Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Культурно-социальные условия построения функциональной модели продуктивного образования школьников.
1.1 Идеи и теории совершенного устройства общества и воспитания человека в философских, этических и педагогических трудах крупнейших мыслителей 26
1.2 Специфика культурообразующей роли школы в условиях региона и социума на современном этапе развития общества и образования 38
1.3 Опыт работы отечественных средних общеобразовательных школ по активизации культурно-эстетического компонента в целях обеспечения продуктивности образования школьников 48
Выводы I Главы 56
Глава II. Теоретические и практические аспекты построения функциональной модели продуктивного образования на базе школы с углубленным изучением области знания «Искусство».
2.1 Теоретические основания взаимодействия традиционного и инновационного подходов в обеспечении продуктивности образования 57
2.2 Организационно-педагогические формы реализации модели продуктивного образования школьников на основе полихудожественного взаимодействия искусств 66
2.3 Обоснование приоритетных направлений развития образовательного пространства школы и построение функциональной модели продуктивного образования школьников на основе полихудожественного взаимодействия искусств (этапы и практически значимые результаты эксперимента) 94
Выводы II Главы 138
Заключение 139
- Идеи и теории совершенного устройства общества и воспитания человека в философских, этических и педагогических трудах крупнейших мыслителей
- Теоретические основания взаимодействия традиционного и инновационного подходов в обеспечении продуктивности образования
- Организационно-педагогические формы реализации модели продуктивного образования школьников на основе полихудожественного взаимодействия искусств
Введение к работе
Образовательная политика государства в нашей стране направлена в настоящее время на дальнейшую консолидацию усилий всех органов исполнительной и законодательной власти, научной и педагогической общественности в повышении роли образования как ведущей области социально-культурной сферы. Правительство определило приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации до 2010 года: улучшение содержания и технологий образования, развитие системы обеспечения качества образовательных услуг, повышение эффективности управления, совершенствование экономических и правовых механизмов, выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения, повышение доступности образования, отработка модели профильного обучения, в том числе за счет интеграции общего и дополнительного образования.
Одновременно указывается на то, что накопленный инновационный материал позволяет перейти от количественного роста и улучшения отдельных звеньев образования к парадигме его системного развития, достижению нового качества образовательной сферы.
В условиях нового этапа общественных отношений не все звенья образования в полной мере соответствуют требованиям динамично развивающейся системы. Отмечается несовершенство организационно-экономических механизмов в образовании, устаревшее научно-методическое обеспечение как содержания образования, так его форм и методов; отсутствие системной интеграции необходимых для развития образования ресурсов семьи, социальных партнеров, недостаточно используется потенциал интеграции науки и образования, новых форм и механизмов их взаимодействия.
Новый этап общественных отношений высветил кардинальные перемены в социально-экономических и этнополитических условях жизни
различных регионов бывшего СССР, а именно обострил проблемы миграции населения и адаптации его на новых местах жительства. Крупные мегаполисы, и особенно Москва, являются городами с полиэтнической средой, то есть заселенными представителями разных национальностей.
Образовательная политика государства призвана реагировать на массовую миграцию инонационального населения, так как школьная среда также становится полиэтнической и испытывает определенную напряженность в межэтнических отношениях.
В соответствии с образовательной политикой России Московский регион разработал городскую целевую программу развития образования «Столичное образование - 4».
Цель данной программы полностью согласуется с государственными приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации: «Обеспечить устойчивое развитие системы образования в московском мегаполисе, доступность и обязательность, повышение качества, эффективность образования и комплексную безопасность обучающихся и воспитанников образовательных учреждений» (Городская целевая программа развития образование «Столичное образование - 4» на 2005-2007 г.г., Центр «Школьная книга», Москва, 2005, с. 11).
В программе отражаются проблемы образовательной политики, которые получили в наше время новое звучание, и согласуются с основной социальной идеей современного общества, которая заключается в создании условий для развития гуманистически направленной, творческой, социально-активной личности.
Гуманистический характер образования, приоритет человеческих ценностей, жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности, заявленные в качестве принципа государственной политики, а также задачи освоения культуры цивилизованного мира, ценностей национальной
культуры, общечеловеческих духовных богатств диктуют проявлять особое внимание педагогов и ученых к комплексному, всестороннему развитию детей средствами искусства, что обеспечивает развитие творческих способностей, художественно-образного восприятия мира, формирование ценностной ориентации подрастающего поколения, его социокультурную адаптацию в сложных условиях современной жизни.
Исследование культурообразующих функций искусства, а также проблем творческого развития детей средствами разных видов искусства было начато в нашей стране А.В. Бакушинским, Г.В. Лабунской, СТ. Шацким и продолжено такими учеными, как Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, А.А. Мелик-Пашаев, Л.В. Школяр, Б.П. Юсов.
В настоящее время на школу возлагается ответственная задача реализации актуальных задач образования, которая невозможна без построения функциональной модели продуктивного образования, обеспечивающей реальные рамки преобразований и реальные сроки их осуществления в современных условиях действующей системы образования в целом.
Как уже указывалось выше, современная парадигма образования подразумевает, в первую очередь, развитие творческих начал и культуры личности, «формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать свой потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества» (Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На пути к 12-летней школе: Сборник научных трудов/Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. ИОСО РАО, 2000. с. 12). Данное исследование опирается на ряд понятий, содержание которых дает представление о тех направлениях работы в системе образования, которые соответствуют новой парадигме образования. Основным здесь является понятие продуктивного образования. Мы можем считать
продуктивным такое образование, которое представляет собой процесс взаимодействия человека с интеллектуальной средой, при котором личность воспринимает ее для обогащения собственного внутреннего мира и благодаря этому созревает для умножения потенциала самой среды.
Основными характеристиками продуктивного образования являются следующие параметры:
Качество;
Доступность;
Эффективность.
Качество школьного образования может быть оценено с помощью ряда объективных критериев, таких как успешность освоения учащимися школьной программы в целом, способность школьников к освоению новых информационных пространств, стремление выпускников школы продолжить образование в средних специальных и высших учебных заведениях, осознанный выбор ими будущей профессии.
Доступность качественного школьного образования является необходимым условием, при котором каждый ребенок должен иметь возможность развиваться в соответствии со своими способностями и интересами, независимо от того, насколько обеспечены материально его родители. Значительное количество частных школ, гимназий и лицеев не выполнят этой задачи, так как ориентированы только на высокообеспеченную часть общества.
Эффективность школьного образования выражается в том, что высокие результаты должны достигаться разумными, комплексными действиями в рамках существующей системы, что обеспечивает реальность выполнения поставленных задач.
Модель образования определяется в педагогике как «сформированные посредством знаковых систем мыслительные аналоги (логические конструкты), схематично отображающие образовательную практику в целом
или ее отдельные фрагменты. Подразделяются на три вида: а) описательные, дающие представления о задачах, структуре, основных элементах образовательной практики; б) функциональные, отображающие образование в системе его связей с социальной средой; в) прогностические, дающие теоретически аргументированную картину будущего состояния образовательной практики» (Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. - Санкт-Петербург, Воронеж, 1995.-С. 88).
Таким образом, можно утверждать, что функциональная модель продуктивного образования должна включать в себя всю систему образования детей и подростков, реализованную в различных формах: классно-урочной (что является традиционной, реально существующей формой), клубной, студийной, кружковой (область действия дополнительного образования). Не менее важными являются формы социально-психологического взаимодействия (область действия общественных организаций, социальных служб и здравоохранения), а также формы взаимодействия с различными учреждениями культуры (музеи, театры, филармонии и пр.).
Доступное, качественное и эффективное образование предполагает развитие у школьников способности к самостоятельной творческой деятельности, способности планирования собственной деятельности. Наиболее широкие возможности для развития творческого потенциала школьников представляет область искусства. Особенно актуальной формой присутствия искусства в школе становится полихудожественное взаимодействие различных видов искусства и различных видов деятельности.
Термин «полихудожественный» был предложен в 1987 году профессором Б.П. Юсовым, который установил, что полихудожественность тесно связана с понятием «интеграция» (от латинского integration -восстановление, восполнение - состояние связанности отдельных
дифференцированных частей систем в целое) и является одним из условий ее возникновения. Полихудожественное взаимодействие искусств обозначает целостный подход к преподаванию предметов области знания «Искусство», когда в центре процесса находится не предмет изучения (музыка, изобразительное искусство и т.п.), а сам ребенок, так как его природа полихудожественна.
Знакомство с работой и структурой существующих типов образовательных учреждений и принципами установления взаимосвязей между общеобразовательными школами, учреждениями дополнительного образования и учреждениями сферы культуры позволяют увидеть рассогласованность в действиях по решению актуальных задач современного образования.
Объединение в единый организм образовательной деятельности в урочное время, студийной и клубной формы работы в системе дополнительного образования и форм работы, характерных для учреждений сферы культуры (концерты, выставки, спектакли и т.п.) является обоснованным шагом к осуществлению задач современного образования в части развития творческой, социально-активной личности.
Базой для такого объединения может стать средняя общеобразовательная школа при условии развития гибких организационных форм внутри школы с учетом индивидуальных возрастных, физических и индивидуально-психологических особенностей детей и подростков, то есть школа, создающая продуктивное образовательное пространство.
На примере государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1942 с углубленным изучением области знания «Искусство» мы рассматриваем один из подходов к построению функциональной модели школы, создающей продуктивное образовательное пространство. Этот подход основан на развитии структурных подразделений школы (Центра творчества, Оздоровительного центра, Отделения
предпрофильной и профильной подготовки), а именно: области кружковой, студийной, клубной работы (литературный клуб «Парус», клуб юных журналистов «Мы», детский ансамбль «Вдохновение», клуб «Моя Москва», хор, клуб юных историков и т.п.). Работа таких подразделений, как показала практика, позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получения не только базового образования, но и развить индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье.
Необходимыми условиями реализации обозначенной модели является материально-техническое обеспечение, а также эстетически организованная предметная среда, которая должна создаваться при непосредственном участии школьников, отражать их чувства, настроения, их восприятие мира, а также обеспечивать неформальное общение с педагогами в процессе совместной художественной, проектной, творческой деятельности.
Воплощение в жизнь перспективных идей невозможно без высокопрофессионального, творческого коллектива педагогов, способного работать в русле новейших достижений науки, применять на практике современные педагогические технологии, создавать собственные авторские программы.
Принимая во внимание то, что высшая школа все еще готовит специалистов для общеобразовательных школ узкопрофильно, не учитывая объективную тенденцию к взаимопроникновению, взаимосвязи различных областей знания, а также лавинообразно увеличивающийся объем информации, необходимо признать, что в сложившейся ситуации практика идет впереди, обеспечивая решение непростых, ежедневно возникающих задач реальной образовательной деятельности.
В плане теоретических и практических аспектов деятельности педагогического коллектива школы мы опирались на исследования
А.И. Бурова, Е.В. Квятковского, Б.Т. Лихачева, Ю.У. Фохта-Бабушкина. Психологические исследования Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина послужили базой для определения педагогических подходов к художественно-творческой деятельности детей в условиях действия модели продуктивного образования, а также способствовали более точному, научно обоснованному плану профессионального роста учителей, что является необходимым условием для функционирования обозначенной модели.
Таким образом, разрабатывая функциональную модель продуктивного образования, мы опирались на положения о том, что индивидуальность ученика и учителя должна быть защищена принципами гуманистической педагогики, что, в свою очередь, отвечает потребностям современного общества.
В основу содержания образования школьников было положено углубленное изучение области знания «Искусство», причем область естественнонаучных и точных математических наук не должна была потерять в качестве и глубине изучения.
Сложные условия выбора концептуальных основ и соответствующих путей и принципов построения функциональной модели продуктивного образования заключаются в том, что муниципальная общеобразовательная школа обязана реализовывать традиционную образовательную практику, основанную на подчинении всех участников образовательного процесса единым внешним стандартам, формирующим личность по заранее определенным критериям, что ограничивает свободу личностного выбора как в содержании образования, так и в методике обучения.
По своему характеру цели традиционного обучения представляют формирование, а не развитие личности, а по содержанию ориентированы преимущественно на уровень знаний, умений, навыков, а не на развитие
способности находить наиболее быстрые, рациональные решения, переключаться по мере необходимости на смежные области деятельности.
В современной школе сохранилось представление цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения), но предполагается наличие индивидуальной траектории движения к заданной цели.
Вместе с тем традиционный подход к школьному образованию не знает понятия «развитие», оперируя понятием «формирование», что в известной мере ограничивает свободу становления эмоциональных и духовных качеств личности.
Массовая школа с традиционной технологией остается «школой знаний», сохраняет преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной. Традиционная система остается единообразной:
базисный учебный план основывается на единых стандартах;
75% учебных предметов школы направленно на развитие рационально-логической стороны познания;
на предметы культурно-эстетического цикла отводится лишь 3% учебного времени;
обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием;
недостаточно создается условий для проявления индивидуальных способностей, творческого проявления личности.
Тем более важным представляется тот факт, что сам статус школы с углубленным изучением области знания «Искусство» изначально ориентирует педагогический коллектив на гуманистический подход к организации образовательного процесса, внимание к личности, в которой заложено стремление к самореализации, обращение в ходе педагогической деятельности к конкретному ребенку, а не к классу вообще.
Мы познакомились с опытом работы ряда отечественных средних общеобразовательных школ, которые обратились к культурно-эстетическому компоненту образования при решении задач повышении качества и эффективности образования.
Большой опыт накоплен в ГОУ СОШ №475 г. Москвы, на базе которой реализуется модель адаптивной школы (автор Н.П. Капустин), работающей в режиме школы полного дня. Одним из направлений работы, обеспечивающей повышение качества образования, является совместная деятельность школы и Дворца пионеров и школьников им. А.П. Гайдара по сенсорно-моторному развитию учащихся и их социальной адаптации через занятия в кружках, студиях и клубах ДПиШ им. А.П. Гайдара по расписанию, совмещенному с расписанием уроков в школе.
Охватить детей и подростков дополнительным образованием и при этом наиболее полно учесть индивидуальные способности, интересы и возможности каждого учащегося могут Центры образования -образовательные учреждения, в которых создается блок дополнительного образования как структурное подразделение школы. Примером образовательного учреждения, в котором обратились к возможностям искусства в системе дополнительного образования достаточно широко является Центр образования № 1888 г. Москвы.
Вопросы интеграции учащихся в мировую и национальную культуры с успехом решаются в ГОУ СОШ № 1148 с этнокультурным русским компонентом образования имени Ф.М. Достоевского. Школа участвует в проекте «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» с 1996 г. В учебно-воспитательном процессе доминирует система непрерывного образования-урок, спецкурс, творческий проект по предметам гуманитарного цикла. Культурно-эстетическое и художественное воспитание учащихся осуществляется средствами музейной педагогики на базе школьных музеев (этнографического - «Народное творчество», литературного
«Ф.М.Достоевского», краеведческого - «Мое Люблино», исторического -«Музей истории школы»).
Интересный опыт работы представлен школами Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Культурно-эстетическое воспитание стало приоритетным в системе работы Янинской средней общеобразовательнй школы Всеволжского района Ленинградской области. Школа удалена даже от районного центра с традиционным Домом культуры. Педагогический коллектив для решения задач культурно-эстетического воспитания использует потенциал классных часов, делая их тематическими -продолжающими и расширяющими тематику уроков музыки и изобразительного искусства и экскурсионной работы.
Экскурсии в музеи, выставочные залы Санкт-Петербурга являются тщательно подготовленными и, после предварительной работы учителя в классе, достаточно эффективными в плане культурно-эстетического воспитания учащихся.
Средняя общеобразовательная школа №157 НИИ общего образования взрослых АПН СССР (ныне гимназия принцессы Ольденбургской г. Санкт-Петербурга) реализует культурно-эстетическое образование учащихся через гуманитаризацию учебно-образовательного процесса. В учебном плане заложено углубленное изучение иностранного языка, русской и зарубежной литературы. С 1990 г. Школа активно участвует в Международном проекте «Глобальное мышление» совместно с университетом штата Атланта (США).
Через участие в проекте школьники знакомятся с особенностями культуры США, ролью подростков в сохранении национального достояния и осуществляют обмен информацией о состоянии памятников культуры на территории города, своей страны, выполняют совместные проекты по охране памятников культуры.
Московская ГОУ СОШ №875 разрабатывает образовательное направление, базирующееся на определяющем значении предметно-
пространственной среды, на ее художественном освоении и осмыслении. Научный руководитель школы -, проф. Л.Г. Савенкова, - считает, что предметно-пространственное осмысление окружающей школьников среды активизирует все формы художественного мышления, формирует способности к художественному творчеству и развивает интерес к разным видам искусства с последующим выбором наиболее эффективного для выражения собственного отношения к миру.
В настоящее время в российском образовании начался процесс сближения с международным образованием. Так называемый «Болонский процесс», развивающий образовательные стандарты в странах Европы, находит отклик и в нашей стране. В 1968 году была основана организация, объединяющая международные школы - The International Baccalaureate Organization - IBO. Одной из школ, примкнувшей к этому движению, стала Московская экономическая школа (МЭШ). В центре образовательного процесса этой школы находится феномен исследования, который организует и во многом ее определяет. Важной частью образовательных программ являются предметы искусства, которые не прерываются в 5-7 классах и не переводятся в дополнительные и внеурочные часы, а органически продолжаются в старших классах вплоть до завершения курса обучения. Одна из главных позиций МЭШ - преодоление унификации, создание для каждого обучающегося широких возможностей в выборе пути к познанию мира через искусство.
Проблемы гуманизации образования, развития творческих способностей учащихся, обучение их разнообразным видам деятельности в искусстве через систему комплексного подхода к детской художественной деятельности получили теоретическую и практическую разработку в лаборатории искусств Института Художественного образования РАО, под руководством проф. Б.П. Юсова. Анализ опыта работы средних
общеобразовательных школ в аспекте названных проблем осуществлен в диссертационных исследованиях В.А. Алексеева, Е.А. Елизаровой, Н.М. Сорочан, Н.Б. Гонтаровской. Данные исследования акцентируют внимание на том факте, что в современной школьной практике не используется полностью воспитательный потенциал искусства, так как искусство в школах представлено лишь в программах по таким предметам, как изобразительное искусство, музыка и мировая художественная культура, а внеурочные формы работы ориентированы на детей, имеющих определенные способности к художественному творчеству. Таким образом, в массовой практике культурно-эстетическое воспитание учащихся является, в лучшем случае, одним из направлений воспитательной работы в школе, а чаще осуществляется эпизодически. Кроме того, при проведении работы по культурно-эстетическому воспитанию учащихся почти не учитываются особенности региона и реального социума.
В диссертационных исследованиях описывается единичный опыт
работы школ, пытающихся включать в свою структуру специализированные
школы эстетического профиля, художественно- производственные
объединения учащихся, что позволяет на определенном этапе решать
вопросы самоопределения личности в культуре. Между тем, пока не было
проведено исследования, обобщающего достижения различных школьных
коллективов и отдельных исследователей, которое свело бы различные
аспекты культурно-эстетического обучения, воспитания и развития учащихся
в единую модель продуктивного образования, отвечавшую критериям
качества, доступности и эффективности. Существенным является то, что
модель была построена на базе реально существующего учебного заведения,
работающего в соответствии с типовым положением об
общеобразовательном учреждении и государственными образовательными стандартами, а не требовала бы для своей реализации особых индивидуальных условий.
В ходе данного исследования были определены приоритетные направления работы:
Разработка структуры образовательного пространства школы;
Разработка системы взаимодействия видов художественных занятий;
Разработка структуры полихудожественного образования школьников в сочетании с художественнно-творческой практикой;
Разработка содержания образования и программ по предметам культурно-эстетического цикла, входящих в области знания «Филология», «Обществознание», «Искусство», «Технология»;
Выбор форм, средств и методов развития индивидуальных способностей и творческого потенциала учащихся;
Организация межличностного общения учителей, родителей, учащихся на основе гуманистического подхода.
Сам ход работы по созданию школы с углубленным изучением области знания «Искусство», поиски наиболее рациональных и оправданных путей решения ежедневно возникающих проблем становления и роста школьного организма способствовали выбору темы исследования -«Функциональная модель продуктивного образования школьников на основе полихудожественного взаимодействия искусств».
Объектом исследования является образовательный процесс в школе с углубленным изучением образовательной области знания «Искусство».
Предмет исследования - содержание и формы продуктивного образования школьников.
Цель исследования - определить концептуальные позиции и разработать содержание модели продуктивного образования в условиях полихудожественного взаимодействия искусств.
Задачи исследования:
Определить понятие «продуктивное образование» в соответствии с современными задачами развития общества, а также педагогической науки и практики.
Обосновать научно-педагогическую концепцию необходимости опоры на полихудожественное взаимодействие искусств в процессе построения модели продуктивного образования.
Выявить в ходе анализа и практики возможности и средства сближения базового и дополнительного образования в условиях средней общеобразовательной школы.
В условиях эксперимента определить параметры функциональной модели продуктивного образования как саморазвивающейся образовательной системы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что образование будет продуктивным, если:
в его основе будет заложено полихудожественное взаимодействие искусств, когда каждое искусство предоставляет свои специфические качества для развития школьников в соответствии с их возрастными особенностями;
функциональная модель продуктивного образования будет включать в себя несколько составляющих, взаимодействующих в условиях школьной полиэтнической среды - образовательную деятельность в учебное время, студийную и клубную деятельность, а также социальную и общественную деятельность, выходящие за пределы школы;
3) средствами искусства будет достигнута гармонизация всех
составляющих образовательной деятельности, в результате чего система
приобретет черты саморазвивающегося, самосовершенствующегося целого и
начнет развивать наиболее актуальные направления, не разрушая при этом
своих основ.
Методологической основой исследования стали:
направления философии, определяющие целостность и многомерность постижения бытия, способность личности к саморазвитию, самосовершенствованию (И.А. Герасимов, Е.Н. Князева, СП. Курдюмов, И. Стенгерс);
принцип дополнительности как основа постижения мира с помощью разных видов искусства, различных видов деятельности (Н. Бор);
позиция «экологии культуры» как культурной среды нации и ребенка (Д.С. Лихачев);
культурно-историческая концепция психологического развития ребенка (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);
концепции воспитания искусством (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский);
положения о ведущей роли воспитания и идеи целостного подхода к обучению и развитию детей (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, Г.И. Филонов, В.Н. Шацкая, СТ. Шацкий);
исследования закономерностей возрастного развития детей (Б.Г. Ананьев, Г. Вильсон, Л. Колберг, Н.С Лейтес, А.Н. Леонтьев, Ф. Райе, Ф.И. Шмит, Д.Б. Эльконин, Б.П. Юсов);
исследования интеграционных процессов (П.Р. Атутов, М.Н. Берулава, А.Я. Данилюк, Б.М. Кедров, В.П. Кузьмин, Д. Радьяр, Б.П. Юсов). Методы исследования: теоретический анализ литературы по
философии, эстетике, педагогике, психологии, культурологии, методике общего и художественного образования учащихся; сравнительный анализ различных педагогических систем; обобщение передового опыта учителей и организаторов учебного процесса и многолетнего личного опыта работы в области организации образования школьников; педагогический эксперимент по разработке, апробации и внедрению модели продуктивного образования в
практику; социолого-статистические и математические методы обработки результатов опытно-экспериментальной работы, а также педагогическое наблюдение, беседы с учащимися, учителями и родителями, анализ результатов творческой деятельности детей, метод экспертной оценки.
Научная новизна исследования состоит в том, что с современных позиций уточнено понятие «продуктивного образования», на основе углубленного изучения образовательной области «Искусство» разработана образовательно-воспитательная программа, позволяющая повысить эффективность образования школьников. Определена структура модели продуктивного образования, разработана концепция гармоничного взаимодействия предметов образовательной области «Искусство», разработано содержание авторских учебных курсов и педагогических технологий по предметам культурно-эстетического цикла.
Впервые для внедрения в практику общего образования предлагается функциональная модель продуктивного образования школьников, основанная на различных формах взаимодействия искусств. Это позволяет на новом качественном уровне осуществлять подготовку выпускников школы, в том числе по предметам естественно-научного и математического циклов, что подтверждается высоким процентом поступления воспитанников экспериментальной школы в ВУЗы данного профиля (73%).
Выявлены условия функционирования модели продуктивного образования, среди которых - педагогические условия (ведущая роль учителя, интегрированное педагогическое воздействие на всех уроках с опорой на предметы эстетического цикла, единство методологических подходов, дидактических принципов и методов); экономические условия (сбалансированное построение всех подразделений экономического основания жизни школы, применение методов экономического планирования и роста экономических показателей модели продуктивного образования); социальные условия (опора на принцип диалога культур).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что была выстроена научная концепция продуктивного образования, послужившая базой для создания функциональной модели. С современных позиций уточнено понятие «продуктивного образования» для государственных средних общеобразовательных школ, реализующих эстетический компонент образования. Это понятие определяется в данной работе как культурно ориентированный процесс взаимодействия школьника с интеллектуальной и художественной средой, совершенствующий его внутренний мир и умножающий его творческий потенциал.
Структурированы педагогические, экономические и социальные условия реализации исследуемой концепции в условиях школьной полиэтнической среды на основе погружения в пространство искусства в процессе индивидуального и коллективного творчества.
Практическая значимость данной работы заключается в универсальности предлагаемых методов достижения эффективности образовательного процесса, что подтверждается широким практическим внедрением и высокими показателями уровня образования в общеобразовательной школе, которое получили участники данного эксперимента.
Выводы, положения и методы данного исследования частично или в виде предлагаемой функциональной модели могут быть применены в любой общеобразовательной школе и способствовать увеличению продуктивности образования в целом.
Материалы исследования могут быть использованы в методологической и педагогической подготовки студентов педагогических ВУЗов и в системе переподготовки педагогических кадров и руководителей образовательных учреждений разного типа.
Достоверность исследования обусловлена исходной теоретико-методологической базой, разнообразием методов и валидностью результатов
исследования, а также многолетней опытно-экспериментальной педагогической работой автора в различных общеобразовательных школах. Этапы исследования.
I этап (1989-1997). Изучение и анализ педагогической практики
общеобразовательных школ Санкт-Петербурга (№157) и Ленинградской
области (Янинская средняя общеобразовательная школа Всеволожского
района Ленинградской области) и г. Москвы (ГОУ СОШ №475,
ГОУ СОШ №1148) в направлении взаимодействия искусств и роли
искусства в общем развитии школьников. Отбор и изучение научно-
методической, психологической и педагогической литературы, близкой теме
исследования. Разработка цели, задач, гипотезы эксперимента, создание
рабочих моделей для выявления компонентов продуктивного образования.
II этап (1997-2002). Построение базы для формирующего
эксперимента, создание, лицензирование и отработка учебного плана школы
нового типа - с углубленным изучением области знания «Искусство».
Осуществление педагогической работы с учителями-исследователями по
вхождению в процесс работы на базе предложенной модели продуктивного
образования.
III этап (2002-2006). Новый, более высокий уровень проверки качества
эксперимента и его результатов на базе школы №1942 в статусе
экспериментальной площадки Российской академии образования. Работа над
текстом диссертации, обсуждение положений исследования на научно-
практических конференциях и педагогических совещаниях.
Апробация исследования и внедрение его результатов проходила в ходе экспериментальной работы в Государственном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе с углубленным изучением области знания «Искусство», а также в общеобразовательных школах №№ 475, 1148 г. Москвы, гимназии принцессы Ольденбургской (школы №157) Санкт-Петербурга, Янинской средней общеобразовательной
школе. Основные положения исследования прошли апробацию на Международных и Всероссийских конференциях и семинарах, проводимых на базе Института художественного образования Российской академии образования (2001-2006 гг.), в Юго-Восточном окружном управлении образования Департамента образования г. Москвы (2001-2006 гг.), на научно-практических семинарах Комитета образования Ленинградской области.
Опытно-экспериментальной базой исследования стала ГОУ средняя общеобразовательная школа № 1942 с углубленным изучением области знания «Искусство». В эксперименте участвовали следующие структурные подразделения школы: три возрастные ступени обучения, отделение предпрофильной и профильной подготовки, Центр творчества (литературный клуб «Парус», клуб юных журналистов «Мы», клуб интернациональной дружбы, клуб «Мифология и фольклор», кружок «Народно-прикладное искусство», музыкальные и художественные студии), школьный музей Декоративного искусства, психологическая служба, Оздоровительный центр.
Коллектив школы рассматривался как опережающая группа по отношению к коллективам других школ. Такой подход был обусловлен тем, что изначально школа была заявлена как школа с углубленным изучением образовательной области «Искусство». Это повлекло за собой серьезную работу по объединению в единое целое классно-урочных форм занятий и занятий в области дополнительного образования. Таким образом, все дети, которые пришли учиться в эту школу с самого начала ее деятельности находились в условиях действия экспериментальной работы, которая дала убедительные результаты в виде высокого уровня успеваемости, многочисленных побед учеников школы на различных конкурсах российского и международного уровня, их профессиональной ориентации.
К эксперименту было привлечено более 1500 человек, в 2002 г. школа получила общественную аккредитацию в Российской академии образования и стала экспериментальной площадкой РАО.
На защиту выносятся следующие положения:
На защиту выносятся следующие положения:
На современном этапе продуктивным является образование, в процессе которого в государственных средних общеобразовательных школах, реализующих эстетический компонент образования, происходит эффективное взаимодействие школьника с интеллектуальной и художественной средой, влияющей на совершенствование его внутреннего мира и развитие творческого потенциала.
Функциональная модель продуктивного образования позволяет достигнуть гармоничного объединения гуманитарного, естественнонаучного и математического направлений развития школьников на основе полихудожественного взаимодействия искусств.
Для реализации функциональной модели продуктивного образования школьников необходимыми условиями являются:
а) сближение общеобразовательной школы и областью
дополнительного образования школьников;
б) разнообразные формы социально-психологического взаимодействия;
в) совместная деятельность школы и различных учреждений культуры
(музеев, театров, филармоний и пр.).
4. Эффективность образования достигается за счет гибкого,
сбалансированного построения подразделений школы, их
содержательного взаимодействия, использования методов
планирования и роста экономических показателей модели
продуктивного образования.
5. Универсальность разработанной функциональной модели продуктивного образования школьников обусловлена ее педагогическим потенциалом и возможностями реализации в условиях муниципальной средней общеобразовательной школы вне зависимости от ее профиля.
Идеи и теории совершенного устройства общества и воспитания человека в философских, этических и педагогических трудах крупнейших мыслителей
На протяжении всей истории цивилизации человечество обращается к идеям о справедливо и гармонично устроенной жизни. Среди наиболее значительных авторов, обращающихся к данной теме в форме утопических литературно-философских сочинений следует назвать Платона, Аристотеля, Данте, Ф. Рабле, М. Сервантеса, Дж. Свифта, Т. Мора, Т. Кампанеллу, С. Бержерака, Ж.Ж. Руссо, Э. Кабэ, Р. Оуэна,
При этом с каждым витком времени границы мечты расширяются - от абсолютно земного идеала страны всеобщего изобилия, расположенной на далеких островах, до выхода за пределы солнечной системы. Большое разнообразие такого рода литературы говорит о том, что потребность в совершенствовании человека и общества, тяга людей к прекрасному проявляется в многообразных формах. Другими словами, можно утверждать, что каждая эпоха предлагает свои варианты решения проблемы создания совершенного общества.
Вместе с тем, необходимо отметить, что практически все авторы произведений, посвященных модели лучшей, достойной человека жизни совпадают в особом внимании к вопросам воспитания и образования граждан идеальной страны счастья. Все авторы сходятся в том, что для того, чтобы жить в такой стране, пользоваться ее благами, необходимо воспитать такие свойства характера, как потребность в труде и творчестве, самосовершенствовании, любовь и терпимость к ближнему и др.
В фольклоре и в памятниках письменности разных народов нашло отражение изначально присущее людям стремление к Золотому веку всеобщего равенства, братства, любви и благоденствия. Ряд античных авторов, таких, как Гесиод, Платон, Ямбул, Аристотель, Эпикур, а также Лукреций, Цицерон, Сенека творили свой миф о «поколенье людей золотом», описывая систему воспитания этих людей.
Характерное для античности понятие paideia (лат. - humanitas) означает воспитание как процесс вхождения ребенка в культурную жизнь социума. Наиболее последовательная система была создана в сочинениях Платона, несмотря на то, что он же изгоняет из своего идеального государства художника, творца тех произведений, на которых дети должны учиться, чтобы стать полноценными гражданами общества. Платону принадлежат размышления о происхождении, природе и функциях искусства, о творческом процессе и вдохновении, о воздействии искусства на человека и связи его с природой. Платоновская система мусического воспитания - это система, объединившая в себе в неразрывное целое слово, звук и движение, которые естественно переплетаются со всеми разделами его учения (Герцман Е. В. Музыка античной Греции и Рима. - СПб., 1995. - С. 19).
Одним из главных качеств мусического искусства, по Платону, является свойство выражения нравственно-эмоциональных состояний с помощью Муз. Он пишет о родстве музыкального ритма с биоритмами человека, лада - с речью, лада и ритма с речью и жестом. Платон утверждает, что гармония и ритм равно присущи и мусическому искусству и душе человека. Отдельные аспекты платоновской концепции мусического воспитания исследовались целым рядом ученых. Они освещают ее в контексте эстетической теории, с точки зрения эволюции этики и эстетики античности, исследуют устройство и механизмы функционирования системы мусического воспитания в целом (Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. - М., 1974).
Мечты о совершенном устройстве общества пронизывают творчество многих великих писателей Средневековья, Возрождения и эпохи Просвещения. Рай из «Божественной комедии» Данте, где воплощен идеал автора - патриархальная Флоренция прошлого, Телемская обитель в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Рабле, «Сон в летнюю ночь» и «Буря» Шекспира, утопия из «Дон Кихота» Сервантеса, страна гуингнмов в «Путешествиях Гулливера» Свифта - все это свидетельства поисков страны мира, счастья и справедливости.
В 1516 г. появилось сочинение выдающегося английского гуманиста, государственного деятеля и писателя Томаса Мора (1478-1535) - «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» (1516). Книга содержит и критику современного Мору государственного устройства Англии, и описание идеальной Утопии (то есть, места, которого нет), образцовым и правильным устройством которой мир восхищается. «И наш век, и последующие века сочтут его историю школой верных и полезных начал, из которой каждый сможет брать и приспосабливать перенятые установления к собственному своему государству, ведь в книге своей Мор показал нам образец блаженной жизни и дал наставление, как жить» (Вступительные письма /Мор Т. Утопия. -М., 1987.-С. 93, 94).
Теоретические основания взаимодействия традиционного и инновационного подходов в обеспечении продуктивности образования
Само понятие продуктивного образования возникло в современной педагогике как альтернатива классно-урочной форме образования школьников. Очевидные недостатки классно-урочной системы образования раскрываются в исследованиях ученых (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин) и отмечаются педагогами-практиками (С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов). Они заключаются в подчинении всех участников образовательного процесса единым внешним стандартам, формирующим личность по заранее заданным критериям, ограничении свободы личностного выбора как в содержании образования, так и в методике обучения, наличии большого количества режимных характеристик, которые в известной мере ограничивают свободу становления эмоциональных и духовных качеств личности:
1. фронтальная форма обучения, закрепленная классно-урочной системой;
2. жесткие параметры наполняемости классы (не менее 25 учащихся в классе);
3. жесткие параметры количества часов, отведенных в рамках учебного плана на изучение предмета (например, на изучение Изобразительного искусства, Музыки - по одному часу в неделю);
4. единый стандарт мотивации учащихся на «избегание неудач» - то есть, ребенок лишен права на ошибку, так как это влечет за собой ухудшение общей картины его успеваемости;
5. подавление спонтанной инициативы учащихся;
6. узкопрофессиональная подготовка учителей.
Все эти очевидные недостатки невозможно ликвидировать в масштабах государственной системы образования в короткое время. Вместе с тем, существует целое направление педагогики, которое занимается продвижением идей продуктивного подхода к организации образовательного процесса (Лаборатория культурологии образования института педагогических инноваций РАО, педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, Дворец творчества детей и молодежи г. Саратова, Лицей прикладных наук СГУ, Лицей-интернат при Саратовском аграрном университете им. Н.А. Вавилова, Ташкентский центр общественного просвещения).
По мнению представителей этого направления, продуктивное образование - это способ обучения, готовый уже сегодня заменить классно-урочное обучение. Важным считается, что «в системе нет отметок, нет единой программы и задачи передать знания подрастающему поколению, нет урока, специального действия, направленного на передачу информации от учителя к ученикам, которое ученики обязаны посещать, и в результате которого ученикам выставляются (или могут быть выставлены) отметки» (Леонтьева О.М. Город как школа. На путях к новой школе. №3, 2003).
Вместо уроков в этом варианте системы продуктивного образования предлагаются следующие формы деятельности:
1. реальная работа в социуме, в процессе которой учащиеся не только используют некие знания, но и развивают способность к решению практических задач;
2. обсуждение проблем с учителем, что одновременно является оценкой деятельности и формой педагогической поддержки (тьютерство);
3. обсуждение проблем с другими участниками проекта, благодаря чему ребята могут выявить происхождение собственных проблем, помочь друг другу;
4. учитель в школе не является для ребенка проводником некоторой общей программы, а выполняет только роль помощника с большим опытом.
При всей привлекательности данной интерпретации продуктивного образования, ее основные положения, такие, как выход подростков в город, за стены школы, предоставление им возможности учиться у профессионалов, прямо на рабочем месте, возвращаясь в школу только для обсуждения и осмысления своего опыта и планирования дальнейших собственных шагов в образовании, - не могут быть реализованы в массовой практике в силу отсутствия экономических и социокультурных условий, а также апробированного научно-методического сопровождения.
Организационно-педагогические формы реализации модели продуктивного образования школьников на основе полихудожественного взаимодействия искусств
Создание единого образовательного пространства школы возможно лишь при сохранении интегративной функции образования. Идея интеграции при построении модели продуктивного образования школьников на основе взаимодействия искусств заключается в обеспечении органического сочетания форм общего и дополнительного образования, образовательно-культурного досуга, предпрофильной и профильной подготовки, психологического сопровождения образовательного процесса.
Необходимо использовать все возможности непосредственно в школе. Развитие структурных подразделений школы позволит максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое образование, но и развить индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье. Включению родителей в образовательный процесс, несомненно, будет способствовать открытость структурных подразделений школы не только для детей, но и для них.
Развитие структурных подразделений школы позволит решить задачи индивидуализации образовательного процесса с учетом возрастных, физических и психологических особенностей детей и подростков, усилить внимание к личности, в которой заложено стремление к самореализации, осуществить в ходе педагогической деятельности обращение к конкретному ребенку.
- обеспечения базового образования, соответствующего требованиям государственных образовательных стандартов;
- обновления содержания образования, в том числе гуманитарного, художественного и культурно-эстетического, методов воспитания; - осуществления инновационной и экспериментальной деятельности;
- согласования педагогических условий по реализации модели продуктивного образования школьников на основе взаимодействия искусств;
- создания оптимальных психолого-педагогических условий для естественного развития и саморазвития ребенка;
- формирования познавательных потребностей детей и развития их познавательных способностей.
2. Центр творчества ориентирован на расширение системы дополнительного образования, прежде всего художественного и культурно-эстетического образования. Предоставляет образовательные услуги не только учащимся школы, но и их родителям, детям, проживающим в непосредственной близости от школы, а также:
- осуществляет выбор форм художественного, культурно-эстетического воспитания;
- организует художественно-творческую практику как обязательный компонент гуманитарного, художественного и культурно-эстетического образования;
- реализует программы дополнительного образования, обеспечивающие раскрытие творческого потенциала учащихся;
- организует экскурсионную и поисковую работу учащихся, направленную на изучение культурного наследия народа, ценностей национальной культуры;
- создает условия для социокультурной адаптации учащихся;
- курирует деятельность школьного музея декоративно-прикладного искусства; - организует творческие конкурсы и выставки творческих работ учащихся.
3. Оздоровительный центр ориентирован на удовлетворение потребностей социума в поддержании физического и нравственного здоровья учащихся и обеспечивает:
- развитие системы мероприятий по сохранению и упрочению здоровья детей с учетом увеличения учебной нагрузки, а также современной ситуации в условиях промышленного мегаполиса;
- проведение специальных оздоровительных мероприятий, спортивных соревнований, выездов в загородные походы;
- организация мероприятий по пропаганде здорового образа жизни.