Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования менталитета в процессе этнокультурного образования
1.1 Проблема менталитета и путей его формирования в современном человекознании 14
1.2. Отечественная и зарубежная наука об этнокультурном образовании как факторе формирования основ национального менталитета 36
1.3. Опыт формирования основ национального менталитета у современных школьников в процессе этнокультурного образования 53
Глава 2. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию основ национального менталитета у школьников в процессе этнокультурного образования.
2.1. Содержание этнокультурного образования как основа формирования национального менталитета у школьников 74
2.2. Организационно-педагогические условия формирования основ национального менталитета у школьников в процессе этнокультурного образования 95
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию основ национального менталитета у школьников в процессе этнокультурного образования 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 134
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 145
ПРИЛОЖЕНИЯ 167
- Проблема менталитета и путей его формирования в современном человекознании
- Отечественная и зарубежная наука об этнокультурном образовании как факторе формирования основ национального менталитета
- Содержание этнокультурного образования как основа формирования национального менталитета у школьников
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена теми преобразованиями в области социальной политики, которые происходят в последние десятилетия в нашей стране. Они требуют корректировки содержания, форм и методов воспитания, позволяющих формировать творческую личность, способную осуществлять социальный выбор, принимать ответственные решения, преодолевать кризисные ситуации, готовиться к жизнедеятельности в гражданском обществе.
Неопределенность социально-экономического развития страны, приоритетных ценностных ориентиров российского общества определенным образом сказалась на воспитательных потенциалах семьи и школы, привела к распространению форм отклоняющегося поведения в молодежной среде, к ухудшению связей между поколениями, нарушению преемственности в традициях, обычаях, укладе жизни взрослых и детей. В результате, как следует из работ MB. Богуславского, С.К. Булдакова, Т.И. Власовой, Б.С. Гершунского, И.С. Кона, Б.Т. Лихачева, А.В. Мудрика, В.Г. Пряниковой, З.И. Равкина, МИ. Рожкова и других авторов, остро встает вопрос о воспитании духовности, нравственности, о роли образования в формировании основ национального самосознания у молодежи, обеспечении их этнической идентификации. Решить эти вопросы без научного осмысления проблемы ментальносте, места этнокультурного компонента образования в формировании основ национального менталитета у учащихся, без обобщения опыта воспитания национального самосознания в практике общеобразовательных школ в России и за рубежом невозможно.
Нарастающая в мире опасность возникновения напряженности в межнациональных отношениях, локальные войны, рост национализма, сепаратизма, экстремизма, вовлекающих в свою зону влияния не только молодежь, но и детей, подростков, ставит мировое сообщество перед необходимостью сохранения единого образовательного пространства, транслирующего традиционные ценности народа при этническом многообразии его содержания.
Следовательно, для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса в современной школе, повышения эффективности социализации детей и подростков в сложных условиях российской действительности проблема менталитета, путей, средств, условий и факторов его формирования является актуальной как для теории, так и для практики социального воспитания подрастающего поколения.
Проведенный нами анализ педагогической, философской, этнографической, этнологической, лингвистической литературы свидетельствует о том, что вторая половина XX века знаменовалась повышенным интересом к феноменам культуры, образования, менталитета.
В работах многих авторов рассматриваются следующие проблемы:
сохранение, передача новым поколениям народной культуры (Ю.В.Бромлей, И.И.Валеев, В.Н.Власова, В.Н.Ганичев, Л.Н.Гумилев, Д.Б.Кабалевский, Б.Н.Неменский, Н.С.Ширяева, Т.Я.Шпикалова и др);
возникновение, видоизменение этнических стереотипов, особенности их содержания и процесса формирования в разных социокультурных условиях (Р.М.Грановская, И.С.Кон, В.С.Мухина, И.М.Никольская, А.П.Садохин и др.);
использование потенциалов культурных традиций разных народов в социализации школьников на разных этапах обучения (М.С.Васильева, Л.А.Ибрагимова, Е.И.Корнеева, И.И.Лунина, С.Г.Нигматов, Т.Г.Тимошина и др.);
формирование национального самосознания в национальной школе (Е.П.Белозерцев, П.П.Блонский, И.Ф.Гончаров, Л.Н.Погодина, В.И.Прошин, В.Н.Сорока-Росинский, В.Ю.Третьяков, К.Д.Ушинский и др);
применение средств, методов, форм народной педагогики в решении задач подготовки детей и подростков к жизни в современном обществе, успешность их инкультурации (И.И.Валеев, З.П.Васильцова, Г.П.Волков и др.).
Наряду с этим потенциал этнокультурного образования, как ведущего условия успешного формирования у современных школьников основ национального менталитета, оставался вне поля зрения большинства исследователей.
Таким образом, сложился ряд противоречий:
между потребностью общества в личности с национальным мироощущением, воспитанной в духе традиций, приоритетных ценностей для данного этноса, готовой сохранять и обогащать его культуру - и отсутствием целостной педагогической теории формирования основ национального менталитета средствами современного образования;
между расширяющимся процессом создания национальных школ в различных регионах России, внедрением этнокультурного образования в содержание общеобразовательной подготовки учащихся - и отсутствием оценки эффективности данной практики обучения и воспитания в них, целесообразности критериев отбора содержания национального образования для различных ступеней обучения;
между сложностью решения задач национального обучения и воспитания - и отсутствием научно-методического обеспечения этого процесса.
Актуальность, социально-педагогическая значимость, недостаточная теоретическая, методическая и технологическая разработанность данного вопроса позволили определить проблему исследования: при каких организационнно-педагогических условиях этнокультурное образование будет выступать в качестве эффективного фактора формирования у школьников основ национального менталитета?
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать комплекс организационно-педагогических условий, при которых этнокультурное образование будет обеспечивать формирование основ национального менталитета у современных школьников.
Объект исследования: процесс этнокультурного образования как фактор формирования у современных школьников основ национального менталитета.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия, при которых этнокультурное образование обеспечивает эффективное формирование у современных школьников основ национального менталитета.
Гипотеза исследования: этнокультурное образование будет эффективным фактором формирования у современных школьников основ национального менталитета, если:
содержание этнокультурного образования будет представлять собой совокупность предметного, внепредметного и надпредметного компонентов, обеспечивающих развитие интеллектуальной, экзистенциальной и мотивационной сфер личности, будет базироваться на ценностях родной природы, родного языка, отечественной истории и культуры;
процесс формирования основ национального менталитета будет строиться на технологии продвижения от включения на первом этапе отдельных элементов этнокультурного материала в образовательную и воспитательную программы, через дополнение содержания образования специальными курсами и предметами к кросскультурному принципу преподавания учебного материала в старшем звене;
обеспечивается сопровождение субъектов образовательного процесса, ведется мониторинг результатов педагогических воздействий, оперативно вносятся коррективы, осуществляется целенаправленная подготовка педагогического коллектива, поддерживается связь школы с социумом.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать отражение феномена менталитета в социально-педагогическом процессе.
2. Проанализировать потенциалы этнокультурного компонента образования в формировании у школьников основ национального менталитета.
3. Разработать и обосновать модель этнокультурного образования, способствующую формированию у школьников основ национального менталитета.
4. Выявить организационно-педагогические условия, при которых этнокультурное образование будет обеспечивать успешное формирование у школьников основ национального менталитета, и разработать рекомендации по их учету в учебно-воспитательном процессе современной школы.
Методологической основой исследования являются идеи системного (В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, Ю.П.Сокольников, Л.Ф.Спирин, Э.Г.Юдин и др.); культурологического (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, С.К.Булдаков и др.); синергетического (А.С.Аршинов, М.В.Богуславский, Е.Н.Князева, Е.Е.Чепурных и др.); личностно-ориентированного (В.В.Сериков, В.И.Слободчиков, И.С.Якиманская и др.); аксиологического (А.А.Деркач, З.И.Равкин, Н.М.Смирнова и др.) подходов в педагогике.
Теоретическими основами исследования стали: идеи народности в обучении и воспитании (Е.П.Белозерцев, П.П.Блонский, Г.Н.Волков, И.Ф.Гончаров, П.Ф.Каптерев, В.Я.Стоюнин, В.Н.Сорока- Росинский, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий и др.); концепции ментальное™ (Б.С.Гершунский, Л.Н.Гумилев, А.Н.Дмитриев, Л.П.Дидуренко, В.А.Николаев, И.В.Поляков, В.А.Сонин, А.Н.Сухов и др.); социализации ребенка (В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, И.С.Кон, А.В.Мудрик, М.И.Рожков и др.); русской национальной школы (Е.П.Белозерцев, И.Ф.Гончаров, И.Д.Лушников, В.Ю.Троицкий и др.); исследования принципов обновления содержания образования (М.Н.Берулава, В.П.Беспалько, B.C. Леднев и др.); о воспитательном воздействии народной культуры (Е.Л.Аристова, И.И.Валеев, Г.Н.Волков, М.Т.Картавцева, Н.С.Ширяева и др.).
Базой исследования были муниципальные полные средние школы с этнокультурным компонентом содержания образования № 41 г. Костромы, № 4 г. Нерехты, № 2 г. Мантурова, Никифоровская неполная средняя школа Красносельского района Костромской области.
Полученные в ходе исследования результаты сопоставлялись с данными в контрольных классах средних школ № 8 и № 13 г. Костромы.
Методы исследования: теоретические (историко сравнительный, сравнительно-сопоставительный, моделирование); эмпирические (включенное наблюдение, тестирование, анкетирование, интервьюирование, изучение документации и продуктов творческой деятельности учащихся, обобщение педагогического опыта, опытно -экспериментальная работа).
Исследование включало в себя несколько взаимосвязанных этапов.
На первом этапе изучалась научная, учебно-методическая литература, накапливался практический опыт, определялись методологические, теоретические подходы к данной проблеме, формировалась концепция опытно-экспериментальной работы, проводилось пилотажное исследование.
На втором этапе обобщался имеющийся опыт функционирования современных общеобразовательных школ с этнокультурным компонентом содержания образования, осуществлялась экспериментальная работа, осмысливались ее первые результаты.
На третьем этапе анализировались данные, полученные в ходе исследования, оформлялись результаты, разрабатывались научно-методические рекомендации по их внедрению в практику.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
1. Установлена и раскрыта взаимосвязь социально-педагогических, этнокультурных и психолого-педагогических факторов, влияющих на формирование у школьников основ национального менталитета;
2. Выделены и обоснованы концептуальные подходы к определению содержания этнокультурного образования как фактора формирования основ национального менталитета у учащихся в условиях современной общеобразовательной школы;
3. Представлена модель этнокультурного компонента содержания образования, обеспечивающая успешность процесса формирования у школьников основ национального менталитета;
4. Выявлены и охарактеризованы организационно-педагогические условия и средства формирования у современных школьников основ национального менталитета в процессе этнокультурного образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная концепция построения этнокультурного компонента образования как основы для формирования у школьников национального менталитета, выявленные в ходе обобщения опыта функционирования школ с этнокультурным содержанием образования трудности, охарактеризованные организационно-педагогические условия помогут осуществлять этот процесс более эффективно.
Представленные в диссертации диагностические методики и дидактические материалы позволят повысить качество обучения и воспитания.
Выводы и рекомендации, концепция и содержание диссертации могут быть использованы в курсах социальной педагогики и социальной философии, педагогики межнационального общения и этнопедагогики, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации учителей-предметников, классных руководителей, педагогов-психологов, социальных работников.
Обоснованность и достоверность основных положений и выводов исследования обеспечиваются широким использованием методологических и теоретических оснований, обращенностью к данным смежных наук (антропологии, философии, культурологии, социологии, психологии), использованием взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов, отбором адекватных им методик, достаточным объемом выборки при проведении опытно-экспериментальной работы и при отслеживании результатов, личным участием автора, применением математических методов при обработке эмпирического материала.
Апробация и внедрение результатов. Основные положения, выводы и рекомендации были представлены и обсуждены на заседаниях кафедр философии, социальной педагогики Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, педагогических советах базовых школ, обучающем семинаре "Учимся и учим культуре мира" (2000 г.), межрегиональной научно-практической конференции "Воспитательная система школы: становление и развитие" (2001г.), Российской научно-практической конференции "Социальные инициативы и детское движение" (2000г.), в школе молодых ученых.
На защиту выносятся:
1. Социально-педагогическая характеристика процесса этнокультурного образования, который обеспечивает формирование основ национального менталитета у современных школьников.
2. Теоретическое обоснование социально-педагогических предпосылок (содержательных, аксиологических, дидактических, коммуникативных, ресурсных) формирования основ национального менталитета у школьников в процессе их этнокультурного образования.
3. Модель процесса формирования основ национального менталитета у школьников в ходе их этнокультурного образования, включающая концептуальные положения, задачи, принципы, основные направления, содержание, формы и методы обучения и воспитания, мониторинг эффективности педагогической деятельности.
4. Средства формирования основ национального менталитета (родной язык, отечественная история, отечественная культура) и организационно-педагогические условия (программно-методическое обеспечение; социально-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса; мониторинг результатов педагогических влияний; целенаправленная подготовка педагогических кадров; технология продвижения от включения элементов этнокультурного материала в содержание конкретного предмета, через дополнение содержания образования специальными курсами к кросскультурному принципу преподавания в старших классах).
5. Критерии эффективности формирования основ национального менталитета у школьников в процессе этнокультурного образования: когнитивный, мотивационный, действенно-практический.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении раскрывается актуальность избранной темы, определены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, характеризуются его методы и база, обосновывается достоверность, показываются теоретическая и научная новизна, практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе - "Теоретические основы формирования менталитета в процессе этнокультурного образования" - рассматриваются основные подходы к проблеме исследования в отечественной и зарубежной философской, социологической, этнографической, психолого-педагогической, лингвистической литературе; раскрывается сущность понятий "менталитет" и "ментальность", характеризуются их виды, типы, факторы, влияющие на их становление и развитие; дается определение понятия "национальный менталитет", анализируются условия, способствующие его формированию в школьные годы; дается определение понятия "этнокультурное образование", описываются его содержание и специфика.
Во второй главе - "Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию основ национального менталитета у школьников в процессе этнокультурного образования" - представлены результаты опытно-экспериментальной работы; обоснован комплекс подходов к его формированию у школьников в процессе этнокультурного образования; выявлены и охарактеризованы условия успешности этого процесса, основные формы и средства.
В заключении излагаются выводы, сформулированные на основе исследовательской деятельности и теоретического анализа ее результатов, определяются перспективы дальнейшей работы.
В приложениях приводятся исследовательский инструментарий и иллюстративный материал.
Проблема менталитета и путей его формирования в современном человекознании
Растущее в последние годы внимание научной общественности к проблеме ментальности является заметной тенденцией. Свидетельством этого служит увеличение числа публикаций в отечественной и зарубежной современной литературе по различным аспектам рассматриваемого явления. Однако продолжает оставаться спорным вопрос определения понятий менталитета и ментальности. Как следствие, эти термины отсутствуют во многих словарях.
Анализ энциклопедической литературы (160;184;221) убеждает в том, что этимология слова менталитет определяется в ней неоднозначно. В одних словарях (222, 371) подчеркивается, что оно произошло от французского - mentalite и означает склад ума, мироощущение, мировосприятие; в других - от английского mentality (мысленный), как обобщенное представление о различных элементах социально - политической реальности, как устойчивый мыслительный образ (243 , 133); или, в - третьих, от латинского mentus (рассудок), как образ мыслей, уровень сознания, характерный для определенной общественной группы (216 , 59).
В педагогических справочных изданиях менталитет отождествляется с ментальностью и трактуется, как устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в социальные и исторические общности; как совокупность установок и предрасположенность людей к определенному типу мышления и действия (119, 79). Именно это позволяет ряду авторов делать вывод о том, что менталитет, являясь результатом культуры и традиций, одновременно способствует их развитию.
В энциклопедическом словаре "Человек" (45, 325), во - первых, менталитет трактуется как мировосприятие, умонастроение. Во -вторых, указывается, что данный термин встречается в работах ряда авторов еще в XIX веке (Р. Эмерсон). В - третьих, на основе анализа многочисленных исследований зарубежных ученых устанавливается, что Э. Дюркгейм, А. Вер, Ж. Дюби, М. Блок менталитет понимают как коллективные представления. Солидарный с ними французский исследователь Л. Февр при этом подчеркивал ряд особенностей менталитета:
а) это не биологически обусловленная доминанта, а, скорее, эволюционно и исторически сложившаяся структура, определяющая строй мыслей, чувств, поведения и формирующая систему ценностей и норм индивида или социальной группы;
б) это феномен, имеющий сложную структуру, определяющий целостный взгляд на мир и на человека, формирующий его мироощущение;
в) это определенный уровень освоения культуры, а также чувство исторической и религиозной принадлежности.
Иными словами, автор трактует менталитет, с одной стороны как способы мировосприятия, мировоззрения и мироощущения присущие людям определенной эпохи, а с другой стороны, как процесс и результат этнической идентификации.
Ф. Бродель и Ж. Гоффе менталитет раскрывают через коллективные стереотипы. В их интерпретации менталитет - это совокупность образов и представлений, которой руководствуются в своем поведении члены той или иной социальной группы и в которой выражено их понимание мира в целом и своего места в нем (72, 160).Сторонники данной точки зрения подчеркивают, что выступая в форме этнического стереотипа, менталитет обладает огромной силой -регулятором социального поведения человека. Он, во-первых, обеспечивает перенос готовых суждений и умозаключений из обобщенной, групповой Модели Мира в свою собственную, определяя систему ценностей, ее иерархию, стиль общения, своеобразие восприятия рабочего пространства. Во-вторых, является центром идентичности в "Я" человека, подсказывает ему варианты единственно достойного социального действия и способа возведения, преодоления социального барьера. Именно это обстоятельство позволяет авторам, разделяющим данный подход, рекомендовать практикам не предпринимать прямолинейных и лобовых влияний на менталитет, из-за того, что они воспринимаются как неприятные, субъективные, в силу этого болезненные, и активно отторгаются человеком. Следовательно, чтобы добиться желаемого результата в процессе формирования менталитета, необходим ряд специально подобранных примеров, иллюстрирующих суть этнических культурных норм, привычек, обычаев, поведения.
Отечественная и зарубежная наука об этнокультурном образовании как факторе формирования основ национального менталитета
О роли природы в формировании менталитета говорят и пишут многие. Природная реальность определяет ментальность, так как, только "поняв, осознав и освоив себя как часть земной и вселенской Природы, человек оформляет сначала свое духовное пространство, а затем и планетарное (173, 117).
Указывается также на веру (религию), как источник формирования ментальносте, ибо "вера создает гармонию внутреннего мира человека: разум и мировоззрение становятся ясными, воля сильной и целеполагающей, чувства светлыми и благородными, что вводит человека в область высших переживаний (173, 141).
К факторам становления ментальносте личности относят также общую социальную среду, непосредственное окружение (микросреду), испытательные рубежи в виде конкретных ситуаций и систему воздействий общества на личность (173, 431).
Для ментальносте важно, по мнению В. П. Зинченко, расширение осознания через мир науки (знания), мир производственной деятельности и бытия, мир человеческих ценностей (эмоций), мир культуры (символы и знаки) (103,10).
Б. С. Гершунский проводит параллели в системах ментальность -социум, ментальность - культура, ментальность - образование и приходит к выводу, что менталитетом можно и при определенных условиях даже нужно управлять при помощи образования. Объясняется это тем, что сфера образования является наиболее технологичной и эффективной по своим возможностям влияния на каждого человека, на социум в целом.
Автор считает необходимым задуматься над тем, что образование не должно ограничиваться только обучающей, воспитывающей и развивающей функциями. Его главное назначение - реализация менталеобразующего потенциала. Для этого усилия сферы образования должны быть направлены на решение трех главных, стратегически приоритетных задач.
Первая из них связана с трансляцией из поколения в поколение и закрепление в каждом последующем из них наиболее стабильных, нравственно емких духовных, мировоззренческих и культурных ценностей (55, 48).
Вторая задача предполагает целенаправленное обогащение индивидуальных и общественных ментальных качеств данного социума качествами общечеловеческими через многосторонний диалог, диалог культур.
Третья задача (наиболее ответственная в нравственном отношении) связана с коррекцией и преобразованием в необходимых случаях тех жизненных ценностных ориентиров, которые как на личностном уровне, так и на уровне социума в целом, пришли в противоречие с социальной практикой, стали тормозом на пути ее прогрессивного развития (55, 51).
Описанные выше стратегические приоритеты состоят в формировании, поддержании и непрерывном обогащении того ментального пространства, которое задает нравственные, этические и мировоззренческие критерии в жизни каждого человека и всего общества (55, 52). Таким образом, автор приходит к выводу о том, что образование, являясь неотъемлемой частью культуры, способствует воспроизведению, закреплению, обогащению и коррекции общественного и индивидуального менталитета.
Исследования Г.П.Дорошко, Н.Н.Палагиной и других показывают, что в сфере образования формирование менталитета может идти от сюжетности, при помощи которой легко запоминается определенная информация, к погружению, при помощи которого информация усваивается, осмысливается и трансформируется.
Содержание этнокультурного образования как основа формирования национального менталитета у школьников
Проблема содержания образования всегда привлекала внимание исследователей, так как касалась поиска ответа на вопрос: чему учить детей и подростков для того, чтобы они могли жить в конкретном обществе, реализовывать свои потенциалы?
В педагогической литературе содержание образования чаще всего определяют, как "систему научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие...способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения"(119,137).
Еще со времен Я.А.Коменского утвердилось мнение, проверенное многими поколениями людей, о том, что содержание образования способно выступать одним из факторов экономического и социального прогресса, интеграции человека в национальную и мировую культуру. Этот подход поддерживает и философия образования. В частности, в фундаментальном труде А.П.Булкина "Социокультурная динамика образования" на достаточно глубоком, всестороннем анализе процесса становления института образования в историко-культурном контексте России сделано несколько выводов, имеющих существенное значение для нашего исследования.
Во-первых. Это указание на тот факт, что "по мере усложнения социальных связей и социального взаимодействия, общество создает социальный институт - школу, на которую возлагается задача -введение ребенка через обучение в структуру социальных отношений. Вырабатывается и определенная система передачи культурных образцов, норм и ценностей" - содержание образования (34,23).
Во-вторых, трудно не согласиться с мнением автора, что содержанием одной из функций образования является инкультурация человека, позволяющая ему освоить конкретную систему ориентации, моделей, образцов поведения в обществе. Таким образом, содержание образования можно рассматривать и как своеобразный инструментарий инкультурации.
В-третьих, как в культуре, так и в содержании образования можно выделить три слоя: информационно-познавательный; операционно-деятельностный и ценностно-ориентирующий, которые в своей совокупности помогают человеку обрести "личностный образец", вокруг которого концентрируются ценностные характеристики определенной культуры, выражающие способ бытия определенного социума, понимание своего места в нем.
Таким образом, содержание образования выступает как своеобразной ориентировочной деятельностью, которая создает каркас для национального менталитета как совокупности этнических представлений о мире.
В известной мере соглашается с таким подходом А.Ф.Малышевский (146). Он предлагает рассматривать логику образовательного процесса как вхождение ребенка в семантическое пространство культуры, как постоянно расширяющиеся образцы его мира (от мира вокруг себя - к миру семьи - к миру ближайшего окружения - к миру родного края - к миру Родины/Отечества - к миру
Мира и Космоса). В этом процессе своеобразным механизмом запуска такого продвижения школьника в определении своего назначения и своего места, становится содержание образования, в котором присутствует национальный (этнический) компонент менталитета.
Следовательно, содержание этнокультурного образования - это определенная совокупность знаний, ценностных представлений конкретной этнической общности, которая через знаково-символические основы обеспечивает осознание, воспроизводство морально-этических и эстетических воззрений своего народа, понимание, уважительное отношение к его культуре, в сочетании с аналогичным отношением к культурам других народов. Итогом реализации содержания такого образования должно стать целостное мировосприятие, система ценностных ориентиров, этническая самоидентификация человека.