Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика обучения студентов-журналистов рецензии как жанру современной медиасферы Зинова, Елена Анатольевна

Методика обучения студентов-журналистов рецензии как жанру современной медиасферы
<
Методика обучения студентов-журналистов рецензии как жанру современной медиасферы Методика обучения студентов-журналистов рецензии как жанру современной медиасферы Методика обучения студентов-журналистов рецензии как жанру современной медиасферы Методика обучения студентов-журналистов рецензии как жанру современной медиасферы Методика обучения студентов-журналистов рецензии как жанру современной медиасферы Методика обучения студентов-журналистов рецензии как жанру современной медиасферы Методика обучения студентов-журналистов рецензии как жанру современной медиасферы Методика обучения студентов-журналистов рецензии как жанру современной медиасферы Методика обучения студентов-журналистов рецензии как жанру современной медиасферы Методика обучения студентов-журналистов рецензии как жанру современной медиасферы Методика обучения студентов-журналистов рецензии как жанру современной медиасферы Методика обучения студентов-журналистов рецензии как жанру современной медиасферы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зинова, Елена Анатольевна. Методика обучения студентов-журналистов рецензии как жанру современной медиасферы : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Зинова Елена Анатольевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2012.- 260 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/18

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Рецензия как жанр. Особенности и основные составляющие рецензии 15

1.1. Определение понятия «рецензия». Признаки рецензии. Трансформации жанра рецензии на современном этапе 15

1.2. Рецензия как медиатекст 21

1.3. Структурные особенности инварианта рецензии 27

1.4. Структурные особенности вариативной составляющей рецензии 32

1.4.1. Основные компоненты рецензии 33

1.4.2. Основные элементы рецензии 36

1.4.3. Особые компоненты и элементы рецензии 44

1.5 Коммуникативные стратегии в рецензии на литературное произведение 49

Глава II. Типологии рецензий на литературное произведение 68

2.1. Различные подходы к классификации рецензий на литературное произведение 69

2.2. Типология рецензий на литературное произведение по критерию медиаканала и специфики проявления авторской позиции 78

2.2.1.Типология рецензий на литературное произведение по критерию медиаканала 79

2.2.2. Типология рецензий на литературное произведение по критерию специфики проявления авторской позиции в тексте 97

2.3. Анализ различных типов рецензий на литературное произведение 102

2.3.1. Жанровые особенности газетной рецензии и рецензии популярного журнала 102

2.3.2. Жанровые особенности рецензии литературно-художественных журналов 111

2.3.3. Жанровые особенности рецензии сетевых изданий (интернет-рецензии) 123

Глава III. Система опытного обучения студентов-журналистов созданию текстов в жанре рецензии на литературное произведение 136

3.1. Анализ существующих программ обучения написанию текстов в жанре рецензии на литературное произведение 138

3.2. Степень ознакомления студентов-журналистов с жанровыми признаками рецензии, уровень готовности студентов-журналистов к написанию текстов в жанре рецензии на литературное произведение (итоги констатирующего эксперимента) 143

3.3. Исходные положения методики опытного обучения 154

3.4. Задачи и программа опытного обучения 158

3.5. Описание опытного обучения студентов-журналистов созданию текстов в жанре рецензии на литературное произведение 169

3.6. Анализ результатов опытного обучения 194

Заключение 201

Библиография 204

Приложение 216

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях современного социума, одной из тенденций развития которого является формирование единого коммуникативного пространства, СМИ играют важную роль в формировании информационной картины мира. Исходя из этого, медиасферу следует рассматривать как один из важнейших компонентов современной массовой культуры. Способность текстов, существующих в медиасфере, отражать окружающую действительность и организовывать информационное пространство оказывает непосредственное и значительное влияние на состояние социокультурной среды.

Таким образом, важной составляющей развития профессиональных компетенций журналиста является формирование у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Журналистика», знаний об особенностях жанров современной медиасферы, а также умений оперировать текстами с учетом изменяющейся специфики коммуникации в целом. При обучении студентов созданию текстов какого-либо жанра необходимо учитывать происходящие в медиасфере изменения: трансформацию ряда традиционных жанров, актуализацию комбинированных жанровых форм, возникновение новых жанров в связи с изменением содержания основных структурных компонентов и т.п.

Рецензия как разновидность вторичных текстов в настоящее время остается востребованным речевым жанром и оказывает влияние на восприятие литературного произведения читателями, в том числе и теми из них, чья профессиональная деятельность связана с масс-медиа. Развитие масс-медиа на современном этапе характеризуется появлением значительного количества вариантов, обращенных к разной аудитории и в связи с этим обладающих разнообразием систем взаимодействия между автором и адресатом; коммуникативных целей и стратегий; способов расположения и взаимодействия информативного, аргументативного и оценочного блоков; используемых речевых средств. Во многом такое количество разновидностей рецензий связано с интенсивным развитием массовой коммуникации, вследствие чего жанр подвергается непрерывной трансформации. Однако, несмотря на многообразие жанровых вариантов рецензии, структура каждого из них содержит общие составляющие (инвариант), а также систему варьирующихся составляющих, которые, тем не менее, обладают такими качествами, как регулярная воспроизводимость и предсказуемость.

Функционирование некоторых разновидностей рецензий в СМИ, появление на страницах газет, журналов и других изданий рецензий, привлекающих внимание читателей к новым произведениям литературы, кинофильмам, выставкам и другим явлениям культуры (в том числе и массовой), постулирует необходимость их углубленного и всестороннего изучения и анализа.

Таким образом, изучение и осмысление новых жанровых форм рецензии позволит расширить и углубить знания студентов о речевых жанрах, модели которых отражают новые формы общения, иллюстрируют актуальные социокультурные тенденции функционирования медиасферы в пространстве коммуникации.

Однако в настоящее время этот компонент профессиональной подготовки журналистов не обеспечен ни в теоретическом, ни в методическом аспекте, о чем свидетельствует проведенный нами анализ научных исследований в области теории речевых жанров (В .И. Антонова, Л.П. Гроссман, Л.Р. Дускаева, Л.А. Земцова, Н.И. Клушина, О.Ф. Костикова С.Л. Кушнерук, А.А. Леонтьев, СИ. Сметанина и др.) и программ подготовки студентов-журналистов. Следовательно, возникает ряд противоречий в системе подготовки журналистов.

Во-первых, это противоречие между обучением студентов-журналистов умению ориентироваться в коммуникативном пространстве и недостаточной методической обеспеченностью этого направления подготовки. Во-вторых, противоречие между развитием новых жанровых форм, реализующихся в ме-диасфере, и недостаточным отражением этих процессов в содержании подготовки журналистов. В-третьих, противоречие между требованиями к единству профессиональной подготовки журналистов и недостаточным вниманием к новым тенденциям культурологического характера, отражающим специфику общения в различных сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в ме-диапространстве.

Существование перечисленных противоречий в системе подготовки журналистов доказывает актуальность исследования.

Объектом данного исследования является рецензия на литературное произведение в системе речевой подготовки студентов-журналистов.

Предметом исследования является методика обучения студентов-журналистов созданию рецензий на литературное произведение.

Цель исследования - разработать и проверить опытным путем методику обучения студентов-журналистов умению создавать рецензии на литературное произведение, удовлетворяющие ожиданиям читательской аудитории.

Определение объекта, предмета и цели исследования позволило сформулировать его гипотезу: предложенная методика обучения студентов-журналистов созданию текстов в жанре рецензии позволит повысить уровень профессиональной подготовки студентов, если ввести в содержание обучения анализ активных процессов, происходящих в современной медиасфере, что, в частности, предполагает:

рассмотрение новых жанровых образований, связанных с развитием социокультурной сферы медиапространства;

изучение особенностей рецензий, функционирующих в СМИ и отражающих запросы современного читателя в области культуры;

формирование у будущих журналистов умения создавать рецензии на литературное произведение с целью совершенствования их профессиональных компетенций в процессе овладения новыми жанровыми формами.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:

изучить литературоведческую, лингвистическую и методическую литературу по теме исследования;

описать актуальные трансформации жанра рецензии и выявить закономерности их бытования в медиасфере;

выделить и охарактеризовать обязательные и вариативные составляющие в структуре рецензии на литературное произведение;

описать существующие в медиасфере варианты рецензии на литературное произведение, представить их типологию;

разработать методику обучения студентов созданию рецензий на литературное произведение и проверить ее эффективность.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

теоретический (изучение лингвистической, литературоведческой и методической литературы по теме исследования; анализ различных видов рецензий на литературное произведение с целью выявления типологических особенностей этого жанра);

социолого-педагогический (анкетирование и тестирование студентов с целью определения уровня сформированности представлений о коммуникативных целях рецензии на литературное произведение и ее структурных компонентах);

экспериментальный (проведение констатирующих и формирующего экспериментов и описание их результатов);

статистический (статистический анализ и оценка результатов экспериментальной работы).

Общую теоретико-философскую базу исследования составили труды М.М. Бахтина, Н.С. Валгиной, В.В. Виноградова, И.Р. Гальперина, А.Б. Есина, И.П. Ильина, О.С. Иссерс, Ю.М. Лотмана, А.П. Сковородникова, В.Л. Эп-штейна, Р. Барта, Ж. Женетга и др.

Теоретической базой исследования явились труды по медиалингвисти-ке (А.Н. Васильева, А.А. Волков, Т.Г. Добросклонская, Ю.В. Рождественский, Г.Я. Солганик, А. Белл, Т. Ван Дейк, Р. Фаулер и др.), систематизации основных жанровых признаков рецензии (А.А. Агеев, Л.В. Ассуирова, Ю.А. Бель-чиков, А.Г. Бочаров, В.Н. Вакуров, СМ. Гуревич, И.М. Деева, В.З. Демьянков, Б.В. Дубин, Е.Л. Ерохина, А.А. Ивин, Н.И. Клушина, Е.А. Корнилов, Н.И. Кохтев, С.А. Минеева, Е.П. Прохоров, К.Ф. Седов, Б. Менцель и др.), основным подходам к классификации рецензий (М. Визель, О.В. Дедова, Л.М. Майданова, Н.Н. Мошникова, Н.В. Муравьева, Т.И. Синдеева, и др.), а также методические исследования, связанные с изучением места рецензии на литературное произведение в системе профессиональной подготовки журналистов (Е.В. Барнева, В.Н. Вакуров, СМ. Гуревич, М. Н. Ким, Н.В. Муравьева, О.А. Сальникова, А.А. Тертычный и др.).

Источниковедческой базой исследования послужил корпус рецензий на литературной произведение за период от 2007 до 2012 года. Всего в процессе исследования было проанализировано 196 рецензий, из которых 98 относились к рецензиям литературно-художественных журналов (издания «Новый мир», «Новое литературное обозрение», «Знамя»), 50 - к рецензиям популярных журналов и газетным рецензиям («Афиша», «Литературная газета», «Книжное обозрение»), 48 - к рецензиям сетевых изданий ( и др.).

Практической базой исследования послужил филологический факультет Московского педагогического государственного университета (МПГУ), факультет журналистики Международного университета в Москве (МУМ), факультет социологии, психологии, менеджмента Московского социально-педагогического института (МОСПИ).

Всего в исследовании на различных его этапах приняло участие 65 студентов, обучающихся по направлению подготовки «Журналистика».

Опытно-экспериментальная работа по теме диссертационного исследования осуществлялась в несколько этапов.

Первый этап исследования (2008 - 2010 гг.) предполагал изучение и сравнительный анализ лингвистической, философской, психолого-педагогической, речеведческой, методической литературы по теме исследования; уточнение терминологии исследования; описание функционирования жанра рецензии на литературное произведение в современной медиасфере; вычленение основных структурных составляющих данного жанра; формирование типологии рецензий на литературное произведение, опирающейся на критерии медиаканала и способа проявления авторской позиции в тексте. Результаты данного этапа исследования были представлены в докладах на XIII Международной научно-практической конференции «Риторика и культура общения в общественном и образовательном пространстве» (Москва, 2009) и IV Международной научно-практической конференции «Современная филология: теория и практика» (Волгоград, 2011), отражены в публикациях «Специфические особенности рецензии-аннотации» (2008), «Особенности взаимодействия автора и адресата сетевой любительской рецензии» (2009 г.), «Рецензия на литературное произведение как риторический текст» (2010 г.), «Тенденции к модификации и существующие разновидности рецензии на литературное произведение» (2011 г.).

Второй этап исследования (2010 - 2011 гг.) был направлен на поиск методических путей обучения студентов созданию текстов в жанре рецензии на литературное произведение. Данный этап включал проведение констатирующего эксперимента, направленного на определение начального уровня сформированности знаний студентов о структуре и функциях рецензии, и анализ его результатов; разработку программы дисциплины по выбору «Основы создания текста рецензии на литературное произведение»; описание ее целей, задач и содержания; определение способов внедрения элементов данной программы теоретического, аналитического и практического характера в существующую систему подготовки журналистов.

Третий этап исследования (2011 - 2012 гг.) предполагал апробацию методики опытного обучения. На этом этапе происходила корректировка методологической и инструментальной базы системы обучения; проведение обучающего эксперимента; уточнение и систематизация результатов опытного обучения.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что - проанализированы и описаны в контексте медиалингвистики особенности рецензии на литературное произведение;

предложена типология рецензий на литературное произведение (по критериям характера и специфики медиаканала и особенностям проявления авторского начала в тексте), охарактеризованы основные типы рецензий;

научно обоснована и экспериментально доказана необходимость формирования в системе коммуникативной подготовки журналиста умений ориентироваться в современной медиасфере и создавать тексты рецензий на литературное произведений с учетом специфики происходящих в медиасфере процессов;

разработаны алгоритмы анализа и создания вариантов рецензии, в основу которых положена характеристика содержания вариативной составляющей структуры рецензий различных типов;

предложена методика обучения студентов-журналистов созданию текстов рецензий на литературное произведение, в основе которой лежит анализ условий функционирования этого жанра в современной медиасфере; рассмотрение содержательных и структурных составляющих рецензии как медиатекста; построение текстов рецензий в соответствии с разработанными алгоритмами.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что

изучены основные тенденции эволюции жанров медиасферы (исчезновение ряда традиционных жанров; актуализация комбинированных жанровых форм; трансформация основных жанрообразующих признаков ряда жанров);

охарактеризована роль инвариантных и вариативных структурных составляющих рецензии на литературное произведение, описаны их функции;

уточнена терминология, применяемая в процессе анализа рецензии на литературное произведение («инвариант рецензии», «функциональные блоки инварианта рецензии», «нулевая форма представления субъекта»);

определена иерархия вариативных составляющих текста рецензии на литературное произведение;

доказана взаимосвязь развития речевых жанров в современной медиасфере с содержательным наполнением процесса обучения студентов-журналистов;

определены речеведческие основания методики формирования и развития умений студентов, обучающихся по направлению подготовки «Журналистика», анализировать и создавать тексты рецензий на литературное произведение.

Практическая значимость исследования состоит в том, что

разработана программа дисциплины по выбору «Основы создания текста рецензии на литературное произведение», отдельные элементы которой внедрены в содержание дисциплины «Риторика журналиста»;

уточнен состав профессионально значимых коммуникативных умений будущих журналистов, связанных с пониманием происходящих в современной медиасфере процессов и формированием способности создавать тексты рецензий с учетом их вариативной и инвариантной составляющих;

разработана система заданий, обеспечивающая формирование профессионально значимых коммуникативно-речевых умений будущих журналистов;

предложены планы занятий, включенных в дисциплину по выбору «Основы создания текста рецензии на литературное произведение», даны методические рекомендации по их проведению;

отобран и апробирован в опытном обучении комплекс дидактических средств (образцы рецензий на литературное произведение различных типов; схемы анализа текстов рецензий; алгоритмы создания рецензий на литературное произведение).

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена соответствием избранных методов поставленным целям и задачам исследования, предмету и объекту изучения; активным применением основных теоретических положений диссертации в практике обучения; достаточной репрезентативной выборкой на констатирующем и контрольном этапах эксперимента; апробацией методики опытного обучения в процессе подготовки студентов, обучающихся по направлению «Журналистика».

Апробация и внедрение результатов исследования происходили в 2010/2011, а также 2011/2012 учебных годах на филологическом факультете МПГУ, факультете социологии, психологии, менеджмента МОСПИ в процессе преподавания дисциплины по выбору «Основы написания текстов в жанре рецензии на литературное произведение» и дисциплины «Риторика журналиста»).

Положения, выносимые на защиту.

  1. Активность происходящих в современной медиасфере процессов, несмотря на существование инвариантной составляющей структуры рецензии, обусловливает существование разных вариантов данного жанра, в каждом из которых целенаправленно используются различные средства воздействия на адресата, присутствуют особые формы выражения авторской позиции, реализуются различные способы соотношения жанрово-структурных компонентов.

  2. Формирование у студентов профессионально значимых коммуникативно-речевых умений должно быть основано на активном внедрении в содержание программ обучения анализа процессов, происходящих в современной медиасфере и отражающих изменения в содержании и структуре речевых жанров, овладение которыми будет способствовать повышению уровня профессиональной подготовки журналистов.

  3. Обучение созданию текстов рецензий на литературное произведение является эффективным средством формирования важнейших профессионально значимых коммуникативно-речевых умений будущих журналистов, поскольку данный жанр активно функционирует в коммуникативном пространстве современной медиасферы и обладает разнообразием признаков и особенностей, которые зависят от специфики коммуникативной цели, особенностей адресата, характера медиаканала и других экстралингвистических факторов.

  4. Основу обучения студентов созданию рецензий на литературное произведение для различных средств массовой информации составляет рассмотрение особенностей функционирования жанра рецензии в современной медиа-сфере; текстовый анализ, направленный на выявление постоянных и вариативных структурных составляющих данного жанра с учетом их специфики; ак-

тивное применение студентами алгоритмов, сформированных на основании анализа содержательных и структурных компонентов рецензий, в процессе создания текста.

Структура диссертации включает Введение, три главы, Заключение, список литературы, 11 Приложений.

Рецензия как медиатекст

Поскольку жанры СМИ подвергаются непрерывному процессу трансформации, изучение структуры рецензии на литературное произведение может быть более продуктивным при использовании системного подхода к изучению рецензии как текста массовой коммуникации, продукта медиаречи.« Так, Э. Девитт описывала способность жанров СМИ к трансформациям следующим образом: «если текстам присуща такая особенность, как интертекстуальность, то жанры обладают похожей способностью к конвергенции. При изучении жанров необходимо принимать во внимание тот факт, что им свойственно перенимать формы тех жанров, с которыми они взаимодействуют» [Цит. по Kornetzki: 2009, 19]. В работе A. Kornetzki «Contrastive Analysis of News Text Types in Russian, British and American Business Online and Print Media» трансформации жанров объясняются непрерывным процессом их эволюции, которая происходит в результате реакции жанровой структуры на изменения условий существования системы СМИ: «Феномен жанров-гибридов является одним из шести основных признаков так называемого «медиаморфозиса»... Медиаморфозис предполагает постепенное возникновение нового жанра СМИ путем эволюции более ранней его формы. Тем не менее, старая жанровая форма исчезает не сразу, некоторое время она продолжает существовать, приспосабливаясь к новым условиям существования СМИ» [Kornetzki: 2009, 19].

Комплексное изучение медиаречи и ее продуктов - медиатекстов -началось в 90-х годах XX века. Данной проблеме были посвящены работы таких исследователей, как А. Белл, М. Монтгомери, Р. Фаулер, Н. Фейерклаф и др. В России значительный вклад в изучение особенностей медиаречи внесли Б. Я. Мисонжников, А. Н. Васильева, А. А. Волков, В. Г. Костомаров, Ю. В. Рождественский, Г. Я. Солганик, Д. Н. Шмелев и др. Целостная концепция функционирования медиаречи была представлена в работах Т. Г. Добросклонской.

Следует отметить, что существует множество подходов к определению медиатекста. Рассмотрим некоторые из них. Так, медиатекст может рассматриваться как продукт интеграции языковых, звуковых, графических, визуальных и других аспектов. В указанном контексте медиатекст рассматривался в работах. Я. r Н. Засурского: «Возникает новое»понятие медиатекста, сегодня медиатекст в каком-то смысле больше, чем текст. Это и графика, которую используют для того, чтобы сделать текст более разносторонним и более-точным, это и звуковое его воплощение, и связанность его с объектом рассмотрения, о котором идет речь. Медиатекст приобретает известные универсальные черты. Особенность-медиатекста в том, что он может быть включен в разные медийные структуры» [Засурский 2007: 18].

Существует иной подход к определению указанного понятия, при котором под медиатекстом понимается текст, обращенный к массовой аудитории и включенный в дискурс СМИ; он необязательно включает в себя несколько типов подачи информации: «Медиатекст - разновидность текста, принадлежащая массовой информации, характеризующаяся особым типом автора (принципиальное совпадение производителя речи и ее субъекта),

специфической текстовой модальностью (открытая речь, многообразное проявление авторского Я), рассчитанная на массовую аудиторию ... Медиатексты подразделяются на радио-, телевизионные, газетно-публицистические тексты, обладающие определенными особенностями, требующие дифференцирующего изучения. Однако они объединяются и общими чертами, обусловленными принадлежностью всех этих видов медиатекстов к массовой информации» [Солганик 2004: 14].

Подход к определению медиатекста, как текста, включенного в разные каналы СМИ и имеющего способность сочетать в себе графический, визуальный, вербальный, звуковой и др. аспекты, также наблюдается в англоязычной традиции медиалингвистики: «Определение медиатекста выходит за рамки традиционного взгляда на текст как на последовательность слов, напечатанных или написанных на бумаге. Понятие медиатекста гораздо шире: оно включает голосовые качества, музыку и звуковые эффекты, визуальные образы...» [Белл, цит. по Добросклонская 2008: 40]; «под . медиатекстом принято понимать .продукты \средств массовой информации І , " j (печатных, аудио и видео): сюжет, показанный по телевидению; статью в магазине или журнале; рекламу и так далее» [Wilson 2009: 107]. Наконец, существует подход, при котором одним из важнейших признаков медиатекста считается его вовлеченность в систему коммуникативных отношений: медиатекст является «структурной единицей журналистского творчества, вовлеченной в орбиту социально коммуникативных отношений и обладающей специфическими содержательно морфологическими характеристиками, самовыражающимися в определенных формах, именуемых журналистскими жанрами» [Антонова 2006: 14]; «Медиатекст представляет собой вербальное речевое произведение, созданное с целью осуществления опосредованной коммуникации в сфере средств массовой информации и характеризующееся явно выраженной прагматической А направленностью, основной целью которой является социальная регуляция»

Структурные особенности вариативной составляющей рецензии

Помимо инварианта, представляющего собой обладающую постоянством основу рецензии, в структуре ее текста можно выделить систему вариативных составляющих. Базис выделения вариативной составляющей структуры рецензии был представлен системой общего анализа медиатекстов, рассмотренной А.В. Федоровым, А.А. Новиковой, И.В. Челышевой, И.А. Каруна (традиция определения вида СМИ, категории сообщения, характеристики медиаязыка, особенностей выразительных средств, потенциального адресата медиатекста, цели медиасообщения, соответствие целей и средств данного медиатекста и т. д.), а также системой основных и особых элементов и компонентов, описанной в работах С.А. Минеевой. Под элементами структуры рецензии понимаются ее составляющие, воплощенные в языковой и речевой формах. К основным элементам текста рецензии были отнесены целевая установка; содержание и соотношение аргументативного, информативного и оценочного блоков. В качестве особых элементов были выделены языковые и речевые средства. Под компонентами же понимались те составляющие структуры текста рецензии, которые присутствовали в преобразованном виде, отчасти в элементах, отчасти в языковых, речевых и иных средствах выражения. Так, к основным компонентам текста рецензии были отнесены риторическая ситуация; тема; образ автора и аудитории (адресата). Среди особых компонентов были выделены лингвистические (семантические, прагматические, риторические, диалоговые, стилистические) и экстралингвистические (информационные, визуальные) коммуникативные стратегии, а также специфика композиции.

Выделение ряда вариативных составляющих структуры рецензии (основных и особых компонентов и элементов), составляющих ее основу, позволяет разработать продуктивные схемы анализа текстов рецензий на литературное произведение; выявить в различных вариантах жанра рецензии сходные модели функционирования вариативных составляющих; на их основании описать частные варианты данного жанра, а также создать алгоритм анализа рецензии, который может быть использован в процессе обучения.

Представим систему взаимодействия основных компонентов в структуре рецензии на литературное произведение в виде схемы (схема 2).

Данная схема демонстрирует взаимодействие адресата и адресанта (автора) текста, в основу которого положено обсуждение одной темы, в рамках риторической ситуации.Образ автора (адресанта).

Автор (адресант) текста (в т. ч. и рецензии) - это «говорящий, отправитель сообщения, порождающий высказывание, партнер коммуникации и т.д. В акте речевой коммуникации с автором связаны явные и скрытые цели высказывания, ориентация на коммуниканта, содержание, структура, модальность высказывания» [Ладыженская 1998: 6].

К обязательным характеристикам автора можно отнести, во-первых, осознанную потребность в общении и самореализации в нем, во-вторых, умение создавать «влиятельный текст», учитывая адресата и оказывая на него определенное воздействие.

Специфика автора образа автора заключается «в осознанном и ответственном использовании особого инструмента: влиятельного текста, в особой ситуации: диалоге, которые предполагает признание и уважение равноценности и равноправности адресата - субъекта той же самой риторической деятельности» [Минеева 2007: 20].

Отметим, что в текстах рецензий можно выделить две наиболее общие стратегии проявления авторского начала: так называемую нулевую форму представления субъекта [Муравьева 1990: 185], а также активное проявление авторской позиции. Подробно особенности образа автора рецензии будут рассмотрены во второй главе настоящего исследования.Образ аудитории (адресата).

Аудитория представляет собой совокупность людей, имеющих возможность воспринимать текст (в т. ч. рецензию) в процессе опосредованного или непосредственного (в электронной рецензии) общения с автором.

В процессе создания текста автор представляет образ потенциальной аудитории, поскольку это необходимо для планирования дальнейшей речевой деятельности, а также позволяет сформулировать ее целевую установку. «Образ аудитории - это представление, основанное на типологических чертах будущих участников общения» [Минеева 2007: 18].

Поиск информации о потенциальных адресатах, исследование их типологических характеристик, влияющих на поведение и отношения автора и адресата, представляет собой постоянный процесс. Знание особенностей предполагаемой аудитории обеспечивает более точный расчет управляемости процессом общения и влияния.

Тема риторического текста воплощается в таких его элементах, как «тезис» и «аргументация».

Существует множество определений понятия «тема». В самом общем виде можно говорить о теме как о «предмете изложения, изображения, исследования, обсуждения» или как о «постановке проблемы, которая предполагает отбор жизненного материала и характер обсуждения» [Минеева 2007: 25].

Понятие «тема» в тексте может быть определено следующим образом: «тема - выделенный сегмент в какой-то области жизненных явлений, исследований, изучения и т. п., из которого как основы, может быть выделен предмет взаимодействия автора и аудитории - тезис. Выбор автором риторического текста «проблемы» для рассмотрения и обсуждения в конкретной риторической ситуации и направленности и интенсивности влияния на аудиторию приводит к разработке тезиса» [Минеева 2007: 25].

Риторическая ситуация - это конкретная (по месту и времени) ситуация потенциального или реального вербального взаимодействия автора и аудитории на заявленную автором и согласованную с участниками общения тему. Обязательные признаки: наличие двух вступающих во взаимодействие сторон: автора и аудитории, их осознание необходимости содержательного вербального взаимодействия, обсуждение одной темы, понимание ее как общей, той, которая определяет содержательное поле взаимодействия.

Типология рецензий на литературное произведение по критерию медиаканала и специфики проявления авторской позиции

Типология рецензий на литературное произведение по критериям медиаканала и специфики проявления авторской позиции была выстроена на основании представления об основных и особых компонентах и элементах рецензии.

В основе любой рецензии лежит инвариант (информативный блок, аргументативный блок, оценочный блок, влияние на целевую аудиторию). Тексты же рецензий выстраиваются из основных и особых компонентов и элементов, содержание которых разнится в зависимости от типа аудитории, на которую ориентируется автор и задач самого автора. Чтобы создать методику обучения создания тексты рецензий на литературное произведение, нам нужно сформировать типологию рецензий, основанную на представлении о составляющих эти тексты основных и особых компонентах и элементах.

Определяющим компонентом является образ аудитории (роль образа аудитории была рассмотрена в работах В. В. Богуславской, Л. А. Земцовой). В зависимости от образа предполагаемой аудитории рецензент создает образ автора в тексте и определяет тип своего взаимодействия с адресатом. В зависимости от образа автора и аудитории определяется содержание информативного, аргументативного и оценочного блоков, их распределение по композиционным частям рецензии, отбор коммуникативных стратегий (средств влияния на аудиторию) и речевых средств и способов.

Таким образом, типологию рецензий на литературное произведение следует выстраивать, ориентируясь на образ предполагаемого адресата и особенности проявления авторского начала в тексте.

Среди жанрообразующих признаков, которые оказали наибольшее влияние на трансформации традиционной системы жанров периодической печати, особо следует выделить образ адресата, поскольку аудитория того или иного издания в немалой степени определяет функции того или иного жанра и его особенности. Издания «ориентируются на аудиторию ... конкретное издание существует и является рентабельным лишь до тех пор, пока у него существует своя аудитория и эта аудитория достаточно велика. Это означает только одно - анализируя журналистский текст и индивидуальные особенности автора, мы фактически анализируем определенные характеристики аудитории конкретного издания» [Богуславская 2007: 168].

Итак, образ предполагаемого адресата оказывает значительное влияние на речевое поведение автора рецензии; определяет цель, которую стремится реализовать автор, норму соотношения аргументативного, информативного и оценочного начал в тексте рецензии, композицию и используемые речевые средства. Кроме того, тенденция обращения к определённой аудитории формирует законы, по которым существует то или иное издание и которые в том числе связаны с актуализацией жанровых вариаций, более всего соответствующим характеристикам предполагаемого адресата.

Кроме того, ряд исследований в области медиалингвистики подтверждает, что одним из наиболее важных признаков медиатекста является его включенность в различные медиаструктуры (Т.Г. Добросклонская, Я.Н. Засурский, СИ. Сметанина, Г.Я. Солганик, А. Белл). Более того, специфика структурных и содержательных признаков медиатекста напрямую зависит от особенностей передающего медиаканала: «Каждый медиаканал, будь то газета, радио, телевидение или Интернет, во многом определяет форматные свойства и языковые средства» [Добросклонская 2005: 98].

Обратим внимание на то, что прослеживается связь между определенными типологическими признаками, послужившими основанием для выделения жанровых подтипов, и спецификой медиаканала, поскольку цели и задачи, которые преследует автор рецензии на литературное произведение, образ автора и образ предполагаемой аудитории, специфика взаимоотношений участников речевого контакта, соотношение информативной и аргументативно-оценочной составляющих в тексте рецензии, а также особенности ее композиции во многом определяются спецификой передающего канала (печатные СМИ, Интернет). Также следует отметить существующую взаимосвязь между специфическими особенностями медиаканала и характеристиками целевой аудитории. Так, например, целевая аудитория рецензий, публикуемых в газетах качественно-массового и массово-сенсационного характера, а также в популярных журналах, значительно

Степень ознакомления студентов-журналистов с жанровыми признаками рецензии, уровень готовности студентов-журналистов к написанию текстов в жанре рецензии на литературное произведение (итоги констатирующего эксперимента)

Для составления программы опытного обучения необходимо было установить уровень знаний студентов-журналистов о жанровых особенностях рецензии.

Констатирующий эксперимент проводился в 2009/2010 в ГБОУ ВПО МПГУ (25 студентов IV курса) ив 2010/2011 (14 студентов IV куРса НОУ ВПО МОСПИ, 26 студентов V курса ГБОУ ВПО МПГУ). Эксперимент предполагал анкетирование, основной целью которого являлось определение готовности студентов-журналистов к созданию текстов в жанре рецензии, а также анализ письменных работ студентов, которым было предложено написать рецензию на самостоятельно ими выбранное литературное произведение; этот вид работы был направлен на определение наличия коммуникативных умений, позволяющих создавать тексты рецензий.

В ходе проведения констатирующего эксперимента были поставлены следующие цели:1) определить степень знакомства студентов-журналистов с жанровыми признаками рецензии;2) выявить, имели ли студенты-журналисты опыт в области написания рецензий: 3) определить уровень готовности студентов к написанию текста в жанре рецензии на литературное произведение.

Предложенная студентам анкета предполагала следующие вопросы.1. Приходилось ли Вам когда-либо составлять тексты в жанре рецензии на литературное произведение?2. Знакомы ли Вы с теорией жанра рецензии?3. Разграничиваете ли Вы жанры отзыва и рецензии?4. При написании текста в жанре рецензии какую цель Вы бы прежде всего ставили перед собой?5. Нужно ли при написании рецензии учитывать медиаканал и целевую аудиторию? Почему?6. Должна ли рецензия стремиться к объективности? Обоснуйте свое мнение.7. Обязательны ли в рецензии элементы литературоведческого анализа первичного текста? Обоснуйте свое мнение.8. Укажите жанровые признаки рецензии.9. Допустимы ли, на Ваш взгляд, в рецензии элементы разговорного стиля, а также использование просторечий, жаргонизмов?

Степень подробности ответа определялась самими опрошенными. Варианты ответов были распределены по следующим категориям: опыт составления текстов в жанре рецензии; знакомство с теорией жанра; цели рецензии; необходимость знания целевой аудитории рецензии; стремление рецензии к объективности; необходимость присутствия элементов литературоведческого анализа в тексте рецензии; знание жанровых признаков рецензии; отношение к использованию в рецензии элементов разговорного стиля.

Проанализируем результаты анкетирования с целью определения степени ознакомления студентов-журналистов с жанровыми признаками рецензии. Опыт составления текстов в жанре рецензии. Из числа опрошенных студентов-журналистов 60% имели опыт составления текстов в жанре рецензии.

Знакомство с теорией жанра. 72 % опрошенных отметили, что знакомы с жанровыми особенностями рецензии.Цели рецензии. Студенты-журналисты выделили следующие основные цели рецензии (ряд опрошенных указывал несколько целей): объективная оценка произведения (56%); выражение личного отношения к произведению (22%); привлечение внимания предполагаемого читателя к произведению (43%); реализация информативной функции в рецензии (37%). Необходимость определения целевой аудитории рецензии. 95% опрошенных подчеркнули необходимость учитывать целевую аудиторию рецензии. іцм , Стремление рецензии к объективности. 83% опрошенных отметили, что рецензия должна быть объективной. 17% опрошенных отметили, что объективность не всегда может быть достигнута. Необходимость присутствия элементов литературоведческого анализа в тексте рецензии. 30% опрошенных указали на необходимость присутствия элементов литературоведческого анализа в тексте рецензии. 70% опрошенных отметили, что литературоведческий анализ (или его элементы) в рецензии необязательны, его наличие в тексте зависит от целей адресанта. Знание жанровых признаков рецензии. 23%) опрошенных указали жанровые признаки рецензии. Отношение к использованию в рецензии элементов разговорного стиля. 64% опрошенных отметили, что элементы разговорного стиля могут быть использованы, если того требуют цели, которые ставит перед собой рецензент. Проведенный эксперимент позволил нам сделать следующие выводы: 1. Более 70% из числа опрошенных студентов-журналистов указали на необходимость аргументации и стремления к объективности в рецензии, 56% отметили, что объективная оценка произведения является одной из важнейших целей рецензии, но при этом 70% опрошенных указала на необязательность литературоведческого анализа или его элементов в рецензии, что свидетельствует о недостатке знаний о принципах литературоведческого анализа у студентов-журналистов. 2. 72% опрошенных отметили, что им известны основные жанровые признаки рецензии, 60% опрошенных имели опыт написания рецензий, но при этом только 23% смогли перечислить композиционные элементы рецензии, что свидетельствует о недостаточной осведомленности студентов-журналистов (в том числе тех, кто имеет опыт написания рецензий) о жанровых признаках рецензии. 3. Большинство студентов-журналистов (95%) отметили необходимость знания предполагаемого образа адресата, и указали на то, что рецензия і і" должна воздействовать на определенную аудиторию, тем не \ менее, при создании текстов студенты не прогнозируют особенности образа предполагаемой аудитории, в связи с чем им не удается сформировать содержание структурных компонентов и элементов рецензии таким образом, чтобы она оказывала определенное воздействие. Второй этап констатирующего эксперимента был направлен на определение уровня готовности студентов-журналистов к созданию текста в жанре рецензии на литературное произведение, а именно на определение наличия умений, позволяющих создавать тексты указанного жанра. Студентам было предложено написать рецензию на выбранное ими самостоятельно произведение. Были определены следующие критерии анализа работы студентов: 1. Соответствие инварианту (наличие информативного, аргументативного, оценочного функциональных блоков, реализация воздействующей функции).

Похожие диссертации на Методика обучения студентов-журналистов рецензии как жанру современной медиасферы