теории и методики обучения астрономии за счет построения модели реализации мировоззренческой функции космического образования и

обоснования возможности реализовать эту функцию космического образования в условиях дополнительного образования на основе раскрытия мировоззренческой роли проблемы поиска внеземных цивилизаций и археоастрономии.

Практическая значимость исследования определяется тем, что - разработано учебно-методическое обеспечение методической системы реализации мировоззренческой функции космического образования, а именно:

для педагогов дополнительного образования созданы методические рекомендации по изучению общей астрономии, вопросов археоастрономии и проблемы поиска внеземных цивилизаций (тематика и содержание занятий, планы работы в учебно-исследовательских экспедициях, темы проектно-исследовательских работ учащихся и пр.);

для школьников созданы дидактические материалы (обучающие и диагностические задания), отражающие мировоззренческие научные знания, взгляды, нравственные убеждения и идеалы, связанных с познанием Космоса.

Применение этих методических рекомендаций и дидактических материалов в практике дополнительного образования способствует успешной реализации мировоззренческой функции космического образования.

Апробация результатов исследования. Основные идеи и результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на Международной конференции «Горизонты астрономии и SET1» (пос. Нижний Архыз, 2007), ХХХП академических чтениях по космонавтике «Актуальные проблемы российской космонавтики» (г. Москва, 2008 г.), Cosmology across cultures. 16th Annual Meeting for the European Society for Astronomy in Culture (SEAC) (г. Гранада (Испания), 2008 г.), X съезде Астрономического общества и Международной конференции «Астрономия и астрофизика начала XXI века» (г. Москва, 2008 г.), УШ Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития» (МПГУ, г. Москва, 2009 г.), Научно-практической конференции «2009 год - Международный год астрономии» (МПГУ, г. Москва, март 2009 г.), Международной научно-общественной конференции «Идеи космизма в философии, науке и искусстве. История и современность» (г. Санкт-Петербург, 2009 г.), Международной конференции «Астрономия и всемирное наследие: через время и континенты» (г. Казань, 2009 г.), Международной научной конференции «Народы и культуры Южной Сибири и сопредельных территорий: история, современное состояние, перспективы» (г. Абакан, 2009 г.), XL1Y Научных чтений памяти К.Э.Циолковского (г. Калуга, сентябрь 2009 г.), 17th Annual Meeting for the European Society for Astronomy in Culture (SEAC) (r. Александрия (Египет), 2009 г.), ГХ Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития» (МПГУ, г. Москва, 2010 г.), Astronomy and Power How Worlds are Structured. An International Conference on Archaeoastronomy and Ethnoastronomy (г. Гильхинг (Германия), 2010 г.), Фестиваль Syfy Poehali Party (Мемориальный Музей космонавтики, г. Москва, 2011 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. В современных условиях особую актуальность для формирования научного мировоззрения учащихся приобретает такой компонент дополнительного образования, как космическое образование, т.к. отношения Человек-Вселенная

(что он о ней думает, как она на него влияет, как он к ней относится и т.п.) имеют ярко выраженное мировоззренческое содержание.

  1. Для успешной реализации мировоззренческой функции космического образования необходимо в его содержание включить две группы вопросов -вопросы, касающиеся проблемы поиска внеземных цивилизаций (возможность существования жизни и разума во Вселенной, возможность контакта с внеземными цивилизациями и т.п.), и вопросы, связанные с археастрономией (связь прошлого, настоящего и будущего, взгляды древних на устройство Мироздания и т.п.) как обладающие особым мировоззренческим потенциалом.

  2. При формировании научного мировоззрения в рамках космического образования целесообразно применять такие формы работы, как экспедиции и выезды, практические занятия в обсерватории и планетарии, проектно-исследовательская деятельность, и активно взаимодействовать с учащимися во время лекций и семинаров, а также проводить регулярные тестирования, отслеживающие динамику качественных изменений мировоззренческих научных знаний, взглядов, нравственных убеждений и идеалов учащихся.

  3. Наиболее достоверная информация о мировоззренческой позиции учащихся может быть получена в ходе наблюдений их активной деятельности в экспедициях, во время диспутов, при работе над исследовательскими проектами. Кроме того, судить о сформированности мировоззрения учащихся целесообразно на основании диагностических анкет и тестов-опросников, содержащих вопросы, выявляющие уровни сформированности мировоззренческих научных знаний, взглядов, нравственных убеждений и идеалов, связанных с познанием Космоса. При выполнении заданий с выбором ответа могут быть выявлены мировоззренческие знания, при выполнении заданий, предполагающих согласие и несогласие с утверждениями, отражающими интерес и отношение к мировоззренческим проблемам Космоса, -взгляды и научно-нравственные идеалы, а по результатам выражения самооценки готовности отстаивать свою точку зрения по мировоззренческим проблемам можно судить о сформированности научных убеждений. Диагностику в любых формах необходимо проводить корректно и ненавязчиво, максимально уменьшая влияние педагога на выбор опрашиваемых.

Космическое мировоззрение как компонент научного мировоззрения и проблема формирования космического мировоззрения школьников

Мировоззрение человека является очень сложным пластом его духовного мира. Оно включает не только знания и сведения о внешнем мире, это и систему взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также вытекающие из этих взглядов жизненные позиции людей, их убеждения и идеалы, принципы познания и практической деятельности, ценностные ориентации и устремления. Мир, в котором живет человек, - это не только его дом, город, страна, но и планета Земля и, в конечном итоге, вся Вселенная. Осознание своей причастности к Космосу определяет та часть мировоззрения, которая связана с вопросами Космоса, Вселенной, осмысленными с научной точки зрения. Без осмысления отношений человек-Вселенная мировоззрение личности будет неполным, обедненным, приземленным. Поэтому при формировании научного мировоззрения важно учитывать его космическую составляющую.

Тот компонент научного мировоззрения, который отражает взгляды человека на Космос и его место в нем, можно условно назвать космическим мировоззрением или космизмом. Разработкой его аспектов занимались многие ученые и мыслители (В.И.Вернадский [13, 14, 15, 16], К.Э.Циолковский [155156, 157, 158, 159, 160], А.Л.Чижевский [164165, 166], Н.К.Рерих, Т. де Шарден [168] и др.), а также современные философы (В.В. Казютинский [6261, 63, 64], Л.В. Фесенкова [141], В.Е. Ермолаева [50], И.А. Сосунова [132133], B.C. Степин [133] и др.) и многие астрономы и физики (В.А. Амбарпумян [2], Л.М. Гиндилис [22, 25, 23, 24], Л.В. Лесков [8687, 88, 89], Б.Н. Пановкин [111], А.Д.Панов, Ю.Н. Ефремов [54], С.А. Каплан [65], И.С.Шкловский [172, 173], Н.С.Кардашев [6766], В.В.Рубцов [124125], А.Д.Урсул [138], Г.М. Идлис, Ф.А. Цицин 161], B.C. Троицкий136137] и др.).

А.Л. Чижевский сформулировал понимание основного принципа космизма следующим образом: «В свете современного научного мировоззрения, судьбы человечества, без сомнения, находятся в зависимости от судеб Вселенной» [165, с. 33]. К.Э.Циолковский писал, что «мы живем более жизнью Космоса, чем жизнью Земли, так как Космос бесконечно значительнее Земли» [157, с. 28]. Космическое мироощущение зародилось на российской земле. Трудами наших выдающихся мыслителей формировался целостный подход к явлениям природы и человеческого общества. Вся русская философия конца XIX-начала XX века космична, пронизана идеей всеединства, взаимной связи микро 37 и макрокосмоса. Русский космизм - это не только теоретическое обоснование межпланетных путешествий, это ответственность человека за свою планету, за культуру, за грядущую ноосферу, которой суждено стать новым фактором развития Вселенной.

Человек— существо космическое. Освоив Землю, он устремляется за ее пределы, сам становится силой, влияющей на Вселенную, а поэтому несет ответственность за судьбы мироздания. Каждый человек— микрокосм, его неповторимый духовный мир после видимой физической смерти продолжает жить в духовности народа и человечества. Космос должен стать разумным, превратиться в великое совершенство, но при условии, что человеческий разум восторжествует. К.Э. Циолковский был убежден, что человечество благополучно минует опасность самоуничтожения, люди достигнут планетарного понимания своего бытия, и через тернии предстоящих испытаний совершится прорыв человека к звездам. А потому старая система представлений о нашей эволюции должна быть заменена новой, рассматривающей человечество с точки зрения единства Земли и Космоса. Мировоззренческие установки русских космистов объединяет главная нравственная позиция: человеческая жизнь должна строиться на основе согласия и сотрудничества всех народов Земли, совершенствования внутреннего мира, души человека и ответственности разума в делах человеческих. Человек— участник космического созидательного процесса, и именно для этого ему даны разум и любовь [107].

В условиях усиливающейся глобализации жизни человечества на планете Земля космическое мировоззрение становится все более востребованным, захватывая умы подрастающего поколения. Созидаемая космическим мировоззрением картина мира позволяет преодолевать потребительское отношение человека к окружающему, к природе, выработанное механистической реальностью нашей цивилизации. В.В. Казютинский поддерживает эти идеи: «Сегодня, когда культура, включая философию, находится в кризисе, когда духовное вытесняется материальным, массовая культура доминирует над культурой подлинной, когда ослабевает интерес к науке, современному знанию о мире, особенно нужны новые смыслы. В этом контексте становится все более важной роль космического мировоззрения» [61, с. 178]. Л.И. Фесенкова, рассматривая космизм как целостную мировоззренческую концепцию, выделяет следующие присущие ему черты: 1) вера в космический прогресс; 2) вера в могущество человеческого разума; 3) активный характер отношений к глобальной эволюции, ее «космическое делание»; 4) вера во всесилие науки как средства устроения бытия человека; 5) уверенность в возможности достижения общественного идеала, то есть построения силами человека справедливого и нравственного общества. Л.М. Гиндилис, давая общую характеристику космизма, определяет космизм как мировоззрение, мироощущение, образ мысли, согласно которому человек есть частица Космоса, неразрывно связанная с ним многими нитями. Вероятно, это в космизме — главное. В рамках этого общего мироощущения возможно разное отношение, разный подход к решению отдельных онтологических и этических проблем. Более того, при таком понимании космизма его можно распространить и на явления искусства. Таким образом, космизм можно рассматривать не только как направление философской и научной мысли, но и как феномен всей человеческой культуры [18].

Мировоззренческая роль проблемы поиска внеземных цивилизаций и вопросов археоастрономии

В наше время на экраны выходит множество фильмов, из которых льется поток грязной информации, наполненной лживыми утверждениями об агрессивности космоса, о захватнических инстинктах представителей внеземных цивилизаций (ВЦ), а с другой — всю «правду» об инопланетянах раскрывают безответственные журналисты, в своих расследованиях уведомляющие наивных читателей и зрителей об опытах над землянами и тому подобной выдуманной чепухе. Поэтому первостепенное значение приобретает научный подход к проблеме поиска внеземных цивилизаций.

Проблема поиска внеземных цивилизаций — это увлекательная и весьма далекая от своего разрешения проблема, имеющая общенаучный характер. Она непосредственно примыкает к философским и мировоззренческим аспектам освоения космического пространства [78]. Существует ли жизнь и разум вне Земли? Одиноки ли мы во Вселенной? Или, быть может, во Вселенной существует множество других миров, цивилизаций, находящихся на различных ступенях развития? Можно ли с Земли обнаружить внеземные цивилизации? Не могли ли мы сами быть давно обнаружены другими цивилизациями, знающими о нашем существовании и неоднократно посещавшими Землю? Нужно ли искать внеземные цивилизации и тем более пытаться вступить с ними в какой-либо контакт? Или человечеству лучше «притаиться», не выдавая себя? Примерно таков круг наиболее важных мировоззренческих вопросов, связанных с проблемой внеземных цивилизаций. Еще в недалеком прошлом обсуждением этих вопросов занимались лишь фантасты. Сегодня в связи с прогрессом в области астрономии, космонавтики, кибернетики, биологии, лингвистики и ряда других наук и областей деятельности человека проблема ВЦ стала одной из комплексных научных проблем. Ей посвящена обширная естественнонаучная, научно-популярная и философская литература [25, 173 и др.], о ней говорят и спорят на научных форумах, она неизменно вызывает интерес учащихся.

Воззрения людей на существование жизни вне Земли претерпели длительную эволюцию. Они прошли стадию представлений о том, что жизнь есть на любых телах, включая Солнце и звезды; миновали эпоху, когда жестоко преследовались и объявлялись еретическими высказывания о возможности жизни вне Земли; на протяжении нескольких последних веков развивалась восходящая к Дж. Бруно идея множественности обитаемых миров. Однако и в настоящее время идея множественности обитаемых миров разделяется не всеми учеными. Среди них есть «пессимисты» и «оптимисты».

«Пессимисты» рассматривают разумную жизнь вне Земли как весьма маловероятное явление. Сейчас уже мало кто надеется, что хоть какие-нибудь признаки жизни, не говоря уже о разуме, будут обнаружены в пределах Солнечной системы. Но и Вселенная за пределами Солнечной системы представляется «пессимистам» практически безжизненной. Они считают, что человеческая цивилизация уникальна, по крайней мере, в масштабах Галактики. Такую гипотезу развивал известных астрофизик И.С. Шкловский [172]. По его мнению, очень мала вероятность существования планетных систем вокруг звезд (в этом он ошибался, т.к. на сегодняшний день открыты уже сотни планет у других звезд) и совсем мала вероятность возникновения жизни на какой-нибудь планете в Галактике. Известно, что, несмотря на специальные поиски, нигде не удалось обнаружить признаки деятельности сверхцивилизации во Вселенной. Нет никаких неопровержимых свидетельств того, что инопланетяне посещали (или посещают) нашу Землю. «Молчание Космоса» и отсутствие проявлений астроинженерной деятельности «братьев по разуму» рассматриваются в качестве сильных аргументов в пользу гипотезы об одиночестве или уникальности земной цивилизации.

«Оптимисты» не соглашаются с «пессимистами», в отличие от которых они уверены, что разумная жизнь имеет достаточное распространение во Вселенной и будет обнаружена если не сегодня, то завтра или через несколько лет. В основе уверенности «оптимистов» лежит немало аргументов. Обычно, прежде всего, подчеркивают, что Земля как планета и Солнце как звезда не представляют собой ничего уникального, а значит не только во Вселенной, но даже в нашей Галактике таких небесных тел может оказаться очень много. Важно, что и процесс образования планетных систем, и процесс возникновения и эволюции жизни (при наличии подходящих условий!) «оптимисты» относят к закономерным и даже неизбежным, а не случайным процессам. Обращается внимание на то, что некоторые земные живые организмы проявляют поразительную способность существовать в условиях, характеризующихся очень высокой температурой, давлением, радиоактивностью, практическим отсутствием кислорода и т.п. Не исключается, что во Вселенной жизнь может существовать не только на водно-углеродной основе, хотя и для возникновения последней есть немало предпосылок, включая существование сложных органических соединений (молекул), несколько десятков которых открыто радиоастрономическими методами в межзвездной среде. «Оптимисты» уверены, что многие уголки Вселенной оказались не менее чем наша Земля, пригодными для зарождения и далеко идущей эволюции живых организмов. Делаются попытки развить некоторые теоретические представления о еще неоткрытых внеземных цивилизациях (их классифицируют, рассуждают о характере и темпах их развития, длительности существования и т.п.). «Молчание Космоса» («астросоциологический парадокс») и отсутствие «космического чуда» объясняются в этой концепции не тем, что внеземных цивилизаций просто нет, а тем, что мы пока еще не способны выявить бесспорные признаки существования ВЦ. Впрочем, наши «братья по разуму» могут и не быть антропоморфными, а их «общество», система понятий и система общения может, вообще говоря, оказаться совершенно непохожей на то, к чему привыкли земляне.

По мнению «сверхоптимистов», нужно не только тщательно проводить обзоры неба (как это много лет делается. учеными России и США), но и обращать самое пристальное внимание на «особые районы» Вселенной, в которых могут проявить себя суперцивилизации. К числу таких «районов» относят многое из того, что выделяется своей необычной природой (например, мощным нестационарным излучением и т.п.).

Реализация мировоззренческой функции космического образования при обучении общей астрономии

В каждой программе дополнительного образования естественнонаучной направленности в системе космического образования присутствует блок основ базовых знаний по астрономии, включающий знания о строении и эволюции Солнечной системы, нашей Галактики, Вселенной в целом, а также знания о небесной сфере, звездах, созвездиях и светилах, кроме того, историю астрономии, начиная с древности. Каждый педагог, работающий в сфере космического образования, включает в свой курс общие астрономические знания. Поэтому мы будем говорить о создании методики формирования основ научного мировоззрения в рамках занятий по общей астрономии, т.к. это объединяет все авторские учебные программы астрономической тематики.

Деятельность, направленная на формирование мировоззрения учащихся, качественно отличается от других видов профессиональной деятельности педагога. Она проникает во все этапы занятий, определенным образом окрашивает и определяет характер всех поступков педагога на занятии и на этапе объяснения нового материала, при организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся и в ходе осуществления контроля и проверки знаний, в экспедициях и на выездных мероприятиях. Общая задача формирования мировоззрения пронизывает все виды деятельности педагога, отражаясь в стиле изложения материала, в той терминологии, которой пользуется педагог, в тех акцентах, которые он делает, в методах и средствах, используемых на занятиях [169].

При формировании системы обобщенных знаний педагог должен ставить познавательную цель занятия, выбирая для этого следующие методы и средства достижения цели: - выделение мировоззренческих аспектов астрономических и космонавтических понятий и идей; - философское истолкование явлений; - передача знаний о методах познания. Формирование взглядов и убеждений учащихся о Вселенной и процессах ее познания определяет воспитательную цель занятий. Средствами и методами ее достижения могут быть: - логичное и доказательное изложение материала; - воздействие на эмоции и развитие интереса учащихся; - раскрытие ошибочных взглядов в истории науки; - создание проблемных ситуаций методологического характера; - создание ситуаций, где необходимо отстаивать свои взгляды [169]. Как показал поисковый эксперимент, изучение общей астрономии в системе дополнительного образования является необходимым для рассмотрения мировоззренчески значимых аспектов космического образования. Изучая общую астрономию, учащиеся узнают, о месте Человека во Вселенной и об отношении Человека к Вселенной, о влиянии Вселенной на Человека. Ставя перед собой задачу формирования научного мировоззрения, педагогу необходимо раскрыть перед учащимися диалектику процессов, происходящих во Вселенной, показать мощь человеческого разума, оказавшегося способным постичь структуру Вселенной, помочь найти естественное объяснение многим космическим явлениям и процессам [78].

В приложении 7 к диссертации представлена программа «Общая астрономия», созданная в отделе астрономии и космонавтики МГДЦ(Ю)Т и дополненная в ходе исследования мировоззренчески значимыми вопросами, ниже приводятся рекомендации по применению различных методов и форм работы с учащимися с целью формирования их научного мировоззрения. Например, для формирования убежденности в познаваемости мира, в существовании причинно-следственных связей в природе и в объективном характере космических законов, действующих на Земле и во Вселенной, следует разъяснить школьникам, какие виды вещества и какие поля обнаружены во Вселенной, показывать грандиозную картину механического движения небесных тел во Вселенной и их эволюцию, на примере явлений в Солнечной системе и мире звезд раскрывать всеобщую связь явлений в природе, демонстрировать законы и закономерности во Вселенной, давать астрофизические и космологические примеры диалектичности мира.

Методы формирования научного мировоззрения учащихся целесообразно рассматривать с позиций системного, комплексного и личностно-деятельностного подходов. Системный подход реализуется через соответствие методов компонентам мировоззрения как системы взглядов человека на мир, комплексный - через сочетание различных методов при решении мировоззренческих задач, которые ставит перед собой преподаватель, а личностно-деятельностный — с необходимость приводит к индивидуализации мировоззренческих воздействий и к преобладанию активных методов и форм работы со школьниками. Исследование показало, что целесообразно применение различных методов для формирования различных компонентов научного мировоззрения. В рамках метода, нацеленного на формирование научных знаний, целесообразны доклады учащихся о взглядах, научном мировоззрении выдающихся астрономов, беседы о действии законов, закономерностей Вселенной, аргументация фактов, подтверждающих постоянство действия законов Вселенной, диалоги и диспуты по проблеме, рассказы педагога об эволюции астрономической картины мира, наблюдения за астрономическими явлениями (фазы Луны, положение планет, вид звездного неба в разное время года и т.п.). В рамках метода, способствующего возникновению взглядов, необходимо обеспечить эмоциональную окраску изучаемого материала, взаимообмен взглядами, убеждениями, приводить примеры наблюдаемых астрономических явлений, подтверждающих законы Вселенной, выражать личностную оценку изучаемого материала, выдвигать собственные гипотезы. В рамках метода, ориентированного на формирование идеалов и убеждений, целесообразно проводить анализ положительных и отрицательных поступков учащихся, объяснять необходимость перехода на путь устойчивого развития общества, предлагать задания на личностную ориентировку, рассказывать о жизнедеятельности видных ученых-астрономов (Таблица 5).

Занимаясь вопросами общей астрономии, необходимо привлекать учащихся к практической работе по проведению телескопических наблюдений в планетарии, по подготовке рефератов. При подготовке к телескопическим наблюдениям учащимся можно предложить различные задания (примеры в Таблице 6).

Констатирующий этап экспериментального исследования

Целью поискового этапа педагогического эксперимента стал поиск методической системы формирования научного мировоззрения учащихся средствами космического образования. Первые шаги в этом направлении были сделаны нами в процессе преподавания по программе «Археоастрономия» в учебных группах отдела астрономии и космонавтики Московского городского дворца детского (юношеского) творчества и в одном классе школы № 1155. Мировоззренческая роль вопросов археоастрономии изложена в главе 1 в пункте 1.4, а методика реализации мировоззренческой функции космического образования на основе вопросов археоастрономии — в главе 2 параграфе 2.4.

Археоастрономия как наука дает благодатное поле возможностей для работы со старшеклассниками. Высока воспитательная роль археоастрономических экспедиций, ведь участие в них прививает чувство исторической преемственности поколений, неразрывной взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, а также формирует бережное, уважительное отношение к памятникам ушедших времен, окружающей природе и умение жить и работать в коллективе, чувства взаимопомощи и взаимовыручки. Не менее важным является и развитие эмоциональной сферы детей — способности видеть и чувствовать красоту звёздного неба, окружающего природного мира, восхищаться гармонией древних памятников. Изучая археоастрономию, учащиеся приобщаются к нетленным ценностям мировой культуры, начиная с глубочайшей древности. Погружение в глубины древности дает возможность почувствовать и осознать приоритет культурных ценностей на протяжении всей истории человеческой цивилизации, а также связь человеческой жизни с жизнью всего космоса, ибо издревле человек ощущал свою неразрывную связь с окружающим миром, зависимость от законов природы и мироздания (хотя тысячелетия назад мышление человеческое носило характер не научный, как сейчас, а мифологический).

За годы существования программы «Археоастрономия» учащиеся побывали на разных древних святилищах в различных регионах России и за рубежом. Первым пунктом наших исследований было урочище Ак-Баур, расположенное в Восточном Казахстане, куда мы приезжали два года подряд. Работа в этих экспедициях велась при большой помощи и поддержке нашего научного консультанта - руководителя Саяно-алтайской экспедиции Государственного Эрмитажа, доктора культурологии Л.С. Марсадолова. Ребята проводили учебно-исследовательские работы на астрономической наблюдательной площадке, в гроте (где на стене красной охрой нарисована древняя писаница, возможно, даже карта звездного неба), на скальном выходе, покрытом лунками, и на скальном выходе с выбитыми изображениями животных - петроглифами. (См. Дмитриева Н.В. Космическое образование: взгляд в будущее // Народное образование. № 3, 2009. С. 145-148.)

Спустя год участники археоастрономической экспедиции побывали в Челябинской области на Аркаиме. Аркаим является ярким примером древнего поселения, имеющего астрономическую планировку — это протогород, датируемый II тысячелетием до н.э., обнаруженный и спасенный от затопления в конце 80-х годов прошлого века. Археологи утверждают, что его планировка близка принципу Мандалы, как модели Вселенной, «карты Космоса», при этом Вселенная моделируется и изображается в плане с помощью круга, квадрата или их сочетания. Есть мнение, что Аркаим — это пригоризонтная обсерватория, использующая горизонт как гигантский транспортир высокой точности.

В наши задачи входило ознакомление с этим историческим памятником, обычаями и мировоззренческими идеями его обитателей. Ребята прикоснулись к древней земле Аркаима, увидели реконструкции самого городища и жилища древних людей (с колодцем, несколькими печами и всеми деталями быта). Необыкновенное впечатление оставил Музей под открытым небом, в нем были представлены памятники уральских степей различных времен - от жилища каменного века и кургана с захоронениями татарских воинов до каменных изваяний средневековья. Произошло знакомство с различными культурными напластованиями этого края.

И еще две экспедиции летом 2010 и 2011 гг. прошли на древней земле Хакасии. Большое количество археоастрономических памятников расположено на ее территории - это и ритуальные святилища и петроглифы гор Сундуки, и Большой Салбыкский курган, и множество каменных стел, стоящих в отдаленных уголках хакасской земли и в краеведческих Музеях республики. Наиболее важными календарными датами, по случаю которых на святилищах устанавливали стелы, являлись астрономически важные дни года — дни летнего солнцестояния и осеннего равноденствия. Изображения лиц божеств на них выбивались на широкой стороне плиты, почти во всю ее высоту.

Во время экспедиции мы побывали в различных музеях, узнали о многовековой культуре хакасского народа. Усилиями сотен поколений здесь создавались самобытные и уникальные культуры, напоминанием о которых нам служат многочисленные археологические памятники в хакасских степях.

Хакасия - это уникальное место для изучения астрономических представлений людей древности. Здесь дается возможность изучать не только археологические памятники и древние артефакты, искать их астрономическое значение, но и этноастрономию, которая раскрывает космологические и космогонические представления древних по фольклорным и этнографическим данным, а также изучать древние рисунки (петроглифы).

Одним из сакральных памятников культурного наследия Хакасии являются Сундуки - это горная гряда в долине реки Белый Июс (приток Оби), массив из пяти отдельно стоящих гор, высотой до 200 м. Свое название гряда получила от самой северной горы - Первого Сундука, на вершине которого находится скала в виде куба. У подножия гор находятся курганы и писаницы на скалах, принадлежащие к разным эпохам. Так же на Сундуках были открыты более «молодые» скальные храмы, созданные еще до рождения Христа, во времена знаменитых античных философов и космологов Анаксимадра и Пифагора. Жрецы севера наблюдали там за заходами и восходами солнца, Луны и других светил. Наша стоянка была возле оросительного канала между Четвертым и Пятым Сундуками, мы часто совершали подъемы на Сундуки и исследовали окружающую местность.

В 60 км от Абакана находится Салбыкская долина — Долина царей, где на площади в несколько десятков километров расположено более 50 больших курганов - древних захоронений. Вход в нее издревле проходит через так называемые Царские врата - две каменные плиты, олицетворяющие Врата между землёй и космосом. Мы тоже вошли в Долину через эти Врата. В 6 км от Царских Врат мы увидели Большой Салбыкский курган. Курган построен из каменных плит весом от 20 до 60 тонн в IV веке до н.э. На плитах Большого Салбыкского кургана по линиям значимых астрономических направлений, обнаружены знаки в виде кругов, полумесяцев, линий и других фигур, показаны моменты движения Солнца и Луны по «дуге».

Похожие диссертации на Формирование научного мировоззрения в космическом образовании школьников