Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности Гурова Валерия Яковлевна

Методика лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности
<
Методика лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности Методика лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности Методика лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности Методика лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности Методика лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности Методика лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности Методика лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности Методика лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности Методика лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гурова Валерия Яковлевна. Методика лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Орел, 2002 332 c. РГБ ОД, 61:03-13/188-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Уроки словесности в школе и их значение для языкового и эстетического развития учащихся 15

1. Учебный предмет «Словесность»: история становления и современное состояние 15

2. Формирование и развитие языковой личности как цель преподавания словесности в современной школе 31

2.1. Личность и ее деятельностный аспект 31

2.2. Речевая деятельность личности 34

2.3. Концепция языковой личности. Модель языковой личности 40

3. Анализ констатирующего эксперимента 46

3.1. Методика и условия проведения констатирующего эксперимента 46

3.2. Анализ результатов первого этапа констатирующего эксперимента (анкетирование учащихся 5, 9, 10-х классов) 51

3.3. Анализ результатов второго этапа констатирующего эксперимента (лингвоэстетический анализ поэтического текста учащимися 5, 9, 10-х

классов) 53

Выводы 71

Глава 2. Система работы по лингвоэстетическому анализу поэтического текста на уроках словесности в школе 75

1. Лингвоэстетический анализ художественного текста как средство формирования и развития языковой личности на уроках словесности в школе 75

1.1. Предметно-дидактические основы лингвоэстетического анализа поэтического текста 75

1.2. Принципы и методы лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности 91

2. Психолого-педагогические предпосылки методики лингвоэстетического анализа художественного текста на уроках словесности 102

3. Модель лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности 112

.4. Содержание и анализ результатов обучающего эксперимента в 5, 9 и 10

классах. Методические рекомендации 136

4.1. Методика и условия проведения обучающего эксперимента 136

4.2. Содержание и анализ результатов обучающего эксперимента в 5 классе 142

4.3. Содержание и анализ результатов обучающего эксперимента в 9 классе 154

4.4. Содержание и анализ результатов обучающего эксперимента в 10 классе 168

Выводы 186

Заключение 189

Список цитируемой и упоминаемой литературы: 194

Приложение 214

Введение к работе

Современные тенденции в развитии российского образования обусловлены процессом гуманитаризации и демократизации нашего общества, повышением внимания к проблемам духовного, нравственного, этического, эстетического развития личности. Важнейшим средством пробуждения самосознания ребенка, стимулом его духовного развития, согласно отечественной дидактической традиции, является обучение родному языку, составляющему основу национально-культурной самоидентификации личности.

Формирование и развитие языковой личности представляется координирующей целью современного филологического образования в школе. Овладение языком, постижение результатов словесного искусства (художественных текстов), обучение творческому употреблению родного языка становится главным в содержании уроков словесности. Проблема целостного анализа художественного текста на уроках словесности получила глубокое теоретическое развитие и практическое воплощение в трудах классиков отечественной филологической науки, а также исследованиях ученых-методистов XIX и XX века. Однако дидактико-методические поиски значительно отставали от теоретических. В школьной практике не нашли достаточной реализации достижения отечественной филологии в области изучения структуры художественного текста, природы словесного образа, специфики художественно-образного речетворчества (Ф.И. Буслаев, Л.В. Щерба, К.Д. Ушинский, A.M. Пешковский, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, М.М. Бахтин, Ю.Н. Тынянов, Б.М. Эйхенбаум, Ю.М. Лотман, Б.А. Ларин, Д.И. Шмелев).

Не увидели должного отражения в учебной практике продуктивная теория А.А. Потебни о внутренней форме слова, идеи о символизме языка, концепция целостного лингвоэстетического анализа художественного текста профессора Б.А. Ларина, его мысль о приведении к сознанию читателя языковой структуры текста как единораздельной цельности, подчиненной задачам художественного постижения и образного воплощения действительности. Обладая большой объяснительной силой, данные идеи позволяют более строго определить методологическую базу словесности в школе, а также поставить вопрос о разработке соответствующей методической стратегии и тактики, обеспечивающей решение задачи обучения лингвоэстетическому анализу художественного текста в современной школе.

Методика лингвоэстетического анализа художественного текста на уроках словесности базируется не только на трудах ученых-лингвистов (И.Р. Гальперин, И.В. Арнольд, З.Я. Тураева, Г.В. Колшанский). Она опирается на работы в области психологии (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.И. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя), исследующие механизмы порождения, восприятия и закономерности формирования речи, процессы взаимодействия читателя и художественного текста, особенности влияния работы с текстом на формирование и развитие языковой личности, ее творческих способностей.

В психолого-педагогическом и лингводидактическом плане модель обучения лингвоэстетическому анализу художественного текста на уроках словесности ориентирована на функционально-семантический подход в изучении родного языка, на законы восприятия личностью произведения словесности, реализуемые в учебно-практической деятельности. Такой тип занятий позволяет осуществить переход от традиционной репродуктивной деятельности к исследовательской и творческой, от коллективной и фронтальной - к индивидуальной и личностно мотивированной, внедрить особую форму урока-диалога, урока-коммуникации, сотворцом которого становится ученик.

Как показывает практика проведения уроков словесности в школе, наибольшую трудность для учителя и учащихся в качестве объекта изучения представляет поэтический текст, обладающий сложной идейно-тематической, структурной и ритмической организацией, «концентрированной» образностью, многозначностью мира лирического субъекта и форм его выражения, «словесной сгущенностью» и языковой «символичностью». В этой связи разработка проблемы лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности приобретает особую актуальность. Сегодня действует несколько концепций и программ словесности для средней и старшей школы (СИ. Львовой, Р.И. Альбетковой, А.И. Власенкова, Н.М. Шанского, А.И. Горшкова). Современные концепции по словесности существуют в рамках сформировавшихся общих лингвометодических концепций: лингвоцентрической, логоцентрической и антропоцентрической. На наш взгляд, именно антропоцентрическая концепция является наиболее адекватной целям и задачам преподавания словесности, поскольку центром в ней выступает языковая личность, ее «речевые и мыслительные способности порождать и воспринимать речевые высказывания» (В .И. Кодухов), а единицей обучения становится текст.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена:

1) сложностью психофизиологической природы и структуры языковой личности, недостаточной определенностью путей ее формирования;

2) ключевой ролью преподавания словесности в духовном, интеллектуальном, эстетическом и творческом развитии учащихся;

3) недостаточной разработанностью методики целостного анализа художественного (поэтического) текста в существующих концепциях и программах курса словесности.

Объектом исследования является процесс обучения учащихся 5, 9 и 10-х классов лингвоэстетическому анализу художественного (поэтического) текста. Предметом исследования выступают:

1) условия и факторы формирования и развития языковой личности на уроках словесности;

2) Психофизиологические аспекты восприятия, понимания и интерпретации художественного текста учащимися;

3) эффективность методики лингвоэстетического анализа поэтического текста (методы, приемы, система заданий и упражнений) для формирования и развития языковой личности учащихся.

Цель исследования - разработка научно обоснованной методики лингвоэстетического анализа поэтического текста (с учетом его лингвопоэтических, дидактических, коммуникативных свойств) на уроках словесности.

Реализация поставленной цели потребовала в процессе исследования решения следующих задач:

1) уточнить предмет русской словесности на основе рассмотрения дореволюционной и современной практики преподавания данного учебного курса;

2) проанализировать и обобщить концепции развития личности, представленные в современной лингвистике, психологии, дидактике и методике, а также ключевые научные положения лингвистики текста, лингвистической поэтики, филологической герменевтики для определения теоретических основ методики лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности;

3) определить содержание основных элементов лингвоэстетического анализа поэтического текста в школе в свете отечественной филологической традиции и современной концепции филологического образования с учетом существующих стратегий и программ по словесности;

4) проанализировать наличие и содержание знаний, умений и навыков школьников, проявляющихся в анализе художественного текста (констатирующий эксперимент);

5) осуществить дидактическую конкретизацию модели языковой личности, определить ее количественные и качественные показатели, исследовать характер сформированности и уровень развития языковой личности учащихся 5, 9, 10 классов;

6) разработать программу экспериментального обучения лингвоэстетическому анализу поэтического текста и систему уроков словесности, обеспечивающих формирование и развитие языковой личности школьника;

7) проверить эффективность и целесообразность экспериментальной методики в школе, сделать выводы.

На основе объекта, предмета и цели исследования была определена его гипотеза: использование в школьной практике преподавания русской словесности методики лингвоэстетического анализа поэтического текста, опирающейся на дидактическую конкретизацию и синтез филологических традиций и достижений лингвистической науки, предполагающий ориентацию на «разумно жизненные» (А.Ф. Лосев) постижения смысла произведения как единораздельной цельности, учет суггестивности и символичности художественного слова, позволит активизировать и оптимизировать процесс формирования и развития языковой личности школьника, скоординировать его речевую деятельность и реализовать творческий потенциал ученика, будет содействовать накоплению знаний, умений и навыков, необходимых для эмоционально-интуитивного, рационально-логического и художественно-творческого постижения произведения художественной словесности.

Методологической основой диссертационного исследования является динамический системный подход к изучению реальной действительности, основанный на принципе внутреннего единства бытия и сознания, предполагающего непосредственное проникновение, переживание, внерациональную рефлексию этого единства в качестве основания мышления. Данный подход базируется на синтетических концепциях интуитивного познания, созданных Н.О. Лосским и С.Л. Франком, и учении имяславия, разработанном А.Ф. Лосевым в контексте диалектической методологии. В качестве методологической основы исследования рассматривались также педагогические, дидактические и филологические положения о гуманитаризации образовательного процесса в современной школе, о необходимости филологического сближения школьных курсов русского языка и литературы и внедрении в учебную практику курса словесности, о формирование личностно-ориентированной образовательной парадигмы, о путях развития языковой личности и ее духовном становлении в результате овладения умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через его языковую ткань.

В соответствии с характером гипотезы, цели и задач были использованы следующие методы исследования:

1) историко-теоретический (анализ и синтез научной и методической литературы по проблеме диссертационного исследования);

2) статистический (анализ устных ответов учащихся, анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение за процессом обучения, анализ результатов деятельности учащихся 5, 9 и 10-х классов, двухэтапный констатирующий мониторинг, промежуточный, контрольный, постэкспериментальный срез, сравнительно-сопоставительный анализ итогов исследования учебной деятельности школьников);

3) контрольный (выявление эффективности разработанной методики лингвоэстетического анализа поэтического текста).

Ведущим методом исследования в работе явился индуктивно-дедуктивный, т.к. он основан на наблюдении, анализе, классификации и последующем синтезе исследуемых явлений.

На защиту выносятся следующие положения:

1) применение методики лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности отвечает задачам личностно ориентированного обучения в современной школе, обеспечивает формирование прагматико-мотивационной, ценностной сферы сознания учащихся, является одним из наиболее эффективных путей развития языковой способности учащихся, включающей наряду со способностью к говорению и способность к пониманию;

2) лингвоэстетический анализ поэтического текста предполагает отказ как от «атомарного», поуровневого расчленения текста, разрушающего его художественную системность и целостность, так и от исследовательского импрессионизма, не учитывающего объективной образно-речевой природы художественного текста, представляющего собой наиболее полную реализацию креативных возможностей языка;

3) условием эффективности и результативности использования методики лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности является учет психофизиологических особенностей восприятия, понимания и интерпретации текста учащимися, опоры на общие принципы анализа художественного текста - принципы системности, дополнительности, восхождения (Б.Г. Бобылев), применение методов и приемов анализа текста — лингвистического комментирования, метода «филологического круга», метода межтекстового анализа и лингвистического эксперимента;

4) учебно-практическая деятельность на уроке словесности, посвященном анализу текста, должна носить системный, последовательный, поэтапный характер, включая в себя подготовку к восприятию, первичное восприятие, проверку качества первичного восприятия, анализ текста с использованием заданий синтетического характера, творческие виды работы с текстом (сочинения-комплексный анализ поэтического произведения). Этот вид занятий содержит и такие инвариантные компоненты как информационно- теоретический, лингворечевой и творческий (чтение и обучение выразительному чтению, лингвоэстетический анализ и работа с художественно- изобразительными средствами, творческие задания к тексту).

Данное исследование носит теоретико-экспериментальный характер и проводилось в течение 6 лет (с 1996 по 2002 год) в три этапа. В нем приняло участие 1230 учащихся и более 100 преподавателей г. Орла и Орловской области. Ученики, обучающиеся по экспериментальной программе, регулярно являлись победителями областного конкурса «Любители русской словесности», занимали первые места в областных олимпиадах по русскому языку и литературе в 1998-2000 году, стали победителями Всероссийской олимпиады по русскому языку (2001 год, 3 место, 11 класс) и литературе (2001 год, 3 место, 10 класс), лауреатами Всероссийской олимпиады по литературе в номинации «Анализ художественного текста» (2000 год, 1 место, 11 класс).

На первом этапе (1996-1997 г.г.) была определена область исследования, проводилась теоретическая подготовка эксперимента (анализ научной и учебно-методической литературы), наблюдение за учебным процессом и работой с художественным текстом по традиционной методике в школах г. Орла и Орловской области, формулирование гипотезы, выбор вида эксперимента и его планирование, подбор и подготовка испытуемых (контрольные и экспериментальные классы) и экспериментаторов, проведение констатирующего среза. Констатирующий эксперимент проводился на базе 5, 9 и 10-х классов школ г. Орла и Орловской области. Выбор этих классов был обусловлен рядом факторов. Значительную часть программ по литературе для 5, 9, 10 классов составляет лирика второй половины XIX века, вопросы анализа которой недостаточно разработаны в теоретической науке и методике (по сравнению, например, с «золотым» веком русской поэзии). Между тем, именно в данный период формируется жанр лирического фрагмента, представляющий особую трудность для восприятия школьников из-за необыкновенности разрастания поэтического подтекста. Кроме того, обучение детей данного возраста (первая и последняя ступень среднего звена и начало старшего) лингвоэстетическому анализу художественного текста позволяет найти эффективные методы, реализовать общедидактические принципы развивающего обучения, преемственности, системности, накопления знаний, умений и навыков, а также частные принципы лингвоэстетического анализа (принцип системности, дополнительности и восхождения).

На втором этапе (1997-2001 г.г.) были намечены конкретные методические пути экспериментальной проверки разработанной программы опытного обучения на уроках словесности в 5, 9, 10-х классах школ г. Орла и Орловской области, проходил сам процесс обучения и проводились серии текущих (промежуточных) срезов, разрабатывались способы объективной оценки результатов предлагаемой методики.

На третьем этапе (2001-2002 г.г.) завершилась опытно-экспериментальная работа, проводились итоговые и постэкспериментальные срезы, сопоставлялись результаты обучающего эксперимента и формулировались выводы.

Научная новизна исследования заключается в том, что 1) осуществлена методическая конкретизация теоретических и методологических исследований в области филологии, теории текста, языка художественной литературы, эстетики, теории речевой деятельности применительно к потребностям и условиям средней школы; 2) раскрыто дидактико-методическое и интегрирующее содержание понятия «лингвоэстетический анализ художественного текста» и обоснована необходимость его включения в школьную систему филологического образования; 3) разработана научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая модель лингвоэстетического анализа поэтического текста для курса словесности; 4) создана система уроков словесности для 5, 9, 10-х классов, посвященная лингвоэстетическому анализу поэтического текста; 5) практически освоены идеи целостного лингвоэстетического анализа художественного текста и последующего синтеза как условия адекватного восприятия и понимания произведений словесного искусства школьниками.

Теоретическая значимость состоит:

1) в определении взаимосвязи степени языкового (речевого) развития ребенка со степенью его готовности и уровнем сформированности умений воспринимать, понимать и создавать текст;

2) в разработке прагматико-мотивационной модели языковой личности с учетом современной образовательной ситуации в школе; 3) в актуализации прагматико-мотивационной модели языковой личности с учетом путей ее формирования и развития в школе; 3) в разработке диагностических заданий, определяющих уровень развития языковой личности учащихся 5, 9, 10-х классов и раскрывающих характер восприятия, анализа, понимания и интерпретации поэтического произведения школьниками; 4) в исследовании и систематизации психолого-педагогических предпосылок методики экспериментального обучения; 5) в создании программы и модели экспериментального обучения, разработке системы уроков словесности, методов и приемов обучения лингвоэстетическому анализу поэтического текста, типологии заданий, упражнений, вопросов в русле исследуемой методики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что 1) разработанная методика позволяет качественно изменить уровень и характер восприятия, понимания и интерпретации поэтического текста учащимися 5, 9 и 10 класса, влияет на формирование и развитие языковой личности школьников; 2) предложенная методика внедрена в практику учителей-словесников г. Орла и Орловской области; 3) научно-практические выводы могут быть учтены при создании программ по словесности, литературе, русскому языку, учебных пособий, дидактических материалов для учителей и учащихся, 4) предложенная система уроков анализа поэтического текста может быть использована в качестве исходной модели для дальнейших методических разработок.

Достоверность и обоснованность проводимого исследования, его результатов и выводов обеспечивается опорой на достижения современной лингвистической, психолого-педагогической и методической наук, совокупностью используемых методов, достаточным количеством испытуемых, а также положительными результатами экспериментального обучения.

Результаты исследования апробированы на научно-практических конференциях областного, российского и межгосударственного уровня, в работе творческой лаборатории «Текстовое пространство», областной экспериментальной площадки «Школа-лаборатория гуманитарного образования», на занятиях в ООИУУ, в руководстве курсовыми работами студентов факультета начального обучения, в деятельности школы для одаренных детей «Интеллект», в методической работе с учителями города и области, на педагогических чтениях, педсоветах и заседаниях методических объединений преподавателей русского языка и литературы.

Апробация. Материалы исследования использованы для выступления на региональных конференциях в г. Орле (1997, 1998, 2000), Всероссийской конференции (Орел, 2001), Межгосударственной научно-практической конференции (Иваново, 2001), районных, городских и областных методических объединениях учителей русского языка и литературы г. Орла и Орловской области, на курсах в Орловском областном институте повышения квалификации учителей в 1996-2002 г.г. Основные идеи, положения и результаты проведенного диссертационного исследования содержатся в 6 публикациях (общий объем - 8,19 п.л.).

Структура диссертации.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка цитируемой и упоминаемой литературы и приложения.

Учебный предмет «Словесность»: история становления и современное состояние

Словесность как учебная дисциплина преподавалась в России в XIX и начале XX века. И тогда не было единой точки зрения на содержание, цели и методику школьных курсов, в названии которых фигурировало понятие «словесность». Общность объекта исследования - письменного текста, объединила в русле словесности многие филологические дисциплины. Уже к 1807 году А. Никольский попытался «совокупно представить грамматику, риторику и поэтику, дабы все, относящееся к словесности, передаваемо было по одинаковой системе», а обучение предложил строить на материале русской литературы, «обращая притом внимание не только на красоту слога, но и на содержание приводимых примеров, дабы учащиеся, образуя вкус свой в словесности, могли приобрести вместе и нравственные добрые качества» [Никольский, 1823: 1-2].

В середине XIX века в организации курсов словесности наметились два направления: создавались курсы, построенные в логике литературоведческого подхода (расположение материала по жанрам литературы в работах А.Н. Чудинова (1874), П. Случевского (1857)) и курсы, построенные в логике лингвистического анализа (наблюдение за языковыми особенностями художественных произведений). Последнее направление получило воплощение в курсе теории словесности, идеи которой выражены в работах В. И. Водовозова (1868), В.А. Лебедева (1877).

Для последней четверти XIX - начала XX века было характерно кризисное состояние теории словесности, что, по мнению В.П. Острогорского (1885), выражалось в шаткости этого учебного предмета, неопределенности самых требований от учащих и учащихся и крайнем разнообразии взглядов на дело со стороны лиц даже компетентных. Сам В.П. Острогорский выступал за уравновешивание лингвистического и литературоведческого подходов к анализу художественного произведения на уроках словесности, за усиление эстетического и литературного образования школьников и систематизацию сведений о законах создания художественных творений словесного искусства.

К началу XX столетия в концепции теории словесности намечаются два направления: трансформационное и риторическое. Первое направление, внутри которого наблюдались противоречивые тенденции, было ориентировано на движение от речеведческого курса в сторону историко-литературной и литературоведческой дисциплины. В одних работах предлагалось заменить теорию словесности основами психологии художественного творчества, преподавание родного языка и словесности свести к критически-воспитательному чтению, игнорируя при этом слово и форму, в других, наоборот, стремиться к эстетическому развитию учащихся посредством образного, выразительного родного языка (М. Семенов, П.С. Коган). В некоторых учебниках и рекомендациях перестройка курса словесности сводилась к замене слова как предмета изучения мыслью, набором логических категорий (П. Дворников, П.И. Житецкий, Ю.Н. Верещагин). Предлагая трансформировать курс теории словесности, Л.И. Поливанов и А.Д. Алферов указывали на необходимость соединения теоретического и практического усвоения курса, усиления внимания к творческой деятельности учащихся, работе над слогом.

Последней попыткой пересмотреть содержание курса теории словесности стал учебник Д.Н. Овсянико-Куликовского «Теория поэзии и прозы. (Теория словесности)» (1923). Методическая позиция книги определялась мыслью о том, что преподавание «теории словесности» необходимо связать с преподаванием элементарной психологии, логики и синтаксиса родного языка. Смена традиционного названия курса объясняется автором тем, что содержание предмета сводится к тому, «чтобы показать, как наши «образы» развиваются в поэзию, а наши «понятия» - в прозу».

Д.Н. Овсянико-Куликовский выделил следующие задачи «теории поэзии и прозы»: 1) классификация умственной деятельности человечества, являющееся суррогатом философского объединения знаний, усваиваемых в средней школе; 2) рационально поставленное преподавание «теории, поэзии и прозы» содействует развитию самосознания, что открывает путь к самоанализу, рефлексии, развитию вкуса к сознаванию и постижению собственных функций; 3) «теория поэзии и прозы» призвана подвести итоги пройденного материала других предметов, являясь повторительным курсом; 4) курс теории поэзии и прозы должен стать регулятором чтения. Автор предлагает и пути реформирования преподавания «теории поэзии и прозы»: сократить и упростить содержание курса путем выведения из него таких, например, понятий как «описание» и «повествование», сведений о некоторых жанрах; ограничить курс основными положениями: образ и понятие как характеристики поэтического и прозаического мышления, классификация видов поэзии и прозы, классификация форм поэзии и прозы, методы и приемы поэтического и прозаического творчества, формы поэзии и прозы; «преподавание «теории поэзии и прозы» должно быть поставлено так, чтобы ученикам и в голову не приходила нелепая мысль, будто их хотят научить, как следует писать «сочинения»; сделать содержание курса наукообразным, но не научным, то есть сделать научные сведения доступными возрасту, уровню развития учащихся и согласуемыми с материалом фактических знаний.

Формирование и развитие языковой личности как цель преподавания словесности в современной школе

Педагогика как область человеческой деятельности включает в свою

структуру субъекты и объекты процесса. В традиционной педагогике ребенку отводится роль объекта, который становится предметом педагогического воздействия. Главной целью этой системы является подготовка ребенка к жизни, а педагогической проблемой — что и как формировать у него для достижения этой цели.

Современная педагогика вносит коррективы в данную схему: ребенок -не предмет, а активный субъект учебной деятельности, личность, наделенная способностями к самоопределению и самореализации. Такая позиция выдвигает новые вопросы: кто есть ребенок как целостная личность, какие структуры определяют его субъектные позиции, какие качества следует у него развивать. Педагогическая концепция субъектно-субъектных отношений требует внедрения в практику новых образовательных технологий, которые можно определить общим понятием «личностно-деятельный подход», сформулированным в педагогической психологии в середине 90-х годов XX века. Основы личностно-деятельного подхода были заложены в работах выдающихся отечественных психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривается как активный субъект деятельности, формирующийся в общении с другими людьми. Личностный компонент ориентируется на мотивы, цели, способности, адаптацию, уровень коммуникативности и притязаний, самооценку и другие особенности личности. Учет национальных, половозрастных, индивидуально-психических и статусных особенностей обучающегося в условиях личностно-деятельностного подхода осуществляется через организацию процесса обучения, содержание и форму учебных заданий, через характер общения с учеником. Данный подход подразумевает установку на формирование и дальнейшее развитие психики обучающегося, его познавательных процессов, личностных качеств и деятельностных характеристик.

Классическая отечественная теория личности, предложенная СВ. Рубинштейном, подчеркивает, что личность - это способность человека занимать определенную позицию, духовно (психологически) ориентироваться. Нужно отметить, что понятие личности не исчерпывается набором качеств и свойств, поскольку «реальным базисом личности человека является совокупность его общественных отношений к миру, но отношений, которые реализуются, а они реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей» [А.Н. Леонтьев, 1983: 201], находящихся в состоянии соподчиненности, порождаемой ходом их развития. Формирование, развитие и становление личности, осознание собственного «я» возможно лишь в условиях этих «многообразных деятельностей».

Традиционно деятельность рассматривают как процесс, включающий три стороны: мотивационную, целевую и исполнительную. Субъективность, структурность и направленность (предметность) отличают всякую человеческую деятельность. Предметность деятельности выражается в ее социальной обусловленности. Субъективность деятельности отражена в активности субъекта: интериоризация опыта, направленность и избирательность деятельности согласно потребностям, установкам, эмоциям, целям и мотивам, присутствие личностного смысла.

Утвердившаяся в отечественной психологической науке трактовка деятельностного подхода к личности обогащает свой эвристический потенциал за счет современных исследований в области теории деятельности: сталкиваясь в своей деятельности с проблемой, требующей разработки нового способа действий, человек будет не только изменять исходных образ проблемной ситуации, «переструктурировать» ее, но и стремиться к пониманию этого нового способа, а, значит, по сути, воспроизводить процесс разработки изучаемого способа. Процесс присвоения новой способности есть активное творение, творение идеальной формы для себя как субъекта деятельности. Традиционное мнение о ведущей возрастной деятельности дополняется идеей о том, что развитие психики должно связываться не только с развитием отдельных деятельностей, а и с развитием их системы, то есть в комплексе.

Личностно-деятельностный подход является основой организации образовательного процесса, который, в свою очередь, включает две составляющие: обучение (целенаправленная последовательная трансляция опыта) и учение (учебная деятельность, «овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий» [Зимняя, 1997:251]). Учебная деятельность не тождественна только усвоению, она определяется «мотивами собственного роста» (И.А.Зимняя). Учебная деятельность осуществляется через различные средства: интеллектуальные действия или мыслительные операции (анализ, синтез, дифференциация, обобщение, классификация), знаковые, вербальные, языковые средства (форма усвоения знаний, рефлексирование и воспроизведение индивидуального опыта). Выделяют также и способы учебной деятельности (репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные и так далее).

Лингвоэстетический анализ художественного текста как средство формирования и развития языковой личности на уроках словесности в школе

Текст - одно из сложнейших понятий гуманитарно-философского мышления, являющееся базовым для целого ряда наук. Текст является объектом изучения в эстетике, психологии, философии, логике, герменевтике, лингвистике, литературоведении, лингводидактике, словесности.

В области лингводидактики текст рассматривается как «продукт, результат речевой деятельности, произведение речи - устное или письменное... по объему больше одного предложения. Текст, как правило, обладает единством темы и замысла, относительной законченностью, внутренней структурой — синтаксической (на уровне сложного синтаксического целого и предложений), композиционной и логической» [Львов, 1988: 206]. В методике преподавания языка текст выступает и в качестве единицы обучения, являясь основой осознания и усвоения норм родного языка и коммуникативных качеств речи.

Существующие программы по русскому языку для средней школы в целом определяют текст как законченное высказывание и связную речь. Поэтому закономерно включение понятия о тексте в программе по стабильным учебникам русского языка (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Григорян Л.Т., Бархударов С.Г., Крючков СЕ.) в раздел «Развитие связной речи». Ведущий специалист по проблемам методики развития речи Т.А. Ладыженская отмечает, что текст понимается в методике как результат речевой деятельности, чаще применительно к письменному высказыванию. Опираясь на исследования современной лингвистики, автор приходит к выводу: текст представляет собой коммуникативную единицу высшего ранга, большую, чем одно предложение, и характеризующуюся связностью и цельностью [Ладыженская, 1991: 190]. Традиционная программа основные сведения о тексте представляет в курсе 5 класса: «Понятие о тексте и его частях. Лексические и грамматические средства связи частей текста. Тема (широкая и узкая) и основная мысль текста; простой план». В дальнейшем знания о тексте (6-9 класс) расширяются за счет сведений о стилях, типах речи и ориентированы на совершенствование содержания и языкового оформления своего текста в соответствии с изученным языковым материалом. Программа под редакцией В.В. Бабайцевой также относит понятие текста к разделу «Развитие связной речи». В пособии «Русская речь» Е.И. Никитиной, входящей в учебный комплекс В.В. Бабайцевой, текст характеризуется как «сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически».

Представление о тексте в рамках изучения русского языка в старших классах опирается на комплекс знаний, умений и навыков, полученных в среднем звене. Поэтому программа А.И. Власенкова «Русский язык. 10-11 классы» рассматривает текст как произведение речи и результат речевой деятельности. В учебном пособии для 10—11 классов общеобразовательных учреждений А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой, соответствующем данной программе, понятие «текст» определяется следующим образом: «Текст - это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения соединены по смыслу и грамматически. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная); смысловая цельность, относительная законченность. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, книгой» [Власенков, Рыбченкова, 1998: 141].

Программы, учебные пособия и книги по словесности, предлагая дефиниции понятия «текст», исходят из лингвистической традиции, и в тоже время выводят его понимание на общегуманитарный, филологический уровень.

Текст интерпретируется как результат речевой деятельности и словесного творчества.

Работа с текстом на уроках словесности в школе предполагает как наличие у учащихся знаний о структурно-лингвистических свойствах текста как модели, так и создание самостоятельных текстов (в устной и письменной форме, различных по функционально-стилистической направленности) самими школьниками (с последующим анализом и самоанализом), а также и непосредственный анализ образцовых текстов, и, прежде всего, текстов художественных. В центре внимания нашего исследования будет находиться художественный текст (вторичная моделирующая система), сочетающий в себе способность отражения объективного мира (что свойственно для естественного языка) и авторский вымысел, текст как процесс и результат речевой деятельности, позволяющей формировать и развивать языковую личность. Учебным задачам нашего исследования наиболее соответствует позиция И.Р. Гальперина: «Текст представляет собой снятый момент языкового творческого процесса, представленного в виде конкретного произведения» [Гальперин, 1977: 524].

Существуют различные трактовки понятия «художественный текст». «Художественный текст - это эстетическое средство опосредованной коммуникации, цель которой есть изобразительно-выразительное раскрытие темы, представленное в единстве формы и содержания и состоящее из речевых единиц, выполняющих коммуникативную функцию» [Чернухина, 1984: 11] В данном определении важнейшими признаками художественного текста являются эстетический и изобразительно-выразительный аспект.

Похожие диссертации на Методика лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности